Equipment for bank protection. Mobile cash operation terminals of the bank. General technical requirements 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
54834-2011

Средства защитные банковские

ПУНКТЫ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
МОБИЛЬНЫЕ

Общие технические требования

Москва
Стандартинформ
2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр сертификации и исследований «АРМОР ТЕСТ», Московским областным общественным учреждением «Региональный сертификационный центр «Опытное», Закрытым акционерным обществом «ПК АТЛАНТ», Закрытым акционерным обществом «Корпорация «Защита», Обществом с ограниченной ответственностью «ДИСА», Обществом с ограниченной ответственностью «ГАС»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 391 «Средства физической защиты и материалы для их изготовления»

3 УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1229-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Термины и определения. 4

4 Классификация. 5

5 Общие технические требования. 5

5.1 Основные положения. 5

5.2 Характеристики. 5

5.3 Требования к конструкции. 6

5.4 Требования к защите. 6

5.5 Требования к монтажу. 7

5.6 Требования к материалам и покрытиям.. 7

5.7 Комплектность. 8

5.8 Маркировка. 8

5.9 Упаковка. 9

6 Требования безопасности. 10

7 Транспортирование и хранение. 10

8 Указания по эксплуатации для автономных ПКОМ... 11

9 Санитарно-гигиенические требования. 12

Библиография. 12

ГОСТ Р 54834-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Средства защитные банковские

ПУНКТЫ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ МОБИЛЬНЫЕ

Общие технические требования

Equipment for bank protection. Mobile cash operation terminals.
General technical requirements

Дата введения - 2012-09-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые пункты кассовых операций мобильные (далее - ПКОМ).

Настоящий стандарт не распространяется на ранее установленные сборно-разборные защитные кабины, а также на ПКОМ, устанавливаемые стационарно.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50669-94 Электроснабжение и электробезопасность мобильных (инвентарных) зданий из металла или с металлическим каркасом для уличной торговли и бытового обслуживания населения. Технические требования

ГОСТ Р 50862-2005 Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость

ГОСТ Р 50941-96 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50963-96 Защита броневая автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 51110-97 Средства защитные банковские. Общие технические требования

ГОСТ Р 51112-97 Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и методы испытаний

ГОСТ Р 51113-97 Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к взлому и методы испытаний

ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия

ГОСТ Р 51221-98 Средства защитные банковские. Термины и определения

ГОСТ Р 51224-98 Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические условия

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 52502-2005 Жалюзи-роллеты. Общие технические условия

ГОСТ Р 52389-2005 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52582-2006 Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому

ГОСТ Р 53814-2010 Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р МЭК 60065-2002 Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности

ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 475-78 Двери деревянные. Общие технические условия

ГОСТ 5089-2003 Замки и защелки для дверей. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения, транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования

ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 23118-99 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам

ГОСТ 25726-83 Клейма ручные буквенные и цифровые. Типы и основные размеры

ГОСТ 27570.0-87 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 28653-90 Оружие стрелковое. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, установленные в ГОСТ Р 51221, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пункт кассовых операций мобильный; ПКОМ: Средство защитное банковское, предназначенное для обеспечения безопасности персонала банка при проведении кассовых операций с участием физических лиц, функционирующее в населенных пунктах и других местах, где установка стационарных операционных касс невозможна или нецелесообразна.

3.2 пункт кассовый автономный: Специальное транспортное банковское средство, обладающее регламентированными защитными свойствами, имеющее в своем составе кабину кассира, кабину водителя, кабину клиента, позволяющее осуществлять оперативное передвижение к месту функционирования с персоналом банка.

3.3 пункт кассовый транспортируемый: Кабина кассира и кабина клиента, объединенные в единую конструкцию, доставляемую к месту функционирования автомобильным или железнодорожным транспортным средством.

3.4 пункт кассовый модульный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ, изготовленный в заводских условиях, оснащенный стандартными или специальными конструкционными элементами, обеспечивающими многократную погрузку на транспортное средство или разгрузку с него.

3.5 пункт кассовый блочный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ, монтируемый (демонтируемый) на месте функционирования из элементов конструкции с помощью конструкционных узлов, позволяющих осуществлять многократную сборку (разборку) без снижения защитных свойств.

3.6 кабина кассира: Средство защитное банковское (СЗБ), обладающее регламентированными защитными свойствами, являющееся неотъемлемой составной частью ПКОМ.

3.7 кабина клиента индивидуальная: Помещение, выполненное в виде конструкционного дополнения к кабине кассира.

3.8 элемент конструкции пункта кассового: Составная часть конструкции ПКОМ (панель, стекло, передаточное устройство, дверь и т.п.) в совокупности с соединительными элементами, обеспечивающая требования по защитным свойствам ПКОМ.

3.9 люк аварийный: Люкс размерами в свету не менее 600´600 мм, обладающий регламентированными защитными свойствами не ниже свойств кабины кассира, обеспечивающий эвакуацию персонала автономного ПКОМ в экстремальных ситуациях.

3.10 узел конструкционный: Технологический прием, конструкционное исполнение, специальные крепежные элементы, стандартизованные крепежные элементы, обеспечивающие не только соединения элементов конструкций в единое СЗБ, но и обладающие установленными в нормативной документации на конкретное СЗБ свойствами.

3.11 унифицированные элементы конструкции: Элементы, подобные или отличающиеся габаритными размерами, исполнениями покрытий, внешней или внутренней отделки и т.п.

3.12 источник автономного электропитания: Преобразователь электрический с питанием от бортовой сети автомобиля или специальных аккумуляторов бензо- или дизель-генераторов, обеспечивающий электропитание встроенного оборудования ПКОМ при отсутствии возможности подключения к стационарной (местной) электросети.

3.13 вентиляционные каналы: Специальные устройства или конструкционные элементы кабины кассира и клиента, обеспечивающие круглосуточный воздухообмен в ПКОМ.

3.14 средства поражения: По ГОСТ Р 50963.

3.15 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653.

4 Классификация

4.1 ПКОМ классифицируют по:

- конструкционному исполнению;

- степени эксплуатационной готовности;

- защитным свойствам;

- условиям эксплуатации.

4.1.1 По конструкционному исполнению ПКОМ могут быть:

- автономные;

- транспортируемые.

4.1.2 По степени эксплуатационной готовности ПКОМ могут быть:

- модульные;

- блочные.

4.1.3 По защитным свойствам ПКОМ могут быть:

- пулестойкие;

- комбинированные (обеспечивающие пулестойкость и защиту от взлома).

4.1.4 По условиям эксплуатации ПКОМ могут иметь несколько исполнений, соответствующих техническим требованиям, указанным заказчиком в договоре на изготовление конкретного изделия.

5 Общие технические требования

5.1 Основные положения

5.1.1 ПКОМ должен быть изготовлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51110, настоящего стандарта, технических условий (далее - ТУ) на конкретный ПКОМ по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.1.2 Требования к автомобилям, применяемым в качестве базовых для автономных кассовых пунктов, в части, касающейся требований к транспортным средствам, - по ГОСТ Р 53814.

5.1.3 Требования к кабине клиента индивидуальной устанавливаются в ТУ на конкретный ПКОМ.

5.2 Характеристики

5.2.1 Площадь кабины кассира должна составлять:

- не менее 4 м2 для автономных ПКОМ;

- не менее 6 м2 для транспортируемых ПКОМ.

5.2.2 Высота от пола до потолка кабины кассира должна быть:

- в соответствии с ГОСТ Р 52389 для автономного ПКОМ;

- не менее 2,3 м для транспортируемых ПКОМ.

5.2.3 Стальные конструкции ПКОМ должны быть изготовлены с учетом требований ГОСТ 23118.

5.2.4 ПКОМ должен быть изготовлен в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, категория размещения 1.

5.2.5 ПКОМ должен быть стойким к внешним климатическим и механическим воздействиям. Конкретные требования должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа.

5.2.6 В рабочей документации составных элементов ПКОМ должны быть указаны виды и характеристики утеплителей, удовлетворяющие требованиям по теплозащите [1].

5.2.7 ПКОМ должен нормально функционировать при использовании автономного источника электропитания. Работоспособность от автономного источника электропитания должна обеспечиваться в течение времени, выбираемого из ряда 12, 24, 48, 72 и более 72 ч.

5.3 Требования к конструкции

5.3.1 Общие требования к конструкции - по ГОСТ Р 51110.

5.3.2 Дверь кабины кассира автономных ПКОМ должна быть конструкционно выполнена рядом с кабиной водителя и соответствовать требованиям ГОСТ Р 51224.

5.3.3 Дверь кабины кассира транспортируемых ПКОМ должна соответствовать ГОСТ Р 51224; замки - по ГОСТ 5089 не ниже 4-го класса.

5.3.4 Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать возможность наблюдения за его содержимым и иметь механизм приведения его в действие и фиксации, находящийся со стороны кассира.

5.3.5 Для автономных ПКОМ допускается защитное остекление кабины кассира по ГОСТ Р 51136, не снижающее общий класс защиты по пулестойкости.

5.3.6 Кабина кассира должна иметь тамбур и быть укомплектована биотуалетом, раковиной с умывальником, баком для питьевой воды, емкостью для использованной воды, вешалкой для одежды. В конструкции кабины кассира должна быть предусмотрена зона приема пищи с соответствующим оборудованием (автомобильным или иным малогабаритным холодильником, микроволновой печью, столом и т.д.).

5.3.7 Кабина кассира должна быть оборудована аварийным люком, установленным, как правило, в крыше, который должен открываться изнутри.

5.3.8 Конструкцией транспортируемых ПКОМ может быть предусмотрена возможность подключения оборудования и оргтехники к стационарной (местной) сети переменного тока.

5.4 Требования к защите

5.4.1 Автономные ПКОМ

5.4.1.1 Общие требования по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51112.

Класс защиты кабины кассира устанавливают в технической или конструкторской документации на конкретный автономный ПКОМ, но не ниже 2-го класса защиты по пулестойкости.

5.4.1.2 Общие требования по устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51113.

Класс устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ устанавливают в ТУ на конкретный автономный ПКОМ.

5.4.1.3 В кабине кассира должен быть установлен сейф не ниже класса устойчивости к взлому III и не ниже 60Б по огнестойкости в соответствии с ГОСТ Р 50862.

5.4.1.4 В случае отсутствия требований по устойчивости к взлому к кабине кассира автономного ПКОМ требования по устойчивости к взлому предъявляются к двери кабины кассира автономного ПКОМ по ГОСТ Р 51224.

5.4.1.5 Остекление кабины кассира автономного ПКОМ должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136 в части пулестойкости, но не ниже класса защиты составляющих элементов всей кабины.

5.4.1.6 Аварийный люк кабины кассира автономного ПКОМ в части пулестойкости должен удовлетворять общим требованиям по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ по 5.4.1.1.

5.4.2 Транспортируемые ПКОМ

5.4.2.1 В кабине кассира должен быть установлен сейф класса устойчивости к взлому не ниже II и не ниже 60Б по огнестойкости в соответствии с ГОСТ Р 50862.

5.4.2.2 Транспортируемые ПКОМ должны обеспечивать комплексную защиту, требования к которой должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа. При этом классы защиты по устойчивости к взлому и пулестойкости могут быть различными, но не ниже класса устойчивости к взлому I по ГОСТ Р 51113, 2-го класса защиты по пулестойкости по ГОСТ Р 51112.

5.4.2.3 Общие требования по пулестойкости транспортируемых ПКОМ - по ГОСТ Р 51112.

Класс защиты устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.

5.4.2.4 Общие требования по устойчивости к взлому - по ГОСТ Р 51113.

Класс устойчивости к взлому устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.

5.4.2.5 Остекление транспортируемого ПКОМ - по ГОСТ Р 51136.

5.4.2.6 Оконные проемы и проем передаточного узла транспортируемого ПКОМ должны комплектоваться защитными ставнями по ГОСТ Р 51113 либо жалюзи по ГОСТ Р 52502.

5.4.3 Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать защиту кассира от прямого воздействия отравляющих веществ.

5.4.4 Составные части кабины кассира ПКОМ - стены, пол, потолок, дверь, передаточный узел, ставни (жалюзи), стекла и их конструкционные узлы должны обеспечивать равнопрочную защиту, установленную в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа.

5.4.5 Входная дверь в кабину клиента ПКОМ - по ГОСТ 475. Входная дверь в кабину клиента ПКОМ оборудуется самозащелкивающимся замком класса устойчивости к криминальному открыванию не ниже U3 по ГОСТ Р 52582, управляемым из кабины кассира.

5.4.6 ПКОМ должен быть оборудован средствами радиосвязи или иными видами связи, пожарной и тревожной сигнализации. Для автономных ПКОМ средствами радиосвязи или иными видами связи и тревожной сигнализации оборудуется и кабина водителя.

5.4.7 Средства радиосвязи или иные виды связи, пожарная и тревожная сигнализация должны обеспечивать стабильную работу от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц и/или от источника автономного электропитания.

5.5 Требования к монтажу

5.5.1 При монтаже транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена горизонтальность их установки на месте функционирования и устойчивость.

5.5.2 Конструкцией сборно-разборных транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена возможность сборки (разборки) и монтажа (демонтажа) оборудования и оргтехники в течение не более 24 ч.

5.5.3 Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с конструкциями ПКОМ - по ГОСТ 12.3.009.

5.5.4 Погрузку и выгрузку конструкций, транспортных пакетов и ящичных поддонов следует выполнять способами, исключающими повреждение конструкций и транспортных средств.

5.6 Требования к материалам и покрытиям

5.6.1 Общие требования к материалам - по ГОСТ Р 51110.

5.6.2 ПКОМ должен быть защищен от коррозии в соответствии с требованиями [2].

5.6.3 В ТУ на ПКОМ конкретного типа должны быть установлены сроки обновления защитных покрытий.

5.6.4 Защитные покрытия на ПКОМ и составные элементы следует наносить в заводских условиях.

5.6.5 Нанесение покрытий непосредственно при монтаже сборно-разборных ПКОМ допускается:

- при восстановлении заводской маркировки;

- по требованию заказчика - по ГОСТ 9.032;

- при нанесении цветомаркировки.

5.6.6 Подготовка поверхностей под покрытия - по ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.402.

5.6.7 Выбор покрытий – по ГОСТ 23852. Общие требования к покрытиям - по ГОСТ 9.301.

5.6.8 Окрашенные поверхности должны быть ровными, без подтеков, пятен, пузырей, посторонних включений, отслаиваний и шелушений.

5.7 Комплектность

5.7.1 В комплект автономных ПКОМ должны входить:

- комплект документов на базовое транспортное средство;

- паспорт на автономный ПКОМ по ГОСТ 2.610;

- эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия.

5.7.2 В комплект транспортируемых ПКОМ должны входить:

- паспорт на транспортируемый ПКОМ по ГОСТ 2.610;

- эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия;

- инструкция по монтажу по ГОСТ 2.610 (для сборно-разборных транспортируемых ПКОМ).

5.8 Маркировка

5.8.1 В зависимости от назначения маркировка ПКОМ и составных элементов может быть общей, индивидуальной и ориентирующей:

5.8.2 Требования к маркировке - по ГОСТ Р 51110.

5.8.3 Место и способ нанесения маркировки ПКОМ и ее элементов должны быть указаны в конструкторской документации на ПКОМ. Маркировка должна быть нанесена на внутренней поверхности ПКОМ и/или ее элементов. Маркировка кабины водителя автономного ПКОМ должна быть нанесена на внутренней стороне кабины водителя автономного ПКОМ.

5.8.4 Маркировка должна содержать:

- товарный знак и/или реквизиты предприятия-изготовителя;

- тип (модель) и заводской номер ПКОМ;

- год выпуска;

- сведения о классах защиты.

5.8.5 Маркировка должна быть четкой и разборчивой, устойчивой к воздействию механических и климатических факторов и оставаться стойкой и прочной в течение всего срока эксплуатации ПКОМ.

5.8.6 Расположение маркировки на конструкции должно быть указано в соответствии с ГОСТ 2.314 в ТУ или конструкторской документации на конструкции конкретного вида.

5.8.7 Способ нанесения маркировки следует устанавливать в ТУ на конструкции конкретного вида или проектной документации. Нанесение маркировки может быть выполнено одним из следующих способов:

- окраской по трафарету;

- буквенно-цифровыми клеймами по ГОСТ 25726;

- кернением;

- креплением на изделии металлического ярлыка с маркировкой, выбитой буквенно-цифровыми клеймами.

5.8.8 Допускается разборчиво краской наносить маркировку от руки. Маркировка должна быть разборчивой. Маркировку буквенно-цифровыми клеймами следует обводить краской в виде рамки.

5.8.9 Маркировку окраской по трафарету следует проводить краской, контрастной по отношению к цветовому фону поверхности конструкции.

5.8.10 Маркировку следует выполнять шрифтом высотой 10, 15, 30, 50 и 100 мм по ГОСТ 14192.

5.8.11 При соблюдении условий и сроков хранения, установленных в нормативной документации на ПКОМ конкретного типа, маркировка должна обеспечивать визуальное прочтение при хранении и монтаже.

5.8.12 Крепление на конструкции накладных металлических ярлыков должно исключать возможность создания активных гальванических пар. Размеры ярлыка - по ГОСТ 14192.

5.8.13 Транспортная маркировка изделий - по ГОСТ 14192.

5.9 Упаковка

5.9.1 При упаковывании элементов конструкций сборно-разборных ПКОМ следует соблюдать меры, исключающие изменения геометрической формы, деформации, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций при их погрузке, разгрузке и хранении.

5.9.2 В качестве основного вида упаковки конструкций для транспортирования и хранения следует применять пакетирование.

5.9.3. Пакетированию подлежат конструкции, детали и сборочные единицы (изделия) малой жесткости и устойчивости:

- элементы конструкций, панели стен, панели потолков и другие, позволяющие производить их пакетирование;

- балки перекрытий;

- плоскостные решетчатые конструкции.

Отдельные пакеты конструкций выполняют как транспортные или объединяют в них.

5.9.4 Формирование транспортных пакетов следует производить из одноименных изделий или пакетов одного заказа и чертежа или из разноименных отправочных элементов или пакетов в пределах заказа.

5.9.5 Транспортные пакеты изделий должны обеспечивать:

- возможность механизированной погрузки на транспортные средства и выгрузки;

- неизменность формы и размеров, сохранность конструкций при транспортировании, погрузке, выгрузке и хранении;

- устойчивость каждого пакета в отдельности и возможность складирования в два яруса и более, кроме пакетов решетчатых элементов и криволинейных листовых конструкций;

- доступность проверки количества изделий и их маркировки в пакете;

- безопасность формирования, погрузки, выгрузки, возможность поэлементного расформирования пакета;

- надежность и удобство на транспортных средствах согласно правилам, действующим на данном виде транспорта.

5.9.6 Максимальные размеры пакетов и ящичных поддонов при перевозке железнодорожным, автомобильным, авиационным и водным транспортом должны соответствовать требованиям, установленным действующими на этих видах транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке.

5.9.7 В случае перегрузки пакетов массой более 10 т на пути следования необходимо согласование со станцией (пунктом) перегрузки.

5.9.8 При смешанных перевозках габаритные размеры и масса пакетов и ящичных поддонов не должны превышать меньших значений, указанных в правилах, действующих на соответствующих видах транспорта.

5.9.9 Масса средств пакетирования и ящичных поддонов должна быть минимально необходимой. Несущие и ненесущие элементы средств пакетирования следует рассчитывать по строительным нормам и правилам на проектирование стальных конструкций с учетом массы с пакетированных конструкций, а также нагрузок, возникающих при погрузке, разгрузке и перевозке груза на транспортных средствах.

5.9.10 Несущие элементы средств пакетирования должны иметь устройства для строповки пакета и закрепления его на транспортных средствах. Отверстия в деталях средств пакетирования должны быть не менее, мм:

- 70 - для строповки;

- 30 - для закрепления.

5.9.11 Для средств пакетирования следует применять:

- фасонный (горячекатаный, холодногнутый) и листовой стальной прокат;

- болтовые и сварные соединения;

- стальную низкоуглеродистую проволоку общего назначения, термически обработанную, диаметром не менее 6 мм.

5.9.12 Для сохранности защитного покрытия конструкций в местах контакта их между собой и со средствами пакетирования необходимо устанавливать и закреплять от выпадания прокладки из дерева, картона, пластмассы и других материалов.

5.9.13 Средства скрепления грузов в транспортных пакетах - по ГОСТ 21650.

5.9.14 Пакеты изделий, а также ящичные поддоны должны иметь маркировку по ГОСТ 14192.

6 Требования безопасности

6.1 Кабина кассира должна быть оборудована переговорным устройством «кассир - клиент» и видеокамерой с внешней стороны у двери кассира, с видеодомофоном - с внутренней.

6.2 Требования пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004.

6.3 Кабина кассира ПКОМ и кабина водителя автономного ПКОМ должны быть оборудованы средствами пожаротушения.

6.4 Передаточный узел должен обеспечивать безопасность персонала и визуальное наблюдение за обстановкой вне кабины кассира.

6.5 ПКОМ должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ Р МЭК 60065, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 27570.0, [3], [4].

6.6 Кабина кассира ПКОМ должна быть оборудована вентиляционными каналами и кондиционером, защищающими персонал от прямого воздействия отравляющих веществ, горючих или иных жидкостей.

6.7 Требования к электрооборудованию и электробезопасности - по ГОСТ Р 50669.

6.8 При использовании автономного источника электропитания должна быть обеспечена возможность визуального и/или акустического контроля состояния источника электропитания.

6.9 В случае, когда при перевозке блочного транспортируемого ПКОМ его габариты подпадают под понятие крупногабаритного или тяжеловесного груза, при его транспортировании следует руководствоваться [5].

6.10 Кабина кассира автономного ПКОМ должна быть оборудована стационарно закрепленным пассажирским креслом и ремнем безопасности для этого кресла.

6.11. Конструкция блочного транспортируемого ПКОМ должна предусматривать возможность его погрузки и разгрузки, в связи, с чем должны быть предусмотрены крепежные элементы (рым-болты, специальные проушины).

7 Транспортирование и хранение

7.1 Требования к транспортированию и хранению должны быть приведены в ТУ на серийно изготовляемые конструкции ПКОМ и в проектной документации на конструкции индивидуального изготовления.

7.2 Погрузку, транспортирование, выгрузку и хранение конструкций ПКОМ следует проводить, соблюдая меры, исключающие возможность их повреждения, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций. Не допускается выгружать конструкции ПКОМ сбрасыванием, а также перемещать их волоком.

7.3 Условия транспортирования и хранения конструкций ПКОМ следует устанавливать в зависимости от климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150.

7.4 Транспортирование конструкций ПКОМ допускается транспортом любого вида. Погрузку и крепление при транспортировании конструкций железнодорожным транспортом следует осуществлять на открытом подвижном составе в соответствии с ГОСТ 22235 с учетом максимального использования его грузоподъемности (вместимости) и в соответствии с требованиями [6].

7.5 Размещение и крепление отдельных конструкций ПКОМ, пакетов, поддонов на транспортных средствах следует производить по схемам, разработанным в соответствии с ТУ и правилами, действующими на транспорте данного вида.

7.6 Конструкции ПКОМ следует хранить на специально оборудованных складах рассортированными партиями по заказам, сборочным единицам и маркам.

7.7 При хранении должно быть обеспечено устойчивое положение конструкций ПКОМ, пакетов и ящичных поддонов, исключено соприкосновение их с грунтом, а также предусмотрены меры против скапливания атмосферной влаги на конструкциях или внутри них.

7.8 При многоярусном складировании конструкции ПКОМ, пакеты и ящичные поддоны вышележащего яруса необходимо отделять от нижележащего деревянными прокладками, располагаемыми по одной вертикали с подкладками.

7.9 Схемы складирования должны исключать деформации конструкций ПКОМ и обеспечивать безопасность расстроповки и строповки конструкций, пакета или ящичного поддона.

7.10 При складировании должна быть обеспечена хорошая видимость маркировки конструкций ПКОМ.

7.11 Размеры проходов и проездов на складе между штабелями или отдельными конструкциями ПКОМ должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, а также правил по технике безопасности.

8 Указания по эксплуатации для автономных ПКОМ

8.1 Эксплуатация автономного ПКОМ не допускается при возникновении дефектов, снижающих класс защиты элементов конструкции ПКОМ, таких как:

- сквозные трещины любой длины на защищающих элементах;

- очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее предельное отклонение по толщине деталей;

- выпучины на тыльной поверхности защищающих элементов, образовавшиеся в результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при испытаниях обстрелом по ТУ на ПКОМ конкретного типа;

- отсутствие (снятие) защищающих элементов, предусмотренных нормативными документами предприятия-изготовителя;

- нарушение целостности композиционных защищающих элементов;

- трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также снижение пропускания света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136 (5.3.1, 5.3.5), если они не установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа.

8.2 Допускается без снижения класса защиты ремонт защищающих элементов по утвержденной документации, указанной в ТУ на ПКОМ конкретного типа, при наличии в деталях не более трех сквозных трещин общей длиной не более 100 мм на площади 1 м2 и не более пяти царапин глубиной до 0,5 мм общей длиной не более 100 мм на площади 1 м2.

8.3 В процессе эксплуатации ПКОМ:

- должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного оборудования, предусмотренного конструкторской документацией предприятия-изготовителя;

- не допускается дребезжание защищающих элементов, отсутствие (потеря) крепежных деталей и ослабление их затяжки.

9 Санитарно-гигиенические требования

9.1 Санитарно-гигиенические требования к ПКОМ - по ГОСТ Р 50941 и настоящему стандарту.

9.2 Материалы, используемые для изготовления и отделки ПКОМ, должны иметь токсико-гигиенические паспорта и гигиенические сертификаты.

Температура воздуха в кабине кассира ПКОМ должна быть не ниже 18 °C - 20 °C по ГОСТ Р 50941.

Система приточной и принудительной вентиляции кабины кассира должна обеспечивать двукратный обмен воздуха в час.

9.3 Уровень шума в кабине кассира во время функционирования ПКОМ не должен превышать 55 дБ по шкале А по ГОСТ Р 50941.

9.4 Уровень шума в кабине кассира автономного ПКОМ во время движения не должен превышать 80 дБ по ГОСТ Р 51616.

9.5 Освещенность рабочей поверхности стола в кабине кассира ПКОМ - не менее 400 лк, на полу кабины кассира - не менее 200 лк.

9.6 Освещенность рабочей поверхности стола в кабине клиента ПКОМ - не менее 400 лк, на полу кабины клиента - не менее 200 лк.

Библиография

[1]

СНиП II-3-79

Строительная теплотехника

[2]

СНиП 2.03.11-85

Защита строительных конструкций от коррозии

[3]

Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Утверждены Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем и Государственной инспекцией по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации СССР

[4]

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, зарегистрированным в Минюсте РФ 22 января 2003 г., регистрационный № 4145

[5]

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (с изменениями от 21.07.2011), утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996

[6]

Правила перевозок грузов и технические условия погрузки и крепления грузов

 

Ключевые слова: средства защиты, банковское оборудование, мобильные пункты, кассовые операции, требования, метод, испытание, замки, конструкции