На главную | База 1 | База 2 | База 3

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

(ОРГТРАНССТРОЙ)

ТЕХНОЛОГиЧЕСКАЯ кАРТА

УСТРОЙСТВО АЭРОДРОМНЫХ ОСНОВАНИЙ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ЦЕМЕНТОМ, С ПРИГОТОВЛЕНИЕМ СМЕСИ В УСТАНОВКЕ

Технологическая карта составлена отделом автодорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнитель инж. В.К. Пишванов) по материалам Челябинской и Ростовской нормативно-исследовательских станций.

Ответственный за выпуск инж. О.Н. Добровольский.

Cодержание

I. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

II. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

III. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ДВУХСЛОЙНОГО ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 26 см ПРОФИЛИРОВЩИКОМ Д-345 (НА СМЕННУЮ ЗАХВАТКУ ПЛОЩАДЬЮ 840 м2)

IV. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО 1000 м2 ДВУХСЛОЙНОГО ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 26 см ПРОФИЛИРОВЩИКОМ Д-345

V. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 

Технологическая карта предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

Карта составлена на устройство цементогрунтового основания толщиной 26 см профилировщиком Д-345 из цементо-грунтовой смеси, приготовляемой в смесительных установках и доставляемой к месту работ автомобилями-самосвалами.

Цементогрунтовая смесь должна удовлетворять требованиям «Указаний по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» СН 25-64.

Из условия надежного уплотнения смеси предусмотрена ее укладка в два слоя с раздельным уплотнением слоев.

В технологическую карту включены работы по установке и снятию рельс-форм, приемке, разравниванию и уплотнению цементогрунтовой смеси, уходу за уложенным цементогрунтовым основанием.

I. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

До устройства цементогрунтовых оснований все работы, связанные с устройством корыта и обеспечением водоотвода, должны быть выполнены в соответствии с требованиями «Технических условий производства и приемки аэродромно-етрои-тельных работ» СН 121-60.

В комплекс работ по устройству цементогрунтового основания входят следующие работы.

Установка рельс-форм с подготовкой основания под них.

Профилирование и уплотнение цементогрунтовой смеси нижнего слоя.

Профилирование и уплотнение цементогрунтовой смеси верхнего слоя.

Уход за уложенным цементогрунтовым основанием.

Снятие рельс-форм и перевозка их к новому месту установки.

Цементогрунтовое основание устраивают в два слоя толщиной по 13 см.

Сначала устраивают нижний слой па участке захватки длиной 20-30 м, а затем верхний слой на этом же участке.

В жаркую и ветреную погоду во избежание пересыхания смеси длину участка сокращают до 15-20 м.

Установка рельс-форм

Для устройства цементогрунтового основания толщиной более 18 см применяются рельс-формы высотой 28 см.

При устройстве основания маячного ряда рельс-формы устанавливают с двух сторон ряда, при устройстве основания промежуточных рядов - только по внешнему краю.

При использовании рельс-форм высотой 20 см к их основанию следует крепить доски требуемой толщины.

(Порядок и правила установки рельс-форм изложены в технологической карте «Устройство цементнобетонных и железобетонных аэродромных покрытий», Оргтрансстрой, 1965).

Профилирование и уплотнение цементогрунтовой смеси нижнего слоя

Перед укладкой смеси в основание надо обкатать рельс-формы. Для этого профилировщик Д-345 прогоняют вперед по уложенным рельс-формам на транспортной скорости и возвращают в исходное положение.

Положение рельс-форм проверяют нивелиром. В местах просадок делается подштопка.

После окончательной установки рельс-форм их внутренние грани смазывают глиняным раствором или отработанным маслом.

Доставляемую автомобилями-самосвалами смесь выгружают на дно корыта по указанию рабочего-приемщика смеси.

При ширине слоя 7 м и толщине в плотном теле 13 см нужно выгружать 1 м3 смеси на 1 пог. м захватки.

К месту разгрузки самосвалы передвигаются по готовому земляному полотну. При невозможности заезда таким способом устраивают передвижные переезды из щитов через 20-30 м.

Перед профилированием смеси отвал профилировщика Д-345 устанавливают так, чтобы просвет между дном корыта и нижней плоскостью отвала был равен 14,5 см, а затем профилируют смесь.

Сначала проходом профилировщика Д-345 на третьей скорости предварительно разравнивают смесь на участке длиной 4-5 м и возвращают профилировщик в прежнее положение; затем заполняют места с недостающим количеством смеси вручную и, наконец, окончательно профилируют смесь проходом профилировщика на третьей скорости с выключенным вибробрусом.

При окончательном профилировании перед отвалом профилировщика должен образовываться валик смеси высотой не менее 5 см.

После профилирования смеси на первом участке профилировщик передвигают на следующий участок и производят работу в таком же порядке.

После профилирования на участке длиной 20-30 м уложенную смесь уплотняют профилировщиком Д-345 на второй скорости за один проход. При этом вибробрус профилировщика устанавливают таким образом, чтобы передняя грань его имела превышение над задней на 5 мм.

Профилирование и уплотнение смеси верхнего слоя

Профилировщик Д-345 устанавливают в начале уложенного нижнего слоя.

Цементогрунтовую смесь для верхнего слоя выгружают на уплотненный нижний слой, разравнивают и профилируют профилировщиком так, как при устройстве нижнего слоя.

Уплотнение смеси верхнего слоя профилировщиком Д-345 производится на первой скорости за( один проход.

На отдельных участках, где образовались трещины и задиры, смесь уплотняют повторно.

В конце второй смены или при длительных перерывах в доставке смеси в конце уложенного слоя устраивают рабочий шов. Для этого в конце участка устанавливают две доски размером 5 × 26 × 349 см и закрепляют кольями. Место сопряжения укладываемого слоя с установленной доской заполняют смесью и утрамбовывают площадочными вибраторами.

Уход за основанием

После уплотнения верхнего слоя основания на его поверхность равномерно наносят краскопультом пленкообразующие материалы (битумная эмульсия, разжиженный битум, лак «Этиноль») в количестве 0,8-1 л/м2.

Движение автотранспорта по основанию разрешается открывать через 7-10 суток после окончания работ.

Устраивать покрытие па цементогрунтовом основании разрешается через 3 суток при цементогрунтовой смеси из связных грунтов и через 7-10 суток при цементогрунтовой смеси из песчаных и гравелиетых грунтов.

Снятие рельс-форм

Рельс-формы снимают не раньше чем через 24 ч после уплотнения смеси.

Для снятия рельс-форм необходимо: пользуясь ломом, вытащить штыри (свайки), осторожно отделить рельс-формы от цементогрунтового основания и разобрать их на звенья.

После этого оголенные грани основания смазывают разжиженным битумом или эмульсией, а рельс-формы очищают от цементогрунтовой смеси и грузят автокраном в автомобили.

При выгрузке на новом месте установки рельс-формы раскладывают в одну нитку.

Требования к качеству цементогрунтового основания под аэродромные покрытия

Отклонение толщины подготовленного основания от проектной не должно превышать 5 % (но не более 2 см);

отклонение отметок поверхности основания от проектных не должно превышать +2 см (на поперечниках - через 40 м);

зазоры между поверхностью основания и 5-метровой рейкой не должны превышать 1,5 см;

плотность укрепленного грунта после уплотнения должна быть не ниже 0,98 от оптимальной для верхнего слоя и не ниже 0,95 для нижнего;

При производстве работ по устройству аэродромных оснований из грунтов, укрепленных цементом, следует руководствоваться следующими материалами:

«Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами», СН 25-64, М, Госстройиздат, 1965;

«Технические условия производства и приемки аэродромно-строительных работ», СН 121-60, М.. Госстройиздат, 1961;

«Правила безопасности при работе на дорожных машинах». ВП 110-58 ГДСТР СССР, Автотрансиздат, 1958;

Технологическая карта «Устройство цементно-бетонных и железобетонных аэродромных покрытий», М., Оргтрансстрой, 1965;

«Технические условия по уходу за свежеуложенным бетоном дорожных и аэродромных покрытий с применением пленкообразующих материалов», ВСН 35-60, М., Оргтрансстрой, 1960.

II. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по устройству цементогрунтового основания ведутся одной бригадой из двух звеньев.

Установка и снятие рельс-форм

Состав звена

Машинист автокрана

5 разр -

1

Такелажник

3 разр

1

Дорожные рабочие:

4 разр -

1

 

3 разр -

1

 

2 разр-

1

В первой половине смены дорожные рабочие 3 и 2 разр. делают разбивку работ по вехам, установленным геодезистом, укладывают подкладки под стыки рельс-форм, планируют грунтовое основание под рельс-формы, а после установки рельс-форм подштопывают их и забивают штыри.

Дорожный рабочий 4 разр. и такелажник 3 разр. с помощью автокрана (машинист 5 разр.) на подготовленное основание устанавливают рельс-формы и производят их рихтовку.

После установки рельс-форм на очередной захватке из звена выделяется группа для снятия рельс-форм на участках затвердевшего цементогрунтового основания в составе: машиниста автокрана, дорожного рабочего 3 разр. и такелажника 3 разр.

Дорожный рабочий и такелажник вытаскивают штыри, отделяют рельс-формы от цементогрунтового основания, смазывают грани основания эмульсией или разжиженным битумом, разбирают рельс-формы на звенья, очищают рельс-формы, а затем с помощью автокрана грузят их в автомобили.

На месте установки рельс-форм дорожный рабочий 2 разр. подштопывает рельс-формы, а дорожный рабочий 4 разр. рихтует установленные рельс-формы после обкатки их профилировщиком. Эти же рабочие выгружают рельс-формы из транспортных средств на новом месте установки.

Укладка смеси и уход за основанием

Состав звена

Машинист профилировщика

6 разр -

1

Машинист компрессора

4 разр -

1

Дорожные рабочие:

3 разр -

1

 

2 разр -

3

Один рабочий 2 разр. принимает смесь, указывая шоферам место выгрузки смеси, очищает кузова автомобилей-самосвалов после выгрузки, с помощью самосвалов перемещает переездные мостики по ходу работ.

Машинист профилировщика и два рабочих 2 разр. производят разравнивание, профилирование и уплотнение цементо-грунтовой смеси. При этом рабочие 2 разр. идут впереди отвала профилировщика и поддерживают равномерное сечение валика смеси.

Машинист профилировщика управляет машиной при разравнивании, профилировании, уплотнении смеси, а также производит обкатку установленных рельс-форм; он также выполняет все работы, связанные с уходом и обслуживанием машины.

Машинист компрессора и рабочий 3 разр. выполняют работы по уходу за цементогрунтовым основанием; рабочий 3 разр. принимает битумную эмульсию, заполняет ею рабочую емкость, подготовляет к работе шланги и ручной краскопульт (или другой распылитель). В начале смены он помогает двум рабочим 2 разр. распределять цементогрунтовую смесь впереди профилировщика.

Рабочей площадкой (зоной) при устройстве оснований служит место у сменной захватки движущего потока, которое предварительно должно быть очищено, обеспечивая свободное размещение рабочих, инструментов, приспособлений, машин и материалов.

На рабочей площадке располагаются оборудованные в передвижных вагонах:

служебное помещение;

бытовое помещение для отдыха, обогрева и приема пищи с душевой установкой;

кладовая для хранения инструментов, запчастей и приспособлений;

ремонтная мастерская для текущего ремонта машин.

Применяемые материалы (доски для подкладок под стыки рельс-форм, горюче-смазочные материалы), а также запасной резерв рельс-форм складируют на передвижной платформе.

При работе бригады в темное время рабочая площадка должна быть хорошо освещена; источником электроэнергии служит передвижная электростанция (ПЭС).

Для повышения производительности профилировщика Д-345 разгружать смесь следует расстилая ее по земляному полотну, не создавая куч, а также правильно настраивать рабочие органы машины.

Положение отвала профилировщика регулируется по высоте относительно поддона вибробруса, и это обеспечивает нормирование припуска в толщине слоя на уплотнение с требуемой степенью плотности, а также позволяет добиться образования во время рабочего хода машины перед профилирующим отвалом небольшого валика излишка смеси высотой 15-20 см.

Сначала для более эффективной настройки рабочих органов машины Д-345 вибробрус устанавливают на уровне проектных отметок поверхности цементогрунтового основания в данном сечении, затем при движении машины профилирующий отвал перед вибробрусом постепенно поднимают и этим увеличивают величину припуска в толщине слоя смеси на уплотнение.

Поднимая вместе с отвалом передний «рай вибробруса, увеличивают угол его наползания. Величина подъема переднего края бруса должна быть несколько меньше величины подъема отвала и равна примерно 50-60 % от величины полной осадки смеси при максимальном уплотнении. От правильного подбора угла наползания и величины припуска в толщине слоя на уплотнение зависит эффективность уплотнения слоя смеси, а следовательно, и производительность профилировщика.

Высокая эффективность уплотнения цементогрунтового слоя машиной Д-345 обеспечивается тем, что вибробрус машины снабжен механическими вибраторами, работа которых синхронизирована по всей длине бруса. В начале строительного сезона рекомендуется проверить, правильно ли установлены дебалансы вибраторов: все они должны быть расположены на валу строго по прямой линии.

III. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ДВУХСЛОЙНОГО ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 26 см ПРОФИЛИРОВЩИКОМ Д-345

(НА СМЕННУЮ ЗАХВАТКУ ПЛОЩАДЬЮ 840 м2)

Примечание. Цифры над линией - число рабочих.

IV. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО 1000 м2 ДВУХСЛОЙНОГО ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 26 см ПРОФИЛИРОВЩИКОМ Д-345


пп

Шифр норм

Наименование работы

Состав бригады

Единица измерения

Объем работ

Норма затрат труда на единицу измерения, чел-ч

Расценка,
руб.-коп.

Количество чел-ч на полный объем работ

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

1

ЕНиР-17, §17-11, № 1

Подготовка основания под рельс-формы и установка рельс-форм с помощью крана К-51 (K-6I)

Машинист

5 разр. - 1 Такелажник

3 разр. - 1 Дорожные

рабочие:

4 разр. - 2

3 разр. - 2

2 разр. - 1

100 пог. м

одной нитки

1,43

18,9

8-60

27

12-30

2

Общая часть

Прием цементогрунтовой смеси с очисткой кузова автомобиля-самосвала

Дорожный

рабочий

2 разр. - 1

чел-ч

7

1

0-37

7

2-59

3

ЕНиР-17, §17-12

Планировка и уплотнение цементогрунтового основания профилировщиком Д-345

Машинист

6 разр. - 1 Дорожные

рабочие

2 разр. - 2

100 м2 основания

20

1,8

0-82,8

36

16-56

4

Т-36-19

Нанесение битумной эмульсии ручным краскопультом

Машинист

4 разр. - 1

Дорожный

рабочий

3 разр. - 1

То же

10

1,3

0-59,3

13

5-93

5

ЕНиР-17, §17-11, №.2

Снятие рельс-форм, очистка их и погрузка в автомобиль краном К-51 (К-61)

Машинист

крана

5 разр. - 1

Такелажник

3 разр. - 1

Дорожный

рабочий

3 разр. - 1

100 пог. М одной нитки

1,43

7,6

3-57

10,9

5-10

 

 

Итого

 

 

 

 

 

93,9

42-48

V. Основные технико-экономические показатели

 

По графику

По калькуляции

Трудоемкость работ на 1000 м2 основания, чел.-дни

13,1

13,4

Количество маш-смен на 1000 м2 основания

Выработка одного рабочего в смену, м2

3

76

3,7

53

Коэффициенты использования машин по времени

Профилировщик Д-345

0,9

Самоходный кран К.-61

0,92

Компрессор ЗИФ-55

0,79

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

а) Основные материалы и полуфабрикаты цементогрунтового основания на 1000 м2

Цементогрунтовая смесь

Битумная эмульсия 1030

295 м3

1030 л

б) Машины, оборудование, механизированный инструмент и инвентарь

Профилировщик Д-345

1

Самоходный кран К-61 (К-51)

Компрессор ЗИФ-55

1

1

Распылитель эмульсии

1

Звенья рельс-форм с креплениями и штырями

600 пог. м

Рейка-шаблон 3-метровая

Шаблоны для установки подкладок

1

2

Деревянные подкладки под рельс-формы

Щиты деревянные размером 4×5 м

Рулетка стальная

150

4

1

Ломы-лапы

2

Ломы

2

Молотки

2

Кувалды

9

Лопаты совковые

4

Лопаты штыковые

4

Стропы из тросов (захваты)

Шнур трассировочный

9

20 м

Трамбовки деревянные

2

Вёдра

2

Щетки капроновые

2

Доски для рабочих швов (длиной 6,98 м)

2

Нивелир

1

Рейки нивелирные

2

Теодолит

1