ГОСТ Р 12.4.222-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Система стандартов безопасности труда СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Общие технические требования. Методы испытаний ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ» ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 1999 г. № 756-ст 3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст регионального стандарта ЕН 355-92 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Амортизаторы» 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 5 ПЕРЕИЗДАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 12.4.222-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 2002-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний, требования к инструкции по применению, маркировке и упаковке амортизаторов при падении с высоты. Настоящий стандарт применяется для амортизаторов в страховочных системах по ЕН 363 в сочетании со страховочными привязями в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224. Страховочные устройства описаны в ЕН 353-1, ЕН 353-2 и ЕН 360. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 12.4.206-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний ГОСТ Р 12.4.223-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Стропы. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 12.4.224-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные привязи. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 12.4.225-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 12.4.226-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкциям по применению и маркировке ЕН 353-1-92* Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения ползункового типа на жесткой анкерной линии* ЕН 353-2-92* Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения ползункового типа на гибкой анкерной линии* ЕН 360-92* Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения типа рулетки ЕН 363-92* Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы * Международные стандарты - во ВНИИКИ Госстандарта России 3 ОпределенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 амортизатор: Компонент страховочной системы (например, страховочных или удерживающих систем ЕН 363), предназначенный для снижения усилия торможения при падении человека с высоты. 3.2 строп: Отдельная соединительная деталь, узел или соединительный компонент в системе. Строп может состоять из каната или ленты, изготовленных из синтетических волокон, проволочного троса или цепи (ЕН 363). 3.3 длина стропа L, м: Расстояние между точками приложения силы в ненагруженном, но в натянутом состоянии (ГОСТ Р 12.4.223). 3.4 усилие торможения Fmax, кН: Максимальное усилие, измеренное в точке крепления (ЕН 363) во время торможения при испытании динамической нагрузкой. 3.5 страховочный участок Н, м: Расстояние, измеренное между точками крепления жесткой стальной массы или манекена, находящимися в верхнем положении, и после падения (ЕН 363). 4 Общие технические требования4.1 Концепция и эргономика Общие требования к концепции и эргономике описаны в ЕН 363. 4.2 Материалы и конструкция Если амортизатор является неотъемлемой частью стропа, то строп должен соответствовать ГОСТ Р 12.4.223, 4.2. Соединительные элементы для амортизатора должны соответствовать ГОСТ Р 12.4.225. 4.3 Статическая предварительная нагрузка При испытаниях по 5.1 после снятия нагрузки, равной 2,0 кН, не должно возникать растяжение амортизатора в виде разрывов. 4.4 Динамические характеристики При испытании по 5.2 жестким стальным грузом массой 100 кг или манекеном массой 100 кг усилие торможения не должно превышать 6,0 кН, а страховочный участок Н не должен превышать 5,75 м. 4.5 Статическая предельная допускаемая нагрузка При испытании по 5.3 полностью раскрытый амортизатор не должен разрываться при усилии 15,0 кН. 5 Методы испытаний5.1 Испытание предварительной статической нагрузкой 5.1.1 Оборудование Оборудование для испытания с помощью предварительной статической нагрузки должно соответствовать ГОСТ Р 12.4.206, 5.3.1. 5.1.2 Метод испытания Испытание предварительной статической нагрузкой осуществляется по ГОСТ Р 12.4.206, 5.3.2. 5.2 Испытание динамической нагрузкой 5.2.1 Оборудование Оборудование для испытания динамической нагрузкой должно соответствовать ГОСТ Р 12.4.206, 4.2, 4.4 - 4.6. 5.2.2 Метод испытания 5.2.2.1 Если амортизатор является отсоединяемым от страховочных систем компонентом, то испытание динамической нагрузкой осуществляют по ГОСТ Р 12.4.206, 5.3.4.1 с жестким стальным грузом массой 100 кг. 5.2.2.2 Если амортизатор является неотъемлемой частью стропа, то испытание динамической нагрузкой осуществляют по ГОСТ Р 12.4.206, 5.3.4.2 с жестким стальным грузом массой 100 кг. 5.2.2.3 Если амортизатор является неотъемлемой частью страховочной привязи, то испытание динамической нагрузкой осуществляют по ГОСТ Р 12.4.206, 5.3.4.3 с манекеном массой 100 кг. 5.3 Испытание статической предельной допускаемой нагрузкой 5.3.1 Оборудование Оборудование для испытания предельной статической нагрузкой должно соответствовать ГОСТ Р 12.4.206, 4.1. 5.3.2 Метод испытания Испытание предельной статической нагрузкой осуществляют по ГОСТ Р 12.4.206, 5.3.2. 6 Инструкция по применению и маркировкеИнструкция по применению и маркировке должна соответствовать ГОСТ Р 12.4.226 и составляться на языке страны-изготовителя. В инструкции по применению изготовитель должен указывать следующие целесообразные данные: - характеристики, требуемые для надежного закрепления в крепежной точке и необходимый минимальный зазор под пользователем, который складывается из участка торможения плюс дополнительный участок в 2,5 м для перемещения пользователя и зазора под ногами пользователя после торможения; - оптимальные способы закрепления амортизаторов на страховочной привязи или на других компонентах страховочной системы в соответствии с требованиями ЕН 363. 7 УпаковкаАмортизаторы при поставке должны быть упакованы в водоотталкивающий материал, но не обязательно должны быть опломбированы. Ключевые слова: охрана труда, средства индивидуальной защиты, предупреждение несчастных случаев, амортизаторы, требование, испытание, маркировка |