МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых цен, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними - по подведомственным строительно-монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики. Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные направления и задачи перестройки действующей системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемой при координации и под методическим руководством Госстроя России. Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы, направленных на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого на территории Российской Федерации, и при формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отношений в строительно-инвестиционном комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности. Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более дательно раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. 1. Общие положения1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства. Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются: формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов; обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности; определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла. При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать: гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации; возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов; соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию; рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах; возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат. 1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и проектно-сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея в виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства. 1.3. Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций. 1.4. Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги. Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации. При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами. Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. 1.5. Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы - это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы. Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга,и, в первую очередь, на продукцию предприятий и организаций-монополистов, занимающих доминирующее положение на региональном рынке. 2. Система определения стоимости строительстваДля принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять: при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК); при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации - РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА. 2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др. Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации. Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данные о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников. Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индекса цен на ресурсы, используемые в строительстве. Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода. Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов. Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный момент. 2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный период не претерпевает существенных изменений и соответствует действующим структуре капитальных вложений и системе статистической и бухгалтерской отчетности. В структуре возможно объединение стоимости строительных и монтажных работ в единую графу "Стоимость работ", а "Стоимость оборудования" и "Прочие затраты" целесообразно пока оставить без изменения. Стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих (лимитированных) затрат. В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение указанной структуры: из раздела "строительные и монтажные работы" в раздел "оборудование" перенести стоимости технологических трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок и передаточных устройств, пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования. Но это неразрывно связано с переработкой всей СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ. 2.4. В переходный период для определения стоимости строительства в составе сметных документов рекомендуется использовать сметно-нормативную (нормативно-информационную базу), введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением новых подходов к нормированию накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат. В новых условиях при определении сумм по накладных расходам имеется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм, рассчитанных в целом для конкретной строительной организации‑ либо с помощью системы показателей по видам строительных и монтажных работ или укрупненных нормативов по видам строительства, либо по ранее установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам. При этом допускается использование различных базисов для исчисления: или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из индивидуального размера для конкретной организации или рекомендуемого общеотраслевого норматива (его размер периодически уточняется и может исчисляться как от фонды оплаты труда, так и от сметной себестоимости работ). При этом затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за счет средств, предусмотренных в главе "Прочие работы и затраты" сводных сметных расчетов соответствующих строек. Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных видов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и подрядной организацией. Система сметных нормативов является составной частью общей системы нормативных документов в строительстве, в которую входят строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие документы (РДС). Как и вся общая система, сметные нормативы действуют на федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Кроме того, допускается применение собственной нормативной базы пользователя. В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая нормативная база для отрасли "Строительство", в полной мере отвечающая рыночной экономике и позволяющая комплексно определять сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов, как элементных, так и укрупненных, преимущественно с ресурсной структурой. 2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен: в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен; в ТЕКУЩЕМ или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ, определяемых на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства. 2.6. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и СИСТЕМЫ ИНДЕКСОВ (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Индексы могут получаться в результате анализа данных о стоимости имеющихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков статистических наблюдений или устанавливаться органами, осуществляющими государственное регулирование цен в соответствующих регионах Российской Федерации. Эти индексы рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.). При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы. Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства. Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчикам и подрядчиком. В случае формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов по усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная стоимость строительства, установленная заказчиком, участникам торгов не сообщается. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется, исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке, устанавливаемом Роскомцен для продукции производственно-технического назначения. При этом в составе стоимости оборудования, включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его приобретению, транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется, исходя из его фактурной стоимости, указанной в счет поставщика ( с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому курсу Центрального банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт. 2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию, составляются в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документе инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации. 3. Порядок формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть ОТКРЫТЫМИ, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или ТВЕРДЫМИ (ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка. 3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило, это подрядчик. При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложения, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, - на основании согласования ее между заказчиком и генподрядчиком. В результате совместного решения оформляется ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ (ВЕДОМОСТЬ) СВОБОДНОЙ (ДОГОВОРНОЙ) ЦЕНЫ на строительство, который (ая) является неотъемлемой частью договора подряда. 3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам. 3.4. После установления свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определяющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость строительства, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика. 4. Организация региональных центров по ценообразованию в строительстве4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы определения стоимости строительства обеспечивается созданием ВСЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА и только при соответствующей организации региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, Москве и Санкт-Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЦЦС), основными задачами которых являются: систематическая регистрация реального уровня текущих цен на производственные ресурсы; расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве; сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов; разработка региональных сметных нормативов и укрупненных стоимостных показателей; обработка указанной информации с изданием соответствующих бюллетеней и других материалов, предназначенных для использования участниками инвестиционного процесса. 4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой разворачиваться на местах под руководством органов исполнительной власти и при методической поддержке Госстроя России, который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет совместно с другими федеральными органами управления народным хозяйством работу по реализации единой технической и ценовой политики в капитальном строительстве.
|