1.4. Проволока и шины должны иметь закругленные
углы. Номинальные размеры и предельные отклонения радиусов закругления для
проволоки и шин должны соответствовать указанным в табл. 7 и 7а.
По согласованию
с потребителем допускается изготовление проволоки с другими радиусами
закруглений.
2.1. Проволока и шины должны изготовляться
в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической
документации, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 2, 3).
2.2. Для изготовления проволоки и шин
должны применяться медная катанка, сортовой подкат, прессованная заготовка и
слитки, изготовленные по технической документации, утвержденной в установленном
порядке, из меди не ниже меди марки M1 по ГОСТ 859.
2.3. На поверхности проволоки не
допускаются дефекты, превышающие при контрольной зачистке предельные отклонения
размеров.
На поверхности
шин не допускаются дефекты, превышающие по своим размерам при контрольной
зачистке удвоенных предельных отклонений размеров.
Допускаются
местные цвета побежалости и поверхностное потемнение на проволоке и шинах в
результате окисления и наличие следов технологической смазки на твердых
проволоке и шинах.
Допускается
устанавливать требования к качеству поверхности шин по образцам, утвержденным в
установленном порядке.
2.4. Отклонение формы сечения проволоки и
шин должно ограничиваться предельными отклонениями размеров сечения.
2.5. Механические свойства проволоки и
мягких шин должны соответствовать указанным в табл. 8.
По согласованию
с потребителем допускается изготавливать шины с относительным удлинением не
менее 34 %.
Твердость шин
марок ШМТ и ШМТВ должна быть не менее 637 МПа (65 кгс/мм2) по
Бринеллю.
Временное сопротивление
разрыву, МПа, (кгс/мм2),
не менее
для проволоки марки ПММ
для шин марки ШММ
для проволоки марки ПМТ
До 2,5 включ.
35
-
310 (31,6)
Св. 2,5 до 7,0 »
35
37
290 (29,6)
» 7,0 » 10,0 »
35
40
270 (27,6)
» 10,0
35
40
270 (27,6)
2.6. Твердая проволока, изготовленная из
меди с характеристиками не ниже меди марки М0 по ГОСТ 859, и шины марки
ШМТВ при изгибе не должны иметь трещин и расслоений.
2.7. Отклонение от прямолинейности по
стороне сечения b (серповидность) шин марок ШМТ и ШМТВ в
полосах не должна превышать 3,5 мм на 2 м длины.
По согласованию
с потребителем допускается изготавливать шины марок ШМТ и ШМТВ в полосах с
серповидностью не более 4 мм на 1 м длины.
2.9.1. Упаковка
должна соответствовать требованиям ГОСТ 18690.
2.9.2. Проволока должна быть намотана в бухты
или на катушки одним отрезком без ослабления, перепутывания и перекручивания
витков. По соглашению между изготовителем и потребителем допускается намотка
проволоки на деревянные барабаны, твердых шин сечением да 240 мм2 и
мягких шин всех сечений - в бухты.
2.9.3. Бухты проволоки и шины должны быть
перевязаны не менее чем в трех местах мягкой проволокой и обернуты упаковочным
материалом. Обертка должна быть надежно закреплена.
2.9.4. Шины в полосах должны быть упакованы в
пачки. В пачке должны быть шины одного размера и марки.
Масса пачки шин
должна быть не более 200 кг.
Каждая пачка
должна быть обмотана упаковочным материалом и перевязана поверх или под
упаковкой не менее чем в трех местах мягкой проволокой.
При перевязке
пачек под упаковкой в местах связки используются прокладки из мешковины, бумаги
или другого упаковочного материала.
По соглашению
между изготовителем и потребителем допускается транспортирование шин в
контейнерах без упаковки.
3.1. Для проверки соответствия проволоки и
шин требованиям настоящего стандарта устанавливаются приемо-сдаточные
испытания.
(Измененная
редакция, Изм. № 2, 3).
3.2. За партию принимают количество
проволоки и шин одной марки и одного размера, одновременно предъявляемые к
приемке, но не более 20 т.
3.3. Приемо-сдаточные испытания на соответствие
требованиям пп. 1.2, 1.3, 2.3, 2.8, 2.9 должны быть
проведены изготовителем на каждой бухте, катушке или пачке в партии, а потребителем
- на 2 % бухт, катушек и пачек в партии.
3.4. Приемо-сдаточные испытания на
соответствие требованиям пп. 1.5, 2.4 - 2.7 должны быть
проведены на 2 % бухт, катушек и пачек в партии, но не менее чем на трех
бухтах, катушках и пачках.
Испытания на
соответствие требованиям пп. 1.4 и 2.4 проводятся в процессе
производства.
При получении
неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по
нему проводят повторное испытание удвоенного числа бухт, катушек и пачек проволоки
и шин, взятых от той же партии.
Результаты
повторных испытаний распространяются на всю партию.
4.1. Измерение конструктивных размеров
проволоки и шин (пп. 1.2, 1.3, 2.3) проводят
микрометром МК 25 по ГОСТ 6507 и
штангенциркулем ЩЦ-1 по ГОСТ 166.
Размеры
проволоки и шин измеряют на расстоянии не менее 1 м от начала или конца бухты,
катушки, полосы в трех местах, расположенных не менее чем в 100 мм друг от
друга. За величину размера принимается среднее арифметическое значение трех
измерений.
4.2. Радиус закругления (п. 1.4) проверяют при помощи специальных
шаблонов, изготовленных по технической документации, утвержденной в
установленном порядке, или проектора с увеличением не менее десятикратного на
образцах проволоки и шин или при изготовлении волочильного инструмента.
4.3. Массу
проволоки и шины (п. 1.5) определяют
взвешиванием с точностью до 1,0 кг.
Длину полосы
шины определяют металлической измерительной рулеткой по ГОСТ
7502.
4.4. Качество поверхности проволоки и шин
(п. 2.3) проверяют внешним осмотром без
применения увеличительных приборов.
Дефекты,
обнаруженные на сторонах a и b, зачищают на
плоскости до исчезновения дефекта.
За величину
дефекта принимают разность между размером проволоки, шины, измеренным рядом с
зачищенным местом, и размером проволоки, ленты, шины в месте, где производилась
зачистка дефекта.
Дефекты,
обнаруженные на сопряжении сторон, зачищают по плоскости сторон и по радиусу до
исчезновения дефекта.
4.5. Контроль формы сечения проволоки и шин
(п. 2.4) осуществляют микрометром или
при помощи проектора на образцах проволоки и шин или при изготовлении
волочильного инструмента.
4.6. Механические свойства (п. 2.5) определяют на одном образце,
отобранном от каждой бухты, катушки, пачки, выборки, подлежащим контролю.
Образцы для испытаний проволоки, изготовленной из прямоугольных подкатов,
отбираются на расстоянии не менее 1 м от начала или конца бухты. Испытания
проводят для проволоки по ГОСТ 10446, для шин - по ГОСТ 1497.
Испытание шин
марки ШМТ и ШМТВ на твердость (п. 2.5) проводят по ГОСТ 9012
не менее трех раз на образце длиной 200 мм на расстоянии ⅓ от края шины.
За окончательный
результат испытания принимают среднее арифметическое значение трех измерений.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 3).
4.7. Испытание проволоки и шин на изгиб (п.
2.6) проводят путем изгиба широкой
стороны на 90° вокруг гладкого стержня диаметром, равным двойной толщине
испытываемого образца. Длина образца должна быть равной десятикратной толщине.
Проверку осуществляют внешним осмотром без применения увеличительных приборов.
4.8. Серповидность
полос шин (п. 2.7) определяют по ГОСТ 26877.
(Измененная
редакция, Изм. № 3).
4.9. Проверку маркировки п. 2.8 и упаковки п. 2.9 проводят внешним осмотром.
6.1. Изготовитель
гарантирует соответствие проволоки и шин требованиям настоящего стандарта при
соблюдении условий транспортирования и хранения, установленных стандартом.
Гарантийный срок
хранения - 6 мес с момента изготовления, для мягких шин - 12 мес.
(Измененная редакция,
Изм. № 2, 3).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Министерством электротехнической промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета
Министров СССР от 31.01.78 № 310