На главную | База 1 | База 2 | База 3

Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог Белорусской ССР

Научно-производственное объединение "Дорстройтехника"

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
по производству и применению
резиноасфальтобетонных смесей

Одобрены секцией проектирования и строительства автомобильных дорог и постов НТС Миндорстроя БССР

Протокол № 5 ст. 19.12.88 г.

 

МИНСК 1990

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Технические требования

3 Организация и технология производства работ

4. Технический контроль

5. Техника безопасности

Рекомендации разработаны отделом органических вяжущих и бетонов Белдорнии НПО "Дорстройтехника".

Исполнители: инженеры Козлов Г.Н., Измайлова Л.С., Новицкая Т.А., к.т.н, Безбородов Ю.А., с.н.с. Соболевский А.А.

Рекомендации разработаны на основании научно-исследовательских и опытно-технологических работ, выполненных в 1987, I988 годах.

В Рекомендациях изложены требования к технологии приготовления и применения асфальтобетонных смесей с использованием дробленой резины».

Настоящие Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций.

Настоящие Рекомендации распространяются на технологию производства асфальтобетонных смесей с использованием дробленой резины при устройстве покрытий автомобильных дорог I - IУ категорий.

I. Общие положения

1.1. Резиноасфальтобетонную смесь следует приготавливать смешением в смесительных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), природного или дробленого песка, минерального порошка, нефтяного дорожного битума и дробленой резины, взятых в определенных соотношениях.

1.2. Дробленую резину рекомендуется вводить в горячие плотные асфальтобетонные смеси, предназначенные для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог.

1.3. Использование в составе асфальтобетона дробленой резины улучшает деформативные и фрикционные свойства покрытий, увеличивает их долговечность в условиях изменяющегося температурно-влажностного режима, уменьшает возможность отражать трещины и другие дефекты перекрываемых слоев.

2. Технические требования

2.1. Для производства асфальтобетонов следует использовать резиновую крошку марки РДС, полученную при переработке изношенных автомобильных покрышек и удовлетворяющую требованиям ТУ 38.10438-82 "Резина дробленая марок РД и РДС "Миннефтехимпрома СССР".

2.2. Минеральные материалы и битум, применяемые для приготовления асфальтобетонных смесей с дробленой резиной, должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84,

2.3. Оптимальное количество вводимой в состав асфальтобетона резиновой крошки должно составлять 1,0-2,0 % от массы минеральных материалов.

2.4. По гранулометрическому составу горячие резиноасфальтобетонные смеси должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-84.

2.5. Показатели физико-механических свойств резиноасфальтобетонов должны отвечать требованиям ГОСТ 9128-84 к соответствующим типам и маркам горячего асфальтобетона без дробленой резины. Показатель прочности резиноасфальтобетона на сжатие при 50 °С должен быть на 15 % выше, а при 0 °С на 20 % ниже требуемых по ГОСТ 9128-84.

3. Организация и технология производства работ

3.1. При производстве резиноасфальтобетонов дробленую резину можно вводить непосредственно в мешалку или совместно с холодным минеральным материалом подавать через сушильный барабан.

3.2.При введении дробленой резины в мешалку смеситель необходимо дооборудовать устройством, включающим расходную емкость закрытого типа для хранения резины, средства для ее транспортирования от емкости к мешалке и отдельный дозатор для введения резиновой крошки в мешалку. При технической возможности дробленую резину можно дозировать с помощью дозатора минерального порошка.

3.3. При введении дробленой резины непосредственно в мешалку полученные резиноасфальтобетонные смеси необходимо выдерживать в накопительных бункерах-термосах при температуре 160-180 °С в течение 1,0-2,0 часов. При этом оптимальное содержание битума в смеси увеличивается на 5-10 %, время перемешивания - на 10-15 %.

3.4.Дробленую резину можно вводить в состав минеральной части асфальтобетона через сушильный барабан вместе с предварительно отдозированными щебнем определенных фракций и песком. Затем горячим элеватором подавать на грохот для сортировки по отопкам горячего бункера. При этом резиновая крошка, проходя через сушильный барабан вместе с каменными материалами, под действием постоянно повышающейся температуры и механического воздействия массы минеральных материалов подвергается термомеханической обработке и активирует их. Дробленую резину в этом случае целесообразно вводить через дополнительный дозатор непрерывного действия, например СБ-110, на транспортер, подающий холодный каменный материал в сушильный барабан.

3.5. Дробленая резина должна подаваться на ленточный транспортер таким образом, чтобы минеральный материал обеспечивал засыпку ее на транспортере и предохранял от выдувания.

3.6. При введении дробленой резины на холодные минеральные материалы не требуется увеличение расхода битума, термовыдерживания готовых смесей в накопительных бункерах-термосах; время перемешивания минеральных материалов с битумом остается неизменным.

3.7. Требуемая температура нагрева минеральных материалов при приготовлении асфальтобетонных смесей с использованием дробленой резины должна быть в пределах 165-180 °С, вяжущего - 130-150 °С.

3.8. Не допускается подача дробленой резины в сушильный, барабан без минеральных материалов.

3.9. Для повышения совместимости деструктурированной резины с битумом рекомендуется использовать мягчители, например, сланцевое или антраценовое масла, каменноугольную смолу; мазут в количестве 5-50 % от массы дробленой резины. Оптимальное количество мягчителя зависит от его вида и уточняется лабораторным подбором. Мягчитель следует предварительно смешать с резиной.

3.10. Для обеспечения однородности асфальтобетонных смесей с дробленой резиной необходимо строго соблюдать технологический режим их приготовления: заданное время перемешивания смеси, точность дозирования компонентов, состав асфальтобетона и однородность применяемых исходных материалов, а также температуры нагрева исходных материалов и асфальтобетонной смеси.

3.11. При приготовления и укладке горячих асфальтобетонных смесей с дробленой резиной следует руководствоваться требованиями ГОСТ 9120-64, СНиП 3.06.03-85 и Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий.

3.12. Температура резиноасфальтобетонных смесей при выходе из смесителя должна быть не менее 160 °С.

3.13. Асфальтобетонные смеси, приготовленные с использованием дробленой резины, транспортируют к месту работ в автомобилях-самосвалах, внутренние стенки и дно кузовов которых должны быть предварительно смазаны мазутом. Не допускается смазка кузова автомобиля соляровым маслом, так как частицы резины в нем набухают.

3.14. Температура смесей при укладке в покрытие должна составлять 120-140 °С.

3.15. Асфальтобетонные смеси с дробленой резиной следует уплотнять при несколько пониженной (по сравнению с принятой для обычных смесей) температуре - 100-120 °С. В случае появления на покрытии во время укатки волосяных трещин укатку следует приостановить, возобновив ее после снижения температуры смеси на 10 °С. Укатку следует начинать легкими катками (2-4 прохода по одному следу). Дальнейшее уплотнение проводят средними и тяжелыми катками (10-15 проходов по одному следу). Не рекомендуется использовать для первоначального уплотнения смесей с дробленой резиной катки на пневматических шинах из-за повышенного сцепления их с покрытием.

4. Технологический контроль

4.1.Контроль качества исходных материалов, качества приготовления и укладки асфальтобетонных смесей с добавкой дробленой резины, качества готового покрытия следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

5. Техника безопасности

5.1. Работы по производству и применению асфальтобетонных смесей с дробленой резиной следует выполнять с соблюдением правил техники безопасности, изложенных в "Правилах техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", утвержденных: Минтрансстроем 29 апреля 1977 г. и Минавтодором РСФСР от 25 февраля 1977 г. и согласованных с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 25 января 1977 г.