МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УТВЕРЖДКНОЗаместитель министра
труда
Типовая
инструкция ТИ Р М-008-2000 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ1.1. К управлению автомобилями допускаются люди не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы) и имеющие удостоверение, выданное Госавтоинспекцией на право управления автомобилем данной категории. 1.2. Водители допускаются к выполнению работ только после прохождения вводного (общего) инструктажа и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который проводится повторно не реже одного раза в квартал и при каждом изменении работы. Вновь принятые на работу водители должны пройти стажировку в течение 6-10 смен для усвоения приемов труда с последующей проверкой знаний. 1.3. Водители должны выполнять все требования «Правил дорожного движения». 1.4. Водителю запрещается: управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения. Такие водители к дальнейшей работе не допускаются; распитие спиртных напитков в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе; передавать управление автомобилем другим работникам без разрешения администрации, использовать автомобиль в личных целях; отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках; устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов. 1.5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах. 1.6. Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду. 1.7. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов: движущиеся машины и механизмы; перевозимые и складируемые грузы; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенное содержание паров этилированного бензина; движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля. 1.8. Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других. 1.9. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов. 1.10. При прохождении и (проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами. 1.11. Не стоять и не проходить под поднятым грузом. 1.12. При выезде на линию иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством данной категории; регистрационные документы на транспортное средство; путевой или маршрутный лист. 1.13. Водители в зависимости от климатических условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: костюмом хлопчатобумажным; рукавицами комбинированными. Зимой дополнительно: курткой на утепляющей прокладке; брюками на утепляющей прокладке. 1.14. Водители должны знать и соблюдать правила личной гигиены. 1.15. Водители должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае. 1.16. Водитель является ответственным за соблюдение правил охраны труда всеми работниками, находящимися в автомобиле, и обязан требовать выполнения этих правил от всех работников, связанных с работой и обслуживанием автомобиля. 1.17. Водители, не выполняющие требования инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ2.1. Перед выездом в рейс проверить техническое состояние автомобиля и прицепа (прицепной тележки), особое внимание обратить на исправное действие тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала; стеклоочистителя, состояние и степень исправности аккумуляторов, исправность бортовых запоров кузова, механизма сцепления с прицепом, наличие страхового троса, отсутствие утечки воздуха, тормозной жидкости, топлива, воды и масла. На непроверенном и неисправном автомобиле или прицепе (тележке) и без номерного знака выезжать на линию запрещается. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ3.1. Не допускать к ремонту автомобиля и пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (грузчиков, агентов, пассажиров и т. д.). 3.2. При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем. 3.3. Не разрешать грузчикам или пассажирам сходить и садиться на ходу автомобиля, проезжать на подножках и крыльях машины или стоя в кузове. 3.4. При укладке и увязке груза в кузове оставлять место для перевозки грузчиков. 3.5. В кузове тягача прицепа и прицепной тележки перевозка людей запрещена. 3.6. При любой остановке автомобиль должен быть поставлен на ручной тормоз. 3.7. Не грузить автомобиль, прицепы и тележки сверх установленных габаритов и грузоподъемности. Запрещается тягачам и транспортировать более двух тележек. 3.8. При погрузке и разгрузке машины грузоподъемными механизмами не находиться в кабине автомобиля и не производить ее обслуживание. 3.9. Подавать звуковой сигнал: при въезде и выезде из ворот предприятия, склада; в начале движения с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся люди; при движении задним ходом; в местах ограниченной видимости; во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения. 3.10. Пользоваться только установленными проездами и переездами. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах. Запрещается также ставить автомобиль на железнодорожных путях или двигаться по ним. 3.11. При приближении к переезду снижать скорость и переезжать его со скоростью не более 5 км/ч, предварительно убедившись в полной безопасности для движения. 3.12. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы: обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом; заточку инструмента на наждачных точилах; работы с применением грузоподъемных машин; газоэлектросварочные работы. Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам. 4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду. Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается. 4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты. 4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В. 4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги. 4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму должны быть закрыты все бензобаки огнеупорными чехлами. Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля 4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место. 4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колесо, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть. 4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т. п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы. 4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья. 4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок. 4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля. 4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки. 4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками. 4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска. 4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъёмно-транспортные механизмы со вспомогательными грузозахватными приспособлениями. 4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве: проверить правильность установки колес по отношению к направляющим; поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья; убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве. 4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках. 4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки. 4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается. 4.21. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обита листовой сталью, не имела заусенцев. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки. Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м. 4.22. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается. 4.23. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении. 4.24. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ5.1. При возникновении неисправностей автомобиля (отказе тормозов, рулевого управления, аккумуляторе и т. п., постороннем шуме) немедленно прекратить работу и поставить в известность работника, ответственного за безопасное производство работ, или механика. 5.2. При возникновении пожара на машине немедленно остановить ее, заглушить двигатель, перекрыть бензобак и отсоединить аккумулятор. Огонь тушить огнетушителем, песком, землей, кошмой. 5.3. При несчастном случае пострадавший или очевидец, бывший при этом, обязаны известить работника, ответственного за безопасное производство работ, или механика, которые должны организовать оказание первой помощи пострадавшему и направить его в медпункт. 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ6.1. Сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку. 6.2. О всех замеченных .при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру. 6.3. По окончании обслуживания или ремонта привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления. Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки. 6.4. Обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику. 6.5. После окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом. По возможности принять душ. |