ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССРТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ
|
ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРЕЦЕПЫ Присоединительные размерыTruk tractors and semi-trailers. Connecting dimensions |
ГОСТ Взамен |
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 марта 1974 г. № 561 срок введения установлен
с 01.01.75
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельно-сцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.
Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3. (Исключен, Изм. №4).
4. Размеры, определяющие положение седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном (α и β) и поперечном (δ), направлениях, должны соответствовать указанным на черт. 1, 2 и в табл. 1.
l1 - расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; b - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; r - радиус шин в незагруженном состоянии; r1 - радиус шин под нагрузкой
Черт. 2
Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (R1+80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке х) в коническую поверхность с образующей под углом α1 к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом (R2-100) мм.
Наименование показателей |
Число задних осей тягача |
Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс) |
|||
от 19,6(2) до 39,2(4) |
св. 39,2(4) до 63,7(6,5) |
св. 63,7(6,5) до 83,3(8,5) |
св. 83,3 (8,5) |
||
Радиус габарита перед ней части полуприцепа R1 не более |
1 |
1150 |
1400 |
1670 |
1670 2040 |
2 или 3 |
|||||
Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) R2, не менее |
1 |
1340 |
1500 1900 |
1900 |
1900 2300 (2150) |
2 или 3 |
|||||
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги h: под номинальной нагрузкой |
- |
1100-1130 |
1130-1200 |
1150-1300 |
1150-1300 |
без полуприцепа, не более |
|
1250 |
1320 |
1400 |
1400 |
Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа α, не менее |
8° |
6° |
|||
Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача α1 |
|||||
Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа β, не менее |
8° |
7° |
Примечания:
1. Размер h не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.
Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер h не должен превышать 1250 мм.
Размер h для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле
h≥0,137l1+0,095b+r+r1-143,5,
где l1, b, r и r1 cм. Черт. 1.
2. Размер R2, указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.
3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).
5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт. 4* и в табл. 2.
________
* Черт. 3 (Исключен, Изм. № 2)
Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс) |
R2 (по табл. 1) |
S |
ε, не более |
не менее |
|||
От 19,6 (2) до 39,2 (4) |
1340 |
500 |
4° |
Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5) |
1500 1900 |
750 |
7°30' |
Св. 63,7 (6,5) |
1900 2300 |
4° (7°30') |
Примечание. Угол ε, указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих R2 равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.
Черт 4
(Измененная редакция, Изм. №2, 4).
6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа α и β уменьшаются на соответствующую величину отклонения.
Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки,
8. (Исключен, Изм. № 2).
9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол α и β от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол φ равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол δ равным 3°.
При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол φ до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на углы α и β, значения которых указаны в табл. 1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей спепени свободы у седла.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
О.И. Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д. Рудаков, Н.М. Варыпаев, Б.В. Кисуленко к.т.н., И.И. Малашков к.т.н.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 № 561
3. Срок первой проверки - 1996
4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 12017-81 |
1 1 4 |
7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 № 3473
8.ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утверждеными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)