ГОСТ 30335-95 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ Термины и определения МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению», Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7 от 26 апреля 1995 г.) За принятие проголосовали:
3 Постановлением Госстандарта России от 12 марта 1996 г. № 164 ГОСТ 30335-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50546-94 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации. Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 1994-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ. 2 Общие понятия1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Примечание - По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные 2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Примечание - Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. 3 социально-культурная услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Примечание - Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. 4 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. 5 обслуживание: Деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги. 6 исполнитель: Предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю. 7 потребитель: Гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. 8 предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги. Примечание - Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечения необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания). 9 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги. 10 заказ на услугу: Договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон. 11 время обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги. 12 время исполнения услуги: Установленный норматив времени на исполнение услуги. 13 правила обслуживания: Документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания. 14 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания. 3 Понятия в области стандартизации услуг15 объект стандартизации: Услуга, производственный процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации. 16 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением. 17 стандарт на услугу: стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению. Примечание - Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др. 18 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги. К техническим документам относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи, эскизы. 19 технологический регламент на услугу: Документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения услуги. 20 техническое описание на услугу: Документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом-моделью. 4 Понятия в области сертификации услуг21 система сертификации услуг: Система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия услуг. 22 система сертификации группы однородных услуг: Система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура. 23 орган по сертификации услуг: Орган, проводящий сертификацию услуг. 24 аккредитация органа по сертификации услуг: Процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы. 25 сертификация услуг: Деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям. 26 объект сертификации в сфере услуг: Услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации. 27 сертифицируемая услуга: Услуга, предусмотренная к сертификации. 28 сертифицированная услуга: Услуга, прошедшая сертификацию. 29 знак соответствия: Зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям. 5 Понятия в области управления качеством услуг30 качество услуги: Совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. 31 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя. 32 свойство услуги (обслуживания): Объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении). 33 показатель качества услуги (обслуживания): Количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество. 34 уровень качества услуги (обслуживания): Относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей. 35 контроль качества услуги (обслуживания): Совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями. 36 система качества услуг: Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Ключевые слова: общественное питание, термины и определения
|