ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ РЕКОМЕНДАЦИИ МРР-3.2.09.02-00 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОМ КОМПЛЕКСЕ МОСКВА - 2001 1. «Рекомендации по определению стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в г. Москве», МРР-3.2.09.02-00 разработаны ГУП «НИАЦ» Москомархитектуры (Дронова И.Л., Минаев Ю.В., Соболев Ю.В.), с участием специалистов Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В.), Департамента экономической политики и развития г. Москвы (Страшнов Г.Г.). 2. «Рекомендации» предназначены для использования при определении стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в г. Москве. 3. Утвержден и введен в действие приказом Москомархитектуры от 27.06.2001 г. № 66. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕСистема ценообразования при оплате услуг, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации базируется на нормируемых трудозатратах. Методические подходы определения стоимости работ, связанных с согласованиями, изложенные в «Рекомендациях», предусматривают унификацию расчетов стоимости услуг по согласованию, независимо от профессиональной принадлежности и юридического статуса согласующих организаций. «Рекомендации по определению стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в г. Москве» базируются на системе, которая учитывает характерные особенности каждого вида согласований и ориентирована, преимущественно, на профессиональный уровень работников, участвующих в согласовании предпроектной и проектной документации, на степень ее сложности и количестве вопросов подлежащих рассмотрению, а также трудоемкость интеллектуального и другого труда, используемого в процессе согласования. Рекомендации по согласованию определены действующими нормативными документами, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями мэра и Правительства Москвы, в том числе: - «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» Госстроя России 1994 г.; - «Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве», 2-я редакция (распоряжение мэра от 11.04.2000 г. № 378-РМ); - «Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в Москве», 4-я редакция, МРР-3.2.06.04-00 (Постановление правительства от 23.05.2000 г. № 390); - «Порядок определения стоимости работ за проведение экспертизы ТЭО и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР», утвержденный постановлением Госстроя РСФСР от 01.10.91 № 136; Рекомендации служат для определения базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации. Методические положения определения стоимости работ, связанных с согласованиями могут быть положены в основу разработки Ценника на услуги по согласованиям предпроектной и проектной документации. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. «Рекомендации по определению стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в г. Москве» являются методической основой для определения базовой стоимости работ (услуг) по согласованию. 1.2. «Рекомендации» предназначены для применения предприятиями и организациями, осуществляющими архитектурно-строительное проектирование и согласование предпроектной и проектной документации в г. Москве. 1.3. Согласования, установленные официальными документами и организациями (СНиП, градостроительное задание, задание на проектирование и пр.), кроме обязательных, оплачиваются заказчиком. 1.4. Состав обязательных согласований устанавливается соответствующими распорядительными документами Правительства Москвы, в том числе «Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (2-я редакция)», утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 № 378-РМ. 1.5. Рекомендациями предусмотрено повышение эффективности процесса согласований на основе: - минимизации количества обязательных согласований; - переноса центра тяжести согласований на предпроектные стадии; - максимального совмещения по времени согласований в различных организациях; - существенного сокращения сроков проведения согласований; - значительного уменьшения объемов проектно-сметной документации, представляемой на согласование. 1.6. Нормативы стоимости различных видов согласований определены на основе экономико-математических моделей и методов математической статистики в увязке со стоимостью предпроектных и проектных работ, а также трудовых и материальных затрат согласовывающих организаций. 1.7. Предварительная стоимость работ и услуг по согласованию определяется с применением базовых цен, которые специально разработаны для этих целей и систематизированы по признакам, характеризующим особенности проведения согласования предпроектной и проектной документации в экспертизе (согласование проектных решений), организациях государственного надзора, эксплуатирующих и заинтересованных организациях. 1.8. Базовая стоимость работ и услуг по согласованию предпроектной и проектной документации, определяется на основании норматива (в %) по отношению к стоимости основных проектных работ с учетом стадийности и разделов проектирования. Доля стоимости проектных работ по стадиям и разделам проектирования принимается на основании действующей системы распределения стоимости проектных работ между разделами проектирования в зависимости от величины и типа объекта (рекомендуемая система распределения стоимости проектных работ представлена в приложении 3). В других случаях стоимость согласований рассчитывается по нормируемым трудозатратам. Стоимость предпроектных и проектных работ подтверждается справкой, заверенной проектной организацией и заказчиком. 1.9. Стоимость каждого вида согласований подлежит индексации путем применения коэффициента инфляции, утверждаемого Региональной Межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике. 1.10. В базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации учтены расходы: - на оплату труда всех участников работ, связанных с согласованиями; - содержание административно-управленческого персонала; - отчисления на государственное социальное страхование; - материальные затраты; - амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, расходы по всем видам их ремонта; - арендную плату; - налоги в соответствии с действующим законодательством. 1.11. В базовую стоимость работ, связанных с согласованиями, не входят и требуют дополнительной оплаты заказчиком затраты на: - оказание консультативной помощи; - выезд на место намечаемого строительства; - разработку заключения специализированными организациями. 1.12. В базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации не учтены и подлежат компенсации заказчиком следующие расходы: - командировочные и транспортные; - расходы на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления по поручению заказчика. Стоимость этих расходов определяется дополнительно по трудозатратам, нормативам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком отдельно по предъявлению счетов. 1.13. Заказчик имеет право делегировать свои полномочия по согласованиям предпроектной и проектной документации иижиниринговым фирмам или другим, в том числе проектным, организациям по отдельному договору (контракту). Стоимость инжиниринговых услуг определяется на основе нормируемых трудозатрат, подтверждаемых руководителями организации-исполнителя. 1.14. Участие специализированных научно-исследовательских и проектных организаций, а также ведущих специалистов, привлекаемых для рассмотрения проектной (предпроектной) документации на строительство особо важных и сложных в градостроительном и функциональном отношении объектов, подлежит оплате по отдельному договору. 1.15. Стоимость работ по рассмотрению и согласованию проектной (предпроектной) документации может быть уточнена дополнительным соглашением при изменении объемов работ в период рассмотрения. 1.16. Затраты по обязательным согласованиям проектных решений, являющихся функцией проектных организаций, входят в стоимость основных проектных работ и дополнительной оплате не подлежат. Затраты на согласование проектно-сметной документации с органами госнадзора, экспертирующими организациями и т.п. оплачивается заказчиком. 1.17. Базовые расценки, рассчитанные в соответствии с методическими положениями, приведенными в данных «Рекомендациях» утверждаются дирекцией согласующей организации на основе рекомендаций изложенных в протоколе РМВК по результатам их рассмотрения. 2. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ И УСЛУГ ПО СОГЛАСОВАНИЮ2.1. Порядок ценообразования при согласовании проектных и предпроектных работ базируется на: - системном подходе к формированию стоимости согласований проектных и предпроектных работ на основе использования экономико-математических методов, статистической обработке данных ориентированной на применение современной вычислительной техники; - определении стоимости согласований предпроектной и проектной документации с применением 2-х методов формирования цены в процессе согласований: - на основании нормативов (в %) от стоимости рассматриваемых предпроектных и проектных работ и - при помощи нормативов, отражающих совокупные трудозатраты, расходуемые в процессе согласования; - распределение общей стоимости согласований по стадиям и разделам предпроектной и проектной документации, пропорционально трудозатратам согласовывающих организаций; - установлении функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости согласований с учетом объема и сложности рассматриваемых в процессе согласований вопросов; - оптимальном совмещении во времени операций по согласованию; - использовании повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих категорию сложности рассматриваемой документации; - избирательном применении нормативного коэффициента рентабельности к себестоимости услуг по согласованию документации в размере от 1 до 1,3 в зависимости от организационно-правового статуса организаций и условий их финансово-хозяйственной деятельности (бюджетные, хозрасчетные); - исключении повторного взимания платы при наличии согласования или заключения проектных решений на более ранней стадии. 2.2. При определении стоимости и продолжительности различных видов согласований необходимо учитывать внешние и внутренние факторы путем применения повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих конкретную ситуацию. 2.3. Нормативы разработаны в ценах 1998 года. 2.4. Стоимость согласований предпроектной и проектной документации, определяемая с использованием нормативов, является базовой стоимостью согласований. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА РАБОТ И УСЛУГ ПО СОГЛАСОВАНИЮ В СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ3.1. Система работ и услуг по согласованию находится в непосредственной зависимости от этапов инвестиционного процесса в строительстве. По этому признаку система документов, подлежащих согласованию подразделяется на: предпроектную и проектную. В состав предпроектной входят: - предпроектная градостроительная документация (градостроительный план, отраслевые схемы размещения строительства, проект планировки территории); - программная документация (перечень строек, титульный список ПИР и пр.); - предынвестиционная документация (предпроектные проработки, бизнес-план, ТЭО инвестиций); - исходно-разрешительная документация. В состав проектной входят: - утверждаемая документация (проект, рабочий проект); - рабочая документация. В приложении 1 представлена блок-схема интегральной системы предпроектной и проектной подготовки инвестиционного процесса строительства в увязке с системой согласования. 3.2 Стоимость работ и услуг по согласованию складывается из 2-х составляющих: - по нормативу от стоимости предпроектных или проектных работ, - по нормативу, отражающему совокупные общественно-необходимые затраты. По нормативу от стоимости предпроектных и проектных работ определяется стоимость согласований, связанных с рассмотрением документации с позиций оценки и анализа принятых решений, архитектурно-планировочной и экономической эффективности проекта. По нормативу, отражающему необходимые общественные трудозатраты, определяется стоимость согласований по проверке соответствия принятых решений действующим нормативным документам и выданным ранее техническим условиям, а также операций по приему, оформлению и отправке заключений. Система выбора метода определения стоимости согласований представлена в приложении 2. 4. МЕТОДЫ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С СОГЛАСОВАНИЕМ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ4.1. Базовая стоимость работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, определяется по формуле: Ссс(об) = (Ссн+Сст)·Кип, (4.1) где: Ссс(об) - общая базовая стоимость работ (услуг), связанных с согласованиями в тыс. руб. в текущих ценах; Ссн - составляющая базовой стоимости, определяемая по нормативу от стоимости рассматриваемых проектных работ в ценах уровня 1998 г.; Сст - составляющая базовой стоимости, определяемая по нормативу, отражающему совокупные трудозатраты в ценах уровня на 01.01.1998 г.; Кип - коэффициент инфляции в проектировании. 4.2. Базовая составляющая стоимости работ (услуг), определяемая но нормативу, от стоимости рассматриваемых проектных работ рассчитывается по формуле: Ссн = Cпрi·ai·ПКi или (4.2) Ссн = Сб(н)i·ПКi где: Cпрi - базовая стоимость рассматриваемых предпроектных или проектных работ в ценах 1998 года; ai·- норматив стоимости согласований; Сб(н)i - базовый показатель нормативной стоимости (принимается по таблице 1); ПКi - произведение коэффициентов, учитывающих характерные особенности согласований (принимается по таблице 2). Таблица 1 ТАБЛИЦА базовых показателей нормативной стоимости работ, связанных с согласованиями предпроектной и проектной документации
Базовая стоимость рассматриваемых проектных работ определяется по соответствующему «Порядку» определения стоимости предпроектных или проектных работ для строительства в Москве Таблица 2 ТАБЛИЦА значений коэффициентов, учитывающих характерные особенности работ и услуг по согласованию
Стоимость разработки отдельных разделов или частей предпроектной и проектной документации определяется с помощью коэффициентов относительной стоимости, представленных в приложении 3. 4.3. К работам, связанным с согласованиями, стоимость которых определяется по трудозатратам, относятся рассмотрение документации с позиции соответствия принятым решениям и действующим нормативным актам, а также процедура по приемке, оформлению и отправке заключений экспертов по результатам их рассмотрения. Стоимость работ по трудозатратам определяется в соответствии с Методикой представленной в «Порядке определения стоимости проектных работ для строительства в Москве», 4-я редакция. МРР-3.2.06.04-00. 4.4. В стоимость работ и услуг по согласованию предпроектной и проектной документации могут входить сопутствующие дополнительные услуги, оказываемые согласующей организацией заказчику (проектировщику). В этом случае обобщающая формула для определения стоимости согласований будет иметь следующий вид: Ссс(о6) = (Ссн+Сст+Ссу)·Кип (4.4) где: Ссу - общая расчетная стоимость дополнительных работ (услуг), оказываемых заказчику при согласовании предпроектной и проектной документации. Примерный перечень и способ определения стоимости дополнительных работ (услуг) представлен в таблице 3. 4.5. Примерный перечень и способ определения стоимости дополнительных работ (услуг), оказываемых заказчику при согласовании предпроектной и проектной документации. Таблица 3
4.6. Стоимость рассмотрения и согласования заданий на разработку предпроектной (проектной) документации определяется по базовой стоимости и приведенной в таблице 4. Таблица 4
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 БЛОК-СХЕМА интегральной системы предпроектной и проектной подготовки инвестиционного процесса строительства в увязке с системой согласования
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Москомархитектура - Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы АПУ АО - Архитектурно-планировочное управление административного округа ГУ ГО и ЧC - главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы ПФ - префектура Москомприрода - Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов ЦСЭН - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве ЗП - землепользователи ЭСИК - эксплуатационные службы инженерных коммуникаций ДЭПиР - Департамент экономической политики и развития Москвы ДФ - Департамент финансов АО МКС - АО «Москапстрой» ИНВ - инвестор Мосгосэкспертиза - Московская государственная вневедомственная экспертизa ГУОП - Главное управление охраны памятников г. Москвы НИиПИ Генплана - Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы ОПС МГГТ - отдел подземных сооружений УГПС - Управление государственной противопожарной службы МГЛП - Мослесопарк ЗО - заинтересованные организации ГСО - генподрядная строительная организация ЗИ - заводы-изготовители УГИБДД ГУВД - Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Москвы Приложение 2СИСТЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ И (УСЛУГ) ПО СОГЛАСОВАНИЮ
Условные обозначения: HP - норматив от стоимости проектных и предпроектных работ (общая стоимость - стадия, раздел); ТЗ - норматив по трудозатратам. Таблица 1 (рекомендуемая) РАЗБИВКА относительной стоимости разработки отдельных частей ПРОЕКТА ЗАСТРОЙКИ
1. В числителе представлены значения для проектирования сетей без коллекторов, в знаменателе - для проектирования сетей в коллекторах, включая строительную часть. 2. В таблице учтены инженерные сети только в пределах отведенного участка строительства. 3. Расценивается дополнительно проектирование: - городских сетей, проходящих по территории участка; - перекладываемых внутриплощадочных и внеплощадочных инженерных сетей и сооружений; - градостроительное и ландшафтное проектирование за пределами отведенного участка; - очистных сооружений от поверхностных вод и от мойки автомобилей; - организация дорожного движения на период строительства. Таблица 2 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЖИЛЫЕ ДОМА
Таблица 3 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГОСТИНИЦЫ
Таблица 4 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Таблица 5 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГОРОДСКИЕ И ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ
Таблица 6 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ
Таблица 7 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Таблица 8 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Таблица 9 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБЪЕКТЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 10 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Таблица 11 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Таблица 12 (рекомендуемая) РАЗБИВКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СПОРТА
Расчет значений коэффициента сложности раздела (Kсpi) предпроектной и проектной документации Коэффициент сложности содержания раздела (Ксрi) учитывает возможные отклонения от нормативных объемов работ по тому или иному разделу, связанные с уникальностью, особой градостроительной значимостью застройки, сложными конструктивными, инженерными решениями, природно-геологическими, экологическими условиями и пр. Увеличение объема работ по разделу влечет изменение удельного веса по смежным разделам. Доля увеличения объема работ по разделу и влияние на смежные разделы определяются экспертным путем по согласованию с заказчиком. Алгоритм расчета Ксрi может быть представлен следующим образом: V1.1·K1 = V1.1+d1 V1.2·K2 = V1.2+d2 V1.3·K3 = V1.3+d3 … … V1(100%)·Kср = V1+Σedi = V2 где: V1.1; V1.2; V1.3;… - объем работ по разделам; K1; K2; K3;… - коэффициенты, учитывающие изменения объема работ раздела; Ксрi - средневзвешенный коэффициент;
d1; d2; d3;… - доля изменения объема работ по разделу. Пример расчета Kcpi (в табличной форме)
Приложение 5 ПОРЯДОК определения стоимости инжиниринговых услуг по согласованию ПСД 1. Оплате инжиниринговых услуг по согласованию ПСД подлежат все необходимые согласования, за исключением обязательных согласований, защиты проекта в экспортирующих организациях и утверждающих инстанциях, оплата которых входит в стоимость проектных работ (см. п. 1.5 «Порядка определения стоимости проектных работ для строительства в Москве (4-я редакция)» МРР-3.2.06.04-00. 2. Стоимость инжиниринговых услуг по согласованию ПСД рассчитывается по трудозатратам, в соответствии с методикой, изложенной в «Порядке определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве», (4-ая редакция). 3. При определении трудозатрат учитывается время, необходимое для: - рассмотрения и подборки проектных материалов; - доставку проектных материалов в согласовывающие, экспортирующие и утверждающие организации; - оплаты счетов за услуги согласовывающих организаций; - получения заключений согласовывающих экспортирующих и утверждающих организаций; - изучение полученных заключений; - рассмотрения заключений, полученных от согласовывающих организаций с авторским коллективом разработчиков ПСД; - подготовка ответов на замечания согласовывающих организаций; - подготовка и заключение договоров на дополнительные проектные и исследовательские работы по требованию экспортирующих инстанций; - подборки, систематизации и передачи заказчику согласованной и утвержденной ПСД. Состав инжиниринговых услуг определяется заданием на проведение работ по согласованиям. 4. В стоимость инжиниринговых услуг не входят затраты согласовывающих организаций которые оплачиваются в соответствии с настоящими Рекомендациями. |