На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Госатомнадзора РФ от 31 июля 2003 г. N 86 "Об утверждении Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов"

С целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД-08-01-2003).

2. Управлению делами в установленном порядке направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник Госатомнадзора России                                                       А.Б.Малышев

 

Руководящий документ РД-08-01-2003 "Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов"

Настоящее положение, разработанное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов"*, устанавливает цель, общие принципы и требования к организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).

1. В целях настоящего документа используются следующие термины и определения:

- аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача или излишек ядерных материалов, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов;

- комплексная инспекция Госатомнадзора России (далее - комплексная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку деятельности организации по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России, включая проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов. Проводится комиссией в соответствии с программой комплексной инспекции. Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются в установленном Госатомнадзором России порядке;

- инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - инспекция) - форма надзора, осуществляемого Госатомнадзором России, включающая проверку выполнения требований к учету и контролю, условий лицензий и ранее вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России, наличия ядерных материалов в местах их нахождения;

- инцидент - установленный факт недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации;

- оперативная инспекция Госатомнадзора России (далее - оперативная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов по отдельным вопросам в организациях, в подразделениях и на рабочих местах организаций. Проводится инспектором или группой инспекторов по плану или решению структурного подразделения Госатомнадзора России или его территориального органа;

- специальный отчет - отчет об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов;

- технические средства - средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

- требования к учету и контролю - совокупность требований по вопросам учета и контроля ядерных материалов, устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными нормами и правилами;

- целевая инспекция Госатомнадзора России (далее - целевая инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов в организации в целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором или группой инспекторов Госатомнадзора России и привлекаемых, при необходимости, по согласованию специалистов других организаций по программе, утвержденной в установленном Госатомнадзором России порядке.

2. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.

Проверка состояния государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований к учету и контролю путем организации и проведения инспекций, анализа информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и контроля ядерных материалов.

3. Положения настоящего документа обязательны для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и должностных лиц, осуществляющих деятельность в области государственного учета и контроля ядерных материалов и надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

4. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.

5. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России в пределах своих полномочий:

- получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;

- организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;

- принимает меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов и причин этих нарушений;

- предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.

6. В основе организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов лежит следующее:

- взаимодействие Госатомнадзора России с организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, с Российской академией наук, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;

- осуществление надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и иных организаций по осуществлению учета и контроля ядерных материалов.

7. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к учету и контролю организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, деятельность которых регламентируется нормативными правовыми актами, органами управления, обеспечивающими функционирование системы на федеральном и ведомственном уровне.

8. Госатомнадзор России создает и ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Накопление учетных данных по ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и контролю ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.

9. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов не должны создавать препятствий должностным лицам Госатомнадзора России при выполнении ими своих функций по надзору за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

10. Доступ работников Госатомнадзора России к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, осуществляется в соответствии с порядком, установленным для этих организаций.

Доступ должностных лиц Госатомнадзора России к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Информация, получаемая Госатомнадзором России в ходе осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 6 настоящего положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.

11. Состояние государственного учета и контроля ядерных материалов проверяется при целевых и оперативных инспекциях и может проверяться в ходе комплексных инспекций.

Указанные инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.

О плановой комплексной или целевой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее не позднее чем за 15 рабочих дней до ее начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.

Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными инцидентами или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов и в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России или его территориальных органов.

12. Целевые инспекции должны проводиться не реже одного раза в год по зонам баланса ядерного материала и по инспектируемой организации.

Инспекции должны проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.

13. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:

- подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;

- проведение инспекции;

- оформление результатов инспекции.

14. Инспекция, как правило, должна включать проверку:

- наличия у организации, подавшей заявление на получение разрешения (лицензии), возможностей для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением требований к учету и контролю ядерных материалов;

- выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;

- выполнения ранее вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- проведения расследований аномалий в учете и контроле ядерных материалов и нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов;

- наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения выборочных измерений характеристик ядерных материалов;

- выполнения требований к учету и контролю. Проверка выполнения требований по вопросам защиты информации осуществляется представителями Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, привлекаемыми по согласованию к участию в проведении инспекции;

- соответствия ведомственных нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам, соответствия нормативных документов организации федеральным и ведомственным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов;

- выполнения условий разрешений Госатомнадзора России, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;

- наличия системы профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и контролю ядерных материалов.

Конкретное содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой в установленном Госатомнадзором России порядке.

15. Должностные лица Госатомнадзора России в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.

16. При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов по решению Госатомнадзора России или его территориальных органов могут применяться технические средства. Применение технических средств согласовывается с инспектируемой организацией по вопросам безопасности их использования.

Использование технических средств при проведении инспекций должно осуществляться специально обученными для этих целей работниками Госатомнадзора России при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах.

Территориальные органы и организации Госатомнадзора России должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку средств измерений, входящих в состав этих технических средств. Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками выполнения измерений с использованием приборов, имеющих действующее поверочное клеймо.

17. По результатам инспекций составляется акт или акт-предписание или предписание, экземпляр которого после оформления выдается в установленном порядке инспектируемой организации.

18. В случае выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России и его должностные лица принимают в пределах своих полномочий меры:

- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий;

- приостанавливают или прекращают действие разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;

- приостанавливают или прекращают действие выданных Госатомнадзором России или его территориальными органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами;

- привлекают к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

19. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:

- работником подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, территориального органа Госатомнадзора России;

- подразделением территориального органа Госатомнадзора России, ответственным за осуществление надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

- территориальным органом Госатомнадзора России;

- подразделением центрального аппарата Госатомнадзора России, выполняющим функции организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

20. Анализ производится на основании следующих документов и информации:

- актов, актов-предписаний и предписаний по результатам проведенных инспекций;

- отчетов по результатам проведенных инспекций;

- информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

- специальных отчетов;

- отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемых по запросам Госатомнадзора России;

- отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- информации о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов.

21. По результатам анализа готовится заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

Заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов готовится в сроки, установленные положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России для подготовки годового отчета о деятельности:

- территориального органа;

- Госатомнадзора России.

22. Учету и хранению в Госатомнадзоре России подлежат:

- акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;

- отчеты по результатам проведенных инспекций;

- акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных материалов;

- специальные отчеты организаций;

- отчетные документы организаций, получаемые по запросам Госатомнадзора России;

- отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- информация о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов;

- заключения о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

______________________________

* Опубликовано в Сборнике законодательства Российской Федерации от 25.12.2000 N 52, часть 2, ст.5745.