ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Методические рекомендации по определению стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог Москва, 2005 г. Содержание Рекомендации предназначены для обоснования стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог, определения размера финансирования, в т.ч. бюджетного, и являются рекомендательным документом. Рекомендации могут использоваться для расчета стоимости дорожных работ, выполняемых как дорожными органами, так и конкретным предприятием или всеми предприятиями, входящими в муниципальное образование, осуществляющими дорожную деятельность независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Сборник разработан Центром муниципальной экономики и права. ВведениеАвтомобильные дороги, являясь неотъемлемой частью единой транспортной системы Российской Федерации, необходимы для развития экономики, социальной сферы, культуры, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Эксплуатация автомобильных дорог в соответствии с требованиями нормативных документов обеспечивает бесперебойное, удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов в любое время года, максимально увеличивая срок службы дорожной одежды при оптимальных затратах. Совершенствование ценообразования на дорожные работы направлено на сохранение и развитие сети автомобильных дорог Российской Федерации, повышение уровня их технического состояния, на формирование и поддержание инфраструктуры на необходимом уровне, на выполнение основных принципов безопасности дорожного движения, на повышение эффективности использования источников финансирования дорожных работ, на создание равных условий для доступа на рынок дорожных работ, на создание системы контроля за стоимостью дорожных работ. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы муниципального дорожного строительства и содержания дорог местного значения. Планирование дорожной деятельности, связанной с муниципальными автомобильными дорогами, осуществляется органами местного самоуправления на основании программ социально-экономического развития, генеральных планов развития населенных пунктов и комплексных транспортных схем или проектов застройки и развития транспорта муниципальных образований. Порядок планирования дорожной деятельности, связанной с муниципальными автомобильными дорогами, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Работы по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог осуществляются на основе договоров подряда, заключаемых дорожными органами с исполнителями работ - предприятиями дорожного хозяйства. Основным инструментом оптимизации стоимости дорожных работ является распределение подряда на их выполнение на конкурсной основе (посредством торгов) с целью наиболее эффективного использования финансовых средств и обеспечения высокого качества дорожных работ. Проектная и тендерная документация, используемая при выполнении работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог, разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления. Источниками финансирования работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог являются бюджеты муниципальных образований, внебюджетные муниципальные фонды, иные не запрещенные законодательством источники. Одной из наиболее острых проблем при формировании системы ценообразования на работы по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог является отсутствие единого методологического подхода, нормативной правовой базы, требований к исходной и результирующей информации, позволяющей заказчику осуществлять эффективный контроль за стоимостью дорожных работ. Ценообразование на работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должно характеризоваться открытостью и доступностью информации для владельцев автомобильных дорог, дорожных органов, предприятий дорожного хозяйства, пользователей автомобильных дорог. На уровне муниципальных образований часто отсутствуют документы, регламентирующие процедуру и методику определения стоимости дорожных работ. Это создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, пользователей и органов по регулированию цен (тарифов). Потому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы ценового регулирования. С целью формирования эффективной ценовой политики необходима система нормативно-методических документов, включая методические рекомендации по определению стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог. 1. Основные положения1.1. «Методические рекомендации по определению стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог» (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дорожной реформе» от 23.04.97 № 403, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ, Приказом Российского дорожного агентства «О мерах по совершенствованию системы ценообразования в дорожном хозяйстве» от 10.02.2000 № 76, Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной распоряжением Минтранса России от 03.01.2002 № ИС-5-р, Правилами по содержанию и ремонту городских автомобильных дорог, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 09.09.1977 № 460. 1.2. Методические рекомендации предназначены для обоснования стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог, определения размера финансирования, в т.ч., бюджетного, и являются рекомендательным документом. Рекомендации могут использоваться для расчёта стоимости дорожных работ, выполняемых как дорожными органами, так и конкретным предприятием или всеми предприятиями, входящими в муниципальное образование, осуществляющими дорожную деятельность независимо от формы собственности и организационно-правовой формы [5]. Методические рекомендации предназначены для управленческого (производственного) учёта, основными целями которого являются обеспечение руководителей всех уровней необходимой и своевременной информацией, используемой при планировании и принятии эффективных решений для управления бизнесом. 1.3. Указанные рекомендации, наряду с Положением о дорожном органе и Порядком проведения торгов на выполнение подрядных работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог, могут служить основой для разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов. 1.4. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, означают следующее: автомобильная дорога - имущественный комплекс, который предназначен для непрерывного и безопасного движения транспортных средств (автомобилей) с установленными скоростями, нагрузками и габаритами и включает в себя земельные участки и расположенные на указанных земельных участках функционально связанные инженерные сооружения [4]; муниципальные автомобильные дороги - находящиеся в муниципальной собственности автомобильные дороги, расположенные на территориях населенных пунктов, иных муниципальных образований, в том числе открытые для движения автомобильного транспорта проезжие части улиц, проездов, набережных, площадей, искусственных сооружений, других объектов недвижимости, и обеспечивающие транспортные связи в пределах границ муниципальных образований, а также с прилегающими территориями других муниципальных образований и автомобильными дорогами общего пользования [4]; владельцы автомобильных дорог - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, владеющие автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления и осуществляющие деятельность по управлению ими или их содержанию [4]; дорожные органы - федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции управления автомобильными дорогами и в области дорожной деятельности [4]; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений [4]; дорожные сооружения - это сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.) [6]; полоса отвода - земельные участки, предоставляемые в установленном порядке для размещения соответствующих конструктивных элементов автомобильных дорог и конструктивных элементов дорожных сооружений, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных насаждений и устройств, необходимых для содержания и использования указанных элементов [4]; пользователи автомобильных дорог - юридические и физические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством в границах автомобильных дорог [4]; предприятия дорожного хозяйства - юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие дорожную деятельность; земли автомобильных дорог - полосы отвода, а также земельные участки, относящиеся к землям транспорта, предоставляемые в установленном порядке для размещения на них объектов, необходимых для осуществления дорожной деятельности [4]; придорожные полосы - земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земель для обеспечения безопасности дорожного движения и населения, а также безопасного осуществления дорожной деятельности и использования автомобильных дорог и расположенных на ней объектов с учетом перспективы развития автомобильных дорог [4]; стоимость работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог - цена, складывающаяся на рынке при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления предельной или фиксированной величины; себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг (реализации продукции, работ) материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию; прибыль - разница между выручкой от оказания услуг (реализации продукции, работ) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа дорожного покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения [6]; содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги [6]; зимнее содержание дороги - работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями [6]; озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения [6]. 1.5. Настоящие рекомендации применяются при экономическом обосновании потребности дорожных предприятий, предоставляющих услуги по содержанию и ремонту дорог, в финансовых средствах для выполнения производственной и инвестиционной программ, для выполнения работ необходимого качества и в полном объёме, а также при формировании программы дорожных работ муниципального образования. 1.6. В методических рекомендациях экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов, а их калькуляция (смета) по экономическим элементам - обосновать стоимость и информировать об этом потребителей. В общем виде потребность в финансовых средствах определяется по формуле: ФС = Сполн.+ Пр, (1) где Сполн. - нормативная себестоимость (затраты); Пр - прибыль. 1.7. Стоимость работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог в Методических рекомендациях определяется по видам работ на соответствующий измеритель [6, 7, 9]: • механизированная мойка, уборка, поливка, подметание, посыпка дорог - на 1 000 кв.м площади покрытий, • механизированное подметание и мойка лотков проезжей части дорог - на 1 000 пог.м лотков, • механизированная погрузка снега в машины - на 1 куб.м снега, • расчистка перекрестков и остановок общественного транспорта от снега, формирование снега в кучи, скалывание уплотненного снега, очистка отстойников ливневой канализации, дежурство спецавтомашин - на 1 час работы машины, • ручная уборка - на 1 000 кв.м убираемой территории; • ремонт дорог - на 1 кв.м ремонтируемого покрытия; • ремонт лотков проезжей части дорог лотки - на 1 пог.м лотка; • дорожная разметка - на 1 км линии; • транспортировка материалов от места складирования до места использования, вывоз отходов в установленное место, нулевой пробег (от парка до места работы и обратно) - на 1 км пробега и т.д. 1.8. Стоимость содержания и ремонта муниципальных автомобильных дорог (по всем видам работ) определяется суммированием стоимости дорожных работ в год на соответствующий измеритель по каждому виду работ. 1.9. Для регулирования стоимости дорожных работ дорожное предприятие на основе разработанной производственной и инвестиционной программ представляет в дорожный орган предложения, состоящие из обосновывающих материалов (форм) в соответствии с Приложениями 1-8 к настоящим Методическим рекомендациям. 2. Определение себестоимости2.1. Общие положения2.1.1. Определение стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог (далее - дорожных работ) в Методических рекомендациях производится через нормативную себестоимость, которая отражает нормативные затраты, сгруппированные по экономическим элементам и статьям калькуляции. Под нормативными затратами понимаются затраты, соответствующие ресурсам, потребляемым эффективным производителем аналогичных услуг (работ, продукции). 2.1.2. Себестоимость дорожных работ определяется по всем стадиям технологического процесса содержания и ремонта муниципальных автомобильных дорог с учетом используемых при их производстве марок (моделей) машин. По каждому технологическому процессу стоимость дорожных работ определяется по статьям калькуляции. 2.1.3. Полная нормативная себестоимость дорожных работ определяется как сумма нормативных затрат на выполнение работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог: Сполн = Сс + Ср,(тыс.руб.) (2) где Сполн - полная нормативная себестоимость дорожных работ; Сс - полная нормативная себестоимость работ по содержанию городских автомобильных дорог; Ср - полная нормативная себестоимость работ по ремонту городских автомобильных дорог. (3) где Cсi - нормативные расходы по содержанию городских автомобильных дорог по i-му виду работ на соответствующий натуральный измеритель, руб.; Осi - планируемый объем работ по содержанию городских автомобильных дорог по i-му виду работ в натуральных приведенных показателях, т.е. с учетом периодичности работ; n - количество видов работ, учитываемых при определении нормативной себестоимости содержания дорог. (4) ы где CPi - нормативные расходы по ремонту городских автомобильных дорог по i-му виду работ на соответствующий натуральный измеритель, руб.; OPi - планируемый объем работ по ремонту городских автомобильных дорог по i-му виду работ в натуральных приведенных показателях, т.е. с учетом периодичности работ; n - количество видов работ, учитываемых при определении нормативной себестоимости ремонта городских автомобильных дорог. 2.1.4. Нормативные расходы по содержанию и ремонту городских автомобильных дорог (Сс и Ср) включают затраты на выполнение работы на объекте (основные операции), затраты на подготовительно-заключительную работу: заправка машины водой для полива, разгрузка смета, погрузка-разгрузка щебня и др. (вспомогательные операции), затраты на нулевые пробеги (от парка до места работы и обратно), транспортировку материалов от места складирования до места использования, вывоз отходов в установленное место и т.д. 2.1.5. Перечень, состав и периодичность выполнения дорожных работ, отвечающих нормативным требованиям, должны быть определены в соответствии с действующими нормативно-техническим документами или должны быть установлены органами местного самоуправления в зависимости от местных условий (например, количество дней со снежным покровом, количество дней снегопада, количество дней с осадками и др.). 2.2. Определение нормативных затрат на содержание муниципальных автомобильных дорог2.2.1. В нормативные расходы по содержанию муниципальных автомобильных дорог включаются: затраты на оплату труда рабочих, занятых содержанием дорог; отчисления из фонда оплаты труда; затраты на материалы; амортизация машин и механизмов; затраты на бензин и дизельное топливо; затраты на смазочные материалы; затраты на техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов; накладные расходы (цеховые, общеэксплуатационные и внеэксплуатационные): Сс = Зпл + Ос + М + А + Т + См + Р + НР, (руб.) (5) где Зпл - заработная плата рабочих; Ос - отчисления на социальные нужды; М - затраты на материалы; А - амортизация машин и механизмов; Т - затраты на бензин и дизельное топливо; См - затраты на смазочные материалы для машин по содержанию дорог; Р - затраты на проведение технического обслуживания и ремонта машин и механизмов по содержанию дорог; HP - накладные расходы. Расчёт нормативных расходов на содержание муниципальных автомобильных дорог производится на принятый измеритель по каждому виду работ по содержанию дорог. 2.2.2. По статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых содержанием дорог» определяется фонд заработной платы рабочих, непосредственно занятых содержанием дорог: • водитель автомобиля, • грузчик, • дорожный рабочий, • маляр, • машинист, • озеленитель, • тракторист, • уборщик территорий и других профессий, непосредственно занятых выполнением работ по содержанию дорог. Фонд заработной платы определяется исходя из нормативной трудоёмкости работ и уровня заработной платы, определённого на основании отраслевого (регионального) тарифного соглашения и коллективных договоров (локальных нормативных актов) по каждому виду работ на принятый натуральный измеритель: Зплij = Тij · Нврij, (6) где Тij - часовая заработная плата j-гo рабочего по i-му виду работ: тарифная ставка, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, руб./час; Нврij - норма времени j-oгo рабочего на выполнение i-гo вида работ, чел.-час. В указанной статье затрат, помимо тарифных ставок, учитываются доплаты и надбавки. Стимулирующие выплаты (премии, доплаты и надбавки за высокую квалификацию, классность, профессиональное мастерство, премии, вознаграждения и т.д.) определяются дорожными предприятиями самостоятельно, в соответствии с заключенным коллективным договором и иными локальными нормативными актами. Компенсационные доплаты (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время и т.д.) определяются дорожными предприятиями самостоятельно, но не ниже установленных законодательством размеров. Нормативная трудоёмкость работ определяется на основе действующих норм труда [15,16,17]. 2.2.3. По статье «Отчисления на социальные нужды» (Ос) определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от затрат на оплату труда рабочих по статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых содержанием дорог» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются). 2.2.4. По статье «Материалы» определяются затраты на материальные ресурсы, непосредственно используемые при содержании дорог: вода для поливки и мойки дорожных покрытий, песко-соляные смеси для посыпки улиц, краска, олифа, известь для покраски дорожных сооружений и др. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из действующих норм расхода и цены за единицу материальных ресурсов [18,19]: Мij = Нij · Цij, (7) где Нij - норма расхода j-гo материала для i-гo вида работ в установленных единицах измерения (кг/кв.м, л/кв.в) [15,16]; Цij - стоимость единицы j-гo материала для i-гo вида работ в установленных единицах измерения (руб./кг, руб./л.). 2.2.5. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление машин и механизмов, используемых при содержании дорог. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из балансовой стоимости машины, нормы амортизационных отчислений, числа часов работы машины в год (или годового пробега) и нормативной трудоемкости работ по содержанию дорог. Для машин, у которых норма амортизационных отчислений установлена в процентах в год, затраты определяется следующим образом: (8) где Фij - балансовая стоимость j-ой машины и механизма i-гo вида работ, тыс. руб.; Нij - норма амортизационных отчислений j-ой машины, механизма в установленных единицах измерения (%/год, %/1000 км пробега) i-oгo вида работ; Чгодij - число часов работы j-ой машины, механизма в год, маш.-час/год по i-му виду работ; Нврij - норма времени на выполнение i-гo вида работ j-ой машиной, маш.-час. Для машин, у которых норма амортизационных отчислений установлена в процентах на 1000 км пробега, затраты определяются следующим образом: (9) где Пij - годовой пробег j-ой машины по i-ому виду работ, тыс. км/год. Норма (процент) амортизации основных средств определяется дорожным предприятием самостоятельно исходя из срока полезного использования указанных основных фондов в соответствии с действующим законодательством. 2.2.6. По статье «Топливо» определяются затраты на бензин и дизельное топливо для машин на выполнение работ по содержанию дорог и расходы на внутригаражные нужды. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из действующих норм расхода топлива и горючего и стоимости единицы топлива и горючего. При работе машины в технологическом режиме и норме расхода топлива и горючего в кг (л)/маш.-час. затраты определяются следующим образом: Тij = Нij · Цij · Нврij, (10) где Нij - норма расхода топлива (горючего) j-ой машины по i-ому виду работ, л/100 км; Цij - стоимость единицы топлива (горючего), используемого j-ой машиной по i-ому виду работ, руб./л; Нврij - норма времени на выполнение i-oгo вида работ j-ой машиной, маш.-час. При работе машины в транспортном режиме и норме расхода топлива в л/км пробега затраты определяются следующим образом: Тij = Нij · Пij · Цij, (11) где Пij - годовой пробег j-ой машины по i-ому виду работ, тыс. км/год. Нормы расхода топлива корректируются с учетом работы в летний и зимний периоды, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, и пр. Для определения расхода топлива, в том числе и на внутригаражные нужды, рекомендуется использовать действующие нормативные документы [20, 21]. 2.2.7. По статье «Смазочные материалы» определяются расходы на смазочные материалы (моторные масла, трансмиссионные масла, пластичные (консистентные) смазки) и специальные жидкости (тормозные, амортизаторные, низкозамерзающие охлаждающие (антифризы) и другие специальные жидкости) для машин и механизмов по содержанию дорог и расходы на внутригаражные нужды. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя по действующих норм расхода смазочных материалов, расхода топлива машиной и стоимости единицы вида смазочных материалов. Смij = Нij · Ртij · Цij, (12) где Нij - норма расхода смазочных материалов и специальных жидкостей для j-ой машины по i-ому виду работ в установленных единицах измерения (л/100 л(кг) общего расхода топлива (масло), кг/100 л (кг) общего расхода топлива (смазка)); Ртij - расход топлива и горючего j-ой машины по i-ому виду работ, л (в соответствии с формулой (11)); Цij - стоимость единицы смазочных материалов для j-ой машины по i-ому виду работ в установленных единицах измерения (руб./л, руб./кг). Нормы расхода смазочных материалов корректируются с учетом работы в летний и зимний периоды, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, и пр. Для определения расхода смазочных материалов, в том числе и на внутригаражные нужды, рекомендуется использовать действующие нормативные документы [20, 21]. 2.2.8. По статье «Затраты на техническое обслуживание и ремонт машин» определяются затраты на техническое обслуживание и проведение всех видов ремонта машин и механизмов, используемых при содержании дорог, также включают затраты на замену быстроизнашивающихся частей машин и механизмов (транспортная лента, тросы, канаты, шины и др.). Порядок определения затрат по данной статье аналогичен порядку определения затрат по статье «Амортизация». Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из балансовой стоимости машины, норматива отчислений в ремонтный фонд, числа часов работы машины в год и нормативной трудоемкости работ по содержанию дорог. (13) где Фij - балансовая стоимость j-ой машины и механизма i-гo вида работ, тыс. руб.; Нij - норматив отчислений на техническое обслуживание и ремонт j-ой машины, механизма i-oгo вида работ, %; Чгодij - число часов работы j-ой машины, механизма в год для выполнения i-oгo вида работ по содержанию дорог, маш.-час; Нврij - норма времени на выполнение i-oгo вида работ j-ой машиной, механизмом, маш.-час. Норматив отчислений на техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов (процент) определяется дорожным предприятием самостоятельно исходя из срока полезного использования указанных основных фондов на основе анализа данных о стоимости работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту спецмашин за ряд лет [10,11,12]. 2.2.9. Статья «Накладные расходы» является комплексной и включает цеховые, прочие прямые, общеэксплуатационные и внеэксплуатационные расходы. В данных Методических рекомендациях накладные расходы рекомендуется определять нормативным методом (например, в процентах от прямых затрат (п. 2.2.1.-2.2.8.) или от затрат на оплату труда рабочих, занятых содержанием дорог (п.2.2.1.) по каждому виду работ с учетом уровня, сложившегося за ряд лет по дорожному предприятию. При определении нормы накладных расходов можно использовать рекомендации Госстроя России, Российского дорожного агентства [12, 14, 22]. Затраты на данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из нормы накладных расходов. HPi =Нi · Зплi , (14) или HPi = Нi · ПЗi, (15) где Нi - норма накладных расходов по i-му виду работ, %; Зплi - заработная плата рабочих по i-му виду работ на соответствующий натуральный измеритель, руб.; ПЗi - прямые затраты по i-му виду работ на соответствующий натуральный измеритель, руб. В пределах установленной нормы накладных расходов составляется смета накладных расходов. 2.2.9.1. Статья «Цеховые расходы» включает следующие затраты: • содержание аппарата управления и прочего цехового персонала; • отчисления от фонда оплаты труда; • амортизация; • ремонт и техническое обслуживание основных средств; • содержание зданий, сооружений и инвентаря; • охрана труда; • материалы и специнвентарь; • прочие расходы. По статье «Содержание аппарата управления и прочего цехового персонала» определяются затраты на оплату труда начальника гаража, начальника ремонтного участка, начальника участка эксплуатации машин и механизмов, диспетчеров, инженеров, механиков и прочего персонала. По статье «Отчисления от фонда оплаты труда» определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от затрат на оплату труда рабочих по статье «Содержание аппарата управления и прочего цехового персонала». По статье «Амортизация» определяется сумма амортизационных отчислений на полное восстановление зданий, сооружений и средств, по которым амортизация не может быть отнесена непосредственно на процесс содержания дорог. По статье «Ремонт и техническое обслуживание основных средств» определяются затраты на текущий ремонт производственных гаражей и прочих основных средств, не учтённых по вышеприведенным статьям по ремонту основных средств. По статье «Содержание зданий, сооружений и инвентаря» определяются: затраты на материалы и инвентарь, расходуемые на содержание производственных помещений в чистоте; затраты на топливо, воду, тепловую энергию на отопление, вентиляцию; затраты на освещение помещений, электропитание бытовых приборов, сигнализацию; затраты на оплату труда рабочих, занятых содержанием и уборкой производственных помещений, и соответственно, отчислений от фонда оплаты труда указанных рабочих; оплата услуг сторонних организаций и т.д. По статье «Охрана труда и техника безопасности» определяются затраты по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности и производственной санитарии. Затраты формируются исходя из стоимости всех видов расходов, предусмотренных номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности. По статье «Материалы и специнвентарь» определяются затраты на приобретение инструментов, производственного инвентаря и приспособлений. 2.2.9.2. Статья «Прочие прямые расходы» определяются затраты на страхование имущества, затраты за содержание свалки, а также другие прочие прямые расходы, не вошедшие в приведенные выше. По статье «Отчисления на страхование имущества» определяются затраты на страхование имущества, в соответствии с заключенными договорами на страхование со страховыми компаниями в размерах, определённых действующим законодательством. Затраты на содержание свалки включают расходы по утилизации мусора от разборки и негодного грунта исходя из действующих тарифов. 2.2.9.3. Статья «Общеэксплуатационные расходы» включает административно-хозяйственные расходы, расходы по обслуживанию работников, расходы по организации работ, прочие общеэксплуатационные расходы. Административно-хозяйственные расходы включают: • затраты на оплату труда; • отчисления из фонда оплаты труда; • затраты на командировки и перемещения; • затраты на оплату юридических, консультационных, информационных и аудиторских услуг; • представительские расходы; • содержание основных средств и инвентаря общехозяйственного назначения; • амортизация; • техническое обслуживание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения; • транспортные расходы; • испытания, опыты, рационализация и изобретательство; • прочие расходы. По статье «Затраты на оплату труда» определяются затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, выполняющих общие функции управления на предприятии, (общее руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, комплектование и учет кадров, материально-техническое снабжение, подготовка производства и контроль за эксплуатацией дорожного хозяйства, общее делопроизводство, охрана труда, правовое обслуживание, технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы, программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники и др.) и затраты на оплату труда общеэксплуатационного персонала предприятия (рабочие склада, рабочие, осуществляющие содержание и ремонт административных зданий и помещений, подсобные рабочие, уборщики производственных и служебных помещений и др.) По статье «Отчисления на социальные нужды» определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от «Затрат на оплату труда» вышеуказанных работников. По статье «Затраты на командировки и перемещения» определяются затраты на все виды служебных командировок работников, занятых управлением предприятия, на основе установленных законодательством норм. По статье «Затраты на оплату юридических, консультационных, информационных и аудиторских услуг» определяются соответствующие затраты на основании заключенных договоров в соответствии с действующими нормативными документами. По статье «Представительские расходы» определяются соответствующие затраты на основе установленных законодательством норм. По статье « Содержание основных средств и инвентаря общехозяйственного назначения» определяются затраты на материалы для содержания и ремонта помещений общехозяйственного назначения, затраты на водоснабжение, канализацию, отопление, электроснабжение помещений и т.д. По статье «Амортизация» определяются затраты на полное восстановление основных средств общехозяйственного назначения в соответствии с действующим законодательством. По статье «Техническое обслуживание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения» определяются затраты на все виды ремонтов основных средств общехозяйственного назначения. По статье «Транспортные расходы» определяются расходы предприятия по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых городским транспортом общего пользования, расходы на содержание служебного автотранспорта, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в соответствии с установленными законодательством нормами. По статье «Испытания, опыты, рационализация и изобретательство» определяются затраты на проведение указанных работ, выплату авторских вознаграждений и другие затраты. По статье «Прочие расходы» определяются расходы по организации функционирования предприятия в целом: типографские, почтовые расходы, расходы по обслуживанию средств вычислительной и организационной техники, содержание административных зданий и помещений и др. Расходы по обслуживанию работников включают: • охрана труда и техника безопасности; • подготовка кадров. По статье «Охрана труда и техника безопасности» определяются затраты на охрану труда, производимого для общехозяйственных целей. По статье «Подготовка кадров» определяются затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Указанные расходы определяются на основании заключенных договоров с организациями, осуществляющими профессиональную подготовку. Расходы по организации работ включают расходы по содержанию пожарной, военизированной охраны: расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности, в тех случаях, когда организации в установленном порядке предоставлено право иметь службу безопасности, расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования, спецодежды и др. Прочие общеэксплуатационные расходы включают: • платежи по кредитам в соответствии с заключенными договорами с финансово-кредитными организациями в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации порядке (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции; • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ, баз данных по договорам с правообладателем, а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных, расходы на получение лицензий и др.; • прочие расходы, не учтенные при определении вышеуказанных элементов (статей) себестоимости в составе общеэксплуатационных расходов. 2.2.9.4. Внеэксплуатационные расходы состоят из налогов и платежей, установленных в соответствии с действующим законодательством. 2.3. Определение нормативных затрат на ремонт муниципальных автомобильных дорогНормативные затраты на ремонт муниципальных автомобильных дорог определяются двумя способами: на основании действующих сметных норм или по аналогии с определением затрат на содержание муниципальных автомобильных дорог. 2.3.1. В нормативные расходы по ремонту муниципальных автомобильных дорог включаются: затраты на оплату труда рабочих, занятых ремонтом дорог; отчисления из фонда оплаты труда; затраты на материалы; амортизация машин и механизмов; затраты на бензин и дизельное топливо; затраты на смазочные материалы; затраты на техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов; накладные расходы (цеховые, общеэксплуатационные и внеэксплуатационные): Ср = Зпл + Ос + М + А + Т + См + Р + НР,(руб.) (16) где Зпл - заработная плата рабочих; Ос - отчисления из фонда оплаты труда рабочих; М - затраты на материалы; А - амортизация машин и механизмов; Т - затраты на бензин и дизельное топливо; См - затраты на смазочные материалы для машин по ремонту дорог; Р - затраты на проведение технического обслуживания и ремонта машин и механизмов по ремонту дорог; HP - накладные расходы. Расчёт нормативных расходов на ремонт муниципальных автомобильных дорог производится на принятый измеритель по каждому виду работ по содержанию дорог. 2.3.2. По статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых ремонтом дорог» определяется фонд заработной платы рабочих, непосредственно занятых ремонтом дорог: • водитель автомобиля, • дорожный рабочий, • маляр, • машинист, • тракторист и других профессий, непосредственно занятых выполнением работ по ремонту дорог. Фонд заработной платы определяется исходя из нормативной трудоёмкости работ и уровня заработной платы, определённого на основании отраслевого (регионального) тарифного соглашения и коллективных договоров (локальных нормативных актов) по каждому виду работ на принятый натуральный измеритель: Зплij = Тij · Нврij, (17) где Тij - часовая заработная плата j-гo рабочего по i-му виду работ: тарифная ставка, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, руб./час; Нврij - норма времени j-oгo рабочего на выполнение i-гo вида работ, чел.-час. Порядок определения затрат на оплату труда аналогичен порядку определения по статье 2.2.2. 2.3.3. По статье «Отчисления на социальные нужды» (Ос) определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от затрат на оплату труда рабочих по статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых ремонтом дорог» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются). Порядок определения отчислений из фонда оплаты труда аналогичен порядку определения по статье 2.2.3. 2.3.4. По статье «Материалы» определяются затраты на материальные ресурсы, непосредственно используемые при ремонте дорог: битум, песок, гравий, бетонная смесь, бортовой камень, щебень, краска, термопластик и др. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из действующих норм расхода (Ну) и цены за единицу материальных ресурсов (Цij). Мij = Нij · Цij, (18) Порядок определения затрат на материалы аналогичен порядку определения по статье 2.2.4. 2.3.5. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление машин и механизмов, используемых при ремонте дорог. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из балансовой стоимости машины (Фij), нормы амортизационных отчислений (Нij), числа часов работы машины в год (Чгодij) (или годового пробега (Пij)) и нормативной трудоемкости работ по ремонту дорог (Нврij). Для машин, у которых норма амортизационных отчислений установлена в процентах в год, затраты определяется следующим образом: (19) Для машин, у которых норма амортизационных отчислений установлена в процентах на 1000 км пробега, затраты определяются следующим образом: (20) Порядок определения затрат на амортизацию аналогичен порядку определения по статье 2.2.5. 2.3.6. По статье «Топливо» определяются затраты на бензин и дизельное топливо для машин на выполнение работ по ремонту дорог и расходы на внутригаражные нужды. Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из действующих норм расхода топлива и горючего (Нij), стоимости единицы топлива и горючего (Цij), нормативной трудоемкости работ по ремонту дорог (Нврij) (или годового пробега Пij). При работе машины в технологическом режиме и норме расхода топлива и горючего в кг (л)/маш.-час. затраты определяются следующим образом: Тij = Нij · Пij · Цij, (21) При работе машины в транспортном режиме и норме расхода топлива в л/км пробега затраты определяются следующим образом: Тij = Нij · Пij · Цij, Порядок определения затрат на топливо аналогичен порядку определения по статье 2.2.6. 2.3.7. По статье «Смазочные материалы» определяются расходы на смазочные материалы и специальные жидкости для машин и механизмов по ремонту дорог и расходы на внутригаражные нужды. Затраты на данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из действующих норм расхода смазочных материалов (Нij), расхода топлива машиной (Ртij) и стоимости единицы вида смазочных материалов (Цij). Смij = Нij · Ртij · Цij, (22) Порядок определения затрат на смазочные материалы аналогичен порядку определения по статье 2.2.7. 2.3.8. По статье «Затраты на техническое обслуживание и ремонт машин» определяются затраты на техническое обслуживание и проведение всех видов ремонта машин и механизмов, используемых при ремонте дорог. Порядок определения затрат по данной статье аналогичен порядку определения затрат по статье «Амортизация». Затраты по данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из балансовой стоимости машины (Фij), норматива отчислений в ремонтный фонд (Нij), числа часов работы машины в год (Чгодij) и нормативной трудоемкости работ по ремонту дорог (Нврij). (13) Порядок определения затрат на техническое обслуживание и ремонт аналогичен порядку определения по статье 2.2.8. 2.3.9. Статья «Накладные расходы» является комплексной и включает цеховые, прочие прямые, общеэксплуатационные и внеэксплуатационные расходы. В данных Методических рекомендациях накладные расходы рекомендуется определять нормативным методом (например, в процентах от прямых затрат (ПЗi (п.2.3.1.-2.3.8.) или от затрат на оплату труда рабочих, занятых ремонтом дорог (3плi (п. 2.3.1.) по каждому виду работ с учетом уровня, сложившегося за ряд лет по дорожному предприятию. При определении нормы накладных расходов можно использовать рекомендации Госстроя России, Российского дорожного агентства [12, 14, 22]. Затраты на данной статье определяются в расчёте на принятый измеритель по каждому виду работ, исходя из нормы накладных расходов. HPi =Нi · Зплi , (24) или HPi = Нi · ПЗi, (25) Порядок определения затрат накладных расходов аналогичен порядку определения по статье 2.2.9. 3. Определение прибыли в стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог3.1. Помимо себестоимости вторым элементом общей потребности в финансовых средствах является прибыль. При этом необходимо исходить из того, что дорожному предприятию требуется развитие и модернизация. 3.2. В данных Методических рекомендациях величину прибыли рекомендуется определять нормативным методом в процентах от полной себестоимости по каждому виду работ с учетом фактического уровня, сложившегося за ряд лет по дорожному предприятию. При определении норматива прибыли можно использовать рекомендации Госстроя России, Российского дорожного агентства [13, 14]. В стабильной экономике этот норматив рекомендуется применять равным средней норме прибыли на капитал, вложенный в промышленность. Приложение 1Определение затрат на оплату труда и отчислений из фонда оплаты труда
Приложение 2Определение затрат на материалы
Приложение 3Определение затрат на амортизацию
1 Определяются следующим образом: 1. По формуле (8) - гр.5 ´ гр.6 / Кд ´ Прс ´ Кс; 2. По формуле (9) - гр.5 ´ гр.6 ´ П / Кд ´ Прс ´ Кс, где Кд - количество дней работы машины в год (с учетом продолжительности летнего и зимнего периода для универсальных машин), маш./дней, Прс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-час/смена, Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/сутки, П- годовой пробег, тыс. км., Кс исчисляется как отношение времени, отрабатываемого машиной в сутки, в среднем в течение года (маш.-ч/день), к нормативной продолжительности рабочей смены (маш.-ч/смена). Приложение 4Определение затрат на топливо
2 Определяются следующим образом: 1. По формуле (10) - гр.4 ´ гр.7; 2. По формуле (11) - гр.7 ´ П/100 км, где П - годовой пробег, тыс. км. Приложение 5Определение затрат на смазочные материалы
Приложение 6Определение затрат на техническое обслуживание и ремонт машин
3 Определяются следующим образом: гр.5 ´ гр.6 / Кд ´ Прс ´ Кс; где Кд - количество дней работы машины в год (с учетом продолжительности летнего и зимнего периода для универсальных машин), маш./дней, Прс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-час/смена, Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/сутки. Приложение 7Определение стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог по видам работ
4 Определяются следующим образом: 1-ый вариант: норма накладных расходов ´ гр.4, 2-ой вариант: норма накладных расходов ´ гр.11. Приложение 8Определение стоимости работ по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог
Приложение 9Список правовых и нормативно-технических документов, необходимых для определения стоимости дорожных работ
|