На главную | База 1 | База 2 | База 3

Группа компаний «Трансстрой»

СТО-ГК «Трансстрой»-008-2007

Стандарт организации

Геосетки.
Конструктивные решения и технология устройства армирующей прослойки на основе геосеток при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием

Москва 2007

Содержание

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН POO «Научно-техническая ассоциация ученых и специалистов транспортного строительства», ОАО «Дорожный научно-исследовательский институт «Союздорнии» (д.т.н. В.Д. Казарновский; инженеры: В.А. Зельманович, М.Л. Попов, Ю.А. Аливер; к.т.н. И.В. Лейтланд при участии к.т.н. В.М. Юмашева, к.т.н. Р.А. Когана, к.т.н. А.Е. Мерзликина) по заказу ООО «Группа компаний «Трансстрой».

2 ВНЕСЁН Департаментом развития технологии и стандартизации ООО «Группа компаний «Трансстрой».

3 УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ ООО «Группа компаний «Трансстрой» от 23.07. 2007 г. № ГК/ПН-51.

4 СОГЛАСОВАН ОАО «Союздорпроект» (исх. № 3012-09/2158 от 19.12.2006), ФГУП «Росдорнии» (исх. № 01.10/14-27 от 16.01.2007 г.), ОАО «Центродорстрой» (исх. № 9/1-8 от 25.01.2007 г.), МАДИ (ГТУ) (исх. № б/н от 15.06.2007).

5 Разработка стандарта организации предусмотрена статьей 13 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

6 Стандарт разработан на основе положений ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения», СТО-ГК «Трансстрой»-002-2006 «Правила построения, изложения, оформления и обозначения при разработке стандартов организации Группы компаний «Трансстрой». Разделы 3-7 настоящего стандарта гармонизированы с отечественными и международными нормативными документами. В них учтены основные положения международного руководства ИСО/МЭК 21:1999 «Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов».

7 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГУП «Стандартинформ» 31.07.2007 г. № 200/103 812 и ООО «Группа компаний «Трансстрой» 21.08.2007 г. №ГК/395.

8 ДЕРЖАТЕЛЬ ПОДЛИННИКА ООО «Группа компаний «Трансстрой».

9 ВВЕДЕН взамен СТП-008-99.

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

Геосстки. Конструктивные решении и технология устройства армирующей прослойки на основе гсосеток при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием

Введен взамен
СТП-008-99

Утверждён и введён в действие распоряжением ООО «Группа компаний «Трансстрой» от 23.07.2007 г., № ГК /ПН-51.

Дата введения 2007-07-25

1 Область применения

Настоящий стандарт организации (СТО) распространяется на конструктивные решения и технологию устройства армирующей прослойки на основе геосетки при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием.

Настоящий СТО устанавливает правила применения геосетки отечественного и зарубежного производства в качестве армирующей прослойки и удовлетворяет требованиям ОДМ «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог» (М., Росавтодор, 2003 г.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

ГОСТ Р 52128-2003

Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ 9128-97

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия (с изм. № 1 и 2)

ГОСТ 31015-2002

Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 30740-2000

Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

СНиП 3.06.03-85

Автомобильные дороги

СНиП 23-01-99*

Строительная климатология

СНиП 12-03-2001

Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

ОДН 218.046-01

Проектирование нежестких дорожных одежд

BCH 37-84

Инструкция по организации движения и ограждению мест производства работ

Росавтодор № ОС-28/1270-ИС

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования

Минтранс России № НТО-8-6/78

Рекомендации по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями

Минтранс России № ИС-666-р

Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог

Минтранс России № ОС-1066-р

Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд (взамен BCH 197-91)

При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты».

3 Общие положении

3.1 Армирующая прослойка является конструктивным элементом дорожной одежды, способствующим замедлению процесса появления, развития и раскрытия трещин и представляет собой как отдельную сетку, так и композит из армирующего полотна (далее - геосетка) и вяжущее.

3.2 Применение геосетки способствует усилению дорожной одежды, увеличению срока службы эксплуатации асфальтобетонного покрытия и, соответственно, увеличению межремонтного срока службы. Геосетки по долговечности должны сохранять свои потребительские свойства в течение всего срока службы дорожного покрытия или срока службы конструкции дорожной одежды с учетом технико-экономической целесообразности.

3.3 В стандарте представлен технологический процесс устройства армирующей прослойки как в виде узкой полосы (локальное армирование), так и в виде нескольких соединенных полос, расположенных на всей площади покрытия (сплошное армирование).

3.4 Армирующую прослойку устраивают:

- над трещинами в асфальтобетонном или цементобетонном слоях ремонтируемой дороги;

- над зонами, в которых предполагается появление трещины, в том числе:

- над рабочими швами в слоях основания из цементобетона или асфальтобетона;

- над поперечными швами цементобетонного покрытия или основания при поэтапном усилении (наращивании) поверхностных слоев и повышении капитальности дорожной одежды;

- над продольными швами при реконструкции автомобильной дороги;

- в зоне узла сопряжения старой и новой конструкций дорожной одежды при уширении проезжей части дороги.

3.5 Местоположение армирующей прослойки между конструктивными слоями дорожной одежды зависит от климатических условий района строительства, конструктивных особенностей дорожной одежды и устанавливается расчетом согласно «Рекомендациям по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями». При этом суммарная толщина асфальтобетонных слоев, расположенных над армирующей прослойкой, должна быть не менее 8 см.

3.6 Параметры и механические свойства геосеток отечественного и зарубежного производства представлены в приложении А. Характеристики отечественных геосеток гармонизирует с характеристиками зарубежных геосеток. Полнота набора характеристик геосеток отечественного и зарубежного производства позволяет дифференцированно применять их в зависимости от решаемых проектных задач.

3.7 Применение геосеток возможно при наличии:

- технических условий, согласованных организациями, представляющими отрасль предприятий-потребителей. Технические условия должны содержать технические требования к составу сырья, к основным контролируемым производителем физико-механическим свойствам, к форме поставки, упаковке, маркировке, требования по безопасности, транспортированию и хранению, правила приемки, методы контроля и испытаний, гарантиям изготовителя;

- санитарно-эпидемиологического заключения; гигиенических сертификатов;

- документов, регламентирующих область применения геосинтетических материалов; сертификатов соответствия, разработанных или согласованных организациями, представляющими отрасль предприятий-потребителей.

3.8 Работы по устройству армирующей прослойки с использованием геосеток должны предусматривать следующие технологические операции:

- подготовка поверхности основания дорожной одежды (очистка основания от пыли и грязи);

- заливка трещин (при их наличии) герметизирующим материалом;

- первичный розлив вяжущего (катионактивной битумной эмульсии);

- укладка, натяжение и крепление сетки;

- вторичный розлив вяжущего;

- укладка вышележащего асфальтобетонного слоя.

Технологическая карта устройства армирующей прослойки приведена в приложении Б.

3.9 При сооружении дорожной одежды с геосетками должны проводиться мероприятия по охране грунтов и грунтовых вод от попадания битумной эмульсии за счёт устройства объездов. Производители геосеток в своих сертификатах должны гарантировать соблюдение охраны окружающей среды при использовании их продукции.

4 Конструктивные решения с применением геосеток

4.1 При локальном армировании трещины полотно геосетки должно располагаться вдоль и симметрично средней линии трещины (рисунок 1). Расстояние от края геосетки до трещины должно быть не менее 50 см. Для обеспечения этого условия при армировании трещины большой кривизны полотно геосетки допускается разрезать на короткие куски и укладывать с нахлестом по направлению трещины.

Рисунок 1 - Схема расположения полотен геосеток при локальном армировании

4.2 При сплошном армировании полотно геосетки должно располагаться параллельно оси дороги несколькими рядами (рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема расположения полотен геосеток при сплошном армировании

4.3 Для повышения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия над поперечными швами в цементобетонном основании устраивают локальное армирование зоны шва, располагая сетку шириной 100-160 см симметрично вдоль шва. При этом толщина асфальтобетонного слоя над армирующей прослойкой должна быть не менее 8 см. Локальное армирование швов осуществляют при расстоянии между швами более 7 м. При меньшем расстоянии устраивают сплошное армирование поверхности основания.

4.4 При локальном армировании в зоне продольного шва полотно геосетки должно располагаться вдоль и симметрично относительно шва (рисунок 3). При нарезке шва сетка прорезается.

Рисунок 3 - Схема конструкции шва и расположение армирующей прослойки при локальном армировании продольного шва (поперечное сечение)

4.5. При сплошном армировании прослойку устраивают по всей ширине проезжей части дороги (Ш). С учетом ширины нахлеста (Н) и рулона (Р) необходимое количество рядов геосетки (К) определяют по формуле:

К=(Ш+Н)/(Р+Н)

При этом ширина нахлеста для геосетки должна быть не менее 5 см.

4.6 При укладке полотен в несколько рядов поперечные стыки должны быть смещены один относительно другого на - 2-3 м.

4.7 Нахлест полотен геосетки в поперечных стыках назначают с учетом направления укладки асфальтобетонной смеси, т.е. последующее полотно должно начинаться под полотном, на которое укладывается смесь. При этом ширина нахлеста верхнего полотна на нижнее должна быть не менее 25 см.

4.8 Крепление геосеток на поверхности слоев осуществляется в основном за счет применения качественной (прочной) приклейки и как вариант - с помощью крепежных дюбелей.

5 Технология производства работ

5.1 Подготовка поверхности основания дорожной одежды к устройству армирующей прослойки включает выравнивание, просушивание и обеспыливание поверхности основания.

5.2 При наличии трещин с шириной раскрытия более 5 мм их очищают, прогревают и заливают герметизирующим материалом в соответствии с техническим регламентом. Более узкие трещины «проходят» достаточную обработку за счет устройства подгрунтовочного слоя из битумной эмульсии.

5.3 Выравнивание поверхности следует осуществлять фрезерованием или устройством выравнивающего слоя. Выравниванию подлежат участки, которые не удовлетворяют предельному состоянию по ровности поверхности основания. Основными показателями для оценки ровности должны служить размер и число просветов (в миллиметрах) под трехметровой рейкой. При наличии даже одного просвета более 14 мм или более 12 % просветов размером от 5 до 14 мм, выравнивание поверхности является обязательным.

5.4 Обеспыливание должно проводиться механической щеткой или сжатым воздухом. Влажную поверхность допускается обрабатывать специальным составом на основе олигомеров с отвердителем и пластификатором в соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

5.5 Первичный розлив битумной эмульсии осуществляется из расчета 0,6 л/м2. Отсутствие характерного блеска обработанной поверхности указывает на повышенную шероховатость основания; расход битумной эмульсии следует увеличить до 0,7 л/м2. После розлива битумной эмульсии устраивают технологический перерыв (см. п. 5.9).

5.6 При укладке геосетки следует предусмотреть подкатку полотен ручным катком, которая обеспечивает плотное прилегание геосетки к основанию и прочное сцепление с ним.

5.7 Вяжущее необходимо применять в виде дорожной катионной битумной эмульсии классов ЭБК-1 и ЭБК-2 по ГОСТ Р 52128-2003.

5.8 Работы по устройству армирующей прослойки с использованием геосетки должны выполняться в сухую погоду:

весной и летом - при температуре воздуха не ниже 5 °С;

осенью - при температуре воздуха не ниже 10 °С.

5.9 Между технологическими операциями предусматриваются разрывы во времени, которые зависят от применяемых материалов и погодных условий (см. таблицу)

Таблица - Разрыв во времени между технологическими операциями

Технологическая операция

Разрыв во времени, ч,

не менее

не более

Подготовка поверхности основания

-

-

Заливка трещин герметизирующим материалом

1

12

Первичный розлив битумной эмульсии

-

2

Укладка сетки, ее натяжение и крепление

2

6

Вторичный розлив битумной эмульсии

-

2

Укладка вышележащего асфальтобетонного слоя

1.5

8

5.10 Период времени между первичным розливом битумной эмульсии и укладкой сетчатого полотна корректируют в зависимости от погодных условий. Признаком готовности обработанной битумной эмульсией поверхности к укладке сетчатого полотна является изменение цвета эмульсии с коричневого на черный.

5.11 При креплении геосетки дюбелями начало рулона крепят к поверхности с помощью дюбелей со стальными шайбами. При ширине геосетки 1 м забивают 4 дюбеля, при большей ширине дюбели забивают с шагом 30-50 см. Затем рулон сетки раскатывают на 2-3 м, вручную натягивают и укладывают на поверхность без волн и складок; боковые стороны закрепляют дюбелями с интервалом 2 м и вновь раскатывают рулон. Дюбели забиваются заподлицо с поверхностью основания.

5.12 Рекомендуется использовать дюбели ДТП или ДГПШ длиной 40-60 мм и диаметром 3,7-4,5 мм, стальные шайбы диаметром не менее 36 мм и строительно-монтажный пистолет типа ПЦ-84 с патронами Д3 или Д4.

5.13 После закрепления геосетки производится повторный розлив битумной эмульсии из расчета 0,4 л/м2 и до укладки асфальтобетонного слоя делается технологический перерыв (см, таблицу)

5.14 Во избежание повреждения сетчатого полотна построечный транспорт не должен маневрировать, резко ускоряться и тормозить на сетчатом полотне. В целях защиты сетчатого полотна рекомендуется проводить следующие мероприятия:

- предусматривать технологию производства работ с использованием укладочного комплекта с боковой загрузкой и специальными перегружателями асфальтобетонной смеси;

- раскладывать сетчатое полотно в направлении, противоположном направлению движения технологического потока по устройству асфальтобетонного слоя;

- устраивать поверхностную обработку из щебня, обработанного битумом («черный щебень»), фракции 5-10 мм с прикаткой легкими катками;

- укладывать слой из песчаного асфальтобетона типа Г толщиной 2 см;

- устанавливать временные трапы или щиты над уложенными, закрепленными и вторично обработанными битумной эмульсией полотнами геосетки.

6 Контроль качества работ

Проверку качества работ, включая разрывы во времени, необходимо выполнять пооперационно, визуально и инструментально в соответствии с приложением В настоящего стандарта.

7 Безопасность выполнении работ

7.1 Рабочие должны быть обучены безопасным методам ведения работ в соответствии с «Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (Союздорнии. М., 1993), а также должны руководствоваться СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

7.2 Обслуживающий персонал должен изучить устройство и правила безопасной эксплуатации оборудования по документации.

7.3 Схемы организации движения, знаки и временные ограждения должны соответствовать требованиям «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ» BCH 37-84.

Приложение А
(справочное)

Параметры и механические свойства геосеток

1 ГСК по ТУ 5952-062-00204984-01

Производитель - Россия, Ступинский завод геосинтетических материалов, 142800, г. Ступино, Московская обл., тел. (09664)12787, тел./факс 24192.

Производитель (под торговой маркой «Армдор») - Россия, Улыбышевский завод геосинтетических материалов, 601351, Владимирская обл., Судогодский р-н, ст. Улыбышево, тел. (0922) 236216, тел./факс 237413. Ширина 1,2 - 2,4 м. Сырьё - стекловолокно с пропиткой.

Марка

gгр, г/м2

Размер ячеек, мм

emaxв

emaxп

, кН/м при eв, %

ТД, °с

кН/м

%

2

3

5

40

200

 

40

35

 

 

 

 

 

 

50

280

12,5´12,5

50

42

 

 

 

 

 

 

80

500

80

68

5

5

-

-

-

 

100

600

50´50

100

80

 

 

 

 

 

 

120

700

 

120

95

 

 

 

 

 

 

200

1200

 

200

150

 

 

 

 

 

 

Примечание.  и  - прочность при растяжении в продольном и поперечном направлениях;

emaxв и emaxп - максимальная относительная деформация при продольном и поперечном направлениях;

 - усилие при продольном растяжении при определенной величине относительной деформации;

ТД - максимально допускаемая температура;

gгр - масса 1 м2 полотна геосетки.

2 СДА по ТУ 2296-057-002044949-99; СБП-Д по ТУ 218 РФ-001-05204776-2000

Производитель - Россия, ОАО «Судогодское стекловолокно», 601351, г. Судогда Владимирской обл., ул. Коммунистическая, д.1. тел. (09235) 21288, факс 21995. Ширина 1,0 м. Сырьё - стекловолокно с пропиткой, базальтовое волокно с пропиткой.

Марка

gгр, г/м2

Размер ячеек, мм

emaxв

emaxп

, кН/м при eв, %

ТД, °с

кН/м

%

2

3

5

СДА 25´25 (100)

320

25´25

45

40

-

-

-

-

-

-

СБП-Д 25´25 (100)

320

25´25

45

40

-

-

-

-

-

-

3 Геосетка стеклянная клееная (ГСК) марки «Армдор» по ТУ 2296-003-32978724-2002

Показатель

Норма для геосеток

ГСК-50

ГСК-70

ГСК-100

ГСК-120

Масса на единицу площади, г/м2

225±30

320±40

450±50

540±60

Разрывная нагрузка, кН/м, не менее:

 

 

 

 

продольные нити

50

70

100

120

поперечные нити

48

65

95

115

Удлинение при разрыве, % не более:

 

 

 

 

по продольным нитям

4,0

4,0

4,0

4,0

по поперечным нитям

4,0

4,0

4,0

4,0

Потеря прочности при проверке морозостойкости (50 циклов замерзания-оттаивания), %, не более

25

25

25

25

Размеры ячеек, мм

25´25

25´25

25´25

25´25

 

37,5´37,5

37,5´37,5

37,5´37,5

37,5´37,5

 

50´50

50´50

50´50

50´50

Ширина, см

240,120

240,120

240,120

240,120

4 Геосетка HaTеlit С 40/17, поставляемая Hiicskcr Synthetic GmbH

Материал

Геосетка с прикрепленным с одной стороны ультратонким нетканым материалом

Покрытие

на битумной основе

Вес материала, г/м2

330

Размер ячеек, мм

40´40

Предельная прочность на растяжение продольная/поперечная, кН/м

50/50

Удлинение при разрыве, % продольное/поперечное

12/12

Прочность, кН/м, при 3%-ном удлинении продольная/поперечная

12/12

Устойчивость к высоким температурам

до 190 °С

Химическая стойкость

к растворителям и антиобледенителям

Размер рулона:

 

длина, м

150

ширина, м

5,00

(и любая делимая ширина)

5 Сетка типа HaTelit, поставляемая Akzo Nobel Geosyn-thetics GmbH

Марка сетки

20/5

30/13

30/19

40/17

Сырье

 

 

 

 

Покрытие

Полиэфир на битумной основе

Вес на единицу площади, г/м2

140

240

460

240

Размер ячеек, мм

20´20

30´30

30´30

40´40

Минимальная свободная поверхность, %

75

75

75

75

Максимальное растяжение (продольное/поперечное), кН/м

30/30

50/50

90/90

50/50

Удлинение при максимальном растяжении (продольное/поперечное), %

10-12/12-14

10-12/12-14

10-12/12-14

10-12/12-14

Прочность при растяжении 3% (продольное/поперечное)

7/5

12/10

22/18

12/10

Жароустойчивость

До 190°С

Усадочные свойства

Примерно 1% при 190°С

Химическая устойчивость

Устойчив к солям

6 Сетка Polyfеlt PGM-G

Материал - армированный нетканый материал прядями из стекловолокна. Сырье - полипропилен, светостабилизированный + стекловолокно.

Характеристика

Тип геосетки

PGM-G 50/50

PGM-G 100/100

Битумная пропитка, кг/м2

1,1

1,1

Максимальная прочность на растяжение продольное/поперечное, кН/м

50/50

100/100

Удлинение при разрыве, %

3

3

Растягивающее усилие при удлинении 2% продольном/поперечном, кН/м

34/34

68/68

Размер ячейки (для стекловолокна), мм

40´40

40´40

Поверхностная плотность, г/м2

300

430

Точка плавления, °С

165

165

Приложение Б
(обязательное)

Технологическая карта устройства армирующей прослойки

Наименование и последовательность операций

Средства дли выполнении работ

Очистка основания от пыли и грязи

Поливочная машина, механическая щетка, воздушный компрессор

Заливка трещин герметизирующим материалом

Бригада из трех дорожных рабочих: два - 3-го разр., один - 4-го разр.

Первичный розлив битумной эмульсии 0,6 л/м2

Автогудронатор

Укладка сетки, ее натяжение вручную и крепление: начало сетчатого полотна крепится дюбелями, натяжение, закрепление боковых сторон дюбелями с интервалом 2 м

Дюбели ДТП или ДГГТШ длиной 40-60 мм и диаметром 3,75-4,5 мм.

Патроны Д3 или Д4

Бригада из трех дорожных рабочих:

два - 3-го разр.,

один - 4-го разр.

Вторичный розлив битумной эмульсии 0,4 л/м2

Автогудронатор

Укладка вышележащего асфальтобетонного слоя

Асфальтоукладчик и бригада рабочих согласно регламенту

Приложение В
(обязательное)

Схема операционного контроля

Технологическая операции

Контролируемый параметр

Вид контроля

Инструмент

Допустимые отклонения

Периодичность контроля

Подготовка

поверхности

основания

Чистота поверхности

Визуальный

 

Запыленность не допускается

Постоянно

Розлив битумной эмульсии

Дозировка

битумной

эмульсии

Инструментальный

Штатные приборы автогудронатора

±6%

1 раз перед началом рабочей смены

автогудронатора

 

Скорость распада

Инструментальный

Лабораторное оборудование

По ГОСТ Р 52128-2003

Для каждой партии

Укладка и натяжение сетки

Ровность укладки сетчатого полотна в вертикальной плоскости

Визуальный

 

Наличие не более 1% от площади полотна сетки «пузырей» и складок

Не реже, чем через 10-15 м

 

Нахлест в стыках

Инструментальный

Мерная линейка

+5 см

Не реже, чем через 2-3 м

 

Перекос полотна геосетки в горизонтальной плоскости

Инструментальный

Мерная линейка

1 см

не более 10% измерений от 1,0-2,0 см

Не реже, чем через 2-3 м

Ключевые слова: геосетка, армирующая прослойка, шов, нахлёст, технологический перерыв, дюбель, поверхность