Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005г.№18Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма
Согласно письму Минюста РФ от 2 марта 2005г. № 01/1511-В9 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 22 марта 2005 г. N 11).
В целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятого в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N1, ст.14) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма. 2. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства (С.И. Круглик) обеспечить: доведение Методических рекомендаций до органов государственной власти субъектов Российской Федерации; разъяснение их применения на основе запросов, поступающих от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществление оперативной подготовки изменений и дополнений в Методические рекомендации с учетом складывающейся практики их применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.А. Гончарова
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма I. Порядок учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях 1. Настоящий Порядок устанавливает - порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях; - порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. 2. Учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется по месту жительства органами местного самоуправления. 3. Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. 4. Нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане: а) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы; б) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. 5. При наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещения определяется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. 6. Граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий. 7. Учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления. 8. Для принятия на учет гражданин подает заявление. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются: - документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); - решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; - документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: - выписка из домовой книги; - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); - выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; - справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии, жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя; - при необходимости иные документы. Все документы рекомендуется предоставлять в копиях с одновременным предоставлением оригинала. Копия документа после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы. 9. Заявление гражданина регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении. 10. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет. 11. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимаются по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. 12. Орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, уведомление о принятии на учет. 13. Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: - не представлены все необходимые для постановки на учет документы; - представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении; - не истек срок, предусмотренный пунктом 6 настоящего Порядка. 14. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. 15. Отказ в принятии на учет может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 16. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования или иного уполномоченного им органа. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов. 17. Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки. 18. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилом помещении (далее именуется Книга учета), которая ведется в органах местного самоуправления. 19. В Книге учета не допускаются подчистки. Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения. 20. На каждого гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета. 21. Органы местного самоуправления обеспечивают надлежащее хранение Книг учета, в том числе списков очередников и учетных дел граждан, стоящих на учете как нуждающиеся в жилом помещении. 22. Книги учета, списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные дела хранятся десять лет после предоставления жилого помещения. 23. Органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. Порядок подтверждения сведений может быть следующим: в случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, рекомендуется оформлять это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений; в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае, орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов. 24. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета. 25. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: - подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; - утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; - их выезда в другое муниципальное образование на постоянного жительства за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - приобретение ими за счет бюджетных средств, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, жилого помещения. Моментом приобретения жилого помещения рекомендуется считать дату проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество; - предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти субсидии на строительство жилого дома и выделения органом местного самоуправления земельного участка для этих целей; - выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. 26. Решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. 27. Если после снятия с учета по основаниям, предусмотренным в пункте 25 настоящего Порядка, у гражданина вновь возникло право принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то принятие на учет производится по общим основаниям. II. Порядок предоставления малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма 28. Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. 29. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: - малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади см. приказ Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. N 330
30. Решение о заселении жилых помещений принимается в тридцатидневный срок после приемки жилого дома (части жилого дома) государственной комиссией в эксплуатацию. Освободившиеся жилые помещения заселяются в тридцатидневный срок со дня их освобождения. Заселение освободившегося непригодного для проживания жилого помещения не допускается. 31. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 32. В домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются на основании постановления главы муниципального образования, в домах государственного жилищного фонда - по решению собственника. 33. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение. 34. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Предоставление комнат в коммунальной квартире по договорам социального найма может производиться только в случае, предусмотренном в пункте 43# настоящего Порядка. Жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено одиноким гражданам общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации. 35. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. 36. Если в течение пяти лет перед получением жилого помещения гражданин произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, или произвел действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, ему предоставляется жилое помещение с учетом размера жилого помещения, находившегося у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий. 37. Предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к условиям данного населенного пункта отвечать установленным требованиям. 38. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, не допускается. 39. Перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить в органы местного самоуправления документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Порядка, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади на условиях социального найма за исключением случаев предоставления жилого помещения в дополнение к имеющемуся жилому помещению. 40. Решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения является единственным основанием для заключения договора социального найма. Договор социального найма заключается в письменной форме в порядке, определенном органами местного самоуправления.
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника. |