Технологическая карта разработана на основе применения
принципов
научной организации труда и предназначена для руководства при составлении проектов производства работ и организации труда при изготовлении блоков пролетных строений длиной 9,3 м, используемых при эксплуатации в условиях низких температур (ниже -40 °С).
Гидроизоляция блоков предусматривается двух видов:
а) из битумных материалов
б) из самовулканизирующейся эластичной до -50° тиоколовой мастики.
Изготовление блоков предусмотрено по типовому проекту инж. № 557/1, разработанному институтом «Ленгипротрансмост», по поточно-агрегатной технологии на технологической линии в стальных передвижных формах.
При привязке технологической карты к местным условиям следует учитывать наличие форм, пропарочных камер и другого оборудования на технологической линии.
Технологическая линия (см. рисунок) оснащена четырьмя пропарочными камерами тоннельного типа, двумя мостовыми кранами
грузоподъёмностью
по 15 т, семью металлическими формами конструкции СКБ Главмостостроя, приспособлениями и инвентарем для производства работ.
Изготовление блоков с устройством гидроизоляции предусматривается на шести постах, на которых выполняют следующие работы:
Пост
№ 1
- сборка арматурного каркаса;
Пост
№ 2
- очистка и смазка формы, установка в форму арматурного каркаса, сборка формы, формовка блока, выдержка свежеотформованного блока, снятие опалубки балластного корыта, устройство и выдержка подготовительного слоя;
Пост № 3 - Термовлажностная обработка блока;
Пост № 4 - Распалубка блока, перемещение блока на пост № 5, формы - на пост № 2;
Пост № 5 - грунтовка изолируемой поверхности, устройство
гидроизоляции
с нанесением защитного слоя, предъявление блока заводский инспекции.
На посту № 6 - производятся выдержка блока.
Схема технологической линии:
1 - кондуктор
для сборки
арматурного каркаса;
2 - площадка для
складирования арматурных
заготовок; 3 - рельсовый путь;
4 - бетоновозная тележка;
5 - площадка для
складирования арматурных
каркасов; 6 - мостовой кран;
7 - камера пропаривания;
8 - форма № 1
на посту распалубки;9 - форма №
5 с блоком
на посту
формования в
период выдержки
индустриального слоя;
10 - форма №
6 на посту
формования в
период выдержки
свежеотформованного
блока; 11 - блок на
посту гидроизоляции;
12 - блок на
посту выдержки
Для изготовления арматурного каркаса применяются стержни
периодического
профиля стали класса А-III марки 25Г2С ГОСТ
5781-61
и ГОСТ 5058-65, а также гладкие стержни из стали класса А-I марки ВСт.3сп ГОСТ
5781-61
и ГОСТ 380-60.
При сборке арматурного каркаса применяются только вязаные
соединения,
сварные соединения в узлах не допускаются.
Стыки рабочей арматуры выполняются контактной сваркой «в стык» методом оплавления с продольной механической зачисткой заподлицо с поверхностью арматуры. При всех способах сварки горизонтальных участков рабочих стержней стыки их не должны располагаться в одном сечении нижней зоны ребра блока. Требуется соблюдать расстояние между стыками не менее 50 см друг от друга. Арматурные заготовки, доставляемые на тележках из арматурного отделения, заранее раскладываются
по позициям на специально отведенной площадке.
Арматурный каркас блока собирают в шаблоне-кондукторе в следующей последовательности: вначале укладывают три нижних ряда стержней рабочей арматуры ребра. Стержни связывают между собой по длине через 1 - 1,5 м вязальной проволокой. Поверх стержней укладывают «коротыши», затем устанавливают остальные стержни рабочей арматуры ребра и хомуты, а также стержни монтажной и
противоусадочной
арматуры. Затем устанавливают и связывают между собой стержни верхних и нижних сеток плиты, стержни сеток торцевых и продольных бортиков и сеток вутов, устанавливают и привязывают монтажные петли и арматуру диафрагм.
При установке опорных коробок стропуют к мостовому крану один конец каркаса с помощью заведенной под верхние отгибы рабочих стержней траверсы, приподнимают его и устанавливают
страховочные
подкладки. Затем устанавливают и закрепляют в проектное положение опорную коробку, после чего каркас опускают и расстроповывают. При установке второй коробки операции повторяются.
Для обеспечения заданной толщины защитного слоя бетона к арматурному каркасу в шахматном порядке прикрепляют фиксаторы на расстоянии де более чем через 50 см.
Готовый каркас устанавливают в предварительно очищенную и смазанную форму. После чего борта формы устанавливают в проектное положение.
Внутренние поверхности щитов формы очищают пневмоскребками и щетками и наносят смазку «удочкой».
Установленный в форму каркас предъявляют заводской инспекции для освидетельствования. Затем устанавливают пустотообразователи для консольных болтов, раструбные трубки для отвода воды, монтируют опалубку балластного корыта мостовым краном.
Для изготовления блока применяется бетон марки 300 по прочности и марки 300 по морозостойкости.
Для приготовления бетона в соответствии с ВСН 151-68 применяется цемент, отвечающий требованиям ГОСТ 10178-62 для цементов с умеренной экзотермией.
В качестве мелкого заполнителя применяется песок из твердых и плотных каменных пород, отвечающий требованиям проекта 3.501-46 (инв. № 551/1) и ГОСТ 10268-70. В качестве крупного
заполнителя
используется фракционированный щебень, состоящий не менее чем из двух фракций, дозируемых при приготовлении
бетонной
смеси раздельно.
Бетонную смесь укладывают в форму наклонными слоями на полную высоту, при этом бетонирование нижнего слоя ведется с опережением верхнего на 1,5 - 2 м. Укладку бетонной смеси рекомендуется
вести
с обоих концов к середине. Уплотнение бетонной смеси
производится
глубинными вибраторами с гибким валом.
Перед термовлажностной обработкой свежеотформованный блок
выдерживается
в течение 16 ч при температуре не ниже +16°.
По истечении первых 8 - 9 ч демонтируют опалубку балластного корыта и устраивают подготовительный слой.
Рекомендуется следующий режим термовлажностной обработки блока:
- выдержка при температуре 20° -
16 ч
- подъем температуры от 20° до +60° - 8 ч
- изотермический прогрев при температуре 60° - 30 ч
- снижение температуры до 20° -
8 ч
Указанный режим установлен лабораторией Исетского завода МЖБК треста «Уралтранстром».
Для обеспечения мягкого режима пропаривания необходимо
обеспечить
подъем и снижение температуры со скоростью не более 5° в час.
После приобретения бетоном необходимой прочности, форму с блоком выкатывают из камеры пропаривания маневровой лебедкой на пост распалубки.
Мостовым краном снимают торцевые борта формы, извлекают блок и устанавливают его на грузовые тележки, предъявляют блок для технического освидетельствования заводской инспекции, которая дает разрешение на производство гидроизоляционных работ, и перемещают форму на пост № 2.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЛОКА
Полная длина блока 930 см
Ширина ребра 50
см
Высота ребра 90 см
Ширина плиты 208 см
Вес блока с гидроизоляцией 22,3
т
Объем бетона 7,65 м3
Допускаемые отклонения от проектных размеров основных
параметров
блоков не должны превышать, в мм:
по длине блока от +18 до -18
по ширине плиты от +10 до -10
по высоте блока от +4 до 0
по ширине нижнего пояса от +5 до -5
по толщине плиты от +5 до -5
искривление продольной оси блока от +4 до 0
Гидроизоляция блока устраивается в следующей технологической последовательности.
А. ИЗ САМОВУЛКАНИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЭЛАСТИЧНОЙ ДО -50° ТИОКОЛОВОЙ МАСТИКИ
На изолируемую поверхность наносят грунтовку (разжиженную
растворителем
тиоколовую мастику) и выдерживают не менее 6 ч.
Наносят первый слой тиоколовой мастики и наклеивают один слой стеклоткани, прикатываемый ручным катком.
Наносят второй слой тиоколовой мастики, выдерживаемый не менее 6 ч.
Раскладывает на фиксаторах сетку для армирования защитного слоя.
Принимают раствор из бадьи, раскладывают его по изолируемой поверхности и заглаживают с образованием уклонов к водоотводным трубкам.
Покрывают грунтовкой неотвердевшую поверхность защитного слоя.
Б. ИЗ БИТУМНЫХ МАТЕРИАЛОВ
На изолируемую поверхность наносят грунтовку (битумный лак с растворителем) и выдерживают не менее 2 ч.
Наносят первый слой битумной мастики и наклеивают слой стеклоткани.
Затем второй, третий и четвертый слои.
На поверхность четвертого слоя стеклоткани наносят пятый отделочный слой битумной мастики, выдерживаемый не менее 2 ч.
Устанавливают на фиксаторах металлическую сетку, армирующую защитный слой гидроизоляции.
Принимают раствор из бадьи, раскладывают его по изолируемой поверхности и заглаживают с образованием уклонов к водоотводным трубкам.
После выдержки в течение 4 ч защитный слой покрывают
грунтовкой,
выдерживаемой не менее 2 ч, и наносят слой битумной мастики.
Каждый слой гидроизоляции сдается заводской инспекции для технического освидетельствования.
При изготовлении блоков следует руководствоваться следующими нормативными материалами:
1. Типовым проектом сборных железобетонных пролетных
строений
для мостов и путепроводов на железных дорогах 3.501-46 (инв. № 557/1).
2. Правилами по технике безопасности и производственной
санитарии
при производстве железобетонных изделий (Оргтрансстрой, 1962 г.).
3. Санитарными нормами и правилами при работе с инструментами, механизмами и оборудованием, создающими вибрации, передаваемые на руки работающим, по ограничению общей вибрации рабочих мест (Министерство здравоохранения СССР, 1966 г.).
9. Рекомендациями по устройству гидроизоляции из битумно-резиновых материалов и холодных мастик на блоках сборных железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов (ЦНИИС, 1970 г.).
10. Инструкцией по гидроизоляции проезжей части и устоев
железнодорожных
мостов и водопроводных труб (ВСН 32-60).
Изготовление арматурных каркасов блоков выполняет специализированное звено рабочих, состоящее из трех чел.:
арматурщик 5 разр. - 1
арматурщик 4 разр. - 1
арматурщик 3 разр. - 1
Бетонирование блоков выполняет звено из двух формовщиков 5 разр.
На устройстве гидроизоляции на блоках работает звено из двух изолировщиков 5 и 4 разр.
Все рабочие, входящие в состав звеньев, должны владеть смежными профессиями (арматурщик профессией сварщика, формовщик - расформовщика, изолировщик - штукатура).
Арматурные, бетонные и гидроизоляционные работы производятся в две смены продолжительностью по 8 ч. Продолжительность обеденного перерыва предусмотрена 1 ч. Подготовительно-заключительные работы выполняются в соответствии с графиками работ. Регламентированный отдых рабочих распределен равномерно в течение смены.
Перед началом сборки арматурного каркаса заготовки должны быть уложены на специально отведенной площадке. Вязка узлов
пересечений
арматуры производится от концов каркаса к его середине.
До начала сборки формы и бетонирования блока должна производиться проверка исправности стропов, ограждений, переставных инвентарных подмостей, инструментов и приспособлений, а также опробование работы вибраторов.
До начала устройства гидроизоляции блока на месте работ должны быть сосредоточены необходимое оборудование и инструмент, проверена работа источника сжатого воздуха и магистрали, установлены переставные инвентарные подмости.
В каждой смене предусматривается бригада из семи чел., из них:
арматурщик 5 разр. 1
арматурщик 4 разр. 1
арматурщик 3 разр. 1
формовщик 5 разр. 2
изолировщик 5 разр. 1
изолировщик 4 разр. 1
Распределение операций между рабочими и времени на их выполнение по постам приведены на стр.
При работе необходимо выполнять следующие основные правила техники безопасности.
Формовку блока, изоляцию его следует производить с передвижных инвентарных подмостей, имеющих стремянки для подъема рабочих, и ограждения.
Строповка блоков должна осуществляться стропами, обладающими четырехкратным запасом прочности по отношению к весу пролетного строения. Не допускается применение скруток из проволоки.
Подъем, перемещение и установка каркаса в форму должны
производиться
мостовым краном.
Всякие передвижения блока или формы производить по сигналу, убедившись предварительно, что на пути их движения нет людей.
Пути перемещения (при перемещении маневровой лебедкой по
железнодорожным
путям) должны быть очищены и не иметь уклонов.
Бадьи для перевозки бетонной смеси должны быть исправны и обеспечены специальными приспособлениями, исключающими случайную выгрузку смеси.
К выполнению гидроизоляционных работ допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, знающие инструкцию и сдавшие
техминимум
в установленном порядке.
Рабочие, занятые приготовлением мастик, а также при производстве гидроизоляционных работ, обеспечиваются защитными очки и респираторами.
В битумоварочном помещении должна быть вывешена инструкция по
технике безопасности, краткие технологические правила и иметься аптечка с
необходимыми медикаментами, перевязочным материалом и средствами от ожогов.
Каждый
изолировщик должен иметь брезентовый костюм, резиновые сапоги, брезентовые
рукавицы, вазелин и мыло, защитные очки.
В местах
хранения составляющих, а также в местах приготовления мастик и на месте
гидроизоляционных работ курить категорически запрещается.
Возле котла
должны быть два пенных огнетушителя, металлические лопаты и не менее 1 м3
сухого песка.
При варке битума
необходимо соблюдение следующих условий:
котлы должны быть
исправными (без трещин) и иметь кирпичную арматуру толщиной не менее 0,25 м.
Котлы должны
быть снабжены плотно прилегающими крышками, подвешенными на канате с
противовесами.
Загрузку котла
битумом следует производить со стороны противоположной топки, и только на 3/4
его емкости.
Во избежание
перегрева стенок котла и воспламенения битумной мастики запрещается держать
уровень ее ниже обогреваемой части котла. Перед загрузкой в котел битум должен
быть разбит на куски 5 - 7 см.
При
приготовлении грунтовки (разбавленной бензином битумной мастики) расплавленный
битум вливается в бензин (а не наоборот). Битум с бензином перемешивается
деревянными мешалками. Температура битума в момент смешивания не должна
превышать 70°.
V А. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ АРМАТУРНОГО КАРКАСА БЛОКА ДЛИНОЙ 9,3 м
Б. ГРАФИК
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО БЕТОНИРОВАНИЮ БЛОКОВ
Условные обозначения:
форма
(блок) № 1
форма (блок)
№ 2
форма (блок)
№ 5
форма
(блок) № 6
форма (блок)
№ 7
выдержка блока
Примечание. Числитель дроби в графе «продолжительность операции» относится к
формам с
нечетными номерами,
знаменатель - с
четными номерами.
В. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО УСТРОЙСТВУ
ГИДРОИЗОЛЯЦИИ ИЗ БИТУМНОЙ МАСТИКИ
Г. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО УСТРОЙСТВУ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ ИЗ ТИОКОЛОВОЙ МАСТИКИ
VI. Калькуляция затрат труда на изготовление одного блока
пролетного строения длиной 9,3 м (северное исполнение)