На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1205
«О Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов»
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

 

В целях совершенствования учета, контроля и обеспечения сохранности ядерных материалов в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить представленную Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и согласованную с Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством оборонной промышленности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Концепцию системы государственного учета и контроля ядерных материалов (прилагается).

2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям при разработке нормативных документов и осуществлении деятельности, связанной с использованием ядерных материалов в мирных и оборонных целях, учитывать положения Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                В. Черномырдин

 

Концепция
системы государственного учета и контроля ядерных материалов
(одобрена постановлением
Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1205)
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

1. Введение

Необходимость создания системы государственного учета и контроля ядерных материалов обусловлена их потенциальной ядерной и радиационной опасностью, высокой ценностью, а также существенным влиянием, оказываемым на государственную и международную безопасность, экономическое и политическое положение страны.

Настоящая Концепция определяет назначение, цели и принципы учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету и контролю.

Настоящая Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом:

существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов;

рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов;

существующих международных и национальных систем учета и контроля ядерных материалов;

международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

2. Основные понятия

Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

«ядерные материалы» - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

«специальные неядерные материалы» - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);

«ядерные установки» - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы и полигоны с размещенными на них ядерными зарядами, ядерными боеприпасами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерных материалов;

«ядерное оружие» - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия;

«пункты хранения ядерных материалов» - не относящиеся к ядерным установкам объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов;

«эксплуатирующая организация» - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения ядерных материалов;

«федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов» - нормы и правила, устанавливающие требования к учету и контролю ядерных материалов и входящие в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

«учет ядерных материалов» - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

«учетная единица» - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени;

«балк»-форма» - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов;

«контроль ядерных материалов» - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования;

«надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов» - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов;

«зона баланса материалов» - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени;

«физическая инвентаризация» - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов;

«баланс ядерных материалов» - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов;

«инвентаризационная разница» - разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов.

3. Задачи системы государственного учета и контроля ядерных материалов

Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач:

определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;

составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;

предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;

обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

4. Законодательная и нормативная основа системы государственного учета и контроля ядерных материалов

Законодательной и нормативной основой системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются:

федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами;

федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов;

отраслевые (ведомственные) нормы и правила учета и контроля ядерных материалов.

5. Структура и функции системы государственного учета и контроля ядерных материалов

Система государственного учета и контроля ядерных материалов имеет два уровня: федеральный и ведомственный.

Основными функциями системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются разработка и внедрение обоснованных норм и правил учета и контроля ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов, надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

На федеральном уровне:

государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях, осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии;

государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в оборонных целях, осуществляют Федеральное агентство по атомной энергии и Министерство обороны Российской Федерации.

На ведомственном уровне государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных и оборонных целях, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы.

На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с производством, хранением или использованием ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов осуществляет ее администрация.

Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне осуществляют:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в части ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях;

Министерство обороны Российской Федерации - в части ядерных материалов, предназначенных для ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Контроль за перемещением ядерных материалов через таможенную границу Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Федеральная таможенная служба.

6. Основные принципы функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов

Учету и контролю в Российской Федерации подлежат ядерные и специальные неядерные материалы согласно приложению.

Система государственного учета и контроля ядерных материалов предусматривает:

осуществление постановки на учет, ведение учета и снятие с учета ядерных материалов независимо от их химического состава, физического и радиационного состояния (свежие или облученные);

осуществление учета и контроля ядерных материалов по зонам баланса материалов в форме учетных единиц или в «балк»-форме;

разделение ядерных материалов и зон баланса материалов, в которых они находятся, на типы и категории;

ведение учетной документации, периодическую отчетность и анализ отчетных данных;

возможность исправления учетных данных только путем внесения новой записи в учетную документацию;

возможность исправления отчетных данных только путем представления новых отчетных документов;

осуществление учета и контроля ядерных материалов на основе результатов измерений состава и количества ядерных материалов, кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов (методик) определения их параметров;

регулярное проведение в зонах баланса материалов физической инвентаризации и подведение по ее результатам баланса ядерных материалов;

оценку итогов баланса ядерных материалов путем сравнения величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой зоны баланса материалов;

проверки организации и ведения учета и контроля ядерных материалов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с их полномочиями;

проведение проверки получателем ядерных материалов сведений о них, представляемых отправителем.

Федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:

минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;

порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов;

категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов;

требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации;

порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов;

порядок организации и проведения физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения;

порядок подведения баланса ядерных материалов и методику определения величины допустимой инвентаризационной разницы;

допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений;

требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте;

периодичность, объем и вид проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.

7. Техническое обеспечение системы государственного учета и контроля ядерных материалов

В рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов на базе современных технических средств создаются соответствующие информационные системы.

Доступ к информации, содержащейся на различных уровнях системы государственного учета и контроля ядерных материалов, и режим обращения с ней определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Техническая поддержка разработки, внедрения, функционирования и развития системы государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Приложение
к Концепции
системы государственного учета
и контроля ядерных материалов

Перечень
ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации

Ядерные материалы

Плутоний

Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)

Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)

Нуклид Нептуний-237

Нуклид Америций-241

Нуклид Америций-243

Нуклид Калифорний-252

Специальные неядерные материалы

Дейтерий

Тритий

Нуклид Литий-6

Примечание. Материалы, указанные в настоящем приложении, подлежат государственному учету и контролю независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. 1

2. Основные понятия. 1

3. Задачи системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 2

4. Законодательная и нормативная основа системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 3

5. Структура и функции системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 3

6. Основные принципы функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 4

7. Техническое обеспечение системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 5