МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СБОРНИК ВЫПУСК IV Карта трудового процесса Разработка
грунта КТП-4.05-2001 Москва 2001 Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты1.1. Карта предусматривает организацию труда машиниста грейдер-элеватора ДЗ-501 (Д-437А) на тракторе тягаче Т-100 при возведении земляного полотна в грунте 2 группы, природной влажности из двухстороннего резерва при рабочем ходе в обоих направлениях, при глубине резерва и выемок до 1 м. 1.2. Показатели производительности труда:
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %. Снижение затрат труда и повышение выработки на 8,3 % достигается за счет выбора оптимальных режимов резания грунта и максимального использования тягового усилия трактора-тягача Т-100. 2. Подготовка и условия выполнения процесса2.1. Перед началом работ разбить границы насыпи, берм и резервов, а также на площади разработки при необходимости раскорчевать пни, срезать кустарник и растительный слой. 2.2. Убедиться в отсутствии на участке работ наземных, подземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность. 2.3. Произвести разбивку работ 1-го прохода автогрейдером для устройства забоя грейдер-элеватору, при этом следует ориентироваться по колышкам, поставленным по берме. Расстояние (в м) линии первой борозды от оси земляного полотна: , где В - ширина земляного полотна, м; т - заложение откоса насыпи; h - высота насыпи, м; d - диаметр диска грейдер-элеватора, м; a - угол захвата диска по зарезанию. Расстояние линии первой борозды от оси земляного полотна:
2.4. Забой для грейдер-элеватора целесообразно подготавливать двумя-тремя зарезаниями автогрейдера по одному следу для образования уступа высотой 0,3 - 0,35 м. 2.5. Если рельеф местности имеет косогор (при небольшом его уклоне), то до начала работы грейдер-элеватора следует срезать часть грунта косогора. Схема зарезания первого прохода грейдер-элеватора:
2.8. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99. 3. Исполнители, предметы и орудия труда3.1. Исполнители. 1. Машинист грейдер-элеватора 6 разряд (М1) 1 3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
3.3. Спецодежда и спецобувь. 1. Комбинезон хлопчатобумажный 1 2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара 4. Технологический процесс и организация труда4.1. Приведение грейдер-элеватора в рабочее положение. Режущий диск. Режущему диску придают положение, при котором угол захвата равен 47,5°, угол резания - 20°, установки - 55 - 60° (угол между горизонтальной поверхностью и плоскостью, проходящей по кромке ножа), заточки режущей кромки - 10 - 15°. На режущую кромку рекомендуется сделать наварку высокопрочного слоя стали. Плужная балка. Устанавливается таким образом, чтобы между режущими дисками и нижними барабанами ленточного транспортера оставался зазор около 4 см. Это необходимо для того, чтобы диск не резал ленту транспортера и зазор обеспечивал наименьшее просыпание грунта между диском и транспортером. Транспортер. Нижняя часть транспортера опускается как можно ниже, но чтобы он не касался поверхности грунта при работе. Верхняя часть транспортера с помощью натяжных муфт устанавливается на расстоянии 1 м от насыпного грунта. Лента транспортера должна быть отрегулирована от сбега ее в стороны. Дышло. Крепится рядом с последним правым отверстием (по ходу трактора) трактора-тягача. 4.2. График трудового процесса
4.3. После выполнения основных операций грейдер-элеватор ставят в забой так, чтобы гусеница трактора-тягача шла по линии забоя рядом с его стенкой. 4.4. производят разработку грунта круговыми проходами грейдер-элеватора по всей длине захватки, равной 560 м. Глубина первой зарезки диска - 20 см, глубина зарезания при втором проходе - 30 см, при каждом последующем проходе глубина увеличивается приблизительно на 2 см, это является непременным условием успешной работы. В результате 38 проходов глубина зарезания составляет 65 - 67 см, и дно резерва приобретает наклонную поверхность на ширине 10 м. При создании первыми проходами грейдер-элеватора наклонной поверхности резерва на дисковый нож грейдер-элеватора начинает действовать горизонтальное усилие от давления собственной массы грейдер-элеватора. Горизонтальное усилие составляет примерно 10 % массы грейдер-элеватора, под действием дополнительного усилия дисковый нож прижимается к разрабатываемому грунту и помогает полнее использовать (при резании грунта) тяговое усилие трактора-тягоча при больших углах захвата (до 55°), чем рекомендуется в инструкциях. Установка дышла грейдер-элеватора рядом с предпоследним правым отверстием (по ходу) трактора-тягача еще увеличивает угол захвата на 2 - 3°. В дальнейшей работе трактор-тягач кромкой правой гусеницы соприкасается по вертикальной поверхности, сделанной предыдущими проходами режущего диска. Ширина срезаемой стружки колеблется от 22 до 35 см, высота - от 30 до 70 см. Трактор работает на второй передаче со скоростью 3,5 км/ч, а на разворотах несколько ниже. После разработки первого слоя грунта при необходимости разрабатывают аналогично второй слой, постепенно с каждым проходом увеличивая глубину зарезания и доводя ее до 60 - 70 см. 4.5. При работе необходимо следить за состоянием режущей кромки дискового ножа. Кромка должна быть всегда острой. Для этого диск либо поворачивают на 120° через каждые 80 - 100 часов работы, либо заменяют вновь заточенным при износе диаметра диска на 15 - 20 %. 4.6. При разработке песчаных и рыхлых грунтов углы захвата и резания меняются. 4.7. Грейдер-элеватор и трактор-тягач работают все время в тяжелом режиме, поэтому должно быть четко организованно техническое обслуживание. 5. Приемы труда
|