Настоящий стандарт СЭВ распространяется на нежесткие дорожные конструкции и их конструктивные слои и устанавливает метод испытания несущей способности установкой динамического нагружения (УДН). Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на дорожные конструкции с покрытием из цементобетона. 1. СУЩНОСТЬ МЕТОДАМетод заключается в определении величин модуля упругости и радиуса кривизны упругой линии на поверхности испытываемого слоя по амплитудам деформации, полученным от действия ударной силы через круглый, жесткий штамп. Величина и время действия ударной силы соответствуют проходу колеса с нагрузкой 50 kN и скоростью 60 km/h. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. Метод применяется для определения несущей способности дорожных конструкций в случаях: I - на поверхности существующего покрытия проезжей части или на верхнем несущем слое; II - на нижнем несущем слое, грунтовом основании и подстилающем грунте.
2.2. Время действия ударной силы (нагрузки) определяется на основе общей зависимости согласно черт. 1.
3. ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ3.1. Основные параметры установки динамического нагружения (УДН), состоящей из нагружаемого штампа, направляющей рамы с креплением и падающего груза, должны соответствовать приведенным в табл.1. Таблица 1
3.2. Измерительное техническое оборудование состоит из: 1) регистрирующих устройств - электрических приборов для измерения и регистрации ударной силы F и амплитуд деформации w0, w1; 2) приспособления для закреплений электрических регистрирующих устройств. Примечание. В случае II амплитуду деформации w0 можно измерять и регистрировать механическим прибором (индикатором). 3.3. Перед использованием установки динамического нагружения следует проводить калибровку на испытательном стенде не менее чем один раз в год. 4. КАЛИБРОВКА УДН4.1. Калибровка УДН с достаточной для практических целой точностью производится на испытательном стенде. 4.2. Испытательный стенд представляет собой фундаментный блок из бетона массой ³2000 kg с примерными размерами 1100´1100´1000 mm. Поверхность блока соединена с примыкающей площадью в одном уровне. В середине поверхности оставляют отверстие, величину которого определяют размером помещаемой в него мессдозы (предельно допускаемая нагрузка ³100 kN). 4.3. Возникающая ударная сила одновременно с регистрацией мессдозы на испытательном стенде фиксируется мессдозой на самой УДН. Если показания мессдоз расходятся более чем на 5 %, калибровку необходимо повторить. 4.4. При проведении калибровки УДН помещают на мессдозу испытательного стенда. Прибор должен стоять перпендикулярно поверхности. Калибровка состоит в том, чтобы путем изменения высоты падения, массы падающего груза и (или) жесткости амортизирующих элементов определить диапазон нагрузки, необходимой для получения заданного контактного напряжения и времени действия нагрузки. 4.5. Допускается использовать для калибровки УДН стенды, в которых учитывается жесткость испытываемой системы. 5. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ5.1. Определяют срок проведения испытаний, исходя из цели испытания и в зависимости от погодных условий, влажности земляного полотна и прочности дорожной конструкции и ее слоев. Испытания дорожных конструкций со слоями из материалов, содержащих битум, целесообразно проводить при температуре от 5 до 15 °С. 5.2. Определяют контактное напряжение в соответствии с табл. 2. Таблица 2
_____________ * Заданное контактное напряжение должно соблюдаться с отклонением не более ±10 %. 5.3. Очищают поверхность слоя на месте испытания и обеспечивают возможно более полное прилегание штампа. При проведении массовых испытании особых мер для обеспечения плотного прилегания штампа к поверхности испытываемого слоя не принимают. Точность обеспечивается за счет большого числа испытаний. При разовых испытаниях плотность прилегания обеспечивается притиркой штампа к поверхности испытываемого слоя с заполнением пустот под штампом гипсовым тестом или одноразмерным мелким песком. 5.4. Размещают и производят монтаж УДН на месте испытания согласно инструкции изготовителя прибора, а также размещают и тарируют электрические измерительные и регистрирующие устройства. 6. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ6.1. Испытания в случае I проводят со штампом диаметром 340 mm в следующем порядке: 1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2; 2) дважды нагружают и определяют w0, w1 и ударную силу F. Если результаты двух измерений отличаются друг от друга более чем на 20 % (относительно меньшего значения), то проводят дальнейшее нагружение; 3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например в начале и конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба. Если требования п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов. 6.2. Испытания в случае II проводят со штампом диаметром 500 mm в следующем порядке: 1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2; 2) нагружают и определяют w0 и F: предварительное нагружение - однократное без измерения; испытательное нагружение - трехкратное. Примечания: 1. При пользовании электрическим прибором для измерения деформации и регистрация ударной силы действителен порядок, приведенный в п. 6.1, однако без учета w1. 2. При пользовании механическим прибором деформация (w0) измеряется при нагружении по схеме, приведенной на черт. 2.
1 -точка измерения при первом нагружении; 2 -точка измерения при втором нагружении; 3 -точки измерения при третьем нагружении.
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например, в начале и в конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба. Примечание. Если требования по п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значении необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов. 7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ7.1. Для полученных в результате испытаний отдельных значений в данной (i-й) точке измерения определяют: 1) среднее значение ударной силы, действующей на нагружаемый штамп (Fi), в ньютонах, округленное до 1 N; 2) среднее значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0i) и амплитуды упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки (W1i), выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm; 3) значение контактного напряжения (si) в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 0,01 N/mm2, по формуле (1) где F -ударная сила, N; d -диаметр нагружаемого штампа, mm; 4) значение модуля упругости (), в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 1 N/mm2, вычисляют по формуле (2) где W0i -амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm; m -коэффициент Пуассона, принимаемый для грунтов равным 0,35, для дорожных конструкций -0,3; 5) значение радиуса кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя (Rd), выраженное в миллиметрах, округленное до 103 mm, по формуле (3) или при a = 225 mm (4) где а -расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации W1, mm; W1i -амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm. 7.2. Нормативные значения определяют для участков дорог с амплитудой деформации, измеренной по оси нагрузки одинакового порядка, на основе общих зависимостей согласно СТ СЭВ 3404-81 доверительной вероятностью 95 %: 1) значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0/95), выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm, по формуле (5) где -среднее арифметическое значений W0i, определенных в n точках измерения, mm (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3, ..., n-, n); t -значение коэффициента Стьюдента для доверительной вероятности 95 %; -стандартное отклонение величины W0i от среднего значения ; 2) значение модуля упругости (Evd/95), выраженного в ньютонах на квадратный метр, округленное до 1 N/mm2, по формуле (6) где -среднее арифметическое значений определенных в n точках измерения, N/mm2 (порядковый номер места измерения, i = 1, 2, 3, ..., п-, п); -стандартное отклонение величины от среднего значения Еvd, N/mm2; 3) значение радиуса кривизны (Rd/95), выраженного в миллиметрах, округленное до 103 mm, по формуле (7) где -среднее арифметическое значений , определенных в п точках измерения, 103 mm; (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3, ..., п-, п); -стандартное отклонение величины от среднего значения , 103 mm. ПРИЛОЖЕНИЕОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В СТАНДАРТЕW0 -амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm; W1 -амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm; Evd -модуль упругости, определенный по амплитуде деформации w0, N/mm2; Rd -радиус кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя, определенный по амплитудам деформации w0 и w1, 103 mm; F -ударная сила, действующая на нагружаемый штамп УДН, N; s -контактное напряжение, возникающее на поверхности испытываемой конструкции от действия ударной силы F по нагружаемым штампам, N/mm2; d -диаметр нагружаемого штампа, mm; а -расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации w1; а = const = 225 mm; i -обозначение порядкового номера измерения; -среднее арифметическое значение величины ; -среднее арифметическое значение величины si; -среднее арифметическое значение величины ; -стандартное отклонение величины , от среднего значения ; -стандартное отклонение величины от среднего значения ; -стандартное отклонение величины от среднего значения ; t -значение коэффициента Стьюдента для заданного уровня статистической надежности; W0/95 -нормативная для участка дороги амплитуда деформации w0 со статистической надежностью 95 %; Evd/95 -нормативный для участка дороги модуль упругости со статистической надежностью 95 %; Rd/95 -нормативный для участка дороги радиус кривизны со статистической надежностью 95 %. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ/ДЕСКРИПТОРОВ*Ключевые слова/дескрипторы: дороги автомобильные, методы испытаний, конструкции дорожные, способности пасущие, установка динамического нагружения (УДН), модуль упругости. _____________ * Дескрипторы тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ1. Автор -делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области транспорта. 2. Тема -23.800.09-3. 3. Стандарт СЭВ утвержден на 60-м заседании ПКС. 4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
5. Срок проверки -1991 г. Содержание
|