МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СБОРНИК ВЫПУСК IV Карта трудового процесса Возведение
насыпи земляного полотна КТП-4.11-2001 Москва 2001 Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда машиниста бульдозера при возведении земляного полотна высотой 1,0 - 1,5 м из одностороннего резерва в грунте 2 группы нормальной влажности и перемещением его на небольшие расстояния, до 20 м. 1.2. Показатели производительности труда:
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %. Снижение затрат труда и повышение выработки достигается в результате применения траншейно-полосного способа возведения земляного полотна с клиновой схемой зарезания. Использование методов и приемов труда, рекомендуемых картой, позволит снизить затраты труда и повысить выработку до 9 %. 2. Подготовка и условия выполнения процесса2.1. До начала работ по возведению земляного полотна должны быть выполнены подготовительные работы: - восстановление и закрепление на местности разбивочных знаков; - контрольные промеры продольной линии с установкой дополнительных плюсовых точек и разбивкой поперечников; - осмотр участка работ машинистом бульдозера и подготовка машины к работе. 2.2. Работа бульдозера по отсыпке насыпи из одностороннего бокового резерва начинается на расстоянии 6 - 6,5 м от внутренней бровки резерва. 2.3. При возведении земляного полотна из грунта 2 группы нормальной влажности и в районах с равнинным характером местности - рациональнее применять клиновую схему зарезания грунта.
Клиновидная схема зарезания грунта Процесс зарезания состоит из заглубления отвала бульдозера в грунт до глубины 0,15 - 0,2 м. 2.4. Для устранения потерь грунта при перемещении и повышения производительности бульдозера, рекомендуется применять траншейно-полосный способ перемещения грунта. При работе по этому способу грунт перемещают в насыпь по траншеям, между которыми оставляют стенки шириной до 1 м. Глубину траншей выбирают в зависимости от высоты и ширины резерва (не глубже 1 м). 2.5. Первое зарезание делают на участке, прилегающем к насыпи. По мере приближения участков зарезания к противоположному концу выемки постепенно углубляют траншею, чтобы уклон в сторону насыпи составил 80 - 120 %. С увеличением уклона повышается производительность бульдозера. Стенки между траншеями срезают косыми проходами с перемещением грунта по имеющимся траншеям. 2.6. Переместив разработанный грунт в насыпь, машинист несколькими продольными ходами разравнивает грунт до заданной толщины слоя. Для получения равномерного слоя грунт следует разгружать путем постепенного подъема отвала. 2.7. Толщина слоя грунта принимается в зависимости от вида грунта и типа уплотняющей машины. Грунт 2 группы рекомендуется отсыпать слоями до 0,3 м. 2.8. Машинист должен быть одет в спецодежду. 2.9. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99). 3. Исполнители, предметы и орудия труда3.1. Исполнители. 1. Машинист бульдозера 6 разряд (М1) 1 3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
3.2. Спецодежда и спецобувь. 1. Комбинезон хлопчатобумажный 1 2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара 4. Технологический процесс и организация труда4.1. Работы по возведению насыпи земляного полотна автомобильной дороги бульдозером выполняются в технологической последовательности: - зарезание и набор грунта; - перемещение грунта; - разгрузка грунта в насыпь с разравниванием; - холостой ход. 4.2. График трудового процесса
4.3. Схема организации рабочего места
1 - 7 последовательно разрабатываемые траншеи, 8 - стенки между траншеями 5. Приемы труда
|