На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Устройство двухслойного
асфальтобетонного
покрытия
на двухслойном щебеночном основании

КТП-5.03-2002

Издание второе, переработанное и дополненное.

(Выпуск 5)

Москва 2002 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Карта трудового процесса

Устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на двухслойном щебеночном основании

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-5.03-2002
(Е17-1, 3, 6, 7, 31-89; Е20.2.37-89)

Взамен КТ-6.04.87

1. Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих при устройстве двухслойного а/б покрытия (верхний слой 3,5 см из мелкозернистой а/б смеси), нижний - толщиной 5 см из крупнозернистой а/б смеси на двухслойном щебеночном основании толщиной 24 см (нижний слой основания толщиной 12 см - из крупного щебня).

1.2. Показатели производительности труда:

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ЕНиР

по карте

 

Устройство двухслойного щебеночного основания толщиной 24 см (нижний слой толщиной 12 см из крупного щебня).

 

 

 

1.

Выработка на 1 чел.-день

м2

78

100

2.

Затраты труда на устройство 100 м2 основания

чел.-час

10,29

8,03

 

Устройство нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из горячей крупнозернистой а/б смеси.

 

 

 

1.

Выработка на 1 чел.-день

м2

307

331

2.

Затраты труда на устройство 100 м2 основания

чел.-час

2,61

2,42

 

Устройство верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из мелкозернистой а/б смеси.

 

 

 

1.

Выработка на 1 чел.-день

м2

264

290

2.

Затраты труда на устройство 100 м2 основания

чел.-час

3,03

2,76

 

Всего по выработке

м2

64,9

72,1

 

Всего по затратам труда

чел.-час

15,93

13,21

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 11 % достигается за счет четкой последовательности выполнения работ, подбора оптимального состава бригады, специализации труда членов бригады, максимальной механизации всех операций, оснащения рабочих прогрессивными инструментами и приспособлениями.

2. Подготовка и условия выполнения процессов

2.1. До начала необходимо:

- закончить работы по возведению земляного полотна и устройству водоотвода;

- провести инструментальные разбивочные работы на участках;

- устроить съезды с земляного полотна для маневра машин в пределах рабочей зоны и объездные автомобильные дороги;

- устроить площадки для стоянки дорожных машин в нерабочее время и размещения передвижных вагончиков бытового и служебного назначения;

- организовать планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования;

- обеспечить бригаду основными и вспомогательными материалами, исправными машинами и оборудованием, комплектами инструментов, измерительными приборами для контроля качества работ;

- установить дорожные знаки и оградить участки работ;

- выдать бригаде проектную и нормативную документацию, а также калькуляцию затрат труда, заработной платы и материалов, задание по вводу участка или этапа в эксплуатацию, единый аккордный наряд-задание, расчетную стоимость работ, поручаемых бригаде.

2.2. Работы следует производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2.3. Все работы должны производиться в соответствии с «Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., СоюздорНии, 1993 г.), а также «Правилами техники безопасности рабочих в строительстве» СНиП III-4-80, СНиП 12-03-2001.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители.

Бригада комплектуется из трех бригад.

1 звено

1. Машинист распределителя щебня         5 разряд (М1)                         1

2. Машинист катка                                       6 разряд (М2, М3, М4)           3

3. Дорожный рабочий                                 3 разряд (Д1)                         1

4. Дорожный рабочий                                 2 разряд (Д2, Д3)                   2

2 звено

1. Машинист асфальтоукладчика                6 разряд (М1)                         1

2. Машинист катка                                       6 разряд (М2, М3)                  2

3. Асфальтобетонщик                                  5 разряд (А1)                         1

4. Асфальтобетонщик                                  3 разряд (А2, А3)                   2

5. Асфальтобетонщик                                  2 разряд (А4)                         1

6. Дорожный рабочий                                 1 разряд (Д1)                         1

3 звено

1. Машинист асфальтоукладчика                6 разряд (М1)                         1

2. Машинист катка                                       6 разряд (М2, М3)                  2

3. Машинист катка                                       5 разряд (М4)                         1

4. Асфальтобетонщик                                  5 разряд (А1)                         1

5. Асфальтобетонщик                                  3 разряд (А2, А3)                   2

6. Асфальтобетонщик                                  2 разряд (А4)                         1

7. Дорожный рабочий                                 1 разряд (Д1)                         1

3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/п

Наименование

Количество

1 зв.

2 зв.

3 зв.

1

2

3

4

5

1.

Асфальтоукладчик самоходный ДС-1 (Д-150Б)

-

1

1

2.

Каток дорожный моторный массой 10 - 18 т

3

2

2

3.

Каток дорожный моторный массой до 8 т

-

-

1

4.

Распределитель щебня ДС-8

1

-

-

5.

Распределитель каменной мелочи Д-336

1

-

-

6.

Поливомоечная машина ПМ-130

1 - 2

-

-

7.

Котел битумный передвижной 100 - 300 л

-

1

1

8.

Жаровня передвижная

-

1

1

9.

Перфоратор ручной пневматический

-

1

1

10.

Брусья упорные металлические или деревянные с комплектом костылей, м

100

100

100

11.

Ведро

1

1

1

12.

Грабли металлические

-

1

1

13.

Гладилка

-

1

1

14.

Каток ручной

-

1

1

15.

Кирка

2

-

-

16.

Кувалда кузнечная тупоносая

2

2

2

17.

Лопата стальная подборочная

4

4

4

18.

Лейка

-

2

2

19.

Линейка металлическая измерительная

2

1

1

20.

Райбовка (терка)

-

2

2

21.

Рейка металлическая

1

1

1

22.

Разравниватель смеси

-

1

1

23.

Рулетка измерительная металлическая

-

1

1

24.

Трамбовка прямоугольная формовочная

-

1

1

25.

Термометр стеклянный технический

-

2

2

26.

Утюг металлический

-

1

1

27.

Черпак

-

1

1

28.

Шаблон с уровнем

2

1

1

29.

Шнур льнопеньковый длиной 50 м

-

1

1

3.2. Спецодежда и спецобувь.

Машинисты асфальтоукладчика, катков и распределителя щебня

1. Комбинезон х/б                                                                               11

2. Рукавицы комбинированные                                                         11 пар

3. Ботинки кожаные                                                                            11 пар

Асфальтобетонщики

1. Полукомбинезон х/б                                                                        8

2. Ботинки кожаные                                                                            8 пар

3. Рукавицы брезентовые                                                                   8 пар

4. Наколенники брезентовые                                                             8 пар

5. Жилет сигнальный                                                                          8

Дорожные рабочие

1. Костюм х/б                                                                                       5

2. Ботинки кожаные                                                                            5 пар

3. Рукавицы комбинированные                                                         5 пар

4. Жилет сигнальный                                                                          5

3.3. Расход материалов на укладку 100 м2 конструктивных слоев по СНиП 5.01.17-85. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 3267, марка на дробимость не менее 300.

Наименование конструктивных слоев

Щебеночное основание

Нижний слой покрытия

Верхний слой покрытия

Всего

Щебень 70 - 120 (150) мм, м3

28,0

-

-

28,0

Щебень 40 - 70 мм, м3

2,27

-

-

2,27

Щебень 20 (25) - 40 мм, м3

0,76

-

-

0,76

Крупнозернистая асфальтобетонная смесь, т

-

11,8

 

11,8

Мелкозернистая (с повышенным содержанием щебня) асфальтобетонная смесь, т

-

-

8,4

8,4

Вяжущие жидкие, т

-

0,072

0,069

0,141

Вода, м3

2,5

-

-

2,5

4. Технология процессов и организация труда

4.1. Звено № 1 выполняет следующие операции по устройству двухслойного щебеночного основания толщиной 24 см:

- подкатка земляного полотна перед устройством основания;

- вывозка и распределение щебня для нижнего слоя основания (70 - 120) мм;

- укатка нижнего слоя тяжелыми катками и поливка его водой;

- вывозка и распределение щебня для верхнего слоя основания;

- укатка верхнего слоя тяжелыми катками и поливка его водой;

- вывозка щебня 20 (25) - 40 мм для расклинивания и его распределение навесными распределителями с последующим разметанием механическими щетками;

- уплотнение щебня и поливка его водой.

4.2. Звено № 2 выполняет следующие операции по устройству нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из горячего крупнозернистого а/б:

- устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ);

- прием и укладка а/б смеси;

- уплотнение а/б смеси.

4.3. Звено № 3 выполняет следующие операции по устройству верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из горячего мелкозернистого а/б:

- устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ);

- прием и укладка а/б смеси;

- уплотнение а/б смеси.

При укладке асфальтобетонных смесей возможны недостатки:

- неровная поверхность укладываемого слоя в продольном направлении возникает при неправильном регулировании толщины слоя покрытия или неровности основания;

- негладкая рваная поверхность покрытия, углубления вдоль укладываемой полосы возникает из-за прилипания смеси к поверхности выглаживающей плиты асфальтоукладчика;

- разрывы в покрытии по краям или середине возникают из-за неправильной установки выглаживающей плиты, увеличения подачи смеси;

- разрывы по всей ширине укладываемой полосы покрытия - трамбующий брус установлен выше выглаживающей плиты;

- сдвижка слоя, наплывы на покрытии при укатке - высокая температура смеси или жирная смесь;

- появление трещин при уплотнении покрытия - сухая смесь или недостаточно прочное основание.

Разрывы, трещины устраняются вручную засыпкой смеси, разравниванием ее горячими граблями и гладилками, с последующим уплотнением подкаткой и укаткой.

При сдвижке слоя и появлении трещин при уплотнении покрытия (снижение температуры смеси и недостаток битума в смеси) мастер должен немедленно поставить в известие производителя работ и лабораторию АБЗ для принятия мер.

4.4. Графики трудового процесса

График 1

График 2

График 3

4.5. Схема организации рабочего места

Звено № 1

1 - автосамосвал; 2 - самоходный распределитель щебня; 3 - тяжелый каток; 4 - автосамосвал с навесным распределителем щебня; 5 - механическая щетка; 6 - поливомоечная машина.

Звено № 2

1 - передвижной битумный котел; 2 - передвижная жаровня; 3 - самоходный асфальтоукладчик; 4 - тяжелый каток; 5 - автосамосвал

Звено № 3

1 - автосамосвал; 2 - передвижной битумный котел; 3 - самоходный асфальтоукладчик; 4 - передвижная жаровня; 5 - легкий каток; 6 - тяжелый каток

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

 

Звено № 1

 

1.

Прием и распределение щебня 70 - 120 (150) мм для устройства нижнего слоя основания

Д2 подает сигнал на подход автосамосвала, доставляющего щебень; находясь у приемного бункера распределителя, помогает выгрузке щебня, наблюдает за тем, чтобы в бункер не попадали посторонние предметы, которые могут вызвать поломку рабочих органов распределителя щебня, подает сигнал на отход автосамосвала, ведет учет поступающего щебня. М1 распределителем рассыпает и уплотняет щебень, следит за тем, чтобы в бункере всегда был щебень.

2.

Подготовка нижнего слоя основания

Д2 и Д3 выравнивают края основания, заполняют щебнем образовавшиеся пустоты на стыках двух полос после распределения крупного щебня распределителем по всей ширине проезжей части. Д1 контролирует ровность поверхности, поперечные уклоны и толщину уложенного слоя и исправляет дефектные места.

3.

Уплотнение нижнего слоя

М2, М3, М4 уплотняют тяжелыми катками с гладкими вальцами щебеночное основание (первичное уплотнение - отжимка щебня - произведено виброплитами распределителя). Щебень укатывают, начиная от обочины, за 3 - 4 прохода по одному следу с последующим приближением катков к оси обочины, перекрывая предыдущие следы на 1/3 ширины вальца, и уменьшением числа проходов по оси дороги до одного. Скорость движения катков при уплотнении щебня в начале первого и второго периодов должна быть не более 2-х км/час, а в конце этих периодов и в третий период укатки может быть доведена до максимальной скорости по паспорту. В процессе укатки щебень увлажняют поливомоечной машиной непосредственно перед катками.

4.

Прием и распределение щебня 70 - 120 мм для устройства верхнего слоя основания

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 1 графика.

5.

Подготовка верхнего слоя основания к укатке

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 2 графика.

6.

Уплотнение верхнего слоя основания

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 3 графика.

7.

Прием и распределение щебня 40 - 70 мм для устройства слоя основания

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 1 графика.

8.

Уплотнение верхнего слоя основания

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 3 графика.

9.

Распределение щебня 20 (25) - 40 мм навесным распределителем

Д1 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением щебня (1,5 - 2 м3 на 100 м2).

10.

Разметание щебня 20 (25) - 40 мм механическими щетками

Водитель машины механическими щетками разметает щебень, Д2, Д3 жесткими метлами поправляют отдельные места.

11.

Окончательное уплотнение основания

М2, М3, М4 за 10 - 15 проходов катка по одному следу на максимальной скорости движения катков производят укатку основания.

 

Звено № 2

 

1.

Подноска и установка боковых упоров

А2 и Д1 снимают боковые упоры с машины, подносят их к месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Затем устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание.

2.

Прием а/б смеси и ее распределение

А4 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает а/б смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль перемещается за укладчиком, из бункера М1 питателем подает смесь к распределительному шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. После разгрузки смеси А4 подает сигнал на отход автомобиля.

3.

Выявление дефектных мест

После подкатки смеси легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места.

4.

Исправление дефектных мест

А2, А3, А4 немедленно исправляют дефектные места. А2 слегка взрыхляет граблями дефектные места. А3, А4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность райбовкой.

5.

Уплотнение а/б покрытия

После проверки качества укладки а/б смеси и исправления дефектных мест по указанию А1, М2 и М3 приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков 1,5 - 2 км/час, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличивать: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 8 км/час. Ориентировочное количество проходов катка по одному следу 15 - 20.

6.

Обработка кромок а/б покрытия

А2 и А3 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжения полос к обработке (обрубают а/б, прогревают места сопряжений и смазывают их битумом).

7.

Отделка поверхности а/б покрытия

А1 выполняет работы по отделке швов на сопряжениях полос; отделывает поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон.

8.

Контроль качества

А1 проверяет качество а/б смеси, правильность установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы асфальтоукладчика А1 регулирует положение выглаживающей плиты.

 

Звено № 3

 

1.

Подноска и установка боковых упоров

А2 и Д1 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Затем устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание.

2.

Прием а/б смеси и ее распределение

А4 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает а/б смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автосамосвал перемещается за укладчиком. Из бункера М1 питателем подает смесь к распределительному шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. Смесь укладывают одновременно по всей ширине покрытия, асфальтоукладчики перемещаются уступом на расстоянии 10 - 30 м друг от друга. После разгрузки смеси А4 подает сигнал на отход автосамосвала.

3.

Выявление дефектных мест

После подкатки смеси легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места.

4.

Исправление дефектных мест

А2, А3, А4 немедленно исправляют дефектные места. А2 слегка взрыхляет граблями дефектные места. А3, А4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность райбовкой.

5.

Уплотнение а/б покрытия

После проверки качества укладки а/б смеси и исправления дефектных мест по указанию А1, М2, М3 и М4 приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков 1,5 - 2 км/час, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличивать: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 6 км/час. Сначала уплотняют 3 - 5 проходами легкого катка, затем 15 - 20 проходами тяжелых катков.

6.

Обработка кромок а/б покрытия

А2 и А3 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжения полос к обработке (обрубают а/б, прогревают места сопряжений и смазывают их битумом).

7.

Отделка поверхности а/б покрытия

А2 и А3 выполняют работы по отделке швов на сопряжениях полос; отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон.

8.

Контроль качества

А1 проверяет качество а/б смеси, правильность установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы асфальтоукладчика А1 регулирует положение выглаживающей плиты.