Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаот 28 декабря 2004 г. N 12О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и обеспечением защиты прав потребителей при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) установил. Несмотря на принимаемые меры в данной сфере деятельности, по - прежнему неудовлетворительно решается вопрос питьевого водоснабжения и отопления, не создаются условия для безопасного и комфортного проживания населения, договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально, не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания, необоснованно завышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Требуют совершенствования и гармонизации с федеральным законодательством действующие нормы и правила в сфере ЖКХ, активизации профилактические и контрольно-надзорные мероприятия. Продолжает снижаться надлежащая эксплуатация водопроводных сооружений и организация производственного лабораторного контроля качества питьевой воды В 2003 году в Российской Федерации централизованным питьевым водоснабжением обеспечено 98% городского населения и 64% - сельского, эксплуатировалось 16966 коммунальных и 46184 ведомственных водопроводов. За счет частичной передачи ведомственных водопроводов муниципальным органам по сравнению с 2002 г. увеличилось количество коммунальных водопроводов. Более половины водопроводов с поверхностными источниками (1225) находится в сельской местности, 531 сельских водопровода (43,3%) не имеют полного комплекса очистных сооружений, а 376 (30,6%) - подают воду без должного обеззараживания. Из городских водопроводов с водозабором из открытых водоемов (950) полного комплекса очистных сооружений не имеют - 27,3%, обеззараживающих установок - 6,0%. Вне зависимости от ведомственной принадлежности водопроводов и вида водоисточника, в целом по Российской Федерации 18,9% проб воды, поступающей непосредственно потребителю из разводящей сети, не отвечают гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (в т.ч. 15,4% - по органолептике, 1,2% - общей минерализации, 1,5% - токсическим веществам, 7,6% - по микробиологическим показателям). Доля проб питьевой воды с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний составляет 0,09%. Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются: загрязнение источников водоснабжения, отсутствие на водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок, высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, в ряде территорий нестабильная подача воды в районах, недостаток материально-технической базы, несвоевременное устранение аварий и не проведение очистных и дезинфекционных мероприятий после их устранения, что приводит к низкому качеству подаваемой воды населению. Сельские водопроводы зачастую находятся в аварийном состоянии, работают нерегулярно и подают воду, не отвечающую гигиеническим нормативам. Из общего числа источников нецентрализованного питьевого водоснабжения (колодцы, каптажи, родники) 22,2% ( 168 тыс.) не отвечает санитарным правилам и нормативам. Наибольшее количество проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (более 50%) - во Владимирской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Кемеровской областях, Приморском крае (при среднем показателе по Российской Федерации 27,6%) и по санитарно-химическим показателям в - Воронежской, Ростовской, Нижегородской, Курганской, Томской областях, Республике Саха (Якутия) против 29,8% по Российской Федерации. Микробное и вирусное загрязнение питьевой воды как централизованного, так и нецентрализованного водоснабжения, создает риск возникновения заболеваний людей кишечными инфекциями, прежде всего вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией. В течение 2003 г. в стране было зарегистрировано 64 "водные" вспышки острых кишечных заболеваний, в том числе 50 вспышек связано с централизованным водоснабжением, с общим количеством пострадавших 1533 человек. Наиболее остро проблема шума стоит в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов на Дону). Существенным источником шума в населенных пунктах являются встроенные в жилые дома и пристроенные к ним, а также расположенные внутри жилой застройки предприятия: магазины, кафе, развлекательные центры и т.д. Шум, создаваемый этими предприятиями в жилых помещениях значительно превышает предельно допустимый уровень. В общем количестве жалоб на избыточный шум доля обоснованных жалоб на шум от встроенных предприятий составляет не менее 50% от общего объема. Всего в России по данным Госсанэпиднадзора сверхнормативному воздействию шума подвергается около 8 млн. человек. Актуальными остаются вопросы обеспечения требований продолжительности инсоляции и естественного освещения в жилых домах. Не принимается должных мер по устранению нарушений связанных с микробным загрязнением почвы на территориях жилой застройки. В 2003 году отмечалось увеличение количества проб почвы территорий жилой застройки, превышающих гигиенические нормативы по микробиологическим показателям до 17,14% против с 14,41% в 2002 году. Причиной этого являются постоянное увеличение количества твердых бытовых отходов, изношенность и дефицит специализированных транспортных средств, отсутствие условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров, отсутствия централизованной системы канализации в ряде населенных пунктов, ненадлежащее состояния канализационных сетей, медленный переход на современные и эффективные модели санитарной очистки, неудовлетворительное состояние контейнеров, площадок и бункеров-накопителей для сбора бытового мусора (захламленность, нарушение асфальтного покрытия, разрушены или отсутствуют ветрозащитные стенки). Сложно решаемыми остаются вопросы сбора и вывоза твердых бытовых отходов в садоводческих товариществах и частном секторе, что приводит к образованию несанкционированных свалок. Не решены вопросы с обеспечением специального транспорта для вывоза отходов, мойки и дезинфекции мусоросборочных контейнеров. Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки территорий населенных мест, особенно от бытовых отходов, где пищевые отходы составляют до 32% от общего количества, а также уменьшение объема работ по дератизации, особенно в крупных городах, приводит к увеличению заселенности синантропными грызунами - крысами и мышами, которые являются переносчиками зоонозов (лептоспироз, иерсиниоз, псевдотуберкулез). Так, например, в г. Екатеринбурге заселенность грызунами составляет 4 грызуна на 1000 кв. м при норме, не более 0,5 грызуна на 1000 кв. м. Заселению грызунов способствует наличие крупных подземных городских коммуникаций, а также завоз большого количества грузов, необходимых для жизнеобеспечения города. В целом по стране доля объектов, заселенных грызунами, уменьшилась незначительно и по сравнению с 2002 годом составила 10,93% (11,11% - в 2002 году). В России заболеваемость лептоспирозом за шесть месяцев текущего года составила 0,11 на 100 тыс. населения, наибольшая заболеваемость зарегистрирована в Краснодарском крае - 1,02 на 100 тыс. населения. Процент летальности от лептоспироза достигает 30%. Растет число пострадавших от укусов крыс, так в С. Петербурге в 2001 г. число пострадавших от укусов составило - 141 человек против 146 в 2002 г. Значительное количество жалоб от населения поступает в Федеральную службу в связи с затоплением подвальных и цокольных помещений жилых и административных зданий, а также непринятием мер или затягиванием сроков проведения необходимых мероприятий. В 2003 году доля объектов, заселенных малярийными комарами, составила 16,59% от общего их числа (немалярийными комарами - 70,22%). Указанные нарушения устанавливались в республиках Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Адыгея, Хакасия, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Красноярском крае, Брянской, Смоленской, Ярославской, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Пермской, Кировской, Магаданской, Тюменской областях, Ненецком, Таймырском, Агинском Бурятском, Корякском автономных округах, Еврейской автономной области. Все вышеотмеченные нарушения происходят из-за недостаточности организационных мероприятий со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по совершенствованию системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, малоэффективности принимаемых мер государственными контролирующими органами. Как показывает анализ жалоб и обращений граждан в целом, поступающих в Федеральную службу, актуальной является и проблема защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. При этом чаще всего в основе претензий потребителей лежит: - несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений; - навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей; - несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг; - нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан; - невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории. С учетом вышеизложенного и в целях обеспечения охраны здоровья граждан Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей постановляю: 1. Утвердить План действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 - 2005 г. (приложение). 2. Руководителям территориальных управлений - Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации: 2.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением населения качественной питьевой водой и активизировать работу по разработке и утверждению региональных программ по улучшению питьевого водоснабжения населения. 2.2. В течение I квартала 2005 года проанализировать выполнение мероприятий по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей при эксплуатации жилых помещений и оказании жилищно-коммунальных услуг, подготовить совместно с жилищно-коммунальными хозяйствами план мероприятий по активизации работы. 2.3. Провести рейдовые проверки санитарного состояния и содержания жилого фонда, подвальных помещений, территории населенных мест и обеспечить эффективное выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей при контроле оказания жилищно-коммунальных услуг. О результатах проделанной работы доложить в Федеральную службу до 1 мая 2005 года. 2.4. Организовать систематическое информирование органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и населения о результатах государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ. 2.5. Организовать обучение специалистов территориальных органов Службы, хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей в сфере ЖКХ. 3. Главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовать: 3.1. В ходе реализации государственной политики, определенной Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104), и Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации принять меры по обеспечению условий проживания населения, отвечающих стандартам качества, снижению издержек производителей услуг и тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, путем совершенствования системы управления, эксплуатации и оплаты жилья и коммунальных услуг, контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, развития конкурентной среды (переход на договорные отношения), обеспечение возможности потребителей влиять на объем и качество потребляемых услуг, дифференциации оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья. 3.2. В рамках соответствующего взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ввести в практику работы предварительное согласование проектов нормативных актов по вопросам, затрагивающим законные права и интересы потребителей. Контроль за выполнением возложить на заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Л.П. Гульченко, Н.А. Назина)
Главный государственный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко
ПриложениеПлан действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 г.-2005 г.(утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 декабря 2004 г. N 44)
|