На главную | База 1 | База 2 | База 3

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу МЧС России
от 28.03.2003 № 161

 

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

 

I. Основания для разработки Концепции

1. Федеральный закон "О пожарной безопасности"

2. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

3. Федеральный закон "О техническом регулировании"

4. Федеральный закон "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)"

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

6. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации"

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 1361-р

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р

9. Предложения Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов на государственное управление (протокол от 2 октября 2002 г. № 5).

II. Состояние деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора. Анализ спектра современных угроз пожаров

Законодательством Российской Федерации в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений определен специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС).

Объектами (субъектами) государственного пожарного надзора (далее - ГПН) являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. В отношении названных объектов (субъектов) надзора применяются различные по содержанию соответствующие формы и методы осуществления мероприятий по контролю.

К числу основных задач, решаемых при осуществлении ГПН, относятся:

совершенствование государственного регулирования вопросов пожарной безопасности. Создание современной нормативно-технической базы, позволяющей поддерживать приемлемый уровень противопожарной защиты;

непосредственная организация и осуществление мероприятий по контролю (надзору) за выполнением требований пожарной безопасности, пресечение выявленных нарушений в установленном законом порядке;

выполнение функций органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии;

проведение единой технической политики по гармонизации норм и правил пожарной безопасности в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию.

В настоящее время функции по непосредственному осуществлению ГПН, с учетом проведенной в 2002 году оптимизации численности ГПС, выполняются личным составом в количестве 31 тыс. единиц. В это число включена численность личного состава, содержащаяся за счет средств охраняемых объектов. Доля численности государственных инспекторов в общей структуре ГПС составляет около 11%. Примерно аналогичное соотношение численности органов, занимающихся контролем за выполнением требований пожарной безопасности, имеет место в Австрии, Германии, Франции, Канаде, Великобритании. Однако, например, в Японии численность личного состава, наделенного контрольными функциями, достигает 18%.

Ежегодно при осуществлении ГПН должностными лицами ГПС обследуется более 4 млн. объектов различного назначения с подготовкой соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также приостанавливается полностью или частично эксплуатация около 100 тыс. предприятий и 900 тыс. отдельных производственных участков, агрегатов, находящихся в пожароугрожаемом состоянии. За совершенные правонарушения к административной ответственности ежегодно привлекается до 1,2 млн человек.

Использование надзорных полномочий, в том числе административного характера, в отношении должностных лиц организаций, юридических лиц и граждан позволило стабилизировать обстановку с пожарами в промышленности, на новостройках, объектах торговли и в зданиях общественного назначения. Проведенная оценка показывает, что ежегодно этими действиями предотвращается около 900 тыс. пожаров, с возможными суммарными материальными потерями в размере 75 - 85 млрд рублей.

Вместе с тем, обеспечить контроль над ситуацией с пожарами в целом не удается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 300 тыс. пожаров, которыми наносится материальный ущерб до 40 млрд рублей. При пожарах погибает свыше 18 тыс. человек, столько же получает травмы.

По данным Международного технического комитета по предупреждению и тушению пожаров, каждый четвертый погибший при пожаре в мире - россиянин. Относительные показатели числа погибших и доля материальных потерь по отношению к валовому внутреннему продукту примерно в 3 раза превышают показатели, которые регистрировались в СССР в 1985 году.

Наиболее сложная обстановка на протяжении последнего десятилетия отмечается в жилом секторе, где рычаги влияния государственного пожарного надзора по объективным причинам существенно ограничены. Именно на этот сектор приходится 80-90% погибших от пожаров людей и около 70% от всех пожаров.

Такое положение дел, прежде всего, обусловлено обстоятельствами экономического, социального характера, несовершенством законодательства в области пожарной безопасности. Недостаточное развитие противопожарного страхования делает невозможным задействование экономических рычагов влияния на уровень защищенности граждан и имущества от пожаров. В целом следует отметить низкий уровень защищенности интересов личности, общества и государства от пожаров.

Угроза пожара представляет собой вероятность воздействия опасных факторов пожара на человека, его собственность и среду обитания, могущие привести к гибели или травмированию людей и нанесению материального, социального или экологического ущерба.

Исходя из данного определения, проблему угрозы пожаров следует рассматривать относительно интересов конкретного человека, собственника, общества и государства.

Интересы конкретного человека (индивидуума) состоят в обеспечении личной безопасности от угрозы пожара, причем в любом месте и времени его нахождения (на работе, дома, в общественном месте и т.д.).

Интересы собственника состоят в обеспечении не только собственной безопасности от угрозы пожара, но и безопасности принадлежащей ему собственности. При этом важно принимать во внимание право собственника рисковать своим имуществом.

Интересы общества заключаются в обеспечении безопасности от пожаров среды обитания человека, предотвращении экологического ущерба, поддержании социальной стабильности и защищенности человека в обществе, создании системы обязательного и добровольного страхования ответственности.

Интересы и ответственность государства состоят в обеспечении выполнения обязательств государства перед гражданами в области пожарной безопасности и защите жизненно важных государственных объектов и систем от огня.

Поскольку интересы перечисленных выше социальных институтов и групп по отношению к проблеме пожаров далеко не всегда совпадают, это не позволяет в полной мере отказаться от форм государственного регулирования в области пожарной безопасности и административного контроля исполнения установленных требований.

Ключевым фактором в вопросе обеспечения пожарной безопасности на сегодняшний день является поиск приемлемого для государства и общества уровня затрат финансовых и материальных ресурсов, на которые граждане и государство согласны пойти, внедряя в зданиях и сооружениях, в том числе и жилом секторе, системы и средства противопожарной защиты.

Международный опыт предупреждения пожаров и борьбы с его последствиями свидетельствует о наметившейся в последнее время тенденции более широкого применения средств пассивной и активной противопожарной защиты зданий и сооружений. За рубежом затраты на их устройство составляют около 3-4 % от сметной стоимости строительства (в России эта цифра не превышает 1%). Необходимость развития данного направления защиты от огня подтверждается статистикой пожаров, потушенных до прибытия оперативных подразделений пожарной охраны. Их доля в развитых европейских странах составляет до 30%, в Российской Федерации таким образом тушится около 1% пожаров. При этом основную нагрузку по ликвидации горения несут бюджеты различного уровня. В 2002 году средние затраты, связанные с тушением одного пожара, составили около 70 тыс. рублей.

В целях адекватного реагирования на потенциальную угрозу пожаров, учета при этом интересов личности, общества и государства, а также их имущественных интересов необходимо осуществить мероприятия, направленные на внедрение пассивных и активных элементов противопожарной защиты. Это, в свою очередь, особенно на начальном этапе, требует более предметного технического регулирования вопросов пожарной безопасности, эффективного проведения и квалифицированного осуществления соответствующих мероприятий по контролю за реализацией обязательных требований. Решение такой задачи приведет, в том числе, к снижению бюджетных затрат, связанных с непосредственным тушением пожаров. Первоочередными шагами в этом направлении следует считать:

разграничение между органами власти различных уровней полномочий по вопросам обеспечения пожарной безопасности и бюджетной политики в этой сфере в рамках проводимой административной реформы;

совершенствование технического регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности;

экономическое стимулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности, развитие противопожарного страхования в тех сферах хозяйственной деятельности, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и надзора;

конкретизация прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц ГПС, осуществляющих ГПН;

совершенствование организационного построения системы управления в области осуществления ГПН;

укрепление кадрового и научно-технического обеспечения деятельности по осуществлению ГПН.

III. Цели, задачи и приоритеты Концепции

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты в сфере регулирования пожарной безопасности с использованием механизмов государственного контроля за соблюдением требований в этой области. Ее целью является создание новых и совершенствование существующих форм и методов осуществления ГПН, обеспечивающих на приемлемом уровне защиту жизни и здоровья человека, его среды обитания и других законных интересов граждан, общества и государства на основе реализации предусмотренных Концепцией мер организационного, нормативного, экономического и иного характера.

При этом реализация указанных мер, прежде всего, направлена на обеспечение безопасности людей от воздействия опасных факторов пожаров; сохранение прав юридических и физических лиц по свободному распоряжению принадлежащим им имуществом для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством деятельности; создание системы противопожарного страхования для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, в том числе с целью снижения бюджетных затрат государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров; создание системы технических регламентов по вопросам пожарной безопасности с учетом требований Федерального закона "О техническом регулировании"; создание условий для сокращения административных барьеров; организацию единого надзора в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

IV. Совершенствование законодательства в области пожарной безопасности

Одним из факторов, негативно влияющим на уровень противопожарной защиты, является отсутствие в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации конкретных полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Первоочередным направлением совершенствования законодательства в этой сфере выступает необходимость создания нормативных правовых основ эффективной организации и осуществления работы по предупреждению и тушению пожаров.

При реализации положений Федерального закона "О техническом регулировании" целесообразно внести в установленном порядке предложения по наделению МЧС России функциями органа технического регулирования в области пожарной безопасности. Одновременно, с целью выделения из подразделений ГПС, занимающихся тушением пожаров, должностных лиц, наделенных правами по осуществлению ГНП, следует подготовить проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О пожарной безопасности", предусматривающих создание самостоятельных органов ГПН и построение на их основе федеральной структуры, осуществляющей государственный контроль (надзор) за выполнением требований технических регламентов по вопросам пожарной безопасности.

Требуется более четкое определение ответственности органов власти субъектов Российской Федерации за своевременное оказание квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам по тушению пожаров, спасению людей и созданию соответствующих условий для их тушения. При этом необходимо обозначить круг полномочий этих органов власти, включив в их обязанности работу по подготовке и реализации противопожарных мероприятий в городах и населенных пунктах, их ресурсному обеспечению.

В связи с этим, предлагается передать в установленном порядке права по определению перечня предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана| органам власти субъектов Российской Федерации. Такой перечень должен формироваться исходя из потенциальной опасности предприятий, применяющих пожароопасные технологии.

В целях исключения возможности использования административных полномочий при осуществлении ГПН для привлечения дополнительных финансовых средств необходимо определить, что структуры, занятые этой деятельностью, финансируются исключительно за счет средств федерального бюджета.

V. Техническое регулирование вопросов пожарной безопасности

Современное состояние вопросов технического регулирования пожарной безопасности нуждается в срочном и серьезном реформировании. Целью этого реформирования является разработка и принятие соответствующих технических регламентов, устанавливающих обязательные требования и направленных исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, животных, растений.

Работа по подготовке технических регламентов в области пожарной безопасности должна осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Должны быть созданы общий технический регламент и свод технических регламентов по вопросам пожарной безопасности.

При этом общий технический регламент по пожарной безопасности должен содержать минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты различного назначения на всех стадиях их жизненного цикла с учетом индивидуального и социального риска от пожаров, а также их предельно допустимых значений.

Специальные технические регламенты устанавливают требования пожарной безопасности для:

городов и населенных пунктов, в том числе по их планировке и застройке, противопожарному водоснабжению и средствам связи, наличию и размещению пожарных депо, дорогам и проездам;

зданий и сооружений, в том числе по размещению их на местности, объемно-планировочным решениям и устойчивости при пожаре, путям эвакуации при пожаре, инженерным системам, размещению горючих веществ и материалов, методам пожаробезопасной эксплуатации;

продукции, в том числе по предельно допустимым показателям ее пожарной опасности, методам испытаний, вопросам обеспечения пожаробезопасной эксплуатации, а также процессам и методам производства.

Специальными техническими регламентами для пожарно-технической продукции, в том числе по пожарным автомобилям, оборудованию, огнетушащим веществам и средствам их подачи, средствам индивидуальной защиты и спасания, пожарной автоматике, устанавливаются требования пожарной безопасности к предельно допустимым значениям характеристик этой продукции, а также методам ее испытаний и эксплуатации.

Координация работ по созданию технических регламентов в области пожарной безопасности в системе федеральных органов исполнительной власти должна осуществляться МЧС России. Для этого необходимо преобразовать Экспертный совет МЧС России по совершенствованию нормативного регулирования вопросов пожарной безопасности в соответствующую межведомственную Экспертную комиссию, в состав которой на паритетных началах включить представителей других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений  предпринимателей и потребителей.

В основу создания технических регламентов необходимо заложить следующие принципы:

планомерная замена не отвечающих современным требованиям стандартов, строительных норм и правил, регламентирующих вопросы противопожарной защиты, системой законодательных, нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности к объектам различного назначения, устройству и эксплуатации систем противопожарной защиты, а также правильному поведению людей;

реализация прав собственника рисковать своим имуществом при безусловном выполнении противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара и устранения угрозы пожара и его опасных факторов для третьих лиц;

внедрение системы гибкого объектно-ориентированного подхода в нормировании для оптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального и социального рисков;

применение пассивных и активных систем противопожарной защиты, способных без вмешательства человека ограничить распространение пожара, снизить до приемлемого уровня воздействия его опасных факторов и ликвидировать горение;

гармонизация существующих норм и стандартов норм и правил в области пожарной безопасности, а также их приведение в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

Создание технических регламентов на названных принципах в отдельных случаях затронет прямо противоположные сферы в области имущественных интересов и интересов личности. В частности, личностные интересы предполагают необходимость непосредственной защиты от пожаров в любом месте и в любое время, в том числе и от проявления вторичных факторов пожаров. Имущественные интересы предполагают определять уровень противопожарной защиты имущества его собственнику, при этом не всегда учитывается мнение третьей стороны. В частности интересы потребителей работ и услуг, производимых собственником имущества, не всегда могут корреспондироваться с потенциальной угрозой для людей, а также общества и государства, несущих основные расходы, связанные с тушением пожаров и возмещением материального ущерба.

В связи с этим безусловным приоритетом в работе по подготовке технических регламентов должна стать защита интересов личности от пожаров и его опасных факторов. Имущественные интересы должны защищаться с использованием механизмов страхования.

В то же время повседневная практика показывает необходимость разработки дополнительных актов в сфере технического регулирования, содержащих пути, способы и вариантность осуществления противопожарной защиты, позволяющих обеспечить приемлемый уровень пожарной безопасности, устанавливаемый соответствующим техническим регламентом. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" эти акты будут носить рекомендательный характер.

До вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" для устранения избыточных административных барьеров необходимо рассмотреть вопрос утверждения ряда основополагающих нормативных документов по пожарной безопасности. В качестве первоочередной меры предлагается разработать и утвердить в установленном порядке Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, что обеспечит создание необходимого резерва времени для подготовки в переходный период соответствующих технических регламентов.

Работа по созданию современных нормативных правовых документов по пожарной безопасности требует привлечения значительных интеллектуальных и материальных ресурсов. В связи с этим МЧС России необходимо предусматривать в рамках средств, выделяемых для проведения научно-исследовательских работ, соответствующие ассигнования.

VI. Противопожарное страхование

Целью развития противопожарного страхования имущества от огня является обеспечение гарантий защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, связанных с нанесением вреда их жизни, здоровью и имуществу в результате пожара, обеспечения ответственности перед третьими лицами за причинение возможного вреда.

Обязательное противопожарное страхование должно представлять страховую защиту в вопросах возмещения ущерба от пожара и значительно разгрузить органы государственного пожарного надзора. Прежде всего это относится к жилому сектору, где в силу объективных обстоятельств доступ для проведения мероприятий по контролю существенно ограничен, а потери от пожаров носят наиболее ощутимый характер.

Для обеспечения защиты прав потребителей в этот круг можно включить страхование гражданской ответственности производителей отдельных работ и услуг по устройству систем огнезащиты, автоматических систем пожарной сигнализации и тушения, не связанных напрямую с обеспечением безопасности людей.

Первоочередными направлениями развитию противопожарного страхования является необходимость включения в его орбиту объектов, подверженных значительным убыткам, и лиц, понесших существенный ущерб от событий катастрофического характера. Таким направлением, в частности, является страхование от аварий техногенного характера, которым подвергаются опасные производственные объекты, страхование имущества и недвижимости от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий, при перемещении опасных грузов.

Перечень таких объектов необходимо определить на законодательно уровне. Это четко разграничит сферы ответственности органов государственного контроля (надзора) и страховых компаний, исключит лоббирование ими различных юридических и физических лиц. Развитие противопожарного страхования позволит существенно снизить нагрузку на бюджетную систему по восстановлению пострадавшего от пожаров имущества граждан и хозяйствующих субъектов. Его внедрение благоприятно повлияет на предпринимательскую активность.

Приоритетным направлением в развитии добровольного страхования должно стать страхование жизни граждан от пожаров.

Работу по созданию системы обязательного противопожарного страхования имущества от огня и добровольного страхования жизни граждан от пожаров следует проводить в рамках исполнения первоочередных мероприятий по реализации положений Концепции развития страхования в Российской Федерации.

В настоящее время взаимодействие со страховыми компаниями в области государственного регулирования пожарной безопасности необходимо осуществлять по следующим направлениям:

совершенствование механизмов страхования зданий и сооружений от пожаров;

разработка типовых методик оценки риска возникновения и развития пожара на страхуемых объектах, а также необходимых рекомендаций по их противопожарной защите;

экспертная оценка противопожарного состояния объектов для определения уровня его защищенности;

установление суммы страхового сбора в зависимости от уровня противопожарной защиты страхуемых объектов;

обмен информацией о противопожарном состоянии поднадзорных и страхуемых объектов;

возможность отчисление страховыми компаниями средств на превентивные мероприятия.

VII. Права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц ГПС, осуществляющих ГПН

Анализ имеющихся у органов и должностных лиц ГПС прав, обязанностей и ответственности, предоставленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, позволяет в основном обеспечить надзор за соблюдением требований пожарной безопасности.

Ключевым моментом в надзорной деятельности является ее осуществление только в отношении объектов и видов их деятельности, для которых в установленном порядке определены обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Поэтому перечень прав и обязанностей при осуществлении контрольных функций нельзя рассматривать отдельно от работы по техническому регулированию пожарной безопасности.

Вместе с тем, сегодня требуется пересмотреть полномочия при осуществлении ГПН, связанные с приостановкой эксплуатации предприятий и их отдельных участков. Целесообразно это право оставить только в тех случаях, когда возникает угроза безопасности людей в случае пожара, а также невыполнения требований по защите людей при вводе объектов в эксплуатацию.

Отдельно на законодательном уровне необходимо определить механизмы осуществления надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Важность этой работы обусловливается их особой ролью в вопросах обеспечения пожарной безопасности соответствующих территорий.

Одновременно с целью дальнейшего совершенствования надзорной деятельности ГПС, обеспечения эффективного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности по защите жизненно важных интересов личности, имущества и государства, а также пресечения в установленном законодательством порядке выявленных правонарушений предлагается выполнить следующую работу, направленную на:

обеспечение безусловного выполнения установленных с учетом законодательства в области государственного контроля (надзора) нормативными документами МЧС России процедур осуществления надзорной деятельности;

освоение в полном объеме функций органов дознания по делам о пожарах, а также по эффективному применению нового административного законодательства;

проведение аттестации сотрудников ГПС, выполняющих функции по осуществлению ГПН, на предмет соответствия их установленным квалификационным требованиям. По итогам аттестации принимать решение о возможности исполнения ими обязанностей по должности;

внедрение современных информационных технологий в практическую деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору;

совершенствованию государственного учета пожаров и последствий от них.

Приоритетом в организации и осуществлении надзорных функций на современном этапе должно быть обеспечение законности действий государственных инспекторов по пожарному надзору, недопущение создания административных барьеров на пути развития предпринимательской активности.

VIII. Организационное построение системы управления в области осуществления ГПН

Целью совершенствования организационного построения системы управления в области ГПН является обеспечение эффективного надзора за соблюдением обязательных для исполнения требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами на основе принципов финансовой независимости государственных инспекторов по пожарному надзору от объектов контроля, выделения внутри системы ГПС этих сотрудников из состава подразделений, выполняющих работы по тушению пожаров, охране объектов, а также хозяйственные функции.

Основной задачей, которую необходимо решить в этом направлении, является создание в федеральных округах, в субъектах Российской Федерации и других административно-территориальных образованиях инспекций государственного пожарного надзора. Финансирование вновь создаваемых структур осуществлять исключительно за счет средств федерального бюджета. Этот вопрос следует решить путем перераспределения численности ГПС, содержащейся за счет средств федерального бюджета и занятой в сфере тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики. Общая численность государственных инспекторов по пожарному надзору и соответствующей структуры управления и научно-технического обеспечения не должна превышать 25 - 27 тыс. единиц.

Руководство ГПС в области государственного пожарного надзора должно осуществлять Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Непосредственную ответственность за организацию работы этих инспекций возложить на Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России, наделенное полномочиями федерального надзора России.

Реализация положений, связанных с названными преобразованиями, должна вестись посредством подготовки соответствующих предложений об изменении и дополнении законодательства, а также в плоскости практической работы МЧС России по поэтапной передаче функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р.

IX. Ожидаемые результаты

Реализация положений настоящей Концепции позволит разграничить сферу компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере пожарной безопасности;

создать правовые основы обязательной страховой защиты в случае пожара имущественных интересов населения, организаций и государства, заменить соответствующим видом страхования деятельность по осуществлению ГПН в той сфере, где механизмы ее выполнения малоэффективны;

создать систему технических регламентов, обеспечивающих организацию противопожарной защиты различных объектов на приемлемом уровне с учетом индивидуального и социального рисков;

обеспечить эффективный ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности, обеспечив при этом баланс интересов личности, общества и государства, а также их имущественных интересов в области защиты от пожаров. Устранить избыточные барьеры на пути развития предпринимательской активности;

сформировать предпосылки для создания на базе органов ГПН федерального надзора в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, дальнейшей интеграции надзорной практики в вопросах природной, техногенной безопасности и повышения тем самым эффективности этой деятельности.

Мероприятия, предусматриваемые Концепцией, осуществляются в пределах средств, выделяемых в федеральном бюджете на соответствующий год для Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.