На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства экономического развития РФ
от 17 января 2011 г. N 306-ИМ/Д23

О проведении аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам

В связи с поступающими в Минэкономразвития России обращениями граждан и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с проведением аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и деятельностью кадастровых инженеров, направляем позицию Минэкономразвития России по отдельным вопросам в указанной сфере.

Просим довести данное письмо до сведения квалификационных комиссий для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.

Приложение: на 10 л. в 1 экз.

И.Е. Манылов

Приложение

к письму Министерства

экономического развития РФ

от 17 января 2011 г. N 306-ИМ/Д23

1. По вопросу представления в квалификационную комиссию документа, подтверждающего наличие у претендента среднего профессионального образования по одной из специальностей, предусмотренных Перечнем специальностей среднего профессионального образования, полученных физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2009 г. N 34 (далее - Перечень).

При составлении Перечня Минэкономразвития России руководствовалось действующим Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. N 370, который утратил силу в связи с утверждением приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355 нового Перечня специальностей среднего профессионального образования.

Вместе с тем в ходе проведения в субъектах Российской Федерации аттестации было выявлено, что ряд специальностей среднего профессионального образования, ранее полученных гражданами, не предусмотрены действующим в настоящее время Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355, и Общероссийским классификатором специальностей по образованию, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. N 276-ст (в том числе специальности "топография", "гидромелиорация", "геодезия" и другие).

В связи с поступающими обращениями по вопросу дополнения Перечня указанными выше специальностями среднего профессионального образования сообщаем, что поскольку такие специальности не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами, в частности, вышеназванным приказом Минобрнауки России, они не могут быть включены в Перечень.

Вместе с тем Минобрнауки России установлено соответствие ранее полученных специальностей среднего профессионального образования специальностям, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.

В частности, Минобрнауки России приказом от 28 декабря 2009 г. N 835 установило соответствие специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.

Ранее также были утверждены следующие документы о соответствии между действовавшими в разное время перечнями специальностей среднего профессионального образования:

Соответствие между новым Классификатором специальностей среднего профессионального образования и ранее действовавшим Перечнем специальностей средних специальных учебных заведений СССР (приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 24 июня 1994 г. N 623);

Указатель соответствия между новым и действующим до 1 сентября 2002 года классификаторами специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 17 июля 2001 г. N 2714);

Указатель соответствия между Классификатором специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования России от 2 июля 2001 г. N 2572, с последующими изменениями и дополнениями и ОК 009-2003 Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) (приказ Минобразования России от 25 ноября 2003 г. N 4377).

Так, например, приказом Госкомвуза от 24 июня 1994 г. N 623 специальности среднего профессионального образования 3110 "гидромелиорация" установлено соответствие специальности 3202 "мелиорация и охрана земель", которой в свою очередь приказом Минобразования России от 25 ноября 2003 г. N 4377 установлено соответствие специальности 280401 "мелиорация, рекультивация и охрана земель", предусмотренной Перечнем.

Таким образом, в случае представления в квалификационную комиссию копии документа о среднем профессиональном образовании по специальности, не предусмотренной Перечнем, но для которой установлено соответствие действующим специальностям среднего профессионального образования, гражданин, получивший такую специальность, должен быть допущен к сдаче квалификационного экзамена.

По мнению Минэкономразвития России, установление соответствия специальностей среднего профессионального образования может осуществляться должностными лицами квалификационной комиссии, ответственными за прием и проверку документов, представляемых вместе с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат). При этом считаем недопустимым требовать от претендента представления дополнительных документов, подтверждающих установление соответствия специальностей среднего профессионального образования. В случае необходимости уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или квалификационная комиссия может направить запрос в Минобрнауки России о соответствии конкретной специальности, полученной претендентом, действующей специальности среднего профессионального образования.

В части возможности представления в квалификационную комиссию документов о среднем профессиональном образовании, полученных до принятия приказа Гособразования СССР от 21 июля 1988 г. N 224 "О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР" и впоследствии исключенных из перечней специальностей среднего профессионального образования (в частности, специальности "геодезия", "инженерная геодезия", "аэрофотограмметрия", "топография"), сообщаем, что в настоящее время Минобрнауки России соответствия таким специальностям не установлено. Однако, в связи с тем, что указанные специальности ранее входили в группу специальности "геодезия и картография", по мнению Минэкономразвития России, претенденты, имеющие такие специальности, могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена.

Также считаем возможным допускать к сдаче квалификационного экзамена претендентов, представивших документы о среднем профессиональном образовании по специальности "промышленное и гражданское строительство", как соответствующей специальности среднего профессионального образования "строительство и эксплуатация зданий и сооружений".

2. По вопросу представления в квалификационную комиссию документа, подтверждающего наличие у претендента высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), а также Положением о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 (далее - Положение), не урегулирован вопрос возможности представления претендентами в квалификационную комиссию документов, подтверждающих наличие высшего образования, полученного в образовательном учреждении до момента введения института государственной аккредитации либо полученного в образовательном учреждении, расположенном на территории иностранного государства (в том числе бывших республик в составе СССР).

По мнению Минэкономразвития России, претенденты, имеющие документы, подтверждающие наличие высшего образования, полученного в образовательном учреждении до момента введения института государственной аккредитации (в том числе полученном до распада СССР в образовательном учреждении, расположенном на территории бывших республик в составе СССР) имеют право на обращение в квалификационную комиссию с заявлением о получении квалификационного аттестата. Также полагаем возможным допускать к сдаче квалификационного экзамена претендентов, имеющих документы об образовании, выданные иностранными государствами и подтвержденные Российской Федерацией в порядке признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

3. По вопросу установления срока действия справки о наличии (отсутствии) непогашенной (неснятой) судимости за совершение умышленного преступления (далее - справка).

Приказом Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23, а также приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справки о наличии (отсутствии) у них судимости" (далее - Инструкция) срок действия справки не ограничен. Выдаваемая органами МВД России справка актуальна на дату ее выдачи. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в квалификационную комиссию может быть представлена справка, выданная в установленном порядке, без ограничения срока своего действия.

В части установления квалификации совершенного преступления сообщаем следующее.

В справке помимо фамилии, имени, отчества, даты и места рождения лица, которому такая справка выдана, указываются дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер (номера) статей Уголовного кодекса Российской Федерации, срок и вид наказания, дата и основания освобождения.

При этом в справке не содержится информации о квалификации совершенного лицом преступления (умышленно или по неосторожности).

По информации, представленной МВД России, во многих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) прямо указывается на умышленный характер преступления (статьи 105, 111, 115 и др.). Если преступление предполагает только неосторожную форму вины, то в соответствии с частью 2 статьи 24 УК РФ это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (статьи 109, 118, 143, 168 и др.). Так, например, форма вины служит разграничительным критерием квалификации убийства (статья 105 УК РФ) и причинения смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), причинения тяжкого вреда здоровью (статьи 111 и 118 УК РФ), уничтожения или повреждения имущества (статьи 167 и 168 УК РФ), уничтожения или повреждения лесных насаждений (части 1 и 2 статьи 261 УК РФ). В тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части УК РФ не конкретизирует форму вины, соответствующее преступление может быть только умышленным. Преступление с двумя формами вины согласно статье 27 УК РФ также в целом признается совершенным умышленно.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, согласованному с МВД России, при определении формы вины претендента, представившего справку, необходимо руководствоваться положениями УК РФ.

4. По вопросу увеличения численного состава квалификационной комиссии.

Положением определен численный состав квалификационной комиссии - восемь человек.

В соответствии с Положением основными задачами квалификационной комиссии являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов. Заседания квалификационной комиссии проводятся в случаях, когда требуется принятие решения:

- о допуске претендентов к сдаче квалификационного экзамена;

- о признании претендентов сдавшими (не сдавшими) квалификационный экзамен;

- об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера.

При этом, исходя из Положения, основная нагрузка приходится на секретаря квалификационной комиссии. Полагаем, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе, при необходимости, дополнительно выделить должностных лиц, которые совместно с секретарем комиссии будут обеспечивать ее работу. Вместе с тем, включение указанных должностных лиц в состав комиссии и наделение их правом голосования на ее заседаниях считаем нецелесообразным.

Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, в целях оптимизации работы квалификационной комиссии на ее заседание может быть вынесено рассмотрение нескольких вопросов. Также в один день квалификационная комиссия может организовать проведение квалификационного экзамена нескольких групп претендентов. Объявление результатов проведения квалификационного экзамена возможно путем размещения на информационном стенде списка претендентов, принимавших участие в сдаче квалификационного экзамена, с результатами сдачи квалификационного экзамена.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, внесение изменений в Положение в части увеличения численного состава квалификационной комиссии представляется нецелесообразным.

5. По вопросу выдачи квалификационного аттестата.

Формой квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 3 марта 2010 г. N 83, предусмотрена необходимость указания даты выдачи квалификационного аттестата. Пунктом 13 Порядка выдачи квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, утвержденного вышеуказанным приказом, получение квалификационного аттестата удостоверяется личной подписью лица, получающего квалификационный аттестат, в книге учета выданных квалификационных аттестатов.

Таким образом, следует различать дату выдачи квалификационного аттестата (т.е. дату регистрации квалификационного аттестата в книге учета выданных квалификационных аттестатов в срок не более чем 5 рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена) и дату получения квалификационного аттестата (т.е. дату, когда лицо непосредственно получает на руки выданный квалификационный аттестат). При этом, исходя из положений части 4 статьи 29 Закона о кадастре, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата, в том числе в случае, когда квалификационный аттестат не был получен на руки лицом, сдавшим квалификационный экзамен.

В случае неявки лица, сдавшего квалификационный экзамен, для получения квалификационного аттестата в течение пяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена, его квалификационный аттестат помещается на хранение в личное дело претендента и может быть выдан указанному лицу в случае его обращения после указанного срока. В соответствии с Положением квалификационная комиссия обеспечивает комплектование личных дел претендентов на получение квалификационного аттестата, которые подлежат постоянному хранению в архиве уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

6. По вопросу выбора кадастровым инженером формы организации кадастровой деятельности.

В соответствии со статьей 31 Закона о кадастре кадастровый инженер вправе самостоятельно выбирать форму организации своей кадастровой деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица.

Таким образом, кадастровый инженер не может осуществлять кадастровую деятельность одновременно в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве работника юридического лица.

При этом кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности.

При выборе кадастровым инженером формы организации кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица в обязательном порядке должен быть заключен трудовой договор с таким кадастровым инженером. Соответственно, на кадастрового инженера, являющегося работником юридического лица, распространяются положения трудового законодательства Российской Федерации.

Законом о кадастре не конкретизирована возможность выполнения кадастровым инженером своих функций по совместительству в качестве работника нескольких юридических лиц. Вместе с тем действующее трудовое законодательство предоставляет работнику, уже состоящему в трудовых отношениях с работодателем, право выполнять другую регулярно оплачиваемую работу.

В соответствии с положениями статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей.

7. По вопросу рассмотрения апелляции претендента, связанной с нарушением порядка проведения квалификационного экзамена.

Пунктами 46, 47 Положения предусмотрена возможность обращения претендента с апелляцией в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях нарушения предусмотренного Положением порядка проведения квалификационного экзамена.

По мнению Минэкономразвития России, в случае, если в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации поступила указанная апелляция, то такой орган вправе самостоятельно принимать решение о необходимости создания апелляционной комиссии, определять ее персональный состав и порядок рассмотрения поступивших апелляций в сроки, установленные пунктом 47 Положения.

8. По вопросу материального и технического обеспечения проведения аттестации.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о кадастре квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Частью 5 татьси 29 Закона о кадастре также предусмотрено, что аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, который принимается квалификационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, функции по проведению квалификационных экзаменов и выдаче квалификационных аттестатов относятся Законом о кадастре к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно затраты, связанные с проведением квалификационных экзаменов (компьютерная техника, система видеонаблюдения, закупка расходных материалов) и выдачей квалификационных аттестатов (изготовление бланков квалификационных аттестатов), по мнению Минэкономразвития России, должны компенсироваться уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России поручено Росреестру оказывать содействие в организации работы по проведению аттестации уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и квалификационным комиссиям.

9. По вопросу доработки и устранения недостатков, выявленных при эксплуатации автоматизированной информационной системы аттестации кадастровых инженеров (далее - АИС АКИ).

В соответствии с пунктом 35 Положения организация работ по проектированию и внедрению АИС АКИ осуществляется Росреестром. Росреестром также осуществляется консультирование квалификационных комиссий по вопросам внедрения и использования АИС АКИ.

Выполнение указанных функций, а также актуализация тестовых вопросов с ответами для сдачи квалификационного экзамена, сбор и анализ сведений о проведении квалификационных экзаменов, мониторинг, в том числе видеоконтроль проведения квалификационных экзаменов предусмотрены приказом Росреестра от 24 августа 2010 г. N П/459 "О введении в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы аттестации кадастровых инженеров".

В этой связи, в случае выявления недостатков в функционировании АИС АКИ, ошибок и неточностей в содержании тестовых вопросов с ответами на них, Минэкономразвития России рекомендует в оперативном порядке направлять соответствующие замечания и предложения в Росреестр в целях их устранения.

10. По вопросам, связанным с внесением изменений в приказ Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 (далее - Приказ).

Минэкономразвития России планирует внесение следующих изменений в Приказ.

1) Дополнение Перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера, копией свидетельства о заключении (расторжении) брака, или иного документа, подтверждающего изменение фамилии (имени, отчества) претендента, в случае выявления квалификационной комиссией соответствующих изменений.

До внесения указанных изменений Минэкономразвития России рекомендует, в случае необходимости, запрашивать у претендента копию свидетельства о заключении (расторжении) брака, или иного документа, подтверждающего изменение фамилии (имени, отчества) претендента.

2) Внесение изменений в Положение в части исключения необходимости представления претендентом полного комплекта установленных документов при повторной подаче заявления о получении квалификационного аттестата в случае, если документы представляются в ту же самую квалификационную комиссию и содержащиеся в них сведения не изменились.

Вместе с тем, до внесения соответствующих изменений, при повторной подаче заявления о получении квалификационного аттестата претендентом должен представляться полный комплект установленных документов.

3) Установление возможности принятия решения о допуске претендентов к сдаче квалификационного экзамена без необходимости проведения заседания квалификационной комиссии путем заочного голосования ее членов.

4) Установление в качестве основания для прекращения членства в квалификационной комиссии - принятие большинством голосов членов квалификационной комиссии решения об исключении из ее состава члена квалификационной комиссии.

5) Установление необходимости представления в квалификационную комиссию одной цветной фотографии претендента, которая прикрепляется к его заявлению о получении квалификационного аттестата.

6) Увеличение до 10 дней срока подачи апелляции, связанной с несоответствием экзаменационных вопросов с ответами на них законодательству Российской Федерации, противоречивостью их изложения либо иными причинами, не позволяющими однозначно оценить вопрос тестового задания либо предложенные варианты ответов на него.