На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства Москвы от 25 августа 1998 г. N 647

Об утверждении Правил проведения архитектурных и градостроительных конкурсов в Москве

(с изменениями от 28 декабря 2005 г.)

Постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 95 настоящее постановление снято с контроля

В целях упорядочения проведения архитектурно-градостроительных конкурсов объектов на территории города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие Правила проведения архитектурных и градостроительных конкурсов в Москве (приложение).

2. Определить Москомархитектуру организатором конкурсов, заказчиком на которые выступает Правительство Москвы.

3. Главному архитектору Москвы:

3.1. В месячный срок установить регламент регистрации и согласования Москомархитектурой конкурсной документации в соответствии с настоящими Правилами (п.1).

3.2. Обеспечивать привлечение к участию в конкурсах, их организации и проведении представителей Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов России, Московского союза архитекторов и других профессиональных организаций.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.

 

Премьер Правительства Москвы                              Ю.М.Лужков

 

Приложение

Правила
проведения архитектурных и градостроительных конкурсов в Москве

(с изменениями от 28 декабря 2005 г.)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны с целью реализации распоряжения Мэра г.Москвы от 5 апреля 1996 г. N 176-РМ "Об организации конкурса на лучший архитектурный (градостроительный) проект в г.Москве".

1.2. Правила разработаны в соответствии с главой 57 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", на основании Правил проведения архитектурных конкурсов в странах Европейского Сообщества, принятых Генеральной ассамблеей Архитектурного Совета Европы 14-15 мая 1993 г., и с учетом Положения о проведении конкурсов на лучшие проекты планировки и застройки поселений, зданий и сооружений, памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, утвержденного постановлением Госстроя России и Минкультуры России от 12 июля 1994 г. N 18-51.

1.3. Настоящие Правила являются обязательными для всех, без исключения, субъектов градостроительной деятельности на территории Москвы, определяя порядок, стандартную процедуру проведения архитектурных конкурсов, порядок формирования жюри конкурса, а также условия премирования.

1.4. Настоящие Правила принимаются, изменяются и отменяются соответствующим постановлением Правительства Москвы по согласованию с Москомархитектурой, Союзом московских архитекторов и Союзом архитекторов Российской Федерации.

1.5. К конкурсам на архитектурное решение (архитектурная концепция, эскизный проект) относятся конкурсы, в результате которых выдаются свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения, дающие авторам проекта, получившего первую премию, право дальнейшего проектирования объекта.

1.6. К конкурсам на градостроительное решение (градостроительную концепцию, проект застройки зоны, квартала, площади, набережной и т.д.) относятся конкурсы, по результатам которых предполагается составление градостроительных регламентов (распоряжений, заданий, заключений и т.д.).

1.7. Конкурсы объявляются юридическими и физическими лицами, которые обеспечивают их финансирование (в дальнейшем заказчик).

1.8. В соответствии с настоящими Правилами конкурсы организуются и проводятся заказчиком самостоятельно либо другим юридическим лицом (в дальнейшем организатор) на основании договора на проведение конкурса между заказчиком и организатором. Финансирование конкурса осуществляется в соответствии со сметой расходов на его проведение, являющейся неотъемлемой частью договора.

Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1106-ПП пункт 1.8 настоящего приложения дополнен абзацем вторым

Оплата расходов по проведению архитектурных и градостроительных конкурсов по объектам городского заказа производится за счет и в пределах средств бюджета города Москвы, предусмотренных на реализацию Адресной инвестиционной программы города Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1106-ПП в пункт 1.9 настоящего приложения внесены изменения

1.9. Необходимость проведения конкурсов, а также тип и количество стадий определяются Градостроительной конкурсной комиссией города Москвы из соображений градостроительной значимости объекта или по инициативе заказчика.

 

Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1106-ПП в пункт 1.9 настоящего приложения внесены изменения

1.10. Решение о проведении конкурса по конкретному объекту должно содержаться в соответствующем постановлении Правительства Москвы или распоряжении префекта, в лотах на земельных аукционах и разрешительных документах Москомархитектуры.

1.11. Настоящее Положение не распространяется на проведение международных конкурсов, порядок и организация которых определяются на основе требований международных организаций.

2. Типы конкурсов

2.1. Архитектурные и градостроительные конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

2.2. Открытым конкурсом считается конкурс, когда приглашение принять участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации. В открытых конкурсах могут принимать участие архитекторы, отвечающие требованиям, предъявляемым настоящими Правилами к участникам конкурса.

2.3. Закрытым конкурсом считается конкурс, когда предложение принять участие в нем направляется по выбору заказчика определенному кругу физических лиц. Количество участников закрытого конкурса определяется заказчиком, но не может быть менее трех.

2.4. Не допускается участие в закрытом конкурсе других лиц, кроме приглашенных, а также объявление на одну и ту же тему одновременно открытого и закрытого конкурсов.

2.5. Для объектов, имеющих большое градостроительное значение, конкурс проводится, как правило, в две стадии. На первой его стадии, проводимой, как правило, в виде открытого конкурса, участники разрабатывают архитектурную концепцию. По завершении первой стадии отбираются не более десяти проектов, авторы которых продолжают участие во второй стадии, итоги которой и определяют победителя конкурса.

3. Требования к участникам конкурса

3.1. В конкурсах, целью которых является проектирование объектов, требующих разрешения на строительство, принимают участие архитекторы, имеющие лицензии на архитектурную деятельность.

3.2. Участник конкурса, лицензированный архитектор, для выполнения конкурсного проекта может сформировать творческий коллектив, являясь его руководителем. В составе такого коллектива могут быть нелицензированные архитекторы, студенты архитектурных вузов, а также специалисты смежных профессий, привлечение которых необходимо для выполнения требований данного конкурса.

3.3. Члены жюри или лица, определенные организатором как ответственные за подготовку и проведение конкурса, не имеют права в нем участвовать или консультировать кого-либо из участников. Ответы на вопросы, возникающие в процессе получения конкурсных документов или в других случаях, предусмотренных регламентом, могут быть получены участниками конкурса только через организатора.

3.4. В конкурсах, целью которых не является проектирование объектов, требующих разрешения на строительство, могут принимать участие нелицензированные архитекторы, а также студенты архитектурных вузов.

4. Конкурсная документация

4.1. Документация должна включать:

а) программу, содержащую:

- сообщение о соответствии программы конкурса существующим правилам проведения архитектурных конкурсов;

- наименование заказчика и организатора конкурса;

- фамилию, имя и отчество ответственного секретаря конкурса, его адрес и телефон;

- тип конкурса;

- цель конкурса;

- состав жюри;

- определение необходимого статуса участников конкурса и условия оплаты регистрационного взноса;

- количество и величину премий, а для закрытых конкурсов - сумму гонорара, который должен быть выплачен каждому из приглашенных участников;

- задание на проектирование.

б) условия конкурса, содержащие:

- состав представляемых материалов;

- размер экспозиционной площади и метод представления конкурсных материалов;

- указания по девизам конкурсных проектов с тем, чтобы была соблюдена анонимность;

- подробное описание регламента и этапов конкурса;

- информацию о том, каким способом и в какие сроки участники конкурса могут задавать вопросы и получить ответы по конкурсной документации;

- информацию относительно страхования конкурсных материалов и гарантий их сохранения;

- условия возврата неотмеченных жюри проектов авторам;

- информацию о правах организатора конкурса и его участников;

- информацию о том, каким образом авторы - победители конкурса получат возможность дальнейшей работы над проектом.

в) исходную документацию, содержащую:

- необходимые и достаточные для разработки конкурсного проекта текстовые и графические материалы.

4.2. Программа, условия и исходная документация выдаются только тем архитекторам, которые зарегистрировались как участники конкурса и оплатили регистрационный взнос за участие в нем, если такой взнос предусмотрен условиями конкурса.

4.3. Организатор вправе изменить условия конкурса или отменить конкурс в течение первой половины установленного для представления работ срока, известив об этом всех участников конкурса. При этом организатор обязан возместить все расходы, понесенные всеми участниками, которые выполнили работу в связи с конкурсом до того, как им стало известно об изменении условий конкурса или его отмене.

4.4. Организатор конкурса имеет право продлить срок подачи конкурсных проектов, объявив об этом не позднее чем за 30 дней до установленного условиями конкурса срока.

4.5. Выполнение требований программы и условий конкурса одинаково обязательно для заказчика, организатора и участников конкурса.

4.6. Вся конкурсная документация должна быть согласована и зарегистрирована Москомархитектурой.

4.7. Союз московских архитекторов на стадии формирования состава жюри согласовывает конкурсную документацию на соответствие настоящим Правилам.

4.8. Организатор несет ответственность перед участниками конкурса за полноту и достоверность подготовленной им исходной документации.

5. Анонимность конкурса

5.1. На всех стадиях проведения как открытого, так и закрытого конкурса заказчиком и организатором должна быть обеспечена полная анонимность участников. В двустадийном конкурсе анонимность сохраняется на протяжении обеих стадий.

5.2. Конкурсные проекты не могут быть нигде опубликованы до вынесения решения жюри.

6. Объявление конкурса и сроки его проведения

6.1. Объявление о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано в официальной печати организатором конкурса не позднее чем за тридцать дней до дня проведения конкурса.

6.2. В объявлении должны быть указаны:

- тема конкурса;

- наименования заказчика и организатора конкурса;

- регламент конкурса;

- статус участников конкурса;

- количество и размер премий.

6.3. Продолжительность открытого конкурса с момента его объявления до вынесения результатов должна быть не менее четырех месяцев, при этом время работы над проектом не может быть менее двух месяцев.

6.4. Продолжительность закрытых конкурсов определяется заказчиком.

6.5. Продолжительность двустадийного конкурса с момента его объявления до вынесения результатов должна быть, как правило, не менее шести месяцев, исключая время, которое может потребоваться на корректировку программы конкурса между первой и второй стадиями конкурса.

7. Регистрация

7.1. Архитекторы, подавшие заявки на участие в открытом конкурсе, должны быть официально зарегистрированы в списках участников ответственным секретарем конкурса.

7.2. Регистрация для участия в конкурсе может быть платная или бесплатная. Условия конкурса могут предусматривать возврат полностью или частично регистрационной платы.

8. Порядок представления материалов на конкурс

8.1. Проекты представляются на конкурс в установленный срок в объеме, предусмотренном программой и условиями конкурса.

8.2. Проекты считаются представленными в срок, если они сданы на почту для отправки на конкурс или представлены лично ответственному секретарю конкурса не позднее срока, указанного в условиях конкурса. Иногородние участники открытых конкурсов одновременно с отправкой проектов должны прислать в адрес их организаторов телеграмму с указанием даты и номера квитанции, удостоверяющей отправку документации.

8.3. В целях анонимности авторов проектные материалы представляются под девизами. Общие требования к форме девиза и содержанию девизного конверта должны быть указаны в условиях конкурса.

8.4. Конкурсные материалы второго тура конкурса представляются авторами под новыми девизами с добавлением "Второй тур конкурса".

9. Жюри

9.1. Для оценки конкурсных проектов назначается жюри, число членов которого должно быть нечетным, но не менее 7 человек.

9.2. Две трети членов жюри определяются Союзом московских архитекторов по запросу и с участием организатора конкурса методом "случайного выбора" из членов Московской конкурсной коллегии, формируемой ежегодно Союзом московских архитекторов из лицензированных архитекторов, набравших наибольшее число голосов в рекомендациях, представленных Российской академией архитектуры и строительных наук, Московским отделением Международной академии архитектуры, Москомархитектурой, Союзом архитекторов России и Союзом московских архитекторов. Общее число членов Московской конкурсной коллегии не может превышать 70 человек.

9.3. Одна треть членов жюри по каждому конкурсу назначается заказчиком конкурса.

Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1106-ПП пункт 9.3 настоящего приложения дополнен абзацем вторым

По решению Градостроительной конкурсной комиссии города Москвы в состав жюри, определенный Союзом московских архитекторов и заказчиком, могут быть дополнительно включены в качестве членов жюри представители Москомархитектуры, Москомнаследия, иных органов исполнительной власти города Москвы в зависимости от градостроительной значимости объекта.

9.4. Все члены жюри должны дать письменное согласие на участие в работе жюри, а также согласие с программой и условиями конкурса.

9.5. Если конкурс проходит в две стадии, состав жюри на второй стадии не меняется.

9.6. Жюри компетентно проводить свою работу при наличии не менее 6/7 его членов.

9.7. Решения жюри принимаются простым большинством голосов в порядке, определенном жюри. Если на заседании жюри присутствует четное число членов, председатель жюри при голосовании имеет два голоса. Член жюри, не согласный с решением большинства, должен быть обозначен как выступивший "против".

9.8. Жюри является единственным арбитром на всех стадиях конкурса вплоть до присуждения премий, за исключением случаев, специально оговоренных программой конкурса.

9.9. Работа членов жюри оплачивается заказчиком.

9.10. В процессе работы жюри должна соблюдаться конфиденциальность.

9.11. Председатель жюри избирается из его состава на первом заседании, за исключением случаев, специально оговоренных программой конкурса.

9.12. Для осуществления подготовки и проведения конкурса организатор назначает ответственного секретаря конкурса. Ответственный секретарь конкурса одновременно является секретарем жюри и не принимает участия в оценке результатов конкурса.

9.13. Организатор конкурса может приглашать специальных экспертов и консультантов для проверки полученных конкурсных материалов на соответствие Программе и исходной документации конкурса.

9.14. Приглашаемые эксперты или консультанты могут принимать участие в работе жюри без права голоса и с обязательством соблюдения конфиденциальности.

9.15. Перед началом рассмотрения конкурсных материалов ответственный секретарь конкурса должен проинформировать жюри о любых несоответствиях, обнаруженных в полученных конкурсных материалах.

9.16. Жюри в обязательном порядке отклоняет (обязано отклонить от рассмотрения) проекты:

- отправленные после срока, указанного в условиях;

- анонимность которых была преднамеренно нарушена;

- несоответствующие требованиям программы и условиям конкурса.

Такие проекты должны оставаться в комнате работы жюри, но не должны рассматриваться в ходе его работы.

9.17. Конкурсные проекты, которые не были отклонены на основаниях, перечисленных в п.9.16, но в которых были обнаружены незначительные несоответствия по оформлению и содержанию, не могут быть выдвинуты на первую премию, но жюри может быть принято решение о их специальном поощрении. Подобное решение принимается жюри после завершения работы по оценке проектов и до вскрытия конвертов с указанием авторов проектов.

9.18. В одностадийных или закрытых конкурсах жюри до вскрытия конвертов с именами участников-победителей конкурса составляет заключительный отчет, содержащий обоснования принятых жюри решений по присуждению премий. В случае, если конкурс проходит в две стадии, жюри выносит решение о победителях первой стадии, которые получают копию этого решения. Заключительный отчет составляется после завершения второй стадии конкурса. Отчет должен быть подписан всеми членами жюри.

10. Призы и гонорары

10.1. Премиальный фонд конкурсов (сумма премий и/или гонораров) назначается заказчиком по согласованию с Союзом московских архитекторов. Определение размера премиального фонда основывается на действующем Порядке определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП и в соответствии с Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве.

10.2. В открытом конкурсе премиальный фонд должен быть распределен жюри между победителями в соответствии с распределением премиального фонда, объявленного в программе конкурса.

10.3. В закрытом конкурсе гонорар, который должен быть выплачен каждому приглашенному участнику конкурса, должен быть установлен до начала конкурса и сообщен каждому участнику во время приглашения. Если предусмотрены премии, которые должны быть выплачены победителям, их величина должна быть установлена программой конкурса.

10.4. Участник закрытого конкурса имеет право представить несколько вариантов проекта, не требуя при этом увеличения размера своего гонорара.

10.5. Заказчик конкурса обязан выплатить его победителям все премии, определенные программой конкурса. Неприсуждение первой премии допускается только в случае, если число проектов, участвующих в конкурсе, равно или менее числа премий, объявленных в программе конкурса. В этом случае сумма премиального фонда распределяется между участниками конкурса в пропорции, устанавливаемой жюри.

10.6. Присуждение одной премии за два или более проектов не допускается.

10.7. Премия победителям конкурса является авторским вознаграждением за создание произведения архитектуры.

11. Результаты конкурса

11.1. Вскрытие девизных конвертов осуществляется в заранее объявленное время ответственным секретарем конкурса в присутствии председателя жюри, не менее двух членов жюри и участников конкурса. После вынесения решения жюри и вскрытия девизных конвертов, ответственный секретарь конкурса сообщает результаты всем участникам конкурса, Москомархитектуре, Союзу Московских архитекторов и средствам массовой информации.

11.2. Премии и гонорары должны быть выплачены участникам не позднее чем через месяц после даты объявления результатов.

11.3. Все участвовавшие в конкурсе проекты и отчет жюри должны демонстрироваться на выставке с возможностью ее свободного посещения не менее пяти дней после подведения итогов конкурса. Все участники конкурса должны быть в письменном виде проинформированы заранее о сроках и месте проведения выставки.

11.4. Все не отмеченные премиями проекты должны быть возвращены авторам по их запросам в сроки, указанные в условиях конкурса. Организатор не несет ответственности за сохранность невостребованных проектов.

11.5. По итогам конкурса на архитектурное решение Москомархитектура выпускает свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения в установленном порядке.

11.6. Авторы премированных проектов, а также авторы, проекты которых жюри сочло необходимым специально отметить, считаются лауреатами конкурса и получают диплом Москомархитектуры и Союза московских архитекторов.

12. Условия реализации проектов

12.1. Автору (или коллективу) - победителю конкурса на архитектурное решение должно быть поручено выполнение проекта на последующих стадиях проектирования. Заказчик в течение 20 дней, после выявления победителя конкурса, обязан заключить договор на выполнение последующих стадий проектирования. При невыполнении данного требования победитель конкурса в соответствии со статьей 448 (п.5) Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

12.2. Если заказчик не выполняет условий договора п.12.1 или не реализует архитектурный проект в течение трех лет после объявления результатов конкурса он выплачивает автору проекта (коллективу), получившего первую премию, компенсацию за упущенную выгоду, равную 50% суммы премиального фонда конкурса. (Указанное требование должно быть включено в договор.)

12.3. Реализация градостроительного проекта осуществляется в порядке, определенном условиями конкурса.

13. Авторские права

13.1. Авторские права на конкурсный проект всегда остаются у его автора.

13.2. Заказчик, выплативший победителям конкурса премии, получает право использовать премированные проекты способом, определенным условиями конкурса.

13.3. Любые споры, касающиеся проведения конкурса, решаются Союзом архитекторов Российской Федерации или в судебном порядке.