ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Разработаны: Государственным унитарным предприятием г. Москвы "Экспертно-инновационный центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" (ГУП "ЭкИнЦ") и Государственным унитарным предприятием "Институт по проектированию промышленных и транспортных объектов для городского хозяйства г. Москвы" (ГУП "Моспромпроект") в соответствии с Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 30 марта 2000 г. № 289-РП "О разработке нормативно-методических документов по разделу "ИТМ ГО. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства". Состав авторского коллектива: В.В. Белов, В.Н. Лисица (ГУП "ЭкИнЦ"), Н.И. Виноградов, А.В. Трубников, В.А. Чувилин (ГУП "Моспромпроект"), А.А. Хомко (Москомархитектура), В.Д. Форапонов (ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы), А.Г. Беляев, Т.Б. Бахчеванска (ОАО "ЦНИИпромзданий"), С.А. Полевой (Военно-инженерный университет). 2. Подготовлены к утверждению и изданию Москомархитектурой (к.т.н. А.А. Хомко), ГУП "ЭкИнЦ" (к.т.н. В.В. Белов). 3. Утверждены и введены в действие приказом Москомархитектуры от 01.08.2002 г. №142. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕИнженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ГО) и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) (в дальнейшем - ИТМ ГОЧС), реализующие требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требуют дополнительных капитальных вложений и должны проводиться с учетом рационального расходования ресурсов на основе применения принципа двойного назначения. Принцип двойного назначения при проектировании объектов реализуется путем учета в проектах строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооружений дополнительных требований, установленных нормативными документами в области ГО и предупреждения ЧС. Установление необходимости в реализации принципа двойного назначения при размещении автомоек на территории города осуществляется на этапе прединвестиционного периода предпроектной подготовки строительства по результатам оценки существующей обеспеченности требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при разработке градостроительных планов развития административных округов и районов, а также проектов планировки территорий. Определение мест размещения автомоек, как сооружений двойного назначения (СДН), выполняется при разработке схем размещения СДН, которые являются неотъемлемой частью раздела "ИТМ ГОЧС" любого вида градостроительной документации г. Москвы. Уточнение мест размещения автомоек со вторым назначением для специальной обработки автотранспорта осуществляется в инвестиционный период как предпроектной подготовки (при разработке градостроительного обоснования размещения объекта), так и проектной подготовки (при разработке проектов застройки). Проектирование помещений постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта в автотранспортных предприятиях, на базах и станциях технического обслуживания (в дальнейшем - автомойки) с учетом требований приспособления для специальной обработки автотранспорта предусматривается в проектах строительства в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта". Настоящие Рекомендации развивают основные положения СНиП 2.01.57-85 по проектированию приспособления автомоек для специальной обработки автотранспорта в составе раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектной документации. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯРекомендации предназначены для Заказчиков строительства, проектных организаций, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и иных юридических и физических лиц - участников инвестиционного процесса. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные документы: СНиП 2.11.01-85 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта". СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения". СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". СНиП 2.04.05-91** "Отопление, вентиляция и кондиционирование". СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей". СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания". ВСН 01-89 "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей". ОНТП 01-91 /Росавтотранс/ "Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта". МГСН 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей". Руководство по специальной обработке (для гражданской обороны). М: Воениздат, 1992. СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства". Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (2-я редакция). Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. № 444-ПП "О порядке планирования финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений ГО в г. Москве". 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Состав проектной документации и требования к содержанию разделов проекта на строительство автомобильных моек установлены СНиП 11-01-95 и "Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве". 1.2. Мероприятия по приспособлению автомоек для специальной обработки автотранспорта разрабатываются и включаются в соответствующие разделы проекта строительства и сводятся в систематизированном виде с необходимыми обоснованиями в разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" как его составная часть и могут оформляться отдельной книгой, содержащей пояснительную записку и графическую часть. Пояснительную записку следует составлять по разделам проекта. Содержание разделов должно включать обоснование технических решений по приспособлению и их описание. Основные требования к проектированию приспособления помещений постов мойки и уборки автотранспорта для специальной обработки, подлежащие выполнению при разработке соответствующих разделов проекта, приведены в разделе 4 настоящих Рекомендаций. В графическую часть проекта "Приспособление автомойки для специальной обработки автотранспорта" следует включать: - ситуационный план в масштабе 1:2000; - схема генерального плана или генеральный план участка в масштабе 1:500 (1:1000) с указанием направлений движения транспорта и людей, выделением "грязной" и "чистой" зон территории объекта при его работе в режиме специальной обработки; - принципиальные схемы технологических процессов; - технологические планы помещений, эксплуатируемых в обычном режиме и схемы их приспособления для работы в режиме специальной обработки с выделением "грязной" и "чистой" зон, указанием направления технологических потоков; - принципиальные схемы устройства инженерных систем и оборудования при работе объекта в обычном режиме и схемы управления инженерными системами при переводе на режим специальной обработки; - другие материалы, содержащие решения по приспособлению. 1.3. Определение специальных требований по проектированию приспособления автомойки для специальной обработки автотранспорта осуществляется на стадии подготовки исходно-разрешительной документации. Данные требования включаются в задание на проектирование и в отдельное задание на разработку раздела "ИТМ ГОЧС". К заданию на проектирование (разработку раздела "ИТМ ГОЧС") Заказчиком в обязательном порядке прилагается технологическое задание, содержащее технологические требования по специальной обработке автотранспорта. 1.4. При проектировании приспособления автомоек для специальной обработки автотранспорта следует выделять два этапа: 1 этап - подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых, реконструкции и расширении существующих объектов, а также при различных видах ремонта действующих объектов. В этот этап следует включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объекта на режим специальной обработки в сроки, указанные в главе СНиП 2.01.57-85, но не затрудняющие работу предприятия в режиме мирного времени; 2 этап - мероприятия по переводу автомойки на режим специальной обработки. В этот этап следует включать мероприятия, выполнение которых заблаговременно не целесообразно. Такими мероприятиями являются: - переоборудование помещений под посты для специальной обработки; - проверка, наладка и, если необходимо, ремонт трубопроводов, смесителей холодной и горячей воды, запасных (уравнительных) баков и другого оборудования; - проверка и установление температурного режима воды и норм ее расхода; - осмотр и очистка канализационной сети; - установка емкостей для растворов, используемых для специальной обработки; - создание запасов средств, используемых для специальной обработки, и другого имущества; - подготовка растворов для специальной обработки; - оборудование контрольно-распределительного поста; - доукомплектование при необходимости личным составом и обеспечение его средствами индивидуальной защиты. Осуществление мероприятий по 2 этапу следует предусматривать в период, устанавливаемый особым указанием. 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАНЦИИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ТЕХНИКИ НА БАЗЕ ПОМЕЩЕНИЙ МОЙКИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ АВТОТРАНСПОРТА2.1. В соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 специальную обработку автотранспорта следует предусматривать на поточных линиях и проездных постах помещений мойки и уборки автомобилей. На действующих предприятиях тупиковые посты мойки и уборки автомобилей не следует приспосабливать для специальной обработки автотранспорта. 2.2. При проектировании специальной обработки автотранспорта необходимо учитывать последовательность операций: - контроль загрязненности автотранспорта (при его загрязнении РВ); - чистка и мойка наружных и внутренних поверхностей автотранспорта (при его загрязнении РВ); - нанесение на поверхность автотранспорта обеззараживающих веществ (при дегазации и дезинфекции); - выдержка (при дезинфекции) нанесенных веществ на поверхности автотранспорта; - смывание (снятие) обеззараживающих веществ; - повторный контроль степени загрязненности РВ автотранспорта и в случае необходимости повторение дезактивации; - смазка поверхностей деталей и инструмента, изготовленных из легкокорродирующих материалов. 2.3. Полная специальная обработка требует оборудования стационарных мест обработки автотранспорта на так называемых станциях обеззараживания техники (СОТ) или пунктов специальной обработки (ПуСО). Их принципиальное отличие состоит в том, что на ПуСО помимо специальной обработки транспорта проводится еще и санитарная обработка людей и обеззараживание одежды. 2.4. СОТ развертывают в качестве самостоятельных объектов или в составе пунктов специальной обработки (ПуСО). 2.5. В целях экономии капитальных вложений проектирование помещений моек и уборки автотранспорта следует осуществлять с учетом их приспособления под СОТ (реализация принципа двойного назначения). 2.6. Основными элементами СОТ являются: - контрольно-распределительный пост; - площадка ожидания; - посты специальной обработки; - площадка обработанных машин. Контрольно-распределительный пост предназначен для контроля уровня радиоактивного загрязнения и обнаружения химического заражения техники, пребывающей на СОТ, в целях определения необходимости проведения специальной обработки и организации потоков ее прохождения. Площадка ожидания - для временного нахождения техники, прибывшей на СОТ, до начала специальной обработки. Посты специальной обработки - для дегазации, дезактивации и дезинфекции техники, прибывшей на СОТ. Площадка обработанных машин - для пропитки, смазки и подготовки техники, прошедшей специальную обработку, к эксплуатации. 2.7. При проектировании приспособления помещений постов мойки и уборки автотранспорта для специальной обработки следует предусматривать круглосуточную бесперебойную работу и поточность обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими специальную обработку. 2.8. С целью отделения загрязненных потоков от потоков, прошедших специальную обработку, в помещениях постов мойки следует выделять "грязную" и "чистую". Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники, представлена на рис. 2.1. "Грязная" зона выделена штрихом. Рис. 2.1. Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники при двух параллельных поточных линиях: 1 - рабочий пост; 2 - стол для деталей; 3 - ларь для обтирочных материалов; 4 - емкость металлическая для приготовления растворов для специальной обработки; 5 - установка для мойки шланговая; 6 - водонепроницаемая штора; 7 - экран; 8 - перегородка; 9 - КРП 2.9. Выбор растворов, рецептур и веществ для специальной обработки осуществляют в зависимости от вида и степени заражения, типа используемого оборудования для специальной обработки, характера обрабатываемой поверхности, времени года. Выбор способов и средств обеззараживания (дезактивации, дегазация и дезинфекции) следует выполнять в соответствии с требованиями Руководства по специальной обработке. 2.10. Технические средства станции обеззараживания техники включают оборудование автомойки, дополненное средствами в зависимости от назначения помещений и площадок согласно требованиям Руководства, а также от планируемой пропускной способности, устанавливаемой в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85. Рабочие посты "грязной" и "чистой" зон для работ в нижней части автотранспорта должны быть оборудованы смотровыми канавами, эстакадами или подъемниками. На постах специальной обработки в "грязной" зоне следует предусматривать установку рабочих постов с металлическим или пластмассовым покрытием, а также металлических емкостей с обеззараживающими растворами для специальной обработки узлов, деталей и инструментов, снимаемых с автомобилей. В "чистой" зоне следует предусматривать установку рабочих столов для повторного контроля и смазки снятых узлов, деталей и инструмента. 3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САНПРОПУСКНИКА И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ3.1. Специальная обработка автотранспорта должна заканчиваться санитарной обработкой. 3.2. Санитарную обработку персонала, обслуживающего автомойку, приспособленную для специальной обработки автотранспорта, а при необходимости - и лиц, доставивших автотранспорт на специальную обработку, следует производить в санитарных пропускниках, оборудованных на базе санитарно-бытовых помещений предприятий, в составе которых предусматриваются помещения для мойки и уборки автотранспорта. В случае развертывания санитарно-обмывочного пункта (СОП) на базе близлежащих объектов коммунально-бытового назначения (бань, банно-прачечных комбинатов, санитарно-бытовых помещений производственных предприятий и др.) санитарную обработку персонала, обслуживающего автомойку, следует предусматривать в СОП. 3.3. При проектировании приспособления санитарно-бытовых помещений под санпропускник также следует предусматривать его круглосуточную бесперебойную работу и поточность обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку, с выделением "грязной" и "чистой" зон. Санитарная обработка должна обеспечивать помывку людей, замену их одежды, обуви и средств индивидуальной защиты. 3.4. Пропускную способность санпропускника следует устанавливать согласно СНиП 2.01.57-85, Руководства по специальной обработке. 3.5. Основными элементами санпропускника являются площадка частичной специальной обработки, пункт приема верхней одежды, раздевальная, душевая, склады загрязненной одежды и обменного фонда, посты медицинский и дозиметрического контроля. 3.6. Принципиальная схема технологического процесса санитарной обработки и расположение основных помещений санитарного пропускника на один поток приведены на рис. 3.1. Рис. 3.1. Принципиальная схема санитарного пропускника на один поток 1 - участок для сбора загрязненного имущества; 2 - участок сортировки и упаковки загрязненного имущества; 3 - кладовая загрязненной одежды; 4 - пост дозиметрического контроля; 5 - раздевальная; 6 - место для специальной обработки противогазов; 7 - парикмахерская; 8 - пункт выдачи мыла, мочалок и дезинфицирующего раствора; 9 - медицинский пост; 10 - душевая; 11 - ожидальная; 12 - одевальная; 13 - склад мыла, мочалок и обеззараживающих средств; 14 - склад обменного фонда одежды и обуви; 15 - гардероб обслуживающего персонала (для хранения домашней обеззараженной одежды и средств индивидуальной защиты); 16 - гардероб уличной одежды обслуживающего персонала; 17 - склад обеззараживающих средств; 18 - комната отдыха обслуживающего персонала Направление движения людей при санитарной обработке «Грязная» зона «Чистая» зона 3.7. К техническим средствам санпропускника относят оборудование базовых помещений, приспосабливаемых под санпропускник, дополненное другими элементами согласно требованиям гл. 5 Руководства по специальной обработке. 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПОСТОВ МОЙКИ И УБОРКИ АВТОТРАНСПОРТА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ4.1. Генеральный план и транспорт 4.1.1. Въезд и выезд автотранспорта в помещения автомойки для специальной обработки, а также вход и выход персонала в санпропускник при санитарной обработке следует располагать, как правило, с разных сторон здания. В случае, если расстояние между входом и выходом (въездом и выездом) составляет не менее 20 м (СНиП 2.01.57-85 п. 1.2) допускается их расположение с одной стороны здания. 4.1.2. На территории объекта (или прилегающей к нему), приспосабливаемого для специальной обработки автотранспорта следует предусматривать выделение: - площадки для размещения контрольно-распределительного пункта (КРП). Для размещения персонала КРП целесообразно использовать помещения охраны (КПП), технического обслуживания и т.п. в случае отсутствия таких помещений допускается предусматривать использование палаток или других быстровозводимых сооружений; - площадки ожидания (временной стоянки транспорта, ожидающего специальную обработку). Количество машино-мест на площадке ожидания следует определять из расчета не менее 10 % от пропускной способности СОТ; - площадки отстоя автотранспорта, не поддающегося обработке до допустимых уровней заражения; - участка площадью 10 - 20 м2 для временного хранения загрязненных отходов и ветоши до их вывоза в места, определяемые по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией; - площадки для частичной санитарной обработки прибывающих людей; - площадки для размещения рабочего поста "чистой" зоны (в случае его размещения вне здания, на территории предприятия). 4.1.3. Размещение въезда (входа в санпропускник) на территорию объекта, КРП, площадок ожидания и частичной санитарной обработки, а также участка временного хранения загрязненных отходов и ветоши следует предусматривать в "грязной" зоне. 4.1.4. Площадки "чистой" и "грязной" зоны следует проектировать с твердым покрытием и уклонами, обеспечивающими организованный сток воды из "чистой" зоны в "грязную" в дождеприемный колодец, а при отсутствии дождевой канализации - в испарительный колодец. 4.2. Архитектурно-строительные решения · Объемно-планировочные требования 4.2.1. Посты мойки и уборки автомобилей следует предусматривать проездными с размещением для специальной обработки не менее двух последовательно расположенных рабочих объектов. 4.2.2. Рабочий пост "чистой" зоны (площадку обработанного автотранспорта), предназначенный для повторного контроля загрязненности и для смазки, допускается располагать отдельно от "грязной" зоны в смежном помещении или вне здания - на территории предприятия. 4.2.3. Рабочие посты "чистой" и "грязной зон", расположенные в одном помещении, следует отделять перегородками с проемами для проезда автомобилей. Проемы должны быть оснащены водонепроницаемыми шторами. В одном помещении допускается размещать два и более параллельно расположенных потоков для специальной обработки автотранспорта, при этом посты "грязных" зон параллельных потоков должны быть изолированы друг от друга перегородками или экранами высотой не менее 2,4 м. 4.2.4. Расстояние между боковыми сторонами автотранспорта и экранами должны быть не менее: легковых автомобилей - 1,2 м; грузовых автомобилей и автобусов - 1,5 м. Расстояния между торцевыми сторонами автотранспорта, перегородками, шторами или наружными воротами следует принимать в соответствии с нормами ОНТП-01-91. 4.2.5. В одном здании с помещением для специальной обработки автотранспорта необходимо предусматривать раздельные помещения для хранения средств специальной обработки и материалов. Площадь помещения следует принимать в зависимости от пропускной способности участка обеззараживания автотранспорта, но не менее 8 м2. Вход в помещение следует предусматривать из "чистой" зоны. Помещение должно быть оборудовано стеллажами. 4.2.6. Помещения для обслуживающего персонала и санитарный пропускник, как правило, следует располагать в одном здании с постами специальной обработки автотранспорта. Помещение для персонала, проводящего спецобработку транспорта, должно иметь вход со стороны "чистой" зоны. Площадь данного помещения принимается из расчета 1 м2/чел., но не менее 12 м2. 4.2.7. Для санитарных пропускников допускается приспосабливать санитарно-бытовые помещения (с двумя душевыми сетками и более), находящиеся в других корпусах предприятия. 4.2.8. В составе санитарно-бытовых помещений следует предусматривать гардеробные, душевые, умывальные, уборные, помещения хранения спецодежды. Согласно СНиП 2.0157-85 состав санитарно-бытовых помещений (площадь) при работе в обычном режиме должен обеспечивать размещение следующих элементов санпропускника (см. табл. 4.1). Таблица 4.1
4.2.9. Основная цель приспособления указанных в таблице 4.1. помещений для санитарной обработки - это организовать поточное движение людей в последовательности: раздевальная - участок обработки противогазов - душевая - одевальная. 4.2.10. Для обеспечения требуемого режима движения при санитарной обработке следует основные санитарно-бытовые помещения (гардероб, душевые, кладовые) предусматривать смежными, а вспомогательные помещения (хранения моющих средств и обменного фонда, для сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды и для обслуживающего персонала), - по возможности смежными с основными. При необходимости, выделение вспомогательных помещений следует предусматривать на 2-ом этапе приспособления с использованием быстровозводимых сборно-разборных перегородок. 4.2.11. При раздевальной и одевальной следует предусматривать посты медицинские и дозиметрического контроля. В раздевальной следует предусматривать место для специальной обработки противогазов. 4.2.12. Помещения (участки) для сбора, сортировки, упаковки и кладовой загрязненной одежды следует предусматривать рядом с раздевальной. 4.2.13. Планировка санитарно-бытовых помещений должна обеспечивать поточность санитарной обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку. В этих целях в помещениях санпропускника выделяют "грязную" и "чистую" зоны. В состав "грязной" зоны включаются: пост дозиметрического контроля, раздевальная, участки сбора, сортировки и кладовой загрязненной одежды, душевые, а также участок обработки и снятия противогазов. Остальные помещения санпропускника включаются в состав "чистой" зоны. Проход между "чистой" и "грязной" зонами, как правило, следует оборудовать тамбурами, оснащенными двумя дверьми. 4.2.14. Нормы площади санитарно-бытовых помещений, приспосабливаемых для санитарной обработки, следует принимать согласно СНиП 2.09.04-87* и других норм, но не менее указанных в таблице 4.2. Таблица 4.2
· Конструктивные решения и отделка помещений 4.2.15. Полы в санитарно-бытовых помещениях, приспосабливаемых в качестве раздевальных, душевых и помещений для сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды, следует предусматривать с устройством трапов. Полы в остальных помещениях устанавливаются согласно требованиям СНиП 2.09.04-87*. Полы помещений специальной обработки автотранспорта должны иметь уклон 0,02 в сторону осмотровых канав, полы которых должны иметь уклон в сторону выпуска сточных вод. Покрытие полов должно быть стойким к воздействию влаги и дезинфицирующих и дегазирующих средств, а также легко очищаться от загрязнений. 4.2.16. Отделка стен и перегородок помещений специальной обработки автотранспорта должны соответствовать требованиям норм технологического проектирования ОНТП-01-91. Отделка помещений, приспосабливаемых под санпропускник, должна соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87*. В помещениях с мокрыми и влажными режимами стены и перегородки следует облицовывать на всю высоту керамическими, полимерными или стеклянными плитками. В случае облицовки не на всю высоту поверхность стен (перегородок) выше облицовки, а также потолки подлежат окраске водостойкими красками. Для отделки помещений допускается использовать полимерные материалы согласно утвержденному перечню. 4.2.17. В случае нецелесообразности устройства перегородок на 1-ом этапе приспособления, в целях разделения внутреннего объема приспосабливаемых помещений на отдельные помещения, необходимые при режиме специальной обработки, проектом следует предусматривать возведение на 2-ом этапе временных быстровозводимых перегородок из сборно-разборных конструкций (например, из гипсолитовых листов по металлокаркасу). 4.2.18. Все трещины, щели, места прохода инженерных коммуникаций в перегородках и стенах между "чистой" и "грязной" зонами, а также дверные притворы используемых выходов из здания следует герметизировать и перед окраской шпаклевать. 4.2.19. Заполнения оконных и дверных проемов в помещениях с мокрым и влажным режимами следует устраивать из водо- и биостойких материалов. Оконные проемы в вышеуказанных помещениях вместо подоконных досок должны иметь откосы с уклоном, облицованные водостойкими плитками. Ширина дверных проемов основных помещений санпропускника, а также проходов между душевыми кабинами должна быть не менее 0,9 м. 4.3. Технологические решения Технологические решения по работе объекта в обычном режиме разрабатываются в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом дополнительных требований и особенностей, изложенных в пункте 2 настоящих Рекомендаций. 4.4. Решения по инженерному оборудованию и системам · Отопление и вентиляция 4.4.1. Проектирование отопления и вентиляции помещений мойки автомобилей в обычном режиме выполняются в соответствии с ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 2.04.05-91*. Воздухообмены в помещении мойки автомобилей рассчитываются на ассимиляцию газовых вредностей и проверяются на ассимиляцию тепловлаговыделений. Величина воздухообмена в обычном режиме, как правило, не превышает 5 обменов в час, что меньше требований СНиП 2.01.57-85 п. 6.15. 4.4.2. При проектировании систем вентиляции помещений мойки в режиме спецобработки автотранспорта необходимо обеспечить выполнение следующих требований, установленных СНиП 2.01.57-85: - вентиляция должна быть приточно-вытяжной с механическим побуждением; - приточный воздух следует подавать только в "чистую" зону; - вытяжка должна быть сосредоточенный из верхней части помещения, причем из "грязной" зоны - 2/3, из "чистой" - 1/3 объема отсасываемого воздуха. Объем воздуха при вытяжке должен быть на 20 % больше объема приточного воздуха; - часовая кратность воздуха в "грязной" зоне помещений мойки должна составлять не менее 10; - при расположении рабочих постов "чистой" зоны отдельно от "грязной" (вне здания - на территории предприятия) приточный воздух следует подавать к рабочим постам "грязной" зоны. 4.4.3. Для обеспечения воздухообмена в соответствии со СНиП 2.01.57-85 возможна установка двух приточных и двух вытяжных вентиляционных установок, обеспечивающих при совместной работе по вытяжке не менее 10 кратного воздухообмена в "грязной" зоне. Обеспечение требуемой кратности воздухообмена возможно также предусматривать за счет перераспределения воздухоподачи между отдельными помещениями в соответствии с нормами воздухообмена помещений без пересмотра проектов магистральных воздуховодов. 4.4.4. В качестве вентоборудования следует принимать установки канального типа и осевые вентиляторы. При недостаточной воздухоподаче в системе вентиляции следует предусматривать возможность увеличения производительности вентиляторов или при необходимости установку дополнительных вентиляторов. 4.4.5. Температура воздуха, подаваемого в помещения в холодное время года, должна быть не ниже 15° С. 4.4.6. Проектирование вентиляции санитарно-бытовых помещений, приспосабливаемых под санпропускник, выполняется согласно СНиП 2.04.05-91* и СНиП 2.09.04-87* с учетом следующих требований СНиП 2.01.57-85: - вытяжка предусматривается из душевой, раздевальной и других помещений "грязной" зоны; - свежий воздух должен подаваться в одевальную и другие помещения "чистой" зоны; - кратность воздухообмена в 1 час должна составлять: 10 - в помещениях хранения загрязненной одежды; 5 - в остальных помещениях "грязной" зоны. 4.4.7. Система вентиляции санитарно-бытовых помещений в обычном режиме проектируются с кратностью воздухообмена, как правило, ниже, чем кратность воздухообмена, требуемая при санитарной обработке. Для обеспечения кратности воздухообмена при санитарной обработке следует предусматривать возможность замены вентиляторов или установку дополнительных вентиляторов в процессе перевода помещений в режим санитарной обработки (2-й этап приспособления). На 1-м этапе приспособления (проектирование и строительство) следует предусматривать устройство дополнительных заслонок и решеток для перераспределения в дальнейшем (при переводе в режим санобработки) потока воздуха и регулирования объема подаваемого воздуха. 4.4.8. Решения по системам вентиляции автомойки и санитарно-бытовых помещений должны содержать данные по работе вентиляции в обычном режиме, а также мероприятия по переводу системы вентиляции на работу в режиме спецобработки. · Водоснабжение и канализация 4.4.9. Проектирование систем водоснабжения и канализации помещений мойки и санитарно-бытовых помещений выполняется согласно СНиП 2.04.01-85, СНиП 21-02-99, ВСН 01-89, ОНТП 01-91 с учетом следующих дополнительных требований СНиП 2.01.57-85: - ввод водопровода в помещение мойки автотранспорта должен быть рассчитан на пропуск расхода воды без учета повторного использования очищенных сточных вод; - к моечному оборудованию и рабочим столам, расположенным в "грязной" и "чистой" зонах, следует предусматривать подвод через смеситель холодной и горячей воды, а также сжатого воздуха; - температура воды для мойки автотранспорта с использованием механизированных установок не нормируется. При ручной шланговой мойке температура воды должна быть 20-40° С; - в помещениях специальной обработки автотранспорта, помещениях для обслуживающего персонала и на складе загрязненной одежды следует предусматривать поливочные краны для мытья полов; - сточные воды из помещений, приспосабливаемых для специальной обработки автотранспорта, должны поступать на очистные сооружения оборотного водоснабжения. Используемые в обычное время при специальной обработке транспорта очистные сооружения должны быть переведены на прямоточную схему без изменения схемы очистки. Для сброса обработанных сточных вод непосредственно в канализационную сеть резервуар очищенной воды оборудуется отводящим трубопроводом с задвижкой, управляемой вручную. Обвязка резервуара трубопроводами и арматурой производится на 1-м этапе; - время пребывания сточных вод в очистных сооружениях должно быть не менее 30 минут; - сточные воды после очистки должны быть сброшены в бытовую или дождевую канализацию; - осадок или масла из очистных сооружений следует вывозить в места, согласованные с местной санитарно-эпидемиологической станцией; - система канализационных выпусков, лотков и колодцев на объектах должна быть доступной для периодической чистки; 4.4.10. Локальные очистные сооружения следует проектировать с учетом возможности их работы в режиме специальной обработки сточных вод в соответствии с требованиями ВСН ВК5-77, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР. В состав очистных сооружений, как правило, входят нагреватели воды (ТЭНы), в случае отсутствия последних подвод следует осуществлять от смесителя горячей и холодной воды. 4.4.11. При проектировании санитарно-бытовых помещений с учетом их приспособления под санпропускник следует предусматривать: - питание трубопроводов, к которым присоединяются душевые сетки, от одного общего смесителя горячей и холодной воды, устанавливаемого со стороны "чистой" зоны; - температуру горячей воды не менее 38 - 40 °С при одновременной работе всех душевых сеток; - диаметр трубопроводов из расчета пропуска по ним воды 5-7 л/мин на каждую душевую сетку, а в случае тупиковых кабин - 7 - 9 л/мин; - запасные уравнительные баки холодной и горячей воды согласно СНиП 2.08.02-89*; - отвод сточных вод с полов помещений с мокрым режимом, а также помещений, в которых устанавливаются поливочные краны для мытья полов, через трапы диаметром 50 и 100 мм; - устройство трапов диаметром 50 мм в тамбурах между раздевальными и душевыми помещениями. 4.4.12. Емкость запасных уравнительных баков отдельно для холодной и горячей воды следует принимать равной полуторачасовому расходу воды при водоснабжении от городского водопровода и двухчасовому расходу воды при водоснабжении из местных водоисточников (СНиП В II-7-81, п. 13.34). Оборудование запасных уравнительных баков следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.04.01-85. · Электроснабжение и электрические устройства 4.4.13. Электроснабжение, электрооборудование, электроосвещение и электрозащита проектируются в соответствии с требованиями ПУЭ, СНиП 3.05.06-85, СНиП 23-05-95, ВСН 01-89 и другими отраслевыми нормами и рекомендациями. Увеличение потребляемой мощности при работе автомойки в режиме специальной обработки, как правило, не требуется. В случае необходимости такое увеличение можно выполнить за счет перераспределения электроэнергии между другими потребителями. · Связь и сигнализация 4.4.14. В помещениях постов мойки и уборки автотранспорта, приспосабливаемых для специальной обработки необходимо предусматривать городские телефонную и радиотрансляционные сети. 4.5. Управление производством и организация условий и охраны труда рабочих и служащих Данный раздел проекта автомойки для условий работы в обычном режиме выполняется в соответствии с нормативными документами Минтруда России. При проектировании приспособления автомойки для специальной обработки следует предусматривать дополнительные мероприятия по охране труда и технике безопасности. Решения по организации специальной обработки принимаются с учетом требований главы 8, а меры безопасности с учетом требований главы 10 Руководства по специальной обработке. 4.6. Охрана окружающей среды Особенностью выполнения данного раздела проекта автомойки с учетом требований по приспособлению для специальной обработки является разработка системы эффективной защиты от заражения открытых водоемов и подземных вод отработанными растворами и рецептурами путем использования систем очистки воды, замкнутых систем водооборота, изолированных водосборников и т.п. 4.7. Организация строительства Данный раздел разрабатывается в соответствии со СНиП "Организация строительного производства" с выделением мероприятий по приспособлению, осуществляемых на 1-ом и 2-ом этапах подготовки и перевода автомойки на работу в режиме спецобработки. 4.8. Сметная документация Затраты, связанные с приспособлением автомоек для специальной обработки следует определять согласно действующим условиям и правилам ценообразования в г. Москве с применением соответствующих нормативно-методических документов и включать их, кроме затрат на мероприятия (работы), выполняемые в период, вводимый по особому указанию, в сметную документацию на строительство. Сметная документация составляется в соответствии с положениями и формами действующей нормативно-методической базы строительства в Российской Федерации и в г. Москве. |