На главную | База 1 | База 2 | База 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ И ФУНКЦИЯХ ТРЕСТОВ (УПРАВЛЕНИЙ)
МЕХАНИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

3-Е ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

 

 

Утверждено
постановлением
Государственного комитета СССР
по делам строительства
от 16 августа 1982 г. № 206
и согласовано Госпланом СССР,
Минфином СССР и Стройбанком СССР

 

 

Москва Стройиздат 1984

 

 

Положение об основных задачах м функциях трестов (управлений) механизации в строительстве / Госстрой СССР. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Стройиздат, 1984. - 8с.

Определяет порядок управления парком машин в строительстве, основные задачи и функции трестов и управлений механизации, порядок формирования производственной программы трестов (управлений) механизации, включая определение объема товарной строительной продукции. Регламентирует взаимоотношения и расчеты между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями, а также устанавливает размеры имущественной ответственности за простои строительных машин.

2-е издание вышло в 1973 г.

Для инженерно-технических работников строительно-монтажных организаций.

Разработано Отделом механизации строительства Госстроя СССР* взамен "Положения", утвержденного 1 августа 1972 г.

Редактор - инж. В.Н. Шафранский (Госстрой СССР).

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Тресты (управления) механизации являются специализированными хозрасчетными строительными организациями, в которых должны концентрироваться землеройные, подъемно-транспортные, дорожно-строительные машины, компрессоры, передвижные электростанции и другие машины, а также механизированный инструмент и другие средства малой механизации, применяемые при производстве работ на строительной площадке.

Примечание. Порядок управления парком машин, находящихся на балансе строительных организаций, специализированных по видам работ, определяется соответствующим министерством (ведомством).

1.2. Главными задачами трестов (управлений) механизации в строительстве являются:

осуществление механизации работ в целях обеспечения в установленные сроки ввода в эксплуатацию строящихся объектов;

обеспечение роста производительности труда и сокращения затрат ручного труда в строительстве путем дальнейшего развития и повышения технического уровня механизации строительно-монтажных работ, внедрения наиболее эффективных способов производства работ и новых средств механизации и автоматизации;

повышение эффективности использования парка строительных машин, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта машин.

1.3. Основными функциями трестов (управлений) механизации в строительстве являются:

выполнение строительно-монтажных работ механизированным способом, включая выполнение работ с применением строительных машин совместно с генеральным подрядчиком (монтажные, бетонные и другие работы);

пополнение парка машин, оборудования и механизированного инструмента и улучшение его возрастной и качественной структуры, совершенствование управления парком машин;

увеличение сменности работы машин и улучшение внутрисменного использования;

поддержание машин в работоспособном состоянии за счет мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации в соответствии с установленной системой планово-предупредительного ремонта (ППР);

подготовка и повышение квалификации машинистов, а также рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом машин.

1.4. Тресты (управления) механизации создаются министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик в установленном порядке.

1.5. Основными производственными подразделениями трестов механизации являются управления механизации с эксплуатационными базами, а также управления малой механизации.

1.6. Производственными подразделениями управлений механизации являются участки механизации и участки ППР на внутреннем хозрасчете или прорабские пункты.

1.7. Управления механизации в соответствии с конкретными условиями эксплуатации машин и объемами строительно-монтажных работ могут быть универсальными или специализироваться на выполнении отдельных видов работ, или на эксплуатации отдельных видов и групп машин применительно к их функциональному назначению (башенные краны, стреловые краны, средства малой механизации и т.п.).

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕСТОВ (УПРАВЛЕНИЙ) МЕХАНИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.1. Производственная деятельность трестов (управлений) механизации в строительства должна быть направлена, главным образом, на выполнение законченных комплексов механизированных работ на объектах строительства, в том числе:

выполнение комплексов работ по законченному технологическому циклу, характеризуемых натуральными показателями (земляные работы, гидроизоляция, забивка свай и др.);

выполнение механизированных работ, осуществляемых совместно со строительно-монтажными организациями**, на строящихся предприятиях, пусковых комплексах, очередях и объектах (включая расширение, реконструкцию и техническое перевооружение -предприятий), характеризуемых нормативной продолжительностью времени работы машин, определяемой проектом производства работ или другими документами, согласованными сторонами и утвержденными вышестоящей организацией;

_________________

* См. "Основные положения о задачах и функциях управлений малой механизации в строительстве", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 5.08.82 г. № 201.

** К работам, выполняемым совместно со строительно-монтажной организацией, относятся работы, производство которых осуществляется строительно-монтажной организацией средствами механизации, принадлежащими тресту (управлению) механизации.

очередях и объектах;

 

выполнение работ на строительных площадках, которые не могут быть отнесены к определенным комплексам механизированных работ, характеризуемых продолжительностью времени работы машин (перечень таких работ устанавливается министерствами, ведомствами или главными управлениями по строительству исполкомов городских Советов народных депутатов (Главмосстрой, Главленинградстрой, Главкиевгорстрой и др.);

перебазировку машин (монтаж, демонтаж и транспортировка), а также устройство рельсовых путей под башенные краны и других вспомогательных сооружений, необходимых для эксплуатации машин на строительных площадках.

Тресты (управления) механизации осуществляют техническое обслуживание и ремонт строительных машин и материально-техническое обеспечение эксплуатации строительной техники. Кроме того, тресты (управления) механизации могут выполнять прочие работы вне строительной площадки — на базах комплектации, складах, карьерах, предприятиях стройиндустрии и др., а также изготовлять (при наличии производственных мощностей) по заказам строительно-монтажных организаций средства малой механизации, технологическую оснастку, приспособления и др.

2.2. Тресты (управления) механизации:

разрабатывают проекты производства механизированных работ, выполняемых собственными силами, а также участвуют в рассмотрении проектов производства работ, на выполнении которых используются принадлежащие им машины;

обеспечивают внедрение наиболее производительных машин применительно к объемам, технологии и условиям производства работ;

осуществляют технический надзор за эксплуатацией машин и инструктаж рабочих, пользующихся механизированным инструментом.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕСТОВ (УПРАВЛЕНИЙ) МЕХАНИЗАЦИИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И РАСЧЕТЫ ЗА ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РАБОТЫ

3.1. Производственная программа трестов (управлений) механизации определяется объемами товарной строительной продукции и подрядных работ.

Для определения материальных и трудовых ресурсов, кроме того, учитываются работы по техническому обслуживанию, ремонту, изготовлению нестандартизированного оборудования и др.

3.2. Товарной строительной продукцией для трестов (управлений) механизации являются:

а) по работам, стоимость которых определяется по натурным показателям и единичным расценкам (земляные работы, гидроизоляция, забивка свай и др.) — законченные комплексы работ, выполняемые на строящихся предприятиях, пусковых комплексах,

б) по работам, выполняемым на объектах строительства совместно со строительными организациями, стоимость которых определяется на основе нормативной продолжительности работы машин (машино-смены, машино-часы) — законченные комплексы механизированных работ, выполняемые на строящихся предприятиях, пусковых комплексах, очередях и объектах. Состав и стоимость этих комплексов определяются прейскурантами или нормативами, разработанными на основе проектов производства работ. При этом в фактически выполненный объем товарной строительной продукции эти работы включаются в пределах нормативной продолжительности работы машин.

Основанием для включения в фактически выполненный объем товарной строительной продукции работ, перечисленных в пп. "а" и "б", является акт приемки этих работ по форме КС-2.

По работам, выполняемым на строительных площадках, которые не могут быть отнесены к определенным комплексам механизированных работ на строящемся объекте и их стоимость определяется количеством отработанных машино-смен (машино-часов), порядок определения товарной строительной продукции и включения ее в отчет устанавливается министерствами, ведомствами или главными управлениями по строительству в городах в зависимости от характера и особенностей строительства.

3.3. Стоимость работ, выполняемых трестами (управлениями) механизации вне строительной площадки — на складах, в карьерах, предприятиях строительной индустрии, а также стоимость аренды машин, представляемых строительным организациям без обслуживающего персонала, и стоимость других видов услуг в объеме товарной строительной продукции и подрядных работ не учитывается.

3.4. Программа треста (управления) по изготовлению нестандартизированного оборудования, приспособлений и другой продукции на эксплуатационных базах определяется заданиями вышестоящей организации и заявками строительно-монтажных организаций. Объем производства определяется в номенклатуре и стоимости, исчисленной по ценам, утвержденным в установленном порядке, и относится к прочим работам, в объеме товарной строительной продукции и подрядных работ также не учитывается.

3.5. Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту машин определяется исходя из системы планово-предупредительного ремонта и стоимости этих работ, утвержденной в установленном порядке, и в объем товарной строительной продукции и подрядных работ не включаются.

3.6. Выполнение трестом (управлением) механизации работ осуществляется по договорам субподряда. При заключении и исполнении договоров тресты (управления) механизации руководствуются "Положением о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями".

Примечание. Взаимоотношения строительно-монтажных организаций и трестов (управлений) механизации, вытекающие из особенностей производства работ и условий эксплуатации отдельных видов машин, а также порядок решения ряда вопросов, не предусмотренных настоящим Положением (порядок предоставления машин в эксплуатацию, согласование графиков остановки машин для технического обслуживания, порядок и сроки замены машин, вышедших из строя, порядок организации учета использования машин и т.д.) устанавливаются министерствами (ведомствами) в системе которых находятся тресты (управления) механизации.

3.7. В договорах, заключаемых трестами (управлениями) механизации со строительно-монтажными организациями на выполнение комплексов механизированных строительно-монтажных работ, следует предусматривать:

выполнение работ и представление соответствующих средств механизации в сроки, установленные графиком строительства объекта;

осуществление комплекса подготовительных работ для нормальной эксплуатации машин, максимального их использования и поддержания в работоспособном состоянии;

своевременную подготовку строительно-монтажными организациями фронта работ для машин, предоставляемых трестами (управлениями) механизации;

выполнение правил безопасного ведения работ и требований Госгортехнадзора СССР;

обеспечение строительной организацией охраны машин и оборудования в нерабочее время;

порядок расчетов за выполненные работы и дополнительные санкции за простой строительных машин.

3.8. Расчеты между генеральным подрядчиком и трестом (управлением) механизации за товарную строительную продукцию производятся за полностью законченные и принятые генеральным подрядчиком комплексы механизированных работ на строящихся предприятиях, пусковых комплексах, очередях и объектах по сметной их стоимости или стоимости общего количества машино-смен (машино-часов), предусмотренного прейскурантами или нормативами, утвержденными вышестоящей строительной организацией.

Примечание. При расчетах за товарную продукцию и за работы, выполняемые трестом (управлением) механизации совместно со строительно-монтажной организацией, объем которых определяется нормативным временем работы машин, затраты трестов (управлений) механизации, связанные с увеличением времени пребывания машин на объекте, против установленных норм оплачиваются генеральным подрядчиком и в выполнение плана подрядных работ и товарной строительной продукции не включаются.

3.9. Расчеты за выполнение механизированным способом работ вне строительной площадки и за работу строительных машин в подсобных производствах и промышленных предприятиях могут производиться исходя из фактически выполненных объемов работ в натуральных измерителях или количества отработанных машино-смен (машино-часов).

 

4. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. При заключении договоров субподряда между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями могут быть установлены следующие дополнительные к предусмотренным "Правилами о договорах подряда на капитальное строительство" и "Положением о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями" санкции за простой строительных машин:

при простое машин по вине трестов (управлений) механизации может предусматриваться оплата ими строительно-монтажным организациям 1,5-2-кратной стоимости машино-часа (машино-смены) за каждый час (смену) простоя машины в течение первых трех дней простоя (в пределах установленной сменности) и 3-4-кратную стоимость машино-часа (машино-смены) за время простоя в последующие дни и отражаются в балансах как уплаченные штрафы;

при простое машин по вине строительно-монтажных организаций может предусматриваться возмещение ими трестам (управлениям) механизации затрат, связанных с простоем машин, но не выше 0,8 стоимости машино-часа (машино-смены) за каждый час (смену) простоя.

При простое машин по вине строительно-монтажных организаций свыше трех дней тресты (управления) механизации по согласованию с вышестоящей организацией могут использовать простаивающие машины для выполнения работ на других объектах.

 

СОДЕРЖАНИЕ