Система региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга Региональные строительные нормы
СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТСН 10-301-2005 Санкт-Петербург
Правительство Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2005
Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ ЗАО Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис» 2 ВНЕСЕНЫ нормативно-техническим отделом Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга 3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от______200__ г. № ______ СОГЛАСОВАНЫ ВЗАМЕН ТСН 10-301-2003 Санкт-Петербург «Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие региональных строительных норм Санкт-Петербурга» Содержание Введение Настоящие региональные строительные нормы Санкт-Петербурга разработаны на основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации [1] и закона Санкт-Петербурга «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» [2]. В основу настоящих норм положены основные положения системы нормативных документов в строительстве в Российской Федерации, действовавшие до введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании», с учетом изменений в законодательстве о градостроительной деятельности, изменений в структуре и функциях исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней. Система региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга должна обеспечить преемственность оправдавших себя на практике положений Системы нормативных документов в строительстве и способствовать повышению качества разрабатываемых нормативов, проектирования и строительства на их основе, а также безопасности строительной продукции и развитию эффективного функционирования всех звеньев строительного комплекса Санкт-Петербурга. Нормы разработаны закрытым акционерным обществом Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис» (к.т.н. М.А. Иванов - руководитель работы, К.Г. Адамянц. Д.М. Иванов). РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дата введения 200__-00-00 1 Область примененияНастоящие региональные строительные нормы определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга (далее - Системы), требования к региональным нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения. Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку и применение региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга. Требования по применению региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга установлены разделом 10 настоящих региональных строительных норм. 2 Нормативные ссылкиВ настоящих региональных строительных нормах использованы ссылки на следующие документы: ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения 3 Термины и определенияВ настоящих нормах применены термины и определения в соответствии с приложением А. 4 Основные цели, принципы и структура системы4.1 Техническое регулирование в строительстве в Санкт-Петербурге осуществляется на основе действующих законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга в форме установления и применения требований технических регламентов национальных стандартов, градостроительных регламентов, инженерно-технических требований, других правовых и нормативных документов, а также положений документов Системы региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга. 4.2 Система региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга представляет собой совокупность взаимосвязанных нормативно-технических документов, принимаемых уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга для осуществления градостроительной деятельности. 4.3 Система должна способствовать решению стоящих перед строительством в Санкт-Петербурге задач с тем, чтобы обеспечить: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территории, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации; надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в строительстве. 4.4 Объектами нормирования в Системе являются нормативы по организации территории и размещению зданий, строений и сооружений, инженерно-технические требования, организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга. Обязательными должны быть требования по выполнению положений технических регламентов, национальных стандартов и других нормативных документов, направленных на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений. Обязательные требования нормативных документов Системы не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей их принятия. 4.5 Система является одним из средств организации управления органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, по созданию благоприятных условий жизнедеятельности человека и предназначена для регулирования и управления при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге на основе требований законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга. 4.6 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая система относящихся к нормативам градостроительного проектирования Санкт-Петербурга региональных строительных норм и правил, а также других нормативных и рекомендательных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе. 4.7 Система предусматривает повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении технических и экономических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера. 4.8. Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие региональные нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса. 4.9 Систему региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга формирует уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии со структурой, приведенной в приложении Б. 4.10 Положения нормативных документов Системы не должны противоречить положениям законодательных актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, обязательным требованиям технических регламентов, а также нормам, правилам и нормативам органов государственного надзора 4.11 При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений наряду с нормативами Системы применяются и другие нормативные документы, если их положения отвечают целям технического нормирования в строительстве. 4.12 При отсутствии нормативных требований, которым должна удовлетворять продукция и по которым должна осуществляться оценка ее соответствия, в том числе при экспертизе проектов, в составе проектной, конструкторской или технологической документации могут разрабатываться технические условия. Технические условия являются неотъемлемой частью указанной документации и нормативными документами не являются. Технические условия, устанавливающие требования к зданию или сооружению, разрабатывают по решению заказчика на строительство. Технические условия, устанавливающие требования к строительным изделиям и материалам, при нецелесообразности разработки стандарта организации разрабатывают по решению изготовителя (поставщика) этой продукции. Технические условия, на которые ссылаются в договорах на выполнение проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ или поставку продукции, следует направлять компетентным организациям для проведения независимой экспертизы, а также заинтересованным уполномоченным органам исполнительной власти Санкт-Петербурга и государственного надзора, с которыми законодательством или нормативными правовыми актами предусмотрено согласование технической документации (или получение заключений по ней). Новая продукция, до разработки технических условий или стандартов организаций, проходит оценку пригодности для применения в строительстве в соответствии с установленным порядком [4]. 5 Региональные нормативы градостроительного проектирования5.1 Нормативы градостроительного проектирования Системы подразделяются на:
В Систему по желанию разработчика и при соблюдении требований настоящих норм могут быть включены стандарты организаций, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» [3]. 5.2 Нормативы градостроительного проектирования Системы разрабатываются для применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов. 5.3 Региональные строительные нормы (РСН) устанавливают обязательные для применения в Санкт-Петербурге требования и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические, социальные особенности и экономические возможности города, как субъекта Российской Федерации, и утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. 5.4 Региональные строительные правила (РСП) устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований региональных строительных норм, утверждаются организациями - разработчиками, одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в качестве нормативов градостроительного проектирования Системы. 5.5 Региональные руководящие документы (РРД) устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в отношении организационно-технологического порядка в проектировании и строительстве в Санкт-Петербурге. Утверждаются РРД в порядке аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения региональных строительных норм. 5.6 Региональные методические документы (РМД) включают рекомендации и указания по осуществлению проектирования и строительства в Санкт-Петербурге. Утверждаются РМД руководителем организации-разработчика, одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в качестве нормативов градостроительного проектирования Системы. 6 Содержание региональных нормативов градостроительного проектирования6.1 Разрабатываемые нормативы Системы региональных нормативов градостроительного проектирования Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты и строительные нормы технически развитых стран. Они должны содержать технически обоснованные положения, устанавливающие требования к продукции строительства, процессам, работам и услугам, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения. 6.2 Региональные строительные нормы и региональные строительные правила содержат положения в отношении объектов технического регулирования, на которые отсутствуют технические регламенты по безопасности и федеральные градостроительные нормативы, а также эксплуатационные характеристики продукции строительства, основанные на требованиях потребителя. Требования к эксплуатационным характеристикам устанавливают для зданий и сооружений в целом, их частей и строительных изделий в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, применяемых материалов и технологий. Для каждой эксплуатационной характеристики должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик они могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений. В составе региональных строительных норм и региональных строительных правил следует предусматривать: требования к организации и методам ведения процессов производства и эксплуатации строительной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности и качества; нормы и правила формирования благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности; функциональные требования к зданиям, сооружениям, их конструктивным элементам и системам инженерного оборудования, а также отдельным помещениям; статистически обоснованные значения нагрузок и воздействий на здания, сооружения и их элементы; требования к свойствам материалов, обеспечивающие пригодность их для применения в строительстве и долговечность строительных конструкций и инженерных систем; требования пожарной безопасности по предупреждению распространения огня и дыма, обеспечению эвакуации людей, огнестойкости конструкций, безопасной работы пожарных команд; характеристики, необходимые для удовлетворения гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований технических регламентов; требования, обеспечивающие рациональное расходование материальных и энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и сооружений. В состав региональных строительных норм и региональных строительных правил могут включаться также необходимые для применения технических регламентов правила и методы, утвержденные Правительством Российской Федерации. Региональные строительные нормы и региональные строительные правила не должны содержать требований к технологическим процессам производства, для которых предназначены здания или сооружения. 6.3 В региональных строительных правилах приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя на практике в строительстве в Санкт-Петербурге положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов и строительных норм и правил, а также положения по отдельным вопросам, не регламентированным строительными нормами и правилами. Региональные строительные правила, в частности, могут содержать: правила производства инженерных изысканий и выполнения работ по проектированию, состав и формы разрабатываемой проектной и технологической документации; положения по организации производства, способы и методы производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений; рекомендации по применению градостроительных и типологических решений, а также социальных нормативов; методы расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов; рекомендации по выбору объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений и их частей. правила применения элементов строительных конструкций, инженерных систем, изделий и материалов при строительстве зданий и сооружений с разными характеристиками эксплуатационного режима. В региональные строительные правила могут включаться извлечения из технических регламентов, строительных норм и правил, в развитие которых эти региональные строительные правила разработаны. 6.4 При разработке региональных строительных правил и региональных строительных норм, национальные стандарты и принятые в качестве национальных международные и межгосударственные стандарты применяют путем ссылок на них в разрабатываемом нормативе градостроительного проектирования. 6.5 Построение и изложение нормативов градостроительного проектирования Системы определяется их содержанием. Необходимыми элементами являются предисловие и разделы: - область применения; - нормативные ссылки; - термины и определения. Тексту норматива может предшествовать введение, поясняющие цели его разработки и взаимосвязь с другими документами. Нормативные ссылки и определения применяемых терминов, а также другие сведения, если их нецелесообразно размещать непосредственно в тексте документа из-за большого объема, помещают в приложениях. Титульные листы, предисловие и первые страницы региональных строительных норм, региональных строительных правил, региональных руководящих документов и региональных методических документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г. В наименованиях документов применяют прямой порядок слов. В предисловии к региональным строительным правилам (РСП и региональным методическим документам (РМД) указывают: «ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, распоряжение (наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга) от…………№……… 6.6 Обозначения региональных строительных норм, региональных строительных правил, региональных руководящих документов и региональных методических документов Системы состоят из индекса (РСН, РСП, РРД, РМД), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис - двухзначного порядкового номера документа данной категории в комплексе, четырех цифр года принятия документа и слова Санкт-Петербург. 7 Разработка и принятие региональных нормативов градостроительного проектирования7.1 Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования Системы осуществляется на основании годового перечня нормативов, формируемым в соответствии с порядком, установленным настоящими нормами. 7.2 Разработку региональных нормативов градостроительного проектирования Системы осуществляют научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом н необходимым опытом практической работы в соответствующей области. К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации. 7.3 Заказчиком на разработку региональных нормативов градостроительного проектирования Системы могут быть отраслевые комитеты Правительства Санкт-Петербурга или любая другая заинтересованная организация (предприятие) по согласованию с соответствующим отраслевым комитетом Правительства Санкт-Петербурга. 7.4 Финансирование разработки региональных нормативов градостроительного проектирования Системы осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Санкт-Петербурга. 7.5 Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования Системы. 7.5.1 Региональные нормативы градостроительного проектирования Системы должны разрабатываться в пять стадий: 1-я стадия - организация разработки нормативного документа; 2-я стадия - разработка проекта нормативного документа в первой редакции, получение отзывов и заключения ведущей организации по соответствующему направлению нормирования (определяется заказчиком), составление сводки отзывов, проведение согласительного совещания по первой редакции проекта нормативного документа; 3-я стадия - подготовка проекта нормативного документа в окончательной редакции разработчика, согласование, прохождение технической экспертизы (необходимость проведения экспертизы определяется заказчиком или отраслевым комитетом Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования) и представление его заказчику; 4-я стадия - рассмотрение, принятие заказчиком, утверждение (РСН, РРД) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Для РСП и РМД - рассмотрение, утверждение разработчиком, принятие заказчиком и одобрение с рекомендацией к использованию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга; 5-я стадия - регистрация нормативного документа. Издание нормативного документа. Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др. 7.5.2 Организация разработки нормативов градостроительного проектировании включает в себя формирование годового перечня региональных нормативов градостроительного проектирования Системы, подлежащих разработке, пересмотру и внесению в них; изменений. 7.5.3 Заявки на включение в перечень темы региональных нормативов градостроительного проектирования вносят предприятия и организации строительной отрасли, общественные строительные, архитектурные и проектные организации Санкт-Петербурга. Заявки вносятся в отраслевые комитеты Правительства города, в ведении которых находится вопрос нормирования. 7.5.4 Заявка должна содержать обоснование необходимости разработки территориального норматива, цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный объем финансирования. 7.5.5 Заявка в месячный срок рассматривается отраслевым комитетом Правительства Санкт-Петербурга для установления целесообразности включения заявляемого документа в перечень региональных нормативов градостроительного проектирования Системы, подлежащих разработке. 7.5.6 В случае положительного решения отраслевой комитет направляет предложения по разработке регионального норматива градостроительного проектирования в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга для составления сводной заявки и представления ее в городскую комиссию по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга. 7.5.7 Органом, рассматривающим проект годового перечня региональных нормативов градостроительного проектирования Системы, подлежащих разработке, является городская комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга. 7.5.8 По результатам рассмотрения заявок и с учетом необходимого объема бюджетных средств городской комиссией по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга формируется годовой перечень разработки региональных нормативов градостроительного проектирования Системы, определяется приоритетность разработок, устанавливаются сроки разработки документов и объем финансирования, с выделением разработок, финансируемых из бюджета. Годовой перечень разработки региональных нормативных документов Системы утверждается вице-губернатором Санкт-Петербурга, курирующим вопросы строительства и архитектуры, и служит основанием для формирования бюджетной заявки отраслевыми комитетами - заявителями разработок. 7.5.9 После утверждения годового перечня разработок региональных нормативов градостроительного проектирования и выделения бюджетных средств отраслевые комитеты Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с предоставленными им полномочиями заказчика заключают в установленном порядке договоры со специализированными организациями на разработку (пересмотр, внесение изменений) нормативов градостроительного проектирования. При заключении договора заказчик утверждает техническое задание на разработку норматива, в котором указывает основные цели и задачи разработки, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование, в том числе государственную вневедомственную экспертизу по вопросам, входящим в ее компетенцию. 7.5.10 Разработка проекта регионального норматива градостроительного проектирования в первой редакции организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект регионального норматива Системы рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской в соответствии с 7.6.4. Подготовку проекта регионального норматива для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов. При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом. Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту регионального норматива основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов. 7.5.11 Построение, изложение и оформление нормативного документа осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для стандартов положениями ГОСТ Р 1.5, с учетом требований настоящих региональных строительных норм. 7.6 Согласование региональных нормативов градостроительного проектирования Системы 7.6.1 Согласование проекта регионального норматива градостроительного проектирования осуществляется в соответствии с требованиями технического задания заказчика. 7.6.2 Заказчик в техническом задании на разработку регионального норматива градостроительного проектирования должен определить органы и организации, которым документ направляют на отзыв и согласование, в том числе на заключение ведущим научно-исследовательским и проектным институтам, по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации. Документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, должны быть согласованы с этими органами. 7.6.3 Согласование проекта регионального норматива градостроительного проектирования с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. 7.6.4 Направление документа на отзывы и согласование осуществляется сопроводительным письмом отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования. Подлинники отзывов на проект регионального норматива градостроительного проектирования отраслевой комитет передает разработчику для составления сводки отзывов, проведения согласительного совещания и подготовки документа в окончательной редакции. 7.6.5 Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается. 7.6.6 Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает городская комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга. 7.6.7 Проект регионального норматива градостроительного проектирования, согласованный со всеми заинтересованными организациями, по решению заказчика или отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза осуществляется на договорной основе. Договор на проведение технической экспертизы заключается основным разработчиком или, если это предусмотрено договором на разработку документа, заказчиком. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения. 7.6.8 Согласованный и отредактированный для публикации проект регионального норматива градостроительного проектирования Системы представляется основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4-х экземплярах, а также в электронном виде, если иное не определено договором, с сопроводительным письмом, приказом организации - разработчика об утверждении (для РСП или РМД) и следующей документацией в одном экземпляре; пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями; проектом документа, рассылавшегося на отзывы (первая редакция), и перечнем организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов с приложением оригиналов отзывов; подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием); предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа. 7.7 Утверждение и введение в действие региональных нормативов градостроительного проектирования Системы 7.7.1 Региональные строительные нормы Санкт-Петербурга утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга 7.7.2 Проект регионального норматива градостроительного проектирования представляется на утверждение заказчиком нормативного документа совместно с основным разработчиком через отраслевой комитет Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования. При необходимости проект регионального норматива градостроительного проектирования до утверждения может быть направлен заказчиком на одобрение в городскую комиссию по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга. 7.7.3 В случае прохождения экспертизы проекта регионального норматива градостроительного проектирования в ФГУП ЦНС, на утверждение проект направляется с экспертным заключением ФГУП ЦНС. 7.7.4 Утвержденные региональные строительные нормы с экспертным заключением, справкой о том, какие замечания приняты или сведениями о разногласиях (при их наличии), направляются в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга для регистрации в Реестре региональных нормативов градостроительного проектирования по строительству. До регистрации региональных строительных норм Санкт-Петербурга они не могут быть опубликованы в официальных изданиях и включены в электронные базы официальных документов Правительства Санкт-Петербурга. 7.7.5 Региональные нормативы градостроительного проектирования вступают в действие по истечении месяца с даты их регистрации в реестре Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга. 7.7.6 Отмена региональных нормативов градостроительного проектирования Системы осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по представлению отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования. 7.8 Внесение изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования Системы 7.8.1 Изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования Системы разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения документов, приведенном в настоящем нормативном документе. В случаях, предусмотренных техническим зданием, порядок разработки изменений может быть упрощен. 7.8.2 Внесение изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования Системы, не прошедших установленную настоящими нормами процедуру, запрещается. 8 Регистрация и хранение подлинников региональных нормативов градостроительного проектирования, изменений и поправок к ним8.1 Региональные нормативы градостроительного проектирования Системы проходят обязательную регистрацию в реестре региональных нормативов градостроительного проектирования Системы в Комитете по строительству Правительства Санкт-Петербурга. 8.2 Хранение утвержденных (одобренных) подлинников региональных нормативов градостроительного проектирования Системы, изменений и поправок к ним, осуществляет Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга. 8.3 Принимаемый на хранение подлинник документа должен регистрироваться в специальном реестре и храниться на правах документов строгой отчетности. 9 Опубликование региональных нормативов градостроительного проектирования9.1 Официальное издание и распространение зарегистрированных региональных нормативов градостроительного проектирования Системы осуществляется специализированной организацией за ее счет (по соглашению с Заказчиком). 9.2 Региональные нормативы градостроительного проектирования Системы издают типографским способом форматом 210x297 мм. 10 Применение региональных нормативов градостроительного проектирования10.1 Региональные нормативы градостроительного проектирования Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм. 10.2 Обязательные требования региональных нормативов градостроительного проектирования Системы подлежат применению в Санкт-Петербурге всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, зарубежными юридическими и физическими лицами. Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативы Системы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения. Разрешение на отступление от обязательных требований региональных нормативов градостроительного проектирования в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Санкт-Петербурга, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора. 10.3 Рекомендуемые положения региональных нормативов градостроительного проектирования применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы. При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормативах. Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований. 10.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать специальные технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с органами надзора и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы строительства и архитектуры. 10.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. 10.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с законодательством. Приложение А
|
Термин |
Определение |
Градостроительная деятельность |
Деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства [1] |
Строительство |
Создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) [1] |
Продукция строительства |
Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы |
Примечания: 1 Применяемое на практике словосочетание "здания и сооружения" в Системе региональных нормативов градостроительного проектирования понимается как "здания и другие строительные сооружения" |
|
2 Предметом рассмотрения в Системе региональных нормативов градостроительного проектирования является строительная часть зданий и сооружений, а также инженерное оборудование, функцией которых является обеспечение нормальных условий для ведения соответствующих технологических процессов |
|
Строительное сооружение |
Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций |
Здание |
Наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств хранения продукции или содержания животных |
Помещение |
Пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями |
Строительная конструкция |
Часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции |
Система инженерного оборудования |
Часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и электроснабжения, а также для обеспечения связи. |
Строительное изделие |
Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружении |
Комплексы документов |
Основные направления нормирования |
1 ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
10 Стандартизация, нормирование, сертификация |
Цели, задачи, объекты, методология и организация работ по стандартизации, нормированию, оценке и подтверждению соответствия в строительстве |
11 Инженерные изыскания для строительства и проектирование |
Состав, общие требования и порядок проведения инженерных изысканий для строительства, предпроектных и проектных работ. Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов. Виды, содержание и оформление градостроительной и проектно-сметной документации |
12 Производство |
Организация строительства, технологическая подготовка и общие правила строительного производства, механизация строительства, обеспечение безопасности труда и охрана окружающей среды в процессе строительства. Контроль качества и приемка законченных строительством объектов. Организация производства строительных изделий и материалов. |
Виды, содержание и оформление технологической и исполнительной документации |
|
13 Эксплуатация |
Общие правила технического обслуживания, обследования и ремонта строительных конструкций и систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий и сооружений. Виды, содержание и оформление ремонтно-эксплуатационной документации |
14 Архитектурная и градостроительная деятельность |
Функции единой системы органов архитектуры и градостроительства, правила и методы осуществления деятельности ее участниками, виды, содержание и оформление документации, общие правила создания и ведения градостроительного кадастра |
2 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
20 Основные положения надежности строительных сооружений |
Общие принципы обеспечения безопасности эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Нормативные значения нагрузок и воздействий, учитываемых при проектировании строительных конструкций и оснований, а также инженерных систем зданий и сооружений, наружных сетей инженерного обеспечения территорий застройки |
21 Пожарная безопасность |
Общие принципы обеспечения пожарной безопасности при решении градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных задач. Средства противопожарной защиты, пути эвакуации и зоны безопасности. Пожарно-технические показатели строительных конструкций, материалов и изделий, принципы расчета, методы контроля и испытаний |
22 Защита от опасных геофизических воздействий |
Общие принципы обеспечения инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геофизических воздействий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляемые и подтопляемые территории и др.). Требования к инженерным изысканиям для строительства. Градостроительные, объемно-планировочные, конструктивные и строительно-технологические мероприятия по обеспечению безопасности людей, а также по эксплуатации сооружений инженерной защиты |
23 Внутренний климат и защита от вредных воздействий |
Общие принципы обеспечения защиты здоровья людей путем установления нормативных значений параметров теплового, воздушно-влажностного, акустического и светового режима помещений. Характеристики воздействия окружающей среды (в т.ч. климатические воздействия, вибрация, шум, излучения, токсичные выделения и другие). Расчетные методы и конструктивное обеспечение защиты здоровья людей от этих воздействий, методы контроля и испытаний |
24 Размерная взаимозаменяемость и совместимость |
Общие принципы обеспечения размерной взаимозаменяемости и совместимости в строительстве, правила координации размеров, допуски геометрических параметров. Методы измерений и контроля точности |
3 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ |
|
30 Градостроительство |
Общие принципы обеспечения расселения, размещения производительных сил, развития межселенной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, планировке и застройке территорий, поселений и их отдельных частей |
31 Жилые, общественные и производственные здания и сооружения |
Классификация и технические требования к жилым, общественным, производственным и складским зданиям, сооружениям и их частям. Функциональные требования к зданиям (состав и минимальные размеры помещений с пребыванием людей, минимальный состав инженерного оборудования. Основные положения по производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний) |
32 Сооружения транспорта |
Классификация, нагрузка и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам автомобильных и железных дорог, метрополитена, морского, речного, воздушного, промышленного и городского транспорта. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
33 Гидротехнические и мелиоративные сооружения |
Классификация, нагрузка и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам плотин, каналов, дамб, берегоукрепительных и других сооружений при их проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля к испытаний |
34 Магистральные и промысловые трубопроводы |
Классификация, нагрузка и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам трубопроводов и хранилищ для газа, нефти и нефтепродуктов при их проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний |
35 Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения |
Требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения |
4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ВНЕШНИЕ СЕТИ |
|
40 Водоснабжение и канализация |
Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям, сооружениям и их размещению, внутренним системам. Нормы потребления воды, водоподготовка и очистка стоков. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
41 Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха |
Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям и сооружениям, их размещению, сетевой воде, внутренним системам и оборудованию. Нормы потребления теплоты, очистка выбросов, использование вторичных тепловых ресурсов. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
|
42 Газоснабжение |
Классификация систем, технические требования к газопроводам, оборудованию и отключающим устройствам. Нормы потребления газа. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Правила приемки, методы контроля и испытаний |
Примечание - Требования к другим инженерным системам зданий, а также к промышленной продукции, используемой при устройстве и эксплуатации всех систем инженерного оборудования принимают в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, Правилами устройства электроустановок Госэнергонадзора и соответствующими нормативными документами других органов. |
|
5 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ |
|
50 Основания и фундаменты |
Классификация и расчетные характеристики грунтов. Методы расчета и проектирования оснований и свайных фундаментов. Основные положения по производству работ, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
51 Каменные и армокаменные конструкции |
Общие требования к каменным и армокаменным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по возведению конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
|
52 Железобетонные и бетонные конструкции |
Общие требования к монолитным, сборным и сборно-монолитным бетонным и железобетонным конструкциям. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, возведению конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
53 Металлические конструкции |
Общие требования к несущим и ограждающим, в том числе с эффективным утеплителем, конструкциям из стали и алюминиевых сплавов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний. |
|
54 Деревянные конструкции |
Общие требования к деревянным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
55 Конструкции из других материалов |
Общие требования к асбестоцементным и конструкциям из других материалов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
Система региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга
(вид документа - региональные строительные нормы, региональные строительные правила, региональные руководящие документы, региональные методические документы) |
||||||||||
|
Издание официальное |
||||||||||
|
(наименование органа, утвердившего документ) Санкт-Петербург
(год издания) |
||||||||||
|
|
Цветная полоса |
РСН - вишневая |
||||||||
|
|
|
РСП - оранжевая |
||||||||
|
|
|
РРД - сиреневая |
||||||||
|
|
|
РМД - бледно зеленая |
||||||||
Предисловие |
|||||||||||||||
1 РАЗРАБОТАН (Ы) |
|
||||||||||||||
|
(наименования организаций, |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
разработавших нормативный документ) |
|||||||||||||||
2 ВНЕСЕН (Ы) |
|
||||||||||||||
(наименование организации, |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
представившей документ для утверждения) |
||||||||||||||
3 УТВЕРЖДЕН (Ы) И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с |
|
||||||||||||||
|
(дата введения в действие) |
||||||||||||||
постановлением |
|
от |
|
№ |
|
||||||||||
(наименование органа, утвердившего документ) |
(дата утверждения) |
|
|||||||||||||
4 СОГЛАСОВАН (Ы) |
|
||||||||||||||
|
(наименования организаций, согласовавших документ) |
||||||||||||||
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН (Ы) |
|
от |
|
№ |
|
||||||||||
|
(наименование органа, зарегистрировавшего документ) |
(дата регистрации) |
|
||||||||||||
ВВЕДЕН (Ы) ВПЕРВЫЕ (или ВЗАМЕН......) |
|||||||||||||||
Примечание - Для РСП и РМД вместо "УТВЕРЖДЕН(Ы) и ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ" указывается "ОДОБРЕН(Ы) И РЕКОМЕНДОВАНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ"
|
|
|
|||||||
обозначение документа |
|||||||||
|
|
|
|||||||
(вид документа - региональные строительные нормы, региональные строительные правила, региональные руководящие документы, региональные методические документы) |
|||||||||
|
|
|
|||||||
(наименование документа на русском языке) |
|||||||||
|
|||||||||
|
Дата введения |
|
|||||||
|
(год, месяц, число) |
||||||||
|
(для региональных строительных норм и региональных руководящих документов) |
||||||||
ТЕКСТ |
|||||||||
|
|||||||||
Издание официальное |
1 |
||||||||
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ |
|
Градостроительный кодекс |
[2] Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. № 778-116 |
|
О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге |
[3] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ |
|
О техническом регулировании |
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 № 1636 |
|
О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве |
Ключевые слова: техническое регулирование, технический регламент, строительные нормы и правила, региональные нормативы градостроительного проектирования, национальный стандарт, нормирование, цели, задачи, принципы, структура, объекты нормирования, разработка принятие, применение нормативных документов.