На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГИПРООРГСЕЛЬСТРОЙ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по транспортированию, монтажу, эксплуатации и ремонту инвентарных зданий

 

(Утверждены Минсельстроем СССР 4 января 1982г.)

 

МОСКВА - 1982

 

В работе даны основные положения, требования и технические указания по применению инвентарных зданий на стройплощадках и организации производственно-бытовых городков строителей Минсельстроя СССР.

Указания предназначены для инженерно-технических работников строительных организаций, выполняющих монтаж, демонтаж, транспортирование, складирование и ремонт инвентарных зданий контейнерного типа, а также для специалистов предприятий, изготовляющих и отгружающих эти здания.

В Указаниях обобщен опыт применения инвентарных зданий контейнерного типа Главленинградстроя, Миннефтегазстроя СССР; использованы материалы по инвентарным зданиям ЦНИИОМТП.

Соблюдение требований, изложенных в Указаниях, повысит эксплуатационные качества, обеспечит требуемую оборачиваемость и срок службы инвентарных зданий.

Указания разработаны отделом инвентарных зданий института "Гипрооргсельстрой".

Содержание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. НАЗНАЧЕНИЕ И НОМЕНКЛАТУРА

1.1. Назначение инвентарных зданий

1.2. Номенклатура зданий

1.3. Техническая и характеристика типового контейнера

1.4. Конструкция и оборудование

II. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

2.1. Общие требования по подготовке зданий к транспортированию

2.2. Транспортирование зданий по железной дороге

2.3. Транспортирование зданий автомобильным транспортом

III. СКЛАДИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

IV. МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ

4.1. Монтаж зданий

4.2. Демонтаж зданий

V. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

VI. РЕМОНТ

 

Министерство сельского строительства СССР

Ведомственные строительные нормы

СН

Технические указания по транспортированию, монтажу, эксплуатации и ремонту инвентарных зданий

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие «Технические указания» разработаны для применения инвентарных зданий контейнерного типа на стройплощадках и при организации производственно-бытовых городков строителей в системе Минсельстроя СССР.

Указания состоят из следующих разделов:

Общие положения;

I. Назначение и номенклатура;

II. Транспортирование;

III. Складирование и хранение;

IV. Монтаж и демонтаж;

V. Эксплуатация;

VI. Ремонт.

 

Внесены Гипрооргосельстроем Министерства сельского строительства СССР

Утверждены Министерством сельского строительства СССР

Срок ввода с I.I.82г.

I. НАЗНАЧЕНИЕ И НОМЕНКЛАТУРА

1.1. Назначение инвентарных зданий

1.1.1. Инвентарные здания, контейнерного типа (далее называемые "здания") предназначены для линейных подразделений строительно-монтажных организаций сельского строительства и создания во временных производственно-бытовых городках строителей надлежащих санитарно-бытовых и жилищных условий, являющихся важным факторам закрепления рабочих кадров на производстве и роста производительности труда. Использование инвентарных зданий под жилье постоянного типа с пропиской запрещается.

1.1.2. Здания поставляются на строительные площадка полностью готовыми к эксплуатации, оборудованными системами холодного и горячего водоснабжения канализации, отопления, электроосвещения и оснащенными мебелью и необходимым технологическим оборудованием.

1.1.3. Здания рассчитаны на применение в условиях многократного передислоцирования в течение 15 лет.

1.1.4. Здания предназначены для эксплуатации в климатических зонах со следующими параметрами: температурой воздуха от + 40°С до - 40°C, с относительной влажностью до 90%, снеговой нагрузкой до 150 кг/м2, ветровой, нагрузкой до 55 кг/м2.

1.2. Номенклатура зданий

1.2.1. Указания распространяются на следующие здания:

1. Гардеробная на 14 чел.

ГОСС -

Г-14

2. Душевая на 6 сеток

"

Д-6

3. Столовая на 20 чел.

"

С-20

4. Буфет на 8 чел.

"

Б-8

5. Туалет на 6 очков

"

Т-6

6. Медпункт

"

МП

7. Магазин товаров повседневного спроса

"

М

8. Пункт бытового обслуживания

"

БПО

9. Клуб на 50 чел.

"

К-50

10. Красный уголок (технический кабинет, класс по технике безопасности)

"

КУ

11. Баня-прачечная

"

БП

12. Жилой дом на 2-3 чел.

"

ОЖД

13. Общежитие на 2 чел.

"

О-З

14. Склад материальный

"

МС

 

1.3. Техническая и характеристика типового контейнера

Наименование показателей

Единица измерения

Кол-во

Полезная площадь

м2

24

Внутренний объем зданий

м3

55,8

Внутренняя высота здания

мм

2400

Габаритные размеры (наружные):

"

 

длина (без лестницы)

"

9000

ширина

"

3000

высота

"

3000

Масса (с оборудованием)

кг

5500

1.4. Конструкция и оборудование

1.4.1. Здания изготавливаются по чертежам института Минсельстроя СССР.

1.4.2. Контейнер здания собирается из рамы, стеновых панелей и потолочной панели с помощью сварки.

1.4.3. Рама контейнера - жесткая сварная конструкция из прокатных профилей, обшитых сверху стальным листом толщиной 0,8 мм.

1.4.4. Стеновые и потолочные панели - каркас с наружным металлическими и внутренними фанерными обшивками, покрытыми эмалью ПФ-115 по грунтовке.

1.4.5. Наружная гофрированная обшивка стен и рамы - из стали листовой холоднокатаной обыкновенного качества ГОСТ 380-71, по сортаменту ГОСТ 19904-74.

1.4.6. Утеплитель между внутренней и наружной обшивками здания - ФРП-1.

1.4.7. Кровля и днище - из гладкого стального листа толщи ной 1 мм.

1.4.8. Полы - линолеум по дощатому основанию, уложенному на продольные деревянные лаги. Промежуток между стальным листом рамы и дощатым основанием заполнен утеплителем.

1.4.9. Электроснабжение - от внешних источников напряжением 220 В.

1.4.10. Ввод напряжения - от воздушной линии, ответвления, от которой закрепляются на изоляторах установленной на крыше здания трубостойки к вводно-распределительному устройству ШР типа ЯВП 2-15%. Ввод в здание осуществляется проводом марки АПРТО 1×4. От вводно-распределительного устройства ШР питание подается к электропотребителям.

1.4.11. Потребляемая мощность электроэнергии здания указана в паспорте.

1.4.12. Отопление здания - электрорадиаторами типа РМТ - 0,5/220.

1.4.13. Вентиляция - естественная, посредством дефлекторов.

1.4.14. Здание оборудуется санитарно-техническими устройствами, с электрооборудованием, а также мебелью в соответствии с назначением помещений.

II. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

2.1. Общие требования по подготовке зданий к транспортированию

2.1.1. Транспортирование зданий контейнерного типа может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортом.

2.1.2. Выбор вида транспорта производится путём технико-экономического сравнения возможных вариантов перевозки зданий с учетом следующих рекомендаций по применению:

- автотранспорт - для перевозки зданий на расстояние до 400 км и в зоне действия строительной организации;

- железнодорожный транспорт - для перевозки зданий на расстояние свыше 400 км.

2.1.3. Инвентарные здания, предназначенные для использования в различных районах страны, значительно удаленных друг от друга, должны отвечать требованиям, предъявляемым транспортными организациями.

Здания при перевозке должны быть прикреплены к транспортным средствам. Размещение и крепление зданий на транспортных средствах должно исключать их смещение, повреждение, падение и возникновение шума при перевозке и производиться в соответствии со схемами погрузки, предварительно согласованными с отделами перевозок соответствующих транспортных организаций.

Транспортирование зданий волоком на любое расстояние запрещается.

2.1.4. Подготовка инвентарных зданий к транспортированию является, обязанностью предприятий-изготовителей. Подготовка зданий включает:

- комплектование здания,

- маркировку;

- защиту зданий от повреждений в пути;

- разработку схем размещения и крепления зданий на транспортных средствах.

Ответственность за транспортирование с одного строительного участка на другой несет база (участок) механизации или база проката инвентарных зданий.

2.1.5. В комплект поставки входят:

- здание;

- оборудование, мебель и другие изделия, связанные с конструкцией здания;

- противопожарный инвентарь и средства пожаротушения;

- специальные погрузочно-разгрузочные и монтажные приспособления;

- паспорт и инструкция по эксплуатации здания согласно ГОСТ 22853-77;

- инструкция о правилах пожарной безопасности;

- эксплуатационная документация к комплектующему оборудованию и мебели, соответствующая требованиям ГОСТ 2.601-68.

2.1.6. При транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах и хранении зданий должна быть исключена возможность механического повреждения их, а также разукомплектования оборудования и мебели;

2.1.7. Упаковке и креплению подлежат оборудование и мебель, механически не связанные с конструкцией здания.

Упаковка должна отвечать требованиям ГОСТ и техническим условиям на соответствующий вид продукции.

2.1.8. Все здания подлежат маркировке в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами.

Маркировка должна быть выполнена на хорошо видных местах с помощью, яркой несмываемой краски.

2.1.9. Защита от возможных повреждений зданий контейнерного типа осуществляется следующим образом:

- наружные двери должны быть закрыты на замок и опломбированы;

- оконные проемы закрыты с помощью оконных приборов и защищены металлическими экранами;

- внутренние двери закрыты на замок;

- санитарно-техническое, электрическое и технологическое оборудование и приборы, а также мебель закреплены в соответствии с требованиями технической документации на данное здание;

- здания контейнерного типа блокируемые, имеющие конструктивно открытые проемы, при транспортировании должны быть зашиты деревянными щитами;

- металлические детали зданий для защиты от коррозии необходимо окрашивать масляной краской в соответствии со СНиП III-23-76 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии".

2.1.10. С целью исключения снимающего напряжения при подъеме здания при погрузочно-разгрузочных работах следует использовать траверсу, разработанную институтом "Гипрооргсельстрой" (чертеж РКП-КП-19).

2.1.11. При доставке зданий на объекты строительства непосредственно с завода-изготовителя ответственность за правильность установки их на транспортные средства и сохранность несет завод-изготовитель, а при доставке зданий с объекта на объект - строительная или транспортная организация.

2.2. Транспортирование зданий по железной дороге

2.2.1. Транспортирование зданий по железной дороге должно производиться в соответствии с "Уставом железных дорог Союза ССР" и "Правилами перевозок грузов".

2.2.2. Погрузка, размещение и крепление зданий на платформах должно осуществляться в соответствии с "Техническими условиями погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе", МПС СССР (изд-во "Транспорт", Москва, 1969 г.).

2.2.3. Транспортирование инвентарных зданий контейнерного типа рекомендуется производить на четырехосных платформах (внутренний размер 2770×13300 мм) с базой вагона 9720 мм (рис. 1).

2.2.4. При транспортировании зданий на платформах торцевые должны быть откинуты на кронштейны, а боковые закреплены за кольца на продольных балках; при отсутствии колец - увязаны проволокой диаметром не менее 4 мм.

У четырехосных платформ все четыре продольные борта связываются между собой за увязочные крюки бортовых петель, концевые борта прикрепляются к увязочным кольцам на лобовом брусе. Кроме того, борта одной и другой стороны связываются между собой проволокой (Ø5-6 мм Ст.3), которая для этого пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых балок.

2.2.5. Растяжки, применяемые для крепления зданий, могут быть из проволоки, металлических стержней, полос, цепей, стальных тросов и др.

Каждая растяжка должна закрепляться одним концом за детали инвентарного здания, а другим, у платформ, - за торцевые и боковые стоечные скобы. Крепить растяжки к другим деталям платформы, в том числе к увязочным кольцам, расположенным на боковых балках, запрещается.

2.2.6. Количество нитей в растяжке и площадь ее поперечного сечения определяется в наиболее слабом сечении между местами закрепления. Растяжка должна состоять не менее чем из двух нитей.

Угол между растяжкой и полом, между растяжкой и продольной осью платформы не должен превышать 45°. Допускается увеличение углов наклона с обязательным одновременным увеличением сечения растяжки.

Рис.1. Транспортирование инвентарного здания железнодорожным транспортом.

Примечания: 1. Пол платформы очистить от снега, льда и грязи, посыпать сухим и чистым песком слоем 1-2 мм;

2. Перед загрузкой инвентарного здания боковые борта должны быть опущены и увязаны проволокой;

3. Груз крепить растяжками из проволоки 0,6 мм в 7 нитей. Проволоку применять мягкую, термически обработанную (отоженную), согласно ГОСТ 3282-46.

2.2.7. Вместо проволочных растяжек, предусмотренных Техническими указаниями, грузоотправитель может применять постоянные многооборотные приспособления, прочность которых должна быть не ниже предусмотренных Техническими указаниями.

2.2.8. Перед погрузкой под платформы и опорные поверхности зданий должны быть очищены от снега, льда и грязи. В зимнее время полы платформы и поверхности в местах опоры зданий необходимо посыпать тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.

2.3. Транспортирование зданий автомобильным транспортом

2.3.1. Транспортирование инвентарных зданий контейнерного типа осуществляется в соответствии с "Уставом автомобильного транспорта РСФСР", "Правилами дорожного движения" и "Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом".

2.3.2. Транспортировать здания автомобильным транспортом рекомендуется на подкатных тележках различных конструкций (рис. 2), а также с помощью следующих транспортных средств:

- шасси У-139 ПКБ Главмосавтотранс;

- полуприцепа-контейнеровоза модели 1609 ЦКБ "Строймехавтоматика" ЦНИИОМТП:

- саней.

В качестве тягача для перевозки можно использовать автомобили марок МАЗ-500, КрАЗ-257, МАЗ-504А, а также трактор К-700.

2.3.3. Погрузка и выгрузка зданий должны производиться мостовым краном (на заводе-изготовителе) или автокраном грузоподъемностью не менее 10т с вылетом стрелы, обеспечивающим сохранность здания, при соблюдении правил техники безопасности при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах (СНиП III-4-80, ГОСТ 12.2.012-75 "ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные", ГОСТ 12.3.020-80 "ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях" и ГОСТ 12.3.021-80 "ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные в портах").

Рис. 2 Транспортирование инвентарного здания на подкатных тележках

2.3.4. На транспортном средстве, осуществляющем перевозку здания в светлое время суток, независимо от условий видимости, должны быть включены фары ближнего света.

2.3.5. При перевозке здания, выступающего за габариты транспортного средства более чем на- 0,4 м по ширине или на 1 м по длине, должны быть обозначены габариты контейнера - днем сигнальными щитками или флажками 400×400 мм (с нанесением по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм с обеих сторон щитка и флажка), а в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости - светоотражающими приспособлениями и фонарями - спереди белого и сзади красного цвета.

2.3.6. При транспортировании и хранении здания окна и двери должны быть закрыты (двери на ключ), а стекла защищены инвентарными щитами от повреждения.

2.3.7. При транспортировании на автоприцепах и автоплатформах инвентарные здания устанавливаются на дощатые подкладки с упорами и закрепляются специальными креплениями к инвентарным креплениям платформы.

2.3.8. Для обеспечения устойчивости и сохранности инвентарных зданий в процессе перевозки, скорость движения автомашин должна быть ограничена в пределах: на дорогах с асфальтобетонным и другим ровным покрытием 25-30 км/ч, на дорогах с гравийным и булыжным покрытиями и на грунтовых дорогах 10-15 км/ч.

III. СКЛАДИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

3.1. Складирование и хранение инвентарных зданий должно осуществляться в условиях, исключающих возможность их повреждения, деформации и загрязнения, для чего необходимо подготовить спланированную площадку с устройством, для отвода вод.

В зимнее время площадка должна очищаться от снега и льда.

3.2. При складировании, следует предусматривать проходы и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих склад (минимальная допускаемая ширина - 1 м).

Проходы устраиваются в направлении движения крана или машины через каждые два ряда инвентарных зданий.

3.3. Складирование зданий на складе должно производиться с учетом последовательности их монтажа.

IV. МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ

4.1. Монтаж зданий

4.1.1. Монтаж и демонтаж зданий должен производиться по типовой технологической карте, включающей санитарно-технические, электротехнические и другие специальные строительно-монтажные работы. При монтаже зданий необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве" и проекта производства работ на монтаж одного или группы зданий (рис. 3).

4.1.2. Монтаж зданий рекомендуется осуществлять специализированными бригадами во главе с ответственным за производство работ.

4.1.3. Монтаж зданий ведется "с колес" и, как исключение, с использованием промежуточного приобъектного склада.

Рис. 3. Схема монтажа инвентарных зданий

4.1.4. До начала монтажа зданий на строительной площадке должны быть выполнены следующие работы:

- вертикальная планировка площадки;

- прокладка инженерных сетей;

- устройство постоянных или временных автодорог и проездов;

- проверка комплектности и качества поступивших зданий;

- привязка и при необходимости разбивка осей зданий;

- устройство фундаментов или установка специальных опор (подкладок, домкратов и т.д.).

4.1.5. Здания, имеющие повреждения, перед монтажом подлежат ремонту.

4.1.6. Здания устанавливаются на железобетонные плиты, балки иди деревянные брусья. Число опор по длине здания должно быть не менее четырех.

4.1.7. Монтаж зданий осуществляется кранами грузоподъемностью не менее 10т с использованием траверсы, входящей в комплект заводской поставки.

4.1.8. После окончания монтажа инвентарные здания должны приниматься комиссией, по результатам работы которой составляется специальный акт о приемке здания в эксплуатацию.

4.2. Демонтаж зданий

4.2.1. Демонтаж инвентарных зданий рекомендуется осуществлять в порядке, обратном монтажу.

Предварительно здание необходимо отключить от внешних инженерных сетей, спустить воду из системы водопровода, демонтировать или при необходимости закрепить санитарно-техническую, электротехническую и другие системы (включая оборудование и мебель).

4.2.2. Демонтаж зданий контейнерного типа производится, непосредственно на транспортные средства или на приобъектный склад и осуществляется при помощи монтажного крана.

4.2.3. При погрузке, разгрузке и установке зданий следует соблюдать те же требования техники безопасности, что и при работе с грузоподъемными механизмами. Особое внимание при этом следует уделять проверке состояния траверсы и качеству строповки здания.

V. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

5.1. При эксплуатации инвентарных зданий необходимо, постоянно следить за тем, чтобы конструкции и части здания содержались в исправном состоянии, бесперебойно работало инженерное оборудование, своевременно выполнялись планово-предупредительные ремонты. Территория административного и производственно-бытового городка должна быть благоустроена и находиться в надлежащем санитарно-техническом состоянии.

5.2. Организации, в ведение которых поступают здания, назначают лиц, ответственных за их сохранность, санитарное состояние и своевременный ремонт.

5.3. Здания, поступающие на объект, подвергаются тщательному осмотру, при котором устанавливается их соответствие условиям поставки.

5.4. Инвентарные здания, подготовленные к эксплуатации, предъявляются приемочной комиссии.

5.5. Инвентарные здания бытового назначения принимаются приемочными комиссиями, после выполнения всех строительно-монтажных работ и благоустройства территории при отсутствии недоделок, а также при условии обеспечения оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами и сметами.

5.6. Ввод инвентарных зданий в эксплуатацию производственного назначения не допускается без согласования с органами санитарного, технического надзора, пожарной безопасности и постройкомом.

Заселение и эксплуатация зданий бытового назначения допускается только после приемки их приемочными комиссиями.

5.7. Приемка в эксплуатацию всех объектов осуществляется при условии подключения системы инженерного оборудования (водоснабжения, канализации, отопления и др.) к внешним сетям.

5.8. Приемка здания и дальнейшая передача его другим подразделениям должна оформляться актом.

5.9. Инвентарные здания должны располагаться на спланированной площадке с устройством для отвода воды.

Размещение зданий на неподготовленной площадке, запрещается. На строительной площадке здания рекомендуется размещать группами.

5.10. Перемещение инвентарных зданий в пределах строящегося объекта должно выполняться в присутствии ответственного лица.

5.11. В период эксплуатации следует вести профилактический осмотр состояния инвентарных зданий и их элементов и не допускать:

- оголения проводов или короткого замыкания;

- течи в системах водопровода и канализации;

- протекания кровельного покрытия;

- неплотного примыкания входных и внутренних дверей и оконных переплетов, отсутствия в них стекол и т.п.

5.12. Здания подлежат обязательному заземлению в соответствии с "Правилами устройства и эксплуатации электроустановок".

Эксплуатация здания без заземления и присоединения к нулевому рабочему проводу электрической сети запрещается.

5.13. Осмотр надземной части заземляющего устройства должен производиться не реже 1 раза в месяц; измерение сопротивления заземляющего устройства не реже 1 раза в год, а также каждый раз после транспортирования здания.

5.14. К обслуживанию электрооборудования здания допускаются лица, имеющие квалификационную группу не ниже второй.

5.15. После двух лет эксплуатации здание должно быть окрашено снаружи и внутри, причем колер и рисунок должны соответствовать первоначальным. Поверхности, подлежащие окраске, необходимо предварительно просушить и очистить от пыли, грязи, жирных пятен, коррозии, отстающей от краски с последующей шпатлевкой.

VI. РЕМОНТ

6.1. Инвентарные здания должны проходить следующие виды ремонтов: профилактический, текущий, средний и капитальный. Все данные, связанные с тем или иным ремонтом, фиксируются в специальной ведомости.

6.2. Профилактический и текущий ремонты осуществляются на строительной площадке в процессе эксплуатации зданий за счет оборотных средств строительно-монтажных организаций (или прокатной базы).

6.3. Средний и капитальный ремонты проводятся после демонтажа зданий, перед передислокацией их на другую площадку за счет амортизационных отчислений, которые определяются исходя из первоначальной стоимости, срока службы взноса и других факторов. Эти виды ремонтов, в зависимости от типа зданий, можно производить непосредственно на строительных площадках.

6.4. Капитальный ремонт сложного оборудования инвентарных зданий проводится на специализированных районных или межрайонных ремонтно-механических предприятиях.