На главную | База 1 | База 2 | База 3

ПР 50.2.014-2002

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ВНЕСЕНЫ Управлением метрологии и Управлением государственного контроля и надзора

ПРИНЯТЫ Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 № 124

ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Минюстом России 27 декабря 2002 г. № 4086

 

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

 

Государственная система обеспечения
единства измерений

Правила проведения аккредитации
метрологических служб юридических лиц
на право поверки средств измерений

ПР 50.2.014-2002

 

 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5. КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

6. ПРОЦЕДУРА АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

7. ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ АТТЕСТАТА АККРЕДИТАЦИИ

8. ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ

9. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, АККРЕДИТОВАННЫХ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Приложение 1

Приложение 2 (рекомендуемое)

Приложение 3

Приложение 4 (рекомендуемое)

Приложение 5 (рекомендуемое)

Приложение 6 (рекомендуемое)

Приложение 7 (рекомендуемое)

Приложение 8 (рекомендуемое)

Приложение 9 (рекомендуемое)

Приложение 10

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие правила устанавливают требования к метрологическим службам юридических лиц независимо от их принадлежности и форм собственности, аккредитуемым на право проверки средств измерений (далее - СИ), процедуру их аккредитации и регулируют отношения между субъектами, участвующими в процессе аккредитации.

Аккредитацию метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют на основе правил, согласованных между Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России) и Министерством обороны Российской Федерации.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

При разработке в настоящем документе реализованы положения:

- Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений";

- Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100, утвердившего "Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений" и "Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации";

- Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 514 "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов, услуг установленным требованиям качества и безопасности";

- "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 30.12.1999 и зарегистрированных Минюстом России под № 2094 от 07.02.2000.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяются следующие термины и определения, соответствующие статье 1 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений":

аккредитация на право проверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ;

проверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;

средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений;

эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

нормативные документы по обеспечению единства измерений - Государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;

метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Аккредитующим органом по аккредитации метрологических служб (далее - МС) юридических лиц на право проверки СИ является Госстандарт России,

4.2. По решению Госстандарта России право проверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц.

4.3. Госстандарт России при аккредитации МС юридических лиц выдает аттестат аккредитации с приложением к нему, в котором указывается область аккредитации (приложение 1). Срок действия аттестата аккредитации не превышает 5 лет.

4.4. Сведения об аккредитованных МС юридических лиц вносят в реестр метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право проверки средств измерений (далее - Реестр).

4.5. Аккредитованные МС юридических лиц:

- обеспечивают и поддерживают соответствие критериям аккредитации, установленным настоящими правилами, а также принятым в организации положениям системы качества;

- выполняют работу строго в соответствии с областью аккредитации, правилами по метрологии "ГСИ. Порядок проверки средств измерений", принятыми Постановлением Госстандарта России от 18.07.94 № 125, зарегистрированными Минюстом России 21.07.94 под № 640 с изменениями, внесенными Приказом Госстандарта России от 26.11.2001 № 476 (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2002 № 3157), а также другими нормативными документами (НД), определяющими общие требования к деятельности проверочных лабораторий, условиям и методикам проверки конкретных средств измерений;

- ежегодно  представляют в  орган  Государственной  метрологической службы (далее - орган ГМС), осуществляющий контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС, информацию о своей проверочной деятельности, а также незамедлительно - об изменении организационной структуры, технического оснащения и других условий, определяющих способность выполнять проверочные работы в области аккредитации;

- обеспечивают условия для осуществления контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС;

- по решению Госстандарта России приостанавливают (прекращают) деятельность в области аккредитации или ее части в случае выявления несоответствия критериям аккредитации или отзыва (отмены действия) аттестата аккредитации.

4.6. Область аккредитации МС юридического лица может быть изменена в порядке, предусмотренном настоящими правилами.

Контроль за проверочной деятельностью аккредитованных МС осуществляют органы ГМС по месту расположения юридических лиц в соответствии с положениями настоящих правил.

Органы ГМС, осуществляющие контроль за проверочной деятельностью аккредитованных МС по месту их расположения, обобщают полученные сведения, и каждые полгода передают их в Госстандарт России и в государственный научный метрологический центр (далее - ГНМЦ), определяемый Госстандартом России в качестве рабочего органа системы аккредитации (далее - рабочий орган системы аккредитации), для внесения соответствующих изменений в Реестр.

4.7. В случае, когда проверочные подразделения МС юридических лиц осуществляют деятельность по месту расположения более чем одного органа ГМС, организацию контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС возлагают на один из них (по решению Госстандарта России) и осуществляют совместно, силами всех органов ГМС, по месту расположения которых действует аккредитованная МС юридического лица.

4.8. Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим лицам по аккредитации их метрологических служб, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров.

4.9. Научно - методическое обеспечение проведения работ по аккредитации МС юридических лиц, изменению области их аккредитации и контролю за проверочной деятельностью аккредитованных МС осуществляет рабочий орган системы аккредитации.

5. КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

5.1. МС юридического лица должна установить, внедрить и поддерживать систему управления качеством проверки (далее - система качества).

МС юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, эталонами, иными СИ и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики проверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение проверки СИ.

Администрация предприятия или организации, в составе которых функционирует аккредитованная МС, должна принять меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников проверочных подразделений от любого внешнего или внутреннего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказать отрицательное воздействие на результаты проверки.

Примечания.

1. Положения о МС утверждают руководители государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц.

2. В настоящих правилах под вспомогательным оборудованием понимают технические устройства, не относящиеся к средствам измерений, но используемые при реализации требований документов на методики проверки и оказывающие влияние на показатели их достоверности.

5.2. Документация по вопросам, связанным с обеспечением качества проверочных работ, может быть составной частью общего документа (Руководства по качеству), определяющего цели, структуру и организацию работы системы качества МС, а также предприятия или организации в целом. В этом случае элементы системы качества, определяющие качество проверки, должны быть включены в общее Руководство по качеству или приложены к  нему в виде отдельных документов (например, стандартов предприятия).

Документация системы качества должна быть доведена до сведения персонала, принимающего участие в осуществлении предусмотренных работ, понята им, доступна ему и выполняема им.

Работу по обеспечению внедрения системы качества и ее постоянному функционированию осуществляет сотрудник, на которого в установленном организацией - заявителем порядке возложена ответственность за осуществление указанной деятельности и определена его подчиненность должностному лицу, принимающему решения по политике в области качества и выделению ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.

5.3. Руководство по качеству должно содержать комплексное описание МС юридического лица и организацию работ по проверке.

Руководство по качеству должно содержать следующую информацию:

- определение организационной и управленческой структуры МС, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами;

- изложение политики в области обеспечения качества, содержащей заявление руководства об уровне обслуживания, осуществляемого МС, задачи, стоящие перед системой качества, требование к исполнителям ознакомиться с документацией системы качества и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам;

- описание процедуры управления всеми документами, являющимися составной частью системы качества (разработанными внутри МС или поступившими извне);

- описание процедуры анализа заявок на выполнение работ по проверке, включая анализ возможностей и ресурсов метрологической службы;

- описание политики и процедур по выбору необходимых услуг и запасов, влияющих на качество выполнения проверочных работ;

- изложение методов работы с другими подразделениями или организациями, которые являются заказчиками при выполнении проверочных работ (включая процедуры по разрешению претензий);

- описание процедуры приемки, хранения, проверки, оформления ее результатов и выдачи СИ, поступивших на проверку;

- описание политики и процедуры, к которым прибегают в тех случаях, когда какой-либо аспект проверочной деятельности не соответствует требованиям нормативных документов, собственным процедурам МС или согласованным с клиентом требованиям;

- описание политики, процедуры и соответствующих полномочий по принятию корректирующих действий в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики или процедур, предусмотренных системой качества или нормативной документацией;

- изложение методов определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества;

- описание процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия учетных данных по качеству и техническим вопросам, связанным с выполнением проверочных работ, сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет проверительных клейм и результатов проверки;

- описание порядка составления и утверждения графика, а также процедуры проведения внутренних проверок системы качества, включая вопросы анализа результатов проверки, проводимого руководством МС;

- сведения о проверяемых СИ и средствах проверки, необходимых для проверки СИ, установленных областью аккредитации (форма 2 приложения 2);

- сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих проверку (форма 3 приложения 2);

- должностные инструкции;

- процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ;

 

- сведения о состоянии производственных помещений (форма 4 приложения 2);

- сведения о применяемых нормативных документах и документах на методики проверки (форма 2 приложения 2);

- сведения об оснащенности эталонами и вспомогательным оборудованием (форма 5 приложения 2).

Рекомендуется включать в Руководство по качеству описание процедуры выбора места и условий проведения проверки СИ, которые, по техническим причинам или в соответствии с действующими метрологическими правилами и нормами, не могут быть проверены самой МС.

Ведение Руководства по качеству возлагается на сотрудника МС юридических лиц, назначенного руководством организации - заявителя.

5.4. Эталоны

5.4.1. МС юридического лица должна иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимые для проведения проверки всех СИ, определенных областью аккредитации. Эталоны должны быть проверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о проверке, а вспомогательное оборудование подвергнуто контролю работоспособности в соответствии с требованиями технической документации.

Примечание. Все эталоны, помимо свидетельств о проверке, должны иметь в наличии протоколы проверки, которые сохраняют в течение всего периода использования эталона.

5.4.2. МС юридического лица должна иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимые для проведения проверки всех СИ, определенных областью аккредитации. Эталоны должны быть проверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о проверке, а вспомогательное оборудование подвергнуто контролю работоспособности в соответствии с требованиями технической документации.

Примечание. Все эталоны, помимо свидетельств о проверке, должны иметь в наличии протоколы проверки, которые охраняют в течение всего периода использования эталона.

5.4.2. Эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, используемые при осуществлении проверки, следует содержать в условиях, обеспечивающих их работоспособность, сохранность и защиту от повреждения и преждевременного износа.

Для эталонов, СИ и вспомогательного оборудования должны быть разработаны и утверждены руководством метрологической службы графики по техническому обслуживанию, а также графики проверки эталонов и проверки работоспособности вспомогательного оборудования.

5.4.3. Неисправные эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование следует снимать с эксплуатации и снабжать соответствующими этикетками, указывающими на их непригодность для выполнения своих функций (в случае, если нанесение этикетки невозможно, следует принять иные меры по недопущению случайного использования неисправного оборудования в процессе проверки; эти меры должны быть описаны в Руководстве по качеству).

5.4.4. На каждый эталон и каждую единицу вспомогательного оборудования должна быть нанесена этикетка, отражающая их состояние: пригодный к эксплуатации, годный с ограничениями, подлежащий ремонту (этикетку наносят не на само устройство, а на упаковку или ячейку для хранения); и оформлен учетный документ в МС юридического лица. Учетный  документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения:

- наименование;

- предприятие - изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;

- метрологические характеристики;

- дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;

- состояние при покупке (новый, бывший в употреблении, после ремонта и т.п.);

- место расположения (при необходимости);

- данные о неисправностях, ремонтах и техобслуживании;

- данные о проверках, межпроверочный интервал.

5.5. Персонал

5.5.1. Персонал должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения проверки в заявленной области аккредитации.

5.5.2. Проверочные лаборатории должны располагать достаточным количеством проверителей, обеспечивающим выполнение планируемого объема работ.

5.5.3. Каждый специалист должен иметь должностную инструкцию, устанавливающую функции, обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работу.

5.5.4. Проверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве проверителя органом ГМС.

5.6. Помещения и окружающая среда

5.6.1. Помещения для проведения проверки должны соответствовать по производственной площади характеру и объему выполняемых работ. Состояние помещений и обеспечиваемые в них условия (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений, магнитного, электрического и других физических полей, снабжение электроэнергией, водой, воздухом, теплом, хладагентом и т.п.) должны соответствовать требованиям нормативных документов по проверке, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Соответствие помещений установленным требованиям должно быть документально подтверждено.

Условия, в которых производят проверку, не должны отрицательно влиять на полученные результаты и снижать их нормативную точность. Это требование распространяют и на помещения, не принадлежащие заявителю, но используемые им в целях проверки, а также на передвижные проверочные лаборатории.

5.6.2. Доступ к месту проведения проверки следует контролировать.

5.7. Нормативная документация

5.7.1. МС юридического лица должна располагать актуализированной документацией, включающей:

- организованные и методические НД;

- документы на методики проверки СИ, определенные областью аккредитации, в том числе официальными изданиями стандартов регламентирующих деятельность в области проверки;

- документы, регламентирующие правила поддержания в надлежащем  состоянии эталонов и вспомогательного оборудования (графики проверки, паспорта, эксплуатационная документация);

- документы, определяющие хранение информации и результатов проверки (протоколы, рабочие журналы, автоматизированные информационные системы и т.п.).

В проверочных подразделениях аккредитованной метрологической службы должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие актуализацию и наличие в установленных местах НД, связанных с проведением проверки, техникой безопасности и ведением документации.

5.8. Проверяемые средства измерений

Должны быть установлены правилами приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на проверку.

5.9. Учет результатов проверки и хранения документов.

Проверочные подразделения аккредитованных МС юридических лиц должны иметь систему учета и документирования результатов проверки, которая обеспечивает регистрацию протоколов проверки, выданных свидетельств о проверке и извещений о непригодности СИ, использовании проверительных клейм, а также возможность передачи указанных данных в соответствующую автоматизированную систему (АИС) учета проверочной деятельности Госстандарта России.

МС должны обладать документально подтвержденными процедурами по хранению (включая продолжительность) и защите хранимой информации. Сведения о результатах проверок следует хранить не менее трех межпроверочных интервалов.

5.10. Регистрация, хранение и выдача проверительных, защитных и аннулирующих клейм.

Хранение и учет проверительных клейм в МС юридических лиц возлагают на ответственного сотрудника, назначаемого руководством МС. Проверительные клейма выдаются персонально каждому проверителю с регистрацией в журнале учета. Соответствующую информацию передают в АИС учета проверочной деятельности Госстандарта России.

5.11. Юридическое лицо, в составе которого функционирует аккредитируемая метрологическая служба, должно иметь достаточные ресурсы, требуемые для деятельности в области проверки СИ.

6. ПРОЦЕДУРА АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

6.1. Аккредитация МС юридических лиц предусматривает следующие этапы:

- направление материалов по аккредитации в орган ГМС по месту расположения юридического лица;

- получение заключения руководителя органа ГМС о возможности аккредитации МС юридического лица;

- представление в Госстандарт России заявки на аккредитацию и заключение органа ГМС по месту расположения юридического лица и принятие решения по заявке;

- экспертиза документов, представленных МС юридического лица, формирование и утверждение состава комиссии по проверке МС юридического лица;

- проверка МС юридического лица комиссией, оформление акта проверки;

- подготовка материалов для рассмотрения Научно-технической комиссией Госстандарта России по метрологии и измерительной технике (НТК);

- рассмотрение материалов Аккредитации на НТК;

- оформление приказа Госстандарта России (в случае принятия положительного решения) или письма об отказе в аккредитации (в случае отрицательного решения);

- оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;

- регистрация МС юридического лица в Реестре.

6.2. Заявитель направляет в орган ГМС по месту своего расположения заявку на аккредитацию (приложение 3). Одновременно с заявкой направляют следующие документы:

- Руководство по качеству, с приложениями по формам 1-5 приложения 2;

- технико-экономическое обоснование аккредитации МС юридического лица на право проверки;

- область аккредитации (проект).

Орган ГМС рассматривает представленную документацию и формирует мотивированное заключение. В заключении органа ГМС, выдаваемом в течение одного месяца со дня получения заявки, должно быть приведено обоснование возможности передачи функции проверки СИ в заявленной области аккредитации заявителю, исходя из анализа обеспеченности проверкой СИ в регионе по номенклатуре и объему, сведений о наличии опыта и качестве работ в области проверки и калибровки средств измерений, оценки возможного влияния заинтересованности заявителя  на результаты проверки, а также учтено соответствие МС организации – заявителя требованиям раздела 5 настоящих правил. Несоответствие этим требованиям, а также мотивированный вывод о невозможности передачи права проверки заявителю, могут повлечь за собой отказ в аккредитации. В последнем случае комплект документов возвращают заявителю.

Заключение оформляют в соответствии с приложением 4. В случае положительного решения оно должно содержать предложения по составу комиссии по проверке МС юридических лиц.

В случае отсутствия в органе ГМС специалистов по отдельным видам измерений к экспертизе документов могут быть привлечены компетентные сотрудники других органов ГМС или ГНМЦ.

Заключение подписывает руководитель органа ГМС.

Если юридическое лицо осуществляет деятельность по месту расположения нескольких органов ГМС, то заключение должно быть согласовано со всеми этими органами.

6.3. Заключение органа ГМС вместе с комплектом документов, перечисленных в п. 6.2, заявитель направляет в Госстандарт России.

6.4. Госстандарт России в течение месяца решает вопрос о необходимости дополнительной экспертизы документов, представленных МС юридического лица (например, в случае возникновения разногласий между заявителем и органом ГМС), и при ее положительных результатах или принятии решения о нецелесообразности дополнительной экспертизы формирует и утверждает состав комиссии по проверке МС юридического лица. Комиссии передают комплект документов по аккредитации, подготовленных заявителем.

В случае отрицательных результатов дополнительной экспертизы процедура аккредитации может быть приостановлена до устранения выявленных недостатков или прекращена совсем. О результатах экспертизы и принятом решении заявителя уведомляют письменно.

6.5. В состав комиссии включают специалистов органа ГМС по месту расположения заявителя, а также специалистов Госстандарта России, ГНМЦ и других органов ГМС.

Комиссию формируют из специалистов по видам изменений, содержащимся в области аккредитации.

Не менее половины членов комиссии должны быть специалистами, аттестованными в качестве экспертов по аккредитации на право проверки и калибровки средств измерений.

По предложению МС федеральных органов исполнительной власти в состав комиссии могут быть включены их представители.

Председателем комиссии, как правило, назначают руководителя органа ГМС или его заместителя. Состав комиссии доводят до сведения заявителя и всех лиц, участвующих в проверке.

6.6. По результатам проверки составляется акт (приложение 5), содержащий рекомендации об аккредитации или отказе в аккредитации заявителя, сроке и сфере действия аттестата аккредитации.

Сфера действия аттестата аккредитации может предусматривать проведение проверки только для собственных нужд или для любых сторонних организаций и физических лиц, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в пределах ответственности органа ГМС, выдавшего заключение о возможности аккредитации.

Акт подписывают члены комиссии и представляют его для ознакомления руководству заявителя.

В случае возникновения неустранимых противоречий между членами комиссии или комиссией и представителями заявителя к акту может быть приложен протокол разногласий, отражающий сущность возникших противоречий.

Акт оформляют в трех экземплярах. Один из них оставляют в аккредитуемой организации, второй передают председателю комиссии, третий – в местный орган ГМС.

6.7. Акт вместе с проектом области аккредитации (четыре экземпляра) и документами по п. 6.2 направляют в рабочий орган системы аккредитации. В целях ускорения процедуры прохождения документов рекомендуется, помимо комплекта документов, направлять его копии на гибком диске 3,5» или в виде набора файлов, переданных по электронной почте.

6.8. Рабочий орган системы аккредитации осуществляет заключительные организационно-экспертные работы, подготовку документации (если в процессе экспертизы выявляются недостатки в оформлении документов, к их устранению могут быть привлечены члены комиссии по аккредитации или заявитель) и со своим экспертным заключением направляет их в Госстандарт России для рассмотрения на НТК. Работу выполняют в течение пятнадцати дней.

6.9. После рассмотрения информации о состоянии МС юридического лица и ее готовности к аккредитации НТК принимает рекомендацию об аккредитации заявителя в случае положительных решений комиссии и заключения рабочего органа системы аккредитации.

В случае отрицательного заключения комиссии или наличия разногласий по вопросам, связанным с аккредитацией, могут быть приняты решения о:

- проведении согласительного  совещания членов комиссии и представителей заявителя с участием руководителей Управления метрологии, Управления государственного контроля и надзора, а также компетентных специалистов органов ГМС и ГНМЦ по усмотрению руководства Госстандарта России;

- приостановке процедуры аккредитации на срок, необходимый для устранения недостатков, отмеченных комиссией;

- сокращение области аккредитации;

- полном прекращении процедуры аккредитации (при наличии неустранимых недостатков).

6.10. При положительном решении об аккредитации оформляют приказ Госстандарта России, которым устанавливают область и сферу действия аттестата аккредитации, осуществляют регистрацию МС юридического лица в Реестре, устанавливают шифр проверительного клейма и оформляют аттестат аккредитации.

Область аккредитации фиксирует перечень групп СИ, каждая из которых представляет собой совокупность средств измерений, проверяемых с помощью единого комплекта средств проверки, в пределах которого аккредитованной МС предоставляется право проверки.

В случае отрицательного решения заявитель в десятидневный срок уведомляется об отказе в аккредитации.

6.11. В случае изменения статуса или наименования юридического лица, а также при его реорганизации местный орган ГМС уведомляют письмом о произошедших изменениях с просьбой о переоформлении аттестата аккредитации.

Письмо вместе с заключением органа ГМС о том, что произошедшие изменения не затрагивают вопросов деятельности МС и не влияют на выполнение критериев аккредитации, направляют в Госстандарт России.

На основании указанных документов Госстандарту России переоформляет аттестат аккредитации.

Если реорганизация существенно затрагивает выполнение критериев аккредитации МС, проводят ее повторную аккредитацию в соответствии с пунктами 6.26.10 настоящих правил.

7. ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ АТТЕСТАТА АККРЕДИТАЦИИ

7.1. Госстандарт России до истечения срока действия аттестата аккредитации проводит продление срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица.

7.2. Заявку на продление срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица подает не менее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

7.3. Состав и процедура работ, осуществляемых в процессе продления срока действия аттестата аккредитации, соответствуют установленным разделом 6 настоящих правил.

7.4. Процедуру продления действия аттестата аккредитации МС юридического лица проводит не реже одного раза в пять лет. В случае если срок действия аттестата аккредитации истек, а процедура продления срока действия аттестата аккредитации не завершена по причинам, не зависящим от Госстандарта России, МС юридического лица утрачивает право проверки. При этом все проверительные клейма в соответствии с журналом их регистрации подлежат гашению (т.е. их приводят в состояние, при котором их дальнейшее использование становится невозможным), о чем составляют соответствующий акт.

8. ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ

8.1. Аккредитованная МС юридического лица, претендующая на изменение своей области аккредитации, направляет соответствующую заявку в орган ГМС по месту расположения юридического лица.

К заявке прилагают документацию, соответствующую указанной в разделе 6 и претерпевшую изменения, а также дополнение к области аккредитации, оформленное в соответствии с приложением 1 (если область аккредитации расширяют), а в случае сокращения области аккредитации полный текст новой редакции области аккредитации.

Орган ГМС дает заключение о возможности изменения области аккредитации, руководствуясь требованиями пункта 6.2 настоящих правил.

Комплект документов вместе с заключением органа ГМС направляют в Госстандарт России.

8.2. В случае сокращения области аккредитации Госстандарт России организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на  основании положительных результатов экспертизы утверждает новую редакцию «Области аккредитации» (приложение 1).

8.3. В случае расширения области аккредитации аккредитация может быть проведена по полной либо сокращенной процедуре. Аккредитацию проводят в соответствии с порядком, изложенным в разделе 6 настоящих правил. При положительном исходе работ по аккредитации «Дополнение к области аккредитации» утверждает заместитель Председателя Госстандарта России.

9. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, АККРЕДИТОВАННЫХ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

9.1. Контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС юридического лица проводят с целью:

- оценки соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям аккредитации;

- проверки соблюдения МС юридического лица метрологических правил и норм в процессе осуществления проверки СИ.

Контроль за деятельностью аккредитованных МС юридических лиц по поручению Госстандарта России осуществляют органы ГМС по месту расположения юридического лица.

9.2. Контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС осуществляют в двух формах:

первая – оценка деятельности аккредитованной МС юридического лица на основании представленных им информационных листов и других материалов;

вторая – контроль за проверочной деятельностью кредитованной МС путем проверки с выездом комиссии в аккредитованную МС юридического лица (не чаще одного раза в межаккредитационный период).

9.3. Контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС может быть периодическим и внеплановым.

Внеплановый контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС проводят по решению Госстандарта России в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности аккредитованной МС юридического лица.

9.4. Оценку проверочной деятельности МС юридических лиц по первой форме осуществляют в следующем порядке:

9.4.1. Орган ГМС осуществляет рассылку форм информационных листов (приложение 6), запросы, связанные с деятельностью проверочных подразделений аккредитованной МС, сбор информации и оценку деятельности инспектируемых МС юридических лиц.

9.4.2. Оценка деятельности  включает:

- анализ изменений, произошедших с момента аккредитации или последнего контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС, и оценку факторов, влияющих на сохранение соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям, установленным в разделе 5 настоящих правил;

- оценку результатов деятельности в области проверки, в том числе количества и причин претензий к качеству проверочных работ, наличие и результаты внутренних проверок функционирования системы управления качеством выполнения проверочных работ, устранение замечаний и  реализацию предложений, сделанных при аккредитации или предыдущих проверках.

9.4.3. По результатам оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица оформляется заключение (приложение 7).

При этом заключение может содержать одно из двух предложений:

- признать работу инспектируемой МС юридического лица удовлетворительной, если она соответствует установленным критериям аккредитации;

- провести контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС путем проверки с выездом комиссии на место (в случае отрицательной оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица).

9.4.4. Заключение по результатам оценки проверочной деятельности аккредитованной МС, проводимой по первой форме, с информационным листом (приложение 6) орган ГМС, проводивший контроль, направляет в Госстандарт Росси в рабочий орган системы аккредитации.

В случае отрицательной оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица рабочий орган системы аккредитации представляет материалы контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС на рассмотрение Госстандарта России.

Госстандарт России принимает решение о проведении внепланового контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС с выездом комиссии на место, утверждает состав комиссии и оформляет поручение на его проведение.

Рабочий орган системы аккредитации один раз в полгода обобщает материалы оценки проверочной деятельности аккредитованных МС и  представляет их в Госстандарт России.

9.5. Контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС по второй форме осуществляют в следующем порядке:

9.5.1. Орган ГМС направляет в инспектируемую МС юридического лица письмо о назначении состава комиссии и программу контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС.

9.5.2. МС юридического лица готовит и направляет в орган ГМС комплект документов, предусмотренных программой контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС.

9.5.3. Комиссия получает для изучения представленный комплект документов.

Председатель комиссии распределяет работы между членами комиссии и согласовывает с руководством инспектируемой МС юридического лица вопросы, связанные с обеспечением условий для проведения контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС и работы комиссии (предоставление всей необходимой информации, выделение помещения для комиссии и др.). Комиссия осуществляет свою работу в пределах структурных подразделений инспектируемой МС, связанных с осуществлением проверочной деятельности, и на основании документов и сведений, которые предусмотрены программой контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС.

9.5.4. Комиссия проверяет:

- сохранение соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям, изложенным в разделе 5 настоящих правил;

- состояние и ведение организационно-методических документов проверочных подразделений (руководства по качеству, протоколов проверки, журналов регистрации проверочных работ, учетных документов на эталоны, графиков проверки эталонов, иных СИ, должностных инструкций работников проверочных подразделений), а также работ, связанных с регистрацией проверительных клейм и результатов проверки;

- результаты деятельности инспектируемой МС юридического лица за период, прошедший с момента аккредитации или последнего контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС (оценивают изменения, произошедшие в составе средств проверки, помещений проверочных лабораторий, составе и квалификации проверителей, контролируют количество и качество внутренних проверок функционирования системы управления качеством, ведение архивов, соблюдение требований конфиденциальности, выполнение корректирующих мероприятий по рекомендациям ранее работавших комиссий).

В процессе подготовки и осуществления контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС могут быть использованы инструментальные методы, например, межлабораторные сличения, инспекционные проверки и т.п.

9.5.5. По результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС комиссия составляет акт (приложение 8), содержащий:

- заключение по каждому пункту программы контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС с указанием выявленных недостатков;

- предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Акт контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС оформляют в четырех экземплярах и его подписываю все члены комиссии и руководитель инспектируемой МС юридического лица, который при необходимости, может изложить особое мнение. Один экземпляр акта  оставляют у руководителя инспектируемой МС, второй – у председателя комиссии, третий и четвертый направляют в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации.

9.5.6. МС юридического лица разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных комиссией, и представляет его в орган ГМС.

9.5.7. По результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС оформляют заключение (приложение 9).

Заключение орган ГМС, проводивший контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС, направляет в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации.

В случае выявления неустранимых недостатков в деятельности контролируемой МС юридического лица Госстандарт России принимает одно из следующих решений:

- сократить область аккредитации, если выявлены неустранимые недостатки, которые делают невозможным осуществление проверки по одной или нескольким группам средств измерений;

- приостановить действие аттестата аккредитации (с указанием условий, при выполнении которых решение о приостановлении действия аттестата аккредитации может быть пересмотрено);

- аннулировать аттестат аккредитации.

Рабочий орган системы аккредитации один раз в полгода обобщает материалы контроля за проверочной деятельностью аккредитованных МС и представляет их в Госстандарт России.

9.6. Решение Госстандарта России по результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС вносят в Реестр.

В случае принятия решения об изменении области аккредитации, приостановке действия аттестата аккредитации или его аннулировании юридическому лицу направляют соответствующее уведомление за подписью заместителя Председателя Госстандарта России (приложение 10).

10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

10.1. заявитель или юридическое лицо, Мс которого аккредитована на право проверки СИ, может в течение 30 дней с момента получения официального уведомления о решениях, принятых по вопросам аккредитации или контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС, опротестовать указанные решения в Госстандарте России.

Жалобы рассматривают на НТК Госстандарта России, и решения по ним принимают в месячный срок со дня поступления жалобы.

10.2. Ответственность за ненадлежащее выполнение проверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несут юридические лица, аккредитованными метрологическими службами которых выполнены проверочные работы.

Приложение 1

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОДОЛОГИИ (ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

АТТЕСТАТ АККРЕДИТАЦИИ
метрологической службы на право проверки средств измерений

 

 

Действителен до

 

«___» ___________2___ г.

 

 

Настоящий аттестат удостоверяет, что метрологической службе

 

наименование юридического лица, адрес

В соответствии с приказом Госстандарта России от _________________ № ___________ предоставлено право проверки средств измерений.

Метрологическая служба зарегистрирована в Реестре аккредитованных метрологических служб юридических лиц под № ____________

Область аккредитации определена приложением к настоящему аттестату и является его неотъемлемой частью.

 

печать

Заместитель Председателя

 

 

 

Госстандарта России

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продлен до «___» ___________2___ г.

 

Заместитель Председателя

 

 

 

Госстандарта России

 

 

 

 

Подпись

печать

 

инициалы, фамилия

 

 

 

Продлен до «___» ____________2___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель Председателя

 

 

 

Госстандарта России

 

 

 

 

Подпись

печать

 

инициалы, фамилия

 

 

Приложение

к аттестату аккредитации

метрологической службы

№ __________

от __________

 

ОБЛАСТЬ АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

 

наименование и адрес юридического лица

 

шифр проверительного клейма

 

 

сфера действия аттестата аккредитации

 

№ п/п

Вид проверки

(первичная при выпуске из производства, первичная при ввозе по импорту, первичная после ремонта, периодическая)

Наименование групп средств измерений

Метрологические характеристики

Примечание

Диапазон измерений

Класс,

Разряд,

погрешность

1

2

3

4

5

6

 

Примечания.

1. На каждом листе области аккредитации в правом верхнем углу указывают номер аттестата аккредитации и дату его утверждения.

2. В сфере действия аттестата аккредитации указывают возможность проверки средств измерений для собственных нужд или для любых сторонних организаций и физических лиц, расположенных на территории субъекта Российской Федерации в пределах ответственности органа ГМС, выдавшего заключение о возможности аккредитации.

3. На каждой странице первого экземпляра области аккредитации, внизу листа, ставит визу председатель комиссии по проверке состояния МС аккредитируемого предприятия (организации).

4. При оформлении расширения области аккредитации заголовок документа приводят в следующем виде: «ДОПОЛНЕНИЕ N  ……К ОБЛАСТИ АККРЕДИТИЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ». За символом N следует порядковый номер дополнения.

 

 

Место печати

 

Заместитель Председателя

Госстандарта России

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

 

Приложение 2
(рекомендуемое)

РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ

метрологической службы

 

 

(наименование юридического лица)

 

Руководитель метрологической службы

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель юридического лица, в состав которого входит метрологическая служба

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

Форма 1

Справочные данные

 

Наименование и почтовый адрес юридического лица, в составе которого функционирует претендующая на аккредитацию метрологическая служба.

 

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя юридического лица.

 

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя метрологической службы.

Форма 2

Сведения о проверяемых средствах изменений и средствах проверки

п/п

Проверяемые средства измерений

Средства проверки

Вид проверки (первичная при выпуске из производства, первичная после ремонта, периоди-

ческая)

Наименование групп средств измерений

Метрологические характеристики

Номер и наименование документа по проверке

Наименование элемента комплекта средств проверки (эталона, вспомога-

тельного оборудования), тип, марка или условное обозначение

Метрологические характеристики

Диапазон измерений

Класс, разряд, погреш-

ность

Диапазон измерений

Класс, разряд, погреш-

ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Примечание. Нумерация позиций сквозная.

Форма 3

Сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих проверку средств измерений

 

п/п

Фамилия,

инициалы

Должность

Образование, включая курсы повышения квалификации

Стаж работы в области проверки или калибровки

Кем аттестован в качестве проверителя, дата и № протокола аттестации или приказа

Вид измерений

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

Форма 4

Сведения о состоянии производственных помещений

 

Наимено-

вание поме-

щения

(площадь)

Располо-жение

Темпера-

тура и влаж-

ность

Освещенность рабочих мест

Уровень

Наличие специализиро-

ванного оборудования (вентиляция, защита от помех и т.п.)

Условия приемки и хранения средств измерений

Номер акта обследо-

вания помещения, кем и когда оно проводи-

лось

Шума (норма/-

факт)

Загазован-ности (норма/-

факт)

Помех (норма/-

факт)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Форма 5

Перечень эталонов и вспомогательного оборудования, принадлежащего аккредитуемой организации

 

п/п

Наименование эталона или вспомогательного средства проверки

Год выпуска

или ввода в эксплуатацию

Место и дата последней проверки

1

2

3

4

 

Примечание. Сведения в графе 4 приводят только для СИ, в том числе эталонов.

 

Приложение 3

 

 

Заместителю Председателя

 

Госстандарта России

 

 

 

(фамилия, инициалы)

 

117049, Москва,

 

Ленинский проспект, 9

 

ЗАЯВКА

 

Прошу аккредитовать на право проверки средств измерений метрологическую службу

 

(наименование юридического лица)

 

С «Правилами проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений» руководство нашей организации ознакомлено и обязуется выполнить процедуру аккредитации и поддерживать соответствие аккредитованной метрологической службы требованиям указанного документа.

 

Приложения:

1. Заключение органа ГМС.

2. Руководство по качеству.

3. Технико-экономическое обоснование аккредитации на право проверки.

 

 

 

Место печати

 

Руководитель

 

 

наименование юридического лица

 

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Главный бухгалтер

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

Приложение 4
(рекомендуемое)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

наименование органа ГМС

рассмотрел Руководство по качеству и технико-экономическое обоснование аккредитации

метрологической службы

 

наименование юридического лица

 

на право проверки средств измерений и считает возможным (невозможным) проведение работ по аккредитации в заявленной области (в части заявленной области).

 

Проведение аккредитации возможно (невозможно) по следующим причинам:

 

 

 

 

В состав комиссии рекомендую:

1. Фамилия И.О. –

должность, место работы

 

2.

 

 

3.

 

 

                                                                  

Руководитель органа ГМС

 __________

 

 ______________________

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Примечание. В случае отрицательного заключения предлагаемый состав комиссии по аккредитации не указывают.

Приложение 5
(рекомендуемое)

АКТ ПРОВЕРКИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

 

наименование юридического лица

в период с « ____ » по « ____ » ______________2___ г.

на основании

 

 

наименование, номер и дата документа о проведении проверки

комиссии в составе:

 

Председатель комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

Заместитель председателя комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

Члены комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

Секретарь комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

провела проверку с целью аккредитации на право проверки средств измерений метрологической службы

 

 

наименование юридического лица, в составе которого функционирует МС

 

При проверке установлено:

Проверяемые характеристики метрологической службы

Заключение комиссии

1

2

1. Статус, организационная структура, административная подчиненность, наличие у предприятия ресурсов, требуемых для осуществления проверочной деятельности на протяжении всего срока аккредитации.

2. Оснащенность средствами проверки и их состояние.

3. Условия размещения средств проверки.

4. Обеспеченность нормативными документами, в том числе официальными изданиями стандартов, регламентирующих  деятельность в области проверки. Проведение работ по ее актуализации. Состояние и ведение документации, предусмотренной Руководством по качеству.

5. Квалификация и опыт работы персонала в данной области измерений, состояние проводимой работы по повышению квалификации.

6. Наличие и эффективность руководства по качеству метрологической службы.

7. Состояние и функционирование системы регистрации и хранения результатов проверки, совместимой с АИС учета результатов проверочной деятельности Госстандарта России.

8. Дополнительные характеристики.

 

 

Комиссия рекомендует:

 

замечания и рекомендации комиссии по устранению недостатков

 

и совершенствованию работы метрологической службы

 

 

Заключение:

 

рекомендации комиссии в отношении

 

аккредитации, включая срок аккредитации и сферу действия аттестата аккредитации

 

Приложение: 1. Проект приложения к аттестату аккредитации.

Председатель комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

Члены комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

Секретарь комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

С актом ознакомлен

Руководитель организации

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

Приложение 6
(рекомендуемое)

Форма информационного листа о деятельности метрологической службы, аккредитованной на право проверки средств измерений

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, АККРЕДИТОВАННОЙ НА ПРАВО ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

 

(наименование юридического лица)

 

За период деятельности с

 

 

(указывают дату аккредитации или последнего контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС и дату представления информационного листа)

 

Аттестат аккредитации № _____ от ________________, срок действия до _______________

 

1. Результат проверочной деятельности

 

№ п/п

Вид информации

Количественная характеристика

Примечания

1.

Проверено средств измерений

Всего

В том числе:

 

 

2.

Первичная проверка при выпуске из производства

 

 

3.

Первичная проверка после ремонта

 

 

4.

Периодическая проверка

 

 

5.

Проверено эталонов для сторонних юридических лиц

Всего:

В том числе для органов ГМС

и метрологических НИИ:

 

 

6.

Количество претензий к качеству проверки (с краткой характеристикой их содержания)

 

 

 

2. Информация об изменениях, произошедших в аккредитованной МС юридического лица.

2.1. Изменения в области аккредитации (указать перечни включенных в область аккредитации групп СИ и групп СИ, исключенных из нее).

2.2. Изменения, произошедшие в составе средств проверки (список вновь приобретенного оборудования с указанием, для проверки каких СИ его используют, и список изъятого из эксплуатации проверочного оборудования с указанием, для проверки каких групп СИ его ранее использовали).

2.3. Изменения, произошедшие в составе проверочных помещений (при этом указывают перечень изъятых из эксплуатации и вошедших в эксплуатацию помещений по форме, аналогичной форме приложения 2).

2.4. Изменения, произошедшие в составе проверителей (с указанием списка выбывших проверителей и вновь зачисленных в штат проверителей, последний список должен содержать сведения, соответствующие форме 3 приложения 2).

2.5. Изменения, произошедшие в составе программно-аппаратных средств и организации системы регистрации проверительных клейм и результатов проверки.

2.6. Перечень замечаний и предложений, содержащихся в акте комиссии по аккредитации или предыдущему контролю за проверочной деятельностью аккредитованной МС с указанием проведенных мероприятий по их устранению (или причин невыполнения).

Приложение 7
(рекомендуемое)

Форма заключения по результатам материалов контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы юридического лица по первой форме

 

Наименование органа ГМС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам оценки проверочной деятельности аккредитованной метрологической службы

 

наименование инспектируемого юридического лица

 

На основании анализа данных, представленных в информационном листе и в других материалах, отмечено:

Кратко излагают результаты деятельности инспектируемой МС юридического лица и изменения, произошедшие с момента аккредитации или последнего контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС, недостатки и рекомендации по их устранению.

Рекомендовано: излагают выводы (считать работу инспектируемой организации удовлетворительной или провести контроль за проверочной деятельностью аккредитованной МС с выездом комиссии по месту расположения инспектируемой МС юридического лица).

 

М.П.

 

Руководитель органа ГМС

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Дата ____________________200_ г.

Приложение 8
(рекомендуемое)

АКТ №

от ______________________ 200_ г.

 

проведения контроля за деятельностью метрологической службы, аккредитованной на право проверки средств измерений, функционирующей в составе

 

 

наименование юридического лица

 

В период с «___» _________ по «___»____________2____г. и на основании

 

номер и дата письма органа ГМС о проведении проверки

 

 

комиссия в составе:

 

Председатель комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

 

Заместитель

председателя

комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

 

Члены комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

 

Секретарь комиссии

 

 

место работы, должность, фамилия, инициалы

 

провела контроль за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы.

 

При контроле установлено:

 

Проверяемые характеристики

метрологической службы

Заключение комиссии

1

2

1. Статус, организационная структура, административная подчиненность.

2. Оснащенность средствами проверки и их состояние.

3. Условия размещения средств проверки.

4. Обеспеченность нормативными документами, в том числе официальными изданиями стандартов, регламентирующих проверочную деятельность в области аккредитации. Проведение работ по ее актуализации. Состояние и ведение документации, предусмотренной Руководством по качеству.

5. Квалификация и опыт работы персонала в установленной области аккредитации, состояние проводимой работы по повышению квалификации.

6. Наличие и эффективность системы обеспечения качества проверочных работ.

7. Состояние и функционирование системы регистрации и хранения результатов проверки, совместимой с АИС учета результатов проверочной деятельности Госстандарта России.

8. Наличие зарегистрированных претензий к качеству проверочных работ.

9. Дополнительные характеристики: - проведение выборочной проверки средств измерений; - участие в межлабораторных сличениях и т.д.

 

 

Комиссия рекомендует:

 

недостатки и рекомендации комиссии по их устранению

 

 

Заключение:

 

заключение комиссии о соответствии

 

аккредитованной МС установленным требованиям

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Члены комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Секретарь комиссии

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

С актом ознакомлен

Руководитель МС юридического лица

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Приложение 9
(рекомендуемое)

Форма заключения по результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы юридического лица по второй форме

Наименование органа ГМС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы

 

 

наименование инспектируемого юридического лица

На основании результатов работы комиссии (акт № ____от _____________200_ г.) по осуществлению контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы отмечено:

Кратко излагаются результаты деятельности инспектируемой МС юридического лица и изменения, произошедшие с момента аккредитации или последнего контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС, недостатки и рекомендации по их устранению.

Выводы: (выбирают из числа следующих):

- признать работу инспектируемой метрологической службы удовлетворительной;

- разработать план мероприятий по устранению выявленных недостатков, с указанием сроков их выполнения;

- исключить из области аккредитации следующие позиции: (указывают перечень позиций, которые предлагается исключить из области аккредитации);

- приостановить действие аттестата аккредитации (с указанием условий, при выполнении которых решение о приостановлении действия аттестата аккредитации может быть пересмотрено);

- аннулировать аттестат аккредитации).

 

М.П.

 

Руководитель органа ГМС

 

 

 

 

подпись

 

инициалы, фамилия

 

Дата ___________________2000_ г.

 

Приложение 10

Форма извещения по результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы юридического лица

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель Председателя

Госстандарта России

 

подпись

 

инициалы, фамилия

«___» ______________ 200_ г.

ИЗВЕЩЕНИЕ

№ _____________ от ________________ 200_ г.

по результатам контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы

 

 

наименование инспектируемого юридического лица

 

На основании заключения ________________________ органа ГМС от ______________200_г.

 

Кратко излагают содержание заключения.

 

 

Госстандартом России принято решение (указывают одно из следующих решений):

 

- исключить из области аккредитации следующие позиции: (следует перечень позиций, исключаемых из области аккредитации);

- приостановить действие аттестата аккредитации до устранения отмеченных недостатков с проведением повторного контроля за проверочной деятельностью аккредитованной МС;

- аннулировать аттестат аккредитации от ______________________200_ г. № ____.

 

Ключевые слова: средства измерений, поверка, аккредитация, метрологическая служба.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

к новой редакции правил по метрологии ПР 50.2.014-2002 «ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений»

Предыдущая редакция правил по метрологии ПР 50.2.014 «ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений» была принята в 1996 г. Опыт работы по аккредитации, осуществлявшихся на основании указанных правил, а также те изменения, которые постоянно происходят в организации деятельности государственной метрологической службы, привели к необходимости пересмотра или развития ряда положений, которые в них содержатся. Следует заметить, что и настоящая редакция правил едва ли просуществует более 2-3 лет. Очевидно, что с принятием закона РФ «О техническом регулировании» возникает необходимость внесения изменений в закон «Об обеспечении единства измерений». Кроме того, в настоящее время формируется единая система аккредитации в Российской Федерации. Это потребует внесения более или менее существенных изменений и в рассматриваемые правила. Тем не менее, разработанная и зарегистрированная Минюстом России новая редакция правил нуждается в определенных разъяснениях.

Пересмотр правил преследовал три основные цели: устранить ряд неточностей, выявленных в процессе работ по аккредитации; описать порядок реализации таких процедур, как контроль за деятельностью аккредитованной метрологической службы, изменение области аккредитации, которые не были описаны в предшествующей редакции правил, и повысить требования к системам управления качеством проверки и их информационному обеспечению.

Прежде всего, следует отметить, что область применения правил не изменилась по сравнению с предыдущей редакцией. При этом появились два новых раздела: нормативные ссылки определения. Оба этих раздела, как и правила в целом, носят компромиссный характер. В разделе «Нормативные ссылки» было бы полезно сослаться еще на ряд документов. В частности таких, как ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий»; стандарт ИСО 10012-1 «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. Часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования»; Руководство ИСО/МЭК 58 «Системы аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий. Общие требования к функционированию и признанию»; европейский стандарт ЕN 45002 «Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий» и некоторые другие. Однако, названные документы не проходили регистрацию в Минюсте России и их требования не могут быть основной при разработке межведомственного документа, обязательного к применению.

В разделе «Определения» приведены в дословном изложении термины, определяемые в ст. 1 закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Было бы полезно дополнить его еще несколькими определениями терминов, которые встречаются в тексте закона. По ряду причин это сделать не представилось возможным, поэтому приведенные ниже определения являются рекомендательными и предназначены только для облегчения восприятия текста правил.

Аккредитирующий орган – орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию (в данном случае Госстандарт России).

Группа средств измерений – совокупность средств измерений, проверяемых с помощью единого комплекта средств проверки.

Заявитель (субъект аккредитации) – юридическое лицо, метрологическая служба которого претендует на аккредитацию на право проверки средств измерений и представившее письменную заявку об этом в аккредитирующий орган.

Изменение области аккредитации – добавление в область аккредитации новых групп средств измерений или изъятие групп средств измерений, ранее в ней содержавшихся.

Контроль за деятельностью метрологических служб юридических лиц аккредитованных на право проверки средств измерений – проверка соответствия аккредитованной метрологической службы юридического лица критериям аккредитации на право проверки средств измерений.

Качество проверки – совокупность характеристик проверки, обусловливающих соответствие квалификации персонала, методик, средств и условий проверки предъявляемым требованиям (достоверности, оперативности, трудоемкости, безопасности для персонала и окружающей среды и других условий).

Критерии аккредитации – совокупность требований, которым должен удовлетворять субъект аккредитации для того, чтобы быть признанным компетентным выполнять проверку в заявленной области аккредитации.

Область аккредитации – утвержденный в установленном порядке и оформленный в виде приложения к аттестату аккредитации перечень групп средств измерений, в пределах которого официально признается право метрологической службы юридического лица осуществлять проверку средств измерений.

Проверка СИ для собственных нужд – проверка СИ из области аккредитации, принадлежащих данному юридическому лицу или арендованных на длительный срок (более одного межпроверочного интервала) результаты измерений, полученные с помощью которых, используются для нужд аккредитованного юридического лица.

Система управления качеством проверки – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, возможностей и средств, направленных на обеспечение качества проверки средств измерений.

Эксперт по аккредитации – лицо, признанное аккредитирующим органом компетентным для участия в выполнении всех или части работ по аккредитации.

В раздел «Общие положения» внесен ряд изменений и дополнений. Это касается, в основном, п.п. 4.1, 4.4, 4.5, 4.7. В п. 4.1 подчеркивается, что аккредитирующим органом при аккредитации на право проверки средств измерений является Госстандарт России. Это означает, что, несмотря на то, что исполнителем работ может являться какой-либо ЦСМ,ГНМЦ или комиссия, образованная совместно несколькими подобными организациями, решение об аккредитации принимает только Госстандарт России. Такой порядок аккредитации существовал и прежде, однако, нередко происходили недоразумения, связанные с тем, что смешивались понятия аккредитирующего органа и организации. Являющиеся техническим исполнителем работ.

В п.4.4 предусматривается создание и ведение реестра метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право проверки. Это призвано упростить и ускорить процесс получения сведений об аккредитованных службах в случае возникновения такой необходимости. Кроме того, ведение подобного реестра позволит получить ясное представление о возможностях организаций обладающих правом проверки.

Требования к организациям аккредитованным на право проверки изложены в п. 4.5. Хотелось бы обратить внимание на третий и последний абзацы данного пункта. В третьем абзаце выдвигается требование о необходимости информировать орган ГМС, осуществляющий контроль за деятельностью аккредитованной метрологической службы, обо всех изменениях, происходящих в условиях аккредитации. Появление этого требования связано с тем, что контроль с выездом комиссии по месту расположения аккредитованной метрологической службы проводится один раз в межаккредитационный период, в то же время были отмечены случаи, когда в организациях, осуществляющих проверку происходили существенные изменения: проверочные подразделения переводились в не приспособленные помещения, происходила замена эталонов, используемых при проверке, менялся состав проверителей. Чтобы проконтролировать корректность произошедших изменений орган, осуществляющий контроль, должен получить своевременную информацию.

В последнем абзаце п. 4.5 вводится положение, в соответствии с которым Госстандарт России может принять меры ограничивающие право проверки предоставленное аккредитованной метрологической службе или вообще приостановить действие аттестата аккредитации если выявлены существенные нарушения условий аккредитации.

В п.4.7 уточняется организация контроля за деятельностью метрологической службы, аккредитованной на право проверки, в случае если ее деятельность осуществляется на территории нескольких ЦСМ. В этом случае организация контроля возлагается на один из ЦСМ, как правило, по месту расположения центральной метрологической службы, но осуществляется совместно всеми ЦСМ, на территории которых реально осуществляется проверочная деятельность.

В разделе «Критерии аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений» уточнены и дополнены п.п.5.1-5.3. при этом следует отметить, что требования к руководству по качеству, приведенные в новой редакции правил не являются исчерпывающими. Разработка руководства по качеству должна опираться на такие документы, как стандарты серии ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий» и другие отечественные и международные документы, действующие в этой области.

Полезно обратить внимание на изменения, внесенные в п.5.4. Во-первых, в новой редакции правил не предусматривается использование эталонов других организаций для осуществления проверки аккредитованной метрологической службы юридического лица. Однако, это не исключает возможности использования в качестве эталонов оборудования, арендованного у других предприятий, если срок аренды не менее межаккредитационного периода. Во-вторых, введено требование, в соответствии с которым результаты проверки эталонов должны сохраняться в течение всего срока их эксплуатации. Это необходимо для того, чтобы можно было оценить характер изменения показателей их погрешности и не допустить метрологического отказа эталона в межпроверочный период. В противном случае, если отказ эталона выявлен при очередной проверке, могут возникнуть проблемы с оценкой достоверности результатов проверочных работ, выполненных с использованием данного эталона.

Требования к персоналу не претерпели существенных изменений, за исключением того, что при аккредитации необходимо оценивать численность проверителей, необходимую для обеспечения проверкой всего парка средств измерений, включаемых в область аккредитации.

В новой редакции правил уточнены требования к проверочным помещениям и нормативной документации, но существенных изменений здесь не содержится.

Раздел дополнен пунктами, требующими установить правила приемки, хранения и выдачи средств измерений, поступающих в проверку, а также устанавливающих правила учета результатов проверки и регистрации, хранения и выдачи проверительных клейм. Следует обратить внимание на то, что в Госстандарте России вводится единая автоматизированная система учета результатов проверки. Результаты проверочных работ, выполненных аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, также должны фиксироваться в этой системе. В 2003 году, по заказу Госстандарта России, планируется разработка технического задания на подсистему, обеспечивающую регистрацию результатов проверочных работ в метрологических службах юридических лиц и передачу соответствующей информации в централизованную систему учета. Планируется разработка и самой подсистемы, однако каждая метрологическая служба в праве самостоятельно решать вопрос о приобретении программных средств, разработанных по заказу Госстандарта России. Или самостоятельно разработать средства, необходимые для передачи требуемых сведений в централизованную систему.

Последний пункт раздела 5 гласит, что юридическое лицо, метрологическая служба которого аккредитовывается на право проверки, «должно иметь достаточные ресурсы, требуемые для деятельности в области проверки СИ». Это означает, что метрологической службе должны выделяться средства, необходимые для приобретения,  ремонта и проверки проверочного оборудования, поддержания проверочных помещений в состоянии, соответствующем установленным требованиям. Подготовку, повышение квалификации и аттестацию проверителей и иные расходы, связанные непосредственно с реализацией проверочной деятельности.

В п.6.2 раздела 6 «Процедура аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений» внесено требование, гласящее, что, если юридическое лицо осуществляет деятельность по месту расположения нескольких органов ГМС, то заключение должно быть согласовано со всеми этими органами. Предполагается, что заявка направляется, как и прежде, заявителем в орган ГМС по месту своего расположения. В случае необходимости, этот орган ГМС запрашивает заключения от других ЦСМ, на территории которых осуществляет проверочную деятельность заявитель, и на основе полученных отзывов говорит обобщенное заключение, которое и направляется заявителю.

В том же пункт правил подчеркивается, что заключение дается «,,, исходя из анализа обеспеченности проверкой Си в регионе по номенклатуре и объему, сведений о наличии опыта и качестве работ в области проверки и калибровки средств измерений, оценки возможного влияния заинтересованности заявителя на результаты проверки, а также учтено соответствие МС организации-заявителя требованиям раздела 5…». Это связано с тем, что проверка возложена на органы ГМС на основании закона «Об обеспечении единства измерений» и может передаваться метрологическим службам юридических лиц только в обоснованных случаях и при уверенности, что такая передача не повлечет за собой негативных последствий ни для одной из заинтересованных сторон.

В п. 6.4 вводится новое понятие о дополнительной экспертизе представленных документов. Введение такой экспертизы представляется целесообразным в случае возникновения разногласий между заявителем и органом ГМС, выдавшим заключение. Подобная экспертиза может быть выполнена как силами сотрудников центрального аппарата Госстандарта России, если представленных материалов достаточно для принятия какого-либо решения, так и с участием работников других ЦСМ или метрологических инструментов, если требуется дополнительная информация или привлечение специалистов по отдельным видам измерений.

В п.6.5 установлено, что не менее половины членов комиссии должны быть специалистами, аттестованными в качестве экспертов по аккредитации на право проверки и калибровки средств измерений.

В п.6.6 сфера действия аттестата аккредитации определяется только в двух формах: для собственных нужд и для любых сторонних организаций и физических лиц, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в пределах ответственности органа ГМС, выдавшего заключение о возможности аккредитации. В предыдущей редакции правил была предусмотрена еще возможность проверки для нужд объединения. В данной редакции от такой формулировки отказались, поскольку она, по существу, включается в одной из оставшихся формулировок. Если проверка осуществляется для других юридических лиц, то это – проверка для сторонних организаций с указанием соответствующих ограничений. Если юридическое лицо тоже, то это проверка для собственных нужд.

В том же пункте оговорен случай возникновения неустранимых противоречий между членами комиссии или комиссией и представителями заявителя. В подобных случаях к акту может быть приложен протокол разногласий, отражающий сущность возникших противоречий. Отражение в правилах порядка подписания акта необходимо потому, что отсутствие подписи на акте одного или нескольких членов комиссии может трактоваться неоднозначно.

В п. 6.7 высказана рекомендация о представлении комплекта документов в виде копии на гибком диске 3,5» или в виде набора файлов, переданных по электронной почте. Это существенно облегчает  ведение реестра аккредитованных метрологических служб и внесение коррективов в документы в случае возникновения такой необходимости.

В п.6.9 перечисляются возможные решения в случае отрицательного заключения комиссии или наличия разногласий по вопросам, связанных с аккредитацией. Может быть принято одно из следующих решений:

- проведение согласительного совещания членов комиссии и представителей заявителя с участием руководителей Управления метрологии, Управления государственного контроля и надзора, а также компетентных специалистов органов ГМС и ГНМЦ по усмотрению руководства Госстандарта России;

- приостановка процедуры аккредитации на срок, необходимый для устранения недостатков, отмеченных комиссией;

- сокращение области аккредитации;

- полное прекращение процедуры аккредитации (при наличии неустранимых недостатков).

В п. 6.11 описывается порядок действий в случае изменения статуса или наименования юридического лица, а также при его реорганизации.

 

В новой редакции правил процедура продления срока действия аттестата аккредитации описан в самостоятельном разделе (раздел 7).

В этом разделе имеет смысл обратить внимание на четыре особенности:

Во-первых, термин «повторная аккредитация» заменен термином «продление срока действия аттестата аккредитации», поскольку повторная аккредитация проводится в  тех случаях, когда первая попытка аккредитации завершилась неудачно. В данном случае предполагается, что никаких существенных претензий к аккредитованной  метрологической службе не имеется и необходимость проведения работ связана исключительно с окончанием срока действия предыдущего аттестата аккредитации;

Во-вторых, оговорен срок подачи заявки на продление срока действия аттестата аккредитации – за 6 месяцев до истечения срока действия предыдущего аттестата аккредитации;

В-третьих, не предусматривается сокращение процедуры аккредитации в случае, если Госстандарт России сочтет такое сокращение целесообразным, это может быть отражено в программе работ по продлению срока действия аттестата аккредитации;

В-четвертых, предусмотрены действия со стороны органа ГМС в отношении метрологической службы юридического лица в случае если процедура продления срока действия аттестата аккредитации не завершена по причинам, не зависящим от Госстандарта России. В подобных случаях аккредитованная метрологическая служба утрачивает право проверки. При этом все проверительные клейма в соответствии с журналом их регистрации подлежат гашению (т.е. приводятся в состояние, при котором их дальнейшее использование становится невозможным), о чем составляют соответствующий акт. Следует отметить, что никакого специального решения Госстандарта России по этому поводу приниматься не должно.

Отдельный раздел (восьмой) посвящен процедуре изменения области аккредитации. В этом разделе содержится единственное нововведение: предусмотрена возможность сокращения области аккредитации. За все время проведения работ по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проверки средств измерений такая потребность возникла только дважды, тем не менее было принято решение, что ее целесообразно предусмотреть в правилах.

По сути дела новым является раздел 9, описывающий процедуру осуществления контроля за проверочной деятельностью метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право проверки средств измерений.

Особенностью раздела является то, что предусматривает оценку деятельности аккредитованной метрологической службы юридического лица на основании самоотчета и контроль за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы путем проверки с выездом комиссии в аккредитованную метрологическую службу юридического лица. Самоотчеты представляются регулярно один раз в год, контроль с выездом комиссии один раз в межаккредитационный период. Кроме того, комиссия может проверять деятельность аккредитованной метрологической службы по решению Госстандарта России о проведении внеочередного контроля.

Ежегодные отчеты о проверочной деятельности сдаются в орган ГМС, которому поручено осуществление контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы, в форме, приведенной в приложении 6, и в сроки, установленные контролирующим органом ГМС.

Процедура контроля с выездом комиссии в аккредитованную метрологическую службу по содержанию работ не отличается от процедуры аккредитации.

В п.п. 9.4.3 и 9.5.7 описаны решения, которые могут приниматься по результатам оценки деятельности аккредитованной метрологической службы юридического лица на основании самоотчета и контроля за проверочной деятельностью аккредитованной метрологической службы путем проверки с выездом комиссии в аккредитованную метрологическую службу юридического лица соответственно.

В приложениях 7, 8, 9 и 10 приводятся формы документов, оформляющих итоги проверки состояния проверочной деятельности аккредитованных метрологических служб.

В разделе 10 существенных изменений не произошло.

Незначительные коррективы были внесены в приложения. Так, в форме аттестата аккредитации теперь отсутствует надпись на английском языке. В приложение 2 добавлена форма «Перечень эталонов и вспомогательного оборудования, принадлежащего аккредитуемой организации». Имеется также ряд других несущественных изменений.