ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ГУП «НИИМОССТРОЙ» ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТР 172-05 Москва - 2005 Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, анализа отечественного и зарубежного опыта дорожного строительства, обобщения проектных решений по планированию городских магистралей, внутриквартальных дорог и дорог при благоустройстве дворовых территорий, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой» и строительной фирмой ООО «Оптим Инжиниринг». Рекомендации направлены на повышение качества дорожно-строительных работ и долговечности дорожных конструкций. Рекомендации разработаны к.т.н. Л.В. Городецким, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Деминым (ГУП «НИИМосстрой»), Л.И. Зинченко (ООО «Оптим Инжиниринг»); согласованы с ОАО «Инждорстрой», ОАО «Гордорстрой». СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство магистральных, местных и внутриквартальных дорог, а также дорог и тротуаров при благоустройстве дворовых территорий с применением криволинейных бортовых камней. 1.2. Криволинейные бортовые камни предназначены для устройства плавных закруглений различных радиусов на дорогах и могут изготавливаться из тяжелых и мелкозернистых бетонов, в том числе цветных и армированных металлическими и базальтовыми фибрами, модифицированных различными добавками, по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 6665-91. 1.3. Применение прямых рядовых бортовых камней вместо криволинейных при выполнении дорожно-строительных работ на закруглениях недопустимо в соответствии с требованиями СНиП III-10-75 (п. 3.25). 2. КОНСТРУКЦИИ И НОМЕНКЛАТУРА КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ2.1. В конструкциях криволинейных бортовых камней, разработанных ГУП «НИИМосстрой», предусмотрены скосы с внутренней и внешней стороны, что позволяет использовать их как на вогнутых, так и на выпуклых криволинейных участках дороги и, тем самым, сократить номенклатуру изделий и повысить их эксплуатационную надежность. Общий вид криволинейных бортовых камней представлен на рис. 1. 2.2. Для устройства закруглений на магистральных и внутриквартальных дорогах и проездах, дворовых территориях установлена минимально необходимая номенклатура криволинейных бортовых камней, а также рекомендуемые параметры (табл. 1). При выполнении дорожно-строительных работ также может быть использована расширенная номенклатура изделий с различными параметрами криволинейных бортовых камней, приведенных в приложениях 1, 2, 3. 3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ3.1. Для приготовления бетонной смеси, в том числе цветной и дисперсно-армированной, должен применяться портландцемент без минеральных добавок марки не ниже 400, отвечающий требованиям ГОСТ 10178-85*. При этом содержание в цементном клинкере трехкальциевого алюмината (С3А) не должно превышать 7 %. 3.2. В качестве мелкого заполнителя для бетонов следует применять пески природные, кварцевые или полевошпатовые в чистом виде или с добавками. В качестве добавок могут применяться искусственные пески, полученные дроблением прочных, морозостойких пород. Допускается использование одних искусственных песков. Пески должны отвечать требованиям ГОСТ 8736-93*. Модуль крупности песков для тяжелых бетонов должен быть не менее 1,8, а для мелкозернистых - не менее 2,2. При технико-экономическом обосновании или по согласованию с заказчиком допускается использование песков с более низким модулем. Содержание глинистых, илистых и пылеватых частиц во всех случаях не должно превышать 1 %. 3.3. В качестве крупного заполнителя следует использовать щебень, соответствующий требованиям ГОСТ 8267-93*, с размером фракций не более 20 мм. Для получения бетона проектной марки по морозостойкости марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200. Марка щебня по прочности на сжатие при дробимости в цилиндре исходной горной породы должна быть не ниже 120 МПа (при технико-экономическом обосновании допускается марка ³100 МПа). 3.4. Для повышения морозостойкости криволинейных бортовых камней следует использовать добавки типа «Аквастоп-7». Основные характеристики «Аквастопа-7»: насыпная плотность 1,5 ± 1 г/см3; начало схватывания 110 - 115 мин.; конец схватывания 240 - 245 мин. «Аквастоп-7» стоек к кислотам и другим агрессивным средам. Поставляется в упаковке массой 5 - 25 кг. 3.5. Вода для приготовления смеси должна отвечать требованиям СНиП 3.03.01-87. 3.6. Для улучшения технологичности приготовления бетонной смеси и повышения физико-механических показателей изделий следует использовать добавки - суперпластификаторы типа С-3 (ТУ 6-36-0204229-625-90). Добавки - суперпластификаторы должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 2. Рис. 1. Общий вид криволинейных бортовых камней. Таблица 1 Рекомендуемая номенклатура (минимально необходимая) и параметры криволинейных бортовых камней
Таблица 2
3.7. Для повышения физико-механических показателей криволинейных бортовых камней при приготовлении бетонной смеси рекомендуется использовать базальтовую или стальную фибру, которые должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 3 и 4 соответственно. Таблица 3 Характеристика базальтового волокна
Таблица 4 Характеристика рекомендуемых стальных фибр для изготовления бетонных бортовых камней
3.8. Для получения цветных бортовых камней могут применяться пигменты неорганические: красного цвета - редоксайд, сурик железный, железоокисный в количестве 6 % от массы цемента, а также органические пигменты - фталоцианиновые зеленого и голубого цвета в количестве 0,5 % от массы цемента. 4. ТРЕБОВАНИЯ К БЕТОНУ И БЕТОННОЙ СМЕСИ. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВЫ БЕТОННОЙ СМЕСИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ4.1. Криволинейные бортовые камни, подвергаются повышенным эксплуатационным нагрузкам (ударным, износу и др.), поэтому должны изготавливаться из бетона классов по прочности на сжатие не ниже В35 (М450) для установки на внутриквартальных дорогах и дворовых территориях и не ниже В40 (М500) для магистральных дорог. 4.2. Основные физико-механические требования к криволинейным бортовым камням приведены в табл. 5. Таблица 5 Основные требования к криволинейным бортовым камням
Таблица 6 Ориентировочные составы мелкозернистых бетонных смесей для изготовления криволинейных бортовых камней
4.3. Криволинейные бортовые камни могут быть изготовлены из мелкозернистого и тяжелого бетонов. Бортовые камни из мелкозернистого бетона изготавливают, как правило, методом вибропрессования. Наиболее технологичным методом для изготовления камней из тяжелого бетона, в том числе и с фибрами, является литьевой метод. Подбор составов бетонной смеси, в том числе и модифицированной фибрами, может производиться любым проверенным на практике способом, обеспечивающим получение бетона с заданными свойствами при минимальном расходе цемента. 4.4. Ориентировочные составы мелкозернистых бетонных смесей для бортовых камней, изготавливаемых методом вибропрессования, представлены в табл. 6. 4.5. Для приготовления бортовых камней из тяжелого бетона используются литые бетонные смеси, модифицированные различными суперпластификаторами типа С-3, подвижность которых должна находиться в пределах 14 - 18 см. Приготовление бетонной смеси с фибрами не требует специального смесительного оборудования и осуществляется на обычном оборудовании. Стальная фибра вводится в смесительный барабан одновременно с остальными компонентами и перемешивается в течение 1,5 - 2 мин. Оптимальное содержание фибр уточняется в каждом конкретном случае. Ориентировочные составы литых бетонных смесей для изготовления криволинейных бортовых камней представлены в табл. 7 и 8. 4.6. Твердение изделий независимо от методов их изготовления может осуществляться как в естественных условиях при 100 % относительной влажности, так и с применением тепловлажностных режимов. При использовании тепловлажностной обработки рекомендуются мягкие режимы при температуре до 60 °С. После тепловлажностной обработки для повышения морозостойкости изделия рекомендуется выдерживать в специальных камерах дозревания с высокой относительной влажностью среды, в водных условиях или укрывать их пленочными материалами в течение максимально возможного срока (до 28 сут.). Передача бортовых камней на склад после тепловлажностной обработки разрешается после их остывания, когда перепад температуры между поверхностью изделия и окружающей средой не превышает 40 °С. Таблица 7 Ориентировочные составы литых бетонных смесей для изготовления криволинейных бортовых камней
Таблица 8 Ориентировочные составы литых фибробетонных смесей для изготовления криволинейных бортовых камней
Рис. 2. Схема установки бортового камня 1 - бортовой камень; 2 - бетонная обойма; 3 - бетонное основание под бортовой камень; 4 - опалубка 5 -песчаный подстилающий слой; 6 - верхний слой асфальтобетона; 7 - нижний слой асфальтобетона; 8 - бетонное основание дороги; 9 - технологический слой дороги; 10 - тротуар. 5. ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДСКИХ ДОРОГ С ПРИМЕНЕНИЕМ КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ5.1. Бортовые камни на объект должны доставляться в специальных контейнерах (поддонах). Разгрузка осуществляется с использованием автокранов, автопогрузчиков соответствующей грузоподъемности. 5.2. Установка бортовых камней осуществляется с использованием ручных приспособлений или малогабаритных погрузчиков (приложение 4). 5.3. В зависимости от категории дороги бортовые камни устанавливаются на бетонное основание или на песчаный подстилающий слой. При укладке бортового камня на песчаный подстилающий слой по нему предварительно укладывают слой бетона толщиной 10 см и шириной, на 20 см превышающей ширину бортового камня, и с учетом кривизны камня. Для этого используется бетон класса В15 (М200), который укладывается вручную. При наличии бетонного основания бортовой камень устанавливается без укладки дополнительного слоя бетона. После установки камня для его устойчивости с двух сторон вручную в деревянной или металлической опалубке устраивается бетонная обойма высотой 10 см со стороны тротуара или газона и 7 см со стороны дороги (рис. 2). Бетонная обойма выполняется из пластичной бетонной смеси с осадкой конуса 4 - 5 см, класса В15 (М200) на известняковом щебне. Состав бетонной смеси для устройства обоймы представлен в табл. 9. В зимнее время бетонную обойму необходимо предохранять от промерзания. Таблица 9 Ориентировочный состав бетонной смеси обоймы криволинейных бортовых камней
5.4. Ширина швов между криволинейными бортовыми камнями или на стыке криволинейных и прямолинейных изделий не должна превышать 5 мм. Швы между торцами бортовых камней должны быть заполнены цементно-песчаным раствором состава 1 : 4, а затем расшиты цементно-песчаным раствором в соотношении 1 : 2. Допускается использование цементно-песчаного раствора состава 1 : 3. 5.5. Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за 3 сут. до устройства дорожного покрытия для того, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную прочность. 6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА6.1. Контроль в процессе строительства заключается в проверке соответствия выполненных работ проекту, техническим рекомендациям и правилам производства работ, а также соответствия качества применяемых материалов, бетонных смесей и изделий, установленных стандартами. 6.2. При приемке качества установки бортовых камней проверяют их устойчивость, продольный уклон, ровность кромки по горизонтали и вертикали, а также качество камней, их размеры, возвышение бортов над лотком проезжей части, характер заделки швов. Отклонения в размерах ширины дороги между бортовыми камнями не должно превышать ±5 см. 6.3. Работы по устройству бортовых камней должны выполняться с пооперационным их контролем с помощью технического персонала строительных фирм и периодическим контролем специализированными лабораториями. 6.4. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле не допускаются. 7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ7.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», ч. 1 Общие требования. 7.2. К работе по укладке бортовых камней допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы, получившие удостоверение о сдаче экзаменов и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний рабочих производится ежегодно специальной комиссией. Все подготовительные и механизированные работы должны производиться под непосредственным руководством инженерно-технических работников, назначенных приказом. К работе на механизмах допускаются лица, имеющие специальные удостоверения на право управления ими. 7.3. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с требованиями ГОСТ 28010-88. 7.4. При производстве работ в зимнее время для обогрева рабочих устанавливаются перерывы продолжительностью 10 мин. при температуре от -20 °С до -30 °С и полное прекращение работ при температуре ниже -30 °С. 7.5. Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 - 3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5 - 10 м. 7.6. При переносе изделий и материалов вручную в процессе строительства предельная норма для каждого рабочего не должна превышать 50 кг. 7.7. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка. Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами или ремонтировать их. 8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ8.1. При проведении строительных работ следует осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей природной среды в соответствии с требованиями СНиП 22-01-95; СНиП 22-02-2003; СНиП 12-01-2004. 8.2. На территории производственных предприятий, заводов и строительных площадках должна быть обеспечена сохранность зеленых насаждений. 8.3. Слив воды после мойки автотранспортной и строительной техники следует производить в места, предусмотренные проектом производства работ. 8.4. Все ИТР и рабочие должны пройти инструктаж по охране окружающей среды в пределах строящегося объекта. 11. ЛИТЕРАТУРА1. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия». 2. ГОСТ 8267-93* «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия». 3. ГОСТ 8736-93* «Песок для строительных работ. Технические условия». 4. ГОСТ 26633-91* «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». 5. ГОСТ 10178-85* «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия». 6. СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий». 7. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». 8. СНиП 52.01.2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения». 9. ТР 159-04 «Технические рекомендации по технологии строительства городских дорог в зимнее время». 10. ТР-158-04 «Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит». 11. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», ч. 1 Общие требования. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.НОМЕНКЛАТУРА КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
Приложение 2.НОМЕНКЛАТУРА КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
Приложение 3.НОМЕНКЛАТУРА КРИВОЛИНЕЙНЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ ДЛЯ ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ ПРОЕЗДОВ И БЛАГОУСТРОЙСТВА
Приложение 4.МАЛОГАБАРИТНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ УСТАНОВКЕ БОРТОВЫХ КАМНЕЙПОГРУЗЧИК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ПУМ-500 Техническая характеристика Мощность двигателя, кВт - 18,4 - 22 Грузоподъемность, кг - 500 Вместимость ковша, м3 - 0,38 Высота разгрузки, м - 1,9 Скорость движения, км/ч - 9 Габаритные размеры, мм - 3400´1560´2260 Масса, т - 2,77 ПОГРУЗЧИК (СТРОИТЕЛЬНАЯ МАШИНА МАЛОГАБАРИТНАЯ) СММ-750 Техническая характеристика Мощность двигателя, кВт - 44 Грузоподъемность, кг - 750 Вместимость ковша, м3 - 0,375 Высота разгрузки, мм - 2234 Привод хода и оборудования - гидравлический Давление в гидросистеме, МПа - 28 Скорость передвижения, км/ч - 10 Габаритные размеры, мм - 3300´1680´2200 Масса, т - 3,25 Могут комплектоваться дополнительно оборудованием: гидробуром, снегоочистителем, дорожной щеткой, крюком для подъема грузов и др.
|