ТИПОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ РАЗДЕЛ 7 ТИПОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 7.01.01.61 УСИЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК И РИГЕЛЕЙ ПЕРЕКРЫТИЙ МОСКВА - 1989
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Данная типовая технологическая карта разработана на процесс усиления железобетонных балок и ригелей ячейки промздания путем устройства монолитных железобетонных обойм и рубашек с набетонкой в уровне перекрытия и снизу. 1.2. Карта рекомендована для применения при техперевооружении, реконструкции и ремонте промышленных зданий с монолитными железобетонными балочными перекрытиями при ширине пролетов 3 - 9 м. 1.3. Картой предусмотрено выполнение работ с применением различных вариантов механизации подачи и укладке бетонной смеси, принимаемых в зависимости от конкретных условий и технической оснащенности производителя работ. 1.4. При привязке технологической карты к реальным объектам и условиям производства работ необходимо выполнить пересчет объемов работ, калькуляций затрат труда и заработной платы, графиков производства работ, материально-технических ресурсов и конечных технико-экономических показателей на основании классификатора фасетных факторов. В каждом конкретном случае выбирается наиболее рациональный по экономическим показателям вариант с учетом работы основного производства (см. раздел 2). 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ2.1. До начала работ по усилению конструкций в зависимости от конкретных условий необходимо: проанализировать влияние стесненности фронта работ от конструкций и технологического оборудования на условия производства работ; определить возможность производства работ без остановки технологического оборудования, а при необходимости сроки частичной или полной его остановки, и увязать график выполнения работ с технологическим режимом действующего производства; выявить возможность привлечения внутрицехового транспорта и грузоподъемных механизмов для производства работ, а также доставки материалов в зону выполнения работ; разработать схему доставки строительных материалов и инвентаря к местам применения и зонам временного складирования; произвести необходимый демонтаж оборудования и инженерных сетей и их временное отключение или вынос на период производства работ по усилению конструкций; выполнить разгружение усиливаемых конструкций; установить порядок и места подключения машин и механизмов к существующим энергетическим сетям; осуществить комплекс дополнительных мероприятий по обеспечению безопасного выполнения работ в условиях действующего производства и защите технологического оборудования и инженерных коммуникаций от возможного повреждения или загрязнения в ходе строительных работ. 2.2. По конструктивной схеме настоящей картой предусмотрено усиление конструкций тремя типами монолитных набетонок (см. рис. 1). В случае несовпадения проектного решения усиления балочного перекрытия с конструктивными схемами, принятыми в настоящей технологической карте, следует привязывать технологию производства работ к наиболее подходящей конструктивной схеме из указанных, с необходимым пересчетом объемов и параметров согласно проекту усиления. КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ УСИЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ Рис. 1 А - пролет балки; 1 - новая рабочая продольная арматура; 2 - хомут; 3 - новая поперечная арматура; 4 - старая рабочая арматура; 5 - соединительные скобы 2.3. В зависимости от применяемой схемы и способа механизации укладки бетонной смеси комплекс работ по усилению конструкций будет включать следующие технологические процессы (см. табл. 1). Таблица 1
2.4. Настоящей картой предусмотрен следующий порядок производства работ: монтаж трубчатых лесов с устройством рабочего настила; пробивка отверстий в перекрытии рядом с усиливаемыми элементами для пропуска тяжей подвески опалубки, хомутов, арматуры и укладки бетонной смеси; очистка бетонных поверхностей; насечка поверхности усиливаемых элементов или скалывание защитного слоя при оголении арматуры; установка стенда для сборки арматурных каркасов и опалубки на рабочем настиле лесов; сборка арматурных каркасов и установка их или отдельных стержней арматуры в проектное положение; сборка опалубки из инвентарных металлических щитов и установка ее в проектное положение; укладка бетонной смеси и выдержка бетона до набора 75 % проектной прочности; демонтаж опалубки; заделка отверстий для пропуска тяжей подвески; демонтаж лесов. 2.5. Последовательность работ на захватке в целом едина при всех трех схемах усиления, но в зависимости от средств механизации имеет свои особенности. Бетонирование с помощью ленточных транспортеров рекомендовано применять для усиления перекрытий нижних этажей промзданий при обоснованной технологичности такой механизации выполнения работ, т.к. использование ленточных транспортеров не обеспечивает достаточной гибкости производства работ, особенно при условии насыщенности оборудованием реконструируемого производства. Подачу бетонной смеси предусмотрено осуществлять снаружи внутрь здания с помощью самоходных бетоноукладчиков, далее по перекрытию - переставными транспортерами. В местах перегрузки и укладки бетонной смеси используются направляющие воронки. Количество секций транспортера принимается исходя из конкретных условий производства работ. Подача бетонной смеси бетононасосными установками эффективна при значительных объемах бетонных работ и большой дальности транспортирования бетонной смеси как по вертикали, так и по горизонтали. Разовый объем укладываемой бетонной смеси должен составлять не менее 5 м3, что возможно только при широком фронте производства работ или комплексном усилении конструкций (колонны-балки-перекрытие) во время остановочного периода. Бетонирование конструкций с применением бетононасосов включает комплекс работ, связанных единой технологической схемой: монтаж и демонтаж трубопроводов; установка средств распределения бетонной смеси; подача и укладка бетонной смеси; ликвидация пробок и очистка оборудования. При прокладке бетонопровода необходимо соблюдать следующие рекомендации: система бетонопроводов должна иметь минимальную протяженность и минимальное число поворотов; бетонопровод не должен мешать установке опалубки, арматуры, закладных деталей, а также выполнению других смежных работ; схема устройства бетонопроводов должна обеспечивать спуск воды после промывки системы; в местах изменения направления бетонопровода его необходимо надежно закрепить к неподвижным частям сооружения с помощью растяжек и распорок; вертикальный участок бетонопровода следует располагать не ближе 7 … 8 м от бетононасоса. Для распределения бетонной смеси по зонам укладки в конструкции возможно применение переставных распределительных стрел и механических манипуляторов. Распределительные стрелы можно применять при достаточной высоте помещений (не менее 6 м) в условиях развитого технологического оборудования. Механические распределители требуют свободы маневра распределительного органа в горизонтальной плоскости, что затруднено при наличии оборудования на усиливаемом перекрытии. При использовании распределительных механизмов необходимо учитывать дополнительную нагрузку на перекрытие от распределителя и наличия бетонной смеси в системе бетонопроводов. Для управления подачей бетонной смеси необходимо устройство звуковой сигнализации. Перерывы в работе бетононасоса должны быть минимальны, в противном случае увеличивается опасность возникновения пробок в системе бетонопровода. Для уплотнения бетонной смеси в этом случае рекомендуются поверхностные вибраторы, устанавливаемые на щиты опалубки. При бетонировании с помощью бетононасосов целесообразно применение литых бетонных смесей с суперпластификаторами. При нарушении рекомендуемых режимов работы, условий эксплуатации бетононасоса, неправильном подборе смеси или неисправном техническом состоянии агрегата в системе бетонопровода появляется опасность возникновения пробок. Ликвидация пробок и очистка бетононасоса является ответственной операцией, которую следует выполнять в строгом соответствии с указаниями по эксплуатации применяемого оборудования. При небольших объемах бетонирования, узости фронта работ, необходимости последовательного усиления конструкций наиболее целесообразно применение пневмонагнетательных установок. В зависимости от типа установки бетонную смесь можно применять в готовом виде или приготавливать на объекте в смесительных камерах применяемых пневмонагнетателей. Подача бетонной смеси может осуществляться порционно, с прослойками сжатого воздуха, что значительно увеличивает дальность подачи смеси. Выбор типа пневмонагнетательной установки определяется конкретными условиями производства работ. При бетонировании с помощью пневмонагнетателей необходимо более тщательное уплотнение бетонной смеси в конструкциях в связи с насыщением ее воздухом в процессе побуждения и транспортировки. Устройство набетонок способом торкретирования целесообразно применять при небольших толщинах наращиваемого бетона, когда обычное бетонирование менее технологично. Торкретирование можно отнести к «грязным» процессам, что в некоторых случаях ограничивает его применение или требует организации защиты от загрязнения. При бетонировании конструкций способом торкретирования число и толщина слоев, характеристика смеси, вид и максимальная крупность заполнителя определяются проектом в зависимости от конструктивного решения усиления. Настоящей картой предусмотрено нанесение торкрета слоем толщиной 20 мм, причем каждый последующий слой наносится после полного нанесения предыдущего до его затвердевания без устройства технологических перерывов. При необходимости получения гладких поверхностей на последний слой торкрета наносят затирочный слой и выполняют затирку поверхности. Нанесение торкрета должен выполнять сопловщик (не ниже 5-го разряда) с помощником (не ниже 4-го разряда). Квалификация и опыт сопловщика определяют качество нанесения торкрета. СХЕМА УСТРОЙСТВА ПОДВЕСНОЙ ОПАЛУБКИ
Рис. 2 1 - боковой щит; 2 - тяж подвески; 3 - несущий прогон; 4 - щит днища; 5 - поперечный прогон; 6 - заливная горловина направление струи из цемент-пушки
Рис. 3 ○ - отверстие в плите 100 ´ 100 мм в шахматном порядке для пропуска хомутов; ● - отверстие в плите для нагнетания бетона; + - отверстие в плите Æ 50 мм для установки тяжей подвески опалубки; L - пролет второстепенных балок; L' - пролет основных балок; L" - шаг второстепенных балок
Рис. 4 1 - тяжи подвески; 2 - щиты опалубки; 3 - стенд для сборки опалубки; 4 - стойки лесов
Рис. 5 1 - бетоновод; 2 - воронка; 3 - стенд для сборки опалубки Рис. 6 1 - цемент-пушка; 2 - емкость с водой; 3 - шланги; 4 - сопло
Рис. 7 1 - опалубка; 2 - леса; 3 - стенд для сборки опалубки; 4 - транспортер; 5 - воронка Направление струи бетона должно быть перпендикулярно торкретируемой поверхности. При диаметре устанавливаемой арматуры более 14 мм для устранение «теневого» эффекта рекомендуется отклонять струю до 15°. В процессе торкретирования сопло перемещают по спирали кругообразными движениями на расстоянии ≈ 1 м от поверхности, при бетонировании закладных деталей указанное расстояние уменьшают до 0,5 … 0,8 м. Влажность торкрета должна обеспечивать необходимую подвижность смеси, но не приводить к оплыванию поверхности нанесенного слоя. При качественном нанесении бетона поверхность имеет одинаковый цвет и «жирный» блеск. Сухих пятен и полос быть не должно. При бетонировании способом торкретирования следует предусмотреть мероприятия по сбору и использованию отскока. Отскок, собранный немедленно до начала схватывания, можно добавлять в исходную смесь до 15 % с учетом изменения состава бетона в отскоке (уменьшение содержания цемента, увеличение содержания заполнителей). Схему выполнения работ способом торкретирования см. лист № 6, 8. Очистку бетонных поверхностей от набелов и загрязнений производят пескоструйным аппаратом, а при наличии масляных загрязнений выполняют обезжиривание. Пробивку отверстий в перекрытии предусмотрено производить с помощью бурильных, отбойных молотков, электрических бетоноломов или выполнять сверление отверстий с помощью станков с кольцевыми сверлами. Сборка арматурных каркасов и коробов опалубки осуществляется на стенде, устанавливаемом на верхнем настиле лесов. Подъем арматурных каркасов и коробов опалубки в проектное положение производят с помощью тросов, пропускаемых в отверстия в перекрытии. Закрепление и выверку опалубки осуществляют посредством затяжки гаек с шайбами размером 110´110´10 мм, закрепляемых на тяжах подвески. Нагнетание бетонной смеси производят через отверстия в перекрытии, либо через боковые отверстия в опалубке, оборудованные пластинчатыми затворами. После достижения бетоном не менее 75 % проектной прочности производится распалубливание и бетонирование отверстий для пропуска тяжей подвески. При выполнении работ следует строго соблюдать требования СНиП 3.03.01.87. 2.6. В качестве примера выполнения усиления балочного перекрытия в настоящей карте рассмотрен вариант со следующими параметрами (см. рис. 8). На указанные в примере объемы рассчитаны калькуляции затрат труда и разработаны графики производства работ для различных конструктивных схем и способов производства работ. 2.7. При привязке технологической карты, в случае отличия параметров конструктивных элементов и применяемой техники от указанных в примере, необходимо произвести перерасчет путем замены значений факторов, приведенных в разделе 9 «Фасетный классификатор факторов». Рис. 8 1,1' - устройство обоймы и наращивание второстепенных балок; 2,2' - то же, основных балок 3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТТаблица 2
4. КАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ ТРУДА, МАШИННОГО ВРЕМЕНИ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ4.1. ПОДАЧА БЕТОННОЙ СМЕСИ ЛЕНТОЧНЫМИ ТРАНСПОРТЕРАМИ Таблица 3
4.2. ПОДАЧА БЕТОННОЙ СМЕСИ БЕТОНОНАСОСАМИ И ПНЕВМОНАГНЕТАТЕЛЯМИ Таблица 4
4.3. УСИЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТОРКРЕТИРОВАНИЯ Таблица 5
5. ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ5.1. УСИЛЕНИЕ БАЛОЧНОЙ КЛЕТКИ ПО I и II КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕНТОЧНЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ Таблица 6
Примечание. ТП - технологический перерыв; * - первая конструктивная схема; ** - вторая конструктивная схема. 5.2. УСИЛЕНИЕ БАЛОЧНОЙ КЛЕТКИ ПО КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕНТОЧНЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ Таблица 7
Примечание. ТП - технологический перерыв. 5.3. УСИЛЕНИЕ БАЛОЧНОЙ КЛЕТКИ ПО I и II КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЕ ПРИ ПОДАЧЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ БЕТОНОНАСОСАМИ И ПНЕВМОНАГНЕТАТЕЛЯМИ Таблица 8
Примечание. ТП - технологический перерыв; * - первая конструктивная схема; ** - вторая конструктивная схема. 5.4. УСИЛЕНИЕ БАЛОЧНОЙ МЕТКИ ПО III КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЕ ПРИ ПОДАЧЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ БЕТОНОНАСОСАМИ И ПНЕВМОНАГНЕТАТЕЛЯМИ Таблица 9
Примечание. ТП - технологический перерыв. 5.5. УСИЛЕНИЕ БАЛОЧНОЙ КЛЕТКИ СПОСОБОМ ТОРКРЕТИРОВАНИЯ ПО I И II КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЕ Таблица 10
Примечание. ТП - технологический перерыв; * - первая конструктивная схема; ** - вторая конструктивная схема. 5.6. УСИЛЕНИЕ БАЛОЧНОЙ КЛЕТКИ СПОСОБОМ ТОРКРЕТИРОВАНИЯ ПО III КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЕ Таблица 11
Примечание. ТП - технологический перерыв. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫПотребность в инструменте, инвентаре и приспособлениях приведена в табл. 12. Таблица 12
Потребность в материалах и полуфабрикатах для выполнения работ Таблица 13
7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИПри производстве работ строго следовать требованиям СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». Леса должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.012-75, ГОСТ 24259-80, ГОСТ 24258-80. Устойчивость лесов должна быть обеспечена устройством подкосов и растяжек, схема расположения которых должна быть указана в проекте производства работ. Леса высотой до 4 м подлежат приемке прорабом или мастером с регистрацией в журнале производства работ, а выше 4 м - специальной комиссией с оформлением соответствующего акта. При выполнении отдельных видов работ необходимо соблюдать требования типовых инструкций по охране труда для рабочих строительных специальностей. К управлению строительными механизмами и агрегатами могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение работе на данном виде техники и имеющие соответствующие удостоверения. При производстве работ в закрытых помещениях следует отдавать предпочтение машинам с электроприводом. При работе с электрифицированным инструментом необходимо постоянно следить за исправностью защитных кожухов и заземления. При выполнении работ в условиях действующего производства комплекс мероприятий по технике безопасности должен разрабатываться совместно с администрацией данного предприятия и учитывать взаимовлияние действующего производства и строительно-монтажных работ. 8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА ЯЧЕЙКУ ПЕРЕКРЫТИЯНормативные затраты труда рабочих, чел.-ч 178,1 Нормативные затраты машинного времени, маш.-ч 30,38 Заработная плата рабочих, р.-к 130-17 Заработная плата механизаторов, р.-к 24-01 Продолжительность выполнения работ, смена 8 Выработка на одного рабочего в смену, м3 0,2 Условные затраты на механизацию, р.-к 54-38 Сумма изменяемых затрат, р.-к 208-56 Примечание. Технико-экономические показатели приведены исходя из варианта усиления по технологии торкретирования для первой конструктивной схемы. 9. ФАСЕТНЫЙ КЛАССИФИКАТОР ФАКТОРОВФАСЕТ 01 Пробивка отверстий в плите перекрытия
ФАСЕТ 02 Установка арматурных сеток и каркасов
ФАСЕТ 03 Укладка бетонной смеси в конструкции
ФАСЕТ 04 Установка опалубки балок и ригелей
ФАСЕТ 05 Демонтаж опалубки балок и ригелей
ФАСЕТ 06 Установка арматуры отдельными стержнями
ФАСЕТ 08 Сверление вертикальных отверстий в железобетоне
ФАСЕТ 09 Торкретирование поверхности слоем толщиной 20 мм
ФАСЕТ 10 Разборка опалубки балок и ригелей
СОДЕРЖАНИЕ
|