ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ТАРА СИСТЕМА РАЗМЕРОВ ГОСТ 21140-88 (СТ СЭВ 227-87) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.01.89 до 01.01.99 Настоящий стандарт распространяется на тару прямоугольного и круглого сечения и устанавливает для нее единую систему размеров, исходя из модуля 600´400 мм с учетом номинальных размеров поддонов 1200´1000 мм и 1200´800 мм. Стандарт следует применять при проектировании и закупке по импорту тары, оборудования, связанного с размерами тары, средств пакетирования, транспортного и складского оборудования. Стандарт не распространяется на тару, для которой в зависимости от специальных условий и технико-экономического обоснования определены другие размеры. Поправка (ИУС 11-89). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Размеры транспортной и потребительской тары должны быть увязаны между собой и с размерами средств пакетирования, транспортного, складского оборудования. 1.2. Размеры тары, производимые от модуля 600´400 мм и обеспечивающие полное заполнение площади поддонов 1200´1000 и 1200´800 мм, являются предпочтительными. 2. РАЗМЕРЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ2.1. Сочетания длины и ширины транспортной тары прямоугольного сечения должны соответствовать указанным в таблице. При невозможности или нецелесообразности применения размеров основного ряда сочетания длины и ширины транспортной тары выбирают из дополнительного ряда размеров. Размеры, мм
Примечание. Подчеркнутые сочетания размеров являются предпочтительными. 2.2. Наружные диаметры транспортной тары круглого сечения выбирают из следующего ряда размеров, мм: 1200, 1000, 800, 620, 600, 550, 500, 484, 435, 400, 370, 351, 320, 294, 277, 266, 246, 226, 219, 200 2.3. Внутренние размеры транспортной тары устанавливаются, исходя из толщины ее стенок и с учетом величины деформации при транспортировании и хранении продукции. Например, вибрация при транспортировании, давление на ящики в штабеле и др. 2.4. При выборе высоты транспортной тары следует исходить из основных принципов: минимального расхода тарного материала и с учетом пакетных перевозок грузов (высота пакета). Рекомендуемый ряд для выбора наружной высоты транспортной тары, мм: 1200, 1150, 1100, 1050, 1000, 950 900, 850, 800, 775, 720 675, 620, 600, 560, 500, 465, 400, 360, 333, 320, 300, 280, 266, 250, 240. 2.5. Отклонения от размеров тары устанавливаются в стандартах на конкретные виды тары. 2.6. Схемы размещения транспортной тары на поддонах приведены в приложениях 1, 2. 3. РАЗМЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТАРЫ3.1. Порядок расчета размеров потребительской тары, а также выбора транспортной тары для потребительской или изделий заданных размеров даны в приложении 3. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рекомендуемое РАЗМЕЩЕНИЕ РЯДОВ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ НА ПОДДОНАХ
1. Обозначения: (I) - поддон размером 1200´1000 мм; (II) - поддон размером 1200´800 мм. 2. Ряд тары в штабеле по высоте располагают с разворотом каждого следующего слоя на 180°.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Рекомендуемое РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ КРУГЛОГО СЕЧЕНИЯ НА ПОДДОНАХРазмеры, мм
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Рекомендуемое ПОРЯДОК РАСЧЕТА РАЗМЕРОВ ТАРЫ1. Наружные размеры потребительской тары должны быть увязаны с внутренними размерами транспортной тары с учетом требований к количеству (массе) продукции и схеме укладок потребительской тары в транспортную. 2. При определении размеров потребительской тары основными являются ее теоретические наружные размеры. Теоретические наружные размеры потребительской тары включают ее внутренний размер, толщину стенок и их деформацию после заполнения тары, размеры комплектующих деталей и зазоры, необходимые для укладывания потребительской тары в трансфертную. 3. Теоретические наружные размеры потребительской тары (l) вычисляют по формуле l = (1) где А - внутренний размер транспортной тары для рассчитываемого размера потребительской тары по длине, ширине, высоте, мм; К - количество единиц потребительской тары в ряду для одного внутреннего размера транспортной тары. 4. Внутренние размеры (L) потребительской тары по длине, ширине, высоте, диаметру вычисляют по формуле L = l - (Dl + b + + ) (2) где l - теоретический наружный размер тары по длине, ширине, высоте и диаметру, мм; Dl - суммарная величина деформации по длине, ширине, высоте и диаметру наполненной тары, мм; b - суммарная толщина двух стенок тары с учетом конструктивных деталей, увеличивающих ее габаритные размеры (бортики, ручки и т. п.), мм; c - величина зазора, необходимого для ручной или механизированной укладки блока тары в ящик, мм; f - суммарная толщина комплектующих деталей (перегородок, прокладок и т. п.), мм; k - количество единиц потребительской тары в ряду для одного внутреннего размера транспортной тары. Величины Dl и c определяются экспериментально путем опытных укладок. 5. В случае необходимости определения (выбора) размеров транспортной тары по установленным параметрам потребительской - (в мм) теоретические размеры потребительской тары вычисляют по формуле: l = L + Dl + b + + (3) 5.1. После определения теоретической длины, ширины и высоты потребительской тары устанавливают количество ее единиц (N) в транспортной таре по формуле N = (4) где М - масса груза в единице транспортной тары, кг; т - масса брутто изделия (товара) в единице потребительской упаковки или масса изделия при упаковывании без потребительской тары, кг; тb - масса комплектующих деталей и вспомогательных упаковочных средств в единице транспортной тары, кг. Величина М определяется в зависимости от требований потребителя, способов проведения манипуляций с транспортной тарой, требований к сохранности продукции и других факторов. Если при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах предусмотрен ручной труд, то необходимо учитывать ограничения по нормам переноски грузов, установленных государственными документами. 5.2. С целью выбора транспортной тары оптимальных размеров анализируются различные варианты укладывания потребительской тары (изделий) в транспортную. При необходимости анализа большого числа вариантов работу целесообразно проводить с применением электронно-вычислительных машин. 5.3. Внутренние размеры транспортной тары (А) вычисляют (в мм) по формуле A = l∙k 5.4. Наружные размеры транспортной тары определяют с учетом толщины тарного материала и конструкции тары. При этом полученные расчетным путем размеры транспортной тары увеличиваются до ближайшего размера, приведенного в таблице, при условии обеспечения сохранности продукции. 6. При необходимости производится экспериментальная проверка полученных размеров потребительской и транспортной тары. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению ИСПОЛНИТЕЛИ: В. А. Данилевский, канд. техн. наук, Г. М. Рудин, К. И. Ионова, И. В. Бритова, Н. И. Королева, Л. В. Ушнурцева, Л. Г. Катана 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.88 № 3317 3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 227-87. 4. Стандарт соответствует МС ИСО 3384 и МС ИСО 3696. 5. ВЗАМЕН ГОСТ 21140-75. 6. Срок первой проверки - 1997 г. Периодичность проверки - 5 лет. СОДЕРЖАНИЕ
|