На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89).

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ И БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ

 

ТК-08-15-89 УКРЕПЛЕНИЕ БЛОКАМИ П-1 ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ У МАЛЫХ МОСТОВ И ПУТЕПРОВОДОВ

 

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов насыпей у малых мостов и путепроводов блоками П-1 при высоте насыпей до 6,0 м.

1.2. В состав работ входят:

устройство траншеи под бетонный упор экскаватором;

установка блоков упора с помощью автокрана;

укладка блоков на откос;

крепление блоков.

2. Организация и технология производства работ

2.1. До начала работ по укреплению откосов насыпи у малых мостов и путепроводов необходимо:

устроить водоотвод;

произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки элементов в соответствии с проектом.

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1-я захватка - рытье траншеи под бетонный упор экскаватором I; срезка недобора грунта вручную; установка бетонных блоков упора с помощью автокрана II; обратная засыпка пазух траншеи; устройство бетонной ленты;

2-я захватка - разравнивание щебня на откосе землеройно-планировочной машиной III; окончательная планировка щебеночной подготовки вручную; уплотнение щебеночной подготовки пневмотрамбовкой; установка асфальтовых планок;

3-я захватка - укладка бетонных плит на откосе; омоноличивание швов цементным раствором. Стрелкой указано направление потока.

2.2. Бетон, применяемый для изготовления блоков, должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-85.

2.3. Блоки П-1 изготавливают на базах ЖБК, складируют на специальные поддоны-кассеты, грузят краном на бортовые автомобили и доставляют на объект строительства.

Для обеспечения непрерывности производства работ на объекте должен быть запас блоков на две-три сменные захватки.

2.4. Численность комплексной бригады 10 чел.:

Машинист экскаватора 5 разр................ 1

»         автокрана     5 разр................ 1

Монтажник 4 разр................................... 1

»           3 разр.................................... 1

Бетонщик 4 разр....................................... 1

»       3 разр........................................ 1

»       2 разр........................................ 1

»       1 разр........................................ 1

Дорожный рабочий 3 разр...................... 1

»               »       2 разр....................... 1

Таблица 1

Обоснование

Работа

Состав звена

Измеритель

Объем

На измеритель

На объем

Норма времени, чел.-ч (маш.-ч)

Расценка, р.-к.

Трудоемкость, чел.-ч (маш.-ч)

Прямая заработная плата, р.-к.

Устройство бетонного упора

§ E2-1-11, табл. 7, п. 1б

Рытье траншей экскаватором с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы

Машинист

5 разр. - 1

100 м3

1

5,90 (5,90)

5-37

5,90 (5,90)

5-37

§ Е2-1-50, табл. 2, п. 1е

Доработка траншеи вручную

Землекоп

2 разр. - 1

1 м3

1

1,9 (-)

1-22

1.9 (-)

1-22

§ Е1-5, п. 1а

Раскладка блоков с помощью автокрана

Машинист

5 разр. - 1

100 т

0,09

11,0 (11,0)

11-66

14-09

0,99 (0,99)

1-04

Такелажники

2 разр. - 2

100 т

0,09

22,0 (-)

1,98 (-)

1-27

По расчету

Установка бетонных блоков с помощью автокрана

Машинист

5 разр. - 1

1 элемент

50

0,206 (0,206)

0-18,3

10,3 (10,3)

9-15

Монтажники:

4 разр. - 1

3   »       - 1

2   »       - 1

1 элемент

50

0,62 (-)

0-43,8

31,0 (-)

21-90

По расчету

Обратная засыпка пазух траншеи грунтом вручную

Землекопы:

2 разр. - 1

1   »       - 1

1 м3

5

0,72 (-)

0-44,7

3,6 (-)

2-24

По расчету

Устройство сплошной бетонной ленты

Землекопы:

4 разр. - 1

2   »       - 5

1 м3

3,6

1,31 (-)

0-93,6

4,72 (-)

3-37

Итого на 100 м упора

60,69 (25,51)

45-56

Монтаж плит П-1

§ E2-1-42, п. 2 (применительно)

Разравнивание щебня на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной (толщина слоя 10 см)

Машинист

6 разр. – 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м2

1

1,44 (0,72)

1-42

1,44 (0,72)

1-42

§ E17-31, п. 2а

Окончательная планировка вручную щебеночной подготовки перед уплотнением

Дорожные рабочие:

3 разр. - 1

2     »     - 2

100 м2

1

2,1 (-)

1-39

2,1 (-)

1-39

§ Е2-1-59, табл. 3, п. 3б, к = 1,2

Уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой ТР-4

Землекоп

3 разр. - 1

100 м2

1,0

4,32 (-)

2-76

4,32 (-)

2-76

Н. вр. = 3,6 · 1,2 = 4,32

Расц. = (2-30) · 1,2 = 2-76

§ Е1-5, п. 1а

Раскладка элементов на откосе автокраном

Машинист

5 разр. - 1

100 т

0,20

11,0 (11,0)

11-66

2,20 (2,20)

2-33

Такелажники

2 разр. - 2

100 т

0,20

22,0 (-)

14-09

4,4 (-)

2-82

§ Е20-2-41

Укладка бетонных плит П-1

Мостовщики:

4 разр. - 1

3     »     - 2

Дорожный рабочий

1 разр. - 1

100 м2

1,0

66 (-)

45-87

6,6 (-)

45-87

§ Е20-2-45, п. 5

Омоноличивание швов между плитами раствором

Бетонщики:

3 разр . - 1

2     »      - 1

1 м шва

100

0,17 (-)

0-11,4

17,00 (-)

11-40

Итого на 100 м2 уложенных бетонных плит

97,46 (2,92)

67-99

Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.

2.5. Работы по укреплению откосов насыпи у малых мостов ведет комплексная механизированная бригада на трех захватках (рисунок).

2.6. На первой захватке выполняют следующие технологические операции:

рытье траншеи под бетонный упор экскаватором;

срезка недобора грунта вручную;

установка бетонных блоков упора с помощью автокрана;

обратная засыпка пазух траншей с трамбованием;

устройство бетонной ленты.

Для рытья траншеи под упор используют экскаватор ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м3). Траншею прокладывают вдоль подошвы откоса земляного полотна согласно разбивочным точкам на глубину, несколько меньшую проектной.

Углубляют дно траншеи и доводят ее геометрические размеры до проектных вручную вслед за экскаваторными работами.

Бетонные блоки разгружают автокраном КС-2561 грузоподъемностью 5 т, равномерно раскладывая их вдоль траншеи. Для раскладки блоков привлекаются два такелажника из числа рабочих, входящих в звено по устройству бетонного упора.

Блоки устанавливают на основание из бетона или цементного раствора с последующей заливкой швов цементным раствором и расшивкой швов. По мере устройства бетонного упора засыпают пазухи траншеи грунтом вручную. Засыпка производится слоями с разбивкой комьев грунта и послойным уплотнением пневматической трамбовкой.

При необходимости в процессе уплотнения грунт поливают водой.

Бетонную ленту вдоль бетонного упора устраивают через 7 ... 10 дней после установки и омоноличивания блоков бетонного упора (время, необходимое для набора бетоном прочности).

Для устройства бетонной ленты применяется бетон гидротехнический класса В15. Бетонную смесь на объект строительства доставляют автомобилями-самосвалами ЗИЛ-ММЗ-555 и выгружают равномерно на два-три поддона у края бетонного упора.

Сменная производительность звена из 6 чел. при устройстве упора - 35 ... 40 м.

Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м упора приведена в табл. 1.

2.7. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

разравнивание щебня на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной;

окончательная планировка щебеночной подготовки вручную;

уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой;

раскладка элементов на откосе с помощью автокрана;

установка асфальтовых планок.

Щебень для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают так, чтобы основная его часть попадала сразу на откос. Дальнейшее распределение и планировка щебня производятся универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010 с верхней стоянки.

Если вылет стрелы не обеспечивает распределение щебня по всей длине откоса, работу необходимо выполнять с верхней и нижней стоянок машины.

После планировки откоса с одной стоянки универсальную землеройно-планировочную машину перемещают по фронту работ на 2,3 ... 2,4 м и продолжают работу, перекрывая спланированную полосу на 10 ... 20 см. По окончании планировки универсальную землеройно-планировочную машину используют на других работах.

Окончательная планировка поверхности подстилающего слоя после механизированного разравнивания выполняется вручную (доработка поверхности подстилающего слоя, выравнивание краев, снятие лишнего материала, подсыпка заниженных мест и т.д.).

Уплотняют щебеночную подготовку на откосе с помощью пневмотрамбовки - ТР-4, ведя работы снизу вверх. В процессе уплотнения при каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.

Разгрузка бетонных блоков П-1 предусматривается автокраном KC-1562A с равномерной раскладкой блоков по обочине или на поверхности откоса.

Поверхность укрепляемого откоса разбивается на карты с помощью асфальтовых планок толщиной 3 см и высотой 12 см. Подготавливают и устанавливают планки вручную.

Таблица 2

Операция

Предмет контроля

Вид контроля

Время контроля

Устройство бетонного упора

Проектные геометрические размеры, проектные отметки

Визуальный, инструментальный

До укладки блоков

Устройство щебеночной подготовки

Ровность поверхности, уплотнение

Визуальный

В процессе производства работ

Укладка асфальтовых планок

Ровность укладки, крепление

Визуальный, инструментальный

То же

Укладка плит

Ровность поверхности

Визуальный

»

Примечание. Контроль каждой операции осуществляется мастером.

2.8. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:

укладка бетонных плит П-1 вручную;

омоноличивание раствором швов между плитами.

В карте расстилают цементный раствор слоем толщиной 2 см, раскладывают плиты, заполняют цементным раствором полости, образовавшиеся в углах плит. После этого приступают к заполнению и укреплению следующей карты.

Калькуляция трудовых затрат на монтаж бетонных плит П-1 на 100 м2 откоса приведена в табл. 1.

2.9. Качество работ контролируют согласно табл. 2.

3. Технико-экономические показатели

На устройство 100 м упора:

Затраты труда.......................................... 7,59 чел.-дня

Потребность в машинах........................ 3,19 маш.-смены

Выработка на одного рабочего............. 16,7 м

Прямая заработная плата звена............. 45 р. 56 к.

На укрепление 100 м2 откоса:

Затраты труда.......................................... 12,18 чел.-дня

Потребность в машинах........................ 0,37 маш.-смены

Выработка на одного рабочего............. 10,0 м2

Прямая заработная плата звена............. 67 р. 99 к.

4. Материально-технические ресурсы

4.1. Потребность в материалах для укрепления 100 м2 откоса бетонными плитами П-1 определена расчетом:

Бетонные блоки П-1............................... 400 шт.

Щебень.................................................... 10,0 м3

Асфальтовые доски................................ 0,36 м3

Цементный раствор............................... 3,2 м3

4.2. Потребность в материалах для устройства 100 м бетонного упора из блоков У-2 определена расчетом:

Бетонные блоки У-2............................... 50 шт.

Бетон........................................................ 3,6 м3

4.3. Потребность механизированной бригады в машинах и механизмах определена из расчета оптимальной их загрузки:

Экскаватор ЭО-2621А................................................................... 1

Автокран КС-2561.......................................................................... 1

Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010.... 1

Пневмотрамбовка ручная ТР-4..................................................... 1

5. Техника безопасности

5.1. При производстве работ по укреплению откосов насыпей у малых мостов и путепроводов блоками П-1 необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.

5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.

 

СОДЕРЖАНИЕ