КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА г. МОСКВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРАВИЛА Москва, 1998 «Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки» разработаны ОАО ПКТИпромстрой (к.т.н. С.Ю. Едличка, А.В. Колобов, к.т.н. В.В. Шахпаронов, Ю.А. Ярымов, к.т.н. А.И. Творогов) с участием ГУП НИИМосстрой (д.т.н. Е.Д. Белоусов, к.э.н. В.В. Затван, к.т.н. Н.М. Пукемо), НИИОСП (д.т.н. В.А. Ильичев, к.т.н. Л.Г. Мариупольский, Б.Ф. Кисин). Правила содержат организационно-технологические требования, предъявляемые при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки. Настоящие правила разработаны с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции и граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов. Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки. Правила следует также рассматривать как свод извлечений из правил производства строительных работ в г. Москве и действующих строительных норм и правил в части организации и технологии строительного производства. Настоящие правила согласованы с Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой, Объединением административно-технических инспекций, компанией Главмосстрой, ОАО Мосинжстрой, МосжилНИИпроектом, ОАО Москапстрой. 1. Общие положения.1.1. Настоящие организационно-технологические правила устанавливают общие требования к организации и технологии строительного производства, которые необходимо учитывать при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки, вне зависимости от их назначения и принадлежности, с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции. 1.2. Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, для организаций, осуществляющих оформление исходно-разрешительной документации, экспертизу проектов, авторский и технический надзор, археологический, экологический, административный контроль за производством строительно-монтажных работ, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки и участвующих в процессе подготовки градостроительных решений. 1.3. Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и соответственно усиленные меры безопасности работающих на строительном производстве и проживающего населения. 1.4. Регулирование взаимоотношений граждан и заказчиков (застройщиков, инвесторов), проектных и строительных организаций при реализации градостроительных решений, в том числе в стесненных условиях существующей городской застройки осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом города Москвы, а также законами города Москвы «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве», «О районной Управе в г. Москве». 1.5. Участие граждан в процессе обсуждения градостроительных планов, проектов и решений осуществляется в соответствии с законом города Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве». 1.6. Органами власти и заказчиками разработки проектов строительства (реконструкции) организуются совместно с разработчиками градостроительных планов и проектов публикация основных положений этих документов (адрес объекта, назначение, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших жилых домов), информирование граждан о месте и времени, когда они смогут ознакомиться с проектами и обеспечивается возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления. В случае несогласия с принятым решением граждане, проживающие в г. Москве и достигшие 18-ти летнего возраста имеют право на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую. 1.7. Проведение проектно-изыскательских и строительных работ организациями и физическими лицами, не прошедшими лицензирования в «Мосстройлицензии» на право выполнения этих видов деятельности не допускается. 1.8. Организациями, участвующими в предпроектной подготовке, проектировании и строительстве (реконструкции), а также Мосгосэкспертизой и ИГАСН учитываются результаты геотехнической экспертизы, осуществляемой экспертно-консультативной комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при Правительстве Москвы с учетом требований МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». 1.9. Организации, ответственные за учет, соблюдение, надзор и контроль за реализацией правил: - Проектная организация; - Заказчик (застройщик, инвестор); - Строительная организация; - Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза); - Экспертно-консультативная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Москвы; - Московский земельный комитет (Москомзем); - Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы (ИГАСН); - Объединение административно-технических инспекций правительства г. Москвы (ОАТИ); - Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы (УГПОИП). - Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода); - Центр Госсанэпиднадзора г. Москвы (ГЦЭН); - Московский городской округ Госгортехнадзора России; - Управление государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы; - Управление государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы (УГПС); - Московский центр лицензирования строительной деятельности (Мосстройлицензия); - Архитектурно-планировочные управления административных округов (АПУ административных округов). 1.10. Правила разработаны на основании и с учетом действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил (приложение 1). 2. Подготовка предпроектной документации.2.1. Особенности строительства (реконструкции) объектов, осуществляемого в стесненных условиях существующей городской застройки, отражаются при подготовке предпроектной документации, разрабатываемой в соответствии с порядком, установленным распоряжением Мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории города Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей». 2.2. На этапе предпроектных проработок, указанные особенности учитываются: - при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации в случае размещения локальных объектов на территориях, предварительно требующих комплексного градостроительного решения; - при предпроектной архитектурно-строительной проработке на стадии выбора архитектурно-планировочного решения (архитектурной концепции), для определения оптимального варианта размещения объекта, его объемно-пространственного решения, уточнения границ территории, взаимосвязи с окружающей застройкой (конкурсные проекты, размещение объектов в зонах особого регулирования застройки). 2.3. На этапе подготовки комплекта исполнительно-разрешительной документации особенности учитываются: а) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) при предоставлении права строительства (реконструкции) и аренды земельного участка, в составе: - согласованного городскими надзорными органами градостроительного заключения с эскизом; - заключения по инженерному обеспечению объекта с предварительными условиями присоединения к городским инженерным сетям городских эксплуатационных организаций; - заключения экологической экспертизы; - заключения геотехнической экспертизы ТЭО строительства, программы инженерно-геологических изысканий и программы работ по техническому обследованию зданий и сооружений. б) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) для предоставления права на использование территории под внутриквартальные инженерные объекты в составе: - градостроительного заключения на установку сооружений, использование территории и внутриквартальные инженерные объекты с эскизом № 1 на установку сооружений. в) в документации подготавливаемой подразделениями ГлавАПУ Москомархитектуры и института МосжилНИИпроект, по видам строительных работ, не требующих разработки распорядительных документов Правительства Москвы, в составе: - заключения для представления на Межведомственную комиссию; - ситуационного плана; - разрешения Москомархитектуры на проектирование; - разрешения на проведение работ по реконструкции (по отдельным помещениям и элементам фасада). 2.4. На этапе предпроектной проработки, выполняемой в процессе подготовки исполнительно-разрешительной документации при размещении объектов, предусматривающих дополнительную разработку или корректировку предпроектной документации или в зонах особого регулирования территории, особенности учитываются: - при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации; - при разработке предпроектной архитектурно-строительной документации. 3. Правила при проектировании.3.1. Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки вне зависимости от их назначения и принадлежности, устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска. 3.2. Проектная документация по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям, техническому обследованию зданий и сооружений и программы по мониторингу деформации подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе. 3.3. На строительном генеральном плане при размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей, определяются опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы. Перечень зон постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов и требования по безопасности работающих на строительстве (реконструкции), пешеходов, соседних зданий и сооружений, в которых находятся люди, установлены СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве». 3.4. При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений, в местах наложения разрабатываемых выемок или отсыпаемых насыпей на охранные зоны существующих подземных и воздушных коммуникаций, а также подземных сооружений, при пересечении разрабатываемых траншей с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, обозначаются границы подземных сооружений и коммуникаций в соответствии с правилами и требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и перечисляются меры по обеспечению их сохранности с указанием документов, которыми они регламентируются. 3.5. В стесненных условиях существующей городской застройки, а также на улицах и площадях с усовершенствованным дорожным покрытием, интенсивным движением транспорта и пешеходов, способ прокладки определяется с участием заказчика, подрядчика и владельца территории или дороги. При этом преимущество отдается закрытым способам (в щитовых тоннелях и коллекторах или в футлярах, проложенных способом продавливания) с обозначением границ производства работ световой сигнализацией и указателями. 3.6. При прокладке, перекладке или реконструкции нескольких подземных сооружений на одной строительной площадке (улице, проезде), независимо от их количества и ведомственной принадлежности разрабатывается комплексный проект, заказчиком которого выступает единый заказчик. Во избежание повторных разрытий проезжей части улиц в проектах предусматривается устройство уходов подземных сооружений за пределы красных линий, прокладка которых будет проводиться в ближайшие 5 лет в соответствии с генеральными схемами инженерных сетей. Прокладка нескольких подземных коммуникаций на одной улице (проезде) в зависимости от назначения, технических возможностей и экономической целесообразности проектируются в специальных проходных коллекторах или совмещено в одной трассе. Решения, связанные со строительством и реконструкцией объектов, расположенных в зоне действующих линий метрополитена, согласовываются со службой тоннельных сооружений Московского метрополитена, а в зоне проектируемых и строящихся линий метро - с институтом «Метрогипротранс». 3.7. В целях обеспечения сохранности существующих зданий и сооружений предусматриваются мероприятия по инженерной защите площадки строительства и окружающих зданий и сооружений, согласованные с владельцами указанных объектов, базирующиеся на результатах инженерно-геологических изысканий, обследования зданий и сооружений, проектной документации по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям строящегося объекта и учитывающие результаты геотехнической экспертизы. 3.8. Система инженерного мониторинга строящегося здания или сооружения, прилегающего к нему подземного пространства, а также окружающих строительную площадку зданий и сооружений состоит из нескольких локальных подсистем, частично контролирующих и дублирующих друг друга, которые разрабатываются с целью: наблюдений за деформациями подземного пространства; наблюдений за деформациями окружающих зданий и сооружений; геодезических наблюдений за тоннельными конструкциями (при необходимости); наблюдений за деформациями самого строящегося сооружения; наблюдений за состоянием окружающей среды; наблюдений за гидрогеологическим режимом. Для каждой локальной подсистемы назначается исполнитель, составляющий рабочую программу, в которой отражается состав работ и обосновывается перечень измеряемых параметров. О результатах исполнения рабочих программ информируются владельцы зданий. 3.9. При принятии решений по технологии и порядке выполнения работ по устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и вокруг существующих подземных сооружений и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выработках, предназначенных для устройства фундаментов и подземных сооружений. 3.10. При применении свай, забиваемых либо вибропогружаемых в грунт, учитывается необходимость пробных погружений свай с целью исключения недопустимых колебаний конструкций окружающих строительную площадку зданий и сооружений. 3.11. Организация движения транспортных средств, в т.ч. внутрипостроечных на строительной площадке и территории прилегающей к ней, скорости движений автотранспорта вблизи мест производства работ, организация движения пешеходов определяются схемой движения средств транспорта в составе строительного генерального плана в соответствии с правилами и требованиями СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве», СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», которая согласовывается с владельцами зданий, органами надзора и местной администрацией. 3.12. Подъездные дороги проектируются с преимущественным использованием существующих автодорожных трасс и в необходимых случаях с устройством временных дорог с применением твердого дорожного покрытия с учетом характера и массы перевозимых грузов. 3.13. Строительные площадки и участки производства строительно-монтажных работ огораживаются инвентарными ограждениями, расположение которых, функциональное назначение и технические требования к их устройству предусматриваются строительным генеральным планом. В инвентарные ограждения включаются: защитно-охранные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию и участки с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства; сигнальные, предназначенные для предупреждения о границах территорий и участков с опасными и вредными производственными факторами. Ограждения снабжаются доборными элементами: защитным козырьком, тротуаром, перилами, подкосами. Технические условия по устройству инвентарных ограждений установлены ГОСТ 25407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ», порядок устройства ограждений в г. Москве определены распоряжением премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 года № 370-РП и положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП). 3.14. Мобильные (инвентарные) здания на строительном генеральном плане размещаются с учетом: - минимального состава зданий, включающих гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными; помещения для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и место для курения рабочих; устройство для мытья обуви, щиты со средствами пожаротушения; - применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходовой частью; - расположения на спланированной площадке в безопасной зоне с отводом поверхностных вод и максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих; - оборудования электроосвещением, водопроводом, канализацией, электроотоплением, телефонизацией и радио; - обеспечения подъезда пожарных автомобилей; - оформления необходимыми надписями и указателями. 3.15. В составе проектной документации в виде самостоятельного раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатываются технические, организационные и технологические решения по производству опережающих археологических изысканий, сохранению имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений, а также рекультивации земель, извлечению из грунта ликвидируемых подземных коммуникаций, сооружений и металлического шпунтового ограждения. 3.16. Емкость складских помещений и площадь площадок для складирования рассчитывается на кратковременное хранение текущего запаса необходимых материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на строительную площадку в специальной таре и упаковке. Строительные конструкции подаются в монтажную зону и монтируются с транспортных средств. Не допускается складирование на строительной площадке длинномерных изделий (конструкций, прокат, лесоматериалы), а также материалов, отгружаемых навалом. Укрупнительная сборка конструкций допускается в исключительных случаях при соответствующем техническом обосновании и разработке проекта специального монтажного оборудования для укрупнительной сборки и такелажных приспособлений, обеспечивающих проектное положение при монтаже укрупненных конструкций Места вывоза грунта, а также строительного мусора, отходов строительных и инженерных работ определяются в проекте в соответствии с действующим порядком в г. Москве. 3.17. При необходимости рекультивации земли, предотвращения или очистки вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу разрабатываются специальные мероприятия, предусматривающие порядок снятия и хранения плодородного слоя почвы, необходимые решения по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, а также меры по предотвращению вредных выбросов с канализацией стоков в городские сети, устройством сбросных желобов и мусоросборников и т.д. 3.18. Механизация строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) в стесненных условиях проектируется путем применения строительных машин, имеющих небольшие габариты, высокую маневренность, электрический привод, обладающих нормативным уровнем шума, выбросов отработанных газов, освидетельствованных соответствующими сертификатами. Эксплуатация башенных кранов, отработавших два и более нормативных срока, а также если наработка составила более 20 тысяч моточасов, не допускается. 3.19. При использовании грузоподъемных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе: - перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон; - защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями; - выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства строительно-монтажных работ. Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение людей), при условии применения технических решений, исключающих возникновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомление проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к строительной площадке. 3.20. При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового кранового пути, производится расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разрабатывается специальный проект их перекрытия. 3.21. Освещение строительной площадки, участков работ, рабочих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток проектируется в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 «Нормы освещения строительных площадок». Освещенность проектируется равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлении на работающих. Строительное производство в неосвещенных местах не допускается. 3.22. В соответствии с распоряжением Департамента строительства Правительства Москвы от 22.02.96 г. № 29 «Об использовании моек колес автомашин на строительных объектах в центральной части г. Москвы» проектируется установка моек для колес автомобилей на выезде со строительной площадки с отводом воды в ливневую канализацию. 3.23. Организация производства строительно-монтажных работ в пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий проектируется в порядке, установленном специальными правилами и положениями о них. 3.24. В соответствии с решением Совета Комплекса перспективного развития города от 23.08.97 года № 10 «О соблюдении санитарно-гигиенических требований при ведении строительных работ в центре города и порядке уплотнения сложившейся застройки» для обеспечения нормальной жизни москвичей рекомендуется проектным организациям детально прорабатывать проекты организации строительства (ПОС). Учитывать в их составе разработку оптимальных транспортных схем, устройство моек и автономных очистных сооружений. Разработчикам ПОС рекомендуется применять грузоподъемное, транспортное и строительное оборудование, обладающее нормативным уровнем шума, выбросами отработанных газов и, кроме того, освидетельствованное соответствующими сертификатами Госгортехнадзора. 4. Правила на стадии строительства.4.1. Здания и сооружения, строительство (реконструкция) которых осуществляется в стесненных условиях существующей городской застройки относятся к категории сложных объектов и возводятся в строгом соответствии с проектом производства работ (ППР). Строительный генеральный план для таких объектов составляется на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ - земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части зданий, кровельные или отделочные работы. 4.2. Проекты производства работ на устройство оснований, фундаментов и подземных сооружений вместе с документацией по мониторингу деформаций подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе. 4.3. В соответствии с СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» в составе проектов производства работ на возведение уникальных объектов и объектов со сложными техническими решениями разрабатываются программы необходимых исследований, испытаний и режимных наблюдений, включая методы технического контроля, обеспечивающие надежное проведение строительных работ и последующую эксплуатацию сооружений. 4.4. Производство работ в непосредственной близости от существующих зданий и сооружений осуществляется с учетом: - специальных мероприятий по обеспечению сохранности существующих строений, базирующихся на результатах инженерных изысканий и обследования зданий и сооружений и учитывающих особенности инженерно-геологических условий площадки, а также состояние строительных конструкций строений; - решений по усилению существующих зданий и сооружений, включая укрепление грунтов оснований; - мероприятий по мониторингу строящихся и существующих строений и прилегающего к ним подземного пространства. 4.5. Устройство оснований с применением забиваемых, либо вибропогружаемых в грунт свай производится с учетом необходимых пробных погружений свай и измерений колебаний конструкций, окружающих строительную площадку зданий и сооружений. 4.6. Строительные, монтажные и специальные строительные работы выполняются в строгом соответствии с технологическими картами, в которых детально отражаются методы организации и производства работ, способы входного, операционного и приемочного контроля качества с использованием современных средств, а также решения по охране труда и технике безопасности. 4.7. Подготовка площадки со сносом зданий и сооружений производится без устройства дополнительного складирования с вывозом строительного мусора в установленные места. Сжигание отходов на месте не допускается. Снос (перенос) зон отдыха, детских площадок, малых форм согласуется с органами местной администрации. 4.8. Территории строительных площадок ограждаются инвентарными ограждениями с устройством защитных козырьков, перил и т.д. в соответствии с «Положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве» (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП). На ограждениях строительных площадок размещается информация о строящемся объекте и его границах с краткой характеристикой и указанием организации, ведущей строительство (реконструкцию) и ответственного руководителя стройки. Строительная площадка оборудуется освещением и указателями опасных участков и зон, пунктами очистки и мойки колес автотранспорта с отводом воды в ливневую канализацию, бункерами-накопителями для сбора строительного мусора или специальными площадками, а также туалетами. Устройство выгребных ям не допускается. На строительном объекте осуществляется постоянный контроль содержания вредных веществ в воздухе, а также предельных величин вибрации и шума. Выполнение работ в ночное время производится по разрешению префектуры административного округа или правительства г. Москвы и с согласия органа местного самоуправления. 4.9. Котлованы и траншеи устраиваются преимущественно с вертикальными стенками с использованием креплений с учетом ограничения движения транспорта и пешеходов, обеспечения сохранения свойств грунтов оснований и сохранности находящихся в непосредственной близости зданий и сооружений. Разрытия, не предусмотренные проектом, не допускаются. При необходимости дополнительных разрытий котлованов и траншей оформляется разрешение, а при производстве работ обеспечивается безопасный проезд спецавтотранспорта и движение пешеходов. Грунт отвозится в отвал на площадки, определенные заказчиком. 4.10. Траншеи, проходящие вдоль проезжей части или тротуара, сдаются под восстановление дорожного покрытия поэтапно, независимо от окончания работ на всем протяжении траншеи. Восстановление дорожного покрытия и благоустройство прилегающей территории производится при наличии ограждения, оборудованных на проезжей части красными габаритными фонарями и дорожными предупредительными знаками. 4.11. При установке кранов для выполнения строительно-монтажных работ на территории строительной площадки указываются границы рабочих и опасных зон, связанных с работой крана, при этом установка и эксплуатация башенных кранов проходит обязательное согласование в МГО Госгортехнадзора. На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана. В случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги (тротуары) предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе: - перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон; - защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями; - выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов. 4.12. Привязка кранов осуществляется с учетом степени ограничения его движения (поворота стрелы, изменения вылета крюка, передвижения крана или грузовой тележки) посредством установки датчиков и концевых выключателей, либо путем визуального ограничения, основанного на оборудовании на местности хорошо видимых сигналов. В случае необходимости совместной работы монтажного крана с другими строительными машинами и оборудованием, в том числе и с другими кранами, разрабатываются специальные мероприятия, обеспечивающие безопасные условия. 4.13. Ответственные конструкции по мере их готовности принимаются в процессе строительства (с участием представителя проектной организации или авторского надзора) с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций по установленной форме. Акты освидетельствования скрытых работ составляются на завершенный процесс. 4.14. Прием и монтаж строительных конструкций, материалов в пакетах, изделий и деталей производится с транспортных средств со строгим соблюдением часового графика при осуществлении оперативно-диспетчерского управления ходом работ. Для удаления строительного мусора со строящихся зданий и лесов применяются закрытые желоба, закрытые ящики или контейнеры. 4.15. При производстве изоляционных работ запрещается варка и разогрев битумных мастик в котлах. Битумная мастика доставляется на строительную площадку автобитумовозами и подается к рабочему месту по трубопроводу или в закрытой металлической таре. 4.16. При производстве отделочных работ, связанных с устройством и оформлением фасадов зданий и сооружений, рабочая зона огораживается металлическим декоративно-сетчатым навесным ограждением. 4.17. Геодезический контроль при производстве строительно-монтажных работ выполняется линейным инженерно-техническим персоналом с обязательным привлечением геодезических служб строительных организаций. 4.18. При устройстве и эксплуатации сетей и установок временного электроснабжения на строительной площадке предусматривается выполнение контрольных операций (визуальный осмотр сетей, замеры сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверке непрерывности цепей заземления и т.д.), проводимых с большой частотой по сравнению с регламентными нормами, установленными для постоянных сетей. 4.19. Производство строительно-монтажных работ при отсутствии противопожарного водоснабжения, дорог, подъездов и связи не допускается. В зимнее время обеспечивается утепление пожарных гидрантов и емкостей, очистку дорог от снега и выполнение других дополнительных мер по усилению пожарной безопасности строек. Приложение 1Перечень действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства г. Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил.- Закон об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства (постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. № 726); - Распоряжение Президента РСФСР от 27.11.91 № 105-РП «Об образовании органов государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР»; - Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве»; - Закон г. Москвы от 24.01.96 г. № 1 «О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города»; - Закон г. Москвы от 11.01.95 г. № 1-4 «Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы»; - Закон г. Москвы от 18.12.96 г. № 34 «О пожарной безопасности»; - Закон г. Москвы от 10 июля 1996 г. № 26-27 « О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»; - Закон г. Москвы от 11.09.96 г. № 28-91 «О районной управе в г. Москве»; - Распоряжение правительства Москвы от 04.05.95 г. № 441-РЗП «О мерах по предотвращению загрязнения дорог и территорий г. Москвы строительным транспортом»; - Распоряжение премьера правительства Москвы от 09.09.97 г. № 992-РП «О мерах по предотвращению повреждений подземных инженерных коммуникаций»; - Распоряжение мэра Москвы от 23.12.96 г. № 617/1-РМ «Об организации конкурсов по реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников»; - Распоряжение правительства Москвы от 19.06.97 г. № 636-РЗП «О дальнейшем совершенствовании московской системы сертификации в строительстве»; - Распоряжение премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г № 370-РП «Об утверждении положения о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве»; - Распоряжение премьера правительства Москвы от 19 марта 1996 г. № 261-РП «О введении в действие московской системы сертификации в строительстве»; - Распоряжение мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории г. Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей»; - Постановление правительства Москвы от 14.04.92 г. № 206 «О повышении роли объединения городских административно-технических инспекций в благоустройстве и содержании города»; - Распоряжение мэра Москвы от 05.11.93 г. № 628-РМ «О московской государственной вневедомственной экспертизе»; - Распоряжение мэра Москвы и государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 07.10.96 г. № 371/1-Рм-1-30/1967 «О внесении изменений и дополнений в положение о московском земельном комитете и усилению мер по государственному контролю за использованием и охраной земель в г. Москве»; - Положение о государственном архитектурно-строительном надзоре РФ, утвержденное приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.12.91 г. № 4; - Положение о центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, утвержденное первым заместителем министра здравоохранения РФ 03.04.97 г. - Постановление правительства Москвы от 14.11.95 г. № 916 «О мерах по пресечению самовольного строительства в Москве и усилению контроля за качеством проектной документации»; - Распоряжение мэра Москвы от 2 октября 1996 г. № 350/1-РМ «О мерах по недопущению изменений в процессе строительства архитектурных и проектных решений, согласованных Москомархитектурой и Мосгорэкспертизой»; - Распоряжение мэра Москвы от 6 августа 1996 г. № 190/1-РМ «Об усилении контроля за выдачей разрешений на производство строительных работ по новому строительству и реконструкции»; - Распоряжение мэра Москвы от 30 октября 1996 г. № 444/1-РМ «О мерах по усилению контроля за качеством архитектурных решений объектов на территории города»; - Распоряжение мэра Москвы от 31.12.96 г. № 1031 «О дальнейшем упрощении порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории г. Москвы»; - Постановление правительства Москвы от 18.02.97 г. № 105 «О дополнительных мерах по обеспечению защиты объектов строительства при проведении строительных и монтажных работ»; - Постановление правительства Москвы от 26.12.95 г. № 1015 «Об уточнении порядка рассмотрения вопросов сохранения объектов историко-градостроительной среды в исторически сложившихся районах г. Москвы»; - Постановление правительства Москвы от 29.12.92 г. № 1141 «О повышении качества массового строительства в г. Москве»; - Постановление правительства г. Москвы от 05.01.93 г. № 5 «Об освоении земельных участков под жилищное строительство на территории ЦАО»; - Распоряжение мэра г. Москвы от 06.04.93 г. № 213-РМ «О мониторинге земель в г. Москве» - Постановление правительства Москвы от 13.04.93 г. № 341 «О мерах по реконструкции центральной части г. Москвы»; - Постановление правительства Москвы от 16.12.97 г. № 896 «О мерах по усилению контроля за строительством и реконструкцией при производстве работ в стесненных условиях окружающей сложившейся застройки»; - Распоряжение мэра г. Москвы от 02.07.93 г. № 400-РМ «Об уточнении порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в г. Москве»; - СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», - СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве»; - СНиП 3.08.01-85 «Рельсовые пути башенных кранов»; - СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»; - СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»; - СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»; - СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»; - СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений»; - СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»; - СНиП III-10-75 «Благоустройство территории»; - СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; - СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»; - СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства: основные положения»; - МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения»; - Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93); - Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Утверждены Госгортехнадзором России 30.12.92 г.) - Правила организации производства земляных и строительных работ в г. Москве (утверждены постановлением правительства Москвы от 21 февраля 1995 года № 160); - Информационные письма Госгортехнадзора России. СОДЕРЖАНИЕ
|