В целях улучшения условий труда работников
железнодорожного транспорта и создания комфортных условий пассажирам
Министерство путей сообщения Российской Федерации
1 Утвердить и ввести в действие с 1 января 1999 года
стандарт отрасли ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов
железнодорожного транспорта» взамен РД 32.15-91.
2 Допускается до 01.01.2003 г. при эксплуатации
осветительных установок объектов железнодорожного транспорта, введенных в
действие до 01.01.99 г., руководствоваться требованиями РД 32.15-91.
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Всероссийским
научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ)
ВНЕСЕН Департаментом технической политики МПС России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России от
20.11.98 № А-1329у
4 Настоящий стандарт разработан в связи с введением в
действие СНиП
23-05-95 «Естественное и
искусственное освещение» (постановление Минстроя Российской Федерации от
02.08.95 № 18-78) и Указанием МПС России от 15.08.95 № 333пр-у.
Требования настоящего стандарта являются обязательными
при проектировании, реконструкции и модернизации искусственного освещения
объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава.
ГОСТ 13109-87.
Электрическая энергия. Требования к качеству электрической энергии в
электрических сетях общего назначения
ГОСТ 14202-69.
Опознавательная окраска, предупредительные знаки и маркировочные щитки
ГОСТ 24940-96*.
Здания и сооружения. Метод измерения освещенности
ГОСТ 26824-86. Здания и
сооружения. Методы измерения яркости
СНиП
23-05-95. Естественное и
искусственное освещение
Правила устройства электроустановок. М.,
Энергоатомиздат, 1985 г.
Правила эксплуатации электроустановок потребителей (5
изд.). Главгосэнергонадзор России. 31.03.92
Правила техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей. Главгосэнергонадзор СССР. 21.12 84
Требования пограничных войск по проектированию
железнодорожных пунктов пропуска
Отраслевые нормы естественного и совмещенного освещения
производственных помещений предприятий железнодорожного транспорта
СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы
Указания к проектированию и эксплуатации установок
искусственного ультрафиолетового облучения на промышленных предприятиях (№
1158-74)
Определение категорий помещений и зданий предприятий и
объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности ВНТП 05-97,
приняты указанием МПС России от 19.03.97 № Г-348у
Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров
производственных зданий промышленных предприятий (СН 181-70)
Руководство по проектированию цветовой отделки
интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий НИИСФ Госстроя СССР, М.,
Стройиздат, 1977
Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого
сообщения. Нормы проектирования ВСН 01-91, МПС
Типовые требования по технике безопасности и
производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и
пассажирских вагонов железнодорожного транспорта Главное управление вагонного
хозяйства МПС, 24.06.67
4.1 При проектировании и реконструкции осветительных
установок предприятий железнодорожного транспорта, кроме требований настоящего
стандарта, необходимо руководствоваться СНиП
23-05-95 «Естественное и
искусственное освещение», Правилами устройства электроустановок (ПУЭ),
Правилами эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники
безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
При проектировании искусственного освещения
железнодорожных пунктов пропуска приграничных станций следует руководствоваться
«Требованиями пограничных войск по проектированию железнодорожных пунктов
пропуска» на основании Указания МПС России от 20.01.92 г. № П-941у и
техническими условиями на применяемые Федеральной пограничной службой
аппаратуру и изделия.
4.2 При проектировании искусственного освещения следует
учитывать коэффициент запаса по таблице 4.1.
Эксплуатационная
группа светильников по приложению Б
Коэффициент запаса
Кз
Количество чисток
осветительных приборов в год
1
2
3
4
5
1 Территории с воздушной средой
содержащей:
а) большое количество пыли
(более 1 мг/м3)
Крупные сортировочные станции,
склады сыпучих и навалочных грузов, площадки для экипировки электровозов и
тепловозов, территории щебеночных заводов, позиции очистки полувагонов и
крытых грузовых вагонов в пунктах технического обслуживания (ПТО)
1 - 4
1,5
4
5 - 6
1,5
4
7
1,5
4
б) малое количество пыли (менее
1 мг/м3)
Территории промышленных
предприятий, кроме указанных в «а)» и общественных зданий
1 - 4
1,5
2
5 - 6
1,5
2
7
1,5
2
2 Помещения общественных и
вспомогательных зданий, а также пассажирских зданий вокзалов
а) пыльные, жаркие и сырые
Горячие цехи предприятий
общественного питания, охлаждаемые камеры, помещения для приготовления
растворов в прачечных, душевые и т.д.
1 - 4
1,7
2
5 - 6
1,6
2
7
1,6
2
б) с нормальными условиями
среды
Кабинеты и рабочие помещения,
помещения с ВДТ и ПЭВМ, учебные помещения, жилые комнаты, лаборатории,
читальные залы, залы совещаний, операционные и распределительные вестибюли,
кассовые залы и т.п.
1 - 4
1,4
2
5 - 6
1,4
1
7
1,4
1
3 Производственные помещения с
воздушной средой, содержащей в рабочей зоне:
а) свыше 5 мг/м3
пыли, дыма, копоти
Щебеночные заводы, обрубные
отделения литейных цехов, позиции сухой очистки грузовых вагонов в ПТО
1 - 4
2,0
18
5 - 6
1,7
6
7
1,6
4
б) от 1 до 5 мг/ м3
пыли, дыма, копоти
Цехи кузнечные, литейные,
сварочные, сборного железобетона, сборочные и тележечные КР-1 и КР-2,
смотровые канавы
г) значительные концентрации
паров, кислот, щелочей, газов, способных при соприкосновении с влагой
образовывать слабые растворы кислот, щелочей, а также обладающих большой
коррозирующей способностью
Цехи гальванических покрытий,
аккумуляторные, электролитные, дезинфекционно-промывочные, помещения промывочно-пропарочных
станций и пунктов налива нефтепродуктов, шпалопропиточные заводы
1 - 4
1,8
6
5 - 6
1,6
4
7
1,6
2
4 Производственные помещения с
особым режимом по чистоте воздуха при обслуживании светильников
Вычислительные центры
а) с технического этажa
1 - 4
1,3
4
б) снизу из помещения
1 - 4
1,4
2
Примечания
1 Значения
коэффициентов запаса, указанные в графе 4, приведены для разрядных источников
света. При использовании ламп накаливания их следует умножать на 0,85.
2 Значения коэффициентов запаса, указанные в графе 4, следует снижать
при односменной работе по позициям 3б, 3г - на 0,2, по позиции 3в - на 0,1;
при двухсменной работе - по позициям 3б, 3г - на 0,15.
5 Производственные объекты
железнодорожного транспорта
5.1
Открытые территории, станционные пути и искусственные сооружения
5.1.1 Уровни освещенности открытых территорий,
регламентируемые настоящим стандартом, должны обеспечиваться независимо от типа
источника света в осветительном приборе.
5.1.2 Для освещения сортировочных, участковых, грузовых
станций и других открытых производственных территорий должны применяться
осветительные приборы с разрядными источниками света типов ДРЛ, ДРИ и ДКсТ или
с галогенными лампами накаливания типа КГ, для освещения пассажирских платформ
необходимо применять светильники с лампами ДРЛ и ДРИ, а для теплых
климатических поясов также светильники с люминесцентными лампами типа ЛБ.
Применение натриевых ламп высокого давления (НЛВД),
имеющих желтый цвет излучения, для наружного освещения объектов
железнодорожного транспорта не допускается.
5.1.3 На железнодорожных станциях показатель ослепленности
осветительных установок не должен превышать Р = 800.
Методика расчета показателя ослепленности для
железнодорожных станций приведена в приложении В.
5.1.4 Нормы освещенности открытых территорий, станционных
путей и искусственных сооружений приведены в таблице 5.1.
1.1 Пути и горловины парков
приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути, а также транзитные парки
5
Поверхность земли
1.2 Пути надвига состава на
горку, тормозные позиции на подгорочных путях (вагонные замедлители,
башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели) на расстоянии 250 - 300 м от
первой разделительной стрелки, хвостовая горловина сортировочного парка,
ремонтные пути
10
Поверхность земли
1.3 Участок расцепки
10
Вертикальная вдоль
оси пути на уровне 1 м от поверхности земли и горизонтальная на поверхности
земли
1.4 Вершина и спускная часть
горки
10
Вертикальная вдоль
оси пути на уровне 3 м от поверхности земли и горизонтальная на поверхности
земли
2 Остальные участковые станции
2.1 Пути и горловины
приемоотправочных и сортировочных парков, маневровые, вытяжные и подъездные
пути с большим объемом грузовой работы
5
Поверхность земли
2.2 Пути транзитных парков
3
То же
2.3 Горловины сортировочных
парков (в местах работы составительских бригад, регулировщиков скоростей
вагонов и дежурных стрелочных постов)
10
"
3 Пути и горловины опорных
промежуточных станций, имеющих погрузочно-выгрузочные сооружения и устройства1)
2
"
4 Пути и горловины остальных
промежуточных станций, стрелочные горловины разъездов и обгонных пунктов
1
"
5 Пути пассажирских и
технических станций
5
"
5.1 Специализированные
ремонтные пути в пунктах формирования оборота и в пунктах технического
обслуживания (ПТО)2)
10
"
6 Рабочее место осмотрщика
вагонов, принимающего пассажирские и грузовые поезда сходу
5
"
503)
Вертикальная на
ходовых частях
7 Территории станции с
телевизионным обзором
10
Поверхность земли
8 Пункты коммерческого осмотра
вагонов
8.1 Пути коммерческого осмотра
5
То же
504)
Вертикальная на
пломбе
8.2 Район смотровых
вышек-постов
50
Вертикальная на
уровне 2 м от поверхности земли и на расстоянии 1,9 м от оси пути
9 Пути отстоя моторвагонных
секций, локомотивов, вагонов и прочего подвижного состава всех назначений,
тупиковые пути для отстоя строительных механизмов, дорожных машин,
передвижных станций и др. (при отсутствии осмотра и ремонта)
2
Поверхность земли
10 Поворотные круги и
треугольники, въезды в депо и цехи заводов
5
То же
11 Пути наружной обмывки
тягового подвижного состава (ТПС)
10
"
12 Экипировочные устройства на
открытых путях
12.1 Смотровые канавы2)
30
Поверхность пола
канавы и на экипажных и ходовых частях
12.2 Междупутье
20
Поверхность земли
12.3 Площадки для экипировки
электровозов и осмотра токоприемников, крышевого оборудования и др.
50
Поверхность настила
площадки и на крышевом оборудовании
12.4 Площадки для экипировки
тепловозов, обслуживания и осмотра пескораздаточных бункеров
10
Поверхность настила
площадки
12.5 Служебные лестницы и сходы
3
На ступенях
12.6 Склады и базы
нефтепродуктов, резервуарные парки5)
10
Поверхность земли
12.6.1 Сливно-наливные эстакады
20
Поверхность настила
эстакады и люка цистерны
13 Машинное помещение пункта
реостатных испытаний тепловозов2)
50
Вертикальная на
измерительных приборах
14 Грузовые механизированные
дворы и другие места транспортной переработки грузов
14.1 Приемо-отправочные пути и
горловины крупных грузовых станций
5
Поверхность земли
14.2 Погрузочно-разгрузочные
эстакады
20
Горизонтальная на
уровне настила эстакады
14.3 Отрытые склады
тяжеловесных грузов, контейнеров, лесоматериалов и др.
10
Поверхность земли
14.4 Зона работы крана6)
20
Горизонтальная по
высоте груза
14.5 Грузовые платформы и рампы
грузовых складов
20
Поверхность
платформы, пола склада
14.6 Внутри вагонов,
находящихся под перегрузкой и очисткой, с большим объемом работ
10
Пол вагона
14.7 Склады сыпучих и
навалочных грузов
10
Поверхность земли
14.8 Зона работы экскаватора
5
Горизонтальная на
поверхности земли (грунта)
10
Вертикальная по
высоте выгрузки (со стороны машиниста)
14.9 Весовые пути
10
Вертикальная против
весовой будки вдоль оси пути на уровне 1 - 3 м от поверхности земли
14.10 Пункты перелива горючих и
смазочных материалов и масел5)
10
Горизонтальная на
уровне сливного и наливного устройств
14.11 Автопроезды и проходы в
местах производства погрузочно-разгрузочных работ
5
Поверхность земли
14.12 Места механизированного
рыхления и выгрузки смерзшихся грузов
16.2 Главные и отстойные пути
на территории пункта водопоя
2
То же
17 Пункты технического
обслуживания для подготовки грузовых вагонов к перевозкам (ПТО)
17.1 ПТО для подготовки
полувагонов и платформ
17.1.1 Пути приема и осмотра
вагонов2)
10
Поверхность земли
17.1.2Позиция очистки
полувагонов от остатков перевозимых грузов
10
То же
17.1.3Пути технического
обслуживания вагонов в объеме ТО без отцепки вагонов
10
"
17.1.4Пути текущего
отцепочного ремонта в объеме ТР-12):
20
"
в местах сварочных работ
507)
Обрабатываемая
поверхность
17.1.5Специализированные
пути для текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 (оборудованные комплексом
вагоноремонтных машин типа «Донбасс» и др.):
20
Поверхность пола
платформы
в местах сварочных работ
507)
Обрабатываемая
поверхность
17.1.6 Участок механизированной
разборки исключенных из инвентаря вагонов
10
Поверхность земли
17.1.7 Пути отстоя полувагонов
и платформ
2
То же
17.1.8 Тупик для смены колесных
пар
10
"
17.1.9 Колесный парк:
28)
"
в зоне работы крана
206)
"
17.2 ПТО для подготовки крытых
грузовых вагонов к перевозкам
17.2.1 Позиции наружной
обмывки, грубой очистки и сушки вагонов
10
Поверхность земли
или настила эстакады
17.2.2 Позиции сухой очистки,
внутренней промывки и домывки вагонов
20
Поверхность настила
эстакады
17.2.3 Позиции накопления
вагонов для постановки вагонов в ремонт
2
Поверхность земли
17.2.4Пути
безотцепочного ремонта вагонов2)
10
Поверхность земли
или настила эстакады
17.2.5 Пути текущего
отцепочного ремонта в объеме ТР-1:
30
То же
в местах сварочных работ
507)
Обрабатываемая
поверхность
17.2.6 Специализированные пути
для отцепочного ремонта в объеме ТР-2 (оборудованные комплексом
вагоноремонтных машин типа «Донбасс и др.):
20
Поверхность земли
в местах сварочных робот
507)
Обрабатываемая
поверхность
17.3 Промывочно-пропарочные
станции и пункты налива нефтепродуктов
17.3.1 Сливно-наливные эстакады5)
20
Поверхность настила
эстакады и люка цистерны
17.3.2Пульты механизмов5)
50
На приборах
17.3.3 Нефтеловушки для сливных
стоков, отстойные пруды5)
2
На уровне
поверхности
18 Дезпромпродукты и
дезпромстанции
18.1 Обмывочные площадки
вагонов и подвижного состава
20
Поверхность
площадки, платформы
18.2 Пульты механизмов
50
На приборах
18.3 Платформы дезпромстанций
20
Поверхность
платформы
18.4 Площадка биотермического
обезвреживания навоза и других отводов, площадки иловые, выгрузки и хранения
навоза
2
Поверхность
площадки
19 Пункты технического
обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) и пунктов экипировки
рефрижераторного подвижного состава
19.1 Эстакады основных и
укрупненных ПТО АРВ для технического обслуживания и ремонта вагонов
30
Поверхность настила
эстакады
19.2 Эстакады контрольных ПТО
АРВ для технического обслуживания вагонов2)
10
То же
19.3 Специализированные пути
для технического обслуживания и ремонта АРВ
10
Поверхность земли
или настила эстакады
20 Территории рефрижераторных и
грузовых вагонных депо
30
Поверхность земли
20.1 Ремонтный путь цеха
текущего ремонта2):
в местах сварочных работ
507)
Обрабатываемая
поверхность
20.2 Эстакада для промывки
вагонов
20
Поверхность настила
эстакады
20.3 Площадка для пропарки
топливных баков
10
Поверхность земли
20.4 Пункты экипировки и
деэкипировки вагонов
10
Поверхность земли
или настила эстакады
20.5 Хранилища горючесмазочных
материалов, пункты экипировки маслом
10
Поверхность земли
20.6 Площадка для разделки
вагонов на металлолом
20
Вертикальная по
высоте боковой стенки вагона и горизонтальная на поверхности земли
21 Железнодорожные тоннели9)
1
На уровне головки
рельса
22 Большие железнодорожные
мосты и путепроводы
1
То же
23 Воинские платформы, площадки
5
Поверхность платформы
или площадки
24 Пассажирские платформы
внеклассных станций (более 2 млн. чел. в год) и остановочных пунктов с
телевизионным обзором
10
Поверхность
платформы
25 Пассажирские платформы
станций с интенсивным размером пассажиропотока (0,7 - 2 млн. чел. в год)
5
То же
26 Пассажирские платформы
станций со средним размером пассажиропотока (100 - 700 тыс. чел в год)10)
3
Поверхность
платформы
27 Пассажирские платформы с
малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. чел. в год)10)
2
То же
28 Пешеходные мосты с
лестницами, настилы для переходов
3
Поверхность
настила, ступени
29 Переезды11)
I
категории
5
Поверхность полотна
II "
3
То же
III "
2
"
IV "
1
"
30 Склады древесины, готовой
продукции
5
Поверхность земли
31 Площадки базы ПМС
5
То же
32 Зона работы звеносборочной
машины
30
"
33 Зона расположения
башен-хранилищ и расходной башни
10
"
34 Главные открытые проходы,
проезды, дороги на территориях депо, заводов, материальных складов,
промывочно-пропарочных станций, дезпромстанций, карьеров и других аналогичных
объектов
2
Поверхность полотна
переезда, проезда, дороги
35 Открытая часть тяговой
подстанции
35.1 Ножи разъединителей,
указатели положения масляных выключателей, реле газовой защиты и
маслоуказатели силовых трансформаторов, трансформаторов тока и напряжения,
масляные выключатели, приводы разъединителей и масляных выключателей8)
30
Вертикальная
плоскость рабочей поверхности
35.2 Выводы трансформаторов и
выключателей, разрядники, кабельные муфты, шинный мост кремниевых
выпрямителей8)
20
То же
35.3 Кран для взятия пробы масла
трансформатора, лестница для подъема на трансформатор
5
Поверхность земли
35.4 Проходы между
оборудованием
5
То же
35.5 Остальная территория
тяговой подстанции
1
"
36 Охранное освещение границ
заводских и складских территорий, охраняемых зон тоннелей и мостов, подходов
к тоннелям, мостам и другим охраняемым искусственным сооружениям
0,5
Поверхность земли
37 Пешеходные тоннели:
днем
10012)
Поверхность пола
вечером и ночью
5012))
То же
38 Лестницы пешеходных тоннелей
вечером и ночью
2012))
Площадки, ступени
1) Допускается снижение освещенности
до 1 лк (кроме горловин и стрелок) по согласованию с Управлениями железных
дорог в период отсутствия работы на отдельных участках железнодорожных
станций и других производственных объектах
3)
Освещенность должна обеспечиваться установкой дополнительного прожектора
4)
Освещенность должна быть обеспечена переносными светильниками с питанием от
независимого (автономного) источника
5)
Тип светильника принимать в соответствии с требованиями 7.3.76, 7.4.32 -
7.4.35 ПУЭ.
6)
Освещенность подкрановых зон должна быть обеспечена осветительными приборами,
установленными на кранах
7)
Норма освещенности должна быть обеспечена переносными светильниками
8)
Требуются дополнительные переносные светильники с питанием от независимого
(автономного) источника
9)
Требуется предусматривать аварийное (эвакуационное) освещение. Эвакуационное
освещение должно обеспечивать освещенность на уровне головки рельса не менее
0,2 лк
10)
Допускаетсяпредусматривать дежурное освещение, включаемое взамен
рабочего освещения, в период прекращения движения пригородных поездов в
ночное время
11)
Уровень освещенности должен быть доведен до 5 лк по планам железных дорог в
первую очередь переездов II категории, затем III и IV категорий
12) Нормируется средняя горизонтальная освещенность
5.1.5 Отношение наибольшей освещенности железнодорожных
путей, площадок, дорог и проездов к ее наименьшему значению не должно превышать
15:1.
5.1.6 Нормы освещенности для плановых ремонтно-путевых и
строительно-монтажных работ, выполняемых в темное время суток, приведены в
таблице 5.2.
1 Участки работы дрезин, а
также кранов по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути,
проводов, деталей и оборудования устройств СЦБ и контактной сети
20
Поверхность земли
2 Смена рельсов, стрелочных
переводов или их частей, разборка и укладка путевой решетки
30
То же
3 Места сварки рельсов в пути
передвижными сварочными машинами и других сварочных работ
50
"
4 Участки реконструкции и
ремонта инженерных сооружений
30
Вертикальная на
различно ориентированной рабочей поверхности
5 Ремонтные работы в тоннелях:
осмотр и обмер обделки; удаление слабых камней; расшивка швов; перекладка деформированных
частей обделки; замена рельсов, шпал; очистка дренажных лотков
50
То же
6 Участки монтажа цепной и
поперечной подвесок, армировки опор при электрификации путей, смены проводов,
тросов, волновода и групповых заземлений. Осмотр и смена крепительных частей
контактной подвески, установка вставок в контактный провод и тросы
50
"
7 Установка опор контактной
сети, фундаментов и светофорных мачт:
на участке механизированной
установки опор
5
Поверхность земли
на участке установки опор
вручную
10
То же
8 Места установки релейных
шкафов проходных светофоров, дросселей, участки демонтажа оборудования
устройств СЦБ
Примечание - На
период производства работ освещенность обеспечивается передвижными
осветительными устройствами с питанием от автономных или стационарных
источников электроснабжения
5.2.1 Общее освещение производственных помещений следует
осуществлять светильниками с разрядными источниками света (лампы ДРЛ, ДРИ, ДНаТ
и люминесцентные лампы). В зависимости от требований к цветопередаче в малярных
цехах целесообразно использовать люминесцентные лампы типов ЛДЦ, ЛХБ, ЛБЦТ, ЛДЦ
УФ, ЛБ и металлогалогенные лампы типа ДРИ.
Лампы типа ДНаТ необходимо применять для освещения
зрительных работ средней и малой точности (разряды IVб - IVг, V и
ниже), не требующих цветоразличения и цветопередачи. В смешанном освещении
(ДНаТ + ДРЛ или ДНаТ + ДРИ) применение ламп типа ДНаТ рекомендуется также для
освещения точных зрительных работ (разряд IIIб - IIIг,
IVa). Из-за высокой пульсации светового потока лампы ДНаТ
можно применять только при наличии
равномерной расфазировки на три фазы питающего напряжения.
для общего освещения только в случае невозможности или
технико-экономической нецелесообразности использования разрядных ламп;
для освещения помещений с временным пребыванием людей;
во взрыво- и пожароопасных помещениях и помещениях с
тяжелыми условиями среды (сырых, пыльных, с химически активной средой), если
применение разрядных ламп по техническим причинам невозможно;
для аварийного освещения (освещения безопасности и
эвакуационного).
Для местного освещения следует использовать
люминесцентные лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные.
5.2.2 Нормы освещенности и рекомендуемые системы освещения
производственных помещений приведены в таблице 5.3. В тех случаях, где норма освещенности приведена для
обеих систем, при выборе рациональной системы освещения следует проводить
расчеты технико-экономических показателей.
5.2.3 Общее освещение помещений следует проектировать, как
правило, равномерным.
Локализованное размещение светильников общего освещения
вне зависимости от системы освещения необходимо предусматривать в помещениях со
стационарным оборудованием, экранирующим световой поток светильников общего
освещения, в помещениях с неравномерным расположением технологического
оборудования и малой плотностью его размещения, а также при наличии в
помещениях зрительных работ разной точности.
5.2.4 Общее освещение в системе комбинированного следует выполнять
разрядными лампами независимо от типа источника света, применяемого в
светильниках местного освещения.
5.2.5 В производственных помещениях, где предусматривается
местное освещение единичных рабочих мест, освещенность от общего освещения
должна приниматься в соответствии с характером основных проводимых в данном
помещении работ по нормам для системы общего освещения. При этом суммарная
освещенность рабочих поверхностей, имеющих местное освещение, должна
соответствовать освещенности, нормируемой дли комбинированного освещения.
21.4 Отделение ремонта
глушителей дизелей и напольных решеток
Г-0,5, стол для
сварочных работ
VII
-
-
200
40
20
21.5 Сварочное отделение
Г-0,5
VII
-
-
200
40
20
21.6 Жестяное отделение
Г-0,8
IIIб
1000
200
300
40
15
21.7 Дробеструйная камера
Г-1,2
VI
-
-
200
40
20
21.8 Отделение ремонта кухонных
плит
Г-0,8
-
-
-
200
40
20
21.8.1 Верстаки для ремонта
игольчатого вентиля, капельницы и горелки
Г-0,8
Vб
-
-
200
40
20
21.8.2 Стенд для испытания
кухонных плит
В-1,5, на
капельнице
Vб
-
-
200
40
20
21.9 Отделение расфасовки
хладона
21.9.1 Помещение для расфасовки
хладона и испытания баллонов
Г-0
VI
-
-
200
40
20
21.9.2 Установка для
гидравлического испытания баллонов
Г-0
VIIIб
-
-
75
-
-
21.9.3 Склад хладона
Г-0
VIIIб
-
-
75
-
-
22 Пункты технического
обслуживания АРВ и экипировки рефрижераторного подвижного состава
22.1 Участок по ремонту
агрегатов
22.1.1 Разборка и сборка
дизель-генератора, крупных узлов холодильной установки2)
Г-0,8
Va
400
200
300
40
20
22.1.2 Стенд для испытания
пусковой аппаратуры и обратных клапанов
В-1,0, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
22.2 Склад баллонов с хладоном
Г-0,8
VIIIб
-
-
304)
-
-
23 Автоматный цех
23.1 Отделение ремонта
тормозного и пневматического оборудования
23.1.1 Участок ремонта
автотормозного оборудования
Г-0,8
IIIб
1000
200
300
40
15
23.1.2 Стенды для испытания
автотормозов
В-1,5
IVг
-
-
200
40
20
23.1.3 Участок ремонта концевых
кранов и тормозных рукавов
Г-0,8
-
-
-
300
40
20
23.1.3.1 Верстаки для ремонта
концевых кранов
Г-0,8
Va
400
200
300
40
20
23.1.3.2 Стенд для испытания
тормозных рукавов
Г-0,8
Va
400
200
300
40
20
В, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
23.2 Отделение ремонта системы
автоматического управления торможением (САУТ)
23.2.1 Стенд для ремонта и
испытаний датчиков
Г-0,8,
IVв
400
200
200
40
20
В, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
23.2.2 Стенд для ремонта и
испытаний электронных блоков САУТ
Г-0,8, стол,
IIв
2000
200
500
20
10
В, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
23.3 Участок ремонта
радиоаппаратуры усилителей, микрофонов, блоков защиты генератора (БРЗГ),
блоков коммутирующего переговорного устройства (ПКУ) и др.
Г-0,8
IIIв
750
200
300
40
15
24 Цех ремонта автостопов
24.1 Участок ремонта
скоростемеров
Г-0,8
-
-
-
300
40
15
24.1.1 Верстаки для ремонта
скоростемеров
Г-0,8
IIIб
1000
200
300
40
15
24.1.2 Стенд для испытания
скоростемеров
В-1,5
IVг
-
-
200
40
20
24.1.3 Верстаки для ремонта
приводов скоростемеров и редукторов
Г-0,8
IIIв
750
200
300
40
15
24.2 Участок ремонта устройств
и приборов АЛСН
24.2.1 Верстаки для ремонта
электропневматических клапанов
Г-0,8
IIIб
1000
200
300
40
15
24.2.2 Верстаки для осмотра и
ремонта приемных катушек, рукояток бдительности, локомотивных светофоров,
вспомогательных кнопок и переключателей
Г-0,8
Va
400
200
300
40
20
24.2.3 Стенд для испытания
электропневматического клапана
В-1,5
IVг
-
-
200
40
20
25 Пункты, участки ремонта и
поверки контрольно-измерительных приборов и приборов автоматики
25.1 Стенд для ремонта и
поверки частотомеров
Г-0,8
IIIг
400
200
200
40
15
25.2 Стенд для ремонта и
проверки электроизмерительных приборов
Г-0,8, стол
IIв
2000
200
500
20
10
25.3 Стенд для ремонта и
регулировки приборов контроля температуры (типа СПЛ, КП):
рабочий стол
Г-0,8
IIв
2000
200
500
20
10
шкалы приборов
В-1,2
IVг
-
-
200
40
20
25.4 Ремонт тахометров
Г-0,8, стол
IVв
400
200
200
40
20
25.5 Ремонт манометров
То же
IVв
400
200
200
40
20
25.5.1 Поверка манометров
В-1,0, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
25.6 Лаборатория поверки
25.6.1 Стенд для поверки
электроизмерительных приборов
Г-0,8, стол, В, на
приборах
IVг
-
-
200
40
20
25.6.2 Стенд для поверки
тахометров
В-1,2, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
25.7 Стенд для испытания
счетчиков моточасов
В-1,0, на приборах
IVг
-
-
200
40
20
25.8 Стенд для проверки и
ремонта приборов автоматики (промежуточных реле, нейтральных реле и реле
времени)
1) Норма освещенности снижена на одну ступень
шкалы освещенности из-за наличия оборудования, не требующего постоянного
обслуживания или кратковременного пребывания людей в помещении.
3) Светильники
должны иметь брызгозащищенное исполнение.
4) Освещенность приведена
для ламп накаливания (рекомендуемого источника света).
5) Светильники
местного освещения должны иметь рассеиватели. Яркость светящей поверхности
светильника должна составлять от 2500 до 4000 кд/м2.
6) Стенд должен быть
оборудован светлым экраном для улучшения видимости уровня жидкости в мерном
сосуде.
7) Норма
освещенности повышена на одну ступень шкалы освещенности из-за напряженной
зрительной работы, занимающей более половины рабочего дня.
8) Требуется
предусматривать аварийное освещение (освещение безопасности) от независимого
источника, необходимое для продолжения работы. Наименьшая освещенность
рабочих поверхностей должна составлять 5 % освещенности, нормируемой для
рабочего освещения при системе общего освещения, но не менее 2 лк.
9) Норма освещенности
повышена на одну ступень шкалы освещенности из-за повышенной опасности
травматизма.
10) Тип светильника
следует принимать в соответствии с требованиями 7.3.76, 7.3.77, 7.4.32 -
7.4.35 ПУЭ.
11) Яркость
светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с
вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более
200 кд/м2, защитный угол светильников должен быть не менее 40
градусов.
12) Светильники
местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом
не менее 40 градусов.
13) Освещенность
экрана должна быть не более 300 лк.
Примечания
1 В числителе приведен
максимально допустимый коэффициент пульсации освещенности для общего
освещения в системе комбинированного освещения, в знаменателе - максимально
допустимый коэффициент для местного освещения и системы только общего
освещения. В случае отсутствия дроби коэффициент пульсации освещенности
относится к обеим системам освещения.
2 Г и В - соответственно
горизонтальная и вертикальная плоскости, цифра после тире означает высоту, м,
над уровнем пола.
3
Коэффициенты пульсации освещенности на рабочих поверхностях приведены при
питании источников света током частотой менее 300 Гц.
5.2.6 При наличии в помещении работ различной точности
нормативные требования к освещению принимаются по более точным зрительным
работам, если число этих рабочих мест не менее половины. В противном случае нормативные
требования к рабочим местам с более точными зрительными работами обеспечиваются
установкой дополнительных светильников и их локализованным размещением.
5.2.7 Освещенность проходов и участков производственных
помещений, где работы не производятся, должна выбираться согласно 7.10 приложения Г.
5.2.8 Для помещений, в которых выполняются работы различной
точности, в таблице 5.3
приведены нормированные значения освещенности для условно принятой
горизонтальной поверхности, расположенной на высоте 0,8 м от пола по помещению
в целом.
5.2.9 Регламентируемые показатели ослепленности для
светильников общего освещения и коэффициент пульсации освещенности приведены в
таблице 5.3.
5.2.10 Если в одном помещении выполняют работы, для которых
нормируются разные показатели ослепленности или коэффициенты пульсации, то для
всего помещения следует принимать минимальные из нормируемых значений этих
показателей для работ, занимающих 25 % и более всей площади помещения.
5.2.11 Неравномерность распределения освещенности в
производственном помещении должна удовлетворять требованиям 7.9 приложения Г.
5.2.12 При выборе освещенности для помещений с недостаточным
естественным освещением и без естественного света следует руководствоваться
указаниями СНиП
23-05-95 и Отраслевыми нормами
естественного и совмещенного освещения производственных предприятий
железнодорожного транспорта.
5.2.13 При проектировании искусственного освещения в
помещениях эксплуатации видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных
электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) следует руководствоваться требованиями
настоящих норм и СанПиН 2.2.2.542-96.
5.2.14 Искусственное освещение в помещениях с ВДТ и ПЭВМ
должно осуществляться системой общего равномерного освещения.
5.2.15 В производственных и административно-общественных
помещениях с ВДТ и ПЭВМ, в случаях преимущественной работы с документами,
допускается применение комбинированного
освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники
местного освещения). Местное освещение не должно создавать бликов на
поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.
5.2.10 В помещениях с ВДТ и ПЭВМ следует ограничивать
отраженную блескость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за
счет выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к
источникам освещения, при этом яркость бликов на экране ВДТ и ПЭВМ, согласно
7.5 СанПиН 2.2.2.542-96, не должна превышать 40 кд/м2 и яркость потолка, при
применении системы отраженного освещения, не должна превышать 200 кд/м2.
5.2.17 Следует ограничивать неравномерность распределения
яркости в поле зрения пользователя ВД и ПЭВМ, coгласно 7.7 СанПиН 2.2.2.542-96, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно
превышать 3:1 - 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и
оборудования 10:1.
5.2.18 Для работающих в помещениях с недостаточным
естественным светом и без естественного света надлежит применять установки
искусственного ультрафиолетового облучения в соответствии с Указаниями по
проектированию и эксплуатации установок ультрафиолетового облучения на
промышленных предприятиях (№ 1158-74).
5.2.19 Типы светильников следует выбирать с учетом условий
окружающей среды, светотехнических требований, строительных решений и
технико-экономических показателей осветительных установок.
Класс пожаро- и взрывоопасности помещения должен
определяться в соответствии с ВНТП 05-89.
5.2.20 Частота и допустимые колебания напряжения питания
источников света рабочего освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 13109-87.
5.2.21 Мостовые краны следует оборудовать подкрановым
освещением, обеспечивающим освещенность не ниже нормируемой от общего освещения
в зонах, затеняемых кранами. Для освещения могут быть использованы лампы ДРЛ с
устройством, препятствующим их самоотвинчиванию, или лампы накаливания с
амортизирующим устройством.
5.2.22 В кабинах козловых и мостовых кранов должны быть
установлены экраны, препятствующие попаданию в поле зрения крановщика светящих
частей светильников общего освещения, установленные выше крана.
5.2.23 Окраску помещений проводить в соответствии с СН 181-70,
Руководством по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных или
производственных зданий, ГОСТ 12.4.026-76, ГОСТ 14202-69,
государственными и отраслевыми нормалями на окраску оборудования.
5.2.24 Строительные проекты зданий должны предусматривать
возможность применения средств доступа к светильникам (проходов, лестниц,
стремянок, подставок и других устройств, а также прицепных тележек или
осветительных мостиков при обслуживании светильников с кранов).
5.2.25 В производственных помещениях следует предусматривать
аварийное освещение в соответствии с требованиями 7.60 - 7.66 СНиП 23-05-95.
5.2.26 В строительной части проектов зданий должны
предусматриваться специальные помещения для сбора и хранения отработанных
разрядных ламп до передачи их на утилизацию.
6.1 В помещениях железнодорожных вокзалов, как правило,
следует применять систему общего освещения.
Систему общего локализованного освещения рекомендуется
применять в помещениях, имеющих зоны различного функционального назначения, а
также в помещениях с дисплеями и видеотерминалами.
6.2 Общее освещение помещений железнодорожных вокзалов
следует, как правило, осуществлять светильниками с люминесцентными лампами
типов ЛБ, ЛБЦТ, ЛХБ, ЛЕЦ.
Для выполнения архитектурно-художественных требований
допускается применение ламп накаливания и разрядных ламп типов ДРЛ, ДРИ и ДРИ в
сочетании с ДНаТ.
Применение ламп накаливания допускается в случаях,
изложенных в 5.2.1, а
также для дежурного освещения.
6.3 При проектировании аварийного освещения следует
руководствоваться требованиями 7.60 - 7.66 СНиП 23-05-95,
7.4.2 и 7.4.3 ВСН 01-91 и 10.21 ВНТП № ЦЛ-87 МПС.
6.4 Освещение помещений пассажирских зданий следует
выполнять согласно таблице 6.1, a помещений бытового обслуживания пассажиров в
соответствии с таблицей Д.1
приложения Д.
7.1
Пассажирские вагоны и моторвагонный подвижной состав
7.1.1 Нормы искусственного освещения распространяются на
пассажирские вaгoны1), вагоны электро- и дизель-поездов, а
также автомотрис и рельсовых автобусов.
1) В дальнейшем под словом «вагоны»
подразумеваются пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов,
автомотрис и рельсовых автобусов.
7.1.2 В основных помещениях вагонов: салонах, купе, больших
коридорах, служебных отделениях, залах вагонов-ресторанов, в буфетных
отделениях, сортировочных залах почтовых вагонов должны быть предусмотрены
следующие виды общего искусственного освещения:
рабочее - во всех помещениях,
дежурное - в дизель-поездах и электропоездах (когда
нет необходимости в рабочем освещении);
ночное - в купе и пассажирских отделениях поездов
дальнего следования и местного сообщения;
аварийное - во всех помещениях.
7.1.3 Общее рабочее освещение основных помещений вагонов
должно осуществляться светильниками с люминесцентными лампами типов ЛБ-40, ЛБ-20,
ЛБР-20. В вагонах дизель- и
электропоездов, автомотрисах и рельсовых автобусах допускается освещение
лампами накаливания.
7.1.4 Электроснабжение люминесцентных ламп должно
осуществляться от источников переменного тока с частотой не менее 400 Гц1).
Во избежание резких изменений освещенности в помещениях подвижного состава
колебания питающего напряжения не должны выходить за пределы ± 10 % при работе от генератора. Мигание ламп не допускается.
1) При централизованном
электроснабжении и модернизации вагонов допускается переменный ток частотой 50
Гц.
7.1.5 В светильниках с люминесцентными лампами следует
применять полупроводниковые или бесстартерные пускорегулирующие аппараты.
7.1.6 Вспомогательные помещения (кроме неотапливаемых):
туалеты, кухни вагонов-ресторанов могут освещаться как светильниками с
люминесцентными лампами, так и светильниками с лампами накаливания; при норме
освещенности ниже 50 лк следует применять лампы накаливания. Неотапливаемые
помещения: тамбуры, котельные отделения, кладовые для почты и багажа должны
освещаться только светильниками с лампами накаливания.
7.1.7 Местное освещение изголовья диванов и верхних полок,
а также отдельных рабочих позиций должно выполняться софитами, бра, переносными
светильниками, удовлетворяющими санитарно-гигиеническим нормам.
7.1.8 Нормы освещенности вагонов, в том числе служебных,
приведены в таблице 7.1. Нормы
освещенности в специализированных вагонах (вагон-мастерская, вагон-клуб и др.)
должны отвечать нормам соответствующих производственных участков и помещений.
7.1.9 При проектировании осветительных установок помещений
вагонов необходимо вводить коэффициент запаса. Для люминесцентных ламп
коэффициент запаса принимается равным 1,5, а для ламп накаливания - 1,3 с
учетом чистки светильников при эксплуатации не реже 1 раза в месяц.
7.1.10 Для дежурного и аварийного освещения в вагонах можно
использовать часть светильников рабочего освещения.
7.1.11 Ночное освещение в купе и пассажирских отделениях
вагонов поездов дальнего следования обеспечивается лампами накаливания,
установленными в светильниках рабочего
освещения1).
1) Цвет ночного освещения принимается
синим или темно-зеленым в соответствии с типовыми Требованиями по технике
безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки
грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.
7.1.12 Дежурное и аварийное освещение для эвакуации людей из
вагонов должно обеспечивать освещенность на полу основных проходов не менее 0,5
лк.
Светильники или лампы аварийного освещения должны
присоединяться к независимому источнику питания или переключаться на него
автоматически при внезапном отключении рабочего и дежурного освещения (в случае
аварии). В качестве источников света аварийного освещения2) можно
использовать лампы дежурного освещения, если они автоматически переключаются на
независимый источник питания (аккумуляторную батарею).
2) Аварийное освещение для продолжения
работ на сортировочных столах в почтовых вагонах должно обеспечивать освещенность
не менее 15 лк.
7.1.13 При проектировании осветительных установок вагонов
слепящее действие светильников регламентируется показателем дискомфорта М,
который определяет степень дополнительной напряженности зрительной работы,
вызванной наличием резкой разницы яркостей одновременно видимых поверхностей в
освещаемом помещении.
Показатель дискомфорта определяется у торцевой стены на
центральной оси помещения на высоте 1,5 м от пола. В салонах и больших
коридорах вагона, в залах вагонов-ресторанов и почтовых вагонах показатель
дискомфорта должен быть не более 60.
Для помещений, длина которых не превышает двойной
высоты установки светильников над полом (купе, пассажирские отделения), а также
для малых коридоров, туалетов, тамбуров показатель дискомфорта не регламентируется.
Показатель дискомфорта М может быть рассчитан методом,
указанным в приложении Е.
7.2 Кабины машинистов
локомотивов, моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов
7.2.1 Кабина машиниста должна быть оборудована системой
освещения, работающей от напряжения переменного тока не выше 42 В, а от
напряжения постоянного тока - не выше 110 В. В кабине должны быть предусмотрены
розетки для включения переносных светильников.
7.2.2 Рабочее освещение в кабине управления должно быть
выполнено светильниками общего освещения с лампами накаливания.
7.2.3 Рабочее освещение при включении режима «яркий свет»
должно обеспечивать на пульте управления кабины освещенность в пределах от 20
лк до 60 лк при неравномерности освещенности (отношение максимальной
освещенности к минимальной) 2:1, а режима «тусклый свет» - (10 - 15) %
освещенности от фактического максимального ее значения в «режиме яркий свет».
Аварийное освещение - 3 лк.
7.2.4 Светильники рабочего и аварийного освещения следует располагать
таким образом, чтобы их прямой и отраженный от стекол кабины и приборов
световой поток не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении
локомотивом в положении сидя и стоя.
7.2.5 Устройства местного освещения графика движения и
места с размерами 200´300 мм на столике (при его наличии) на рабочем месте
помощника машиниста должны обеспечивать освещенность не менее 10 лк с плавной
или ступенчатой регулировкой до 1 лк. Отношение наибольшей освещенности к
наименьшей не должно превышать 5:1.
7.2.6 Устройства местного освещения
контрольно-измерительных приборов на пульте управления должны обеспечивать
возможность плавной регулировки яркости шкал с белым полем в диапазоне от
минимальных значений, составляющих не более 0,6 кд/м2, до
максимальных не менее 2 кд/м2, но не более 5 кд/м2. При
этом неравномерность освещения шкал не должна превышать 3:1. При известных
коэффициентах отражения циферблата приборов допускается определять коэффициент
неравномерности по соотношению освещенностей с учетом коэффициента отражения.
На шкалах с черным полем указанная яркость должна обеспечиваться при их замене
шкалами с белым полем.
7.2.7 При проектировании освещения кабины управления
коэффициент запаса принимается равным 1,3 с учетом двух чисток светильников в
год.
7.3.1 Устройство искусственного освещения в машинном
помещении должно обеспечивать освещенность в проходах на полу не менее 5 лк, а
на вертикальной поверхности ограждений оборудования на уровне 1 м от пола - не
менее 20 лк. При необходимости приборы, расположенные в машинном отделении,
должны иметь дополнительную подсветку.
7.3.2 Источники света в машинном помещении должны иметь
рассеиватели или располагаться так, чтобы прямой поток от ламп не попадал в
глаза при обслуживании оборудования.
7.3.3 В машинном отделении, высоковольтной камере с
наружной стороны кузова локомотива должны быть предусмотрены розетки с
закрывающимися крышками для включения переносных светильников. Необходимо,
чтобы переносные светильники были на напряжение не выше 42 В переменного тока
или не выше 110 В постоянного. Светильники должны иметь гибкий провод с защитой
оболочкой.
8.1.1 Измерение освещенности в помещениях зданий и
сооружений следует проводить по ГОСТ 24940-96*.
Для измерения освещенности следует применять люксметры
типа Аргус-01 с пределом измерений 1 ¸ 200000 лк,
Ю-116 с пределом измерений 5 ¸ 100 лк (основной) и 50 ¸ 100000 лк (дополнительный), Ю-117 с пределом
измерений 0,1 ¸ 100 лк (основной) и 1,7 ¸ 100000 лк (дополнительный). Кварц 21 с пределом
измерений 1 ¸ 200000 лк, ТКА-01/3 (люксметр + УФ радиометр) с
пределом измерений 10 - 200000, ТКА-04/3 (люкс-метр + яркомер) с пределом
измерений 10 - 200000.
8.1.2 При измерении освещенности от люминесцентных ламп или
других разрядных источников света люксметром без кoppeгирующего
светофильтра в показания прибора необходимо вводить поправки, зависящие от
спектральногосостава излучения источникасвета.
Измерения яркости рабочих поверхностей следует
проводить по ГОСТ 26824-86. Яркость на приборах
пульта управления следует измерять на белом фоне циферблата яркомером типа ФПЧ
с пределами измерений 2 × 10-2¸ 5 × 104 кд/м2.
Яркость рабочей поверхности или фона в зданиях,
сооружениях или на открытых территориях следует измерять с помощью яркомеров
типов:
Аргус-02 с пределами измерений 1 - 200000 кд/м2,
ТКА-04/3 (люксметр + яркомер) с пределом измерений 10 - 200000 кд/м2.
большим - при К более 0,5 (объект и фон резко
отличаются по яркости),
средним - при К от 0,2 до 0,5 (объект и фон заметно
отличаются по яркости),
малым - при К менее 0,2 (объект и фон мало отличаются
по яркости).
Коэффициент запаса - расчетный коэффициент, учитывающий снижение освещенности в процессе
эксплуатации вследствие загрязнения и старения источников света (ламп) и
светильников, а также снижение отражающих свойств поверхностей помещения.
Коэффициент пульсации освещенности Кп, % - критерий оценки относительной глубины колебаний
освещенности в результате изменения во времени светового потока разрядных ламп
при питании их переменным током, выражающийся формулой
где
Емакс и Емин - соответственно максимальное и минимальное
значения освещенности, за период ее колебания, лк, Еср - среднее
значение освещенности за этот же период, лк.
Расчет коэффициента пульсации следует проводить
инженерным методом, приведенным в Справочной книге по светотехнике.
Местное освещение - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками,
концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.
Общее освещение
- освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения
равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению
оборудования (общее локализованное освещение).
Освещение безопасности - освещение для продолжения работы при аварийном
отключении рабочего освещения.
Oтраженная блескость - характеристика отражения светового потока от рабочей поверхности в
направлении глаз работающего, определяющая снижение видимости вследствие
чрезмерного увеличения яркости рабочей поверхности и вуалирующего действия,
снижающего контраст между объектом и фоном.
Показатель дискомфорта М - критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей
неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения,
выражающийся формулой
где
Lс -
яркость блеского источника, кд/м2,
w - угловой размер блеского источника, стер,
j0 - индекс
позиции блеского источника относительно линии зрения,
где S - коэффициент ослепленности, равный отношению
пороговых разностей яркости при наличии и отсутствии слепящих источников в поле
зрения.
Рабочее освещение - освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия
(освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ
вне зданий.
Фон -
поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он
рассматривается.
светлым - при коэффициенте отражения поверхности более
0,4,
средним - то же от 0,2 до 0,4,
темным - то же менее 0,2.
Цветопередача
- общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света
на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно
сравниваемое с восприятием тех же объектов, освещенных стандартным источником
света.
Цилиндрическая освещенность Ец - характеристика насыщенности помещения светом.
Определяется как средняя плотность светового потока на поверхности вертикально
расположенного в помещении цилиндра, радиус и высота которого стремятся к нулю.
Расчет цилиндрической освещенности производится инженерным методом.
Эвакуационное освещение - освещение для эвакуации людей из помещения при
аварийном отключении рабочего освещения.
где
Е - минимальная (или нормированная) освещенность на поверхности междупутья,
которую обеспечивает осветительная установка;
r - коэффициент отражения поверхности междупутья (принимается равным
0,1).
По уравнению (В.1) определяют показатель ослепленности. Полученный
показатель ослепленности сравнивают с допустимым Рдоп = 800. Если Р
> Рдоп, тo это значит, что слепящее действие осветительной
установки превышает допустимое. Окончательно принимается вариант, для которого
показатель ослепленности не превышает допустимого.
4.1 Нормированные значения освещенности в люксах,
отличающиеся на одну ступень, следует принимать по шкале 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2;
3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30; 50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750;
1000; 1250; 1500; 2000; 2500; 3000; 3500; 4000; 4500; 5000.
7.7 При наличии в одном помещении рабочих и
вспомогательных зон следует предусматривать локализованное общее освещение (при
любой системе освещения) рабочих зон и менее интенсивное освещение
вспомогательных зон, относя их к разряду VIIIa.
7.9 Отношение максимальной освещенности к минимальной не
должно превышать для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах 1,3, при других
источниках света - 1,5, для paбот разрядов IV - VII - 1,5 и 2,0
соответственно.
Неравномерность освещенности допускается повышать до
3,0 в тех случаях, когда по условиям технологии светильники общего освещения
могут устанавливаться только на площадках, колоннах или стенах помещения.
7.10 В производственных помещениях освещенность проходов и
участков, где работа не проводится, должна составлять не более 25 % нормируемой
освещенности, создаваемой светильниками общего освещения, но не менее 75 лк при
разрядных лампах и не менее 30 лк при лампах накаливания.
7.12 Показатель ослепленности не ограничивается для
помещений, длина которых не превышает двойной высоты подвеса светильников над
полом, а также для помещений с временным пребыванием людей и для площадок,
предназначенных для прохода или обслуживания оборудования.
7.13Для
местного освещения рабочих мест следует использовать светильники с
непросвечивающими отражателями. Светильники должны располагаться таким образом,
чтобы их светящие элементы не попадали в поле зрения работающих на освещаемом
рабочем месте и на других рабочих местах.
Местное освещение рабочих мест, как правило, должно
быть оборудовано регуляторами освещения.
Яркость рабочей поверхности не должна превышать
значений, указанных в таблице 6.
для помещений с периодическим пребыванием людей при
отсутствии в них условий для возникновения стробоскопического эффекта.
В помещениях, где возможно возникновение
стробоскопического эффекта, необходимо включение соседних ламп в 3 фазы
питающего напряжения или включение их в сеть с электронными пускорегулирующими
аппаратами.
7.24 В помещениях, где необходимо обеспечить
цилиндрическую освещенность, средневзвешенный по поверхности коэффициент
отражения стен должен быть не менее 40 %, а потолка - не менее 50 %.
7.26 Показатель дискомфорта не ограничивается для
помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над
полом.
Нормируемые
показатели освещения основных общественных, жилых и вспомогательных зданий, а также
общепромышленных помещений и сооружений
Таблица Д.1 Нормируемые показатели освещения основных
общественных, жилых, вспомогательных зданий, а также сопутствующихпроизводственных
помещений для предприятий бытового обслуживания
д)
автоклавные, кладовые лекарственных и перевязочных средств
Г-0,8
-
150
-
-
-
Прочие помещения
производственных, вспомогательных и общественных зданий
31 Вестибюли
и гардеробные уличной одежды
а) в вузах,
школах, театрах, клубах, общежитиях, гостиницах и главных входах в крупные
промышленные предприятия и общественные здания
Пол
-
150
-
-
-
б) в прочих
промышленных, вспомогательных и общественных зданиях
Пол
-
75
-
-
-
в.)
вестибюли в жилых зданиях
Пол
-
30
-
-
-
32 Лестницы:
а) главные
лестничные клетки общественных, производственных и вспомогательных зданий
Пол (площадки,
ступени)
-
100
-
-
-
б)
лестничные клетки жилых зданий
То же
-
10
-
-
-
в) остальные
лестничные клетки
"
-
50
-
-
-
33 Лифтовые
холлы:
а) в
общественных, производственных и вспомогательных зданиях
Пол
-
75
-
-
-
б) в жилых
зданиях
То же
-
20
-
-
-
34 Коридоры
и проходы:
а) главные коридоры
и проходы
"
-
75
-
-
-
б) поэтажные
коридоры жилых зданий
"
-
20
-
-
-
в) остальные
коридоры
"
-
50
-
-
-
35 Машинные
отделения лифтов и помещения для фреоновых установок
Г-0,8
-
30*
-
-
-
36 Чердаки
Пол
-
5*
-
-
-
* Норма дана для
ламп накаливания
Примечания
1
Показатель дискомфорта, регламентируемый для ограничения слепящего действия в
осветительных установках должен обеспечиваться у торцевой стены на
центральной оси помещения на высоте 1,5 м от пола.
2 При
дробном обозначении освещенности, приведенной в графе 3, в числителе указана
норма освещенности от общего и местного освещения на рабочем месте, а взнаменателе
- освещенность от общего освещения по помещению.
3 При
дробном обозначении показателя дискомфорта, приведенного в графе 6, в
числителе указана норма для общего освещения в системе комбинированного
освещения, а в знаменателе - для системы одного общего освещения.
4 При дробном обозначении коэффициента пульсации, приведенного в
графе 7, в числителе указана норма для местного освещения или одного общего
освещения; а в знаменателе - для общего освещения в системе комбинированного.
Таблица Д.2
Нормируемые показатели освещения общепромышленных помещений и сооружений
В зонах хранения
стеллажных складов с автоматическими кранами-штаберами устройство рабочего
освещения не требуется, необходимо лишь аварийное освещение троллеев и
дежурное освещение проходов между стеллажами
а)
экспедиция приема и выдачи груза
Г-0,8 м от пола
IVв
200
400
200
40
20
б)
транспортно-распорядительная система
Г-пол
Vв*
150
-
-
40
20
в) зона
хранилища:
Г-пол
VIIIв
50
-
-
-
-
на ячейках и
валах
В
VIIIб
75
-
-
-
-
на стрелках
В
IVб
200
-
-
40
20
5 Склады,
кладовые, открытые площадки под навесом баллонов газа
Г-пол
VIIIв
50
-
-
-
-
6 Склады
громоздких предметов и сыпучих материалов (песка, цемента и т.п.)
Г-пол
VIIIб
75
-
-
-
-
7
Грузоподъемные механизмы (кран-балки, тельферы, мостовые краны и т.п.)
в помещении
Г, В - пульт
управления
VIIIв
50
-
-
-
-
В - крюк крана,
площадки приема и подачи оборудования и деталей
VIIIв
50
-
-
-
-
вне зданий
Г, В - пульт
управления
X
30
-
-
-
-
В - крюк крана
XII
10
-
-
-
-
Г - площадки приема
и подачи оборудования, материалов, деталей
29 Участок
технического обслуживания и технического ремонта легковых автомобилей**
Г-0,8 м от пола
200
-
-
40
20
30 Участки
технического обслуживания грузовых автомобилей и автобусов**
Г-0,8 м от пола
150
-
-
40
20
31
Слесарно-механический участок
Г-0,8 м от пола
-
300
-
-
40
20
32 Открытые
стоянки, площадки для хранения автомобилей:
а) без
подогрева
Г - на покрытии
XIV
2
-
-
-
-
б) с
электрическим, газовым, воздушным и другим видом подогрева
То же
ХIII
5
-
-
-
-
33 Помещение
хранения автомобилей**
Г-пол
VIIIв
50
-
-
-
-
* Освещенность снижена на одну ступень шкалы, так как оборудование не
требует постоянного обслуживания или вследствие кратковременного пребывания
людей в помещении.
** Тип светильника
следует принимать в соответствии с требованиями пунктов 7.4.32 - 7.4.35 ПУЭ.
Примечания
1 Наличие
нормируемых значений освещенности в графах обеих систем освещения указывает
на возможность применения одной из систем. Предпочтительным является
применение системы комбинированного освещения.
2 При дробном обозначении коэффициента пульсации в числителе
указывается нормируемая величина для общего освещения в системе комбинированного,
а в знаменателе - для местного освещения или одного общего.
Приложение Д составлено по материалам ВНИСИ и НПСП «Светосервис»,
опубликованным в журнале «Светотехника», 1995, № 11 - 12.
Применяемые для освещения вагонов светильники с
люминесцентными лампами и плафоны матированного или молочного стеклас лампами накаливания, как правило,
имеют косинусное светораспределение. Сила света светильника в данном
направлении
Где Мг - показатель дискомфорта для
светильников с заданным светораспределением, зависящий от геометрических
размеров помещения, коэффициентов отражения r потолка, стен, пола
(r определяется из таблицы Д.1).
Показатель дискомфорта для указанных выше параметров
находится изтаблицы Д.2;
Для светильников с люминесцентными лампами типов ЛБ 40
и ЛБ 20 и плафонов матированного или молочного стекла с лампами накаливания Фп» 0,8Фсв, а для светильников с
люминесцентными рефлекторными лампами Фп» Фсв.
Значение Мг
взависимости от коэффициентов отражения стен/отражения пола
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0,5
2
11
7
11
9
10
6
8
3
14
9
13
11
12
6
11
4
14
10
14
12
13
7
12
6
15
11
15
12
14
7
11
8
16
11
15
12
15
8
13
1
2
12
8
11
9
10
6
8
3
14
10
14
12
13
7
11
4
15
11
15
12
14
8
12
6
16
12
16
13
15
8
12
8
17
12
16
13
16
9
14
2
2
12
8
12
10
11
6
9
3
15
11
15
12
14
8
12
4
17
12
16
13
15
9
13
6
18
13
17
15
17
10
14
8
19
14
18
15
17
10
15
12
19
14
19
16
18
10
16
16
20
14
19
16
19
11
17
20
20
15
19
16
19
11
18
30
20
15
20
17
20
11
19
4
2
13
10
12
10
12
7
10
3
16
12
16
13
15
8
11
4
19
14
18
15
17
11
15
6
21
16
20
17
19
13
17
8
22
16
21
18
20
14
18
12
23
17
22
19
21
14
18
16
23
17
22
19
21
14
19
20
23
17
22
19
21
14
19
30
24
18
23
20
22
15
19
8
4
19
14
19
16
18
12
19
6
22
17
21
18
20
14
23
8
24
17
23
19
22
14
24
12
24
18
23
20
22
15
24
Примечания
1 a и б - ширина и длина помещения, h
- расстояние от горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 1,5 м от
пола, до плоскости выходного отверстия светильника, м.
2 Для а/h и b/h,
отличных от указанных в таблице, Mт следует брать из
граф для a/h, b/h, близких к заданным.
3 Коэффициент отражения потолка 0,76.
Ключевые слова:
нормы искусственного освещения, освещенность, яркость, показатель
ослепленности, коэффициент пульсации, производственные объекты железнодорожного
транспорта, подвижной состав.