ГОССТРОЙ РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К.Д. ПАМФИЛОВА
НОРМЫ
РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ
МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В
ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
Москва 1999
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Госстроя России
от 10 февраля
1999г. № 6
В данном
нормативном документе приведены значения норм расхода топлива для подвижного
транспорта, на котором смонтировано специальное рабочее оборудование для
производства работ по содержанию городских территорий и в ремонтно-строительном
производстве.
Приведенные
нормативные материалы утверждены Государственным комитетом Российской Федерации
по строительной, архитектурной и жилищной политике взамен "Норм расхода
жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся на предприятиях уборки городских
территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве" от
23.01.98 № АТ-05-71/28.
Срок действия
настоящих норм с 1 января 1999 г. до 1 января 2002 г.
Постановлением Госстроя РФ от 8 января 2002 г. N 1
срок действия продлен до 01.01.2003 г.
Нормативные
материалы предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины,
и могут использоваться как официальный документ для расчета тарифов на объемы
выполненных работ.
Замечания и
предложения по нормам просьба направлять по адресу: 123371, Москва,
Волоколамское шоссе, 116. ГУП АКХ им. К.Д. Памфилова, отдел механизации.
В номенклатуру
спецмашин для разработки норм расхода жидкого топлива включаются все машины на
автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие специальное
оборудование, предназначенное для выполнения работ в городском хозяйстве.
Для спецмашин
смежных отраслей техники, которые привлекаются дополнительно для выполнения
ремонтно-аварийных работ в городском коммунальном хозяйстве (например,
автокраны, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры и др.), расход жидкого топлива
устанавливается по действующим в этих отраслях нормам с учетом специфических
условий городского хозяйства, в котором они используются.
Разработанные
временные отраслевые нормы расхода жидкого топлива следует рассматривать как
типовые, на основе которых устанавливаются нормы расхода топлива применительно
к конкретным условиям эксплуатации машин.
Линейная норма
расхода топлива - эта норма, установленная индивидуально для каждой марки машин
в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных
условиях работы. В настоящее время нормативной основой для установления норм
расхода отечественных машин являются введенные в действие с 1 января 1997 г. до
1 января 2002 г. "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на
автомобильном транспорте" (PЗII2I94-0366-97).
Для машин
импортного производства нормы расхода топлива принимаются в соответствии с
данными инструкции по эксплуатации.
Суммарная
относительная надбавка к линейному расходу топлива исчисляется в долях единицы
и определяется по формуле:
Д=Д1+Д2+Д3+Д4,(1)
где Д1=0,1
- 10%-ная надбавка при работе спецмашины в черте города с частыми остановками (в
среднем, более чем одна на 1 км общего пробега);
Д2=0,1 - 10%-ная
надбавка на работу спецмашины в зимний период года для районов с умеренным
климатом (прил. 1). Эта надбавка
для южных районов при температуре ниже 0°С составляет 0,05, а в северных
районах страны - 0,15. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к
ним, - до 0,2. Перечень местностей с отнесением к особым климатическим зонам
представлен в прил. 2;
Д3=0,05 - 5%-ная
надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет;
Д4=0,2 - 20%-ная
надбавка при работе в городах с населением свыше 2,5 млн. чел. (при населении
от 0,5 до 2,5 млн. чел. Д4=0,15).
Использование в
расчетах этих надбавок обусловливается спецификой работы спецмашины, ее
конструктивными особенностями и назначением.
Масса машины в
снаряженном состоянии принимается по данным инструкции по эксплуатации и
учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента.
Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих,
обслуживающих коммунальные объекты, то следует учесть и вес членов бригады из
расчета 80 кг на одного рабочего.
Для машин, на
которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на
передвижение в транспортном режиме (линейная норма расхода топлива)
устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых
автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля по формуле:
HS=HSб+в(Gм-Gб),(2)
где HSб- норма расхода топлива на транспортный пробег машины;
в
-
норма расхода топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси
машины. Для машин с карбюраторным двигателем в=2 л/100 км пробега на каждую
тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем в=1,3л/100 км
соответственно;
Все спецмашины,
используемые в коммунальных предприятиях, по потреблению жидкого топлива подразделяются
на четыре группы:
- машины,
имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием,
привод которого осуществляется от двигателя шасси;
- машины,
имеющие шасси, оснащенные специальными приборами и оборудованием, работа
которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания,
установленного в кузове машины;
малогабаритные
машины и механизированный инструмент;
- машины,
используемые для перевозки грузов различного назначения.
Нормативный
расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется
по формуле:
(3)
где Qн
- норма расхода топлива за сутки;
Нs - линейная
норма расхода топлива, л/100 км;
S -
среднесуточный пробег машины, км;
S1 - среднесуточный
пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д - суммарная
относительная надбавка к линейному расходу топлива;
Q - расход топлива
при работе спецоборудования, л/ч (или на одну погрузку и разгрузку).
Нормативный
расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного
двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение
машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на
работу автономного двигателя за время работы спецоборудования.
Нормы расхода
жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки груза,
определяются по формуле:
,(4)
где Qн
-норма расхода топлива за сутки;
Нs - линейная
норма расхода топлива, л/100 км;
S - среднесуточный
пробег машины, км;
S1 -
среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д=0,1 - 10%-ная
надбавка при выполнении транспортной работы, например, при доставке на объект
технологического материала.
Примеры
использования нормативов настоящего документа приведены в прил. 3.
Плотность
топлива при расчете принята, кг/л: бензина r=0,74, дизельного топлива - r=0,825.
Нормы
расхода масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом на 1 тыс.
л использованного горючего (см. таблицу).
Вид и
сорт масел и смазок
Норма
расхода масел на 100 л топлива
Грузовые
автомобили и автобусы, работающие на бензине
Грузовые
автомобили и автобусы, работающие на дизтопливе
Моторные масла, л
2,4
3,2
Трансмиссионные масла, л
0,3
0,4
Специальные масла, л
0,1
0,1
Пластичные (консистентные) смазки, кг
0,2
0,3
При этом
необходимо руководствоваться следующими указаниями: для новых машин (до трех лет
эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50%, а для машин свыше восьми лет
эксплуатации - увеличиваются до 20%.
Предельные
значения зимних надбавок к линейным нормам расхода автомобильного топлива
дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных,
максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней
продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного
транспорта в этих регионах.
Период
применения зимних надбавок к линейной норме и ее величина, оформляются приказом
руководителя спецавтохозяйства.
Руководители
предприятий могут производить уточнение зимних надбавок относительно
рекомендованных значений для данного региона при значительном отклонении
(понижении или повышении) температуры от средних ежегодных значений.
Амурская, Камчатская, Кемеровская,
Оренбургская области
6
15
10
Республики Бурятия и Коми;
Архангельская, Иркутская, Мурманская,
Читинская области; острова Баренцева и Белого морей
6
15
11
Республика Тува;
Таймырский, Ханты-Мансийский,
Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа; Магаданская
область, острова моря Лаптевых
6
18
12
Республика Саха Якутия;
острова Ледовитого океана, Карского
моря
7
20
Примечание. В местностях
Красноярского края, Республики Коми, Архангельской, Иркутской, Кемеровской,
Тюменской, Читинской и других областей, приравненных к районам Крайнего Севера,
применяются надбавки, установленные для 11 климатической зоны.
Ниже приведен
расчет расхода топлива для машин КО-413 и КО-415. Данные для расчета взяты из
путевого листа для конкретных условий эксплуатации.
Машины
эксплуатируются в районе с умеренным климатом. Население города 2,3 млн. чел.
Работа машин осуществляется зимой.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
КО-413
КО-415
1
2
3
4
5
6
1
Вид топлива
-
-
А-76
Дизельное
2
Расстояние вывоза мусора
км
S1
15
15
3
Среднесуточное число рейсов
км
n
4
2
4
Нулевой пробег машины (от САХ до
участка работы и обратно)
км
S0
15
15
5
Пробег по городу при сборе мусора за
сутки
км
S2
8
10
6
Норма на транспортное движение машины
л/100 км
HS
28,8
31,3
7
Надбавка к линейному расходу топлива
при эксплуатации зимой
%
Д1
10
10
8
Надбавка при работе в городах с
населением 0,5 - 2,5 млн. чел.
%
Д2
15
15
9
Надбавка к линейному расходу топлива
на выполнение транспортной работы по вывозу мусора
%
Д3
10
10
10
Расход топлива на одну разгрузку и
погрузку мусоровоза
л
Q
5,5
13,5
Среднесуточная
расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по
формуле:
Для мусоровоза
КО-413 расход топлива среднесуточный составляет:
Для мусоровоза
КО-415:
ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ
МАШИНЫ
Ниже приведены
примеры расчета расхода топлива для подметально-уборочных машин ПУМ-1 и ПУ-61.
Машины со сроком эксплуатации 9 лет. Город с населением 0,4 млн. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
ПУ-61
ПУМ-1
1
2
3
4
5
6
1
Тип базового шасси
-
-
ГАЗ-53
ГАЗ-53
2
Вид топлива
-
-
А-76
А-76
3
Расстояние вывоза смета
км
S1
5
5
4
Часы работы машин в сутки
ч
l
11,6
11,6
5
Продолжительность цикла работы машины,
состоящего из подметания, вывоза и разгрузки смета, возвращения к месту
работы
ч
ТЦ
3,5
2,6
6
Среднесуточное число рейсов при вывозе
смета
Т
3
4
7
Пробег при подметании за один цикл
работы
км
Sn
24
21
8
Норма линейного расхода топлива на
транспортное движение машины
л/100км
HS
30,8
29,8
9
Надбавка к линейному расходу топлива
на выполнение транспортной работы по вывозу смета
%
Д1
10
10
10
Надбавка для автомобилей со сроком
службы более 8 лет
%
Д2
5
5
11
Расход топлива при подметании
л/100 км
Q1
60,6
60,6
12
Расход топлива на разгрузку смета за
один цикл
л
Q2
0,25
0,25
13
Нулевой пробег машины за сутки (от САХ
до участка работы и обратно)
км
S0
15
15
Среднесуточная потребность
в топливе для подметалъно-уборочных машин определяется по формуле:
Для машины ПУ-61
расход топлива составит:
Для машины
ПУМ-1:
ПОЛИВО-МОЕЧНЫЕ
МАШИНЫ
Ниже приведены примеры
расчета расхода топлива при эксплуатации машины КО-713-03. Город с населением
свыше 2,5 млн.чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
КО-713
1
2
3
4
5
1
Тип базового шасси
-
-
ЗИЛ-431412
2
Среднее расстояние до пункта заправки
машины водой
км
S1
2
3
Число часов работы машины в сутки
ч
l
11,6
4
Продолжительность цикла работы, включая
заправку водой, движение на участок, мойку и движение к пункту заправки
ч
ТЦ
0,8
5
Среднесуточное число циклов работы
машины
-
n
14
6
Пробег при мойке за один цикл
км
SM
0,8
7
Норма расхода топлива на транспортное движение
машины
л/100 км
HS
34
8
Вид топлива
-
-
Бензин А-76
9
Надбавка к линейному расходу топлива
на выполнение транспортной работы по доставке воды к участку работы
%
Д1
10
10
Надбавка при работе в больших городах
%
Д2
17
11
Расход топлива при моечных работах
л/100 км
Q
140
12
Нулевой пробег машины за сутки
км
S0
15
Среднесуточная
потребность в топливе для поливо-моечной машины рассчитывается по формуле:
ВАКУУМ-МАШИНЫ
Ниже приведен
пример расчета расхода топлива при эксплуатации вакуум-машин КО-503 и КО-505.
Город с населением 0,5 млн. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
КО-503
КО-505
1
2
3
4
5
6
1
Тип базового шасси
-
-
ГАЗ-53
КамАЗ-53213
2
Вид топлива
-
-
Бензин А-76
Дизельное
3
Среднее расстояние вывоза нечистот
км
S1
15
15
4
Среднесуточный нулевой пробег
км
S0
15
15
5
Пробег при маневрировании в жилых
кварталах города
км
S2
3
2
6
Количество рейсов в течение суток
-
n
5
4
7
11орма линейного расхода топлива на
базовый автомобиль
л/100 км
HS
27
31,7
8
Надбавка для машин, эксплуатирующихся
в больших городах
%
Д1
10
10
9
Надбавка к линейному расходу топлива
на выполнение транспортной работы
%
Д2
10
10
10
Расход топлива на одно заполнение и слив
нечистот
л
Q
0,72
2.4
Среднесуточная
потребность в топливе для вакуум-машины рассчитывается по формуле:
Для машины
КО-503:
Для машины
КО-505:
ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ
СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
Работа машины
для города, расположенного в климатической зоне с умеренным климатом.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
1
Тип спецмашины и базового шасси
-
-
КО-713-03 на
шасси ЗИЛ-431412
2
Среднесуточный пробег машины
км
S
80
3
Среднесуточный пробег при снегоочистке
км
S1
55
4
Вид топлива
-
-
Бензин А-76
5
Норма линейного расхода топлива
л/100 км
HS
34
6
Расход топлива при снегоочистке
л/100 км
Q
73,6
7
Надбавка на работу спецмашины в зимний
период
%
Д
10
Среднесуточная
потребность в топливе составляет:
ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛИ
Пескоразбрасыватель
КО-104А работает в городе с населением 2,4 млн. чел. в районе с умеренным
климатом.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
1
2
3
4
5
1
Тип спецмашины и базового шасси
-
-
КО-104А на
шасси ГАЗ-53
2
Среднее расстояние до пескобазы
км
S1
4
3
Пробег машины при посыпке за один цикл
работы
км
Sp
1,5
4
Среднесуточное число циклов работы
(цикл-погрузка песка, движение на участок, распределение песка и движение на
пескобазу)
-
n
10
5
Норма линейного расхода топлива
л/100 км
HS
27,7
6
Вид топлива
-
-
Бензин А-76
7
Надбавка к линейному расходу топлива
за выполнение транспортной работы по доставке технологических материалов на
участок работы
%
Д1
10
8
Надбавка на работу спецмашины в зимний
период
%
Д2
10
9
Надбавка на работу спецмашины в городе
с населением до 2,5 млн. чел.
%
Д3
11
10
Расход топлива при распределении
технологического материала
л/100 км
Q
74,5
11
Нулевой пробег машины за сутки (от САХ
до участка работы и обратно)
км
S0
20
Среднесуточная
потребность в топливе рассчитывается по формуле:
СНЕГОПОГРУЗЧИКИ
Приводится
пример расчета потребности в топливе для снегопогрузчика КО-206,
эксплуатируемого в городе с населением 400 тыс. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
1
Тип базового шасси
-
-
Специальное
2
Вид топлива
-
-
Дизельное
3
Число часов работы машины за сутки
ч
l
6,82
4
Часовой расход топлива
л/ч
НЧ
7,8
5
Надбавка на работу спецмашины в зимний
период
%
Д1
10
6
Надбавка при работе в больших городах
%
Д2
6
Среднесуточная потребность
в топливе для снегопогрузчиков рассчитывается по формуле:
ИЛОСОСЫ
Проводится
расчет среднесуточных затрат топлива для илососа ИЛ-980В, срок службы которого
составляет 9 лет.
Исходные данные для расчета
№ п/п
Наименование
показателей
Единица
измерения
Обозначение
Численная
величина
1
Базовое шасси
-
-
ЗИЛ-431412
2
Вид бензина
-
-
А-76
3
Расчетное число дней работы машин в
году
Ддни
Дгод
190
4
Среднее расстояние вывоза ила
км
S1
15
5
Среднесуточный нулевой пробег
км
S0
15
6
Пробег при переездах в период
наполнения емкости илом за сутки
км
S2
1
7
Количество рейсов при вывозе или в
течение суток
-
n
2
8
Норма линейного расхода топлива на
базовый автомобиль
л/100 км
HS
32,5
9
Надбавка для автомобилей со сроком
службы более 8 лет
%
Д1
5
10
Надбавка к линейному расходу топлива
за выполнение транспортной работы
%
Д2
10
11
Расход топлива на одно заполнение и
выгрузку ила
л
Q
7,6
Среднесуточный
расход топлива составит:
Среднесуточный
расход топлива составит:
для машины
КО-707ПМ
УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ НА ТРАКТОРНЫХ ШАССИ
Приводятся
примеры расчета топлива для поливо-моечных прицепов, эксплуатирующихся для
уборки проездов и дворовых территорий.