Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства
(Росавтодор)
Центр
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Укрепление обочин
гравийно-песчаной смесью
КТП-8.01-2002
Издание
второе, переработанное и дополненное
(Выпуск
8)
Москва,
2002 г.
Сборник
карт трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных
дорог. Выпуск 8. М.: Центроргтруд, 2002.
Карты
трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда
рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты
определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени,
технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов
и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке
организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и
содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в
учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
СОДЕРЖАНИЕ
Карта
трудового процесса
|
Укрепление обочин
гравийно-песчаной
смесью
|
Разработана ГП
Центрорггруд
Росавтодора
|
КТП-8.01-2002
(Е17-1-2; Е17-3-15; Е17-2-3)
|
Взамен
КТ-4.19.90
|
1. Область и эффективность
применения карты
1.1. Карта предназначена для организации
труда звена при укреплении обочин гравийно-песчаной смесью слоем 10 см при
ширине укрепляемой части обочин 2 м.
1.2.
Показатели производительности труда:
№ п/п
|
Наименование
показателей
|
Единица
измерения
|
Величина
показателей
|
по
ЕНиР
|
по
карте
|
1.
|
Выработка
на 1 чел.-день
|
м2
|
842
|
899
|
2.
|
Затраты
труда на 100 м2
|
чел.-час
|
0,95
|
0,89
|
Примечание: В затраты труда по
карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых -
10 %.
Повышение
производительности труда достигается за счет правильной организации труда
машинистов, выбора рациональной схемы работы.
Использование
методов и приемов труда, рекомендуемых картой, позволит снизить затраты труда и
повысить выработку на 7 %.
2. Подготовка и условия
выполнения процесса
2.1. До начала работ необходимо:
спланировать
обочины, которые должны иметь ровную поверхность с поперечным уклоном к бровке
полотна для стока дождевых и талых вод;
подготовить
подъездные пути для доставки гравийно-песчаной смеси и временные съезды с
земляного полотна;
оградить
участок работы;
завезти
на обочины гравийно-песчаную смесь и складировать в конуса, расстояние между которыми
принято с таким расчетом, чтобы при разравнивании материала, его было
достаточно для получения слоя толщиной 10 см.
2.2. Поперечный уклон обочин должен на 10 -
30 % превышать уклон проезжей части дороги и составлять 40 - 60 %.
2.3. Нормой укатки учитывается перекрытие
предыдущего следа на 1/3 ширины барабана катка.
2.4. Все работы должны производиться в
соответствии с требованиями СНиП
III-4-80, СНиП 12-03-2001,
Правил и инструкций по охране труда при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог.
3. Исполнители, предметы и орудия
труда
3.1.
Исполнители
1.
|
Машинист автогрейдера ДЗ-31-1
|
6 разряд (М1)
|
1
|
2.
|
Машинист катка самоходного
|
5 разряд (М2)
|
1
|
3.
|
Машинист поливомоечной машины
|
4 разряд (М3)
|
1
|
3.2. Машины, оборудование, инструменты,
приспособления, инвентарь.
№ п/п
|
Наименование
|
Кол-во
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Автогрейдер
ДЗ-31-1, оборудованный системой «Профиль-1»
|
1
|
2.
|
Каток
дорожный самоходный с гладкими вальцами массой 6 - 8 т
|
1
|
3.
|
Поливомоечная
машина ПМ-130
|
1
|
4.
|
Уровень
строительный длиной 1 м
|
1
|
5.
|
Рулетка
измерительная металлическая
|
1
|
6.
|
Шаблон
для проверки профиля
|
|
7.
|
Рейка
длиной 3 м
|
|
8.
|
Лопата
стальная строительная
|
|
9.
|
Мерная
линейка
|
|
10.
|
Комплект
ограждений и сигнальных знаков
|
|
3.3.
Спецодежда и спецобувь.
|
|
Машинист
автогрейдера и поливомоечной машины
|
|
1.
|
Комбинезон
хлопчатобумажный
|
2
|
2.
|
Рукавицы
комбинированные двупалые
Машинист
катка самоходного
|
2
пары
|
1.
|
Комбинезон
хлопчатобумажный
|
1
|
2.
|
Ботинки
кожаные
|
1
пара
|
3.
|
Рукавицы
комбинированные двупалые
|
1
пара
|
4. Технология и организация
процесса
4.1. Технологический процесс производства
при укреплении обочин состоит из следующих операций:
-
предварительная планировка поверхности слоя;
-
распределение гравийно-песчаной смеси;
-
поливка смеси поливомоечной машиной через распылительные сопла;
-
уплотнение.
4.2. График трудового процесса
5. Приемы труда
№ п/п
|
Наименование
операций
|
Характеристика
приемов труда
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Предварительная
планировка поверхности слоя
|
М1
запускает двигатель, дает предупредительный сигнал и делает предварительную
планировку обочин. Движение автогрейдера производится с рабочей скоростью 3,5
- 4 км/час. Подбирает смесь в валик вторым и третьим проходами. Угол захвата
50 - 59°.
|
2.
|
Распределение
гравийно-песчаной смеси
|
М1
первый проход делает вдоль кромки проезжей части, сдвигает материал к бровке
земляного полотна;
-
последующими (2, 3, 4) проходами перемещает смесь, распределяя ее по всей
ширине обочины;
-
отвал устанавливается под углом захвата 50 - 55°, углом резания - 45 - 60°,
углом наклона 2 - 3°;
-
движение автогрейдера производится на 2-й передаче со скоростью 3,5 - 4
км/час;
-
5, 6, 7, 8 - проходами производится окончательное профилирование смеси по
проектным отметкам с учетом коэффициента уплотнения. Работа производится в
автоматическом режиме управления при чувствительности САР, близкой к
максимальной, для этого:
-
опускается отвал до проектной отметки верха обочины;
-
регулируется толщина срезаемого слоя только левым (не автоматизированным)
цилиндром подъема и опускания отвала в нужное положение.
|
3.
|
Поливка
смеси при укатке поливомоечной машиной через распылительные сопла
|
М3
производит поливку обочин водой во время уплотнения. Розлив воды производится
равномерно по всей поверхности обочин. Норма розлива - 3 - 4 л/м2.
Во время розлива следят за тем, чтобы не было размыва обочин (скорость
движения при розливе 10 - 12 км/час).
|
4.
|
Уплотнение
обочин
|
М2
производит уплотнение смеси 20-ю проходами катка по одному следу. Первые 10
проходов по одному следу выполняют со скоростью 1,5 - 2,0 км/час; при
последующих проходах скорость увеличивается до 4 - 5 км/час. По краям обочин
на 2 - 3 прохода больше. Признаком окончания укатки служит отсутствие следа
от прохода катка.
|