На главную | База 1 | База 2 | База 3

Основные направления деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2018 года

(новая редакция)

(утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.)

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, разработаны в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и уточнены с учетом сложившихся экономических условий.

I. Условия и цели экономической политики

1. Вызовы социально-экономического развития в перспективном периоде

Предшествующий шестилетний период характеризовался глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 годов и последующим восстановлением. Российская экономика вследствие высокой зависимости от энергосырьевого сектора, накопленных дисбалансов и диспропорций в большей степени, чем экономики других стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов. В то же время благодаря сформированным резервам, проводимой экономической и бюджетной политике кризисный период удалось пройти с минимизацией негативного эффекта, сохранив уровень реальных доходов населения и без существенного роста безработицы. Однако значительная часть структурных ограничений, накопленных за последнее десятилетие, так и не была преодолена. Это привело к серьезному замедлению темпов экономического роста к началу 2014 года.

Последовавшие затем события, включая резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и введение санкционных ограничений со стороны ЕС и США, привели к дестабилизации финансовых рынков и общей разбалансировке макроэкономической ситуации. Наметилась тенденция снижения ВВП в реальном выражении, резко ускорились инфляционная динамика и рост бюджетного дефицита.

Существенно изменились внешние условия функционирования российской экономики: ограничен доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям, среднесрочные уровни цен на нефть и другие сырьевые товары прогнозируются на уровне ниже, чем ожидалось ранее.

Для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста Правительству Российской Федерации необходимо реализовать комплекс мероприятий, способствующих росту предпринимательской инициативы и позволяющих существенно нарастить объем частных инвестиций.

В настоящее время сформировались три вызова, которые необходимо принимать во внимание при определении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Первый вызов - снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары.

Несмотря на глобальный кризис 2008 - 2009 годов, средний темп роста мировой экономики в первое десятилетие 21 века достиг 3,9 % в год, в основном за счет опережающего роста развивающихся экономик (в среднем на 6,2 %) на фоне устойчивого роста развитых экономик (в среднем на 1,8 %). В последние годы прослеживается тенденция замедления темпов роста в развивающихся странах, связанная в том числе с общим повышением уровня их экономического развития. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

На фоне замедления мирового роста серьезно снизилась эластичность спроса на сырьевые товары к экономическому росту, в том числе за счет того, что некоторые страны осуществили переход от модели экономического роста, основанного на увеличении объемов промышленного производства и экспорта к модели, основанной на росте внутреннего спроса и расширении сектора услуг.

Комбинация этих факторов привела к серьезному снижению уровня цен. Так, цены на промышленные металлы начали активное снижение уже в 2011 - 2012 годах, цены на природный газ - в 2012 - 2013 годах, а цены на нефть - во второй половине 2014 года. Произошедшие изменения на рынке сырьевых товаров носят долгосрочный характер и означают выход цен на новый, более низкий уровень, что ведет к качественно иному состоянию российского платежного баланса и доходов бюджетной системы.

Второй вызов - геополитическое обострение, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности, фактическому закрытию для большинства российских компаний доступа к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничениям на привлечение современных технологий из-за рубежа.

За прошедшее десятилетие зарубежные финансовые рынки стали ключевым источником долгосрочного долгового и акционерного финансирования отечественных компаний. В настоящее время доступ к данному источнику оказался ограничен, что ведет к серьезному сокращению доступного для отечественных компаний финансового ресурса. Внутренние сбережения становятся не только источниками финансирования имеющихся инвестиционных потребностей российского бизнеса, но и используются для погашения накопленного внешнего долга. Ограничения на доступ к технологиям и сокращение прямых иностранных инвестиций ведут к замедлению темпов роста производительности и требуют от российских компаний новых подходов в рамках реализации инвестиционного процесса.

Третий вызов - снижение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне общей стабилизации демографической ситуации.

Динамика численности населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы не будет позитивной вследствие сокращения рождаемости в 90-х годах прошлого века. В последующие несколько лет ожидается ежегодное снижение численности населения данной возрастной группы примерно на 1 млн. человек, что, с одной стороны, серьезно ограничит потенциальные темпы роста экономики, с другой - увеличит нагрузку на пенсионную систему. Кроме того, следует ожидать расширения запросов на расходы в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения.

Критичными для обеспечения устойчивых темпов развития российской экономики становятся повышение гибкости рынка труда, снижение уровня занятости в бюджетном секторе и компаниях с государственным участием, эффективное привлечение иностранной рабочей силы, продление активной трудовой деятельности населения, относящегося к старшему поколению.

Помимо перечисленных вызовов, стоящих перед страной в перспективный период, реализация политики в области социально-экономического развития должна учитывать накопленные в экономике структурные проблемы.

Первая проблема - накопленные структурные дисбалансы экономического развития.

Можно выделить три ключевых дисбаланса экономического развития, значимость которых за последние годы усилилась, - это снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от "нестабильных" нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.

Рост доли текущих расходов бюджетной системы, опережающий рост заработных плат относительно производительности труда при активном развитии потребительского кредитования и снижении нормы сбережения домохозяйств, закрытие внешних рынков, а также снижение доверия экономических агентов к финансовой системе привели к образованию структурного дефицита денежных ресурсов.

Вторая проблема - высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней.

Для сегмента компаний с государственным участием в последние годы характерны рост операционных издержек темпами, превышающими аналогичный показатель в частном секторе, поддержание избыточного уровня занятости и реализация ряда инвестиционных проектов с отрицательным денежным потоком. Это приводит к низкой результативности распределения труда и капитала в экономике (их использование стягивается в ряде случаев к неэффективным проектам), росту издержек частного бизнеса и ухудшению сбалансированности бюджетной системы. Потенциал роста российской экономики в таких условиях снижается.

Все более заметным становится тенденция участия государства в сегментах экономики, где оно не только не является необходимым, но приводит к снижению конкуренции при значительных бюджетных расходах.

Третья проблема - необходимость повышения эффективности государственных расходов. Изменения в этой сфере должны повысить ее эффективность с точки зрения удовлетворения запросов граждан и доступности предоставляемых услуг.

Четвертая проблема - отставание от мировых темпов технологического развития.

В развитых странах мира активно формируется новая технологическая база долгосрочного роста. Многие страны наращивают расходы в таких областях, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, нанофотоника. Высокими темпами обновляются технологии в образовании и здравоохранении.

Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях должно стать одним из ключевых условий решения задачи устойчивого долгосрочного развития, создать "окно возможностей" для использования имеющихся научных и технологических заделов.

2. Целевое состояние

К 2018 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на уровень темпов роста не ниже среднемировых, базирующегося на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений. Способствовать этому будут увеличение объемов и диверсификация экспорта, снижение доли потребительских товаров и услуг в общем объеме импорта. Будет обеспечен достойный уровень социальной поддержки незащищенным слоям населения.

Для достижения этого состояния необходимо активизировать ранее не задействованные в полной мере факторы роста российской экономики. Девальвационный эффект кризиса 2014 - 2015 годов привел к повышению конкурентоспособности предприятий по сравнению с иностранными компаниями. Это дает возможность активизировать замещение импортных товаров, повысить уровень конкурентоспособности при экспорте. Основным драйвером этого процесса могут стать малые и средние компании, способные в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск соответствующей продукции.

Необходима реализация как долгосрочных структурных мер по реформированию экономики и социальной сферы, так и краткосрочных мер, обеспечивающих для бизнеса возможности "быстрого старта" - использования полученных конкурентных преимуществ еще до качественного улучшения бизнес-среды и завершения структурной перестройки экономики.

Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе повышения производительности труда и роста эффективности использования других ресурсов, массового создания новых и интенсивного роста действующих малых и средних предприятий, осуществляющих замещение импорта и расширение несырьевого экспорта, изменения структуры занятости за счет снижения доли расширенного государственного сектора. Необходимы развитие конкуренции на внутренних рынках, повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики, резкое усиление инновационной составляющей экономического развития, укрепление международных позиций России, расширение использования преимуществ международной интеграции.

Формирование новой модели роста основывается также на необходимости расшивки "узких мест" и развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, в том числе с использованием пенсионных накоплений и других внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов, создании условий для привлечения частных инвестиций в проекты развития транспортных сетей и энергетики, жилищной и инженерной инфраструктуры.

Результатом реализации структурных преобразований станет выход на траекторию устойчивого роста российской экономики и достижение к 2020 году следующих целевых показателей:

повышение доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22 - 24 % (в 2015 году ожидается 17,8 %);

снижение доли расходов консолидированного бюджета до 35 % ВВП, в первую очередь за счет приведения обязательств федерального бюджета в соответствие с экономической ситуацией;

увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 45 % (2014 год - 30,2 %);

увеличение доли инвестиционного импорта в объеме импорта до 32 - 35 % (2014 год - 25,2 %);

снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 38 % (2014 год - 44 %);

повышение позиций Российской Федерации в рейтингах глобальной конкурентоспособности;

вхождение не менее 3 российских университетов в 100 и не менее 10 университетов в 200 лидирующих мировых университетов к 2018 году;

приватизация большинства нестратегических активов, находящихся в собственности Российской Федерации к 2018 году;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет к 2018 году.

Целевыми ориентирами являются также задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и создания к 2020 году не менее 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

Запуск новой модели роста сможет стать эффективным при реализации двух ключевых условий.

Первое условие - макроэкономическая стабильность.

Ориентиром макроэкономической политики станет достижение целевого показателя инфляции на уровне 4 % и бездефицитности федерального бюджета начиная с 2017 года при отсутствии увеличения уровня налоговой нагрузки.

Для достижения этих целей необходима подготовка и реализация комплекса мер, направленного на сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышающих эффективность социальных расходов, расходов инвестиционного характера (с учетом их влияния на будущие темпы экономического роста), оптимизирующих расходы на государственный аппарат, национальную оборону и безопасность.

Ориентиром для динамики расходов федерального бюджета должно стать их снижение до 5 % в реальном выражении каждый год в 2016 и в 2017 годах. Такая динамика наряду с другими мерами позволит создать условия для снижения уровня инфляции до целевых значений, что даст большую гибкость Банку России при принятии решений по денежно-кредитной политике и обеспечит рост доступности кредитных ресурсов в рамках инвестиционного процесса.

Второе условие - повышение качества государственного управления.

Сложность стоящих перед страной вызовов задает высочайшие требования к работе государственного аппарата, координации работы между всеми ветвями власти, совместной работе ведомств, отвечающих за выработку политики в отраслях экономики и социальной сферы, за контроль, надзор и правоприменения, за реализацию правоохранительных функций. Для эффективной реализации этих задач необходимы модернизация сложившейся в настоящее время системы государственного управления, ее оптимизация, повышение квалификации управленческого аппарата и переход к использованию современных информационных и управленческих технологий. Одним из основных направлений ее совершенствования станет внедрение современных общепризнанных методов проектного управления.

II. Поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности

1. Благоприятные условия для инвестиций

Улучшение инвестиционного климата

К 2016 году будут реализованы определенные в 2012 - 2014 годах мероприятия национальной предпринимательской инициативы, которые позволят существенно улучшить деловой климат. В результате реализации мер, направленных на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Россия должна войти в число 20 лучших стран.

В 2016 - 2018 годах основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и доведения информации о результатах реализации "дорожных карт" до представителей бизнеса. Учитывая, что значительная часть вопросов по совершенствованию условий ведения бизнеса находится в ведении региональных органов власти, субъектами Российской Федерации должны быть разработаны региональные "дорожные карты" по улучшению инвестиционного климата, результаты реализации которых будут оцениваться в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.

Одним из приоритетов Правительства Российской Федерации станет реализация решения Президента Российской Федерации по сохранению стабильности налоговых условий до 2018 года, введен мораторий на принятие актов, вводящих новые или усложняющих действующие требования к ведению предпринимательской деятельности.

Снизится налоговая нагрузка на вновь создаваемые предприятия промышленности, будут действовать налоговые льготы для территорий опережающего развития, снижен НДС на внутренние авиационные перевозки и пригородное железнодорожное сообщение, упрощены предоставление инвестиционного налогового кредита по НДС и механизм переноса срока оплаты импортной пошлины при ввозе на инвестиционные цели не производимых в России оборудования, комплектующих и материалов.

В 2015 году будут реализованы меры по добровольному декларированию физическими лицами имущества (вкладов) в банках. В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления, результатом принятия которых будут сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов. В целях привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику будет сформировано законодательство о государственно-частном партнерстве, сохранена накопительная составляющая системы обязательного пенсионного страхования с одновременным совершенствованием механизмов инвестирования средств пенсионных накоплений.

Для снижения административной нагрузки будут приостановлены, отменены или скорректированы наиболее обременительные и наименее эффективные требования к ведению предпринимательской деятельности. На снижение числа проверок будет направлен новый закон о контрольно-надзорной деятельности, вводящий риск-ориентированный подход и направленный на защиту прав бизнеса при проведении контрольных мероприятий. Заработает единый реестр проверок, по отдельным видам контрольно-надзорных функций полномочия по их осуществлению будут переданы субъектам Российской Федерации.

С 1 января 2016 г. будут введены трехлетние "надзорные каникулы" для предприятий, в течение трех лет не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению деятельности. Все требования к конкретным видам деятельности будут упорядочены, систематизированы и размещены в открытом доступе. Это позволит перейти к исчерпывающему набору требований, который будет предоставляться предпринимателю при начале наиболее распространенных видов деятельности.

Новый закон о саморегулировании усилит ответственность саморегулируемых организаций, повысит эффективность контроля государства за их деятельностью. На этой основе расширится практика саморегулирования, в том числе в секторах, где в настоящее время используются более жесткие административные формы регулирования (лицензирование, регистрация и т.д.).

В целях снижения возможности давления на бизнес со стороны правоохранительных органов будут расширены основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления в сфере предпринимательства.

Развитие конкуренции

Ключевым условием формирования равных "правил игры" для бизнеса станет минимизация участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. Продолжатся приватизация компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, вовлечение в эффективный хозяйственный оборот избыточного имущества федеральных организаций и государственной казны, в том числе с целью развития предпринимательской инициативы у граждан.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы уточнятся как путем выведения из-под антимонопольного контроля отдельных действий хозяйствующих субъектов, не причиняющих существенного вреда конкурентной среде (субъектов малого предпринимательства), так и путем передачи отдельных полномочий другим органам власти или местного самоуправления.

Инновационное развитие, поддержка науки

Основой технологического и инновационного развития станет усиление координации деятельности Правительства Российской Федерации, инновационных институтов развития, научных и образовательных организаций, бизнеса в части формирования направлений приоритетных научных исследований и разработок, создания образцов конкурентоспособной инновационной продукции, коммерциализации разработок, технологического перевооружения предприятий, формирования спроса на инновационную продукцию, а также повышение эффективности механизма финансирования, направленного на стимулирование реализации наукоемких исследований, разработок и их внедрения в реальный сектор экономики, и контроля за расходованием средств на научные исследования с привлечением общественности и бизнеса.

Такая координация будет осуществляться в том числе в рамках национальной технологической инициативы, обеспечивающей ускоренную разработку и внедрение перспективных промышленных технологий. В рамках реализации национальной технологической инициативы предусматриваются:

формирование системы приоритетных межотраслевых научно-технологических проектов, реализуемых консорциумами организаций научного, образовательного и производственного профиля, направленных на решение важнейших социально-экономических задач развития страны;

создание и совершенствование институтов и механизмов, создающих условия для функционирования и эффективного развития экосистем инновационного технологического предпринимательства, с концентрацией государственного и частного производственного, финансового и интеллектуального капитала.

Будут реализованы "дорожные карты" развития приоритетных межотраслевых технологий (композиционные материалы, технологии нанофотоники, биотехнологии, ИТ и т.д.), продолжится формирование системы национальных проектов с высокой инновационной составляющей, направленных на формирование межотраслевого взаимодействия и системную модернизацию ключевых отраслей. Важную роль в этом будут играть созданные технологические платформы.

Предусматривается осуществлять содействие внедрению на предприятиях современных наилучших доступных технологий, передовых систем управления качеством, формированию на принципах частно-государственного партнерства венчурных фондов посевной, ранней и pre-IPO стадий. Намечаются осуществление поддержки встраивания российских высокотехнологических товаров и услуг в глобальные цепочки создания стоимости и формирование условий для трансфера критических технологий в российскую юрисдикцию.

Инновационные территориальные кластеры, а также проекты Сколково и Иннополис обеспечат формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики.

Будет сформирована эффективная система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданными предприятиями, образовательными организациями высшего образования и научными организациями, включая учет и государственную регистрацию. Применение мер экономического, в том числе налогового, стимулирования позволит увеличить нематериальные активы и объемы сделок с ними.

Механизмы стимулирования спроса на инновационную продукцию предполагается формировать в рамках системы закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок компаний с государственным участием. На систематической основе осуществлять мероприятия по популяризации инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.

Сформированные институты и инструменты поддержки инновационного и технологического развития обеспечат развитие высокотехнологичных секторов экономики, включая основные отрасли оборонно-промышленного комплекса (ракетно-космическая промышленность, авиационная промышленность, судостроение, радиоэлектроника), атомный энергопромышленный комплекс, информационные технологии, фармацевтическую промышленность, а также будут способствовать инновационному развитию традиционных секторов экономики.

Предусматривается создание условий для осуществления космических проектов, включая создание первой очереди космодрома "Восточный", новой пилотируемой космической транспортной системы, нового поколения космических аппаратов системы ГЛОНАСС и дистанционного зондирования Земли.

Будет продолжено развитие навигационной отрасли в части гражданского применения технологий ГЛОНАСС, обеспечено использование инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для формирования единой навигационной технологической среды на транспортном комплексе, что приведет к росту эффективности различных отраслей экономики, повышению безопасности и качества жизни, развитию рынка навигационно-информационных услуг.

В сфере топливно-энергетического комплекса предполагается решение задачи освоения технологий разработки шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. Особое внимание будет уделено развитию прорывных передовых исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе в рамках деятельности Фонда перспективных исследований.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" Правительство Российской Федерации обеспечит оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники с доведением их доли к 2020 году до 70 процентов.

Задачи инновационного развития предъявляют высокие требования к эффективности функционирования науки. Для достижения мирового уровня научных исследований усилится роль ведущих университетов как центров, ориентированных на высокие международные академические стандарты в обучении, научной и инновационной деятельности.

При координирующей роли Российской академии наук предусматривается формирование эффективной системы управления научными исследованиями во всех научных организациях, включая организации вузовского научного сектора. Предполагается также проведение мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, развитие и формирование современных научных центров по ключевым направлениям фундаментальной науки, расширение использования программной и грантовой форм финансирования исследований, усиление кадрового потенциала (в том числе через формирование новой системы замещения должностей и механизма проведения аттестации научных работников).

Продолжится развитие системы центров коллективного пользования современным научным экспериментальным и высокотехнологичным оборудованием, развитие исследовательской деятельности на базе международных исследовательских проектов класса "мега-сайенс".

Поддержка малого и среднего предпринимательства

На базе Агентства кредитных гарантий и МСП Банка планируется создание единого института (в форме акционерного общества) развития малого и среднего бизнеса в целях формирования национальной гарантийной системы, развития финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, введения единых стандартов такой поддержки, осуществления мониторинга исполнения крупными компаниями с государственным участием требований по размещению заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Будут применены дополнительные налоговые стимулы для развития малого предпринимательства. Так, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей будет расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых субъекты Российской Федерации вправе предоставлять налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения. Субъектам Российской Федерации будет предоставлено право снижать налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов с 6 до 1 процента для отдельных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков с предоставлением субъектам Российской Федерации необходимых средств для компенсации выпадающих доходов бюджетов.

Система имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства расширится в том числе за счет продления предоставления предпринимателям преимущественного права на приобретение имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; уточнены требования трудового законодательства к микропредприятиям, исходя из особенностей их деятельности. Будут разработаны и реализованы меры поддержки быстрорастущих малых и средних компаний, созданы дополнительные механизмы поддержки встраивания малых и средних предприятий в цепочки поставщиков, формируемые крупным бизнесом.

2. Обеспечение ресурсами и снижение издержек

Развитие рынка труда

Реализация программ импортозамещения и модернизация экономики потребуют перераспределения занятости между видами экономической деятельности, секторами экономики и территориями.

В целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирование системы независимой оценки их профессионального уровня.

Создание условий для повышения внутренней трудовой мобильности предполагается путем:

формирования и поддержания общероссийской базы вакансий с информацией о социальной инфраструктуре нового места работы и проживания, транспортной доступности необходимых объектов, возможностях обучения, досуга и т.д. на базе портала "Работа в России";

принятия и реализации региональных программ повышения трудовой мобильности, предполагающих привлечение работников на вакантные рабочие места из других субъектов Российской Федерации.

В целях улучшения обеспечения российской экономики высококвалифицированными специалистами стимулирование миграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, высокую квалификацию, в том числе молодежи, будет реализовано за счет:

модернизации институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство, создания балльной системы отбора мигрантов;

содействия миграции в Российскую Федерацию с целью получения образования и академической мобильности;

реализации программ целевого привлечения иностранных граждан, в том числе предпринимателей, инвесторов, высококвалифицированных специалистов, а также выпускников российских профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на основе предоставления вида на жительство.

Приоритетами развития системы охраны труда станет внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда и актуализации стандартов безопасности и типовых норм обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Со сторонами социального партнерства будет обсужден вопрос о совершенствовании трудового законодательства в части повышения гибкости системы регулирования трудовых отношений.

Расширение доступности кредитных и инвестиционных ресурсов

В целях повышения доступности кредитных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, продолжится поддержка банковской системы Российской Федерации.

Расширятся возможности привлечения фондирования российскими банками путем повышения их капитализации за счет передачи Агентством по страхованию вкладов облигаций федерального займа в субординированные обязательства российских банков. Данный механизм предусматривает предоставление ресурсов при условии увеличения кредитования в приоритетных отраслях.

Для стимулирования первичного рынка жилья и жилищного (ипотечного) кредитования осуществляется реализация программы государственной поддержки в форме субсидирования процентной ставки по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам).

Ключевой задачей для российской экономики является формирование долгосрочных инвестиционных источников финансирования, в качестве которых выступят средства накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и накопительного страхования жизни.

Продолжится работа по совершенствованию инфраструктуры финансового рынка, формированию высокого уровня корпоративного управления и повышению защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Для развития системы универсальных и объективных критериев оценки кредитных рисков будет оказано содействие в создании национального института экспертизы в области кредитных рейтингов.

В целях формирования благоприятной среды для ведения страхового бизнеса, являющегося значимым источником инвестиций на финансовом рынке, а также развития культуры страхования будут совершенствоваться институциональные основы страховой деятельности, условия и порядок осуществления видов страхования в обязательной форме, развиваться добровольное страхование жилых помещений граждан, страхование граждан, выезжающих за рубеж, добровольное медицинское страхование. Данные инициативы позволят увеличить инвестиционный потенциал страховых компаний.

Для решения задач финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов до 1 января 2016 г. завершится акционирование негосударственных пенсионных фондов, занимающихся обязательным пенсионным страхованием, а до 1 января 2019 г. - акционирование негосударственных пенсионных фондов, занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением. Продолжится развитие системы гарантирования прав застрахованных лиц в рамках обязательного пенсионного страхования, а также планируется подготовка предложений по формированию системы гарантирования прав участников в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Тарифное регулирование естественных монополий

Динамика регулируемых тарифов в перспективный период будет ориентирована на целевые показатели Банка России по инфляции. Реализация этой задачи основывается на сокращении операционных расходов и корректировке инвестиционных планов и позволит повысить отдачу на вложенный капитал, ограничить рост тарифной нагрузки для финансирования не обеспеченной будущим спросом инфраструктуры и увеличить эффективность менеджмента компаний. Продолжится работа по повышению ответственности потребителей за требования, предъявляемые к объему заказываемой инфраструктуры.

В сфере нефтегазового комплекса предусматривается разработка нормативной правовой базы формирования новой модели рынка газа, включающей долгосрочные правила по установлению тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам, долгосрочных оптовых цен на газ, обеспечению недискриминационного доступа к услугам по подземному хранению газа.

Постепенно осуществится переход к новой модели ценообразования на рынке тепловой энергии на основе метода "альтернативной котельной", что запустит процесс трансформации к модели двухсторонних долгосрочных договоров на рынке электроэнергии. В области электроэнергетики будет скорректирована модель оптового и розничного рынков, создан механизм вывода неэффективной генерации.

Природопользование и охрана окружающей среды

Повышение эффективности использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов для внутренних потребностей экономики и экспортного потенциала предполагается обеспечить в том числе за счет экономического стимулирования геологоразведочных работ, совершенствования регулятивных процедур с целью снятия излишних административных барьеров в недропользовании, дальнейшего развития заявительного принципа в геологоразведке, активизации изучения и освоения континентального шельфа путем расширения субъектного состава пользователей участков недр, расположенных на континентальном шельфе.

Предусматривается осуществлять эффективную охрану лесов от пожаров, увеличение объема и повышение качества воспроизводства лесов, оперативное и результативное проведение лесозащитных работ при одновременном переходе к интенсивной модели использования лесов. В целях улучшения экологической ситуации и охраны окружающей среды реализуются меры по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду, сокращению количества отходов производства и потребления, направляемых на размещение, и их вовлечению в хозяйственный оборот, поэтапной ликвидации накопленного экологического ущерба, созданию отраслевых справочников наилучших доступных технологий, сохранению ландшафтного и биологического разнообразия.

Повышение энергетической эффективности

Росту конкурентоспособности отраслей экономики и качества жизни населения будет способствовать совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Будет определена система целевых показателей, сформирована система мониторинга (контроля) их достижения и определена система мер ответственности за их недостижение.

Будет создана система сбора и обработки информации о состоянии энергосбережения на федеральном и региональном уровнях.

Для увеличения инвестиционной привлекательности проектов по энергосбережению в бюджетной сфере упростится конкурсная процедура заключения энергосервисных контрактов, в том числе усовершенствуется система предоставления инвесторам гарантий оплаты с учетом достигнутой экономии энергетических ресурсов.

Важными задачами в рамках повышения энергетической эффективности жилого фонда станут привлечение внебюджетных инвестиций, стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе при проведении капитального ремонта многоквартирных домов.

3. Продвижение бизнеса на новые рынки

Использование потенциала внутреннего рынка для развития отечественных компаний

Для укрепления существующих, создания новых производств и снижения зависимости от импорта намечена реализация мер по стимулированию спроса на отечественную продукцию и привлечению соответствующих инвестиций, в том числе:

создание спроса на продукцию отечественных производителей за счет формирования преференциального режима в контрактной системе при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров и услуг;

совершенствование механизмов заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями локализации производства поставляемых товаров на территории Российской Федерации;

формирование механизма координации закупок компаний с государственным участием и компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты, способного обеспечить полноценную замену иностранных компаний в цепочках поставщиков крупнейших компаний.

В долгосрочные программы развития компаний с государственным участием предполагается внесение изменений в части требований к увеличению доли закупок продукции отечественных производителей в общем объеме закупаемой продукции.

В целях создания условий для расширения конкурентоспособной производственной базы предусматривается реализовать такие мероприятия, как:

формирование перечня критически значимых технологий и продукции, в том числе промежуточного потребления, с высокой долей импортной составляющей (от 80 % и более во внутреннем потреблении);

подготовка и утверждение отраслевых планов мероприятий (программ импортозамещения), направленных на переход от использования иностранной продукции на российские аналоги;

формирование пула инвестиционных проектов, направленных на ускоренное создание производств импортозамещающей продукции с учетом установленных отраслевых приоритетов;

стимулирование передачи и освоения современных технологий за счет расширения практики применения офсетных механизмов;

корректировка государственных программ Российской Федерации с учетом приоритизации мероприятий, направленных на создание импортозамещающих производств;

реализация мероприятий, направленных на снижение издержек, непосредственно не связанных с производственной деятельностью (административные издержки, издержки на создание инфраструктуры и освоение новых компетенций), в том числе за счет развития индустриальных парков, инновационных территориальных кластеров, обеспечения доступа к инжиниринговым услугам и центрам компетенций.

В целях роста инвестиций в производство на территории России в рамках работы Евразийской экономической комиссии предполагается устранение таможенно-тарифных барьеров, препятствующих производству на территории Российской Федерации конечной продукции с использованием иностранных компонентов.

Решение задач агропромышленного комплекса намечается на основе реализации следующих мер:

поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, стимулирование строительства оптово-распределительных центров и тепличных комплексов, а также объектов первичного хранения скоропортящейся сельскохозяйственной продукции;

создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, развитие мелиорации;

стимулирование технической и технологической модернизации производства, инновационного развития агропромышленного комплекса, развитие биотехнологии, поддержка создания селекционных генетических центров и селекционных семеноводческих центров;

поддержка малых форм хозяйствования и кооперации на селе.

В целях развития рыбохозяйственного комплекса предусматриваются рост масштабов товарной аквакультуры, обеспечение и расширение ресурсных исследований для увеличения объемов разведанных запасов водных биологических ресурсов и вылова рыбы, стимулирование модернизации объектов перерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.

Расширение экспорта товаров и услуг

На основе выделения перспективных экспортных кластеров, корректировки отраслевых стратегий и государственных программ предусматривается реализация мер по поддержке экспортеров, формированию максимально удобной экспортной инфраструктуры, устранению излишних процедурных обременений, повышению эффективности нефинансовых инструментов поддержки экспорта.

В части совершенствования системы регулирования экспорта произойдет упрощение процедур вывоза товаров, для которых не установлены запреты и ограничения, в том числе подтверждения отсутствия установленных запретов и ограничений. Будут снижены издержки, обусловленные прохождением таможенных процедур, в том числе связанные с оплатой услуг таможенных представителей. Сокращены сроки возмещения НДС путем установления в отношении экспортеров общего порядка налоговых вычетов по мере принятия на учет приобретенных товаров.

Предполагается обеспечить массовый доступ российских экспортеров и зарубежных покупателей их продукции к экспортному финансированию на конкурентных условиях, сопоставимых с параметрами экспортных кредитов, предоставляемых ведущими экспортными кредитными агентствами.

В части дальнейшего совершенствования инфраструктуры поддержки экспорта планируется создание Центра поддержки экспорта, реализующего функцию "одного окна" по финансовой и нефинансовой поддержке российских компаний. Будет подготовлен федеральный закон, позволяющий сформировать единую нормативную базу, регулирующую систему государственной поддержки экспорта на уровне Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, а также институтов развития.

В части мер финансовой поддержки экспорта упростятся правила и условия предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта, проведена докапитализация АО РОСЭКСИМБАНК и обеспечено субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам, выдаваемым АО РОСЭКСИМБАНК, нормативно закреплено право АО "ЭКСАР" выдавать страховые безусловные гарантии, расширены полномочия Внешэкономбанка по оказанию комплексной финансовой поддержки экспорта при реализации инвестиционных проектов, в том числе за рубежом с выделением дополнительных субсидий.

В части развития мер нефинансовой поддержки экспортеров предусматривается:

активизировать работу по продвижению конкретных проектов российских компаний в рамках организации бизнес-миссий при активном участии торговых представительств;

расширить проектный подход, позволяющий с привлечением институтов развития экспорта сформировать единую цепочку продвижения товара - от определения экспортного рынка и покупателя, получения экспортного кредита, его страхования до продвижения проекта торговым представительством;

завершить реформирование системы торгпредств с целью их ориентации на предоставление отечественным компаниям профессиональных услуг по продвижению продукции (в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства).

Развитие международной интеграции

Решение задачи увеличения экспорта российской продукции связано с расширением присутствия России на традиционных рынках, а также освоением новых перспективных отраслевых и страновых рынков.

Максимально эффективно предполагается реализовать потенциал экономической интеграции в рамках таких форматов, как Евразийский экономический союз, СНГ, БРИКС, АСЕАН и АТЭС, обеспечить продвижение экономических интересов Российской Федерации за рубежом в рамках ВТО и других международных экономических организаций.

Для эффективного функционирования Евразийского экономического союза продолжится работа по проведению согласованной и скоординированной политики в области макроэкономики и в таких ключевых секторах, как транспорт, энергетика, промышленность и сельское хозяйство. Будет создан общий рынок лекарственных средств и медицинской техники, планируется поэтапная гармонизация сферы финансовых рынков с выходом на создание наднационального финансового регулятора, продолжится движение к единому энергетическому рынку (единые рынки нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии). На качественно новый уровень выйдет сотрудничество в области трудовой миграции.

Одновременно предусматривается формирование подходов к установлению равноправных и взаимовыгодных связей Евразийского экономического союза с другими странами и интеграционными группировками.

На пространстве СНГ намечено обеспечить эффективное функционирование зоны свободной торговли СНГ с постепенным распространением процесса либерализации на торговлю услугами, развитие общих рынков отдельных видов продукции, создание в рамках СНГ эффективных платежно-расчетных механизмов.

В рамках председательства Российской Федерации в 2015 году в БРИКС предполагается принятие Стратегии экономического партнерства БРИКС, формирование "дорожной карты" торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран БРИКС на период до 2020 года, включающей наиболее крупные и перспективные проекты стран-партнеров. Вниманию государств БРИКС будут представлены проекты стран Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества. Проработаны совместные инициативы в области электронной торговли, создания национальных систем "единого окна" для упрощения торговли, поддержки малого и среднего бизнеса, сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности.

В отношении Европейского союза будет проводиться курс на поддержание оптимальных в сложившейся ситуации параметров взаимодействия с целью обеспечения стабильной торговли, привлечения инвестиций и технологий, осуществления совместных промышленных и инфраструктурных проектов.

Расширится повестка взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в части реализации совместных инвестиционных проектов, организации эффективной инфраструктуры взаимодействия предпринимателей России и стран АТР, запуска механизмов финансово-организационной поддержки совместных проектов, организации института защиты прав инвесторов, повышения эффективности программ подготовки кадров для работы со странами АТР.

Меры государственной поддержки инвестиционных проектов намечается приоритизировать в пользу проектов, направленных на увеличение экспорта в страны АТР. Реализуются проекты развития в рамках Евразийского экономического союза и китайского проекта Экономический пояс шелкового пути, в том числе благодаря взаимодействию с Фондом Шелкового пути и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

4. Снятие инфраструктурных ограничений

Развитие транспортной инфраструктуры

В целях создания условий для привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры расширится практика применения концессионных соглашений. Механизмы проектного финансирования предусматривается развивать с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов и средств Фонда национального благосостояния.

Приоритетами развития транспортной инфраструктуры станут развитие дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, в том числе скоростных автомагистралей на условиях государственно-частного партнерства, развитие железнодорожных линий, развитие Северного морского пути, увеличение мощности российских портов, развитие аэропортов и внутренних перевозок воздушным транспортом, а также железнодорожных перевозок. Повысится конкурентоспособность внутреннего водного транспорта, в том числе за счет модернизации его инфраструктуры.

С учетом выбранных приоритетов предусматривается реализация следующих мероприятий и проектов:

увеличение пропускной и провозной способности участков железнодорожной сети, включая БАМ и Транссиб;

развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения;

развитие дорожной сети, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, реконструкция перегруженных движением участков автомобильных дорог;

создание и развитие мультимодальных центров, транспортных узлов, в том числе подходов к портам, а также увеличение перевалочной мощности существующих российских морских портов и создание новых перегрузочных терминалов;

комплексное развитие крупных транспортных узлов (Московский и Санкт-Петербургский);

обеспечение транспортных связей Республики Крым с остальной частью Российской Федерации, включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Повысится уровень безопасности городского наземного транспорта и снижено негативное воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта, в том числе за счет расширения использования газа в качестве моторного топлива. В транспортной сфере будет сформирована доступная среда для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

В целях повышения уровня защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства будут продолжены работа по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, оценка их уязвимости, составление планов обеспечения транспортной безопасности и их реализация. Кроме того, продолжится совершенствование нормативной правовой базы в рамках реализации Федерального закона "О транспортной безопасности".

Для снижения затрат субъектов транспортной инфраструктуры будут приняты законодательные требования о поэтапной реализации требований по обеспечению транспортной безопасности, что позволит равномерно распределять финансовую нагрузку при выполнении мероприятий, предусмотренных соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, и до 1 июля 2017 г. оптимизировать производственные издержки субъектов транспортной инфраструктуры.

Развитие связи и информационных технологий

Продолжится работа по устранению "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к сети "Интернет", запуска цифрового эфирного вещания на всей территории Российской Федерации, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технических возможностей. Повысятся качество и доступность услуг почтовой связи на основе современных информационных технологий, эффективность использования радиочастотного спектра и темпы проведения конверсии.

В целях реализации конкурентных преимуществ российских ИТ-компаний предусматриваются поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий, стимулирование экспорта программного обеспечения.

В сфере развития массовых коммуникаций к приоритетным задачам относятся:

развитие новых видов телевизионного вещания;

содействие расширению доступа населения к медиасреде, поддержка развития региональных средств массовой информации;

обеспечение значимого присутствия в мировом информационном пространстве российских средств массовой информации;

развитие системы подготовки и непрерывного образования работников средств массовой информации.

III. Развитие институтов социальной сферы

В целях улучшения комфортности проживания в городах и сельской местности, а также поддержки платежеспособного спроса на жилье намечена реализация следующих мер:

решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, реализация мероприятий, направленных на создание и запуск механизмов расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.;

использование средств материнского капитала на оплату первоначального взноса при предоставлении кредита на строительство или приобретение жилья без ограничения срока на оплату обязательств по кредиту, включая не только оплату основного долга и процентов, но и первоначального взноса;

завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих;

реструктуризация ипотечных жилищных кредитов для лиц, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

В целях координации действий по стимулированию предложения жилья экономического класса и спроса на него предусматривается создание единого института развития на базе открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Основными направлениями повышения качества услуг, финансируемых государством в социальной сфере, станут:

развитие практики бюджетного финансирования услуг в социальной сфере на конкурсной основе, включая механизмы закупок для государственных и муниципальных нужд, предоставление грантов и иных видов субсидий поставщикам услуг на конкурсной основе, а также целевых потребительских субсидий (ваучеров);

устранение барьеров, препятствующих участию негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг, финансируемых из бюджетных источников;

расширение направлений государственной поддержки социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, субсидирование процентных ставок, в том числе с участием институтов развития, поддержка благотворительной деятельности и добровольчества;

формирование условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, физкультура, спорт, строительство социального жилья), включая расширение практики заключения концессионных соглашений, передачу части объектов социальной инфраструктуры в управление негосударственным организациям, а также оказание негосударственными организациями отдельных видов услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями;

внедрение независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, введение публичных рейтингов, выявление и распространение лучшей практики деятельности организаций в социальной сфере;

сокращение объемов бумажного документооборота и формальной отчетности специалистов организаций социальной сферы;

содействие развитию практики корпоративной социальной ответственности, формирование механизмов координации благотворительных и спонсорских программ компаний с государственным участием с приоритетами государственной политики в социальной сфере, спорте, образовании, науке и культуре.

Предпосылкой для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда является модернизация системы образования.

Будет обеспечена возможность получения высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, удовлетворяющих установленным требованиям к качеству и актуальному содержанию реализуемых образовательных программ.

Расширится практика вовлечения бизнеса в управление и финансирование деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Предусматривается содействие развитию корпоративных образовательных организаций, а также присоединению к ним профессиональных образовательных организаций. Реализация программы поддержки инноваций в образовании, в том числе через поддержку коммерциализации и распространения инновационных разработок позволит существенно повысить качество подготовки специалистов.

Повысится общественный престиж среднего профессионального образования и рабочих профессий, в том числе за счет организации и проведения региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

В части высшего образования предполагаются:

совместная (федеральный, региональный, университетский уровень) поддержка программ развития опорных образовательных организаций высшего образования для региональных экономических систем, а также поддержка программ развития лидирующих отраслевых образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики;

использование на основе опыта программы "5 - 100" проектного подхода в реализации задачи комплексной модернизации системы менеджмента образовательных организаций высшего образования, отбираемых на конкурсной основе;

обучение по практико-ориентированным программам ("прикладной бакалавриат") до 30 % обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета;

разработка механизма предоставления преференций компаниям, участвующим в развитии материальной и учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе участвующим в формировании фонда целевого капитала;

реструктуризация сети образовательных организаций высшего образования и реорганизация образовательных организаций высшего образования, выпускники которых не востребованы на рынке труда и которые не ведут актуальные научные исследования.

Поддержка проектов модернизации заочного образования, создание национального портала открытого образования и реализация программы "Глобальное образование" позволят развить концепцию непрерывного образования.

Продолжится работа по обеспечению доступности дошкольного образования.

Предусматривается обновление содержания и технологий общего образования, завершение перехода к профильному обучению старшеклассников.

Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации будет обеспечена реализация мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.

Продолжится работа по повышению доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством развития программ инклюзивного образования, продолжится развитие программ профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках мер по увеличению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет образовательными программами дополнительного образования до 75 % будут совершенствоваться механизмы финансирования системы дополнительного образования детей с целью обеспечения равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

Продолжится работа по:

возрождению интереса к чтению, в том числе популяризации чтения среди детей и молодежи, совершенствованию инфраструктуры чтения;

созданию условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержке социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.

Приоритетными направлениями государственной политики в обеспечении здоровья станут:

повышение структурной эффективности системы здравоохранения, обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения, включая расширение функциональных обязанностей медицинских работников со средним медицинским образованием;

укрепление службы охраны материнства и детства, развитие профилактического направления, совершенствование технологий оказания высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами и продуктами специализированного питания, включая детей с орфанными заболеваниями;

создание комплекса инновационного здравоохранения на принципах трансляционной медицины, внедрение системы оказания медицинской помощи в рамках апробации новых методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

разработка национальных клинических рекомендаций (протоколов лечения) для обеспечения единых подходов к оказанию медицинской помощи;

приоритетное развитие биомедицины, разработка и внедрение в практическое здравоохранение биомедицинских клеточных продуктов, тканевых и генно-инженерных технологий;

балансировка объемов обязательств государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с учетом потребности населения с имеющимися финансовыми возможностями, повышение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

формирование системы информирования граждан об их праве на получение доступной и качественной медицинской помощи в системе ОМС, расширение возможностей информированного выбора населением медицинских организаций на основе независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;

осуществление перехода на страховые принципы системы ОМС, включая развитие механизмов эффективного управления средствами ОМС, разделение финансовой ответственности между участниками системы ОМС (фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями), совершенствование механизма распределения объема оказания медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом ее доступности и качества;

создание экономических и организационных условий для привлечения частного капитала к наиболее востребованным населением видам медицинской помощи, формирование адекватных (экономически привлекательных) тарифов по ее оплате;

внедрение электронной записи к врачу, единой электронной карты, развитие телемедицины;

обеспечение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, проведение мониторинга цен на лекарственные препараты и медицинские изделия в амбулаторном и госпитальном сегментах в субъектах Российской Федерации, совершенствование методики регистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые лекарственные препараты;

внедрение института оценки медицинских технологий с целью эффективного использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения, повышения качества оказания медицинской помощи.

Будут созданы условия для повышения культуры занятий спортом, существенно увеличен уровень обеспеченности спортивными сооружениями в 2018 году по сравнению с 2014 годом, при этом обеспечен доступ к ее использованию. Будут созданы условия для привлечения частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта.

В целях совершенствования механизмов социальной поддержки населения будут обеспечены:

учет нуждаемости при осуществлении мер социальной поддержки, предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления возможности применения критериев нуждаемости при осуществлении мер социальной поддержки;

развитие практики применения социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства государства и получателей социальной помощи;

продолжение реализации мер, направленных на создание комфортной среды для семьи с детьми и способствующих поддержанию рождаемости, в первую очередь на основе удовлетворения потребности населения в услугах присмотра и ухода за детьми, в том числе до трех лет, развития гибких форм занятости;

создание условий воспитания детей в детских домах и домах ребенка, максимально приближенных к семейным, а также совершенствование механизма предоставления дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот, в том числе при обеспечении их жилыми помещениями;

расширение масштабов реализуемых мер по профилактике семейного неблагополучия и отказов от детей при рождении, по предотвращению лишения родителей родительских прав и поддержке устройства детей-сирот в семьи с целью многократного сокращения количества детей, находящихся без попечения родителей в детских домах и домах ребенка;

внедрение современных технологий медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, основанных на принципах ранней помощи, пересмотр нормативов и номенклатуры технических средств реабилитации, продолжение работы по созданию "безбарьерной" среды для лиц с ограниченными возможностями;

модернизация системы социального обслуживания граждан на основе расширения объема услуг, предоставляемых негосударственными организациями, привлечения труда добровольцев некоммерческими организациями, расширения частных инвестиций в сферу социального обслуживания, в том числе в рамках механизмов государственно-частного партнерства;

создание на базе Пенсионного фонда Российской Федерации единой государственной информационной системы социального обеспечения, учитывающей весь комплекс социальных льгот по всем категориям граждан, получающих государственную социальную поддержку из бюджетов всех уровней.

В целях повышения устойчивости пенсионной системы и уровня пенсионных выплат предусматриваются:

сохранение накопительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования;

создание новых стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений, позволяющих повысить уровень пенсионного обеспечения;

совершенствование механизма формирования доходов на финансирование страховых пенсий, исходя из сложившегося уровня обязательств и их индексации;

стандартизация негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в части порядка заключения договоров, условий и порядка уплаты пенсионных взносов, условий доходности пенсионных средств, а также создания механизма гарантирования их сохранности;

совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования.

Намечается провести детальный анализ и на его основе широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения.

IV. Сбалансированное региональное развитие

В качестве основного инструмента повышения сбалансированности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предусматривается разработка стратегии пространственного развития Российской Федерации как территориально-пространственной модели развития экономики, создающей предпосылки обеспечения межрегиональной интеграции. Это позволит определить принципы, приоритеты, цели и задачи пространственного развития страны, интегрировать между собой приоритеты отраслевого и регионального развития, осуществить комплексную увязку развития системы расселения с развитием и размещением объектов экономической и социальной сферы, обосновать локализацию крупных инвестиционных проектов и их инфраструктурное обеспечение.

В целях повышения эффективности принятия управленческих решений и бюджетных расходов на инфраструктурное обеспечение регионального развития будет реализована взаимосвязь документов стратегического, территориального и бюджетного планирования.

Предусматривается создание условий для развития городских агломераций и высокоурбанизированных территорий как полюсов ускоренного социально-экономического развития, подготовлены предложения по новым населенным местам.

Продолжится совершенствование инструментов регионального развития, таких как особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. Предполагается обеспечивать диверсификацию и развитие экономики монопрофильных муниципальных образований (моногородов) со сложным социально-экономическим положением.

В целях роста собственных доходов субъектов Российской Федерации поэтапно реализуется "децентрализация" налогов, в том числе включающая пересмотр механизма поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от акцизов на алкогольную продукцию.

В рамках обеспечения финансовой поддержки регионов будет совершенствоваться порядок предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе на основе укрупнения (консолидации) субсидий в рамках государственных программ Российской Федерации.

Будут предусмотрены меры по повышению устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе за счет эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Продолжится работа по ускоренному развитию Дальнего Востока, Юга России, включая Северный Кавказ, Калининградской области и Крымского федерального округа. На территории Арктической зоны активизируется взаимодействие с приарктическими государствами, предприняты шаги по развитию инфраструктуры для расширения ресурсной базы указанной территории, сохранения природной среды Арктики.

V. Повышение качества государственного управления

Эффективность государственных расходов

Предусматривается пересмотреть сложившийся подход к оптимизации бюджетных расходов, основанный на выделении "защищенных" статей расходов федерального бюджета и корректировке расходных обязательств от уровня текущих значений и приводящий к ухудшению структуры бюджета вследствие урезания расходов, направленных на развитие.

Соотношение приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики будет опираться на институт государственных программ Российской Федерации. Программная часть проекта федерального бюджета будет формироваться на основе проектов государственных программ Российской Федерации. При этом бюджетные решения о постатейном распределении средств предполагается обосновывать сравнительным анализом конечных общественно значимых показателей и результативности использования ресурсов.

Полный переход на программно-целевой принцип формирования бюджета исключит возможность проведения секвестра по формальному признаку. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации будет осуществляться с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных государственных программ.

Намечается осуществление бюджетного маневра в пользу приоритетных направлений производительных расходов для перераспределения финансовых ресурсов на развитие человеческого капитала, инноваций, повышение качества инвестиционного климата в стране, стимулирующих рост частных инвестиций и способствующих формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры. Использование непрозрачных инструментов доведения бюджетных ресурсов до юридических лиц, таких как субсидии, вложения в уставный капитал и другие, предполагается ограничить.

Эффективность управления государственной собственностью

В рамках повышения эффективности управления государственной собственностью предусматривается выход государства из непрофильных активов, к 2018 году будет завершен процесс приватизации подавляющего числа объектов нестратегического назначения.

Эффективность работы компаний, сохраняющихся в собственности государства, будет обеспечена посредством реализации и контроля исполнения принятых компаниями долгосрочных программ развития, способствующих достижению стратегических целей развития компаний, внедрения системы ключевых показателей эффективности и обеспечения увязки мотивации менеджмента с достижением поставленных перед организацией стратегических целей.

Качество государственных услуг, оказываемых органами государственной власти

Качество предоставления государственных услуг населению и бизнесу будет радикально повышено за счет:

обеспечения доступа к получению государственных услуг по принципу "одного окна" не менее 90 % граждан, для чего в том числе будет создано свыше 2500 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

перевода предоставления государственных услуг в электронный вид. При этом доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году достигнет не менее 70 %;

внедрения системы оценки гражданами качества предоставляемых государственных услуг и создания на этой основе системы оценки работы государственных и муниципальных органов по предоставлению услуг;

внедрения удостоверения личности гражданина Российской Федерации в виде пластиковой карты с электронным носителем информации в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации.

Эффективность исполнения функций государственной власти

Будут реализованы меры, направленные на значительное повышение качества государственного управления. Будет упорядочена правотворческая деятельность, в частности:

внедрен институт оценки фактического воздействия принятых законодательных актов;

систематизированы порядки подготовки проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

введен механизм предварительной оценки эффективности и возможных затрат принятия нормативных правовых актов, устанавливающих новые обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Повышение эффективности деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти будет достигнуто за счет:

оптимизации и сокращения неэффективных государственных функций, устранения их дублирования;

совершенствования процессов принятия и исполнения решений с целью разумного сокращения согласительных процедур и повышения ответственности головного ведомства за конечный результат;

внедрения в деятельность органов власти методов проектного управления;

снижения объемов документооборота, максимального его перевода в электронный вид.

Развитие государственной службы как вида деятельности, пользующегося общественным доверием, будет достигнуто благодаря укреплению ее кадрового потенциала, повышению квалификаций и профессионализма государственных служащих. Создание социальных и экономических стимулов для прихода на государственную службу талантливых выпускников образовательных организаций высшего образования и перехода опытных специалистов из частного сектора позволит обеспечить новое качество принимаемых решений.

Продолжится совершенствование системы материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих, направленное на поэтапное доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, за счет сокращения функций и оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих, ликвидации отдельных социальных гарантий.

Современные и конкурентоспособные инструменты развития, мотивации и ротации кадров позволят добиться повышения квалификаций и навыков государственных служащих.

Будет продолжено формирование системы противодействия коррупции, в том числе за счет создания условий для активного гражданско-общественного контроля за эффективностью государственных расходов и инвестиций с государственным участием, а также общественного мониторинга и контроля за деятельностью органов государственной власти. Будет обеспечено улучшение координации деятельности между контрольными институтами гражданского общества и правоохранительными структурами в целях минимизации негативного воздействия на бизнес.

Важнейшими направлениями повышения эффективности реализации государством своих базовых функций станут дальнейшие реформы правоохранительной системы и судопроизводства.

По согласованию с Президентом Российской Федерации и при участии бизнес-сообщества будет разработан комплекс мер по исключению незаконной практики использования органов правопорядка в целях недобросовестной конкуренции, а также предотвращению внеправового перераспределения собственности, административного давления на бизнес. Правоохранительная система станет одним из ключевых гарантов защиты прав собственности и обеспечения одинаковых "правил игры" для бизнеса.

По согласованию с Президентом Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации и при участии бизнес-сообщества будет представлен комплекс мер по совершенствованию организации и деятельности судебной системы, прежде всего в части повышения ее прозрачности, повышения качества кадровой работы, усиления независимости судей при одновременном повышении их ответственности за неправосудность выносимых решений, минимизации воздействия на них представителей иных органов государственной власти, бизнес-сообщества, а также расширения возможности осуществления общественного контроля за деятельностью судов.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев