Нормативы предельной численности
работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной
власти
(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 июня 2002 г. № 39)
1.1. Нормативы предельной численности
работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной
власти (далее - нормативы численности) предназначены для определения и
обоснования штатной численности работников указанных структурных подразделений,
оптимального подбора, расстановки и использования кадров, правильного
распределения работ между исполнителями, установления должностных обязанностей.
1.2. Нормативы
численности содержат 3 раздела: общая часть, организация труда и нормативная
часть. Кроме этого приводится пример расчета нормативной численности работников
кадровой службы и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти ( приложение
№ 1 ).
1.3. Нормативы
численности, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее
распространенных организационно-технических условий выполнения работ кадровой
службой и бухгалтерией.
1.4. В случаях,
когда численность работников федерального органа исполнительной власти менее
100 человек, а курируемое количество подведомственных организаций, имеющих
самостоятельный баланс, менее 5, могут быть применены отраслевые и местные
нормативы численности работников кадровой службы и бухгалтерии.
1.5. Нормативная
численность работников кадровых служб охватывает структурные подразделения,
обслуживающие центральный аппарат, персонал территориальных органов, подготовку
и повышение квалификации персонала.
1.6. Нормативная
численность работников бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти
предусматривает выполнение работ по планированию и учету расходов центрального
аппарата, сводному бухгалтерскому учету и отчетности, бухгалтерскому учету и
отчетности территориальных органов исполнительной власти.
1.7. Для
федеральных органов исполнительной власти к нормативам численности работников кадровой
службы и работников бухгалтерии может применяться коэффициент, учитывающий
сложность и объем выполняемых работ, равный 1,5.
1.8. В тех
случаях, когда у федеральных органов исполнительной власти находится в
подчинении более 100 подведомственных организаций, имеющих самостоятельный
баланс, к нормативам предельной численности работников может применяться
коэффициент, равный 1,1.
2.1.
Деятельность работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов
исполнительной власти регламентируется законодательством Российской Федерации,
их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях
федеральных органов исполнительной власти.
2.2. При
распределении работ между работниками кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов
исполнительной власти следует учитывать их квалификацию, специализацию, что
должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и
заданий.
2.3. При
применении Нормативов численности должны быть обеспечены безопасные условия и
охрана труда работников и создан комплекс организационно-технических условий,
которые обеспечивают возможность нормальной работы кадровой службы и
бухгалтерии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и
стандартами.
2.4. Площадь
помещений, в которых располагаются кадровые службы и бухгалтерии федеральных
органов исполнительной власти, должна соответствовать требованиям (СН 495-77),
предусматривающим рациональное размещение мебели и оргтехники. Уровень
освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих
помещениях должна соответствовать требованиям, установленным санитарными
нормами (18 - 20 °С).
2.5. При
расстановке мебели в рабочих помещениях следует учитывать удобство подхода к
каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с
учетом специализации исполнителей.
2.6. В
соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета
директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. № 40, кассовое
помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются
металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня
должны запираться внутренним замком. Для хранения денежных средств и других
ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).
2.7. Работники
бухгалтерии обязаны регулярно осуществлять инструктаж материально ответственных
лиц по вопросам учета и сохранности наличных средств и материальных ценностей,
находящихся на их ответственном хранении.
2.8. Режим труда
и отдыха работников кадровых служб и бухгалтерий устанавливается исходя из
распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения
наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работающих
отмечается более высокая устойчивая работоспособность.
Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ
должен организовываться в зависимости от вида и категории трудовой
деятельности.
Виды трудовой деятельности разделяются
на три группы:
группа А - работа по считыванию информации с экрана
с предварительным запросом;
группа Б - работа по вводу информации;
группа В - творческая работа в режиме диалога с
ПЭВМ.
При выполнении в течение рабочего дня работ,
относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ
следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение
рабочего дня.
Для видов трудовой деятельности
устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые
определяются:
для группы А - по суммарному числу
считываемых знаков; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых
знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;
для группы В - по суммарному времени
непосредственной работы с ПЭВМ за рабочий день, но не более 6 часов за день.
Для обеспечения оптимальной
работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на
протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Время регламентированных перерывов в
течение рабочего дня следует устанавливать в зависимости от продолжительности,
вида и категории трудовой деятельности.
Продолжительность непрерывной работы с
ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
При 8-ми часовом рабочем дне и работе на
ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
для I категории работ - через 2 часа от
начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва
продолжительностью 15 минут каждый;
для II категории работ - через 2 часа от
начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью
15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
для III категории работ - через 1,5-2
часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва
продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый
час работы.
Наряду с этим необходимо предусмотреть
проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1-1,5 часа до
обеда и за 1-1,5 часа до окончания работы.
Состав работ, выполняемых кадровой
службой:
организация и координация работы по
подбору и расстановке кадров;
осуществление персонального учета
личного состава, ведение личных дел работников федеральных органов
исполнительной власти;
учет, ведение, хранение и выдача
трудовых книжек;
утверждение и ведение штатного
расписания;
формирование кадрового резерва для
замещения руководящих должностей структурных подразделений центрального
аппарата федеральных органов исполнительной власти;
консультирование работников центрального
аппарата по вопросам, относящимся к кадровой службе;
организация проверки сведений, сообщаемых
гражданином при поступлении на работу в федеральный орган исполнительной
власти;
организация и проведение
совещаний-семинаров с работниками кадровой службы;
подготовка трудовых договоров, приказов
о приеме и увольнении, поощрении работников центрального аппарата;
проведение аттестации работников;
участие в проведении конкурсов на
замещение вакантных должностей;
подготовка необходимых документов и
присвоение квалификационных разрядов работникам центрального аппарата;
организация работы по подготовке и
переподготовке кадров, повышению квалификации руководящего состава;
координация работы по подбору и
расстановке кадров подведомственных образовательных учреждений и организаций;
обеспечение контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации, касающегося кадровой политики;
рассмотрение писем, жалоб и заявлений
граждан, по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы;
подготовка и представление материалов к
награждению работников федерального органа исполнительной власти.
Нормативы
предельной численности работников кадровых служб
Таблица 1
N
п.п.
Численность работников
федеральных органов исполнительной власти, до
Количество подведомственных
организаций, имеющих самостоятельный баланс
5
25
50
75
100
1
2
3
4
5
6
7
1
100
5,7
-
-
-
-
2
150
6,3
-
-
-
-
3
200
6,9
-
-
-
-
4
250
7,4
-
-
-
-
5
300
7,9
-
-
-
-
6
350
8,5
8,7
-
-
-
7
400
9,0
9,2
-
-
-
8
450
9,5
9,7
-
-
-
9
500
10,0
10,2
-
-
-
10
550
10,6
10,8
11,0
-
-
11
600
11,1
11,3
11,5
-
-
12
650
11,6
11,8
12,1
12,3
-
13
700
12,2
12,4
12,6
12,8
-
14
750
12,7
12,9
13,1
13,4
-
15
800
13,2
13,4
13,7
13,9
14,2
16
850
13,8
14,0
14,2
14,4
14,7
17
900
14,3
14,5
14,7
15,0
15,2
18
950
14,8
15,0
15,3
15,5
15,7
19
1000
15,3
15,5
15,8
16,0
16,3
20
1050
15,9
16,1
16,3
16,6
16,8
21
1100
16,4
16,6
16,8
17,1
17,3
22
1150
16,9
17,1
17,4
17,6
17,9
23
1200
17,5
17,7
17,9
18,1
18,4
24
1250
18,0
18,2
18,4
18,7
18,9
25
1300
18,5
18,7
19,0
19,2
19,5
26
1350
19,1
19,3
19,5
19,7
20,0
27
1400
19,6
19,8
20,0
20,3
20,5
28
1450
20,1
20,3
20,6
20,8
21,0
29
1500
20,6
20,8
21,1
21,3
21,6
30
1550
21,2
21,4
21,6
21,9
22,1
31
1600
21,7
21,9
22,1
22,4
22,6
32
1650
22,2
22,4
22,7
22,9
23,2
33
1700
22,8
23,0
23,2
23,4
23,7
34
1750
23,3
23,5
23,7
24,0
24,2
35
1800
23,8
24,0
24,3
24,5
24,8
36
1850
24,4
24,6
24,8
25,0
25,3
37
1900
24,9
25,1
25,3
25,6
25,8
38
1950
25,4
25,6
25,9
26,1
26,3
39
2000
25,9
26,1
26,4
26,6
26,9
40
2050
26,5
26,7
26,9
27,2
27,4
41
2100
27,0
27,2
27,4
27,7
27,9
42
2150
27,5
27,7
28,0
28,2
28,5
43
2200
28,1
28,3
28,5
28,7
29,0
44
2250
28,6
28,8
29,0
29,3
29,5
45
2300
29,1
29,3
29,6
29,8
30,1
46
2350
29,7
29,9
30,1
30,3
30,6
47
2400
30,2
30,4
30,6
30,9
31,1
48
2450
30,7
30,9
31,2
31,4
31,6
49
2500
31,2
31,4
31,7
31,9
32,2
50
2550
31,8
32,0
32,2
32,5
32,7
51
2600
32,3
32,5
32,7
33,0
33,2
52
2650
32,8
33,0
33,3
33,5
33,8
53
2700
33,4
33,6
33,8
34,0
34,3
54
2750
33,9
34,1
34,3
34,6
34,8
55
2800
34,4
34,6
34,9
35,1
35,4
56
2850
35,0
35,2
35,4
35,6
35,9
57
2900
35,5
35,7
35,9
36,2
36,4
58
2950
36,0
36,2
36,5
36,7
36,9
59
3000
36,5
36,7
37,0
37,2
37,5
60
3050
37,1
37,3
37,5
37,8
38,0
61
3100
37,6
37,8
38,0
38,3
38,5
62
3150
38,1
38,3
38,6
38,8
39,1
Состав работ, выполняемых бухгалтерией:
контроль и учет финансово-экономических
операций;
анализ финансово-хозяйственной
деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;
составление бухгалтерского отчета;
расчет заработной платы работников
центрального аппарата;
учет основных фондов, материалов,
денежных средств и других ценностей;
контроль за правильной постановкой
бухгалтерского учета территориальных органов подразделений, служб федеральных
органов исполнительной власти;
методическая помощь подведомственным организациям
по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
хранение бухгалтерских документов и дел
до передачи в архив;
контроль за своевременным проведением
инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;
контроль за расходованием фонда оплаты
труда;
контроль за соблюдением штатных
расписаний, рациональным использованием административно-хозяйственных средств и
других расходов;
контроль за списанием с бухгалтерского
баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;
контроль за правильным списанием
товарно-материальных ценностей;
учет распорядителей средств федерального
бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
ведение сводного реестра федеральных
внебюджетных средств;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии
бюджетных средств территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти;
подготовка отчетов об использовании
доходов и расходов федерального бюджета;
разработка методических и инструктивных документов о
порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции
бухгалтерии;
ведение сводного реестра распорядителей
средств федерального бюджета;
ведение лицевых счетов подведомственных
территориальных органов.
Нормативы
предельной численности работников бухгалтерий
Таблица 2
№
п.п.
Численность работников федеральных органов
исполнительной власти, до
Количество подведомственных организаций, имеющих
самостоятельный баланс
5
25
50
75
100
1
2
3
4
5
6
7
1
100
7,0
-
-
-
-
2
150
7,5
-
-
-
-
3
200
8,0
-
-
-
-
4
250
8,6
-
-
-
-
5
300
9,2
-
-
-
-
6
350
9,7
10,5
-
-
-
7
400
10,3
11,1
-
-
-
8
450
10,9
11,7
-
-
-
9
500
11,5
12,3
-
-
-
10
550
12,0
12,8
13,8
-
-
11
600
12,6
13,4
14,4
-
-
12
650
13,2
14,0
15,0
15,8
-
13
700
13,7
14,5
15,5
16,3
-
14
750
14,3
15,1
16,1
16,9
-
15
800
14,9
15,7
16,7
17,5
18,7
16
850
15,4
16,2
17,2
18,0
19,2
17
900
16,0
16,8
17,8
18,6
19,8
18
950
16,6
17,4
18,4
19,2
20,4
19
1000
17,1
17,9
18,9
19,7
20,9
20
1050
17,7
18,5
19,5
20,3
21,5
21
1100
18,3
19,1
20,1
20,9
22,1
22
1150
18,8
19,6
20,6
21,4
22,6
23
1200
19,4
20,2
21,2
22,0
23,2
24
1250
20,0
20,8
21,8
22,6
23,8
25
1300
20,5
21,3
22,3
23,1
24,3
26
1350
21,1
21,9
22,9
23,7
24,9
27
1400
21,7
22,5
23,5
24,3
25,5
28
1450
22,2
23,0
24,0
24,8
26,0
29
1500
22,8
23,6
24,6
25,4
26,6
30
1550
23,4
24,2
25,2
26,0
27,2
31
1600
23,9
24,7
25,7
26,5
27,7
32
1650
24,5
25,3
26,3
27,1
28,3
33
1700
25,1
25,9
26,9
27,7
28,8
34
1750
25,6
26,4
27,4
28,2
29,4
35
1800
26,2
27,0
28,0
28,8
30,0
36
1850
26,7
27,5
28,5
29,3
30,5
37
1900
27,3
28,1
29,1
29,9
31,1
38
1950
27,9
28,7
29,7
30,5
31,7
39
2000
28,4
29,2
30,2
31,0
32,2
40
2050
29,0
29,8
30,8
31,6
32,8
41
2100
29,6
30,4
31,4
32,2
33,4
42
2150
30,1
30,9
31,9
32,7
33,9
43
2200
30,7
31,5
32,5
33,3
34,5
44
2250
31,3
32,1
33,1
33,9
35,1
45
2300
31,8
32,6
33,6
34,4
35,6
46
2350
32,4
33,2
34,2
35,0
36,2
47
2400
33,0
33,8
34,8
35,6
36,8
48
2450
33,5
34,3
35,3
36,1
37,3
49
2500
34,1
34,9
35,9
36,7
37,9
50
2550
34,7
35,5
36,5
37,3
38,5
51
2600
35,2
36,0
37,0
37,8
39,0
52
2650
35,8
36,6
37,6
38,4
39,6
53
2700
36,4
37,2
38,2
39,0
40,2
54
2750
36,9
37,7
38,7
39,5
40,7
55
2800
37,5
38,3
39,3
40,1
41,3
56
2850
38,1
38,9
39,9
40,7
41,9
57
2900
38,6
39,4
40,4
41,2
42,4
58
2950
39,2
40,0
41,0
41,8
43,0
59
3000
39,8
40,6
41,6
42,4
43,6
60
3050
40,3
41,1
42,1
42,9
44,1
61
3100
40,9
41,7
42,7
43,5
44,7
62
3150
41,5
42,3
43,3
44,1
45,3
Приложение
Пример расчета нормативной численности работников кадровой
службы
и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти
№
п/п
Наименование подразделений
Наименование факторов
Единица измерения фактора
Числовые значения факторов
Номер таблицы
Номер строки
Норматив численности
1.
Кадровая служба
Численность работников федерального органа
исполнительной власти.
чел
800
1
15 (по вертикале)
13,2
Количество подведомственных организаций
федерального органа исполнительной власти
Ед.
5
1
3 (по вертикали)
2.
Бухгалтерия
Численность работников федерального органа
исполнительной власти
чел
800
2
15 (по вертикали)
14,9
Количество подведомственных организаций
федерального органа исполнительной власти
Ед.
5
2
3 (по вертикали)
Итого:
28,1