На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОССТРОЙ РОССИИ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для машинистов автовышек и автогидроподъемников

ТОИ Р-66-09-93

Москва 1999

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами. Типовые инструкции являются нормативными документами для работников строительных профессий.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. № 18-48.

В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения - 1 июля 1995 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями законодательства об охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяют требования, предъявляемые к работникам в процессе работы.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве, строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечается наибольший уровень производственного травматизма.

Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые ко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенные виды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены с учетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различной квалификации.

СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госстроя России
от
22 ноября 1993 г.
№ 18-48

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для машинистов автовышек и автогидроподъемников

ТОИ Р-66-09-93

Дата введения 01.01.94

Машинисты автовышек и автогидроподъемников (далее - «машинисты подъемников») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» Госгортехнадзора России, а также требования инструкции завода-изготовителя по эксплуатации подъемника.

Требования безопасности перед началом работы

1. До начала работы машинист подъемника обязан:

а) надеть спецодежду и спецобувь;

б) предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;

в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;

г) получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.

2. Перед запуском двигателя машинист подъемника обязан:

а) предупредить работников, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути следования, о начале работы машины;

б) при отсутствии проверки подъемника выявить и устранить имеющиеся неисправности в работе или доложить о них ответственному лицу за техническое состояние машины;

в) убрать все посторонние предметы из люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях;

г) проверить нахождение рычага переключения скоростей в нейтральном положении.

3. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

а) проверить работу тормозов и сцепления;

б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;

в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;

г) привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.

4. Машинист не должен приступать к выполнению работ на неосвидетельствованном подъемнике, а также при следующих неисправностях:

а) трещинах или деформациях в металлоконструкциях подъемника;

б) течи в топливной или гидравлической системах;

в) падении давления в шинах;

г) повышенном шуме;

д) несрабатывании стояночного или рабочего тормозов;

е) неисправности механизмов подъема люльки и выносных опор.

Обнаруженные неисправности должны быть устранены собственными силами до начала эксплуатации, а при невозможности сделать это машинист подъемника обязан сообщить руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией подъемника.

Требования безопасности во время работы

5. При выполнении работ машинист подъемника обязан:

а) содержать кабину управления и люльку в чистоте, не допускать нахождения там посторонних предметов;

б) в процессе работы следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;

в) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, работе отбойными молотками и т.п.);

г) контролировать наличие у работников подъемника удостоверения на право работ на высоте.

6. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:

а) установить подъемник на выносные опоры и затормозить автомобиль ручным тормозом;

б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;

в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;

г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.

7. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.

Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.

Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.

8. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:

а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;

б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;

в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.

9. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», утвержденных МВД России.

10. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника (не менее указанного в таблице).

Глубина выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры подъемника, м

Грунт

песчаный

супесчаный

суглинистый

глинистый

1

1,5

1,25

1

1

2

3

2,4

2

1,5

3

4

3,6

3,25

1,75

4

5

4,4

4

3

5

6

5,3

4,75

3,5

11. Производить работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист подъемника обязан под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

12. При изменении погодных условий (ухудшении видимости, усилении ветра более 10 м/с, грозе, понижении температуры ниже 40 °С) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.

13. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.

В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.

Требования безопасности по окончании работы

14. По окончании работы машинист подъемника обязан:

а) поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;

б) кабину управления привести в порядок и закрыть;

в) провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;

г) обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.