На главную | База 1 | База 2 | База 3

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

МОСКОМАРХИТЕКТУРА

ПОСОБИЕ
по комплексному проектированию окружающей среды
для людей с физическими ограничениями

выпуск 1

Элементы городской среды

1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНО МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (кандидат архитектуры А.А. Архангельская).

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Л.А. Шалов, инженер Ю.Б. Щипанов).

3. СОГЛАСОВАНО Мосгосэкспертизой, Комитетом социальной защиты населения Москвы и УАС и СП Москомархитектуры.

4. УТВЕРЖДЕНО и введено в действие указанием Москомархитектуры от 19 марта 1996 г. № 7.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения.. 1

Термины.. 2

1. Благоустройство городских улиц. 2

1.1. Бордюрные пандусы и переходы.. 2

1.2. Пандусы для входа в здания и общественный транспорт. 5

1.3. автостоянки. 7

1.4. телефоны.. 8

2. Тактильные плиты и бордюрные камни.. 8

2.1. Применение снижающихся бордюрных камней и тактильных поверхностей на пешеходных путях. 9

2.2. Шаблоны тактильных плит. 9

2.3. Примеры мощения переходов тактильными плитами. 11

3. Оборудование территории парков.. 15

3.1. Информационные знаки доступности. 15

3.2. Подъемные устройства. 16

3.3. Освещение. 19

3.4. Парковка автомобилей. 19

3.5. Пешеходные пути. 20

3.6. Элементы благоустройства. 21

Нормативные ссылки. 22

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пособие разрабатывается в развитие действующих ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения" и является дополнением к серии "Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения" (выпуск 1 "Общие положения" и выпуск 2 "Градостроительные требования")

Выпуск 1 включает: отдельные материалы по вопросам укладки тактильных плит, шаблонов плит для переходов, пандусов-платформ для входа в общественный транспорт, портативных пандусов индивидуального пользования, обустройства парковых территорий и др.

В выпуске 1 использован ряд зарубежных источников последних лет, из которых отобраны материалы, необходимые для конкретного проектирования доступной городской среды в Москве и Лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП).

Выпуск 1 не повторяет общих положений, разработанных в других источниках: общие параметры для инвалидов, исходные габариты для функциональных зон и т.д.

Некоторые положения выпуска 1:

требование выравнивания бордюрного камня с проезжей частью, устройство бортика на пандусе высотой не менее 6,0 см и др. должны повысить уровень безопасности использования предлагаемых устройств людьми с ограниченными физическими возможностями.

Выпуск 1 имеет 3 раздела:

1. Благоустройство городских улиц.

2. Тактильные плиты и бордюрные камни.

3. Оборудование территории парков.

Представленные разделы посвящены конкретным примерам градостроительных ситуаций, специфике деталей малых форм, оборудования и информации.

ТЕРМИНЫ

Бордюрный пандус - съезд с пешеходного пути через бордюрный камень для людей, использующих кресла-коляски.

Тактильная поверхность - осязаемое рельефное покрытие пешеходного пути.

Неконтролируемый переход - переход, ничем не обозначенный на поверхности проезжей части.

1. БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКИХ УЛИЦ

1.1. БОРДЮРНЫЕ ПАНДУСЫ И ПЕРЕХОДЫ

1.1.1. БОРДЮРНЫЕ ТРОТУАРНЫЕ ПАНДУСЫ НА КОНТРОЛИРУЕМЫХ ПЕРЕХОДАХ

Пример бордюрного перпендикулярного пандуса на тротуарах с газоном и без. Ширина пандуса вписывается в границы пешеходного перехода. Пешеходный переход прерывает островок безопасности.

1.1.2. ВАРИАНТЫ УСТРОЙСТВА БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ

Устройство перехода по узкому тротуару через местный проезд (с газоном).

Устройство перехода по узкому тротуару через местный проезд (без газона).

Пандус, перпендикулярный тротуару.

Пандусы, параллельные тротуару.

Сочетание параллельных и перпендикулярного пандусов.

Примечание: размеры даны в мм.

1.1.3. ВАРИАНТЫ УСТРОЙСТВА ПАНДУСОВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫСОТЫ БОРДЮРНОГО КАМНЯ

Так называемые "БОРДЮРНЫЕ" пандусы должны устраиваться на каждом пересечении улиц и там, где пешеходный путь пересекает бордюрный камень.

При спуске пандуса на проезжую часть его ширина должна вписаться в ширину обозначенного на проезжей части пешеходного перехода.

РАЗРЕЗ 1-1

1.1.4. ВАРИАНТЫ УСТРОЙСТВА ПАНДУСОВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫСОТЫ БОРДЮРНОГО КАМНЯ

РАЗРЕЗ 1-1

Примечания: 1. Ранее уложенный бордюрный камень может быть сохранен.

                        2. Размеры даны в мм.

1.1.5. портативный бордюрный пандус

Портативный бордюрный пандус (КЕРБХОППЕР - "ПРЫГУН ЧЕРЕЗ КАМЕНЬ") изготавливается из стекловолокна, имеет вес в вариантах 8 и 13 кг, окрашен в яркооранжевый цвет, прочен, имеет нескользкую поверхность, легко укладывается в автомобиль. Стандартный кербхоппер наиболее удобен для индивидуального использования.

Примечание: размеры даны в мм.

1.2. ПАНДУСЫ ДЛЯ ВХОДА В ЗДАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

1.2.1. ПРЯМОЙ ОГРАЖДАЕМЫЙ ПАНДУС

1.2.2. ОГРАЖДАЕМЫЙ ПАНДУС С ПОВОРОТНОЙ ПЛОЩАДКОЙ

Примечание: размеры даны в мм.

1.2.3. ОГРАЖДАЕМЫЙ ПАНДУС С ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ ПОВОРОТА НА 180°

Примечание: размеры даны в мм.

1.2.4. ПЛАТФОРМА ДЛЯ ВХОДА В АВТОБУС ТИПА "ИКАРУС"

Пандусы для входа на уровень пола общественного транспорта (вагонов трамвая и наземных станций метро, автобусов) в отличие от пандусов для входа в здания получили, название "платформы" Платформы (исключая платформы наземных станций метро) используются при помощи перекидного мостика с площадки платформы в вагон транспортного средства. Перекидной мостик хранится в вагоне и приводится в рабочее положение водителем транспортного средства. Платформы оборудуются прочными поручнями типа уличных ограждений.

ОБЩИЙ ВИД ПЛАТФОРМЫ

ПЛАН ПЛАТФОРМЫ

Примечание: размеры даны в мм.

                        отметки - в м.

1.3.АВТОСТОЯНКИ

Габариты автостоянки для легковых автомобилей

В конце ряда предусмотрена стоянка для специализированного автомобиля габаритов маршрутного такси

Автостоянка на два места с перпендикулярным бордюрным пандусом

Автостоянка на одно место с параллельным бордюрным пандусом

Универсальная стоянка для всех видов автотранспорта

Примечание: размеры даны в мм.

1.4.ТЕЛЕФОНЫ

Примечание: размеры даны в мм.

2. ТАКТИЛЬНЫЕ ПЛИТЫ И БОРДЮРНЫЕ КАМНИ

2.1. ПРИМЕНЕНИЕ СНИЖАЮЩИХСЯ БОРДЮРНЫХ КАМНЕЙ И ТАКТИЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЯХ

А. ГЛАВНЫЕ ДЕТАЛИ ПЕРЕХОДА

В. ДЕТАЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БОРДЮРНОГО КАМНЯ, ВЫРОВНЕННОГО С ПОВЕРХНОСТЬЮ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

2.2. ШАБЛОНЫ ТАКТИЛЬНЫХ ПЛИТ

2.2.1. ШАБЛОНЫ ПЛИТ С ТАКТИЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Модуль

Сторона квадрата

Шаг

А

Б

1

450

64

33

2

400

66,8

33

 

 

Допуск ± 2

Примечания: 1. Цвет - красный для регулируемых переходов;

                             желто-бурый или другой контрастный цвет (кроме красного) для регулируемых переходов

2. Размеры даны в мм.

3. Материалы - пригодные для изготовления плит для мощения  пешеходных путей (бетон, керамика и т.п.).

2.2.2. рисунок тактильной поверхности

(МОДУЛИ 1 и 2)

Примечание: Размеры даны в мм.

2.2.3. НАПРАВЛЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА ТАКТИЛЬНЫХ ПЛИТАХ ТОБРАЗНОГО ПЕРЕКРЕСТКА НА ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Примечание: Размеры даны в мм.

2.3. ПРИМЕРЫ МОЩЕНИЯ ПЕРЕХОДОВ ТАКТИЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

2.3.1. КОНФИГУРАЦИЯ ПЛОЩАДИ МОЩЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПЕРЕХОДА

А. Г - ОБРАЗНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

2.3.2. ВЫРАВНИВАНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ПЛИТ В НАПРАВЛЕНИИ ПЕРЕХОДА

Примечание: Нестандартная ситуация внешних очертаний мощения

2.3.3. НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕХОДЫ-ПЕРЕХОДЫ, НЕ СОЕДИНЕННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

2.3.4. НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ "ЛИНЕЙНЫЙ" ПЕРЕХОД НА Т-ОБРАЗНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ

Примечания: 1. Размеры даны в мм.

2. Детали тактильных поверхностей см. в п. 2.1 - 2.2

2.3.5. НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ "ВСТАВКИ" ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Примечания: 1. Оборудование, включая решетчатые покрытия, тумбы связи малые формы и т.п., не должны располагаться в непосредственной близости от перехода

2. Детали выровненных камней см. в п. 2.1

3. Размеры даны в мм.

2.3.6. НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ ПЕРЕХОДНАЯ ВСТАВКА НА ОСТРОУГОЛЬНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ

А. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНАЯ ВСТАВКА НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО ПЕРЕХОДА

Б. УГЛОВЫЕ ВСТАВКИ НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО ПЕРЕХОДА

2.3.7. УСТРОЙСТВО ТАКТИЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НА НЕЙТРАЛЬНОМ ОСТРОВКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ И НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ ПЕРЕХОДОВ

Примечания: 1. Устройство тактильных поверхностей на пешеходных путях зависит от расположения переходов - см. п. 2.3.1 - 2.3.4

2. При ширине островка безопасности до 2м. тактильная поверхность заполняет всю ширину перехода по островку

3. При ширине островка безопасности более 2м. с каждой стороны его перехода устраиваются тактильные полосы шириной не менее 800мм.

3. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ПАРКОВ

3.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ ДОСТУПНОСТИ

Информационные знаки доступности и указатели должны быть представлены словами и легко понятными символами и (или) диаграммами (ясными и четкими, без стилизации).

ЦВЕТ И ОСВЕЩЕНИЕ:

- цвета знаков должны контрастировать с их фоном (например, темные буквы на светлом фоне);

- знаки должны быть размещены на хорошо освещенном месте;

- рекомендуется использование самосветящихся поверхностей.

РАЗМЕРЫ:

- на всех знаках следует применять крупные размеры букв и символов;

- буквы на указателях направления должны быть высотой не менее 25 мм;

- цифровые или буквенные характеристики должны иметь строчки с отношением

высоты строки к ее ширине между 1:5 и 1:10.

ЗАВИСИМОСТЬ ВЫСОТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ ДИСТАНЦИИ ВЗГЛЯДА

Минимальный размер высоты изображения в мм.

Максимальная дистанция взгляда на знак в мм.

200

6000

150

4600

100

2500

75

2300

50

1500

25

750

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Двери в общественных местах должны быть обозначены арабскими цифрами, буквами прямого шрифта без засечек или цифрами и буквами вместе. Характеристики, символы или пиктограммы на этих знаках должны иметь высоту от 16 до 55 мм и размешаться на стене на уровне 1475 - 1525 мм от пола и 155 мм от дверного проема со стороны открывания двери.

2. В связи с тем, что только 4% слабовидящих способны читать по Брайлю, рекомендуется использовать другие методы передачи информации (крупное изображение, звуки, рельефные буквы).

3.2. ПОДЪЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА

3.2.1. лифты, ПОДЪЕМНИКИ

Месторасположение лифтов, подъемников должно быть ясно обозначено принятыми международными символами. Каждый лифт или подъемник должен быть обеспечен звуковой и визуальной информацией о назначении этажей, обслуживаемых данным лифтом.

Доступные лифты и подъемники должны предусматриваться как при новом строительстве, так и при реконструкции.

3.2.2. ПАНДУСЫ

Пандусы устраиваются там, где уклон местности превышает 1:20 (5%). Одновременно с пандусом должна предусматриваться лестница. Если устройство постоянного пандуса почему-либо невозможно, устанавливают переносные пандусы. Пандус должен быть хорошо освещен и иметь нескользкую поверхность покрытия (например, бетон с насечкой или обработанный "в елочку").

ПОРУЧНИ

Поручни устраиваются по обеим сторонам пандусов (при высоте подъема 150 мм и более) и лестниц для обеспечения людям выбора наиболее удобного для них положения при опирании на поручень, который должен выдерживать давление более 130 кг/пм. Концы поручней должны быть округленными и гладкими.

Поручни должны:

- иметь высоту 800-920 мм от лестничной ступени или поверхности пандуса;

- на концах подъема и спуска окрашиваться цветом, контрастирующим с цветом стен;

- иметь горизонтальное продолжение на каждой площадке лестницы или пандуса на 300 мм:

- отстоять от стены на 40 мм:

- иметь диаметр 30 - 40 мм при круглом сечении (см. рис.1);

- давать направление на следующий пролет лестницы и иметь снизу направляющую полосу или бортик (для слабовидящих, чьи палочки могут соскальзывать со ступеней в пролет между маршами).

ПЛОЩАДКИ

Не более чем через каждые 9 м пандуса и при каждом повороте предусматриваются горизонтальные площадки размером не менее 1500×1500 мм.

БОРТОВОЙ КАМЕНЬ

Там, где нет надежных ограждающих пандус конструкций (например, стен), должен предусматриваться ограждающий бортик высотой не менее 75 мм.

ЗАВИСИМОСТЬ УКЛОНА ПАНДУСА ОТ ВЫСОТЫ ПОДЪЕМА

Уклон                                                             Высота подъема мм

от 1׃15,1 до 1׃20                                                                  760

от 1׃12,1 до 1׃15                                                                  600

от 1׃10,1 до 1׃12                                                                  150

от 1׃8 до 1׃10                                                                       75

ПАНДУС

- должен быть шириной не менее 1200 мм (на прогулочных дорожках и в интерьере - не менее 920 мм);

- не должен иметь четко обозначенных границ внизу и наверху подъема и плавно переходить от уклона к пешеходной дорожке;

- должен иметь выраженную текстуру поверхности (без горизонтальных канавок, собирающих воду и лед). На поверхности пандусов не должно быть мест скопления воды и образования льда.

На горизонтальных площадках по окончании спуска проектируются дренажные устройства. Горизонтальные участки пути в начале и конце пандуса должны отличаться от окружающих поверхностей текстурой и цветом.

3.2.3. СТУПЕНИ И ЛЕСТНИЦЫ

Основные требования:

хорошее освещение, нескользкая поверхность ступеней, оформление угла ступени цветными контрастными полосами. Кроме того, при проектировании предусматривается следующее:

- ширина проступи - не менее 280 мм;

- подступенки по всей лестнице должны быть окрашены в один цвет и иметь одинаковую высоту (не более 150 мм);

- тактильные и визуальные полосы на верхней лестничной площадке (тактильные полосы устраиваются во всю ширину лестничных площадок на глубину не менее 900 мм, включая нижнюю площадку);

- текстура и цвет тактильных визуальных полос должны отличаться от текстуры и цвета поверхностей окружающего пространства;

- подступенок в остроугольных ступенях не должен иметь отклонение от вертикали более чем на 38 мм (ступени не должны иметь препятствий для людей, подтягивающих ногу или имеющих протезы, и вследствии этого требующих прочного и гладкого подступенка, направляющего ступню вдоль подъема на следующую ступень);

- при ширине марша более 2,5 м устанавливаются промежуточные поручни так, чтобы дистанция между поручнями была не менее 1600 мм.

3.2.4. ДЕТАЛИ ПАНДУСОВ И СТУПЕНЕЙ

Примечание: размеры даны в мм.

3.3. ОСВЕЩЕНИЕ

ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

- осветительная арматура и фонарные столбы не должны располагаться на пути движения слабовидящих;

- световые источники, размещаемые на консолях над пешеходными путями, следует располагать не ниже 2100 мм над землей;

- освещение на уровне ниже 1500 мм не должно допускать слепимости;

- опасные участки (перепады рельефа, входы в здание) должны быть освещены и обозначены указателями (указательными столбиками).

ЛЕСТНИЦЫ:

- предпочтительно устраивать освещение марша сверху с эффектом отражения подступенков и освещения проступей;

- не рекомендуется применять светильники с прямым светом;

- если пролет лестничного марша достаточно длинный, рекомендуется непрямое или прикрытое освещение.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Расстояние, определяемое как "высота расположения глаза" от уровня земли или пола, принимается в пределах между 1212 мм (для использующих кресла-коляски) и 1572 мм (для стоящих взрослых людей).

2. Все выставки, указатели, общественные помещения, пешеходные пути, автостоянки, места приема посетителей, входы в парк, служебные места, дорожки должны обеспечиваться освещением, при котором можно ясно различать визуальную информацию, пользоваться языком жестов и чтением по губам.

3. Если фоновое освещение недостаточно, требуется дополнительное освещение, особенно в местах, представляющих возможную опасность.

4. В музеях, на выставках не должны применяться источники освещения дающие блики на стеклянных или пластмассовых поверхностях.

5. В случае необходимости, (например для сохранности ценных исторических экспонатов) могут применяться выключатели с программным регулированием времени или силы света.

ОСОБО ОТМЕЧАЕТСЯ:

При недостаточном или неустойчивом освещении больше других страдают слабовидящие и люди преклонного возраста.

Поэтому при разработке проекта по разделу "освещение" необходимо консультироваться с представителями данных групп населения.

3.4. ПАРКОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

При горизонтальной парковке легковых автомобилей и специализированных автомобилей габаритов маршрутного такси необходимо пространство для маневрирования и загрузки кресла-коляски 3900мм шириной и 7400 мм длиной.

Примечание: Размеры даны в мм.

3.5. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ

Дорожки, аллеи, тротуары не должны иметь резких перепадов уровня кроме мест, где устроены пандусы. Поперечный уклон пешеходных путей - не более чем 1:50.

ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ

Рекомендуемые материалы для покрытия пешеходных путей:

- каменная крошка, хорошо спресованная и уплотненная с каменной пылью или асфальтовой эмульсией;

- сплошное мощение, (бетонные плитки, блоки, кирпич, брусчатка, брекчия и др.);

- деревянный настил, укладываемый поперек направления движения;

- асфальт или бетон.

РАЗМЕРЫ

Все пешеходные пути должны быть шириной не менее 1200 мм и через каждые 30 м иметь расширение для обгона. Для свободного движения требуются более широкие пути.

При понижении уровня пути более чем на 75 мм по краям устраиваются бортики. При какой-либо возможной местной опасности (транспорт и др.) пешеходные пути должны оборудоваться поручнями.

ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕШАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЮ ПЕШЕХОДОВ

Пешеходные пути на высоту не менее 1980 мм должны быть свободны от помех для движения (направляющих знаков, проводов, веток и сучьев деревьев): слабовидящие люди, пользующиеся белыми палочками, не могут определять помехи, находящиеся выше уровня пояса. Следует избегать свисающих или выступающих объектов или обозначать их на уровне земли бордюром или барьером.

Турникеты и конрольно-пропускные линии на пешеходных путях должны иметь хотя бы одно специальное устройство для проезда кресла-коляски.

Стыки между досками, плитками мощения, кирпичами или бетонными плитами на поверхности пешеходного пути должны быть выровнены, допустимый выступ по вертикали не более 6 мм, ширина щели в стыке - не более 13 мм.

ТАКТИЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ

должны использоваться для предупреждения об изменении в уклоне или о месте, представляющем возможную опасность. Тактильные полосы, размещаемые поперек направления пути, должны быть контрастными по цвету к поверхности покрытия пешеходного пути.

Тактильные полосы предусматриваются:

- из материала, применяемого обычно для покрытия пешеходных путей (кирпич с асфальтовым покрытием или упругая плитка с плиточным покрытием из керамики);

- с включением шероховатой текстуры (без горизонтальных пазов, собирающих лед и воду) с канавками, параллельными уклону.

Тактильные полосы должны быть длинною 600мм и шириной 19 - 50 мм. В случае применения для них сборных элементов стыки между ними - не более 12 мм.

3.6. ЭЛЕМЕНТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА

ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ОТДЫХА

должны размещаться как можно ближе к доступным общественным туалетам и иметь места для сидения не ближе 600 мм от пешеходного пути. На каждой площадке должно быть по меньшей мере две скамьи и урна для мусора. Рядом с каждой скамьей должно располагаться место для колясочника площадью минимум 850×1200 мм.

СКАМЬИ должны быть:

- устойчивыми против толчков и стационарно закрепленными на месте;

- с высотой сиденья 450 - 500 мм;

- с задней спинкой и подлокотниками;

- с беспрепятственным подходом для слепых;

- расположены поблизости от доступных маршрутов.

УРНЫ ДЛЯ МУСОРА:

- не должны мешать проходу для людей со зрительными нарушениями;

- легко открываться одной рукой и иметь навесную "плавающую" дверцу на высоте 1 м от земли;

- должны быть безопасными (без острых углов).

Элементы благоустройства, доступные людям с физическими ограничениями, обозначаются международными символами доступности, устанавливаемыми в удобных для обозрения местах. Оборудование с контрольными устройствами и механизмами должно быть легко управляемо руками, пульты управления должны располагаться на высоте 400 - 1200 мм от уровня пола или земли.

ПИТЬЕВЫЕ ФОНТАНЧИКИ должны:

- находиться на твердой поверхности и быть доступными с пешеходного пути;

- иметь колено трубы под чашей, выступающее от стояка не менее чем на 685 мм;

- иметь спереди или по обеим сторонам чаши устройство, регулирующее силу струи;

- иметь открытый желоб по фронту чаши на уровне 750 - 900 мм над землей. Желоб должен обеспечить сток воды от струи высотой не менее 100 мм, позволяя подставить под струю чашку или стакан.

ПРИЛАВКИ ПАРКОВЫХ КИОСКОВ

Поверхность прилавка должна находиться на 800 мм от пола или земли. Под прилавком необходимо иметь свободное пространство 900 мм в ширину, 500 мм в глубину и 750 мм в высоту

МАРШРУТЫ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Длинный и короткий маршруты с различными особенностями рельефа местности должны быть оборудованы как для людей здоровых и подвижных, так и для нуждающихся в помощи. Места отдыха, скамейки, туалеты и питьевые фонтанчики должны быть расставлены по маршрутам с необходимыми интервалами.

ИНФОРМАЦИЯ

В начале маршрутов должна находиться информационная карта-стенд с обозначением длины, типа, особенностей рельефа и условий пользования различными видами парковых объектов на каждом маршруте.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1. ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Госкомархитектура, 1992 г,

2. "Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения". Выпуск 1. "Общие положения". Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, Москва, 1995.

3. Тоже, Выпуск 2. "Градостроительные требования", Москва, 1995.