МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE
COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ГОСТ ИСО
4383-2006
Подшипники
скольжения
МНОГОСЛОЙНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ТОНКОСТЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ
СКОЛЬЖЕНИЯ
ISO
4383:2000
Plain bearings. Multilayer materials for thin-walled plain bearings
(IDT)
Москва
Стандартинформ
2009
Предисловие
Цели,
основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной
стандартизации установлены ГОСТ
1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ
1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты
межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о
стандарте
1.
ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и
сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии на основе собственного аутентичного перевода
стандарта, указанного в пункте 4
5.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
25 декабря 2008 г. № 685-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4383:2006
введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1
июля 2009 г.
Информация
о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в
указателе «Национальные стандарты».
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений - винформационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта
соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе
«Национальные стандарты»
Настоящий
стандарт устанавливает основные требования к многослойным материалам,
применяемым для изготовления тонкостенных подшипников скольжения (вкладышей,
втулок, упорных колец). Многослойный материал состоит из стальной основы и слоя
подшипникового материала (литого, спеченного, накатанного). Возможен приработочный
слой, полученный методом электролитического осаждения.
Примечание
- Влияние окружающей среды будет ограничивать применение некоторых материалов,
например свинца.
В
настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО
4381-20001) Подшипники скольжения. Литейные свинцовистые и
оловянистые сплавы для многослойных подшипников скольжения
ИСО
4382-1-19911) Подшипники скольжения. Медные сплавы. Часть 1.
Литейные медные сплавы для сплошных и многослойных толстостенных подшипников
скольжения
ИСО
6691-20001) Термопластические полимеры для подшипников скольжения.
Классификация и обозначение
_____________
1) Перевод международного стандарта находится в Федеральном
информационном фонде технических регламентов и стандартов.
ИСО
4384-1-82 Подшипники скольжения. Испытания на твердость подшипниковых
материалов. Часть 1. Композиционные материалы [ГОСТ
29212-91 (ИСО 4384-1-82), IDT]
Химический
состав стали для основы устанавливают по согласованию между изготовителем и
потребителем. В основном применяют малоуглеродистую сталь.
Для
композитных материалов бронза / полимер, указанных в таблице 4, в
качестве основы может быть использована сталь с медным покрытием.
3.3.
Подшипниковый слой
Подшипниковый
слой на основе олова и свинца должен соответствовать требованиям, указанным в
таблице 1.
Подшипниковый
слой на основе меди должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Подшипниковый
слой на основе алюминия должен соответствовать требованиям, указанным в таблице
3.
Подшипниковый
слой на основе спеченной бронзы и полимеров должен соответствовать требованиям,
указанным в таблице 4.
Примечание - Разработаны новые материалы на
основе алюминия, содержащие алюминий и кремний или марганец, а также мягкие
материалы, такие как свинец или олово.
3.4.
Приработочный слой, соответствующий требованиям, указанным в таблице 5, может
быть использован для подшипниковых слоев, как указано в таблице А.2.
Толщину
приработочного слоя и любых промежуточных слоев между подшипниковым слоем и
приработочным слоем устанавливают по согласованию между изготовителем и
потребителем.
3.5. Свойства и
выбор материалов
Рекомендации
по твердости подшипникового материала в форме полосы и применению подшипниковых
материалов приведены в приложении А.
Пример условного обозначения многослойного
материала, состоящего из стальной основы, литого (G) подшипникового
сплава CuPb24Sn и
приработочного слоя PbSn10Cu2:
Характеристики и основные
рекомендации по использованию в высокоскоростных двигателях
Минимальная твердость вала1)
PbSb10Sn6
Мягкий, стойкий к
коррозии, имеет относительно хорошие характеристики при несовершенной смазке,
низкая усталостная прочность, работает с твердыми и мягкими валами.
Незначительно нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные
кольца
180 НВ
PbSb15SnAs
PbSb15Sn10
SnSb8Cu4
Мягкий, стойкий к
коррозии, имеет лучшие рабочие характеристики среди всех подшипниковых
сплавов при несовершенной смазке, низкая усталостная прочность, работает с
твердыми и мягкими валами. Незначительно нагруженные коренные и шатунные
подшипники, втулки, упорные кольца
220 НВ
CuPb10Sn10
Очень высокая
усталостная прочность и значительная стойкость к ударным нагрузкам, хорошая стойкость
к коррозии, предпочтительно использование с твердыми валами. Свертные втулки,
упорные кольца, втулки верхней головки шатуна
53 HRC
CuPb17Sn5
Очень высокая
усталостная прочность и значительная стойкость к ударным нагрузкам,
используется с твердыми валами, обычно используется с приработочным покрытием
в подшипниках. Тяжело нагруженные коренные и шатунные подшипники, втулки,
упорные кольца
50 HRC
CuPb24Sn4
Высокая усталостная
прочность и стойкость к ударным нагрузкам, применяется для высокоскоростных
валов, выполняющих колебательное или вращательное движение, работает с
твердыми валами, обычно покрывается приработочным покрытием, когда
используется в качестве подшипника. Свертные втулки, упорные кольца, коренные
и шатунные подшипники
48 HRC
CuPb24Sn
Высокая
усталостная прочность литейного сплава, удовлетворительная и высокая
усталостная прочность спеченного сплава, обычно покрывается приработочным
сплавом, когда используется в качестве подшипника, и в этом случае может
работать с твердыми и мягкими валами, чувствителен к коррозии при
использовании отработанной смазки при отсутствии приработочного покрытия.
Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца
45 HRC
CuPb30
Средняя
усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии при использовании
отработанной смазки и отсутствии приработочного покрытия, работаете твердыми
валами при сохранности приработочного покрытия. Коренные и шатунные
подшипники, свертные втулки
270 НВ
AlSn20Cu
Средняя
усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии, относительно хорошие
рабочие характеристики в критических условиях смазывания, может работать с
мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца, свертные
втулки
250 НВ
AlSn6Cu
Средняя
усталостная прочность, хорошее сопротивление к коррозии, обычно покрывается
приработочным покрытием и используется с твердыми валами. Коренные и шатунные
подшипники, свертные втулки
45 HRC
AlSi11Cu
Высокая
усталостная прочность, обычно используется с приработочными покрытиями,
работает с твердыми и мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники
50 HRC
AlZn5Si1,
Высокая
усталостная прочность, обычно используется с приработочными покрытиями,
работает с твердыми и мягкими валами. Коренные и шатунные подшипники
45 HRC
5Cu1Pb1Mg
PbSn10Cu2
Усталостная
прочность зависит от толщины, мягкий, хорошо сопротивляется коррозии,
относительно хорошие рабочие характеристики в критических условиях
смазывания.
Применяется для
коренных и шатунных подшипников, изготовленных из сплавов на основе
меди/свинца и сплавов повышенной прочности на алюминиевой основе
-
PbSb10
PbIn7
______________
1) Значения твердости для
материала вала являются минимальными и действительными для применения в
высокоскоростных машинах. Рабочие условия, в частности условия смазки, играют
значительную роль, поэтому может быть необходимо значительное различие по
твердости между материалом подшипника и вала.
Ключевые слова: подшипники, подшипники
скольжения, сплавы подшипниковые, материалы композиционные, технические
требования, химический состав, обозначение