Типовая инструкция по охране труда для рабочих, занятых погрузочно-разгрузочными работами
ТОИ Р-218-44-95
Утверждена Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 20 февраля 1995 г.
Вводится в действие с 1 июля 1995 г.
Общие требования безопасности
1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к работе медицинской комиссией, прошедшие инструктаж по безопасности труда, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право выполнения этих работ. 2. Вновь поступающие на работу рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасным приемам и методам труда, пользованию защитными средствами и приспособлениями, экологическим требованиям, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего. 3. Рабочие, получившие инструктаж и показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. Они обязаны вновь пройти инструктаж. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж. 4. Рабочие после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение первых 3-5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера, работы) выполняют работу под наблюдением бригадира или мастера, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа. 5. При однообразном характере работы (выполнении тех же видов работ с использованием того же оборудования и материалов, тех же режимов труда и отдыха, того же состава рабочих и т.д.), повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза, в 3 месяца. 6. При изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда, а также нарушении рабочими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, взрыву, порче оборудования, а также при перерывах в работе более 30 календарных дней или по требованию органов госнадзора проводится внеплановый инструктаж. 7. О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение. 8. Рабочие должны проходить периодическую проверку знаний безопасных приемов и методов работы не реже одного раза в 12 месяцев, о чем делается соответствующая отметка в удостоверении. Результаты проверки знаний требований безопасности оформляются протоколом заседания комиссии. 9. При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, а также других несвойственных работ проводится целевой инструктаж и выдается наряд-допуск (ГОСТ 12.0.004-90). 10. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах ручным способом, обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также правила пожарной безопасности, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах. 11. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом администрации, который должен следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки и складирования материалов и изделий соответствовал требованиям охраны труда, 12. Подъем и перемещение тяжестей вручную на одного человека: 15 (10*) кг - для женщин старше 18 лет, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час); 10 (7*) кг - постоянно в течение рабочей смены. Предельно допустимые величины динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены: 1750 кгм - с рабочей поверхности; 875 кгм - с пола. Для мужчин старше 18 лет - до 50 кг, если эта работа носит не постоянный характер, но не более 7000 кгм в смену. 13. Переносить материалы на носилках разрешается на расстояние не более 25 м по ровному пути. Погрузка и выгрузка грузов массой более 50 кг должны быть механизированы. В исключительных случаях допускается переноска грузов двумя рабочими массой не более 80 кг. 14. Рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: спецодеждой, спецобувью, а в необходимых случаях - очками, респираторами, противогазами и т.п. 15. Рабочее место в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ в темное время суток должно иметь достаточное освещение (не менее 10 лк). 16. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть ровными, без выбоин и ухабов, с уклоном не более 5°. 17. На площадке должны быть вывешены таблицы весов грузов, плакаты с изображением безопасных приемов производства погрузочно-разгрузочных работ, указатели "Въезд", "Выезд", "Разворот", скорости и схемы движения транспорта. 18. Складировать разгружаемые материалы разрешается только в мостах, отведенных для этого в проекте производства работ. 19. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Продолжительность и количество этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. 20. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается: - курить и разводить огонь при погрузке или разгрузке горючих, смазочных и взрывоопасных материалов, а также при погрузке и разгрузке тары из-под указанных материалов; - находиться на месте погрузки или разгрузки в нетрезвом состоянии и в нерабочее время. 21. Рабочие должны уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим. 22. На месте работ должны храниться медицинские аптечки, укомплектованные средствами для оказания доврачебной помощи пострадавшим. 23. О замеченных случаях нарушения требований безопасности на рабочем месте, неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента рабочий должен сообщить мастеру или бригадиру и не приступать к работе до устранения неисправностей. 24. Рабочие должны соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом. Пить воду разрешается только из приспособленных для этого бачков с питьевой водой. 25. Допуск посторонних лиц на рабочие места запрещается. 26. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой Инструкции, рабочие несут ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующему законодательству.
Требования безопасности перед началом работы
27. Перед началом работ рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами, обязаны: - в зависимости от характера работы получить средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, каски и т.д.); - надеть средства индивидуальной защиты, застегнуть или завязать рукава спецодежды, убрать волосы под головной убор; - проверить наличие и исправность погрузочно-разгрузочного инвентаря и инструментов. Запрещается работать неисправным инвентарем и инструментами. 26. Ручной инструмент должен быть прочно насажен на гладко обработанные рукоятки и надежно закреплен; лопаты, кирки, ломы должны быть заточены, боковые поверхности инструментов не должны иметь заусенцев. 29. До начала работ рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних предметов, мусора и грязи; котлованы и ямы, необходимые для производственных целей должны быть ограждены. Скользкие места необходимо посыпать песком или шлаком.
Требования безопасности во время работы
30. При подходе автомобиля к месту загрузки (выгрузки) рабочим следует отойти в безопасное место. 31. К загрузке и выгрузке автомобилей приступать только после их полной остановки. 32. Автомобиль, поставленный под загрузку или выгрузку, должен быть заторможен ручным тормозом с включением на уклонах низшей передачи. Под колеса необходимо подложить противооткатные упоры (башмаки). 33. Перед открыванием бортов грузовых автомобилей надо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Открывать борт надо одновременно двум рабочим под контролем водителя, причем находиться нужно сбоку от открываемого борта. Очищать кузов автомобиля-самосвала от остатков сыпучих, вязких, строительных материалов и т.д. надо скребками или лопатами с длинными рукоятками (не менее 2 м), находясь на земле. Очищать кузов, стоя на бортах, в кузове, на колесах автомобиля, запрещается. 34. При загрузке кузова или прицепа необходимо каждый груз в отдельности хорошо укрепить, штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы во время движения, остановок и поворотов груз не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между грузами следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки. 35. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается: - производить погрузку или выгрузку автомобилей или прицепов с неисправными полами, бортами и запорами кузова; - пользоваться для увязки грузов веревкой с потертыми местами и узлами; - садиться на борта кузова и в кабину, стоять на подножке автомобиля; - находиться в кузове автомобиля-самосвала. 36. При погрузке и укладывании грузов в кузов автомобиля надо соблюдать следующие правила: - при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортом кузова. Располагать груз следует равномерно по всей площади кузова; - штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо увязывать. Пользоваться металлическим канатом и проволокой запрещается; - высота груза не должна превышать более 4 м от поверхности дороги до высшей точки груза; - при установке грузов в катучей и бочковой таре в несколько рядов следует накатывать их по слегам. Каждый ряд надо укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Бочки с жидким грузом необходимо устанавливать пробкой вверх. 37. При погрузке и выгрузке длинномерных грузов надо соблюдать следующие требования: - длинномерные грузы грузить на автомобили с прицепами или полуприцепами; - выгружать штучные длинномерные грузы (бревна, балки) следует с помощью прочных покатов, багров, веревок не менее чем двум рабочим; - каждое место длинномерного груза при выгрузке опускается по покатам (слегам) после того, как с покатов будет убран предыдущий груз. Запрещается одновременный спуск нескольких мест длинномерного груза; - при погрузке грузы длиной более 6 м (трубы, балки и т.д.) необходимо надежно крепить к прицепу; - если длинномерные грузы имеют разную длину, более короткие следует располагать сверху; - грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, и загораживать двери кабины водителя грузом - запрещается; - при погрузке длинномерных грузов на автомобиль с прицепом следует оставлять достаточное расстояние между задней стенкой кабины автомобиля и грузом для того, чтобы груз не задевал кабину при повороте автопоезда. 38. Длинномерные грузы (доски, подтоварник и т.п.) при погрузке или разгрузке должны переноситься рабочими на одном плече. Поднимать и опускать груз следует по команде. При сбрасывании груза все рабочие должны находиться по одну сторону от него. 39. Погрузка грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, должна производиться с соблюдением условий: - кузов автомобиля не должен иметь бортов, а пол кузова должен быть увеличен в обе стороны в соответствии с шириной груза; - на передних и задних частях автомобиля должны быть установлены указатели габарита груза; - если погрузка груза производится на специальные прицепы, то установка указателей габарита также обязательна. 40. Погрузку или выгрузку вручную железобетонных колец следует выполнять со стороны заднего борта автомобиля по прочно установленным покатам при помощи канатов. Запрещается стоять внизу сзади накатываемого (впереди скатываемого) кольца. Кольца в кузове должны быть надежно установлены, чтобы исключить возможность их перемещения (перекатывания) при транспортировке. 41. Ручная погрузка камня в автомобиль должна производиться при одном открытом борте, причем в первую очередь грузят наиболее крупные камни, а после закрытия борта - камни небольших размеров. 42. При разгрузке автомобиля следует выгружать сначала верхние ряды, а затем нижние, не создавая внутри кузова стенку, обрушение которой может вызвать несчастный случай. 43. Кирпич выгружать только по лотку, угол наклона которого не должен превышать 40°, или передачей по цепочке из рук в руки. Погрузка и выгрузка кирпича перекидкой из рук в руки запрещается. Выгрузка кирпича в контейнерах и на поддонах осуществляется с помощью погрузочно-разгрузочных механизмов. 44. При загрузке навалочных грузов вручную расстояние между рабочими должно быть таким, чтобы обеспечивалась безопасность выполнения работ. 45. Погрузка навалочных грузов в автомобиль разрешается только с одной стороны. Запрещается находиться со стороны, противоположной загрузке. 46. При загрузке навалочных грузов в карьере и из штабелей запрещается выборка груза подкопом. Брать навалочные материалы из штабеля необходимо, сохраняя угол естественного откоса, 47. Погрузку и разгрузку пылящих материалов (цемент, известь и др.) следует производить в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторе и пылезащитных очках. 48. Если рабочие работают в респираторах непрерывно, то им необходимо давать через каждые 30 минут отдых на 5 минут. Фильтр респиратора следует менять по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену. Спецодежду необходимо обеспыливать ежедневно. 49. Перед началом погрузки пылящих грузов в деревянные кузова следует подложить маты или подстилки. 50. При ручной погрузке и выгрузке пылящих материалов рабочие должны располагаться с наветренной стороны. 51. Для уменьшения распыления при погрузке и разгрузке пылящих грузов необходимо использовать тачки, носилки и т.п. Перекидывать пылящие грузы запрещается. 52. Грузить и разгружать навалом известь и другие едкие пылящие вещества надо только механизированным способом. 53. При складировании материалов надо оставлять проходы и проезды между штабелями. Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, проходы должны иметь ширину не менее 1 м. 54. Разбирать штабель следует сверху вниз уступами. Запрещается выдергивать отдельные материалы из середины штабеля. 55. Расстояние от складируемых материалов до бровок выемок (траншей, котлованов) должно быть не менее 1 м от бровки призмы обрушения или крепления выемки. Запрещается опирать складируемые материалы на заборы. 56. Запрещается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая может не выдержать нагрузку верхних рядов. 57. При складировании материалы укладывают следующим образом: - мелкие изделия (бортовые камни, надолбы, столбы дорожных знаков) - в штабеля высотой не более 1,2 м с прокладкой досок между рядами; - трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами; - кирпич - в клетки на высоту 1,7 м (двадцать пять рядов на плашку) на ровной поверхности; - материалы, хранимые в мешках - в штабели высотой не более 1,5 м.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
58. При грозе, урагане, сильном ветре все работы по погрузке и разгрузке различных грузов следует немедленно прекратить. 59. О травмах, ожогах или других несчастных случаях на производстве, очевидцем которых он был, рабочий должен немедленно сообщить мастеру (бригадиру) и приступить к оказанию доврачебной помощи пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 ("Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства". Выпуск 1. Москва, 1993 г.). Если несчастный случай произошел с самим рабочим, он должен немедленно прекратить работу, поставить в известность мастера или попросить сделать это окружающих, по возможности обратиться в ближайший медпункт.
Требования безопасности по окончании работы
60. По окончании работы рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, обязаны: - привести в порядок рабочие места, очистить их от просыпавшихся, пролитых и упавших грузов; - инструменты и приспособления, которые использовались при работе, вытереть и убрать в отведенное для этого место; - сообщить мастеру или бригадиру о всех выявленных во время работы недостатках; - снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, привести их в порядок и убрать в специально отведенное для этого место или сдать кладовщику; - вымыть лицо и руки с мылом или принять теплый душ.
Согласовано: Центральным комитетом профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства
1 ноября 1994 г.
—————————————————————————————— * Данный норматив рекомендован к внедрению до 31.12.98 г., но обязателен с 01.01.99 г. |