Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОМА-ИНТЕРНАТЫ СП 35-112-2005 Москва 2006 Предисловие1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» («Институт общественных зданий»); ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений им. Б.С. Мезенцева» («ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева») ВНЕСЕН Департаментом по делам ветеранов России, пожилых людей и приема населения Минтруда России 2 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН в качестве нормативного документа добровольного применения Системы нормативных документов в строительстве Госстроем России (письмо от 30 апреля 2004 г. № ЛБ-323/9) 3 УТВЕРЖДЕН приказом ФГУП ИОЗ № 12 от 10 октября 2003 г. 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Содержание ВведениеНастоящий Свод правил разработан в развитие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и устанавливает положения по проектированию и строительству домов-интернатов для людей старшего возраста и инвалидов с минимально допустимым уровнем комфортности проживания, а также по проектированию домов-интернатов с улучшенным, оптимальным уровнем комфортности проживания. В разработке настоящего Свода правил приняли участие: руководитель темы и научный редактор - канд. архит. A.M. Гарнец; ответственный исполнитель - канд. архит. Т.А. Исаева, канд. архит. Л.А. Смывина, арх. П.В. Козейкин (ФГУП «ИОЗ»); ответственный исполнитель - канд. архит. Н.Б. Мезенцева, канд. архит. Г.И. Быкова (ЗАО «ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева»), д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева (ФНП «Центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Минтруда России); компьютерная графика - инж. А.И. Цыганов. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОМА-ИНТЕРНАТЫ Boarding houses Дата введения 2005-01-01 1 Область примененияНастоящий Свод правил распространяется на здания домов-интернатов для постоянного проживания ограничено трудоспособных и нетрудоспособных лиц старшего возраста и инвалидов, нуждающихся в периодической или постоянной посторонней помощи. Положения Свода правил рекомендуется учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения. При реконструкции или приспособлении зданий для домов-интернатов следует учитывать также требования СП 35-114. 2 Нормативные ссылкиПеречень нормативных документов, на которые даны ссылки в настоящем Своде правил, приведен в приложении А. 3 Термины и определенияВ настоящем Своде правил использованы термины, определения которых приведены в приложении Б. 4 Основные положения4.1 Виды домов-интернатов и контингент проживающих представлены в таблице 4.1. 4.2. В домах-интернатах, в том числе специальных, для лиц старшего возраста и инвалидов предусматривается следующее: - проживание; - санитарно-гигиеническое обслуживание; - питание; - лечебно-трудовая терапия; - культурно-массовое обслуживание; - медицинское обслуживание, включая реабилитацию; - административно-бытовое обслуживание; - охрана безопасности проживания. Функциональные схемы размещения отделений, различных групп помещений в домах-интернатах представлены в приложении Г (рисунки Г.1 и Г.2).
4.3 Вместимость домов-интернатов принимается: - общего типа - от 50 до 200 мест; - психоневрологических - от 100 до 200 мест; - специальных - от 50 до 100 мест; - специального отделения при домах-интернатах общего типа - до 50 мест. 4.4. В домах-интернатах противопожарную защиту зданий следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности дома-интернаты общего типа и специальные (специальные отделения) относятся к классу Ф1, дома-интернаты психоневрологические - к классу Ф1.1. 4.5 Численность инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, от общей вместимости дома-интерната составляет 12 %. При каждом доме-интернате следует предусматривать дополнительное помещение или место для хранения уличных кресел-колясок площадью в зависимости от вместимости учреждения, но не менее 4 м2. 4.6 Высоту жилых помещений от пола до потолка следует принимать не менее 2,7 м, общественных помещений - не менее 3 м. 4.7 В домах-интернатах должна обеспечиваться инсоляция помещений согласно СанПиН 2.1.2.1002. Длительность инсоляции в весенне-осенний период года в жилых помещениях должна быть (в период с 22 февраля по 22 октября): - в центральной зоне (58-48° с. ш.) - не менее 2,5 ч в день; - в северной зоне (севернее 58° с. ш.) - не менее 3 ч в день; - в южной зоне (южнее 48° с. ш.) - не менее 2 ч в день. 4.8 Нормируемые показатели естественного и искусственного освещения различных помещений следует устанавливать в соответствии с СанПиН 2.1.2.1002 (пп.5.2, 5.4). Коэффициент естественного освещения (КЕО) в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 % в середине помещения. В случае прерываемого режима инсоляции суммарная длительность инсоляции должна быть увеличена на 0,5 ч. 4.9. При проектировании домов-интернатов следует предусматривать обязательный минимальный уровень комфортности проживания класса «М» (минимальный уровень), при котором минимально допустимые параметры обеспечивают благоприятную среду жизнедеятельности, а также безопасность и здоровье людей, проживающих в домах-интернатах. Состав и площади помещений, требования к проектированию зданий класса «М» представлены в таблицах В.1-В.11 приложения В, на рисунках Г.4-Г.8 приложения Г. При повышенном оптимальном уровне комфортности проживания класса «О» (оптимальный уровень) состав помещений дома-интерната может быть увеличен по условиям заказчика при составлении задания на проектирование. 5 Участки домов-интернатов5.1 Дома-интернаты размещают на селитебной территории городов и поселков городского типа на обособленных участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При выборе места строительства рекомендуется предусматривать близость к больницам, социальным центрам адаптации и культовым сооружениям, а также доступность проезда к учреждениям родственников проживающих. 5.2. На территории домов-интернатов рекомендуется предусматривать зоны с площадками для отдыха, физкультуры и хозяйственного назначения, а также площадку перед входом с приближенной автостоянкой. Минимальные параметры площадей участков для условий городской застройки следует принимать согласно таблице 5.1. При расстановке приборов и устройств технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для лиц в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от проживающего - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от пола согласно 4.15 СНиП 35-01-2001.
5.3 Площади участков домов-интернатов следует определять заданием на проектирование с учетом рекомендуемых показателей, приведенных в таблице 5.1. 5.4. При строительстве нового здания дома-интерната на вновь осваиваемом участке в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка при соответствующем обосновании может быть уменьшена, исходя из условий застройки и указаний задания на проектирование, но не более чем на 20-25 %. 5.5 Территория, предназначенная для домов-интернатов, должна иметь ограждение высотой не менее 1,6 м. 5.6. На территории земельного участка дома-интерната транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к учреждению и объектам, посещаемым инвалидами, должны иметь удобные подъезды и подходы. Остановки общественного транспорта следует увязывать с местом размещения здания дома-интерната со стороны главного входа. 5.7 Площадки для физкультуры и гимнастики необходимо предусматривать с зоной для занятий корригирующей гимнастикой из расчета 2 м2/чел., площадку тихого отдыха - из расчета 1,5 м2/чел. Указанные площадки входят в площадь участка, размеры их зависят от типа учреждения и вместимости в соответствии с таблицей 5.1. 5.8. В составе садово-парковой зоны предусматривают дорожки для лечебной ходьбы и бега трусцой. 5.9. В психоневрологических домах-интернатах для лиц, самостоятельно передвигающихся, для занятий лечебной физкультурой следует предусматривать площадку площадью до 100 м2 в расчете на 50-70 чел. 5.10. В хозяйственной зоне предусматриваются: гараж, стоянка для автомобилей, разгрузочная площадка, площадка для сушки белья и при необходимости - котельная, овощехранилище, прачечная, склады и другие помещения. 5.11. На участке рекомендуется предусматривать зону огорода и сада с фруктово-ягодными насаждениями для проживающего контингента, площадь которой следует определять сверх нормативной площади, указанной в таблице 5.1, ориентировочно не более чем на 15 % площади участка. 6 Объемно-планировочные решения6.1. При проектировании зданий домов-интернатов предусматривают жилые и общественные помещения учреждений рассредоточенной (павильонной) композиции плана, которые могут располагаться в одном или нескольких зданиях. 6.2 Дома-интернаты следует проектировать, как правило, 2-3-этажными. Этажность выше 3 этажей устанавливают заданием на проектирование при соответствующих обоснованиях в соответствии с СНиП 2.08.02, СНиП 31-01-2003, СНиП 2.07.01. В домах-интернатах высотой 2 этажа и выше следует предусматривать лифты или подъемник в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630 и ГОСТ Р 51631, а также НПБ 250-97. 6.3 Общая площадь домов-интернатов принимается в зависимости от типа зданий, вместимости, уровня комфортности согласно таблицам В.1-В.12 приложения В и указывается в задании на проектирование. Схемы взаимосвязей жилых групп и отделений приведены на рисунках Г.1 и Г.2 приложения Г. 6.4 Жилая площадь в домах-интернатах для людей старшего возраста и инвалидов принимается из расчета не менее 7 м2/чел. 6.5 Этажи зданий должны иметь не менее двух эвакуационных выходов в соответствии с 6.12 * и 6.13 * СНиП 21-01. Лестницы, пандусы и лифты, подъемники, вспомогательные средства и приспособления для передвижения людей по зданию, использование их в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и СП 35-101. 6.6 Объемно-планировочные решения домов-интернатов следует проектировать с учетом следующих требований к путям эвакуации: - на путях эвакуации не следует применять вращающиеся двери и турникеты, винтовые лестницы; - в жилых ячейках комнату дежурного персонала следует размещать рядом со спальными комнатами и комнатами для занятий. Такое расположение обусловлено в случае необходимости скорейшей эвакуации контингента из этих помещений с помощью дежурного персонала. В этих помещениях предусматриваются устройства автоматической пожарной сигнализации; - на путях эвакуации дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001; - вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех переходов высотой более 0,45 м необходимо устраивать ограждения с поручнями из негорючих материалов на высоте 0,9 м. 6.7 При проектировании лестниц поручень перил с внутренней стороны должен быть непрерывным. По всей высоте лестницы на верхней поверхности поручня перил следует предусматривать рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть не менее, м: ширина 0,01, высота 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 к лестницам и пандусам. 6.8 На путях движения людей старшего возраста и инвалидов в здании следует предусматривать смежные с ними зоны отдыха и ожидания не реже чем через каждые 25 м, не менее одной на каждом этаже. 6.9 При всех наружных входах в здания домов-интернатов следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,5 м и шириной 2,2 м. Двойные тамбуры при входе следует проектировать в I и II климатических районах строительства. Если в I климатическом районе при входе в дом имеется веранда, то ее наличие учитывается как один из тамбуров в соответствии с требованиями 4.19 СП 35-102. 6.10 В жилой части здания допускается размещать обслуживающие помещения (библиотеку-читальню, комнаты для кружковых занятий, комнату медпункта) при высоте помещений, равной высоте жилых помещений. Высоту помещений зрительного зала, лечебно-трудовых и учебно-производственных мастерских, а также помещений столовой следует принимать не менее 3 м в соответствии с СНиП 2.08.02. При вместимости дома-интерната до 40 мест высоту обеденного и зрительного залов допускается принимать равной высоте жилых помещений. 6.11 В домах-интернатах специальных, общего типа со специальными отделениями при входе в здание в вестибюльной группе помещений следует предусматривать комнаты вахтера-охранника и пост милиции, рисунок Г.3 приложения Г. 6.12 Состав и площади помещений домов-интернатов следует принимать согласно приложению В настоящего СП. 6.13 Глубина жилых комнат не должна превышать 6 м. Ширина жилых помещений для нуждающихся в посторонней помощи и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, а также процедурных помещений должна быть не менее 3,4 м. Пропорции сторон глубины к ширине в жилых комнатах рекомендуется принимать при соотношении сторон комнаты 2:1. 6.14 Ширина пути движения внутри здания (в коридорах, помещениях, галереях) в чистоте должна быть не менее: - при движении кресла-коляски в одном направлении - 1,5 м; - при встречном движении - 1,8 м. Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м. Ширина балконов и лоджий должна быть, как правило, не менее 1,4 м в свету. Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2 м. Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° - не менее 1,2 м в соответствии с требованиями 3.18 СНиП 35-01-2001. 6.15 В I и II климатических районах рекомендуется предусматривать в домах-интернатах при жилых комнатах лоджии и балконы глубиной не менее 1,4 м. При этом разница отметок пола жилого помещения и балкона (лоджии) не должна превышать 0,02 м в соответствии с требованиями 5.38 СП 35-102. При решении балконов и лоджий следует учитывать местные условия и при необходимости предусматривать на летних помещениях ветрозащитные (возможно - трансформируемые) стенки-экраны и солнцезащиту в виде штор, козырьков и др. Примечание - В психоневрологических домах-интернатах допускается проектировать остекленную лоджию общего пользования на жилую группу из расчета 0,5 м2/чел. 6.16 Столовую, лечебно-трудовые мастерские (далее - ЛТМ) и учебно-производственные мастерские (далее - УПМ) рекомендуется размещать в отдельных блоках. 6.17 В помещении мастерской при размещении оборудования рядом со столом мастера следует предусматривать стол медсестры для наблюдения и оказания в случае необходимости медицинской помощи занимающимся трудотерапией людям старшего возраста или инвалидам. 6.18 При учебно-производственных мастерских следует предусматривать кладовые для хранения материалов и кладовые готовых изделий. Состав и площади помещений УПМ представлены в таблице В.9 приложения В и на рисунке Г.14 приложения Г. 6.19 Учебно-производственные мастерские, их вместимость и количество следует определять в соответствии с заданием на проектирование с учетом требований к условиям организации труда на рабочих местах СП 35-104, приложение В. 6.20 Санитарные узлы для людей старшего возраста и инвалидов рекомендуется проектировать совмещенными либо раздельными. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, как правило, применяются совмещенные санузлы, оборудованные унитазом, умывальником и ванной или душем. Рекомендуются к применению сидячие ванны или полибаны с местом для сидения, ванны с открывающимися боковыми дверцами и т.п. Для того, чтобы уменьшить число перемещений, рекомендуется в уборных на стене рядом с унитазом помещать гибкий шланг с душевой сеткой. Площади санитарных узлов приведены в таблицах В.3-В.5 приложения В данного документа и СП 35-102. 6.21 Для психоневрологических больных, не способных к передвижению, предусматриваются санузлы с местом для каталки, со встроенным шкафом для суден. Набор оборудования санузлов следует принимать в соответствии с таблицей В.5 приложения В. 6.22 В уборных общего пользования необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех. Размеры универсальной кабины в плане принимаются не менее: ширина - 1,65 м, глубина - 1,8 м. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей в соответствии с 3.67 СНиП 35-01-2001. 7 Функциональные требования к проектированию основных групп помещений7.1 Дома-интернаты включают отделения, группы помещений жилого, обслуживающего и хозяйственного назначения. Состав и площади основных групп помещений домов-интернатов приведены в таблицах В.1-В.12 приложения В. 7.2 В домах-интернатах состав помещений вестибюльной группы помещений следует проектировать в соответствии с таблицей В.1 приложения В. 7.3 Для зданий любой вместимости предусматриваются приемно-карантинные отделения, состав, площади и количество помещений которых принимаются по заданию на проектирование в соответствии с таблицей В.2 приложения В. Приемное и карантинное отделения рекомендуется размещать на первом этаже здания дома-интерната. Необходимость устройства централизованных приемно-карантинных отделений определяется заданием на проектирование. Жилое отделение7.4 Жилые отделения домов-интернатов общего типа со специальными отделениями формируются из жилых групп помещений, однородных жилых ячеек, помещений охраны и безопасности, коммуникационных и общественных помещений. Жилые отделения и жилые группы проектируются непроходными. Специальные отделения должны быть разграничены с общими отделениями коммуникационным пространством - коридорами. Жилая группа7.5 Жилые группы помещений должны быть специализированными по физическому состоянию проживающих: для лиц, свободно передвигающихся, передвигающихся с трудом, способных к частичному самообслуживанию, нуждающихся в посторонней помощи, передвигающихся на креслах-колясках и нуждающихся в постельном режиме. Жилые группы проектируются в соответствии с таблицами В.3-В.5 приложения В. 7.6 Из вспомогательных помещений в жилой группе следует предусматривать: помещения для хранения носилок (каталки), санитарную комнату и помещение для хранения чистого белья, кухню самообслуживания, буфетную комнату, комнату отдыха, помещение для уборочного инвентаря, кладовую грязного белья с местом для разборки, комнату для персонала, комнату бытового обслуживания, площади которых приведены в таблицах В.3-В.5 приложения В. Примечание - В составе персонала предусмотрен дежурный, в обязанности которого входит также организация скорейшей эвакуации проживающих при пожаре. 7.7 Набор жилых комнат по вместимости, а также их соотношение в жилых группах и отделениях уточняются при составлении задания на проектирование. Жилые ячейки и жилые комнаты7.8 Типы жилых ячеек представлены на рисунках Г.4-Г.8 приложения Г, состав и площади помещен-ий жилых ячеек приведены в таблицах В.3-В.5 приложения В. При проектировании жилых комнат и жилых ячеек следует учитывать функциональные требования, обусловленные потребностями однородного (по возрасту и физическому состоянию) контингента. В домах-интернатах общего типа и специальных отделениях (специальных домах-интернатах) жилые ячейки ЖЯ-1, ЖЯ-2, ЖЯ-3 предусматриваются с жилыми комнатами на 1-2 чел., рассчитанными для свободно передвигающихся, способных к самообслуживанию. Эта категория лиц питается в основном в столовой. Для контингента, передвигающегося с трудом и на креслах-колясках, проектируют жилые ячейки ЖЯ-4 с жилыми комнатами на 2-3 места. При жилых ячейках предусматриваются буфетная и кухня-раздаточная, в которую из столовой доставляется готовая пища для лиц, передвигающихся с трудом. 7.9 В психоневрологических домах-интернатах для жилых групп предусматривают жилые ячейки ЖЯ-5 с жилыми комнатами на 4 места, рассчитанными на лиц, способных к частичному самообслуживанию и нуждающихся в реабилитации, лица этой категории в основном питаются в столовой. Жилые ячейки ЖЯ-6 проектируют с жилыми комнатами на 4-6 мест, рассчитанными на лиц, нуждающихся в посторонней помощи и постельном режиме. Эта категория лиц питается в жилых комнатах. Состав и площадь помещений жилой ячейки ЖЯ-6 представлены в таблице В.5 приложения В. При ванной комнате в жилой группе с жилыми ячейками для нуждающихся в постельном режиме и колясочников (ЖЯ-6) рекомендуется размещать хозяйственную кладовую для грязного белья. 7.10 Площадь жилых комнат для проживающих, способных к частичному самообслуживанию или нуждающихся в посторонней помощи, следует принимать по таблице В.4 приложения В независимо от их физического состояния. 7.11 Жилые комнаты для людей старшего возраста, передвигающихся на креслах-колясках, следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих свободный подъезд человека в кресле-коляске к любой точке помещения, к оборудованию помещения при минимальной ширине зоны маневрирования кресла-коляски не менее 1,3 м согласно СП 35-102. 7.12 Жилые комнаты рекомендуется оборудовать встроенными шкафами для одежды, обуви, белья и личных вещей, а передние - вешалками для уличной одежды. Встроенные шкафы возможно размещать в передних при наличии индивидуальных замков согласно таблицам В.3-В.5 приложения В. 7.13 Для лиц, свободно передвигающихся и способных к частичному самообслуживанию, предусматривают жилые ячейки ЖЯ-1 и ЖЯ-3 с совмещенными санузлами в соответствии с 5.30 СП 35-102. Для лиц, передвигающихся с трудом, предусматривают жилые ячейки ЖЯ-4. В жилых ячейках этого типа проживающие пользуются санузлом с помощью младшего медицинского персонала. Для удобства наблюдения за проживающими шлюз-передняя не предусматривается. 7.14 Для лиц с психоневрологическими заболеваниями предусматривают жилые ячейки ЖЯ-5 и ЖЯ-6. Санитарные узлы в этих жилых ячейках по сравнению с ячейками ЖЯ-1 и ЖЯ-4 проектируют большей площади и с расширенным составом оборудования, приведенным в таблице В.5 приложения В. Передние в жилых ячейках следует принимать площадью не менее 4 м2 при минимальной ширине 1,5 м. Помещения культурно-массового обслуживания7.15 Состав и площади помещений культурно-массового назначения представлены в таблице В.6 приложения В и на рисунках Г.9-Г.13 приложения Г. 7.16 Зрительный зал проектируют, как правило, с амфитеатром. Уклон амфитеатра устанавливается исходя из условий видимости сцены. Требования к проектированию параметров зрительного зала и киноэкранов должны соответствовать требованиям СНиП 2.08.02-89* (приложение 6). 7.17 В зрительном зале предусматривают места для инвалидов на креслах-колясках из расчета 10-12 % и для лиц с психоневрологическими заболеваниями 5-10 %. Состав и площади зрительного зала представлены в таблице В.6 приложения В и на рисунке Г.10 приложения Г. 7.18 Число мест в зрительном зале необходимо принимать в процентном соотношении от вместимости учреждения: - в домах-интернатах общего типа со специальными отделениями или без них - в расчете на 80 % лиц, способных к самостоятельному передвижению, и на 20 % лиц, передвигающихся с трудом, а также передвигающихся на креслах-колясках; - в психоневрологических домах-интернатах - в расчете на 100 % лиц, способных к частичному самообслуживанию. Площадь зала принимается, как правило, из расчета 1,2 м2/место, а для лиц, использующих кресла-коляски, - 1,8 м2/место. 7.19 В зрительных залах должны быть установлены неподвижно прикрепленные к полу полумягкие кресла с неоткидными сиденьями. Для людей с физическими недостатками число мест в ряду должно быть: при односторонней эвакуации из ряда - не более 12, при двусторонней эвакуации - не более 25, ширина прохода между рядами - не менее 0,55 м. Для лиц, передвигающихся в креслах-колясках, следует предусматривать свободные площадки перед эстрадой или в конце зала и дополнительный проем - выезд из зала - шириной не менее 1,6 м. 7.20 Артистические комнаты при зрительном зале допускается проектировать без естественного освещения. 7.21 Зрительный зал можно объединять с фойе в единое пространство (при проведении крупных мероприятий). Тип трансформируемой перегородки между зрительным залом и фойе устанавливается заданием на проектирование. 7.22 Зал религиозных обрядов следует проектировать единым на здание в соответствии с таблицей В.6 приложения В и рисунком Г.13 приложения Г (см. СП 31-103). 7.23 При оптимальном уровне комфортности проживания класса «О» в составе помещений для культурно-массового обслуживания можно дополнительно предусматривать картинную галерею, зимний сад и др. Помещения медицинского обслуживания7.24 В зданиях домов-интернатов вместимостью 50 мест и более в составе медицинских помещений предусматривают кабинет фельдшера, в зданиях вместимостью 100-200 мест - кабинет врача вместо кабинета фельдшера в соответствии с таблицей В.7 приложения В. Лечебно-трудовые мастерские7.25 Число и профиль ЛТМ определяют заданием на проектирование в соответствии с таблицей В.8 приложения В и рисунком Г.15 приложения Г. Комнату мастера следует размещать вблизи мастерской соответствующего профиля. Лечебно-трудовые мастерские и учебно-производственные мастерские следует размещать на одном этаже, соблюдая требования СНиП 21-01-97*, или размещать в отдельных корпусах, соединенных с основным зданием теплым переходом. В мастерских, которыми могут пользоваться инвалиды на креслах-колясках, ширину основного прохода, а также расстояние между рабочими местами следует принимать 1,5-2 м. 7.26 В психоневрологическом доме-интернате помещения лечебно-трудовых мастерских необходимо проектировать в соответствии с требованиями СП 35-104. Состав, площади и профиль таких мастерских и помещений для них следует определять заданием на проектирование. 7.27 Проектировать оборудование индивидуальных рабочих мест или мест обслуживания следует с учетом размеров зоны досягаемости на рабочей поверхности стола для обеих рук в диапазоне от 0,25 м (от контактной кромки) по глубине и 0,7 м по фронту до 0,7 м по глубине и 1,7 м по фронту в зависимости от удаленности и наклона туловища в соответствии с требованиями 5.12 СП 35-101. Учебно-производственные мастерские7.28 Учебно-производственные мастерские в учреждениях рассчитываются на лиц, находящихся под наблюдением врача, свободно-передвигающихся и колясочников, способных к трудовому и профессиональному обучению и желающих заняться посильной работой по своей профессии или приобрести новую профессию. Ориентировочный состав и площади помещений УПМ представлены в таблице В.9 приложения В. Планировочная схема картонажной мастерской приведена на рисунке Г.14 приложения Г. Помещения питания7.29 В домах-интернатах проектируют столовые, рассчитанные в целом на учреждение. Для учреждений вместимостью до 100 мест рекомендуется подвоз пищи в термосах в жилые комнаты или буфетные. Буфетные с кухней-раздаточной рассчитывают на жилые группы, в которые из кухни-столовой в буфетные доставляют готовые обеды. Столовая работает на сырье и полуфабрикатах. Состав и площади помещений столовой представлены в таблице В.10 приложения В. Обеденный зал столовой предусматривается для свободно передвигающихся лиц, передвигающихся с трудом и контингента, передвигающегося на креслах-колясках (рисунок Г.17 приложения Г, см. также СанПиН 2.3.6.1079). Состав и площади помещений столовой рекомендуется принимать по таблице В.10 приложения В. 7.30 Число мест в обеденном зале следует принимать из расчета односменного обслуживания лиц, свободно передвигающихся и передвигающихся на креслах-колясках: - в домах-интернатах общего типа - 90 % списочного состава; - в психоневрологических домах-интернатах - 80 % списочного состава. Обслуживание должно осуществляться официантами. 7.31 Число мест в буфетных для лиц, передвигающихся с трудом, временно заболевших, следует принимать из расчета одновременного обслуживания ориентировочно: - в домах-интернатах общего типа со специальными отделениями (специальные дома-интернаты) для лиц, не способных к частичному самообслуживанию, - 10%; - в психоневрологических домах-интернатах для лиц, не способных к частичному самообслуживанию, нуждающихся в постельном режиме, - 20 %. Доставка пищи из кухни-столовой на этажи, где расположены буфетные жилых отделений, производится с помощью подъемников. 7.32 При размещении столовой отдельно от здания дома-интерната при входе в столовую следует предусматривать вестибюль с гардеробом, уборной и умывальником (для мужчин и женщин). 7.33 Площадь обеденного зала следует принимать на одно место в зале не менее, м2: при самообслуживании - 1,8 м2 и 1,4 м2 - при обслуживании официантами в соответствии с 2.29 СНиП 2.08.02. В специализированных учреждениях площадь залов принимается по заданию на проектирование. Помещения для гимнастики и физкультуры7.34 В домах-интернатах для людей старшего возраста и инвалидов следует предусматривать гимнастические помещения для корригирующих упражнений и физкультурных занятий. Для лиц, практически здоровых и свободно передвигающихся, рекомендуется проектировать многоцелевой спортзал. В интернатах вместимостью до 200 мест помещение для гимнастики устраивается с посменными занятиями. Состав и площади помещений представлены в таблице В.1 приложения В и на рисунке Г.16 приложения Г. Физкультурный зал проектируют в соответствии с таблицей В.1 приложения В по заданию на проектирование. Административные и служебно-бытовые помещения7.35 Административные и служебно-бытовые, а также хозяйственные помещения рекомендуется проектировать согласно таблицам В.1, В.11, В.12 приложения В. 7.36 Прачечная, стирально-разборочная, прачечная для самообслуживания при доме-интернате допускаются в том случае, когда отсутствует возможность стирки белья в прачечной населенного пункта. Производительность прачечной при доме-интернате следует принимать из расчета стирки 1,0 кг сухого белья в сутки на одного проживающего, передвигающегося с трудом и нуждающегося в посторонней помощи, пользующегося креслом-коляской, и 0,5 кг - для остальных категорий проживающих. Площадь прачечных, а также площадь кладовых для чистого и грязного белья следует принимать согласно таблицам В.1 и В.12 приложения В. 7.37 Хозяйственные помещения (центральная бельевая, кладовая, складские помещения, блок дезинфекционных камер, прачечная, кладовые инвентаря) следует определять в соответствии с таблицами В.1, В.12 приложения В и заданием на проектирование по расчету, исходя из общей вместимости учреждения и местных условий. Помещения охраны и безопасности7.38 Пост милиции следует функционально связывать с изолятором для нарушителей порядка, с вестибюльной группой помещений. Число мест в изоляторе устанавливают по заданию на проектирование в соответствии с таблицей В.1 приложения В. 8 Инженерно-техническое обеспечение и оборудование8.1 Регулирование инженерно-технического обеспечения и инженерного оборудования следует осуществлять из единого диспетчерского пункта. Диспетчерское инженерное регулирование предусматривается при вместимости учреждения 200 мест и более. 8.2 Внутренний водопровод и канализацию домов-интернатов следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01. В жилых ячейках при установке кранов умывальников и душевых необходимо предусматривать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С. 8.3 В домах-интернатах следует предусматривать вентиляцию с естественным побуждением в соответствии со СНиП 41-01. Расход наружного воздуха в жилых помещениях и помещениях общественного и административного назначения следует принимать согласно СНиП 41-01, таблица М.1. 8.4 При использовании звуковой сигнализации места для инвалидов с дефектами слуха в общественных помещениях, аудиториях, зрительном зале следует размещать на расстоянии не более 10 м от источника звука или оборудовать специальными переносными приборами усиления звука. Требования к необходимой звуковой, световой, тактильной информации, устанавливаемой в помещениях, следует предусматривать в соответствии с 3.51, 3.57 СНиП 35-01. 8.5 Надежность электроснабжения электроприемников (кроме устройств противопожарной защиты) должна соответствовать II степени в соответствии с требованиями СП 31-110. 8.6 Жилые комнаты, помещения отдыха и общественные помещения с постоянным пребыванием людей, а также пост милиции, мастерские учебно-производственные, лечебно-трудовые и помещения администрации следует радиофицировать. 8.7 Телефоны устанавливают в кабинетах врачей, старшей медсестры, на посту старшей медсестры, в кабинете директора и заместителя директора по хозяйственной части, в помещении поста милиции, бухгалтерии. Телефоны-автоматы следует устанавливать в вестибюле и на каждом этаже учреждения. 8.8 В домах-интернатах на 100 мест и более следует предусматривать внутреннее устройство телефонной связи в зависимости от возможности местной телефонной сети. Телефоны с выходом в городскую сеть должны размещаться в кабинете директора и в вестибюле. Перечень других помещений, в которых устанавливают телефоны, определяется заданием на проектирование. 8.9 Коллективный прием телевидения следует предусматривать в жилых комнатах, комнатах отдыха, зрительном зале, фойе в домах-интернатах общего типа и специальных домах-интернатах. В специальных домах-интернатах и домах-интернатах общего типа со специальными отделениями устанавливают телевизоры в помещении поста милиции. В психоневрологических домах-интернатах установку телевизоров следует предусматривать в комнатах отдыха, в одной из комнат кружковых занятий и в зрительном зале. 8.10 Аварийное (безопасности и эвакуационное) освещение устраивают в соответствии с требованиями СП 31-110-2003. Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 15 дБА в течение 30 с, при превышении максимального уровня звука в помещении на 5 дБА - согласно 3.55 СНиП 35-01, НПБ 88-2001*. Аварийное освещение должно выполняться в помещениях вестибюля, гардероба, постов охраны, пожарного поста, аппаратной управления, звукоаппаратной, телефонной станции (СНиП 23-05). 8.11 Эвакуационное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, где возможно пребывание не менее 50 чел., а также на всех лестницах, проходах и других путях эвакуации согласно СП 31-110. 8.12 Для вызова дежурного персонала следует предусматривать сигнализацию (звуковую или световую). Одну кнопку вызова устанавливают у изголовья каждой кровати в жилой комнате, а также в комнатах отдыха, обеденном и зрительном залах, лечебно-трудовых и учебно-производственных мастерских, уборных и ванных комнатах. В психоневрологических домах-интернатах одна кнопка вызова предусматривается на каждую жилую комнату, обеденный и зрительный залы, лечебно-трудовую мастерскую, общие санузлы и вестибюли. Сигналы вызова должны поступать в помещение дежурного персонала. Приложение А (справочное)Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящем СП
Приложение Б (справочное)Термины и определенияДом-интернат общего типа - учреждение, предназначенное для стационарного проживания лиц старшего возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной и медицинской помощи. Дом-интернат психоневрологический - учреждение, предназначенное для стационарного проживания лиц старшего возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной и психологической поддержке, психиатрической помощи и в соответствующем медицинском уходе. Дом-интернат специальный (специальное отделение) - учреждение, предназначенное для лиц старшего возраста и инвалидов 18 лет и старше, вышедших из мест заключения и нарушителей общественного порядка из общих отделений. Учреждение включает помещения, аналогичные интернату общего типа, также помещения охраны и безопасности, изолятор для нарушителей порядка, кабинеты нарколога и психолога. Жилое отделение - функциональный элемент, состоящий из жилых групп (от 2 до 4) и общественных помещений в составе отделения. Жилая группа - элемент жилого отделения, включающий в свой состав однородные жилые ячейки, коммуникационные и общественные помещения внутригруппового пользования (вместимость жилой группы до 20 чел.). Жилые группы, рассчитанные для различных категорий проживающих, называются комплексными (в отличие от однородных жилых групп). Жилая ячейка - функциональный элемент дома-интерната, состоящий из жилых и подсобных комнат для заселения определенного числа проживающих (от 2 до 6 чел.) в зависимости от типа учреждений. Комната социально-бытовой адаптации - помещение для оказания психологической помощи лицам, оказавшимся в затрудненных жизненных ситуациях с полной или частичной потерей трудоспособности, и возвращение их к обычным социальным условиям общества. Лица старшего возраста - женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше. Функциональная зона - пространство, характеризующееся определенными общими признаками, связанными с какой-либо деятельностью, например зона у стола, зона проезда на кресле-коляске по коридору и т.д. Приложение В (рекомендуемое)Состав и площади основных групп помещений домов-интернатовТаблица В.1 - Общая группа помещений для домов-интернатов
Таблица В.2 - Приемно-карантинное отделение*
Таблица В.3 - Состав и площади помещений жилых ячеек для лиц, свободно передвигающихся, практически здоровых, в домах-интернатах общего типа, специальных домах-интернатах (специальных отделениях)*
Таблица В.4 - Состав и площади помещений жилых ячеек для лиц, передвигающихся с трудом, нуждающихся в посторонней помощи, пользующихся креслами-колясками, в домах-интернатах общего типа, специальных домах-интернатах (специальных отделениях)*
Таблица В.5 - Состав и площади помещений жилых ячеек для лиц, свободно передвигающихся, нуждающихся в реабилитации, передвигающихся с трудом, нуждающихся в посторонней помощи, передвигающихся на креслах-колясках, в психоневрологических домах-интернатах*
Таблица В.6 - Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания*
Таблица В.7 - Состав и площади помещений медицинского обслуживания* (дом-интернат общего типа; специальный дом-интернат (специальное отделение); дом-интернат психоневрологический)
Таблица В.8 - Состав и площади лечебно-трудовых мастерских*
Таблица В.9 - Состав и площади учебно-производственных помещений*
Таблица В.10 - Площади столовой домов-интернатов*
Таблица В.11 - Состав административных и служебно-бытовых помещений домов-интернатов*
Таблица В.12 - Состав и площади хозяйственных помещений домов-интернатов*
Приложение ГИллюстрацииСхема взаимосвязей жилых групп и отделений1 - жилая группа для свободно передвигающихся лиц, практически здоровых; 2 - жилая группа для лиц, передвигающихся с трудом; 3 - жилая группа для лиц, передвигающихся на креслах-колясках Рисунок Г.1 Схема взаимосвязей жилых групп и отделенийПсихоневрологический дом-интернат 1 - жилая группа для лиц, передвигающихся с трудом, способных к частичному самообслуживанию; 2 -жилая группа для лиц, нуждающихся в посторонней помощи и постельном режиме, передвигающихся на креслах-колясках Рисунок Г.2 Помещение охраны и безопасностиI. Пост охранника-вахтера: 1 - стойка; 2 - стол с телефоном и настольной сигнализацией; 3 - пожарная сигнализация; 4 - топчан для отдыха дежурного; 5 - стул; 6 - шкаф; II. Пост милиции: 1 - стол с телефоном и настольной сигнализацией; 2 - стул; 3 - топчан; 4 - тумбочка; -^ 5 - решетчатая перегородка с дверью Рисунок Г.3 Жилая комнатаПланировочные схемы комнат жилых ячеек ЖЯ-1 и ЖЯ-3 для лиц, свободно передвигающихся
1 - кровать; 2 - тумбочка; 3 - стол; 4 - стул; 5 - кресло; 6 - тумбочка для телевизора; 7 - подвесной шкаф; 8 - торшер; 9 - диван Рисунок Г.4 Жилая комнатаПланировочные схемы комнат жилых ячеек ЖЯ-4 для 2- и 3-местных жилых комнат 1 - кровать; 2 - тумбочка; 3, 6 - стол; 4 - стул; 5 - шкаф для одежды; 7 - кресло-коляска; 8 - диван Рисунок Г.5 Помещения жилой ячейкиПланировочная схема жилой ячейки ЖЯ-5 1 - кровать общебольничная; 2 - столик надкроватный; 3 - тумбочка прикроватная; 4 - кресло для отдыха; 5- кресло-судно передвижное; 6 - кресло-коляска; 7 - стул; 8 - стол; 9 - шкаф для одежды; 10 - вешалка для одежды Рисунок Г.6 Жилая комнатаПланировочная схема жилых комнат на 4 и 6 человек в жилых ячейках ЖЯ-6 для психотроников 1 - кровать; 2 -тумбочка; 3 - стол; 4 - стул; 5 - комбинированный шкаф А - четырехместная жилая комната; Б - шестиместная жилая комната; В - зона размещения кровати для лиц, способных к частичному самообслуживанию и передвигающихся по дому и прилегающему участку; Г - зона размещения кровати для немощных лиц, передвигающихся в пределах жилой комнаты Рисунок Г.7 Жилые ячейки
Рисунок Г.8Помещения для клубных занятийПомещение библиотеки с открытым доступом к книгам и питательным залам 1 - шкаф для открытого хранения книг; 2 - стол для занятий; 2а - стол для занятий инвалида-колясочника; 3 - стул; 4 - стол библиотекаря; 5 - стол журнальный; б - стенд-витрина настенная; 7 - кресло-коляска; 8 - шкаф для закрытого хранения книг; 9 - закрытое книгохранилище (на 2 тыс. книг); 10 - стол с каталожным шкафом Рисунок Г.9 Зрительные залыВарианты размещения мест в зрительном зале 1 - сцена; 2 - места для ходячих зрителей; 3 - места размещения инвалидов на кресле-коляске; 4 - пандус Рисунок Г.10 Помещения для клубных занятийПомещение для приема гостей на 10 и 20 посадочных мест 1 - стол обеденный; 1а - стол резервный; 2 - стул; 3 - кресло-коляска; 4 - комбинированная стенка; 5 - холодильник; 6 - мойка; 7 - плита; 8 - буфет кухонный; 9 - сервировочная стойка; 10 - разделочный стол; 11 - табурет * Место для танцев может быть использовано для дополнительного размещения 10 посадочных мест. Рисунок Г.11 Помещения для клубных занятийПомещения для музыкальных занятий 1 - стул; 2 - пюпитр; 2а - специальный пюпитр для инвалида на кресле-коляске; 3 - подиум для руководителя; 4 - пианино; 5 - табурет винтовой; 6 - шкаф для музыкальных инструментов и нот; 7 - инвалидное кресло-коляска; 8 - запасной эвакуационный выход Рисунок Г.12 Помещение для религиозных обрядовПример планировки зала для молитвенных собраний с подсобными помещениями 1 - помещение для религиозных обрядов; 2- зона священнослужителя; 3 - служебная ниша; 4 - сейф; 5- комната (келья) для священнослужителя; 6 - санузел при комнате отдыха священнослужителя (рукомойник, унитаз, душевой поддон); 7 - кладовая; 8 - прихожая с вешалкой Рисунок Г.13 Учебно-производственные мастерскиеПланировочная схема картонажной мастерской 1 - стол рабочий; 2 - табурет с регулируемым сиденьем; 3 - проволочно-швейный аппарат; 4 - клееварка; 5 - стол мастера; 6 - стул; 7 - мойка; 8 - инвалидная коляска; 9 - эвакуационный выход; 10 - стеллаж мастера А - мастерская; Б- комната мастера; В - уборная для инвалида; Г- кладовая материалов; Д - кладовая готовой продукции; Е- общая уборная; Ж- коридор Примечание - Рабочие помещения оборудуются в зависимости от вида производства; кладовые оборудуются стеллажами; комната мастера оборудуется столом, стульями, стеллажами. Рисунок Г.14 Помещения для лечебно-трудовых мастерскихПланировочная схема мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники 1 - стол монтажный; 2- стенд испытательный; 3 - стол с вытяжкой; 4 - стол мастера; 5 - мойка; 6 - стеллаж для материалов; 7 - табурет с регулируемым сиденьем; 8 - стеллаж мастера; 9 - стол медсестры; 10 - шкаф медицинский одностворчатый; 11 - стул; 12-кресло-коляска Рисунок Г.15 Помещения для занятий гимнастикой и физкультурой1 - гимнастическая стенка; 2 - гимнастический станок-поручень с зеркалом; 3 - место для тренера; 4 - пианино; 5 - скамья; 6 - вешалка А - раздевальная; Б - санузел; 6 - санузел с учетом пользования инвалидом на кресле-коляске; Г-душевая с учетом пользования инвалидом на кресле-коляске; Л - спортивный зал; E- комната тренера; Ж - комната для хранения спортинвентаря Рисунок Г.16 Места для питания1 - стол обеденный 160x90; 2 - стул; 3 - инвалидное кресло-коляска Рисунок Г.17 Ключевые слова: дома-интернаты общего типа, специальные, психоневрологические, жилая ячейка, жилая группа, жилое отделение, обслуживающие помещения, функциональные зоны |