МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ Ретроспективный указатель Москва 2005 СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1986. - М.: Госстрой России, ГП ЦПП, 2001. - 213 с. Настоящие нормы распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих постоянных мостов (в том числе путепроводов, виадуков, эстакад и пешеходных мостов) и труб под насыпями на железных дорогах (колеи 1520 мм), линиях метрополитена и трамвая, на автомобильных дорогах (включая внутрихозяйственные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях, дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах городов, поселков и сельских населенных пунктов. СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы. - Изд. офиц.: Введ. 01.07.92 - М.: Госстрой России ГУП ЦПП, 2000. - 168 с. Требования настоящих норм и правил необходимо соблюдать при выполнении и приемке работ по сооружению новых и реконструкции существующих постоянных мостов (в том числе путепроводов, виадуков, эстакад, пешеходных мостов) и труб под насыпями железных дорог, линиями метрополитена и трамвая, автомобильными дорогами (включая внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных предприятий и организаций и дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах городов, поселков и сельских населенных пунктов, если иные не предусмотрены проектом. СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.1987. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1999. - 40 с. Настоящие нормы и правила распространяются на обследования, статические и динамические испытания и обкатку мостов (путепроводов, виадуков, эстакад) и труб под насыпями, запроектированных под подвижные временные нагрузки и расположенных на железных дорогах, линиях метрополитена и трамвая, автомобильных дорогах (включая дороги промышленных предприятий, а также внутрихозяйственные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях), на улицах и дорогах городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы и правила распространяются на обследования и испытания, выполняемые после завершения строительства (при приемке сооружений в постоянную или временную эксплуатацию), после реконструкции (усиления) и могут использоваться при обследованиях и испытаниях сооружений, находящихся в эксплуатации, а также при обследованиях мостов, запроектированных под особые виды нагрузок (от трубопроводов, каналов и др.). Нормы и правила не распространяются: на неполные обследования, проводимые проектными, научно-исследовательскими и другими организациями для получения ограниченных данных; на исследовательские испытания, проводимые до разрушения конструкций; на контрольные обследования и испытания конструкций, узлов и деталей, выполняемые при их изготовлении и монтаже. СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. - Изд. офиц.; Введ. 01.03.2004;Взамен СНиП 2.03.01-84. - М., 2004. - 24 с. Настоящие нормы и правила распространяются на все типы бетонных и железобетонных конструкций, применяемых в промышленном, транспортном, гидротехническом и других областях строительства, изготовляемых из всех видов бетона и арматуры и подвергаемых любым видам воздействия. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб па автомобильных дорогах: ВСН 4-81 / М-во автомоб. дорог РСФСР. - М., 1990. - 36 с. Настоящая инструкция содержит правила и порядок проведения работ по осмотрам мостов и водопропускных труб на автомобильных дорогах. Цель текущих и периодических осмотров: наблюдение за общим состоянием мостов и труб с выявлением дефектов, требующих устранения; определение объемов ремонтных работ; контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка дальнейшего надзора за сооружением. Временные указания по антисептированию элементов деревянных мостов методом глубокой местной пропитки под давлением: ВСН 9-72 / Минавтодор РСФСР. - М: Транспорт, 1973. - 16 с. Временные указания распространяются на содержание деревянных мостов всех систем и конструкций, кроме мостов, построенных из клееных и клеефанерных элементов, и являются дополнением к «Техническим правилам содержания и ремонта автомобильных дорог». Временные указания предусматривают использование водорастворимого антисептика ХМ-5 для защиты деревянных мостов от загнивания методом местной глубокой пропитки под давлением. Местную глубокую пропитку элементов моста целесообразнее совмещать с проведением текущего, среднего и капитального ремонтов. Метод местной глубокой пропитки древесины допускается применять при постройке мостов в тех случаях, когда при сооружении простейших балочных мостов в сжатые сроки используется сырая древесина. Указания по определению грузоподъемности дорожных мостов с учетом их технического состояния: ВСН 12-73. -М.: Транспорт, 1974. - 78 с. В Указаниях изложены рекомендации по обследованию деревянных мостов, определению их грузоподъемности с учетом технического состояния, упрощенным испытаниям, пропуску единичных тяжелых нагрузок и временном усилении. Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов: ВСН 32-89. - М.: Транспорт, 1991. - 166 с. Настоящая инструкция содержит методику определения грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений мостов, имеющих дефекты в несущих элементах конструкций, а также конструкций без дефектов, грузоподъемность которых неизвестна. В пункте 1.15 представлен Перечень основных дефектов, влияющих на расчетную схему, геометрические характеристики элементов, прочностные и деформативные характеристики материала; несущую способность сечения и распределения усилий между элементами. Инструкция по уширению автодорожных мостов и путепроводов: ВСН 51-88 / Минавтодор РСФСР, М-во стр-ва дорог УССР, М-во стр-ва дорог БССР. - М: Транспорт, 1990. 128 с. Инструкция предназначена для работников проектно-изыскательских, строительных и эксплуатационных организаций, занимающихся проектированием и реконструкцией (уширением и усилением) мостов и путепроводов на автомобильных дорогах. ОДН 218.0.032-2003. Временное руководство по определению грузоподъемности мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Отр. дор. нормы. - М., 2003. Настоящее временное руководство распространяется на железобетонные, сталежелезобетонные, металлические и деревянные мостовые сооружения, эксплуатируемые на федеральных автомобильных дорогах, и рекомендуется для применения на всей территории Российской Федерации мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами, а также мостоиспытательными станциями, мостовыми проектными и научно-исследовательскими организациями при обследовании и диагностике мостовых сооружений. Предметом нормирования настоящих ОДН является система назначения классов грузоподъемности мостовых сооружений и методика определения грузоподъёмности сооружений с учетом элементов конструкций. Размещено на сайте www.rosavtodor.ru. ОДН 218.012-99. Общие технические средства к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах. Изд. офиц. Отрасл. дор. нормы. - М., 1999. - 13 с. 1. Область применения Настоящие отраслевые дорожные нормы (ОДН) распространяются на конструкции ограждений недеформируемого и деформируемого типа, устанавливаемые на мостовых сооружениях автомагистралей Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах международного класса. Нормы применяются на всей территории Российской Федерации. Предметом нормирования настоящих ОДН являются требования к мостовым ограждениям, на основании которых осуществляется выбор (из числа сертифицированных конструкций) и разработка новых конструкций ограждений для мостов, а также определение области применения разработанных ранее конструкций. Нормы являются обязательными для применения органами государственного управления автомобильными дорогами, органами надзора, проектными и научно-исследовательскими организациями, предприятиями и организациями дорожного хозяйства России независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. ОДН 218.017-2003. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор): Изд. офиц. - Отрасл. дор. нормы. - М, 2004. - 48 с Настоящие Нормы распространяются на мостовые сооружения, расположенные на общей сети автомобильных дорог Российской Федерации. Предназначены для использования в качестве руководства при выполнении диагностики, обследования или других видов осмотров мостовых сооружений, а также при принятии решения о видах и объемах ремонтных работ. ОДН 218.1.021-2003. Проектирование автодорожных мостов в сейсмических районах. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. нормы. - М: /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2003. - 24 с Настоящие Нормы следует соблюдать при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию постоянных и временных автодорожных мостовых сооружений: мостов через водные преграды, эстакад, путепроводов, виадуков, возводимых на автомобильных дорогах I-V категорий в районах с сейсмичностью 7,8,9 баллов по шкале MSK - 64. Нормы не распространяются на проектирование в сейсмических районах регулярных и защитных сооружений мостовых переходов. МДС 21-1.2004. Методические рекомендации по сейсмическому микрорайонированию участков строительства транспортных сооружений / МИИТ. - М.: ФГУП ЦПП, 2004. - 48 с. Даны рекомендации для проведения работ по сейсмическому микрорайонированию участков нового строительства, капитального ремонта, реконструкции и восстановления транспортных объектов, в том числе объектов особой ответственности. Приведены примеры сейсмического микрорайонирования для сооружений с малыми, средними и большими пролетами (для лавинозащитных галерей). МДС 53-2.2004. Диагностика стальных конструкций. - М.:«ДИМЕНСтест», ФГУП КТБ ЖБ, ФГУП ЦПП, 2005. - 19 с. Диагностирование стальных конструкций неразрушающим методом на основе явления магнитомеханической анизотропии металла применяется при изготовлении, монтаже, обследовании и эксплуатации стальных конструкций, в том числе со сварными соединениями. СТО 02494680-0032-2004. Стандарт организации. Сталежелезобетонные пролетные строения автодорожных мостов. Реконструкция и ремонт. - Введ. 15.04.2004; Введ. впервые. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 63 с. Настоящий стандарт организации устанавливает требования, необходимые для принятия решений по реконструкции и ремонту сталежелезобетонных пролетных строений капитальных мостов на автомобильных дорогах, в том числе: - специфические требования обследований и испытаний; - критерии расстройств и повреждений конструкций; - оценка качества материалов конструкций; - проверка хладостойкости стальных конструкций; - определение грузоподъемности; - конструктивно-технологические решения по реконструкции и ремонту. СТО 02494680-0034-2004. Стандарт организации. Система защиты металлических конструкций от коррозии. Покрытия защитные термодиффузионные цинковые на элементах металлических конструкций и крепежных изделиях. - М: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 23 с Основной целью стандарта является установление общих требований к технологическому процессу нанесения покрытия и общих требований к самому термодиффузионному цинковому покрытию. СТП 012-2000. Заводское изготовление стальных конструкций мостов / Корпорация «Трансстрой». - Введ. 01.07.2003; Взамен СТП 012-2000. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2003. - 177 с. Настоящий стандарт необходимо соблюдать при проектировании, изготовлении и приемке стальных конструкций железнодорожных, автодорожных, городских, совмещенных и пешеходных мостов (включая путепроводы, виадуки, эстакады), предназначенных для эксплуатации в любых климатических условиях, а также в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно. СТП 015-2001. Технология устройства упоров в виде круглых стержней с головкой из импортных материалов в конструкциях мостов / Корпорация «Трансстрой». - Введ. 27.03.2000; Введ. впервые. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2000. - 84 с. Настоящий стандарт регламентирует процесс выполнения сварных соединений гибких упоров в виде круглых стержней с головкой в конструкциях сталежелезобетонных пролетных строений мостов. Стандарт распространяется на сварные соединения гибких упоров в виде круглых стержней с головкой, выполненные контактно-дуговой сваркой специализированным сварочным оборудованием с применением защитных огнеупорных керамических колец. СТП 016-2002. Технология устройства упоров в виде круглых стержней с головкой из отечественных материалов в конструкциях мостов /Корпорация «Трансстрой». - Введ. 15.12.2002; Введен впервые. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2002. - 56 с. Стандарт предприятия регламентирует процесс выполнения сварных соединений гибких упоров в виде круглых стержней с головкой в конструкциях сталежелезобетонных пролетных строений мостов. Стандарт предприятия распространяется на сварные соединения упоров, выполненные контактно-дуговой сваркой специализированным сварочным оборудованием с применением защитных огнеупорных керамических колец. СТП 017-2004. Защита бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений от коррозии/ Корпорация «Трансстрой». - Введ. 11.06.2004; Введен впервые. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2004. - 44 с. Настоящий стандарт предприятия распространяется на защиту от коррозии строительных конструкций (бетонные, железобетонные, а также элементы стальных конструкций) транспортных зданий и сооружений: виадуков, путепроводов, эстакад, тоннелей под железными, автомобильными и городскими дорогами. СП 53-102-2004. Общие правила проектирования стальных конструкций. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2005. - М.: ГУП ЦПП, 2005. - 132 с. Настоящий Свод правил распространяется на проектирование стальных конструкций зданий и сооружений различного назначения. Свод правил не распространяется на проектирование стальных конструкций мостов, тоннелей и труб под насыпями. Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2003. Введена в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № ОС-467-р от 23.05.2003 г. Составлена взамен «Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» / Федеральный дорожный департамент Минтранса России, ГП Росдорнии, М., 1996 г. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения диагностики мостового сооружения с составлением паспорта сооружения. Размещена на сайте www.rosavtodor.ru Временные рекомендации по применению фибробетона при ремонте и содержании искусственных сооружений на автомобильных дорогах/М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 12 с. Приведена технология приготовления и укладки фибробетонной смеси при ремонте аварийных автодорожных мостов, расположенных вдалеке от бетонных заводов и производственных баз, с использованием отходов кордных волокон в качестве дисперсной арматуры. Методика определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. - М.:/М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2002. - 20 с. Методика предназначена для специалистов организаций, занимающихся обследованием железнодорожных автодорожных мостов, контролем качества бетонных работ, а также для исследовательских организаций. Методика основана на определении содержания хлорид-иона в водной вытяжке из бетонного порошка методом прямой потенциометрии с помощью комбинированного ионоселективного электрода. Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных мостов/М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 140 с. Настоящая методика позволяет определять сроки службы железобетонных пролетных строений на ранних этапах их функционирования. Методические рекомендации по вибродиагностике автодорожных мостов /Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации. - М., 2001. - 24 с. Представлены основные характеристики технических и программных средств, применяемых при полевых исследованиях и расчетах несущей способности мостовых конструкций. Рекомендации разработаны с учетом требований основных нормативных документов, приведены основы методик всех технологических процедур, выполняемых при вибродиагностике автодорожных мостов. Методические рекомендации по применению габионных конструкций в дорожно-мостовом строительстве / ООО «Организатор», ФГУП «Союздорпроект». - М., 2001. - 267 с. Предусматривают применение габионных конструкций при проектировании нового строительства, реконструкции и защите автомобильных дорог и переходов через водотоки от опасных природно-техногенных процессов гидрометеорологического и геологического происхождения. Методические рекомендации по применению конструкций температурно-неразрезных пролетных строений. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. - М.: М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2003. - 60 с. Настоящие Рекомендации разработаны в развитие требований главы СНиП «Мосты и трубы» в части повышения эксплуатационной надежности пролетных строений мостовых сооружений, обеспечения комфортных условий движения транспортных средств без снижения скорости, уменьшения затрат на ремонт мостового полотна, а также повышения долговечности мостового сооружения в целом. Методические рекомендации по применению металлических гофрированных труб. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 99 с. Методические рекомендации распространяются на проектирование и постройку металлических гофрированных одно- и многоочковых водопропускных труб диаметром до 3 м и водопропускных сооружений из гофрированных структур комплексной отечественной и импортной поставки отверстием до 8 м на федеральной автомобильной дороге Чита - Хабаровск, включая примыкающие к ней автомобильные и железные дороги промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также на дорогах и улицах городов и поселков, через которые проходит трасса. Методические рекомендации по применению металлических труб большого диаметра в условиях наледеобразования и многолетнемерзлых грунтов (для опытно-экспериментального строительства). - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 84 с. Методические рекомендации распространяются на проектирование и постройку металлических гофрированных водопропускных труб и водопропускных сооружений из гофрированных структур комплектной отечественной и импортной поставки отверстием до 8 мм на автомобильных дорогах в районах вечной мерзлоты и наледеобразования. Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах / Росавтодор. - М., 1999. - 86 с. В настоящих «Методических рекомендациях» представлена классификация работ по содержанию мостовых сооружений и даны предложения по формированию службы их содержания с перечнем работ, возлагаемых на эту службу, показаны порядок взаимоотношений между Заказчиком и Подрядчиком и основные правила контроля качества выполняемых работ, изложены требования к качеству нормативных требований. Методические рекомендации по устройству рулонно-мастичной гидроизоляции «ПОЛИКРОВ» на автодорожных мостах. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 40с. Приведены технические характеристики новых материалов системы гидроизоляции «ПОЛИКРОВ» и даны указания по технологии устройства ее на металлической ортотропной и железобетонной плитах проезжей части автодорожных мостов. Рекомендации по гидроизоляции мостовых сооружений рулонными наплавляемыми материалами производства завода «ИЗОФЛЕКС» / ФГУП «Союздорнии». - Кириши, 2001. - 24 с. Настоящее Руководство касается выполнения гидроизоляции на пролетных строениях мостовых сооружений с железобетонной плитой проезжей части с использованием рулонных битумно-полимерных наплавляемых гидроизоляционных материалов производства Киришского завода «Изофлекс». Рекомендации по использованию эффективных композиционных материалов при обустройстве мостовых сооружений. - Изд. офиц.; Введ. 15.09.2003. - М, 2003. - 16 с. Настоящие рекомендации предназначены для технологического обеспечения изготовления и установки перильных ограждений из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях автомобильных дорог. Рекомендации по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных дорог. /Гос. служба дор. хоз-ва Минтранса России, ГИБДД МВД России. - М., 2001. - 80 с. Определены области применения стандартных, разработанных на базе стандартных и типовых конструкций ограждений, а также выявлены возможности реализации этими конструкциями требований, предъявляемых к ограждениям, устанавливаемым на мостовых сооружениях. Рекомендации могут быть использованы при выборе конструкций для мостовых сооружений не только на общей сети автомобильных дорог, но и в городах. Руководство по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 120 с. Настоящее Руководство распространяется на полное или частичное восстановление защитных покрытий металлических конструкций эксплуатируемых автодорожных мостов на автомобильных дорогах общего пользования и предназначается для использования специализированными подрядными организациями и дорожно-эксплуатационными службами Федеральной дорожной службы Министерства транспорта Российской Федерации при организации, производстве и контроле качества работ по текущему содержанию и капитальному ремонту. В Руководстве изложены требования к выбору систем защитных покрытий, к подготовке поверхности перед окрашиванием, к лакокрасочным материалам и технологии их нанесения, к безопасному ведению работ и экологической безопасности. Положения, изложенные в руководстве, должны соблюдаться при текущем содержании, планово-предупредительных, капитальных ремонтах и реконструкции эксплуатируемых автодорожных мостовых сооружений. Руководство по применению гидроизоляционного материала «Техноэластомост» для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 24 с. Содержит сведения о применении гидроизоляционного материала «Техноэластомост» для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений, характеристики материала, требования к гидроизолируемой поверхности и оборудованию, требования к контролю качества работ и по технике безопасности. Справочное пособие дорожному (мостовому) мастеру по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах / Росавтодор. - М., 1999. - 242 с Настоящее пособие составлено на основании накопленного опыта в дорожных организациях России по ремонту и содержанию автодорожных мостов и предназначено для работников линейной службы эксплуатации - дорожного (мостового) мастера - как руководство по организации работ по содержанию мостов. Абрамов Д.А. Пособие по расчету сечений балочных деревянных мостов с разбросанными прогонами. - М.: Союздорнии, 1998. - 125 с. ИзвлечениеАнализ парка мостовых сооружений на автомобильных дорогах и в населенных пунктах России свидетельствует о том, что деревянные мосты находят применение в практике строительства. Их доля с 60-х годов остается практически без изменения и составляет по протяженности около 80% общей протяженности мостов в России. Объясняется это тем, что железобетонные и стальные мосты возводят преимущественно на вновь строящихся и реконструируемых дорогах. На дорогах местного значения деревянные мосты заменяют, как правило, деревянными. Это объясняется наличием большого количества лесов в России, сравнительной простотой и доступностью получения в лесных районах строительного материала, а также отсутствием или удаленностью для ряда регионов страны заводов, производящих железобетонные и стальные мостовые конструкции, отсутствием у местных строительных организаций кранового оборудования и целым рядом причин экономического и социального характера. Деревянные мосты являются непременно возводимыми конструкциями в условиях военного времени и чрезвычайных обстоятельств. При строительстве деревянных мостов традиционно применяют простейшие балочные конструкции. Деревянные мосты недолговечны, поэтому служба эксплуатации вынуждена заменять отдельные элементы для восстановления требуемой грузоподъемности моста, а также решать вопросы пропуска той или иной нагрузки по мосту. Настоящее Пособие позволяет строить (подбирать сечения элементов моста), определять грузоподъемность и производить усиление деревянных мостов со сближенными прогонами без использования проекта и расчетов. Васильев А.И., Хазанов МЛ. Мониторинг физического и напряженно-деформированного состояния строящихся и эксплуатируемых мостов /Дороги и мосты. Сборник тр. / ГП РОСДОРНИИ. - М., Фирма ВЕРСТКА. - 2004. - С. 32-41. Статья содержит информацию о работах по мониторингу строящихся крупных мостовых сооружений, проводимых в порядке научно-технического сопровождения для реализации сложных конструктивно-технологических решений, а также некоторых эксплуатируемых мостов с проявлениями опасных повреждений конструкций. Представлена краткая информация о компьютерно-измерительной системе. Владимирский С.Р. Механизация строительства мостов: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - С.-Петербург: Изд-во ДНК, 2005. - 152 с. Представлены классификация мостостроительных машин и принцип комплексной механизации строительства. Гадаев Н.Р. Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона методом продольной надвижки. - М, 2002. - 76 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации, Информавтодор; Вып. 1). Рассматриваются научно обоснованные технологические и технические решения по строительству мостов из монолитного железобетона. Отражены особенности конструктивно-технологических решений по сооружению монолитных железобетонных пролетных строений методом цикличной продольной подвижки (метод ЦПН), а также представлены результаты некоторых перспективных разработок в области конструктивно-технологических систем с использованием методов системотехники. Гадаев Н.Р. Особенности технологического оборудования при циклической продольной надвижке монолитных железобетонных пролетных строений мостовых сооружений //Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /Информавтодор. - М, 2002. - Вып. 5. - С. 18-25. Рассматривается новая конструктивно-технологическая система возведения путепроводов с использованием метода циклической продольной надвижки пролетных строений. Глазман Ф.Б. Защита стальных конструкций мостов от коррозии // Трансп. стр-во. - 2000. - № 3. - С. 23-24. Сообщается о применении лакокрасочных материалов для защиты мостовых металлоконструкций от коррозии. Гончаров-Андреев Н.В. Методы ремонта и реконструкции автодорожных мостов, разработанные и апробированные на практике специалистами отдела диагностики мостов ГП Росдорнии //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 1999. - Вып. 9. - С. 29-38. Представлены инженерные решения, предлагаемые и применяемые ГП Росдорнии в практике диагностики, проектировании ремонта и реконструкции мостов. Горелышева Л.A. Нежесткие дорожные покрытия на металлических мостах. - М., 2004. - 80 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 4). Рассматривается проблема устройства и эксплуатации нежестких дорожных одежд на металлических мостах с ортотропной плитой, а также условия их работы. Приведен опыт применения материалов, устройства дорожных одежд, дорожных конструкций для них, наиболее эффективно функционирующих в условиях металлических мостов. Дается анализ возникновения основных дефектов асфальтобетонных покрытий на основе опыта и теоретических разработок отечественных и зарубежных специалистов. Проводится сравнительный анализ различных материалов и типов дорожных конструкций с точки зрения критерия усталостной долговечности. Еремеев В.П., Бурыкин О.М. Сталежелезобетонные балки пролетных строений стендового изготовления // Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М., 2002. - Вып. 4. - С. 31-35. Изложена проблема и рассмотрены пути решения совместимости реконструируемых пролетов с приставными балками уширения. Еремеев В.П. Из опыта ремонта мостов ЛИРМ Казанской архитектурно-строительной академии //Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - 2000. - Вып. 3. - С. 25-31. Сообщается о 20-летней научно-производственной деятельности лаборатории испытаний и реконструкции мостов при содействии Волжской автомобильной дороги (ныне Упрдор «Волга») по разработке и реализации новых конструкций и технологий ремонта мостов. Еремеев В.П. Реконструкция автодорожного моста с предварительно напряженными железобетонными балками пролетных строений // Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М., 2001. - Вып. 1. - С 26-30. Приведен опыт использования остаточного ресурса сооружений мостовых переходов при реконструкции автодорожного моста на автомобильной дороге Чебоксары-Саранск. Ефимов П.П. Архитектура мостов / М-во транспорта Российской Федерации. Гос. служба дор. хоз-ва. ФГУП Информавтодор. - М., 2003. - 286 с. В книге рассмотрена методология развития архитектурно-конструктивных форм мостов, проведен анализ взаимного влияния архитектуры мостов и материалов, из которых выполнены несущие мостовые конструкции, освещены характерные особенности восприятия архитектуры мостов, приведены обширные сведения по архитектуре мостов различных систем, показаны основные приемы дизайна мостов и решения задач мостовой композиции. Книга представляет интерес для специалистов, занимающихся решением проблем архитектуры транспортных сооружений, но не менее интересна любому читателю. Иванова О.В., Терентьева И.Е. Мост и его паспорт // Трансп. стр-во. - 2000. - № 3. - С. 22-23. Специалистами лаборатории испытания мостов НИЦ «Мост» проанализированы некоторые недостатки «Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (1996 г.) и даны рекомендации по их устранению. Иосилевский Л.И., Леонов П.В. Совершенствование конструктивных форм и методов сооружения неразрезных железобетонных пролетных строений мостов // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб. /Информавтодор. - М., 2004. - Вып. 1. - С. 40-52. Рассматриваются технологические особенности сооружения сборных железобетонных неразрезных пролетных строений мостов. Картопольцев ВМ., Боровиков А.Г. Основные требования к технической диагностике транспортных сооружений на автомобильных дорогах // Техника и технологии дор. хоз-ва - 2000. - М 1. - С. 66-69. Содержит рекомендации по оценке технического состояния, грузоподъемности, служебного и остаточного ресурсов с целью определения возможности пропуска современных нагрузок и разработки технических решений по безаварийной эксплуатации или реконструкции транспортных сооружений. Каталог «Техника, технологии и материалы в дорожном хозяйстве»/М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 172 с В разделе I представлены прогрессивные материалы и технологии при ремонте, содержании и строительстве дорог и искусственных сооружений. Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог / Федеральн. дор. служба России. - М., 1998. Т. I: Дефекты весенне-летне-осеннего периода. Т. 2: Дефекты зимнего периода. Каталог предназначен для распознания и выявления типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений. Клейнман А.А., Савин СВ. Конструкция деформационного шва при ремонте автодорожных мостов // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М., 2003. - Вып. 4. - С. 1-5. Рассматривается универсальная конструкция деформационного шва, позволяющего длительное время избежать появления традиционных для швов дефектов, вызывающих снижение комфортности движения, герметичности и надежности в процессе эксплуатации. Клейнман А.А., Савин СВ. Опыт работ по замене опорных частей при ремонте мостов // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб./Информавтодор. - М., 2003. - Вып. 3. - С 20-23. Приведена технология по замене опорных частей при ремонте мостов, разработанная Волгоградским центром ГП «Росдорнии». Концепция улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог России (на период 2002-2010 гг.) / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 68 с. Концепция содержит краткие результаты научного анализа, идеологию эксплуатации мостовых сооружений, концептуальные положения отраслевой политики в области эксплуатации мостовых сооружений и основные задачи на современном этапе. Крамер Е.Л. Проблема регулирования напряженного состояния мостов с большими пролетами // Труды ГП Росдорнии. - М., 2000. - С. 42-50. - (Сб. науч. тр. / ГП Росдорнии; Вып. 10). Проанализированы проблемы расчета, сооружения и эксплуатации висячих и вантовых мостов с пролетами 1000 м и более с позиций повышения их долговечности и эксплуатационной надежности. Отмечена возможность эффективного решения проблемы только посредством применения систем с автоматическим управлением напряженного состояния - САУ. Дан пример построения вантовой системы с пролетами 500 м + 1000 м + 5000 м с использованием САУ. Кущ Н.Н. Опыт организации работ по отбору кернов бетона из конструкций мостов // Трансп. стр-во. - 2000, - № 2. - С. 17-19. Сообщается об опыте работы Научно-исследовательской лаборатории мостов Белорусской государственной политехнической академии по отбору кернов из конструкций мостов через р. Западную Двину в г. Витебске и р. Березину в г. Бобруйске с целью определения, кроме прочности, водонепроницаемости, пористости, трещиноватости, степени карбонизации бетона, а также горной породы щебня, входящего в состав бетона. Лисюнин В.В. К вопросу об эксплуатационной надежности сборных железобетонных пролетных строений автодорожных мостов с плоскими клееными стыками: Дороги и мосты. Сборник тр. /ГП Росдорнии. - М.: Фирма Верстка. - 2004. - С. 153-162. В статье отражено состояние железобетонных пролетных строений мостов с плоскими клееными стыками. Подробно изложены результаты исследований пролетного строения моста через р. Сухону в г. Великом Устюге. Приведены выводы об эксплуатационной надежности сооружений с подобными пролетными строениями. Минин А.В. Повышение долговечности мостов в агрессивных средах за счет использования эффективных химических и эмульсионно-минеральных материалов: Автореф. дис....канд. техн. наук. - М., 2002. - 22 с. В представленной работе рассмотрены способы повышения долговечности и коррозионной стойкости защитных и выравнивающих слоев из бетона и железобетона в условиях воздействия агрессивных сред путем применения пропиточной изоляции на основе водных композиций неорганических солей и эмульсий органических веществ; повышения работоспособности гидроизоляции посредством применения битумополимерных мембран; совершенствования технологии ремонта мостового полотна путем использования материалов на основе битумных эмульсий. Насонов Д.Н. Опыт уширения и усиления мостов на автомобильных дорогах Новгородской области // Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М., 2001. - Вып. 4. - С 10-24. Представлен опыт устранения несоответствия габарита проезжей части и грузоподъемности мостов на автомобильных дорогах Новгородской области требованиям действующих норм. Овчинников И.Г., Распоров О.Н., Макаров В.Н. Устройство дорожной одежды на новом автодорожном мосту через р. Волгу у г. Саратова // Трансп. cmp-во. - 2000. - № 8. - С. 14-16. Представлена схема устройства проезжей части по ортотропной плите с использованием финской технологии. Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А. Дорожно-мостовые габионные конструкции и сооружения. - М., 2001. - 95 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2), В обзорной информации обобщен обширный и малоизвестный многолетний опыт Союздорпроекта, Гипротрансмоста и других отечественных и зарубежных организаций по применению габионных конструкций и сооружений в дорожно-мостовом строительстве. Эти конструкции и сооружения универсальны и имеют широкую область применения, в частности, при укреплении откосов, склонов, подмостовых конусов и русл; при устройстве удерживающих, подпорных, стабилизирующих, водоотводных, водопропускных и локальных дорожно-мостовых очистных сооружений. Обзорная информация является первой наиболее полной работой по данной теме. В ее основу положены результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта устройства габионных конструкций и сооружений, а также научно-методических разработок, выполненных авторами по обоснованию и сопровождению проектно-строительных решений с применением этих конструкций и сооружений. Переводчиков Б.Ф., Селиверстов В.А. Защита опор мостов от размывов. - М, 1998. - 72 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 6). В обзорной информации рассмотрено состояние проблемы защиты опор мостов от опасных проявлений и воздействий паводочных и сопряженных с ними процессов природно-техногенного генезиса, обобщен многолетний опыт проектирования, строительства и эксплуатации мостовых опор. Отражены особенности конструктивных решений по устройству опор мостов, их заложения и условий расположения в подмостовом пространстве; характер и причины возникновения опасных размывов, деформаций и разрушений опор существующих мостов; методы защиты и повышения надежности условий функционирования мостовых опор в условиях паводочных воздействий и обусловленных ими русловых деформаций. Перевозчиков Б.Ф., Селиверстов В.А. Наплавные мосты. - М., 2003. -64 с. - (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 6). В данном выпуске обзорной информации даны типы и конструкции наплавных мостов, приведены примеры из отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрены основные правила и методы проектирования наплавных мостов, главное внимание уделено гидрологическим аспектам проектирования как наименее исследованной области, имеющей пробел в нормативной базе. Приведены основные принципы учета особенностей организации строительства и эксплуатации этого самого древнего типа мостов. Пименова Г.И., Волкова В.И. Экономичность реконструктивных решений пролетных строений автодорожных мостов // Трансп. стр-во. - 2001. - № 1. - С. 6-10. Приведено технико-экономическое обоснование повторного использования конструктивных элементов бывших в эксплуатации конструкций на примере технического состояния железобетонных балок пролетного строения моста через р. Екушаншор автодороги Усинск - Харьяга в Республике Коми. Описаны характерные дефекты железобетонных балок после демонтажа и метод восстановления цельности железобетонных элементов в местах скола бетона - торкретирование. Радченко И.П. О некоторых проблемах эксплуатации мостов // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - 2000. - Вып. 3. - С. 31-36. Для обеспечения достоверной картины технического состояния существующих мостов на территориальных дорогах необходимо провести их диагностику и паспортизацию. Диагностика должна проводиться специализированными центрами, имеющими опыт проектирования, строительства, эксплуатации и необходимую научную и производственную оснащенность. Ронин В.З. Мостостроение в Интернете // Трансп. стр-во. - 2000. - М 3. - С. 22-24. Дан обзор серверов в сети Интернет, посвященных вопросам проектирования и строительства мостовых сооружений. Содержится информация о представительствах частных лиц, высказывается необходимость создания общероссийских информационных ресурсов, посвященных обобщению достижений отечественного мостостроения, и общероссийского сервера для профессионального общения мостостроителей. Саканский Ю.Н., Семенов СВ., Попков И.С. Новые способы усиления и уширения железобетонных пролетных строений при ремонте и реконструкции мостовых сооружений: Науч. исследования и разработки Союздорнии. Тр. Союздорнии. Юбилейный вып. / ФГУП Союздорнии. - М., 2001. - С. 259-265. Специалистами Союздорнии разработано большое число проектов усиления и уширения эксплуатируемых мостовых сооружений с пролетами от 11,36 до 22,16 м. По результатам внедрения можно сделать следующие выводы: разработаны эффективные способы усиления и уширения железобетонных пролетных строений эксплуатируемых мостов, которые успешно применены при ремонте мостовых сооружений в различных регионах России; технология изготовления и натяжения пучков из канатов класса К-7 в 3-4 раза эффективнее, чем пучков из высокопрочной проволоки диаметром 5 мм; для сверления отверстий в ребрах железобетонных балок предпочтительнее применять импортное оборудование; для обеспечения работы сверлильного оборудования достаточно на объекте иметь переносную электростанцию мощностью 3,5-4 кВт; новые механизмы для натяжения одиночных арматурных канатов класса К-7 и анкеры для закрепления концов натянутых канатов надежны в работе и обеспечивают высокую производительность труда; при уширении пролетных строений элементы уширения предпочтительно устраивать из монолитного бетона; при изготовлении пучков необходимо строго соблюдать разработанную Союздорнии технологию защиты их от коррозии и механических повреждений; предпочтительнее пучки готовить на базе, а затем доставлять на объект, устанавливать на балки и натягивать; технология усиления и уширения пролетных строений проста и легко может быть освоена строителями; способы следует широко применять при ремонте и реконструкции эксплуатируемых сооружений; в России имеются материалы и оборудование, необходимые для реализации разработанных способов; в процессе эксплуатации усиленных и уширенных сооружений не зафиксировано дефектов и повреждений, которые свидетельствовали бы об уменьшении их грузоподъемности и эксплуатационной надежности; по данным организаций, внедривших новые способы, они минимум в 2-4 раза эффективнее традиционных способов. Селиверстов В.А. Методы повышения устойчивости временных и вспомогательных мостовых сооружений от гидрологических воздействий: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2004. - 24 с. Целью данной диссертационной работы является разработка методов, позволяющих повысить устойчивость временных и вспомогательных сооружений от опасных гидрологических воздействий при строительстве или реконструкции дорожно-мостовых объектов. Система управления и контроля качества ремонта, реконструкции и строительства магистральных автомобильных дорог и мостов /А.В.Линцер, В.И.Мястовский, В.Б.Салтыков, Е.Н.Грысь, В.Г.Чурарь, В.И.Левдиков, А.В.Черкасов. - М., 2001. - 64 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 6). В обзорной информации приведены анализ и обобщение отечественных и зарубежных систем управления и контроля качества ремонта, реконструкции и строительства магистральных автомобильных дорог и мостов. На основании опыта ГП «Росдорнии», Союздорнии, Росавтодора и ДП ФГУП «Союздорнии» «Смоленский Союздорнии» по проведению технического контроля практически на всех главных магистралях Центрального региона России выстроена 3-уровневая система технического контроля и управления качеством с элементами научного сопровождения. В системе учтен мировой опыт, а также приведены экспериментальные сравнительные данные по улучшению качественных показателей за последние 3-4 года как слоев дорожной одежды, так и реконструируемых дорог в целом. Даны нормативные акты системы контроля, приказы Росавтодора, закрепляющие функционирование системы, а также практические рекомендации по ее внедрению на территориях в увязке с федеральной системой и системы ИСО-9000 и ГОСТ Р. Совершенствование конструкций деформационных швов закрытого типа в пролетных строениях железнодорожных мостов / Шестериков В.И., Козлов Г.Н., Веренько В.A, Хохлов М.В. // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М, 2003. - Вып. 1. - С. 12-21. Рассматривается опыт устройства деформационных швов закрытого типа. На опыте работы АО «Ирмаст-Холдинг» показаны некоторые способы исправления возникающих в процессе эксплуатации дефектов. Современные технологии строительства, реконструкции, ремонта и содержания искусственных сооружений на автомобильных дорогах: Тр. науч.-техн. конф. / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 175 с. Рассмотрены ключевые вопросы, связанные с проектированием, строительством и ремонтом металлических, сталежелезобетонных и бетонных пролетных строений; изменения в отечественной металлургии, связанные с выпуском новых марок сталей и применение импортных арматурных высокопрочных проволок и канатов, а также оборудование и технологические приемы ведения работ по ремонту и реконструкции существующих сооружений. Чаруйский Ю.А., Нестругин Н.А. Материалы и технологии для ремонта мостов // Наука и техника в дор. отрасли. - 2000. - М 3. - С. 19-21. Сообщается о применении ГП «Росдорнии» совместно с фирмой «Parsons» (США) при ремонте мостов и путепроводов новых технических решений: деформационных швов типа «Торма Джойнт», объединения пролетных строений в температурно-неразрезные, технологии «вакуумирования», материалов на основе композиций «ЦМИД», установки переходных плит на всю ширину моста между открылками и др. Шестериков В.И. Каменные мосты России (федеральная сеть автомобильных дорог). - М., 2004. - 90 с. - (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 7). Рассматривается опыт строительства и эксплуатации известнейших каменных мостов Европы, а также отечественный опыт проектирования и содержания каменных мостов. Шестериков В.И. Расчетное прогнозирование срока службы сталежелезобетонных пролетных строений: Дороги и мосты. Сборник тр. / ГП Росдорнии. - М.: Фирма Верстка. -2004. - С. 111-133. В статье представлены результаты исследований второго этапа изучения проблемы прогнозирования срока службы мостовых конструкций, касающегося сталежелезобетонных пролетных строений. Изложены некоторые результаты исследований, выполненных в рамках этого контракта, в частности, отражена тенденция накопления повреждений в эксплуатируемых конструкциях, дан анализ напряженного состояния при различных повреждениях пролетных строений разных лет проектирования, а также прогноз продолжительности их работоспособности. В работе использованы модели деградации конструкций и материалов, установленные экспериментальным и расчетным путем, и приведены результаты расчетов прочности сечения стальной балки. Шестериков В.И. Ремонт конструкций деформационных швов с металлическим окаймлением. - М., 2001. - 68 с. -(Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации, Информавтодор; Вып. 7). Рассмотрен вопрос о восстановлении наиболее распространенных конструкций деформационных швов в пролетных строениях мостовых сооружений средней и большой длины (более 25 м), в том числе с металлическим окаймлением. Приводится описание новых технологий и материалов, даются основные положения методики прогнозирования сроков службы конструкций швов. |