На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Технологическая карта

Всесоюзный
проектно-технологический
институт транспортного строительства
«ВПТИТРАНССТРОЙ», 1980

УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ РАЗМЕРОМ 0,49×0,49×0,1 м С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ

1980 г.

Содержание:

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО 120м2 БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ (120м2)

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

VIII. КАРТА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ УСТРОЙСТВЕ БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана, на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.

Быстротоки устраивают при строительстве автомобильных дорог с продольным уклоном более 30‰, а также на отдельных сложных пересечениях, где это требуется для обеспечения быстрого отвода воды с покрытия.

В технологической карте предусмотрено устройство быстротока из бетонных плит размером 0,49×0,49×0,1 м вдоль земляного полотна в целях предохранения его от размыва. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока устраивают водобойный уступ и лоток, пройдя который вода сбрасывается в водопропускную трубу или лог.

Расположение быстротоков определяют по проекту, в составе которого должен быть план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью быстротока.

Конструкция быстротока принята по типовому проекту «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование конструкций водоотводных устройств и их укрепления» № 819.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала работ по устройству быстротока с водобойным уступом и лотком должны быть закончены работы по устройству покрытия, досыпке присыпных обочин и планировке откосов.

К месту работы заблаговременно доставляют и раскладывают вдоль устраиваемого быстротока плиты размером 0,49×0,49×0,1 м, завозят щебень и выгружают его на обочине вырытого кювета под быстроток.

При производстве работ по устройству быстротока выполняют следующие работы (см. рисунок):

разработку кювета и котлована для водобойного уступа и лотка;

устройство щебеночного основания под бетонные плиты;

устройство водобойного уступа и лотка;

укладку бетонных плит на дно и откосы кювета;

заполнение швов цементным раствором.

До начала работ с помощью нивелира производят разбивку. Выносят и закрепляют ось быстротока, обозначают колышками контуры котлована и кювета. Затем экскаватором ЭО-1621 разрабатывают кювет и котлован. На дне котлована делают разбивку положения блоков водобойного уступа и лотка. Траншеи под блоки разрабатывают на 15-20 см шире проектной ширины для возможности регулирования положения блоков в плане. После этого зачищают дно и откосы вручную под рейку.

По окончании земляных работ приступают к устройству щебеночного основания. Щебень рассыпают слоем 5 см, выравнивают под рейку и уплотняют. Толщину щебеночного слоя контролируют по вбитым в грунт контрольным колышкам и нивелиром. Ровность щебеночного основания проверяют трехметровой рейкой. Закончив устройство щебеночного основания, блоки водобойного уступа и лотка автокраном устанавливают в подготовленную траншею. Пазухи засыпают щебнем и уплотняют трамбовкой.

Для укладки плит разбивают базис-опорную линию, натягивают шнур. Разбивку по высоте не делают, но в ходе укладки проверяют нивелиром вертикальные отметки.

Укладку плит выполняют автокраном СК-2562, начиная от водобойного уступа.

Первую плиту ряда укладывают вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см.

Технологическая схема устройства быстротоков с водобойным уступом

1 - Экскаватор ЭО-1621 (Э-153A); 2 – автомобиль-самосвал 3 - щебень 4 - кювет 5 – пакеты плит 6 – уложенные плиты 7 – автомобиль-самосвал с цементным раствором 8 – ёмкость для цементного раствора; 9 – бетонный конус 10 – блок водобойного уступа 11 – блок лотка; 12 - автокран KC-2562. Цифры в кружках – разряды рабочих.

При укладке необходимо соблюдать прямолинейность укладываемых плит. Уложив 10-12 плит на дно кювета, приступают к укладке плит на откосы.

Уложенные плиты осаживают на щебеночное основание с помощью трамбовки.

Закончив укладку плит, зазоры между ними заделывают цементным раствором, который доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами и выгружают в расходную емкость, а затем к месту работы подают в ведрах.

Заполнение швов цементным раствором осуществляется в определенной последовательности.

Стенки швов смачивают водой, по линии шва цементный раствор распределяют лопатами, затем при помощи кельмы равномерно распределяют раствор в зазоре шва и уплотняют его металлической шуровкой.

После уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит при помощи кельмы. Излишки цементного раствора убирают с поверхности плит лопатами и сметают метлами.

После того, как цементный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой.

Требования к качеству работ

Готовый быстроток должен иметь ровные поверхности дна и откосов.

Смещение уложенных плит по отношению друг к другу не должно превышать 5 мм в плане и в вертикальной плоскости.

При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля качества (см. раздел VIII настоящей технологической карты).

При производстве работ по устройству быстротока с водобойным уступом следует руководствоваться следующей литературой:

СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемка работ. Приемка в эксплуатацию». М., «Транспорт», 1978;

«Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ» СН 378-77. М., Стройиздат, 1977;

Типовым проектом «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование, конструкции водоотводных устройств и их укрепление».

Указания по технике безопасности

При устройстве быстротоков с водобойным уступом плиты и блоки должны быть выгружены из транспортных средств с помощью автокрана и уложены в установленные места вдоль бровки кювета.

При работе автокраном запрещается находиться под стрелой крана. Посторонним лицам не разрешается находиться ближе 5м от радиуса действия стрелы автокрана.

При укладке блоков и плит рабочие обязаны пользоваться инструментом, предусмотренным инструкцией, и должны быть снабжены защитной спецодеждой.

При производстве работ следует выполнять требования техники безопасности в соответствии со СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1970 г., и «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М, «Транспорт», 1978.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по устройству быстротока c водобойным уступом (см. рисунок) выполняет бригада в следующем составе:

Машинист автокрана

5 разр.

- 1

Монтажники конструкций

4 разр.

- 1

3 разр.

- 1

2 разр.

- 2

Дорожные рабочие

3 разр.

- 2

2 разр.

- 4

Для выполнения кратковременных работ привлекается машинист экскаватора ЭО-1621 (Э-153А) 4 разр., который разрабатывает кювет под быстроток и котлован под водобойный уступ и лоток.

Дорожный рабочий (2 разр. - 1) принимает участие в планировке дна и откосов насыпи.

Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 1) производят окончательную планировку дна и откосов кювета с выверкой по рейке, заполняют зазоры в швах между плитами цементным раствором.

Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 2) набрасывают щебень на дно и откосы кювета толщиной 5 см, окончательно планируют щебеночное основание и уплотняют его.

Машинист автокрана 5 разр. и монтажники конструкций (4, 3 и 2 разр. - 2) устанавливают блоки водобойного уступа и лотка, укладывают и рихтуют железобетонные плиты.

В начале смены бригада, после инструктажа мастера, получает инструменты и знаки ограждения, которые по указанию мастера устанавливают в необходимых местах.

В конце смены снимают знаки ограждения, очищают инструмент и сдают его в кладовую.

На участке работ необходимо иметь питьевую воду, воду для технических и бытовых целей, аптечку.

Работу рекомендуется проводить по методу бригадного подряда.

IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО 120м2 БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ

Итого:

на 120 м2

 

90,0

 

на 100 м2

 

75,0

 

 

 

(9,4 чел-дн)

Примечание: цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции, под линией - продолжительность операции в минутах

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ (120м2)

Шифр норм и расценок

Описание работ

Состав звена

Единица измерения

Объем работ

Норма времени, чел-ч

Расценка, руб - коп.

Нормативное время на полный объем работ, чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем работ
руб. - коп.

ЕНиР,

§ 2-1 - 11,

табл. 2

№1,ж

Разработка котлована кювета и траншеи для водобойного уступа

Машинист

экскаватора

4 разр.-1

100 м3

0,35

8,1

5-06

2,84

1-77

ТНиР,

§ Т16-10, табл. 3, № 1,б

Планировка дна кювета и откосов по рейке

Землекопы:

3 разр.-1

2 разр.- I

1 м3

5

4

1-97

20,0

9-85

ЕНиР,

§ 2-1-31,

табл. 3,

№ 1, е

(применительно)

Выборка грунта под установку блоков водобойного уступа и лотка

Землекоп

2 разр.-1

»

3,5

1,25

0-61,6

4,38

2-16

ЕНиР,

§ 17-25,

№ 1

Россыпь и разравнивание щебня слоем 5 см на откосах и дне кювета

Дорожные рабочие:

2 разр. - 1

1 разр. - 1

100 м2

1,2

5,2

2-42

6,24

2-90

ЕНиР,

§ 4-1-1,

№ 1

Установка бетонных  блоков водобойного уступа и лотка автокраном с выверкой  правильности установки блоков

Монтажники конструкций:

1 установка

3

0,72

0-42,7

2,16

1-28

4 разр. - 1

3 разр. -1

2 разр. - 1

Машинист

5 разр.-1

ЕНиР,

§ 17-26,

№ 2, б

Окончательная планировка и отделка щебеночного основания

Дорожные

100.м2

1,2

1,6

0-82,2

1,92

0-98

рабочие:

3 разр. - 1

2 разр. - 2

ЕНиР,

§ 2-1-45,

табл. 3,

№ 2, а

Уплотнение щебеночного слоя

Землекоп

3 разр. - 1

»

1,2

1,95

1-08

2,34-

1-29

ТНиР,

§ Т1-40,

№ 3 (применительно)

Укладка железобетонных плит самоходным краном

Машинист крана

»

1,2

37

(7,4)

21-74

44,4

26-08

5 разр. - 1

Мостовщики

4 разр. - 2

Такелажники

2 разр. - 2

ЕНиР,

§ 4-4 - 98

Бетонирование дна гасителя

вручную

Бетонщики:

1 м3

0,3

3,1

1-79

0,93

0-54

4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР,

§ 17-31,

№ 1

Уход за бетоном засыпкой песком

Дорожный

100 м2

0,06

4,2

1-84

0,25

0-11

рабочий

1 разр. - 1

ТНиР,

§ Т92-1 - 5,

№ 5

Заполнение швов между плитами цементным раствором

Дорожные

рабочие:

3 разр. - 2

2 разр. - 2

100 м
шва

5,4

4,6

2-41

24,84

13-01

 

Итого: на 120 м2

 

 

 

 

 

110,3

59-97

на 100 м2

-

 

 

 

 

91,9

(11,5 чел-дн)

49-97

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наименование показателей

По калькуляции А

По графику Б

На сколько процентов показатели по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции

Трудоёмкость работ при устройстве 100м2 быстротока с водобойным уступом, чел.-дн.

11,5

9,4

-18,3

Средний разряд рабочих

2,8

2,8

-

Среднедневная заработная плата на одного рабочего, руб.-коп.

4-34

5-31

+22,3

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

А. Основные материалы

Наименование материалов

Количество

Бетонные плиты размером 0,49×0,49×0,1м, шт.

576

Щебень фракции 15-40 мм для основания м3

7,2

Цементный раствор м3

1,03

Песок для ухода за бетоном, м3

0,5

Блок водобойного уступа, шт.

1

Блок лотка, шт.

2

B. Машины, оборудование, инструменты, инвентарь

Наименование

ГОСТ, марка

Количество

Экскаватор

ЭО-1621 (Э153А)

1

Автокран

КС-2562

1

Автомобиль-самосвал

МАЗ-503

По расчету

Нивелир

ГОСТ 10528-76

1

Рейка нивелирная

ГОСТ 11158-76

2

Лопата стальная строительная

ГОСТ 3620-76

5

Рулетка измерительная металлическая

ГОСТ 7502-69

1

Шуровка металлическая

-

2

Трамбовка электрическая

ГОСТ 20773-75

1

Кельма (мастерок) типа КБ

ГОСТ 9533-71

3

Лом стальной строительный ЛМ-32

ГОСТ 1405-72

3

Колышки

Изготавливаются на месте

40

Уровень строительный длиной 1м

ГОСТ 9416-76

1

Ведро железное

-

3

Кисть малярная

ГОСТ 10597-70

3

Метла

-

3

Шнур

ГОСТ 5107-70

2

VIII. КАРТА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ УСТРОЙСТВЕ БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

Схема быстротока с водобойным уступом с указанием отклонений

1-щебеночное основание; 2-железобетонные плиты

Крутизна откосов, %

Δ1=+10

Размеры кювета:

 

глубина (h), %

Δ2=±10h

ширина, см

Δ3=±5

Толщина слоя щебеночного основания (Я), %

Δ4=±10H

Положение плит относительно друг
друга на стыках, мм

Δ5=±5

Ровность планировки откосов и дна
кювета на участке длиной 3  м, см

Δ6=±5

Величина зазора между плитами, мм

Δ7=±5

 

I

Основные операции, подлежащие контролю

Устройство кювета

Устройство щебеночного основания

Укладка бетонных плит

II

Состав контроля

1. Глубина кювета.

2. Ширина кювета.

3. Ровность откосов и дна.

4. Крутизна откосов кювета

Ровность и толщина слоя основания

1. Положение плит относительно друг друга.
2. Величина зазора  между плитами

III

Метод и средства контроля

Измерительный.

Измерительный.

Измерительный.

1. Шнур.

1. Нивелир, визирки.

2. Рулетка металлическая.

Нивелир, визирки, шаблон

2. Линейка, визирка

3. Шаблон, рейка.

4. Уклономер

IV

Режим и объем контроля

1. Через каждые 20 м нивелиром.

Через каждые 30 м

Постоянно

2. Через каждые 20 м.

3, 4. Промеры через 3 м и на концевых участках

 

 

V

Лицо, контролирующее операцию

Мастер, геодезист

Мастер

VI

Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля

Прораб

VII

Привлекаемые подразделения для контроля

Геодезическая служба

-

VIII

Где регистрируются результаты контроля

Общий журнал работ, акт на скрытые работы

Общий журнал работ, акт приемки работ