РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО УТВЕРЖДЕНО Департамент электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19.05.98 г. ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ РД 153-34.3-20.662-98 Инструкция введена в действие с 1 декабря 1998 г. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2003 Разработано Открытое акционерное общество «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС» Исполнители А.Н. Жулев, И.Г Барг, С.В. Коробанов (ОАО «Фирма ОРГРЭС»); Б.Н. Анахин (ОАО «Ленэнерго») Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-98. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов предприятий (районов, участков) электрических сетей, для инженерно-технического персонала, электромонтеров, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами. 1. Общая часть1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает порядок технического обслуживания и ремонта воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами (далее ВЛ). 1.2. На основе настоящей Типовой инструкции по распоряжению главного инженера предприятия электрических сетей могут быть разработаны с учетом конкретных условий эксплуатации ВЛ дополнения и изменения этой Инструкции. 2. Организация эксплуатации ВЛ2.1. Эксплуатация воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ заключается в поддержании их в работоспособном состоянии путем осуществления технического обслуживания и ремонта. 2.2. Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предотвращение преждевременного износа элементов и (или) их разрушения. Качественное и своевременное техническое обслуживание является основным условием, обеспечивающим надежную работу ВЛ в межремонтный период. 2.3. Ремонт ВЛ заключается в проведении комплекса мероприятий для восстановления первоначальных характеристик ВЛ или отдельных ее элементов. 2.4. При техническом обслуживании и ремонте производится плановое устранение дефектов ВЛ. Дефекты или повреждения элементов, которые представляют непосредственную угрозу безопасности населения и обслуживающего персонала, возникновения пожара и т.п., должны устраняться незамедлительно. 2.5. Техническое обслуживание и ремонт, а также другие работы, непосредственно связанные с эксплуатацией ВЛ, следует выполнять с использованием транспортных средств, специальных машин, механизмов и приспособлений. 2.6. Машины, механизмы и приспособления рекомендуется размещать на ремонтно-производственных базах (РПБ) или ремонтно-эксплуатационных участках (пунктах) предприятий и районов электрических сетей. При этом машины, механизмы и различного рода приспособления, постоянно используемые для централизованного обслуживания ВЛ, целесообразно закреплять за бригадами. 2.7. Ответственность за нормальную эксплуатацию средств механизации возлагается на производственное подразделение, за которым эти средства закреплены. Ответственность за состояние такелажных приспособлений, инструмента и другого оборудования, и своевременные ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми это оборудование закреплено. Результаты осмотров и испытаний механизмов, такелажных приспособлений и другого оборудования следует заносить в журнал учета. 2.8. Хранение и пользование инструментом и приспособлениями должны производиться с соблюдением требований действующих Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями, Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним. Хранение неисправного или непригодного для работы инструмента и приспособлений вместе с исправным и пригодным не допускается. 2.9. В помещении, предназначенном для хранения инструмента, приспособлений, инвентаря, необходимого для эксплуатации ВЛ, следует иметь список хранящихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их очередных испытаний или осмотра. 2.10. Предприятию, осуществляющему эксплуатацию ВЛ, разрешается выполнять в охранных зонах все виды работ по техническому обслуживанию, ремонту или реконструкции ВЛ. Плановые работы по ремонту и реконструкции ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователем и, как правило, в период, исключающий повреждение сельскохозяйственных культур. Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах и последующим оформлением соответствующих документов. 2.11. Порядок эксплуатации ВЛ, находящихся на балансе ПЭС и проходящих по территории предприятий и организаций, в полосе отвода железных и автомобильных дорог, вблизи аэродромов, в охранных зонах трубопроводов и линий связи, следует согласовывать с соответствующими предприятиями и организациями. 2.12. Персоналу ПЭС предоставляется право беспрепятственного доступа к ВЛ для проведения всех видов работ. 2.13. При техническом обслуживании и ремонте ВЛ следует применять комплексные методы, обеспечивающие выполнение всех видов работ на данной ВЛ в полном объеме за возможно короткий срок. 2.14. Техническое обслуживание и ремонт ВЛ, выполняемые комплексным методом (работы группируются в комплексы по номенклатуре и периодичности), рекомендуется осуществлять бригадами централизованного обслуживания, оснащенными необходимыми специализированными машинами, средствами механизации, инвентарем, защитными средствами, средствами связи. За бригадами закрепляются производственные и бытовые помещения: кладовые, склады, мастерские, гаражи для автотранспорта и механизмов, раздевалки и душевые. Бригады обеспечиваются необходимой нормативно-технической документацией и производственными инструкциями. 2.15. При комплексном проведении работ ремонтный персонал и средства механизации рекомендуется сосредотачивать на ремонтируемом объекте, что позволит сократить длительность отключения объекта, улучшить использование трудовых и материальных ресурсов. В ряде случаев из-за рассредоточенности объектов ремонта и различной периодичности выполнения работ целесообразно проведение однотипных работ специализированными бригадами на одной или нескольких ВЛ (например, расчистка трасс, замена приставок и т.д.). 2.16. Безопасность при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту должна обеспечиваться путем выполнения организационно-технических мероприятий, предусмотренных действующими Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок, нормативными документами и технологическими картами. Комплексный ремонт объектов должен выполняться по проектам производства работ. Персонал, выполняющий ремонтные работы под напряжением, должен пройти соответствующее обучение. 2.17. Выбор объемов и методов ремонта и технического обслуживания ВЛ должен осуществляться инженерно-техническим персоналом предприятия электрических сетей или РЭС на основании технико-экономического обоснования с учетом местных условий. 3. Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ, оформление технической документации3.1. Для обеспечения планирования работ РЭС по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ распределительных сетей напряжением 0,38 - 20 кВ рекомендуется составлять:
3.2. Многолетние планы-графики ремонтов (прил. 1) рекомендуется составлять по каждому РЭС; они являются продолжением предыдущих планов-графиков и находятся на участке, в РЭС и в ПТС предприятия для руководства в работе. 3.3. Работы по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ 0,38 - 20 кВ следует осуществлять по годовому плану-графику и годовому плану (прил. 2, 3). Годовой план-график должен составляться в соответствии с периодичностью работ, указанной в ПТЭ, и ведомостями ремонтных работ, составленных на основании журналов дефектов, данных осмотров, проверок и измерений. 3.4. Ведомости ремонтных работ являются основанием для составления смет и спецификаций на материалы и оборудование. 3.5. Планируемые объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту должны быть проверены на соответствие имеющимся трудовым и материальным ресурсам. При этом рекомендуется предусматривать резерв времени на выполнение аварийно-восстановительных и других непредвиденных работ, необходимость проведения которых возникает в процессе эксплуатации. 3.6. После анализа расчетов, уточнения объемов работ и согласования с соответствующими службами ПЭС годовой план-график по РЭС должен утверждаться главным инженером ПЭС. 3.7. Срок утверждения смет и годовых планов-графиков устанавливается приказом главного инженера АОЭиЭ или ПЭС. 3.8. Месячный план-график отключений (прил. 4) рекомендуется составлять на основании годового плана и должен обеспечивать минимальный недоотпуск электроэнергии при плановых отключениях, сохранность сельскохозяйственных угодий, учитывать сезонный характер отдельных видов работ на ВЛ. 3.9. Перед началом месяца мастеру участка следует произвести расчет рабочего времени бригады на месяц и на основании годового плана, перечней работ и утвержденных смет выдать бригаде задание. Месячные задания бригадам (участкам) должны утверждаться начальником РЭС. В случае, если в комплексном ремонте объекта должны принимать участие службы предприятия (РЗА, СМиТ и т.п.), месячный план-отчет по участку должен быть согласован с этими службами и утвержден главным инженером ПЭС. 3.10. Ежемесячно согласно утвержденному порядку руководству ПЭС следует производить сдачу-приемку месячных планов-отчетов РЭС. 3.11. С целью сокращения трудозатрат и улучшения качества планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту рекомендуется осуществлять на персональных компьютерах с автоматизацией рабочих мест ИТР РЭС и ПТС предприятия. 3.12. Для обеспечения нормальной эксплуатации распределительных сетей в РЭС рекомендуется вести техническую документацию согласно прил. 1 - 10. 3.13. Все изменения на ВЛ, выполненные в процессе эксплуатации, должны быть внесены в инструкции, схемы и чертежи до ввода ВЛ в работу. Информация об изменениях должна доводиться до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций, схем и чертежей. 3.14. Технологические схемы (чертежи) должны проверяться на их соответствие фактическим эксплуатационным не реже 1 раза в 2 года с отметкой на них о проверке. 4. Техническое обслуживание ВЛ4.1. Общие положения4.1.1. Техническое обслуживание ВЛ осуществляется, как правило, за счет средств, выделяемых на эти работы. Работы по определению объемов ремонта, в том числе измерения испытания, проверки, осмотры, осуществляются за счет средств, выделяемых на ремонт. 4.1.2. Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляется, как правило, электромонтерами РЭС. Инженерно-технический персонал проводит выборочные осмотры отдельных линий (участков линий), включая все линии (участки), подлежащие ремонту в следующем году. 4.1.3. Перечни основных работ по техническому обслуживанию ВЛ 0,38 - 20 кВ приведены в табл. 1, 2. Таблица 1 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании ВЛ
Таблица 2 Отдельные работы, выполняемые по мере необходимости
4.2. Осмотры ВЛ4.2.1. Периодические осмотры следует проводить в дневное время электромонтерами и инженерно-техническим персоналом в соответствии с годовым планом-графиком технического обслуживания путем обходов или объездов. 4.2.2. Осмотр производится с целью визуальной проверки состояния ВЛ. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра (прил. 5). 4.2.3. Осмотр ВЛ, включенных в план ремонтов на будущий год следует проводить на основании перечня дефектов в целях уточнения объемов ремонта, на основании инструментальных проверок загнивания древесины деревянных опор (прил. 6), состояния железобетонных опор, сопротивления заземления опор (прил. 7), сопротивления петли «фаза-нуль», расстояний от проводов до земли и зданий и сооружений, крон деревьев, кустарников (прил. 8). По результатам осмотров составляются ведомости ремонтных работ, рассчитываются объемы трудозатрат, составляются сметы и спецификации. 4.2.4. Верховой осмотр ВЛ следует проводить в целях тщательного осмотра траверс, крюков, кронштейнов, штырей, проволочных и других типов вязок, изоляторов, проводов и креплений узлов и элементов. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра. 4.2.5. Осмотр ВЛ после стихийного явления производится в целях выявления дефектов и повреждений, вызванных стихийным явлением (сверхрасчетный гололед, ледоход и разливы рек на участках ВЛ, сооруженных в поймах рек, ливни, ураганы, оползни, обвалы, пожары вблизи ВЛ и т.п.) Осмотр могут производить электромонтеры и инженерно-технические работники. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра. 4.2.6. Осмотр после автоматического отключения ВЛ релейной защитой производится по решению руководства РЭС на основании записей в оперативном журнале за предыдущие сутки и анализа отключений за предыдущие месяцы. При осмотре необходимо обратить внимание на наличие дефектов, приводящих к самоустраняющимся автоматическим отключениям ВЛ. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра. 4.2.7. Записи о неисправностях, требующих немедленного устранения, из листков осмотра вносятся мастером в журнал дефектов, а выполненные работы заносятся в журнал учета (прил. 9, 10). Главным инженером РЭС устанавливается срок и способ устранения неисправностей и назначается ответственный за выполнение. После устранения отмечается его дата. 4.3. Проверки и измерения4.3.1. Просека ВЛ должна содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии. Следует поддерживать установленную ширину просек и производить обрезку деревьев и расчистку от кустарников. Работы на просеках ВЛ, проходящих по землям государственного лесного фонда, должны производиться в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ. Отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов (ордеров). 4.3.2. Проверки на ВЛ осуществляются с периодичностью, приведенной в табл. 1. 4.3.3. Проверка степени загнивания (или обгорания) деревянных элементов опор с помощью специальных инструментов и приспособлений производится с целью выявления степени загнивания древесины или обгорания стойки. Степень загнивания древесины следует проверять с учетом рекомендаций, приведенных в прил. 11. 4.3.4. Проверка сопротивления заземления опор должна производиться в сухую погоду в период наибольшего просыхания грунта. Полученные значения сопротивлений сравниваются с нормативным и в случае превышения производится соответствующая запись в ведомости проверок и измерений. 4.3.5. При проверке расстояний от проводов ВЛ и ответвлений до поверхности земли, зданий или сооружений, инженерных коммуникаций, крон деревьев, кустарников получены значения сравниваются с допустимым значением по ПУЭ. Результаты проверок заносятся в ведомости измерений расстояний. Выявленные нарушения по допустимым расстояниям должны быть устранены в кратчайшие сроки. 4.3.6. При проверке состояния железобетонных элементов опор выявляются: оголение арматуры, растрескивание бетона, раковины, сколы. При наличии приборов и методик неразрушающего контроля рекомендуется измерять прочность бетона (а при необходимости защитный слой бетона, степень напряжения арматуры в предварительно напряженных элементах). Результаты заносятся в ведомость проверок и измерений железобетонных опор (железобетонных элементов опор). 4.3.7. Проверка сопротивления петли «фаза-нуль» производится в целях выявления превышения фактического значения сопротивления петли по сравнению с нормативным, результаты проверки заносятся в ведомость и паспорт ВЛ. Работы по устранению дефекта следует выполнять незамедлительно. 5. Плановый ремонт ВЛ5.1. Основой планового ремонта воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ является капитальный ремонт (см. прил. 3). Предприятиям электрических сетей рекомендуется использовать комплексный метод ремонта (далее - комплексный ремонт), при котором на ремонтируемом объекте выполняется комплекс работ по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ в целом и отдельных ее элементов, а также по ликвидации отступлений от требований ПУЭ, ПТЭ, ПТБ и действующих нормативно-технических документов. 5.2. Плановые работы по комплексному ремонту ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, территориям предприятий, в охранных зонах инженерных сооружений, должны производиться по согласованию с землепользователями, соответствующими предприятиями и организациями. 5.3. Плановые работы по комплексному ремонту ВЛ с проводами вещания (совместная подвеска) производятся с предварительным уведомлением владельцев проводов вещания. 5.4. До начала производства работ мастером должны быть поданы заявки на отключение объектов сети, на которых предусматривается выполнение работ, требующих отключения. В случае необходимости отключения потребителей персонал РЭС или участка электрических сетей должен своевременно уведомлять промышленных, коммунальных или сельскохозяйственных потребителей о причине отключения и его продолжительности. 5.5. Комплексный ремонт рекомендуется выполнять силами бригад централизованного ремонта с выдачей им нормированных заданий. 5.6. Комплексный ремонт ВЛ производится в сроки, устанавливаемые в зависимости от конструкции и технического состояния ВЛ. Ремонт ВЛ 0,38 - 20 кВ на железобетонных и металлических опорах выполняется не реже 1 раза в 12 лет, на деревянных опорах - не реже 1 раза в 6 лет. Конкретные сроки проведения и объемы ремонтов устанавливаются с учетом технического состояния объектов и располагаемых ресурсов. Приоритетность объектов при планировании ремонтов устанавливается с учетом требований к надежности электроснабжения потребителей, степени резервирования сети, перспективных планов реконструкции. Согласовываются объемы ремонта, выполняемые подрядными организациями. 5.7. За счет средств на капитальный ремонт выполняются работы по восстановлению первоначальных или близких к ним характеристик ВЛ, в том числе осмотры и проверки, необходимые для определения объема. 5.8. В качестве одного объекта комплексного ремонта целесообразно принимать: одну ВЛ 6 - 20 кВ (или ее участок между коммутационными аппаратами, анкерными опорами и т.п.); группу ВЛ 0,38 кВ одного населенного пункта; ВЛ 0,38 кВ, присоединенных к одной трансформаторной подстанции. 5.9. При комплексном ремонте выполняются следующие виды работ: все работы по техническому обслуживанию, выполнение которых предусматривалось в год производства ремонта объекта; работы по повышению надежности сети. 5.10. Перечень работ, выполняемых в процессе комплексного капитального ремонта, приводится в прил. 12. 5.11. Ремонтные работы должны производиться по типовым картам организации труда, по типовым и местным технологическим картам, проектам производства работ. 5.12. По окончании ремонта ВЛ инженерно-техническими работниками ПЭС должна быть произведена приемка (по акту) объема и оценка качества выполненных работ. 5.13. Перечень нормативно-технических документов по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ, а также рекомендуемые формы документации по ВЛ приведены в прил. 13, 14. 6. Основные неисправности элементов ВЛ 0,38 - 20 кВХарактеристики основных неисправностей элементов ВЛ необходимы для выполнения качественной оценки технического состояния ВЛ. Учет и оценку технического состояния ВЛ следует выполнять в соответствии с требованиями [18] и [19], а также настоящей Типовой инструкции. 6.1. Опоры и их элементыНаблюдаются следующие неисправности: отсутствие условных обозначений, нумерации опор, предупредительных плакатов или знаков; глубина установки стоек или приставок опор менее предусмотренной проектом; отсутствие или неправильная установка ригелей, опорных или анкерных плит, предусмотренных проектом; некачественное уплотнение грунта в пазухах котлованов опор при их установке; отклонение опор вдоль или поперек оси линии сверх допустимых норм; деформация металлических элементов опор (траверс, крюков, кронштейнов, штырей, узлов крепления и др.); трещины, сколы на поверхности железобетонных элементов опор сверх допустимых норм; обнажение продольной или поперечной арматуры железобетонных стоек или приставок; использование в агрессивной среде железобетонных стоек или приставок, непригодных для эксплуатации в агрессивной среде, или отсутствие защиты от воздействия агрессивной среды; обрывы или ослабление проволочных бандажей; загнивание деревянных элементов опор сверх допустимых норм; уменьшенное сверх допустимых норм расстояние между стойкой и подкосом (или подкосами) сложных опор; прочность бетона на сжатие железобетонных элементов опор менее предусмотренного проектом значения; защитный слой бетона железобетонных стоек или приставок менее допустимого значения; наличие на опорах птичьих гнезд или других посторонних предметов; обгорание или расщепление деревянных элементов опор; наличие следов обгорания железобетонных элементов опор в результате длительного протекания через опору тока замыкания на землю. 6.2. Провода и элементы их крепленияВозможны следующие неисправности: наличие набросов на проводах; наличие оборванных или перегоревших проволок, вспучивания верхнего повива провода; наличие следов перекрытия или оплавления провода; разрегулировка проводов в одном или нескольких промежуточных пролетах; значения стрел провеса проводов не соответствуют данным проекта; значения расстояний по вертикали от проводов до земли, зеленых насаждений и других объектов менее допустимых; значения расстояний до пересекаемых ВЛ, ПВ или линий связи менее допустимых; значения расстояний между проводами ВЛ и другими объектами при их сближении или параллельном прохождении менее допустимых; значения расстояний между проводами разных ВЛ или ВЛ и ПВ, проложенных на общих опорах, менее допустимых. 6.3. Арматура и изоляторыНаблюдаются следующие неисправности: неисправности в креплениях и соединениях проводов: неправильный монтаж зажимов или соединений; вытяжка провода из зажима или соединителя; приближение петли к элементам сложных опор на расстояние менее допустимого; ослабление крепления (вязки) провода к штыревому изолятору; проскальзывание провода в вязке при нормальных условиях эксплуатации; наличие не предусмотренных проектом конструкций креплений (вязок) проводов; механические повреждения изолятора (скол части изолятора, наличие трещин); наличие следов перекрытия изоляторов (повреждение или разрушение материала изолятора); неправильная установка штыревого изолятора на штырь (или крюк); деформации (отклонение от вертикали) штырей или штыревой части крюков более допустимых; наличие коррозии арматуры и шапок изоляторов; наличие трещин в арматуре или деформации отдельных деталей. 6.4. Заземляющие устройстваИмеют место следующие неисправности: повреждения или обрывы заземляющих спусков на опоре; неудовлетворительный контакт соединения заземлителя с арматурой железобетонных стоек; сопротивление заземления опоры выше допустимого значения; коррозия проводников заземления выше допустимого. 6.5. РазъединителиНаблюдаются следующие неисправности: разрегулировка контактов при включении превышает допустимые значения; удар ножа о губки неподвижного контакта; люфт в приводе выше допустимого; повреждение фарфоровых элементов; коррозия токоведущих частей. 6.6. ПредохранителиВозможны следующие неисправности: повышенный нагрев контактов; повреждение контактов, армировки колпачков; загрязнение изоляторов и трубок выше допустимого; неисправность устройства заземления. 6.7. Вентильные разрядникиВероятны следующие неисправности: повреждение фарфоровых крышек, наличие сколов, трещин в местах крепления; загрязнение фарфора выше допустимого; повреждение подводящих и заземляющих шин; коррозия металлических деталей. 6.8. Искровые промежутки и трубчатые разрядникиИмеют место следующие неисправности: превышение значения внешнего искрового промежутка выше допустимого; разрушение электродов; повреждение изолирующей трубки; ослабление крепления арматуры, заземляющих проводников. 7. Приемка ВЛ в эксплуатацию7.1. Законченные строительством ВЛ 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами следует принимать в эксплуатацию согласно требованиям [5] и положениям настоящей Типовой инструкции. 7.2. При техническом надзоре за сооружением, реконструкцией или ремонтом ВЛ эксплуатационный персонал должен выявлять все отступления от проекта линии, допущенные дефекты и добиваться их устранения. 7.3. При проведении технического надзора особое внимание следует обращать на выполнение скрытых работ: соответствие проекту глубины установки опор, установку заземлителей, установку предусмотренных в проекте ВЛ ригелей, опорных и анкерных плит, тщательность уплотнения грунта в пазухах котлованов опор, отсутствие загнивших деревянных деталей, правильность монтажа соединений проводов и т.д. 7.4. При оценке качества выполненных строительно-монтажных работ на принимаемой в эксплуатацию ВЛ, определении соответствия линии проекту и требованиям нормативно-технической документации должны быть проведены выборочные проверки и измерения, оформляемые технической документацией по приемке: опор и их элементов; проводов; элементов крепления проводов; изоляторов и арматуры; устройств заземления и защиты от перенапряжений; стрел провеса, габаритов, пересечений и сближений с линиями и другими инженерными сооружениями. 7.5. При проверках должны быть подтверждены: соответствие проектной и конструкторской документации опор и их элементов, расстановки опор по трассе, заделки их в грунте; отсутствие трещин, сколов, других механических повреждений элементов железобетонных опор; деформаций, превышающих установленные нормативными документами значения; состояние пропитки деревянных элементов опор; соответствие примененных марок проводов и арматуры проектной документации (прил. 15), отсутствие повреждений проводов, правильность выполнения креплений проводов к изоляторам, целость проволочных вязок, соответствие проекту и технологической документации монтажа устройств гашения вибрации и защиты от пляски, устройств защиты от атмосферных перенапряжений; правильность установки изоляторов, их креплений на траверсах (крюках или кронштейнах), отсутствие повреждений изоляторов (сколы, трещины); соответствие габаритов ВЛ (в том числе ширины вырубки трассы), пересечений, приближений и сближений с другими объектами требованиям нормативно-технических документов (прил. 16, 17); наличие, целость, соответствие проекту заземляющих устройств, сечения и прочности проводников заземления, их соединений и присоединений (отсутствие обрывов и видимых дефектов заземляющих проводников, связанных с контуром заземления, сварки с контуром); соответствие электрического сопротивления заземляющих устройств требованиям [1], [8]; соответствие схемы установки разрядников проектной документации. 7.6. До включения линии под напряжение проверяется правильность установки, присоединения, селективности действия, чувствительности и действия на отключение релейной защиты линии от коротких замыканий и (при необходимости) замыканий на землю, а также защиты от замыканий на землю, действующей на сигнал. 7.7. После проверок по пп. 7.4 и 7.5 производится комплексное опробование и постановка ВЛ под номинальное напряжение в соответствии с требованиями ПТЭ. 7.8. При передаче ВЛ в эксплуатацию проверяется наличие приспособлений, устройств, инструмента, применяемых при ремонте, наличие аварийного запаса проводов и других элементов ВЛ. 8. Технические требования, допуски и нормы отбраковки элементов ВЛ8.1. Допустимые расстояния от элементов ВЛ до поверхности земли и до различных объектовРасстояния по вертикали от проводов ВЛ при наибольшем их провисании до поверхности земли и сооружений, расстояния по горизонтали (проекция) от проводов ВЛ до различных объектов и сооружений, расстояния между проводами пересекающихся ВЛ, а также при совместной подвеске проводов разных ВЛ или ПВ должны соответствовать проектным значениям, но не менее приведенных в гл. 2.4 и 2.5 ПУЭ. 8.2. Опоры8.2.1. Обозначения опор на трассе ВЛ должны соответствовать обозначениям опор в технической документации. 8.2.2. На опорах ВЛ на высоте 2,5 - 3 м должны быть нанесены (установлены) постоянные знаки: порядковый номер - на всех опорах; год установки - на всех опорах до 1 кВ; номер ВЛ или ее условное обозначение - на концевых опорах, первых опорах ответвления от ВЛ, на опорах в местах пересечения ВЛ одного напряжения, на опорах, ограничивающих пролет пересечения с железными и автомобильными дорогами, на всех опорах участков трассы с параллельно идущими ВЛ, если расстояние между их осями менее 200 м; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ должна быть обозначена соответствующая цепь - на ВЛ выше 1 кВ; предупреждающие плакаты - в населенной местности на всех опорах ВЛ выше 1 кВ; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи, - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи. 8.2.3. Отклонение одностоечных опор ВЛ от вертикальной оси не должно превышать: 15 см - при приемке в эксплуатацию вновь построенной ВЛ, а также после ремонта или реконструкции; 30 см - в процессе эксплуатации. 8.2.4. Отклонение расстояния между осями котлованов стойки и подкоса (подкосов) - базы сложных опор (концевых, анкерных, угловых анкерных, специальных) - от проектного значения не должно быть более 15 %. Зависимость коэффициента запаса прочности подкосной опоры от изменения базы опоры приведена в табл. 3. Таблица 3 Изменение прочности опоры в зависимости от ее базы
8.2.5. Значения прочности бетона на сжатие железобетонных стоек для опор ВЛ 10 - 20 кВ должны быть не менее 350 кг/см2, для опор ВЛ 0,38 кВ - 250 кг/см2. Зависимость прочности железобетонной стойки от марки бетона приведена в прил. 18 (рис. П18.2). 8.2.6. Не допускаются к эксплуатации железобетонные одностоечные опоры со следующими дефектами, выявленными при приемке ВЛ: наличие в зоне воздействия максимального изгибающего момента стойки, установленной на трассе, но без смонтированных проводов, поперечных и (или) продольных трещин независимо от их количества и ширины раскрытия; наличие на стойке с подвешенными проводами поперечных и (или) продольных трещин шириной раскрытия не менее 0,10 мм независимо от их количества; наличие сколов бетона площадью более 15 см2; наличие сколов бетона с оголением продольной (рабочей) арматуры; искривление стойки опоры более 1 см на 1 м длины. 8.2.7. Не допускаются к дальнейшей эксплуатации железобетонные опоры действующих ВЛ со следующими дефектами, которые должны быть устранены в кратчайшие сроки: отклонение вершины опоры от вертикальной оси превышает 50 см; заглубление промежуточной опоры менее проектного; ширина поперечных трещин в зоне воздействия наибольшего изгибающего момента превышает 0,5 мм; площадь скола бетона превышает 25 см2 с оголением продольной арматуры. 8.2.8. Не допускаются к эксплуатации деревянные элементы опор с выявленными при приемке признаками загнивания древесины. 8.2.9. Не допускаются к дальнейшей эксплуатации и требуют замены деревянные элементы опор с диаметром здоровой части древесины менее браковочного значения (прил. 19). 9. Работы на просеках ВЛ9.1. Трассы ВЛ в лесистой местности должны периодически расчищаться от древесно-кустарниковой растительности. Такие работы должны выполняться, как правило, с применением механизмов (механическим или химическим способом). 9.2. Расчистка трасс от зарослей должна производиться с некоторым опережением по срокам выполнения капитального ремонта ВЛ. 9.3. При наличии на просеке лиственных пород древесно-кустарниковой растительности (береза, ива, ольха, осина, лещина) может быть применен химический способ расчистки трасс. 9.4. На просеках ВЛ, проходящих через зеленые массивы (заповедники, сады, парки, зеленые зоны вокруг населенных пунктов, ценные лесные массивы, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог), периодически должна подрезаться крона деревьев. 9.5. При прохождении ВЛ через лесные массивы обрезка деревьев должна производиться ПЭС (ФЭС, РЭС), обслуживающим ВЛ. 9.6. Если ВЛ проходят через парки, ценные лесные массивы другие многолетние насаждения, обрезка деревьев производится предприятием, в ведении которого находятся ВЛ, либо при обоюдном согласии сторон - организацией, в ведении которой находятся эти насаждения, или индивидуальными владельцами садов и других многолетних насаждений в порядке, определяемом ПЭС (ФЭС, РЭС). 9.7. Перечень участков ВЛ, где необходимо проведение противопожарных мероприятий, должен утверждаться главным инженером ПЭС (ФЭС). 10. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ10.1. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ должны производиться в неплановом порядке. Объем работ по ликвидации аварийных повреждений следует определять на основе данных о характере и объеме повреждений, местах повреждений. 10.2. На ПЭС (ФЭС) должны быть разработаны организационно-технические мероприятия по сокращению продолжительности аварийных простоев ВЛ и быстрейшему вводу их в работу, в частности, должно быть проведено обучение персонала методам и технологии производства восстановительных работ (противоаварийные тренировки), подготовлены материалы и оборудование, транспортные средства, намечены маршруты скорейшей доставки бригад к месту работ, отлажена четкая связь между диспетчером и руководителями работ, производителями работ и бригадами. 10.3. Для ликвидации повреждений на ВЛ в АОЭиЭ должны быть созданы аварийные запасы древесины, железобетонных стоек, проводов, изоляторов, арматуры и других материалов согласно действующим нормам. Использование материалов аварийного запаса для плановых ремонтов не допускается. 10.4. Аварийный запас материалов и оборудования создается за счет средств, выделяемых на строительство новых воздушных линий электропередачи. 10.5. Для пополнения аварийного запаса могут использоваться материалы и оборудование, оставшиеся неповрежденными при аварии и демонтированные в процессе ее ликвидации (прил. 20). 10.6. Виды и типы материалов, предназначенных для создания аварийного запаса для ВЛ, должны устанавливаться проектной организацией с учетом распространенных (в пределах АОЭиЭ) и наиболее повреждаемых элементов ВЛ. 10.7. Строительные организации при заказе материалов и оборудования для строительства ВЛ должны включать в заявку материалы и оборудование, предназначенные для создания аварийного запаса, с последующей передачей их со своего баланса на баланс эксплуатирующей организации. 10.8. Количество, виды и типы материалов аварийного запаса для ВЛ должны утверждаться руководством АОЭиЭ. 10.9. Запас материалов, израсходованных при аварийно-восстановительных работах на ВЛ, необходимо пополнять в кратчайшие сроки. 10.10. Материалы аварийного запаса должны храниться в специально отведенных местах. Запрещается хранение материалов аварийного запаса вместе с материалами и оборудованием, предназначенными для выполнения капитального ремонта. 10.11. В местах хранения аварийного запаса должен находиться перечень его с указанием объема по нормам и фактического наличия, а также видов и типов материалов запаса. 10.12. Хранение и размещение аварийного запаса материалов должно обеспечить его исправное состояние и возможность быстрого получения и доставки на трассу ВЛ в аварийных случаях. 10.13. Древесину следует хранить в штабелях, железобетонные стойки и приставки - в штабелях с прокладками между слоями, провод - на барабанах или в бухтах под навесом. 10.14. При разрушениях ВЛ, вызванных стихийными бедствиями (гололед, наводнение, ледоход, ураган, лесной пожар и др.), или при возникновении угрозы их разрушения руководству ПЭС (ФЭС), в ведении которых находятся эти ВЛ, рекомендуется при необходимости обращаться за помощью в местные органы исполнительной власти, которые в пределах своих полномочий могут привлекать граждан, транспортные средства и механизмы к работам по предотвращению и ликвидации разрушений этих ВЛ. Оплата восстановительных работ производится ПЭС (ФЭС). 10.15. В соответствии с требованиями действующих Правил охраны электрических сетей для ликвидации последствий аварий на ВЛ разрешается вырубка отдельных -деревьев в лесных массивах и на лесозащитных полосах, прилегающих к трассе ВЛ, с последующим оформлением лесорубочных билетов (ордеров). 11. Ремонт железобетонных опор, приставок, фундаментов11.1. Объем ремонта железобетонных опор, приставок, фундаментов определяют при осмотрах ВЛ, в том числе с выборочным вскрытием подземной части опор (приставок) на глубину 0,5 - 0,7 м, с учетом классификации дефектов, приведенной в табл. 4. 11.2. Ширину трещин следует измерять с помощью микроскопа Бриннеля или других приборов с ценой деления не более 0,1 мм. Прочность бетона опоры определяют с помощью эталонного молотка Кашкарова или электронными приборами неразрушающего контроля. Таблица 4 Классификация дефектов железобетонных элементов опор, их заделка в грунте и виды ремонта
11.3. При обнаружении агрессивного воздействия внешней среды на материал опор, под воздействием которого произошло шелушение поверхности бетона, образование волосяных трещин, ржавых пятен и потеков, растрескивание бетона вдоль арматуры, необходимо произвести определение степени агрессивности среды, привлекая для этой цели специальные лаборатории. 11.4. Классификация воздействий агрессивной среды, а также соответствующие типоисполнения железобетонных стоек для опор ВЛ представлены в [22] и прил. 21. 12. Проверка загнивания древесины опор12.1. Проверка загнивания древесины включает: осмотр и простукивание деталей по всей длине; измерения глубины загнивания в опасном сечении и в местах, наиболее подверженных загниванию. 12.2. Осмотром определяется наличие наружного кругового загнивания древесины и местного загнивания (отдельных очагов гнили и трещин, где может возникнуть глубокое и быстрое загнивание). 12.3. Простукиванием определяется наличие загнивания сердцевины: чистый, звонкий стук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие в ней загнивания. Простукивание следует производить в сухую погоду при положительной температуре воздуха. 12.4. Глубину загнивания древесины следует определять специальными приборами, в том числе щупом с полусантиметровыми делениями и полым буравчиком: щуп при измерении следует вводить в древесину нажатием руки. Запрещается забивать его молотком или каким-либо другим инструментом; глубину и характер загнивания определяют по извлекаемому столбику древесины. Все отверстия в древесине, произведенные при измерениях буравчиком, должны быть промазаны антисептиком и закрыты пробками для предотвращения распространения загнивания. 12.5. Измерения глубины загнивания следует производить: в трех точках окружности детали под углом 120° - для деталей, расположенных вертикально или наклонно (приставки, стойки, подкосы, раскосы), и в двух точках окружности (сверху в месте наибольшего загнивания и внизу против первого) - для деталей, расположенных горизонтально (траверсы, распорки и т.п.). Первое измерение по окружности вертикально расположенных деталей производят в месте предполагаемой (после осмотра и простукивания) наибольшей глубины загнивания. 12.6. Средняя глубина наружного загнивания определяется как среднее арифметическое из значений глубин загнивания, полученных при измерении в данном сечении. Диаметр оставшейся здоровой части древесины определяется вычитанием удвоенного значения среднего наружного загнивания из значения фактического диаметра детали. 12.7. Глубину внутреннего загнивания определяют по методу, приведенному в прил. 11. 12.8. Одновременно с измерениями загнивания древесины следует проверить затяжку проволочных бандажей. 13. Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38 - 20 кВ13.1. Норма браковки в расчетном (опасном) сечении определяется, исходя из значения диаметра здоровой части древесины D0, среднегодового снижения диаметра здоровой части загнившей древесины V (см/год) и времени T (годы) до следующего ремонта с заменой древесины, по формуле: D6 = D0 + VT. Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор приведены в прил. 19. 13.2. Нормы браковки стоек и приставок опор для переходов через инженерные сооружения следует принимать на 3 см больше, чем указано в прил. 19. 13.3. Среднегодовое снижение диаметра здоровой части загнившей древесины должно определяться по опыту эксплуатации. При отсутствии данных опыта эксплуатации рекомендуется принимать в расчет 1 см/год в местах со среднегодовой температурой до 4 °С и влажностью 75 %, и 1,5 см/год - в более теплых местах. 13.4. При наличии загнивания допустимый диаметр здоровой части древесины деталей опор в расчетном опасном сечении D0 определяется по формуле:
где Dрасч - расчетный диаметр в опасном сечении, принимаемый по чертежу опоры, см; K0 - допустимый эксплуатационный запас прочности древесины (табл. 4); Kрасч - расчетный запас прочности древесины, принимаемый, исходя из значения временного сопротивления, равного 420 даН/см2 (420 кгс/см2); C - коэффициент износа (табл. 5). При отсутствии проектных данных опоры или применении типовых опор с параметрами, не соответствующими данной линии, величина Dрасч должна быть определена расчетным путем по действительным характеристикам линии (пролет, сечение проводов и грозозащитных тросов, климатические условия). Для промежуточных опор, расположенных на участках трассы ВЛ, проходящих по лесистой местности и ущельям, значение K0 для всех деталей опор, кроме траверс, может быть снижено до 1, значение коэффициента износа C может быть снижено в нормальном режиме до 0,65. Для всех промежуточных опор с выпускающими поддерживающими зажимами, а также для опор с глухими поддерживающими зажимами (за исключением опор, установленных на пересечениях и в населенной местности) Dрасч и соответственно D0 определяются только по условиям нормального режима работы ВЛ. Для промежуточных опор с глухими поддерживающими зажимами, установленными на пересечениях и в населенной местности, а также для всех анкерных и угловых опор Dрасч и D0 определяются по условиям как нормального, так и аварийного режимов работы ВЛ и из полученных значений D0 принимается большее. 13.5. При наличии загнивания древесины не в расчетных опасных сечениях деталей опор допустимый диаметр следует определять следующим образом. Таблица 5 Эксплуатационные коэффициенты запаса прочности
Для одностоечных и П-образных опор без ветровых связей - по формуле: Dох = D0 ± ex, где Dох - допустимый диаметр в сечении, где обнаружено загнивание, см; e - естественная конусность бревна, см/м; x - расстояние между сечением, где обнаружено загнивание, и расчетным опасным сечением детали, м. Для П- и АП-образных опор с ветровыми связями на участках стоек между узлами крепления связей Dох принимается постоянным и равным D0 в ближайшем расчетном опасном сечении данной детали. Для приставок и участков стоек выше уровня крепления связей и распорок, а также для консольных частей траверс Dох определяется по аналогии с одностоечными опорами. Для участков траверс между двумя стойками Dох принимается постоянным и равным D0. Приложение 1(рекомендуемое)
Приложение 2(рекомендуемое)
Приложение 3(рекомендуемое)
Приложение 4(рекомендуемое)
Приложение 5(рекомендуемое)
Приложение 6(рекомендуемое)
Приложение 7(рекомендуемое)
Приложение 8(рекомендуемое)
Приложение 9(рекомендуемое)
Приложение 10(рекомендуемое)
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПООПОРНОЙ СХЕМЫ ВЛ 0,38 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПООПОРНОЙ СХЕМЫ ВЛ 0,38 ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПООПОРНОЙ СХЕМЫ ВЛ 6 - 20 кВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПООПОРНОЙ СХЕМЫ МАГИСТРАЛИ ВЛ 10 кВ
Условные обозначения- одностоечная железобетонная опора;- одностоечная железобетонная опора с двойным креплением проводов;- трехстоечная железобетонная опора;- повышенная трехстоечная железобетонная опора;- совместная подвеска проводов ВЛ 10 кВ и ВЛ 0,38 кВ (опоры 39 – 23)Приложение 11Метод расчета механической прочности древесины опор ВЛ при внутреннем загниванииПри отбраковке на ВЛ древесины с внутренним загниванием следует пользоваться методом, предложенным инженером Мосэнерго В.В. Шелеховым. Сущность метода заключается в следующем: 1. Условно принимают, что при любой форме внутреннего загнивания древесины здоровая часть ее представляет в сечении либо круглое кольцо с ядром в центре (при полном внутреннем загнивании - рис. П11.1, а), либо круговое кольцо с ядром в центре (при неполном внутреннем загнивании - рис. П11.1, б).
Рис. П11.1. Условное сечение детали деревянной опоры: а - при полном внутреннем загнивании; б - при неполном внутреннем загнивании 2. Путем измерений (двух - для траверсы и трех - для прочих деталей) определяют среднюю толщину наружного здорового слоя древесины (при неполном внутреннем загнивании) и диаметр здоровой сердцевины (ядра), а также среднюю толщину гнилого слоя древесины. 3. Выявленная измерениями здоровая часть детали с внутренним загниванием, имеющая момент сопротивления на изгиб W, приравнивается к равнопрочной детали, имеющей круглое сечение с вполне здоровой древесиной (равнопрочное сечение). 4. Отбраковка так же, как и при наружном загнивании, производится на основе сравнения диаметра равнопрочного сечения (эквивалентный диаметр dэ для кольца и d0 для кольца с ядром) с минимально допустимым диаметром для данной детали. Нормы отбраковки те же, что и при наружном загнивании. 5. Значения указанных выше величин W, dэ, d0 для каждого определенного случая находятся по кривым рис. П11.2, построенным по приводимым ниже формулам: , (кривая I), где D - наружный диаметр кольца, см; d - внутренний диаметр кольца, см; K1 - коэффициент, учитывающий дополнительное ослабление прочности древесины за счет ее старения, неоднородности и прочих скрытых дефектов. Коэффициент K1 принимается (в зависимости от толщины 8 наружного здорового слоя древесины) равным 0,7 - 1; W = 0,1D3, (кривая II), где W - момент сопротивления на изгиб для круга, см3; D - диаметр круга. 6. При определении эквивалентного диаметра d0 для сечения в форме кольца с ядром необходимо предварительно найти его момент сопротивления. Для практических целей в данном случае этот момент сопротивления может быть принят равным сумме моментов сопротивления кольца Wэ и ядра Wс. Ряд примеров, поясняющих порядок пользования описанным выше методом отбраковки древесины при внутреннем загнивании, приводится ниже. При этом следует дополнительно руководствоваться следующим: Ослабление древесины по месту внутреннего загнивания сквозными трещинами или крупными сучками учитывается при отбраковке путем уменьшения найденного по кривым эквивалентного диаметра на 1 - 2 см. Ослабление древесины по месту внутреннего загнивания врубками и притесами учитывается как наружное загнивание на глубину врубок. При наличии в одном и том же сечении наружного и внутреннего загнивания следует сначала определить диаметр оставшейся здоровой древесины по наружному загниванию, не принимая в расчет внутреннего, а затем, приняв этот диаметр за наружный, производить отбраковку по внутреннему загниванию в соответствии с изложенным выше. Определение эквивалентных диаметров (по кривым) не требуется в следующих случаях: а) деталь опоры при полном внутреннем загнивании имеет среднюю толщину наружной здоровой части древесины 2 см и менее. В этом случае деталь подлежит немедленной замене;
Рис. П11.2. Кривые зависимости эквивалентных диаметров и моментов сопротивлений б) деталь опоры при внутреннем загнивании (полном и неполном) имеет среднюю толщину наружного здорового слоя древесины более 6 см. В этом случае деталь по внутреннему загниванию не отбраковывается; в) деталь опоры при неполном внутреннем загнивании имеет среднюю толщину наружного здорового слоя древесины 2 см и менее. В этом случае загнивание следует учитывать как наружное (с поверхности) с глубиной, равной средней глубине внутреннего загнивания. Примеры пользования методом отбраковки древесины при внутреннем загнивании Пример 1. Приставка с наружным диаметром в опасном сечении D = 30 см имеет полное внутреннее загнивание по тому же сечению (рис. П11.3, а). Минимально допустимый диаметр данной приставки dмин = 19 см. Рис. П11.3. Примеры внутреннего загнивания древесины: а - приставка имеет полное загнивание; б, в - приставка имеет неполное загнивание; г, д - траверса имеет неполное загнивание. Примечание. а - глубина загнивания траверсы (учитывается как наружное загнивание) Результаты измерений: 3/10, 4/10, 5/10. В числителе указывается, на какой глубине (в сантиметрах) от поверхности начинается внутреннее загнивание, а в знаменателе - на какой глубине оно заканчивается. По месту загнивания имеется сквозная продольная трещина. Поскольку в данном случае загнивание внутреннее полное, сечение здоровой части имеет форму кольца. Средняя толщина наружной здоровой части древесины составит: δср = (3 + 4 + 5)/3 = 4 см. По кривой I для δср = 4 см и D = 30 см находим эквивалентный диаметр dэ = 24 см. Учитывая наличие сквозной трещины, уменьшаем найденный диаметр на 1 см и получаем dэ = 23 см. Сравнивая этот диаметр равнопрочного круглого сечения с минимально допустимым для данной приставки, устанавливаем, что приставка не подлежит замене. Пример 2. Приставка с наружным диаметром в опасном сечении D = 26 см имеет неполное внутреннее кольцевое загнивание по тому же сечению (рис. П11.3, б). Минимально допустимый диаметр приставки dмин = 18 см. Результаты измерений: 2/5, 3/6,4/7. Поскольку загнивание внутреннее, сечение здоровой части имеет форму кольца с ядром в центре. Средняя толщина наружного здорового слоя древесины составит: δср = (2 + 3 + 4)/3 = 3 см. По кривой I для δср = 3 см и D = 26 см находим эквивалентный диаметр для кольца dэ = 18 см. В данном случае учитывается также прочность здоровой сердцевины (ядра). Диаметр ее будет равен: dс = 26 - (5 + 6 + 7)×2/3 = 14 см. По кривой II находим: для dэ = 18 см Wэ = 580 см3; для dс = 14 см Wс = 280 см3. Для определения эквивалентного диаметра d0 сечения в форме кольца с ядром необходимо найти его момент сопротивления. Он принимается приближенно равным сумме Wэ и Wс, т.е. 860 см3. По той же кривой II для W0 = 860 см3 находим соответствующий диаметр d0 = 20,5 см, который оказывается больше минимально допустимого. Таким образом, приставка замене не подлежит. Пример 3. Приставка с наружным диаметром в опасном сечении D = 22 см имеет в этом сечении внутреннее загнивание, как показано на рис. П11.3, в. Оно приравнивается к кольцевому внутреннему загниванию. Минимально допустимый диаметр 16 см. Результаты измерений: первого - 2/5, второго - 3/7; третьего - загнивание не обнаружено. Третьим измерением загнивание не обнаружено и не определена в то же время толщина наружного здорового слоя древесины в этом месте. В этом случае среднюю толщину наружного здорового слоя δср определяем по двум измерениям, а среднюю толщину гнилого слоя bср, которую условно считаем распределенной по окружности, - по трем измерениям. Таким образом, δср = (2 + 3)/2 = 2,5 см. По кривой I находим: dэ = 14,5 см. bср = [(5 - 2) + (7 - 3) + 0]/3 = 2,3 см. dс = (δср + bср)2 = 22 - (2,5 + 2,3)2 = 12,4 см. Моменты сопротивления для найденных диаметров dэ и dс находим по кривой II: Wэ = 300 см3; Wс = 200 см3. W0 принимаем равным 500 см3. По той же кривой II находим диаметр равнопрочного сечения d0 = 17 см. Приставка замене не подлежит. Пример 4. Траверса, диаметр которой в опасном сечении D1 = 24 см (рис. П11.3, г), имеет по этому сечению загнивание, определяемое следующими измерениями: первое - 3/5; второе - загнивание не обнаружено. По другому опасному сечению D2 = 21 см (рис. П11.3, д) траверса имеет загнивание, определяемое следующими измерениями: первое - 1,5/4,5; второе - загнивание не обнаружено. Минимально допустимый диаметр для данной траверсы dмин = 16 см. В опасном сечении траверса имеет врубку глубиной 2 см. Проверка траверсы по первому сечению Учитывая наличие врубки как наружное загнивание, наружный диаметр траверсы в этом сечении следует принять равным D1 = 24(2 + 0)/2 - 2 = 22 см. В соответствии с соображениями, приведенными в предыдущем примере, внутреннее загнивание траверсы по этому сечению приравниваем к внутреннему кольцевому загниванию со средней толщиной здорового наружного слоя δср = 3 см. По кривой I для D1 = 22 см и δср = 3 см находим эквивалентный диаметр: dэ1 = 15,8 см. Средняя толщина гнилого кольцевого слоя, определяемая по двум измерениям, равна bср = [(5 - 3) + 0]/2 = 1 см. Диаметр здоровой сердцевины равен DС1 = D1 - (δср + bср)2 = 22 - (3 + 1)2 = 14 см. На кривой II по известным dэ1 и dс1 находим: Wэ1 = 400 см3; Wс1 = 280 см3. Принимая W01 = 680 см3, находим по этой же кривой II соответствующий ему диаметр равнопрочного сечения d01 = 19 см. Сравнивая его с минимально допустимым диаметром dмин = 16 см, приходим к выводу, что траверса по данному сечению замене не подлежит. Проверка траверсы по второму сечению По этому сечению траверса имеет внутреннее одностороннее загнивание, которое условно приравнивается к внутреннему кольцевому загниванию с толщиной здорового наружного слоя, равной δ = 1,5 см, т.е. менее 2 см. Такое загнивание учитывается как наружное, средняя глубина которого равна dср = [(4,5 - 1,5) + 0]/2 = 1,5 см. Учитывая, кроме того, наличие врубки с боковой стороны (см. рис. П11.3, д), получаем диаметр здоровой части древесины в этом сечении, равный d0 = 21 - [(4,5 - 1,5) + 2 + 0]2/3 = 17,66 см. Врубка учитывается как загнивание с третьей стороны. При минимально допустимом диаметре dмин = 16 см траверса не подлежит замене. Приложение 12Перечень работ, выполняемых при комплексном капитальном ремонте ВЛ 0,38 - 20 кВ1. Расчистка просек ВЛ от кустарников, сваленных деревьев и сучьев; поддержание ширины просеки в размере, установленном проектом. 2. Вырубка вне просеки деревьев, угрожающих падением на провода и опоры ВЛ. 3. Выправка опор, подсыпка и уплотнение грунта у оснований опор. 4. Замена стоек, траверс, подкосов, приставок. 5. Установка дополнительных приставок и подкосов. 6. Перенос и установка дополнительных опор. 7. Переустройство закрепления опор в грунте. 8. Перетяжка, замена и ремонт (установка и замена соединителей, ремонтных муфт, бандажей) проводов, замена ответвлений от ВЛ к вводу в жилые дома и производственные здания. 9. Устройство двойных креплений. 10. Замена изоляторов на опорах, разъединителях. 11. Установка дополнительных изоляторов. 12. Замена крюков и штырей. 13. Регулировка, ремонт или замена разъединителей. 14. Замена заземляющих спусков, устройство заземления. 15. Проверка, замена и установка недостающих устройств грозозащиты. 16. Восстановление постоянных знаков по всей длине ВЛ. 17. Комплекс работ по определению технического состояния ВЛ, подлежащих ремонту. 18. Проверка соответствия нормальных схем ВЛ с фактическим положением. 19. Вынос отдельных опор ВЛ из зон выпучивания грунта (болотистая местность, весенние размывы, затопление и т.п.). 20. Выполнение работ по комплексной качественной оценке технического состояния ВЛ. Приложение 13Нормативно-технические документы, рекомендуемые для использования при эксплуатации ВЛ 0,38 - 20 кВ1. Правила устройства электроустановок. - 6-е изд. - М: Энергоатомиздат, 1985. 2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации: - РД 34.20.501-95. 15-е изд., перераб. и доп. - М.: СПО ОРГРЭС, 1996. 3. Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт. - М.: Энергоатомиздат, 1985. 4. Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт. - М.: Энергия, 1973. 5. Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов распределительных электрических сетей напряжением 0,38 - 20 кВ сельскохозяйственного назначения: РД 34.20.407-87. - М.: СПО ОРГРЭС, 1989. 6. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. - М.: Энергоатомиздат, 1989. 7. Сборник руководящих материалов Главтехуправления Минэнерго СССР. Электротехническая часть. - 4-е изд., перераб. и доп., Ч. 1 - 2. - М.: СПО ОРГРЭС, 1992. 8. Объем и нормы испытания электрооборудования: РД 34.45-51.300-97. - 6-е изд. - М.: ЭНАС, 1998. 9. Инструкция по расследованию и учету технологических нарушений в работе электростанций, сетей и энергосистем. - М.: СПО ОРГРЭС, 1993. 10. Типовая инструкция по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем. - М.: СПО ОРГРЭС, 1992. 11. Типовые карты организации труда на основные виды работ по капитальному ремонту и техническому обслуживанию электрических сетей напряжением 0,38 - 10 кВ. - Типография Госплана КазССР, 1985. 12. Правила использования воздушных линий электропередачи 0,38 кВ для подвески проводов проводного вещания до 360 В: РД 34.20.515-91. - М.: СПО ОРГРЭС, 1991. 13. Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним. - М.: Главгосэнергонадзор, 1993. 14. Табели комплектования предприятий электрических сетей Минэнерго СССР средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания ВЛ 0,4 - 750 кВ и КЛ 0,4 - 35 кВ. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1989. 15. Нормы потребности в средствах малой механизации, механизированном, ручном инструменте и специальных приспособлениях для ремонтно-эксплуатационных работ на ТЭС, ГЭС, в электрических и тепловых сетях: РД 34.10.109-88. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1990. 16. Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1978. 17. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ: РД 34.20.504-94. - М.: СПО ОРГРЭС, 1996. 18. Указания по учету и анализу в энергосистемах технического состояния распределительных сетей напряжением 0,38 - 20 кВ с воздушными линиями электропередачи. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1990. 19. Методические указания по комплексной качественной оценке технического состояния распределительных сетей напряжением 0,38 - 20 кВ с воздушными линиями электропередачи: РД 34.20.583-91. - М.: СПО ОРГРЭС, 1993. 20. Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, здании и сооружений электрических станций и сетей: РДПр 34-38-030-92. - М.: Ротапринт ЦКБ Главэнергоремонта, 1994. 21. Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов напряжением 0,4 - 20 кВ. - М.: СЦО Союзтехэнерго, 1985. 22. Рекомендации, технические и проектные решения по защите строительных конструкций воздушных линий электропередачи. - М.: СПО ОРГРЭС, 1996. 23. Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по эксплуатации распределительных сетей. - М.: СПО ОРГРЭС, 1997. 24. Типовая инструкция по организации оперативного обслуживания распределительных электрических сетей 0,38 - 20 кВ с воздушными линиями электропередачи: ТИ 34-70-059-86. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1987. Приложение 14Формы документации по ВЛ(рекомендуемые)
Приложение 15(справочное) Характеристики проводов и грозозащитных тросов
Приложение 16Допустимые расстояния от проводов ВЛ 6 - 20 кВ до различных объектов1. Наименьшие расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли, сооружений, дорог и поверхности воды (по вертикали)
2. Наименьшие расстояния приближения ВЛ к различным объектам и сооружениям (по горизонтали)
Приложение 17Наименьшие допустимые расстояния в нормальном режиме ВЛ до 1 кВ*
Приложение 18Изменение прочности в зависимости от качества изготовления и монтажа
Рис. П18.1. Зависимость прочности железобетонной опоры с подкосом от расстояния между осями котлованов стойки и подкоса (базы)
Рис. П18.2. Зависимость прочности железобетонной стойки типа СВ 105-3,6 от марки бетона: 1 - расчетная кривая; 2- фактическая кривая Приложение 19Министерство энергетики и электрификации СССР Решение № Э-1/87 г. Москва 26 января 1987 г. О нормах браковки и сроках замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38 - 110 кВ В целях рационального использования древесины и совершенствования планирования ремонтов деревянных опор ВЛ 0,38 - 110 кВ Главтехуправление решает: 1. Установить нормы браковки деревянных деталей опор в соответствии с прилагаемой таблицей. Нормой браковки считается значение диаметра (эквивалентного диаметра при внутреннем загнивании) незагнившей части древесины, при котором деталь подлежит замене при ближайшем запланированном ремонте линии (участка линии). 2. Нормы браковки стоек и приставок опор для перехода через инженерные сооружения принимать на 3 см больше, чем указано в таблице. Нормы браковки раскосов опор ВЛ 35 - 110 кВ и траверс опор ВЛ 0,38 - 20 кВ не устанавливаются; указанные детали следует заменять по решению лиц, ответственных за эксплуатацию. 3. Проверки загнивания деталей опор производить первый раз через 3 - 6 лет после ввода линии в эксплуатацию, далее - в период, предшествующий ремонту с заменой деревянных деталей. Интервалы времени между последующими заменами устанавливаются в пределах ±30 % указанной в таблице периодичности, но не более 6 лет для ВЛ напряжением выше 1000 В. 4. Аннулировать Решение № Э-8/80 от 10 ноября 1980 г. «О нормах браковки деревянных опор ВЛ 0,4 - 20 кВ» и Эксплуатационный циркуляр № Ц-04082(Э) от 9 апреля 1982 г. «О нормах браковки и периодичности ремонтов деревянных опор на железобетонных приставках ВЛ 0,4 - 20 кВ». Главой 38 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (М.: Энергия, 1977), а также «Типовой инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ», ч. 1 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983), «Типовой инструкцией по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987) следует руководствоваться с учетом настоящего Решения. Заместитель начальника Главтехуправления К.М. Антипов Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38 - 110 кВ
Приложение 20Министерство
энергетики и электрификации СССР Эксплуатационный циркуляр № Ц-03/85 (Э) г. Москва 31 января 1985 г. О повторном применении железобетонных стоек и приставок, демонтируемых с ВЛ 0,4 - 20 кВ В целях рационального использования железобетонных стоек и приставок ВЛ 0,4 - 20 кВ Главтехуправление предлагает: 1. Применять для капитального ремонта и реконструкции ВЛ железобетонные вибрированные стойки и приставки, высвобождающиеся с демонтируемых опор ВЛ 0,4 - 20 кВ, за исключением: стоек с ненапряженной арматурой и стоек без поперечной арматуры; приставок со сроком службы более 15 лет и приставок ПТ-1,2 - 3,25 независимо от срока службы. 2. Учитывать, что демонтаж, перевозка и повторный монтаж снижают прочность стоек на 15 %. 3. Железобетонные стойки демонтированных опор ВЛ 10 кВ, как правило, использовать для опор 0,4 кВ. Высота закрепления траверсы при этом не должна превышать 8 м от поверхности земли. Допускается повторное применение стоек СНВ-3,2 в VI ветровом и III гололедном районах (здесь и далее нумерация районов по ветру и гололеду дается по табл. П-5-1 и П-5-2 ПУЭ-76) для ремонтов, а при более легких условиях работы также для реконструкции ВЛ 10 кВ с проводами до АС 50/8. 4. Железобетонные стойки демонтированных опор ВЛ 0,4 кВ в I - III ветровом и I - II гололедном районах, как правило, использовать для ремонтов ВЛ 0,4 кВ; допускается повторное применение стоек СНВ-1,1 для реконструкции линий с числом проводов до пяти в III ветровом районе, на закрытых трассах II и открытых трассах I районов по гололеду. Условия повторного применения стоек СНВ-1,1 в более тяжелых климатических районах определяются предприятиями электрических сетей с учетом особенности трасс, ответственности линии, количества и сечения проводов. 5. Железобетонные приставки демонтированных опор применять при ремонте ВЛ 0,4 кВ (приставки ПТ-1,7 - 3,25) только в застроенной местности с количеством проводов на опоре до пяти. Допускается применение приставок ПТ-4,0 - 4,5 при ремонте ВЛ 10 кВ в I - III ветровых и I - II гололедных районах. 6. Не подлежат повторному применению стойки и приставки со следующими дефектами: отслоение и иное нарушение поверхности бетона; выход арматуры на поверхность; наличие на поверхности следов арматуры (недостаточный защитный слой), наличие пятен и ржавых потеков, сколов на глубину более 5 мм на первой половине длины стойки от комля и более 10 мм на остальной ее части; поперечные трещины шириной раскрытия более 0,3 мм, продольные трещины длиной более 15 см независимо от ширины раскрытия. Заместитель начальника Главтехуправления, главный специалист-электрик К.М. Антипов Приложение 21(справочное) Область применения, основные параметры железобетонных стоек, эксплуатирующихся в условиях воздействия агрессивной среды Таблица П21.1 Тип исполнения стойки для условий эксплуатации в неагрессивных газообразной, твердой и жидкой средах
Таблица П21.2 Тип исполнения сгонки для условий эксплуатации в агрессивных газообразной, твердой и жидкой средах
Таблица П21.3 Характеристики железобетонных стоек
Таблица П21.4 Основные параметры железобетонных стоек
Приложение 22Оперативная схема ВЛ
|
|
|
|
||||
|
|
|
||||
Схема пересмотрена (должность, Ф. И.О.) |
Подпись |
Дата |
||||
Дата изм. |
Содержание изменений |
Должность |
Ф. И.О. |
Подпись |
Документ об изменениях |
|
|
|
|
||||
|
|
|||||
|
|
|||||
№ пп. |
Наименование |
Единица измерения |
Всего |
В том числе |
||
1001 1002 1003 |
||||||
1 |
Всего |
|
|
|
||
количество ТП мощность |
шт./кВ×А |
|
|
|||
На балансе РЭС |
|
|
|
|||
количество ТП мощность |
шт./кВ×А |
|
|
|||
2 |
Всего протяженность ВЛ, в том числе на железобетонных опорах |
км/км |
|
|
||
На балансе РЭС протяженность ЗЛ, в том числе на железобетонных опорах |
км/км |
|
|
|||
3 |
Протяженность просек ВЛ |
км/га |
|
|
||
Площадь просеки |
|
|
|
|||
4 |
Протяженность провода марки ПС на ВЛ |
км |
|
|
||
Филиал РЭС |
||||||
Схема электрической сети 6 - 20 кВ от ПС (диспетчерское наименование) |
||||||
Утвердил |
Должность |
Ф. И.О. |
Подпись |
Дата |
||
Проверил |
|
|
|
|
||
Чертил |
|
|
|
|
||
Условные обозначения для схем электроустановок напряжением 0,38 - 20 кВ
(схемы - на вклейках)
Условное обозначение |
Наименование |
Электроустановки напряжением 6 - 20 кВ |
|
|
Разъединитель (РЛНД, РВ) |
|
Разъединитель с оперативным разрывом |
|
Разъединитель, которым запрещены операции под нагрузкой |
|
Разъединитель с заземляющими ножами |
|
Выключатель нагрузки |
|
Выключатель нагрузки с оперативным разрывом |
|
Масляный (вакуумный) выключатель |
|
Выключатель с оперативным разрывом |
|
Предохранитель ПКТ-10 |
|
Трубчатый разрядник |
|
Вентильный разрядник |
|
Генерирующее устройство у потребителя |
|
Граница балансового разграничения |
|
Промежуточная опора на железобетонных стойках |
|
Промежуточная опора с двойным креплением проводов |
|
Промежуточная опора на деревянных стойках |
|
Концевая (анкерная) опора на железобетонных стойках |
|
То же, с двумя подкосами |
|
Концевая (анкерная) опора на деревянных стойках |
|
Угловая опора на железобетонных стойках |
|
Угловая опора на деревянных стойках |
|
Опора с совместной подвеской проводов ВЛ 6 - 20 кВ и ВЛ 0,38 кВ |
|
Опора с нормированным сопротивлением заземляющего устройства |
|
Участок ВЛ с указанием марки, сечения, длины провода (км) |
|
Участок ВЛ с указанием марки, сечения, длины кабеля (км) |
|
Пересечение с воздушной линией связи |
|
Пересечение с радиолинией |
(наименование) |
Пересечение с ВЛ (указать наименование ВЛ, напряжение) |
|
Пересечение с рекой |
|
Пересечение с дорогой |
|
Пересечение с железной дорогой |
|
Пересечение с газопроводом |
|
Пересечение с водопроводом |
|
Пересечение с теплотрассой |
|
Граница хозяйства |
|
ПС напряжением 35 кВ и выше |
|
КТП с указанием мощности трансформатора |
|
Ведомственная КТП |
|
МТП на железобетонных стойках (ведомственные заштриховываются) |
|
МТП на деревянных стойках (ведомственные заштриховываются) |
|
ЗТП (ведомственные заштриховываются) |
|
ОТП на железобетонных стойках |
|
ОТП на деревянных стойках |
Электроустановки напряжением 0,38 кВ |
|
|
Промежуточная опора на железобетонной стойке |
|
Промежуточная опора на деревянной стойке |
|
Концевая (анкерная) опора на деревянных стойках |
|
Концевая (анкерная) опора на железобетонных стойках |
|
То же, с двумя подкосами |
|
Количество, марка, сечение проводов, протяженность (км) |
|
Светильник уличного освещения |
|
Ответвление в здание (сооружение) с указанием количества проводов более двух |
|
Участок ВЛ 0,38 кВ с подвеской проводов проводного вещания |
|
Пересечение с дорогой |
|
Пересечение с рекой |
|
Пересечение с железной дорогой |
|
Пересечение с радиолинией |
|
Пересечение с линией связи |
|
Пересечение с теплотрассой |
|
Низковольтный предохранитель |
|
Низковольтный автоматический выключатель |
|
Рубильник |
|
Трансформатор тока |
|
Силовой трансформатор |
|
Повторное (грозозащитное) заземление |
Примечание. Условные обозначения соответствуют: ГОСТ 2.755-87. Обозначения условные графические в электрических схемах; ГОСТ 2.702-75 (СТ СЭВ 1188-78). Правила выполнения схем (Единая система конструкторской документации.); Типовой инструкции по организации оперативного обслуживания распределительных электрических сетей 0,38 - 20 кВ с воздушными линиями электропередачи. |
Содержание