На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ
ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
(НИИ АТМОСФЕРА)

ФИРМА «ИНТЕГРАЛ»

Утверждаю

Министр природных ресурсов

Российской Федерации

____________ Б.А. Яцкевич

«_14_» ____02____ 2001 г.

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ
ДИЗЕЛЬНЫХ
УСТАНОВОК

Санкт-Петербург
2001

РАЗРАБОТЧИКИ:

от НИИ Атмосфера: кандидат физ. мат. наук В.Б. Миляев, кандидат геогр. наук Н.С. Буренин;

от СПб университета МВД России: доктор техн. наук, проф. В.Н. Ложкин;

от ООО «Фирма «Интеграл»: кандидат физ. мат. наук В.И. Лайхтман

При разработке данного документа учтены результаты практической оценки выбросов при проведении расчетов загрязнения атмосферы дизельэлектрическими станциями предприятий Акционерной компании «Якутскэнерго», а также замечания и предложения специалистов территориальных органов по охране окружающей среды и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха.

Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок (далее - Методика):

устанавливает порядок расчета выбросов от стационарных дизельных установок на основе удельных показателей;

распространяется на все типы стационарных дизельных установок дизельгенераторы, буровые агрегаты, мотопомпы, мотокомпрессоры, мотовентиляторы и т.п.;

применяется территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и организациями, проводящими работы по инвентаризации, нормированию, учету выбросов загрязняющих веществ.

Полученные в соответствии с настоящим документом результаты используются в качестве исходных данных при учете и нормировании выбросов стационарных дизельных установок на действующих предприятиях и объектах, а также при разработке предпроектной и проектной документации на новое строительство.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

1. Методика предназначена для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными дизельными установками при их эксплуатации.

2. В соответствии с Методикой производится расчет максимальных разовых за 20-ти минутный период времени и валовых за год выбросов в атмосферу стационарной дизельной установкой. В качестве исходных данных для расчета максимальных разовых выбросов используются сведения из технической документации завода-изготовителя дизельной установки об эксплуатационной мощности (если сведения об эксплуатационной мощности не приводятся, - то номинальной мощности), а для расчета валовых выбросов в атмосферу, - результаты учетных сведений о годовом расходе топлива дизельного двигателя.

3. Методика позволяет, в зависимости от наличия или отсутствия, а также полноты имеющейся информации по выбросам вредных веществ, приводимых в сопровождаемой технической документации на стационарную дизельную установку, или располагаемых возможностей на выполнение соответствующего инструментального контроля выбросов, осуществлять расчет выбросов:

с использованием усредненных значений удельных выбросов в зависимости от мощности и частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя;

по данным инструментального контроля выбросов в условиях эксплуатации.

4. Приведенные в документе усредненные удельные значения показателей выбросов отражают основные закономерности изменения параметров токсичности дизелей в зависимости от нагрузочно-скоростного режима работы силовой установки, а также мощности и быстроходности дизельного двигателя *[1], *[5], *[6]. При этом учитывается, что в реальной эксплуатации в течение года *[2], *[3], *[7] в соответствии с изменением характера внешних условий стационарная дизельная установка работает на некоторой совокупности установившихся дискретных режимов, для которой значения удельных выбросов усредняются *[5]. Принимаются во внимание также особенности организации рабочего процесса многоцилиндровых мощных дизельных установок.

5. Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами стационарных дизельных установок:

• оксид углерода (СО);

•оксиды азота (NOх) (в пересчете на NO2);

• углеводороды (СН)1);

1) для стационарных дизельных установок при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм.р. по керосину (код 2732) *[4].

• сажа (С);

• диоксид серы (SO2);

• формальдегид (СН2О);

• бенз(a)пирен (БП).

Оценки выбросов от стационарных дизельных установок

В соответствии с основными классификационными признаками мощности, быстроходности, числа цилиндров дизельных двигателей *[1], которые определяют способ организации рабочего процесса и, следовательно, токсикологические свойства выделяемых веществ, стационарные дизельные установки условно подразделяются на четыре группы (Ne - номинальная мощность, n - число оборотов, i - число цилиндров):

А - маломощные, быстроходные и повышенной быстроходности (Ne < 73,6 кВт, n = 1000 - 3000 мин-1). Например, дизельгенераторы 0801 - 08011 (2Ч9,5/10), 1601 - 1612 (4Ч9,5/10), 3001 - 3012 (8Ч9,5/10); дизель-электрический агрегат 2Э-16А (4Ч8,5/11), А-01М и т.д.;

Б - средней мощности, средней быстроходности и быстроходные (Ne = 73,6 - 736 кВт, n = 500 - 1500 мин-1). Например, газомотокомпрессор КС-550/4-64 (8Д22/22,5), автоматизированный дизель-электрический агрегат АСДА-200 (дизель 1Д12В-300), дизельгенератор ДГР 300/500-4 (64Н25/34), дизель-насосная установка ДНУ 120/70 (6ЧН12/14), энергетические установки на базе дизеля ЯМЗ-238, дизельгенераторы ДГА-315, 320 (6ЧН25/34), Г-72 (6ЧН36/45), КАС 315 (12ЧН18/20), КАС 630Р (12ЧН18/20), AC 630M (12ЧН18/20) и т.д.;

В - мощные, средней быстроходности (Nе = 736 - 7360 кВт, n = 500 - 1000 мин-1). Например, буровой агрегат 1А-6Д49 (8ЧН26/26), 1-9ДГ (16ЧН26/26), 14ДГ (дизель 14Д40), Г-99 (6ЧН12А36/45), ПЭ-6 (12ЧН26/26), дизельгенератор ДГ-4000 (дизель 64Г базовой модели 61В-3) и т.д.;

Г - мощные, повышенной быстроходности, многоцилиндровые (Ne = 736 - 7360 кВт, n = 1500 - 3000 мин-1, i > 30). Например, АСДГ-800 (42ЧСПН16/17), ДГ-2000 (56ЧСПН16/17) и т.д.

Современные требования стандартов зарубежных стран к выбросам стационарных дизельных установок существенно отличаются от требований стандартов Российской Федерации *[2], *[3]. Кроме того, после капитального ремонта, происходит изменение количества выбросов дизельными двигателями. В связи с тем, что в ряде организаций Российской Федерации находятся в эксплуатации как зарубежные стационарные дизельные установки, так и установки капитально отремонтированные, данные по выбросам корректируются в соответствии с указанными обстоятельствами.

Расчет выбросов с использованием усредненных показателей

6. Максимальный выброс i-того вещества (г/с) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:

Мi = (1/3600) · еМi · Рэ                                                        (1)

еМi (г/кВт · ч) - выброс i-го вредного вещества на единицу полезной работы стационарной дизельной установки на режиме номинальной мощности, определяемый по таблице 1 или таблице 2;

Рэ (кВт) - эксплуатационная мощность стационарной дизельной установки, значение которой берется из технической документации завода изготовителя. Если в технической документации не указывается значение эксплуатационной мощности, то в качестве Рэ принимается значение номинальной мощности стационарной дизельной установки (Ne);

(1/3600) - коэффициент пересчета «час» в «сек».

Таблица 1

Значения выбросов еМi (г/кВт · ч) для различных групп стационарных дизельных установок до капитального ремонта

Группа

Выброс, г/кВт · ч

СО

NOx

СН

С

SO2

СН2О

БП

А

7,2

10,3

3,6

0,7

1,1

0,15

1,3 · 10-5

Б

6,2

9,6

2,9

0,5

1,2

0,12

1,2 · 10-5

В

5,3

8,4

2,4

0,35

1,4

0,1

1,1 · 10-5

Г

7,2

10,8

3,6

0,6

1,2

0,15

1,3 · 10-5

Таблица 2

Значения выбросов еМi (г/кВт · ч) для различных групп стационарных дизельных установок, прошедших капитальный ремонт

Группа

Выброс, г/кВт · ч

СО

NOx

СН

С

SO2

СН2О

БП

А

8,6

9,8

4,5

0,9

1,2

0,2

1,6 · 10-5

Б

7,4

9,1

3,6

0,65

1,3

0,15

1,5 · 10-5

В

6,4

8,0

3,0

0,45

1,5

0,12

1,4 · 10-5

Г

8,6

10,3

4,5

0,75

1,3

0,2

1,6 · 10-5

7. Валовый выброс i-того вещества за год (т/год) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:

Wэi = (1/1000) · qэi · Gт                                                        (2)

qэi (г/кг · топл.) - выброс i-го вредного вещества, приходящегося на один кг дизельного топлива, при работе стационарной дизельной установки с учетом совокупности режимов, составляющих эксплуатационный цикл *[2]; определяемый по табл. 3 или табл. 4;

Gт (т) - расход топлива стационарной дизельной установкой за год (берется по отчетным данным об эксплуатации установки);

(1/1000) - коэффициент пересчета «кг» в «т».

Таблица 3

Значения выбросов qэi (г/кг · топл.) для различных групп стационарных дизельных установок до капитального ремонта

Группа

Выброс, г/кг · топл.

СО

NOx

СН

С

SO2

СН2О

БП

А

30

43

15,0

3,0

4,5

0,6

5,5 · 10-5

Б

26

40

12,0

2,0

5,0

0,5

5,5 · 10-5

В

22

35

10,0

1,5

6,0

0,4

4,5 · 10-5

Г

30

45

15,0

2,5

5,0

0,6

5,5 · 10-5

Таблица 4

Значения выбросов qэi (г/кг · топл.) для различных групп стационарных дизельных установок, прошедших капитальный ремонт

Группа

Выброс, г/кг · топл.

СО

NOx

СН

С

SO2

СН2О

БП

А

36

41

18,8

3,75

4,6

0,7

6,9 · 10-5

Б

31

38

15,0

2,5

5,1

0,6

6,3 · 10-5

В

26

33

12,5

1,9

6,1

0,5

5,6 · 10-5

Г

36

43

18,8

3,15

5,1

0,7

6,9 · 10-5

8. Для стационарных дизельных установок зарубежного производства, отвечающих требованиям природоохранного законодательства стран Европейского Экономического Сообщества, США, Японии, значения выбросов по табл. 1, 2, 3, 4 могут быть соответственно уменьшены по СО в 2 раза; NO2 и NO в 2,5 раза; СН, С, СН2О и БП в 3,5 раза.

9. При внедрении различных природоохранных технологий (жидкостные и каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры, «экологически чистые» виды топлив и т.п., табл. 5), эффективность очистки отработавших газов должна быть подтверждена соответствующими данными инструментального контроля выбросов в условиях эксплуатации стационарной дизельной установки.

Таблица 5

Сведения об эффективности природоохранных технологий

№ п/п

Наименование технологии

Вещество

% очистки

1.

Окисление в каталитическом нейтрализаторе (активная фаза платина Рt)

СО

90 - 95

 

СН

70 - 80

 

с

30 - 50

 

СН2О

50 - 60

2.

Окисление в каталитическом нейтрализаторе с принудительным разогревом реактора (активная фаза платина Pt)

со

98 - 100

 

СН

98 - 100

 

с

50 - 60

 

СН2О

90 - 95

3.

Окисление и фильтрация в регенерируемых каталитических фильтроэлементах (активная фаза платина Pt)

со

98 - 100

 

СН

98 - 100

 

с

90 - 95

 

СН2О

90 - 95

4.

Применение вододиспергированного топлива

NOх

до 50

 

с

60 - 80

5.

Применение топлива с пониженным содержанием серы

SО2

До 95

6.

Восстановление NO2 аммиаком в сотово-блочных катализаторах (активная фаза V2O5(WO3)/(TiО2))

NOх

до 80

7.

Промывка в водных растворах (жидкостная нейтрализация)

NOх

до 40

 

С

до 50

 

СН2О

до 80

Оценки выбросов по данным технической документации завода-изготовителя и инструментального контроля

10. При наличии, в сопровождаемой стационарную дизельную установку документации, сведений о выбросах вредных веществ в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала дизеля, расчеты выбросов выполняются с использованием этих данных на основе учета в течение года режимов и времени работы на них установки. При этом значения расходов отработавших газов на стационарных режимах работы установки берутся из технической документации, или рассчитываются в соответствии с нормативным документом *[2], а для расчетов загрязнения атмосферы принимаются максимальные значения выбросов.

11. Инструментальные замеры выбросов должны выполняться на характерных, для условий реальной эксплуатации в течение года, режимах работы стационарной дизельной установки и использоваться в дальнейшем для расчета максимальных и валовых показателей выбросов аналогично п. 7 на основе учета в течение года данных по загрузке установки.

12. Допускается использовать комбинированные методы оценки выбросов стационарными дизельными установками на основе расчетов выбросов с использованием усредненных показателей и оценки выбросов по данным технической документации завода изготовителя и инструментального контроля.

Литература

*[1]. Теория двигателей внутреннего сгорания/Под. ред. проф. д-ра техн. наук Н.Х. Дьяченко. Л., Машиностроение (Ленингр. отделение), 1974.

*[2]. ГОСТ Р 51249-99. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения. М., Издательство стандартов, 1999.

*[3]. ГОСТ Р 51250-99. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения. М., Издательство стандартов, 1999.

*[4]. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. СПб., 2000.

*[5]. Экспериментально-расчетная оценка выбросов вредных веществ с отработавшими газами ДВС на эксплуатационных режимах работы/О.И. Демочка, В.Н. Ложкин и др. Технический отчет по НИР. СПб., НПО ЦНИТА, 1990.

*[6]. Жегалин О.И., Лупачев П.Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М., Транспорт, 1985.

*[7]. Орлов Н.И., Смайлис В.И. Временные рекомендации по расчету выбросов от стационарных дизельных установок. Л., 1988.

Приложение

к методике расчета выбросов
загрязняющих веществ в
атмосферу от стационарных
дизельных установок

Оценка расхода и температуры отработавших газов

Расход отработавших газов от стационарной дизельной установки в соответствии с *[1] определяется по выражению:

Goг = Gв · {l + l/(j · a · L0)},                                                        (П1)

где Gв - расход воздуха, определяемый по соотношению *[1]:

Gв = (1/1000) · (1/3600) · (bэ · Рэ · j · a · L0),                                      (П2)

где: bэ - удельный расход топлива на эксплуатационном (или номинальном) режиме работы двигателя, г/кВт · ч (берется из паспортных данных на дизельную установку);

j ≈ 1,18 - коэффициент продувки;

a ≈ 1,8 - коэффициент избытка воздуха;

L0 ≈ 14,3 кг воздуха/кг топлива - теоретически необходимое количество кг воздуха для сжигания одного кг топлива; значение остальных коэффициентов и параметров такое же, как и в (1) и (2).

После подстановки (П2) в (П1) окончательная формула для расчета расхода отработавших газов от стационарной дизельной установки приобретает вид:

Goг ≈ 8,72 · 10-6 · bэ · Рэ, кг/с.                                                   (П3)

Объемный расход отработавших газов определяется по формуле:

Qoг = Goг/γoг, м3/с,                                                             (П4)

где: γoг - удельный вес отработавших газов, рассчитываемый по формуле:

γoг = {γoг (при t = 0 °C)}/(1 + Тoг/273), кг/м3,                                (П5)

где: {γoг (при t = 0 °C)} - удельный вес отработавших газов при температуре, равной 0 °С; значение которого согласно *[1], *[6] можно принимать 1,31 кг/м3;

Тог - температура отработавших газов, K.

При организованном выбросе отработавших газов в атмосферу, на удалении от стационарной дизельной установки (высоте) до 5 м, значение их температуры можно принимать равным 450 °С, на удалении от 5 до 10 м - 400 °С.