МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СБОРНИК ВЫПУСК IV Карта трудового процесса Возведение
земляного полотна КТП-4.09-2001 Москва 2001 Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты1.1. Карта предусматривает рациональную организацию труда рабочих механизированного отряда при возведении земляного полотна автомобильной дороги на болоте I и II типа, глубиной до 4 м с полным выторфовыванием. 1.2. Карта предусматривает выторфовывание болота поперечными траншеями с «головы насыпи» экскаватором-драглайн с ковшом вместимостью 0,8 м3 со сплошной режущей кромкой. В карте предусмотрено возведение земляного полотна после выторфовывания на высоту 0,5 м над уровнем болота. 1.3. Показатели производительности труда:
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %. Снижение затрат труда и повышение выработки на 4 % достигается за счет совмещения машинистами экскаваторов рабочих операций, рационального распределения механизмов и исполнителей на участке работ, бесперебойного обеспечения отряда автотранспортом. 2. Подготовка и условия выполнения процессов2.1. До начала работ по полному выторфовыванию необходимо: - очистить дорожную полосу от леса, пней, кустарника; - произвести разбивку земляного полотна; - подготовить пути для вывоза торфа и завоза грунта; - определить места складирования разработанного торфа и пригодность грунта в отведенных карьерах для устройства земляного полотна после выторфовывания (грунт должен обладать дренирующими свойствами); - снять растительный слой грунта на подходах к болоту; - укомплектовать механизированный отряд необходимым количеством автомобилей, исходя из объема и дальности перевозки торфа и завоза грунта; - нарастить кузова автосамосвалов, используемых для перевозки торфа, щитами; - обеспечить своевременную заправку механизмов горючесмазочными материалами. 2.2. Полное выторфовывание на болотах I и II типа (глубиной до 4 м) выполняется при возведении насыпей земляного полотна для автомобильных дорог с усовершенствованными облегченными типами покрытий. 2.3. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99. 3. Исполнители, предметы и орудия труда3.1. Исполнители. 1. Машинист экскаватора 6 разряд (М1, М4) 2 2. Машинист бульдозера 6 разряд (М3) 1 3. Помощник машиниста экскаватора 5 разряд (М2, М5) 2 При необходимости устройства поверхностного водоотвода и понижения уровня грунтовых вод в состав механизированного отряда дополнительно включается экскаватор с грейферным оборудованием, выполняющий работу по устройству водоотводных канав. Водители автомобилей-самосвалов работают по отдельному наряду (путевому листу и в состав отряда не входят). 3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
3.3. Спецодежда и спецобувь. 1. Комбинезон хлопчатобумажный 5 2. Рукавицы комбинированные двупалые 5 пар 4. Технологический процесс и организация труда4.1. При работах по полному выторфовыванию методом поперечных траншей с «головы насыпи» выполняются следующие операции: - разработка торфа экскаватором-драглайн на всю толщину залежи с погрузкой в транспортные средства; - засыпка котлована завезенным автосамосвалами грунтом и разравнивание грунта насыпи бульдозером; - уплотнение грунта насыпи экскаватором с трамбующей плитой. 4.2. График трудового процесса рабочего цикла
4.3. Для обеспечения устойчивости насыпи экскаватор разрабатывает котлован с заглублением в минеральное дно на 0,2 м. При наличии карьера с грунтом, применяемым для отсыпки земляного полотна, в непосредственной близости от места складирования торфа, применяется круговая схема работы автотранспорта. После выгрузки грунта автосамосвалы устанавливаются на место погрузки торфа под углом 15 - 25° к оси прохода экскаватора. Загрузка автосамосвала экскаватором производится по схеме (а, б, в), позволяющим наиболее рационально использовать объем кузова автосамосвала, оборудованного наращенными бортами для перевозки торфа на ЗИЛ-ММЗ-555 - 30 см, МАЗ-503 - 30 см, КраЗ-2565 - 10 см.
Цифрами показана последовательность разгрузки ковшей экскаваторов на самосвалы 4.4. Уплотнение грунта земляного полотна трамбующей плитой выполняется после разравнивания его бульдозером на расстоянии, обеспечивающем безопасную работу автотранспорта, бульдозера и экскаватора. 4.5. Схема организации рабочего места
1 - автомобиль-самосвал; 2 - экскаватор; 3 - бульдозер. 5. Приемы труда
Примечание. Работы по перемещению экскаваторов на следующие рабочие места бульдозера с одной захватки на другую выполняются в технологические перерывы. Трудозатраты приведены в графике трудового процесса. |