Информационно-коммуникационные технологии в образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ Общие требования
ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования) 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 422-ст 4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ВведениеПрименение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет. Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки настоящего стандарта, который входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2008-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие требования к образовательным Интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 образовательный Интернет-портал федерального уровня: Информационная система, предназначенная для доступа широкого круга пользователей к информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Примечания 1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня является основой для развития открытого образования и применения новых форм электронного обучения. 2 Образовательный Интернет-портал федерального уровня может обеспечивать доступ к информационным ресурсам, содержащимся в базах данных других информационных систем, связанных с ним с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 3 Информация, размещенная в Интернет-портале федерального уровня, может содержать систематизированные электронные образовательные ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и методического характера и другие сведения. 3.2 жизненный цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации. 4 Общие положения4.1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня относится к категории государственных информационных систем и должен разрабатываться с учетом действующих федеральных законов и правовых актов государственных органов. 4.2 Информация, содержащаяся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, является государственным информационным ресурсом. Основным наполнением образовательных Интернет-порталов федерального уровня являются электронные образовательные ресурсы и/или их метаданные. 4.3 Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащиеся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации в области технического регулирования. 4.4 До начала эксплуатации образовательного Интернет-портала федерального уровня должны быть надлежащим образом оформлены права на использование его компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. 4.5 Требования к процессам жизненного цикла образовательного Интернет-портала федерального уровня должны соответствовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288. 4.6 При использовании в образовательных Интернет-порталах федерального уровня электронных образовательных ресурсов или метаданных электронных образовательных ресурсов должна обеспечиваться их актуализация в течение всего жизненного цикла. 4.7 Функции оператора образовательного Интернет-портала федерального уровня выполняет заказчик, заключивший государственный контракт на его создание, если иное не установлено в решении о создании данной государственной информационной системы. 4.8 Защита общедоступной информации, содержащейся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, может осуществляться только в целях обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также реализации права на доступ к информации. 4.9 Основной функцией образовательного Интернет-портала федерального уровня является обеспечение различных пользователей информационными ресурсами и услугами образовательного характера в соответствии с их индивидуальными потребностями с помощью системы сервисов. 4.10 Для выполнения основной функции образовательный Интернет-портал федерального уровня должен содержать следующие типы сервисов: - сервисы управления электронными образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла электронных образовательных ресурсов; - сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие между Интернет-порталом и другими информационными системами; - информационные сервисы, предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в предметной области или области интересов пользователя как в содержимом Интернет-портала, так и в окружающей среде. Пример - Информационный сервис «Новости»; - коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы пользователей и обслуживающего персонала Интернет-портала. Пример - коммуникационные сервисы «Форум», «Электронная почта»; - персонификационные (идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для идентификации и/или, при необходимости, авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в соответствии с потребностями пользователя портала; - навигационные сервисы, предназначенные для поиска и/или повышения эффективности поиска информации. Пример - навигационный сервис «Каталог»; - статистические сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации Интернет-портала и электронных образовательных ресурсов; - лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного представления образовательного контента Интернет-портала к естественному языку пользователя. 4.11 Навигационные сервисы образовательного Интернет-портала федерального уровня должны функционировать с использованием метаданных электронных образовательных ресурсов. 4.12 Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на образовательном Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52657 и ГОСТ 7.82. Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня, информационная система, образовательное пространство, система образования, электронный образовательный ресурс
|